Так как целью приданого было облегчить тяготы брака супруг имел право

Обновлено: 18.05.2024

1. (Павел). Приданое имеет постоянное назначение, и в силу обещания дающего оно устанавливается таким образом, чтобы всегда находиться у мужа.

2. (Павел). Для государства имеет значение, чтобы женщины были обеспечены приданым, благодаря которому они могли бы выходить замуж.

6. (Помпоний). В силу права отцу оказывается помощь таким образом, что утрата дочери уступает место утешению, так как ему возвращается данное им приданое, чтобы он не чувствовал ущерба от утраты и дочери, и денег[1080].

§ 2. Если при установлении приданого один из двух[1081] обманут, то следует оказать помощь и такому лицу, которому уже исполнилось 25 лет, так как не соответствует честности и справедливости получение выгоды одним лицом путем причинения ущерба другому или возложение ущерба в силу получения другим выгоды.

7. (Ульпиан). Справедливость внушает, что плоды приданого должны принадлежать мужу, так как если он сам несет тяготы брака[1082], то справедливо, чтобы он и извлекал плоды.

§ 1. Если плоды извлечены во время существования брака, то они не входят в приданое; если же они извлечены до заключения брака, то они обращаются в приданое[1083], [разве что состоялось какое-либо иное соглашение между будущим мужем и предназначенной женой; тогда плоды, являющиеся как бы дарением, не возвращаются].

§ 3. Если в приданое даются вещи, то я думаю, что они становятся входящими в имущество мужа и что мужу следует предоставить приращение времени (к времени, когда владение осуществлялось женой)[1084]. Вещи становятся вещами мужа, если они даются во время существования брака. Как быть, если (вещи даны) раньше совершения брака? Если женщина дала (вещи) таким образом, чтобы они немедленно сделались вещами будущего мужа, то они такими и становятся; если же (она) дала под тем условием, что они должны стать (вещами мужа), когда она выйдет замуж, то, без сомнения, они делаются вещами мужа тогда, когда будет совершен брак.

9. (Ульпиан). Если я дам вещи Сейе, чтобы она сама, от своего имени, дала (их) в приданое, то они становятся ее вещами, если даже и не даны (ею) в приданое; но она (в этом случае) отвечает путем кондикции.

§ 3. Вещи, которые жена использует в доме мужа, не давая их в приданое, обычно (жена) вносит в список и этот список предлагает мужу, чтобы тот подписал.

10. (Ульпиан). В большинстве случаев для мужа имеет значение, чтобы вещи, (данные в приданое), не были оценены, дабы на него не возлагался риск (утраты и порчи) этих вещей, в особенности если он получил в приданое

животных или одежду, которой пользуется жена; ибо если вещь (одежда) оценена и жена ее износила, то тем не менее муж должен предоставить (в случае возвращения приданого) оценку (одежды). Поскольку же в приданое даются неоцененные вещи, то их улучшение и ухудшение идут за счет жены.

§ 1. Если произошло какое-либо приращение к неоцененным имениям, то это является прибылью жены; если что-либо исчезло, - то ущерб жены.

§ 2. Если у рабов, (входящих в приданое), появилось потомство, то это не является выгодой мужа.

§ 3. Но приплод скота, входящего в приданое, принадлежит мужу, так как это входит в состав плодов, с тем, однако, что прежде всего нужно восполнить собственность[1085], и когда на место издохших животных включены другие из приплода, то остаток муж имеет в качестве плодов, так как плоды приданого принадлежат ему.

14. (Ульпиан). Если жена дала оцененную вещь в приданое, а затем допустила просрочку в передаче и вещь перестала существовать в мире вещей, то я не считаю, что она имеет иск.

15. (Помпоний). Если же от нее это не зависело[1086], то она получает цену таким же образом, как будто она совершила передачу, т.е. то, что случается, возлагается на покупателя[1087].

16. (Ульпиан). Поскольку в приданое дается оцененная вещь, и если вещь, (данная в приданое), отсуждена, то муж предъявляет к жене иск, вытекающий из купли, и то, что он получил в силу этого иска, он должен предоставить жене после прекращения брака на основании иска о приданом. Поэтому если муж получил двойную стоимость[1088], то и это должно быть возвращено жене (после прекращения брака); [это мнение справедливо, так как здесь имеется не простая продажа, а продажа в целях (установления) приданого и муж не должен обогащаться путем причинения жене ущерба;

ибо достаточно, чтобы муж не потерпел ущерба, но не (нужно), чтобы муж извлекал выгоду].

17. (Павел). В отношении вещей, входящих в приданое, муж должен отвечать как за умысел, так и за вину, ибо он получил приданое в своих интересах; [но он должен отвечать за такую внимательность, которую он проявляет в своих делах].

