Тахограф шайба до какого года действителен

Обновлено: 12.06.2024

С 1 марта 2021 года в России меняются правила технического осмотра согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434. С этой даты будут аннулироваться диагностические карты транспортных средств, при оформлении которых не был проведен технический осмотр. Кроме того, с 1 марта 2021 года МВД вводит в эксплуатацию единую автоматизированную систему технического осмотра автомобилей с обязательным фотографированием транспортного средства до и после ТО.

Требования в части оснащения транспортных средств отдельных категорий тахографами остались неизменны: “Тахограф должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер (при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени. Сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.”

Вышел новый Приказ Минтранса!

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” вышел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года.

Вниманию компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и других лиц автобусами!

С 1 января 2021 года вступают в силу новые требования к лицензированию перевозок пассажиров и других лиц автобусами. На каждый автобус помимо тахографа должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем данные требования относятся как к компаниям, осуществляющим коммерческие перевозки, так и фирмам, которые используют автобусы для личных нужд.

Подробная информация о нововведениях содержится в Постановлении Правительства №1616 от 07 октября 2020

Вниманию перевозчиков!

С 1 ноября 2019 г. повысились штрафы для ИП и Юридических лиц на основании
ч. 2 ст. 11.23 КоАП.

✓ на водителя– от 3 000 – 5 000 рублей

✓ на должностное лицо от 7 000 -10 000 рублей

✓ на индивидуального предпринимателя от 15 000 -25 000 рублей

✓ на юридическое лицо от 20 000 – 50 000 рублей

Штраф выписывается в случаях:

– управления ТС без тахографа с блоком СКЗИ

– нарушения режима труда и отдыха водителем

– отсутствия Карты водителя

Какие документы запрашивает транспортная инспекция в случае проверки Перевозчика:

✓ распечатки данных с тахографа.

Вниманию Физических лиц, имеющих в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 339 от 15 октября 2019 года

Изменились сроки оснащения тахографами!

Внимание Перевозчикам, обслуживающим регулярные городские перевозки изменились сроки оснащения!

С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

Полезно знать

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

  1. Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
  2. Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
  3. Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

К вниманию Перевозчиков, обслуживающим регулярные городские перевозки!

С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

До 1 июля 2016 года необходимо успеть переоснастить аналоговые тахографы и установить цифровые тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса № 36, и сделать карту водителя.

Сроки и порядок оснащения

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Пассажирские и грузовые троллейбусы

СПЕЦТЕХНИКА

Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторыв, автокраны и транспортные средства, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий;

Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, должны оснащаться тахографами согласно Приказу Минтранса № 16 от 28.01.2016 г.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

— транспорт Технадзора и силовых государственных органов РФ;

— транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

СТАРЫЙ ТРАНСПОРТ

АВТОБУСЫ

В последнее время всё чаще можно встретить пребывающих в волнении владельцев грузовых транспортных средств. Они думают о том, как бы заменить тахограф шайбовый срок действия которого вот-вот истекает. Ведь говорят, что если этого не сделать, то ждут огромные штрафы. Всех интересует вопрос, до какого года действует шайбовый тахограф?

Что такое тахограф и зачем его используют

Шайбовый тахограф

Для автомобилей также был разработан свой аналог чёрного ящика, носящий официальное название средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Проще это устройство называют тахографом.

С помощью тахографа можно точнее фиксировать скорость и пробег авто. Он позволяет проследить за тем, насколько точно водитель соблюдал трудовой режим. Отдыхал ли он положенное время. И, конечно, какой по массе груз перевозила машина.

Устройство является довольно небольшим. Оно может быть установлено как производителем транспортного средства, так и в специализированной мастерской.

На сегодняшний день в России используется два вида тахографов:

  • аналоговый, он же шайбовый тахограф;
  • цифровой.

Цифровой тахограф

Первый из них долгое время был наиболее массовым вариантом на просторах РФ, но в связи с новыми требованиями законодательства, постановившими, что нужно запрещать его использование с определённого срока, он всё больше заменяется цифровым. Шайбовыми такие приборы назвали из-за того, что все данные датчиков записываются на специальную круговую диаграмму – шайбу – с присутствующими на ней изначально данными о водителе.

Переход на цифровые аналоги связан с тем, что они лучше защищены от внешнего вмешательства. В частности, этому способствует наличие блока средства защиты криптографической информации (СКЗИ).