§ 1. Если дана оцененная вещь, а брак не состоялся, то следует рассмотреть, что нужно истребовать обратно: вещь или оценку. Но, по-видимому, действия сторон сводились к тому, что оценка является действительной лишь тогда, когда последовало заключение брака, так как не было другой причины для заключения договора; поэтому должна быть истребована вещь, а не цена.

18. (Помпоний). Если ты принял в качестве приданого рабов по оценке и совершен договор о том, что ты должен отдать после развода (рабов),

имеющих такую же оценку[1089], то, как говорит Лабеон, дети рабов[1090] остаются у тебя, так как и рабы находились на твоем риске.

19. (Ульпиан). Если даже по приказу мужа приданое выдано другому лицу, то тем не менее муж несет обязанности, связанные с приданым.

26. (Модестин). Мы говорим, что при существовании брака можно заменять приданое, поскольку это выгодно женщине: например деньги обращаются в вещь или вещь в деньги; это правильно.

28. (Павел). После брака отец не может ухудшить положения дочери, так как ему не может быть возвращено приданое без согласия дочери.

31. (Папиниан). Если развод не имел места, но вышла ссора (между супругами), то приданое будет оставаться в том же браке.

39. (Ульпиан). Если рабыня дала рабу как бы приданое, а затем при существовании их сожительства оба получили свободу, причем пекулий не был от них отобран, дело определяется так: если какие-либо из телесных вещей, данных как и они остались в том же положении[1091], то это бы в приданое во время нахождения в браке, существуют, то эти вещи рассматриваются в качестве молчаливо обращенных в приданое и женщина имеет право получить их оценку.

§ 1. Если женщина вышла замуж за скопца[1092], то я считаю, что нужно различать, является ли он кастратом или нет, так как если он кастрат, то ты скажешь, что нет приданого; если же он не кастрат, то имеется и приданое, и иск о приданом, так как брак существует.

41. (Павел). В силу обещания приданого все, (давшие обещание), являются обязанными, какого бы они ни были пола и положения.

§ 1. Но если брака не последовало, то нельзя предъявить иск, вытекающий из стипуля-ции, ибо надо обращать больше внимания на дело, чем на слова[1093].

§ 2. Приданое устанавливается путем заявления о получении долга (acceptilatio)[1094], когда мужу, являющемуся должником, делается заявление о получении долга в целях установления приданого[1095].

43. (Ульпиан). Хотя приданое и устанавливается путем заявления о получении долга, однако если это заявление было сделано раньше совершения брака, а брак не последовал, то, по словам Сцеволы, ничтожен факт сделанного по причине брака заявления о получении долга, и потому (прежнее) обязательство остается в силе; это мнение правильно.

брак совершился, то женщина по прекращении брака может истребовать приданое, [разве что постороннее лицо сделало заявление о получении дел-га с тем условием, что само оно будет иметь кондикцию, каким бы образом ни был прекращен брак; в этих случаях жена не будет иметь иск].

44. (Юлиан). Если отец дал обещание установить приданое для своей дочери и эманципировал дочь до брака, то обещание не уничтожается; ибо и в тех случаях, когда отец умрет до брака, тем не менее его наследники остаются обязанными в силу его обещания.

54. (Гай). Вещи, которые приобретены на деньги, данные в приданое, рассматриваются как вещи, входящие в приданое.

§1. Приданое должно быть там, где имеются тяготы брака[1096].

§ 2. После смерти отца тяготы брака немедленно переходят к сыну, как и дети, как и жена[1097].

58. (Цельс). Если еще до совершения сговора ты обещал Тицию приданое для Сейи и она не захотела выйти за него замуж, то, если впоследствии она выйдет (за него) замуж, ты обязан дать приданое, разве что тем временем был совершен другой брак[1098].

61. (Теренций Клеменс). Общий попечитель[1099] или же попечитель, назначенный для установления приданого, дал обещание установить приданое в размере, превышающем стоимость имущества женщины. В силу самого права (ipso hire) обещание является недействительным, так как по закону не является действительным распоряжение (попечителя), сделанное по злому умыслу. Но возникает вопрос: лишается ли обязательство силы в полном объеме или же в том объеме, в котором обещание превышает то, что следовало обещать? [И более полезно сказать, что лишается силы только то, что выходит за пределы (стоимости имущества жены).].

66. (Помпоний). Если собственник имения дает мне в качестве приданого узуфрукт на имение, собственность на которое не принадлежала женщине, то после развода возникают трудности в отношении возвращения жене права: мы сказали, что узуфруктуарий может уступить узуфрукт лишь собственнику имения, и если узуфрукт уступается постороннему лицу, [т.е. такому лицу, которое не имеет собственности ], то к этому лицу ничего не переходит, но узуфрукт возвратится к собственнику имения. Поэтому некоторые правильно думали, что следует ввести такое средство защиты: или муж сдает этот узуфрукт жене внаем или продает его за одну монету[1100], так что само право остается у мужа, а извлечение плодов принадлежит жене.

67. (Прокул). Прокул приветствует своего внука[1101]. Рабыня, которая вы шла замуж и передала деньги мужу в качестве приданого - вне зависимости от того, знала она о том, что является рабыней или нет, - не может сделать эти деньги деньгами мужа, и деньги остаются принадлежащими тому, чьими они были, прежде чем они были переданы по указанному основанию мужу, [разве что деньги были приобретены (мужем) по давности]. И она не может изменить основания (передачи) денег и после того, как она, находясь у того же мужа, была освобождена от рабства. Поэтому и после совершения развода она не может правомерно истребовать деньги обратно ни в силу права, относящегося к приданому, ни посредством кондикции; но лицо, которому принадлежат деньги, правомерно виндицирует их. Если же муж приобрел по давности эти деньги, владея ими как своими, разумеется считая женщину свободной, то я считал бы более правильным, чтобы это шло в пользу его [во всяком случае, если он приобрел по давности раньше, чем (сожитие) стало браком][1102]. Я высказываю то же мнение, если он что-либо приобрел на эти деньги, [до того как они стали приданым], при том условии, что он не владеет ими и не перестал владеть ими в силу действия, совершенного с умыслом.

§ 4. Тесть дал зятю обещание посредством стипуляции выдать приданое по усмотрению тестя в определенный день, не указав вещей или их количества; установлено, что если и не было указания на усмотрение, то стипуляция является действительной; это не имеет подрбия с таким положением, когда при неуказании имения легат или стипуляция имения являются ничтожными, так как между способами установления приданого и неизвестным предметом имеется большое различие: ибо размер приданого может быть установлен в соответствии со средствами отца и достоинством мужа.

70. (Павел). В сомнительных случаях лучше высказываться в пользу приданого.

72. (Павел). Женщина дала в приданое все свое имущество; я спрашиваю: обязан ли муж отвечать за обременение, как если бы он был наследником? Павел ответил, что и тот, кто получил все имущество жены в силу обещания приданого, не несет ответственности перед ее кредиторами, но обещание имущества объемлет только то, что остается за вычетом долгов.

73. (Павел). Немой, глухой, слепой несут обязательства, вытекающие из приданого[1103], так как они могут и заключать брак.

§ 1. Во время брака жене, не собирающейся растратить приданое, оно может быть возвращено в следующих случаях: чтобы она содержала себя и своих, чтобы она купила выгодное имение, чтобы она предоставила содержание высланному или сосланному

на остров родителю, чтобы она поддерживала нуждающегося мужа[1104], брата или сестру.

75. (Трифонин). Хотя приданое находится в имуществе мужа, но оно принадлежит жене, и правильно установлено, что если жена дала в приданое неоцененное имение, по поводу которого ей было дано обеспечение путем стипуляции об уплате двойной цены[1105], и если это имение отсуждено от мужа, то она немедленно может предъявить иск, основанный на стипуляции.

76. (Трифонин). Если отец женщины обещал приданое в случае своей смерти, то это обещание является действительным.

77. (Трифонин). Женщина имела должника, долг которого был обременен процентами. И, собираясь вступить в брак с этим должником, она обещала ему в виде приданого то, что он был ей должен; после брака проценты за последующее время не входят в приданое, так как указанное выше обязательство уничтожается в полном объеме (в момент заключения брака), как если бы уплаченный этой женщине долг был дан ею в приданое.

78. (Трифонин). Если женщина имеет узуфрукт на имение мужа и дала этот узуфрукт мужу в приданое, то хотя узуфрукт перешел (к мужу) от жены, но муж не имеет узуфрукта, а пользуется своим имением как собственник, получивший в силу приданого полную собственность на имение, без отделения от нее узуфрукта, и в силу неиспользования (узуфрукта) муж не утрачивает (его). Но когда произведен развод, то (муж) устанавливает на имение узуфрукт в пользу жены. Если же жена умрет в продолжение брака, то, по-видимому, муж не получает никакой выгоды из приданого, так как если бы он и не женился на ней, то узуфрукт, прекратившись в силу смерти узуфруктуария, возвращается в состав собственности; и потому он не затрачивает его на похороны жены.