Благодаря такому модулю, корректировка записанной информации становится практически невозможной, ведь он:

  • регистрирует и проверяет цифровую подпись;
  • шифрует уже записанные данные;
  • согласует их с временным штампом для исключения корректировки времени передачи информации.

Единственный недостаток блока СКЗИ в том, что срок его работы не может быть больше трёх лет.

Поэтому вопрос установки и замены устройств контроля над режимами работы и отдыха водителей автомобилей, задействованных в этом бизнесе, стал для многих настоящей головной болью. Не в последнюю очередь это произошло из-за путаницы, созданной различными толкованиями действующих подзаконных актов.

Законодательные акты, регулирующие использование тахографов

Но далеко не только этот Регламент в настоящее время регулируют техническую сторону использования данных приборов.

В 2013 г. Министерство транспорта издало два приказа, касающиеся данной темы:

Кому обязательно нужно обзавестись тахографом

Владельцам всех ли транспортных средств, задействованных в перевозках, нужно устанавливать тахографы? И распространяется ли требование по установке приборов на тех, кто занимается некоммерческими перевозками? Эти вопросы можно очень часто увидеть на всевозможных форумах автовладельцев и на разных специализированных ресурсах. Так что же по этому поводу говорит уже помянутое законодательство?

В соответствии с приказом №36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года, тахографы обязаны устанавливать владельцы таких транспортных средств:

  • грузовых автомобилей категории N2: к этой категории относятся грузовые транспортные средства, чья масса превышает 3,5 т, но не больше 12 т.
  • грузовых автомобилей категории N3: то есть грузовиков, чья масса превышает 12 т.
  • транспортных средств для пассажирских перевозок категории M2: в таких автобусах должно быть, помимо водительского, не более восьми мест для пассажиров, а масса не должна превышать 5 т.
  • транспортных средств для пассажирских перевозок категории M3: то есть автобусов, способных перевезти больше восьми человек и чья масса превышает 5 т.

Автобус

При этом не имеет значения, применяются ли данные автомобили для коммерческих перевозок или для некоммерческих. Например, автобус категории М2, подвозящий работников на предприятие каждое утро на бесплатной основе, всё равно должен быть оснащён прибором контроля.

Государство установило разные предельные сроки установки тахографов для разных типов транспортных средств.

Существует такой порядок:

  1. До 1 апреля 2014 года их нужно было установить на машины категорий N2 и N3 массой более 3,5 т, задействованные в перевозках опасных грузов.
  2. До 1 июля 2014 года – на автобусы двух вышеуказанных категорий, имеющие более восьми сидений, не задействованные в регулярных городских и пригородных перевозках, а также на грузовые автокатегории N3, занимающиеся междугородними перевозками, весом более 15 т.
  3. До 1 сентября 2014 года – на грузовики категории N3 массой более 15 т, занимающиеся перевозками неопасных грузов между населёнными пунктами.
  4. До 1 апреля 2015 года – на грузовиках категории N2 любой массы, занимающихся перевозкой неопасных грузов.

Из этого перечня видно, что всё же не от всех авто, задействованных во внутренних перевозках, требуется наличие какого-либо тахографа. Например, не нужны эти приборы автомобилям ритуальных служб. Нет надобности устанавливать их и владельцам сельскохозяйственной техники или какой-либо другой спецтехники, передвижных лабораторий, военных авто и авто специальных служб, задействованных в оперативной деятельности. Ездить без тахографов по отечественным дорогам вполне спокойно могут и дома на колёсах.

Избежать установки тахографа, если ваше транспортное средство попадает под одну из вышеуказанных категорий, нельзя. Наказание – административная ответственность перед законом. Причём она носит довольно ощутимый характер – в виде крупного штрафа, который налагается как на водителя, так и на владельца авто.

В соответствии со статьёй 11 Административного кодекса, выезд на линию без устройства или при наличии в нём неисправностей, его умышленное повреждение или фальсификация данных влекут за собой штраф в размере:

  • 1-3000 рублей для физических лиц;
  • 5-10000 рублей для должностных лиц.

Штраф

Нарушение водителем условий работы, зафиксированное прибором карается штрафом от 1 до 3 тыс. рублей.

Избежать штрафа за пользование неисправным устройством можно лишь в том случае, если неисправность была обнаружена уже на линии.