§ 2. Если женщина установила на свое имение узуфрукт в пользу мужа в качестве приданого, то в этом случае у мужа имеется узуфрукт в собственном смысле слова и этот узуфрукт утрачивается в силу непользования им; если это случится, то рассмотрим, продолжает ли женщина и после этого[1106] иметь приданое. И если собственность на имение принадлежит женщине, к которой возвратился узуфрукт[1107], то она уже ничего не имеет в качестве приданого, что она могла бы потребовать путем иска о приданом; она не может вменить (мужу в вину) то обстоятельство, [что он вследствие неиспользования утратил узуфрукт], который она сама осуществляет в свою пользу; поэтому она не имеет приданого. Если же жена отчудила собственность и собственность сделалась более полной[1108] без всякой выгоды для жены, то в этом случае она имеет приданое, так как по иску о приданом должен быть ответствен муж, которому было предоставлено

осуществление узуфрукта и который утратил его вследствие неиспользования.

1. (Павел). Приданое имеет постоянное назначение, и в силу обещания дающего оно устанавливается таким образом, чтобы всегда находиться у му-жа.

2. (Павел). Для государства имеет значение, чтобы женщины были обеспечены приданым, благодаря которому они могли бы выходить замуж.

3.(Ульпиан). Наименование "приданое" не относится к тем бракам, ко-торые не могут существовать; ибо не может быть приданого без брака. И вез-де, где нет брака, нет и приданого.

5. (Ульпиан). Приданое, называемое "profecticia",- это то, которое про-исходит (profecta est) от отца или от (его) родителя и (предоставляется) из его имущества или путем его действий. § 5. Если отец отказался от наследства в целях установления приданого, например ввиду того, что муж был предна-значенным по завещанию наследником (substitutus) или лицом, которое мог-ло истребовать наследство в силу закона30, то, как говорил Юлиан, приданое не является "profecticia". И если отец в целях установления приданого отка-зался от легата, чтобы легат остался у зятя, который является наследником, то Юлиан доказывает, что приданое не произошло из имущества (отца), так как он ничего не выдал, но (лишь) не приобрел. § 7. Если отец обещал при-даное и дал вместо себя поручителя или ответчика31, то я считаю, что при-даное является "profecticia": ибо достаточно, чтобы отец был обязанным пе-ред ответчиком или поручителем. § 9. Если кто-либо подарил отцу опреде-ленное количество (денег), чтобы отец дал это (в виде приданого) дочери, то это не является "profecticia", как писал Юлианов 17-й книге дигест: ибо он обязан выдать (подаренное ему) или же он отвечает в силу кондикции, если он не выдаст. Он (Юлиан) говорит, что такое же право применяется и в от-ношении матери: если, например, жена дает что-либо мужу под тем услови-ем, чтобы он дал (это) зятю в приданое за дочерью; и не видно, что жена со-вершила дарение в пользу мужа. [Он (Юлиан) весьма правильно говорит, что по цивильному праву (в этом случае) дарение не запрещено32. Ибо жена совершила дарение не для того, чтобы (муж) это имел, но для того, чтобы он уплатил это зятю для своей дочери; если же (муж) этого не даст, то он отве-чает в силу кондикции.] Юлиан говорит, что приданое это является "adventicia"33, и это мы применяем.

6. (Помпоний). В силу права отцу оказывается помощь таким образом, что утрата дочери уступает место утешению, так как ему возвращается дан-ное им приданое, чтобы он не чувствовал ущерба от утраты и дочери, и де-нег34. § 2. Если при установлении приданого один из двух35 обманут, то следует оказать помощь и такому лицу, которому уже исполнилось 25 лет, так как не соответствует честности и справедливости получение выгоды од-ним лицом путем причинения ущерба другому или возложение ущерба в си-лу получения другим выгоды.

7(Ульпиан). Справедливость внушает, что плоды приданого должны принадлежать мужу, так как если он сам несет тяготы брака36, то справедли-во, чтобы он и извлекал плоды. § 1. Если плоды извлечены во время сущест-вования брака, то они не входят в приданое; если же они извлечены до за-ключения брака, то они обращаются в приданое37, [разве что состоялось ка-кое-либо иное соглашение между будущим мужем и предназначенной женой; тогда плоды, являющиеся как бы дарением, не возвращаются]. § 3. Если в приданое даются вещи, то я думаю, что они становятся входящими в имуще-ство мужа и что мужу следует предоставить приращение времени (к времени, когда владение осуществлялось женой)38. Вещи становятся вещами мужа, если они даются во время существования брака. Как быть, если (вещи даны) раньше совершения брака? Если женщина дала (вещи) таким образом, чтобы они немедленно сделались вещами будущего мужа, то они такими и стано-вятся; если же (она) дала под тем условием, что они должны стать (вещами мужа), когда она выйдет замуж, то, без сомнения, они делаются вещами мужа тогда, когда будет совершен брак.

9. (Ульпиан). Если я дам вещи Сейе, чтобы она сама, от своего имени, дала (их) в приданое, то они становятся ее вещами, если даже и не даны (ею) в приданое; но она (в этом случае) отвечает путем кондикции. § 3. Вещи, которые жена использует в доме мужа, не давая их в приданое, обычно (же-на) вносит в список и этот список предлагает мужу, чтобы тот подписал.

10. (Ульпиан). В большинстве случаев для мужа имеет значение, чтобы вещи, (данные в приданое), не были оценены, дабы на него не возлагался риск (утраты и порчи) этих вещей, в особенности если он получил в приданое животных или одежду, которой пользуется жена; ибо если вещь (одежда) оценена и жена ее износила, то тем не менее муж должен предоста-вить (в случае возвращения приданого) оценку (одежды). Поскольку же в приданое даются неоцененные вещи, то их улучшение и ухудшение идут за счет жены. § 1. Если произошло какое-либо приращение к неоцененным имениям, то это является прибылью жены; если что-либо исчезло, - то ущерб жены. § 2. Если у рабов, (входящих в приданое), появилось потомство, то это не является выгодой мужа. § 3. Но приплод скота, входящего в приданое, принадлежит мужу, так как это входит в состав плодов, с тем, однако, что прежде всего нужно восполнить собственность39, и когда на место издохших животных включены другие из приплода, то остаток муж имеет в качестве плодов, так как плоды приданого принадлежат ему.

14. (Ульпиан). Если жена дала оцененную вещь в приданое, а затем до-пустила просрочку в передаче и вещь перестала существовать в мире вещей, то я не считаю, что она имеет иск.

15. (Помпоний). Если же от нее это не зависело40, то она получает цену таким же образом, как будто она совершила передачу, т.е. то, что случается, возлагается на покупателя41.

16. (Ульпиан). Поскольку в приданое дается оцененная вещь, и если вещь, (данная в приданое), отсуждена, то муж предъявляет к жене иск, выте-кающий из купли, и то, что он получил в силу этого иска, он должен предос-тавить жене после прекращения брака на основании иска о приданом. Поэто-му если муж получил двойную стоимость42, то и это должно быть возвраще-но жене (после прекращения брака); [это мнение справедливо, так как здесь имеется не простая продажа, а продажа в целях (установления) приданого и муж не должен обогащаться путем причинения жене ущерба;

ибо достаточно, чтобы муж не потерпел ущерба, но не (нужно), чтобы муж извлекал выгоду].

17. (Павел). В отношении вещей, входящих в приданое, муж должен отвечать как за умысел, так и за вину, ибо он получил приданое в своих ин-тересах; [но он должен отвечать за такую внимательность, которую он про-являет в своих делах]. § 1. Если дана оцененная вещь, а брак не состоялся, то следует рассмотреть, что нужно истребовать обратно: вещь или оценку. Но, по-видимому, действия сторон сводились к тому, что оценка является дейст-вительной лишь тогда, когда последовало заключение брака, так как не было другой причины для заключения договора; поэтому должна быть истребова-на вещь, а не цена.

18. (Помпоний). Если ты принял в качестве приданого рабов по оценке и совершен договор о том, что ты должен отдать после развода (рабов), имеющих такую же оценку43, то, как говорит Лабеон, дети рабов44 остаются у тебя, так как и рабы находились на твоем риске.

19. (Ульпиан). Если даже по приказу мужа приданое выдано другому лицу, то тем не менее муж несет обязанности, связанные с приданым.

26. (Модестин). Мы говорим, что при существовании брака можно за-менять приданое, поскольку это выгодно женщине: например деньги обра-щаются в вещь или вещь в деньги; это правильно.

28. (Павел). После брака отец не может ухудшить положения дочери, так как ему не может быть возвращено приданое без согласия дочери.

31. (Папиниан). Если развод не имел места, но вышла ссора (между супругами), то приданое будет оставаться в том же браке.

39. (Ульпиан). Если рабыня дала рабу как бы приданое, а затем при су-ществовании их сожительства оба получили свободу, причем пекулий не был от них отобран, дело определяется так: если какие-либо из телесных вещей, данных как и они остались в том же положении45, то это бы в приданое во время нахождения в браке, существуют, то эти вещи рассматриваются в ка-честве молчаливо обращенных в приданое и женщина имеет право получить их оценку. § 1. Если женщина вышла замуж за скопца46, то я считаю, что нужно различать, является ли он кастратом или нет, так как если он кастрат, то ты скажешь, что нет приданого; если же он не кастрат, то имеется и при-даное, и иск о приданом, так как брак существует.