Типы тахографов, подлежащих установке

Итак, мы разобрались с тем, на какие транспортные средства необходимо устанавливать в обязательном порядке средства контроля и какими правовыми актами это регулируется. Но какого же типа тахограф должен стоять на транспортном средстве для того, чтобы он целиком соответствовал законодательству?

Как уже было отмечено выше, новый Порядок, утверждённый Минтрансом в 2013 г., произвёл некоторые изменения по сравнению с действующим с 2009 г. Техническим регламентом. С момента вступления в силу минтрансовского Приказа №36 происходит постепенная замена шайбовых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ, которая должна завершиться в течение 5 лет.

Автовладельцам больше не имеет смысла устанавливать аналоговые устройства, ведь их всё равно придётся заменить. Лучше сразу ставить те, что соответствуют требованиям приказов № 36 и 273. Конечно, такие приборы стоят дороже, чем аналоги старых моделей, но при этом перевозчик избежит каких-либо проблем с контрольными органами.

Требования ЕСТР

До какого года действует шайбовый тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР? Нормы действующего законодательства, как уже было отмечено выше, предусматривают различный переходной период для разных типов тахографов, которые можно встретить на автомобилях, ездящих по отечественным дорогам.

Многие перевозчики ещё до вступления в силу нового порядка успели установить на свои транспортные средства аналоговые контрольные приборы, которые при этом полностью соответствовали требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве в 1970 г. Существует ли переходной период для них?

Салон авто

В соответствии с упоминаемым уже приказом Министерства транспорта РФ №273 от 21.08.2013, для такого рода автомобилей также установлен переходной период, во время действия которого ставить тахограф со СКЗИ не было обязательно. Нормы приказа позволяли продолжать использовать установленный ранее тахограф старого образца до 1 января 2018 года.

Такое аналоговое устройство, впрочем, должно было в обязательном порядке оснащено возможностью регистрации информации на пластиковых картах с электронным носителем информации, которые бы соответствовали требованиям ЕСТР или Приказу Минтранса №36.

Что делать, если тахограф установлен до вступления в силу нового порядка

Но ведь не всегда тахографы, установленные ранее, ставились автовладельцами с расчётом на то, что их транспортные средства будут задействованы в международных перевозках. Поэтому далеко не все стремились к сертификации устанавливаемых приборов на предмет соответствия требованиям ЕСТР.

Неужели для перевозчиков, ориентированных на внутренний рынок, законодательство не предусмотрело никакого переходного периода?

Для них Порядком тоже был предусмотрен переходной период в том случае, если тахографы были установлены до вступления документа в силу.

Подобно предыдущему случаю было позволено их не менять до 1 января 2018 года:

  1. Как уже было отмечено выше, новый порядок вступил в силу 1 апреля 2013 года, а это значит, что аналоговые контрольные устройства, оснащённые пластиковыми картами с электронным носителем информации для её регистрации, если они были установлены мастерской до этой даты, можно было не менять ещё пять лет. Но с 1 января нового года переходной период и для них завершился.
  2. На отечественных дорогах всё ещё можно встретить и автомобили, которые оснащены старыми моделями тахографов. Их отличительной чертой является то, что они не оснащены пластиковыми картами с электронным носителем, обеспечивающими регистрацию информации. Это значит, что подобные приборы не соответствуют не только требованиям ЕСТР, но и нормам Приказа №36 Министерства транспорта РФ.

Но государство установило некоторые послабления и для владельцев транспортных средств с подобным, устаревшим, оборудованием. Им разрешили ездить, не меняя такие средства контроля на более новые, до 1 июля 2016 г.

Нужно ли устанавливать новый тахограф, если есть ГЛОНАСС

GPS в авто

Большинство транспортных средств, задействованных в перевозках, в наше время оснащены терминалами ГЛОНАСС или GPS. Это позволяет следить за передвижением автомобиля и облегчает ему навигацию. Вместе с тем владельцы часто считают, что оснащение своего авто таким терминалом освобождает их от необходимости устанавливать тахограф. Но это ошибочное мнение.

Дело в том, что спутниковые навигаторы, несмотря на то, что позволяют достаточно точно фиксировать передвижение самих транспортных средств, не выполняют основную функцию тахографов – они не контролируют соблюдение водителем режимов труда и отдыха. Соответственно, к сожалению, наличие спутникового навигатора никак не освобождает от необходимости ставить такой прибор.