41. (Павел). В силу обещания приданого все, (давшие обещание), явля-ются обязанными, какого бы они ни были пола и положения. § 1. Но если брака не последовало, то нельзя предъявить иск, вытекающий из стипуля-ции, ибо надо обращать больше внимания на дело, чем на слова47. § 2. При-даное устанавливается путем заявления о получении долга (acceptilatio)48, когда мужу, являющемуся должником, делается заявление о получении долга в целях установления приданого49.

43. (Ульпиан). Хотя приданое и устанавливается путем заявления о по-лучении долга, однако если это заявление было сделано раньше совершения брака, а брак не последовал, то, по словам Сцеволы, ничтожен факт сделан-ного по причине брака заявления о получении долга, и потому (прежнее) обя-зательство остается в силе; это мнение правильно. § 2. Конечно, если

43 Рабов, имеющих такую же стоимость.

44 Дега, родившиеся от рабов во время нахождения приданого у тебя.

Сожительство продолжается и после их освобождения. 46 Здесь разу-меется вообще лицо, лишенное способности к деторождению.

По поводу приданого нужно предъявить специальный иск - actio dot".

Имеется в виду случай, когда муж является должником лица, устано-вивш брак совершился, то женщина по прекращении брака может истребо-вать приданое, [разве что постороннее лицо сделало заявление о получении дел-га с тем условием, что само оно будет иметь кондикцию, каким бы обра-зом ни был прекращен брак; в этих случаях жена не будет иметь иск].

44. (Юлиан). Если отец дал обещание установить приданое для своей дочери и эманципировал дочь до брака, то обещание не уничтожается; ибо и в тех случаях, когда отец умрет до брака, тем не менее его наследники оста-ются обязанными в силу его обещания.

54. (Гай). Вещи, которые приобретены на деньги, данные в приданое, рассматриваются как вещи, входящие в приданое.

56. (Павел). §1. Приданое должно быть там, где имеются тяготы бра-ка50. § 2. После смерти отца тяготы брака немедленно переходят к сыну, как и дети, как и жена5 .

58. (Цельс). Если еще до совершения сговора ты обещал Тицию прида-ное для Сейи и она не захотела выйти за него замуж, то, если впоследствии она выйдет (за него) замуж, ты обязан дать приданое, разве что тем временем был совершен другой брак52.

61. (Теренций Клеменс). Общий попечитель53 или же попечитель, на-значенный для установления приданого, дал обещание установить приданое в размере, превышающем стоимость имущества женщины. В силу самого права (ipso hire) обещание является недействительным, так как по закону не является действительным распоряжение (попечителя), сделанное по злому умыслу. Но возникает вопрос: лишается ли обязательство силы в полном объеме или же в том объеме, в котором обещание превышает то, что следо-вало обещать? [И более полезно сказать, что лишается силы только то, что выходит за пределы (стоимости имущества жены).].

66. (Помпоний). Если собственник имения дает мне в качестве прида-ного узуфрукт на имение, собственность на которое не принадлежала жен-щине, то после развода возникают трудности в отношении возвращения жене права: мы сказали, что узуфруктуарий может уступить узуфрукт лишь собст-веннику имения, и если узуфрукт уступается постороннему лицу, [т.е. такому лицу, которое не имеет собственности ], то к этому лицу ничего не перехо-дит, но узуфрукт возвратится к собственнику имения. Поэтому некоторые правильно думали, что следует ввести такое средство защиты: или муж сдает этот узуфрукт жене внаем или продает его за одну монету54, так что само право остается у мужа, а извлечение плодов принадлежит жене.

Приданое должно находиться у того лица, которое несет расходы на семейную жизнь 31 При жизни отца дети и жена сына находились под вла-стью отца.

52 Т.е. если Сейя вышла замуж за другое лицо и по прекращении этого брака выходит за Тиция.

53 Generalis curator - попечитель, назначенный к женщине, не достиг-шей 25 лет, и обладающий общими полномочиями попечителя.

54 Nummo uno - в смысле "за грош", т.е. за такую незначительную це-ну, которая отнюдь не соответствует стоимости узуфрукта; уступке узуфрук-та фиктивно придается вид купли.

67. (Прокул). Прокул приветствует своего внука55. Рабыня, которая вы шла замуж и передала деньги мужу в качестве приданого - вне зависимости от того, знала она о том, что является рабыней или нет, - не может сделат! эти деньги деньгами мужа, и деньги остаются принадлежащими тому, чьими они были, прежде чем они были переданы по указанному основанию мужу, [разве что деньги были приобретены (мужем) по давности]. И она не может изменить основания (передачи) денег и после того, как она, находясь у того же мужа, была освобождена от рабства. Поэтому и после совершения развода она не может правомерно истребовать деньги обратно ни в силу права, отно-сящегося к приданому, ни посредством кондикции; но лицо, которому при-надлежат деньги, правомерно виндицирует их. Если же муж приобрел по давности эти деньги, владея ими как своими, разумеется считая женщину свободной, то я считал бы более правильным, чтобы это шло в пользу его [во всяком случае, если он приобрел по давности раньше, чем (сожитие) стало браком]56. Я высказываю то же мнение, если он что-либо приобрел на эти деньги, [до того как они стали приданым], при том условии, что он не владе-ет ими и не перестал владеть ими в силу действия, совершенного с умыс-лом.

69. (Папиниан). § 4. Тесть дал зятю обещание посредством стипуля-ции выдать приданое по усмотрению тестя в определенный день, не указав вещей или их количества; установлено, что если и не было указания на ус-мотрение, то стипуляция является действительной; это не имеет подрбия с таким положением, когда при неуказании имения легат или стипуляция име-ния являются ничтожными, так как между способами установления придано-го и неизвестным предметом имеется большое различие: ибо размер прида-ного может быть установлен в соответствии со средствами отца и достоинст-вом мужа.

70. (Павел). В сомнительных случаях лучше высказываться в пользу приданого.

72. (Павел). Женщина дала в приданое все свое имущество; я спраши-ваю: обязан ли муж отвечать за обременение, как если бы он был наследни-ком? Павел ответил, что и тот, кто получил все имущество жены в силу обе-щания приданого, не несет ответственности перед ее кредиторами, но обеща-ние имущества объемлет только то, что остается за вычетом долгов.

73. (Павел). Немой, глухой, слепой несут обязательства, вытекающие из приданого57, так как они могут и заключать брак. § 1. Во время брака же-не, не собирающейся растратить приданое, оно может быть возвращено в следующих случаях: чтобы она содержала себя и своих, чтобы она купила выгодное имение, чтобы она предоставила содержание высланному или сосланному на остров родителю, чтобы она поддерживала нуждающегося мужа5', брата или сестру.

75. (Трифонин). Хотя приданое находится в имуществе мужа, но оно принадлежит жене, и правильно установлено, что если жена дала в приданое неоцененное имение, по поводу которого ей было дано обеспечение путем стипуляции об уплате двойной цены, и если это имение отсуждено от мужа, то она немедленно может предъявить иск, основанный на стипуляции.

76. (Трифонин). Если отец женщины обещал приданое в случае своей смерти, то это обещание является действительным.

77. (Трифонин). Женщина имела должника, долг которого был обреме-нен процентами. И, собираясь вступить в брак с этим должником, она обеща-ла ему в виде приданого то, что он был ей должен; после брака проценты за последующее время не входят в приданое, так как указанное выше обяза-тельство уничтожается в полном объеме (в момент заключения брака), как если бы уплаченный этой женщине долг был дан ею в приданое.

78. (Трифонин). Если женщина имеет узуфрукт на имение мужа и дала этот узуфрукт мужу в приданое, то хотя узуфрукт перешел (к мужу) от жены, но муж не имеет узуфрукта, а пользуется своим имением как собственник, получивший в силу приданого полную собственность на имение, без отделе-ния от нее узуфрукта, и в силу неиспользования (узуфрукта) муж не утрачи-вает (его). Но когда произведен развод, то (муж) устанавливает на имение узуфрукт в пользу жены. Если же жена умрет в продолжение брака, то, по-видимому, муж не получает никакой выгоды из приданого, так как если бы он и не женился на ней, то узуфрукт, прекратившись в силу смерти узуфрук-туария, возвращается в состав собственности; и потому он не затрачивает его на похороны жены. § 2. Если женщина установила на свое имение узуфрукт в пользу мужа в качестве приданого, то в этом случае у мужа имеется узуф-рукт в собственном смысле слова и этот узуфрукт утрачивается в силу не-пользования им; если это случится, то рассмотрим,' продолжает ли женщина и после этого60 иметь приданое. И если собственность на имение принадле-жит женщине, к которой возвратился узуфрукт61, то она уже ничего не имеет в качестве приданого, что она могла бы потребовать путем иска о приданом; она не может вменить (мужу в вину) то обстоятельство, [что он вследствие неиспользования утратил узуфрукт], который она сама осуществляет в свою пользу; поэтому она не имеет приданого. Если же жена отчудила собствен-ность и собственность сделалась более полной62 без всякой выгоды для же-ны, то в этом случае она имеет приданое, так как по иску о приданом должен быть ответствен муж, которому было предоставлено осуществление узуфрукта и который утратил его вследствие неиспользования.