Где же устанавливают тахографы, соответствующие нормам законодательства? Один из главных вопросов, который волнует автовладельцев, вынужденных столкнуться с необходимостью замены старых тахографов или установкой новых состоит в том, где же можно законно это сделать? Кто имеет право заниматься такой деятельностью?

Заниматься установкой приборов контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха имеют право лишь мастерские, числящиеся в перечне, который составляет орган, осуществляющий тахографический контроль, – Росавтотранс. Мастерской, для того чтобы попасть в этот перечень, нужно обратиться в региональное отделение регулирующего органа с заявлением о включении в него, к которому приложить требуемые законодательством документы.

Росавтотранс также регистрирует новые модели карт тахографов и блоков СКЗИ для них. Разработчику, чтобы его модель попала в перечень, нужно опять же обратиться с заявлением, к которому прилагаются копии всех необходимых документов. Автовладельцы, в свою очередь, могут проверить наличие модели в перечне на сайте Росавтотранса.

Стоит подчеркнуть, что разработка и установка блоков СКЗИ лицензируется в несколько ином порядке. Она находится в ведении ФСБ. Если разработчик в Москве или Подмосковье, то для получения лицензии ему нужно обратиться в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а в регионах – в территориальный орган ФСБ. Владельцам транспортных средств, в свою очередь, при установке нового тахографа с блоком СКЗИ стоит обратить внимание на наличие такой лицензии.

Из всего вышеперечисленного делаем несколько простых выводов, которые помогут уберечь владельца транспортных средств, задействованных в грузоперевозках, от большинства проблем с контролирующими органами:

  1. Если вы владелец машин, относящихся к категориям N2, N3, M2, M3 и занимающихся регулярной перевозкой грузов, то наличие тахографа на них является для вас обязательным.
  2. Если у вас стоит аналоговый тахограф или тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР, то его необходимо заменить на цифровой с блоком СКЗИ до 1 января 2018 г.
  3. Если вы занимаетесь пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам или владеете спецтехникой, то на такие машины устройство устанавливать не нужно.

Конечно, можно попытаться сослаться на то, что в отличие от Технического регламента 2009 г., приказы Минтранса носят лишь рекомендательный характер, не менять аналоговый тахограф на цифровой. Но, вероятнее всего, это закончится длительной судебной тяжбой с контролирующими органами. Стоит ли это финансовых затрат и времени – решать только владельцу транспортного средства.

Аналоговые тахографы

Оснащение автомобилей аналоговыми тахографами заканчивается 1 июля 2016 года. Времени на раздумья у перевозчиков совсем не осталось. Наша компания предлагает в последние дни работы устаревших приборов заменить их на новые со скидкой!

Напомним, тахограф позволяет контролировать режим труда и отдыха водителей, что минимизирует риск ДТП из-за усталости или сна за рулем. Его установка является обязательным условием для регистрации грузового и пассажирского транспорта в России.

В Приказе изменены правила переоснащения тахографами транспорта, осуществляющего коммерческие грузопассажирские автоперевозки по дорогам России. На транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми приборами, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ, которые соответствуют приказу Минтранса России № 36 до 1 июля 2016 года. Аналоговые тахографы не регистрируют информации на карточках для тахографа, которые изготовлены в виде специальной пластиковой карты с электронным носителем информации. Получается, что тахографы с шайбами , установленные или находящиеся в эксплуатации для перевозок внтури РФ действительны по 1 июля 2016 года (вместо 1 января 2018 года)
Устанавливать тахографы ЕСТР для перевозок грузов внутри страны ЗАПРЕЩЕНО. Использовать тахографы ЕСТР могут только организации имеющие свидетельства и карточки ТС для выезда в страны Европейского союза (международные перевозчики).

Напомним, что тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

Запрет на использование аналоговых контрольных устройств обусловлен тем, что они не способны обеспечить оптимальную регистрацию информации. Аналоговые тахографы использовались с 1975 года и не записывали историю перемещений автомобиля, подробных изменений скоростного режима и соблюдения режимов отдыха. В случае аварии, тахошайба (диск для записи режимов работы и отдыха водителей в течение смены) легко повреждалась. В результате все данные оказывались утеряны. Аналоговый тахограф также не передавал данные о местоположении транспортного средства, что могло играть критическую роль в случае серьезного ДТП.

Обращаясь к опыту Европейского союза, следует отметить, что в ЕС, уже начиная с 2006 года, установка аналоговых тахографов была повсеместно запрещена. С этого момента заводы выпускали исключительно автомобили, оборудованные цифровыми приборами технического контроля, которые соответствуют требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
А старые аналоговые тахографы, снятые с грузовиков контейнерами повалили в Россию на вторичный рынок, где успешно ставились под видом новых.

Несмотря на то, что вопрос замены устаревших моделей тахографов и ужесточения законодательства находится на повестке дня, начиная с 2013 года, эта ситуация на рынке не устраивает ряд мастерских, которые продолжают устанавливать старые или бывшие в употреблении, а значит более дешевые тахографы.

Сам же Минтранс РФ явных указаний на запрет не выпускал, а лишь приказом от 02.12.2015г. №348 изменил сроки прекращения оснащения транспортных средств аналоговыми тахографами, изменив Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 “Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами”).
Однако данный приказ однозначно трактует замену аналоговых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ или ЕСТР не как право, а обязанность перевозчика.
Законодательная инициатива Минтранса вовсе не утверждает, что можно устанавливать аналоговые тахографы до 1 июля 2016 года, а прямо понуждает владельцев заменить их на соответствующие требованиям приказа Минтранса России N 36, а именно включённые ФБУ “Росавтотранс” в перечень моделей допущенных тахографов.

Следовательно, любое транспортное средство, осуществляющее перевозки согласно приказу № 273 должно быть переоборудовано на новый тахограф и строго в указанный срок. Если же перевозчик этого не сделал, с 01.07.16 его транспортное средство будет считаться НЕ ОБОРУДОВАННЫМ тахографом, за что будет нести административную ответственность.

А перевозчики, которые доверяют, тем мастерским, что установили ненужные в Европе девайсы с шайбами, предлагают не смотреть на закон и уверяют, что “и так сойдёт”, будут нести дополнительные расходы и повторно устанавливать уже другие тахографы, соответствующие законодательству или выплатить штрафы.

Только с начала 2016 года (на июнь, момент написания статьи) сотрудниками Госавтоинспекции было составлено почти 400 тысяч протоколов о нарушении КоАП за управление транспортным средством без тахографа, а также за использование не работающего или не соответствующего нормам законодательства устройства контроля режима труда и отдыха.

Напомним все актуальные сроки оснащения транспортных средств тахографами:

  • автобусы категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров, -до 1 июля 2014 г.;
  • транспортные средства категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, – до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 г.;
  • транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, – до 1 сентября 2014 г;
  • транспортные средства категории N2, используемых для перевозки грузов,не относящихся к опасным, – до 1 апреля 2015 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных организациями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР , Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения , труда и отдыха ,не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации соответствующих требованиям к тахографу , устанавливаемым на транспортные средства ( приложение №1 к приказу Минтранса № 36) , или требованиям ЕСТР( далее –аналоговые контрольные устройства)- до 1 января 2018 года
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, за исключением аналоговых контрольных устройств – до 1 января 2018 года
  • транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, – до 1 июля 2016г.

Учитывая, что времени на переоснащение остаётся немного до 1 сентября 2016 года компания “АльфаВладТелематика и установочный центр “Фантом” предлагают заменить старый аналоговый тахограф на новый с блоком СКЗИ и картой водителя со скидкой 10%.
Подробности по тел.(4922) 77-99-36, 53-99-36.

Аналоговые тахографы

Фактически Минтранс уже дал понять всем контролирующим и регулирующим органам, что с 01.07.2016 года, при оснащении транспортных средств необходимо использовать только тахографы с блоком СКЗИ (для внутрироссийских перевозок) или тахографы ЕСТР (в случае международных перевозок).

Одновременно с этим фактически запрещается эксплуатация автомобилей, на которых установлены несертифицированные приборы тахографии (EGK-100, 1319, 1314 и т.п.).

Поскольку тахограф является компонентом транспортного средства и следовательно находится в сфере влияния Технического регламента “О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза” контролирующими органами с середины 2016 года будет проводитбся проверка соответсвия установленных приборов учёта режима труда и отдыха водителя действующим нормам законодательства.
Следовательно сотрудники Министерства внутренних дел, в частности ГИБДД, территориальных подразделений транспортных инспекций, будут использовать данное положения для наказания перевозчиков неуспевших оснастить транспортные средства в установленном порядке. А юридические лазейки в Законе планируется закрывать. Подготовка соответствующего федерального закона на более точное регулирование рынка тахографии уже ведется.

Ранее, все транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами, и оборудованные аналоговыми тахографами, были обязаны провести переоснащение на цифровые тахографы до 1 января 2018 года.

Согласно вступившему в силу Приказу Минтранса, срок замены аналоговых тахографов на цифровые перенесен на 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению. Это означает, что до 1 июля 2016 года аналоговые тахографы, установленные на транспортные средства, осуществляющие перевозки на территории РФ, должны быть заменены на цифровые тахографы с блоком СКЗИ, соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013.

Как будут обстоять дела с проверками на дорогах нам предсказать сложно. Ясно одно, предъявляя для проверки аналоговый тахограф перевозчики будут под пристальным контролем.

1 000 - 3 000 руб. - штраф водителю за отсутствие тахографа, его неправильное использование или нарушение режима труда и отдыха

Должностных лиц могут наказать в размере 5-10 тысяч рублей, но большинство отечественных экспертов придерживаются мнения, что это всего лишь начало и в дальнейшем несоблюдение правил обеспечения безопасности перевозок будет караться более существенно. Для сравнения, размер штрафов за аналогичные нарушения на территории ЕС составляет сумму в 5-10 тыс. евро.

Согласно статьи 11.23 п.1 КоАП РФ, управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п.2 той же статьи, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Стоит помнить, что есть определенные правила по длительности перевозок.
За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю.
Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.





При работе Аналогового тахографа используются соответствующие Диаграммные диски, так называемые Тахошайбы.

Информация отображаемая на поверхности данного диска, является характеристикой движения транспортного средства, скорость ТС, пройденный путь, периоды остановки и движения ТС.

Внимание автовладельцам. Правильное заполнение и хранение тахошайбы является обязательным условием эксплуатации аналогового тахографа.

Заполнение диаграмного диска тахографа (тахошайбы)


  1. Указание фамилии водителя управлявшего ТС
  2. Указание начального пункта выезда ТС
  3. Указание конечного пункта приезда ТС (заполняется в конце рабочей смены)
  4. Указание дат, начало и конец рабочей смены.
  5. Указание государственного номера регистрации ТС
  6. Указание конечного значения пробега ТС
  7. Указание начального значения пробега ТС
  8. Указания разности пробегов, пройденного пути

Закажи карту для тахографа Онлайн

Срок действия тахографов с шайбой

Официальный срок замены бортового контролирующего оборудования в Российской Федерации – до 1 июля 2021 г. К этому времени все приборы, в которых информация хранилась в на шайбе, необходимо демонтировать, а вместо них установить новые – цифровые. Они обеспечивают надежную защиту информации от взлома и предотвращают возможность подделать данные о передвижении, режиме труда и отдыха водителя. Доступ к информации в цифровых тахографах осуществляется с помощью специальных ключей – электронных карт с индивидуальным PIN-кодом. Это перекрывает доступ к данным для третьих лиц.

Так как официально использование данных моделей после 1.07.16 незаконно, их эксплуатация приравнивается к отсутствию контролирующего устройства. Водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тыс. рублей, а должностное лицо – 5-10 тыс.

Хранение Диаграмных дисков (Тахошайб)

Внимание: хранение в кабине ТС, у водителя, на протяжении 28 календарных дней используемых диаграммных дисков и предоставление инспекционным органам, согласно действующего законодательства, обязательно, включая 29 диск находящийся в тахографе.

Срок хранения диаграммных дисков составляет 3 года, по истечению которых, диски могут быть утилизированы.

Несоблюдения указанных действий влечет наложения денежных штрафов, в соответствии с действующим законодательством, в части статьи о предоставлении данных о работе тахографа.

Как заполнить шайбу тахографа

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Правильно заполненный диаграммный диск – необходимое условие работы

Коммерческие ТС оснащают тахографами, цифровыми или аналоговыми, которые объективно и беспристрастно регистрируют скорость и пройденное машиной расстояние. Это важный прибор, обеспечивающий безопасность дорожного движения, честную конкуренцию, нормальный и качественный отдых шоферов. Все данные и показания записываются на диаграммные диски, являющиеся юридическими документами, имеющими силу при судебных разбирательствах и перед контролирующими органами. Заступая на смену, он его заполняет и вставляет в измерительно-контролирующий прибор.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Подробную инструкцию, как заполнить шайбу тахографа, вы сможете прочесть ниже. Тахошайба представляет собой бумажный круг с радиальной разметкой. Поля, которые шофер должен заполнить, находятся