79. (Лабеон). § 1. Отец обещал дать в приданое за дочерью и (дал это обещание) таким образом: "когда это явится удобнейшим". Атей писал, что Сервий дал ответ: (приданое) должно быть уплачено, как только оно может быть дано без позора и бесчестия.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Ольга Пашаева Римское право: конспект лекций

Римское право: конспект лекций: краткое содержание, описание и аннотация

Ольга Пашаева: другие книги автора

Кто написал Римское право: конспект лекций? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Ольга Пашаева: Римское право: конспект лекций

Римское право: конспект лекций

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Римское право: конспект лекций — читать онлайн ознакомительный отрывок

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

1) путем совершения религиозного обряда;

2) путем покупки женихом невесты;

3) путем простого соглашения сторон.

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Приданое устанавливалось следующим образом:

— обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

— также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, — глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;

— не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).

Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.
Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).
Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.
Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.
Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опе куна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Приданое в римском праве имело, по сути, тот же смысл, что и сегодня. Это имущество, которая жена приносит в семью мужа. Это также могло быть имущество, переданное со стороны женщины ее родственниками ad onera matrimonii ferenda. Женщина приходила в семью со своим имуществом, но т.к. все расходы по содержанию семьи и детей ложились после брака на мужа, он же, и распоряжался всем имуществом, в том числе и приданым жены. Во времена древнеримской республики браки были в основном cum manu. В таком браке имущественные отношения, касающиеся приданого жены, не имели никакого правового статуса или регламентации, которая бы определяла принадлежность приданого в ситуациях изменения жизненных ситуаций внутри семьи. Приданое в древнем риме принадлежало в браке мужчине, который мог распоряжаться им по своему усмотрению. Приданое не возвращалось жене, или ее семье ни в случае развода, ни после смерти женщины. Учитывая крайнюю редкость расторжения семьи, в древнеримской республике, необходимости в юридическом закреплении возврата приданого не возникало.

К концу существования республики и во времена империи, когда происходит общее падение нравов в римском обществе и римские семьи не останавливают никакие моральные барьеры, приданое жены становится объектом наживы и спекуляции. Мужья, получив приданое, могли на другой день затеять развод, с целью оставить себе принесенное в семью имущество жены. Понятно, что это особенно касалось достаточно богатых и зажиточных семей, где приданым жены могли выступать значительные земельные угодья, строения, драгоценности. Именно поэтому зажиточные римляне, чтобы обезопасить своих дочерей и были озабочены правовой защитой приданого.

После распространения формы семьи sine manu, стала получать распространения такая форма соглашения cautio rei uxoriae, представлявшая собой устную договоренность между будущими супругами, о манипуляциях.

В римской империи, право женщины, позволяющее получить обратно свое приданое в случае развода, было уже закреплено юридически. В нем признавалось право мужа, по прежнему распоряжаться и управлять приданым жены, и содержало обязательства по возврату при разводе или смерти. Позднее был введен закон ограничивающий распоряжение приданым без согласия жены.

Именно во времена древнеримской империи впервые получил распространение брачный договор, который составлялся при заключении брака, и в котором закреплялась за женщиной возможность вернуть свое имущество при разводе. На основании брачного договора подавался иск actio ex stipulatu (иск о возврате приданого). Интересно, что в таком документе регламентировалось требование об оценке стоимости приданого и закреплении этой стоимости в брачном соглашении. Именно на эту сумму закрепленную в документе, муж должен был вернуть имущественный или денежный эквивалент жене в случае развода, или ее родственникам. Причем условия возврата распространялись и на наследников мужа, в случае его смерти.

Если брачное соглашение по какой-то причине отсутствовало, в римском праве была предусмотрена возможность подачи иска со стороны жены, через претора actio rei uxoriae. В этом случае (bonae fidei) только жена могла получить свое имущество обратно. Юридически были разграничены разводы на инициатора и ответчика или виновного. Если виноват в расколе семьи был мужчина, женщина могла рассчитывать получить свое имущество, во всех остальных - все оставалось другой стороне.

Примерно тогда же появился обычай имущественного подарка женщине будущим мужем, смысл подарка заключался в аналогичном взносе в брак, и назывался предбрачным даром (do-natio ante nuptias). Позднее он стал носить название do-natio propter nuptias (дарение ввиду брака). Его стоимость была сопоставима стоимости приданого жены, но принадлежало мужу, и находилось у него в управлении. Если брак расторгался, то в случае вины мужа дар переходил в пользу жены. Жена могла получить это имущество и в случае смерти мужа, обычно такое право предусматривалось в договоре.

Читайте также: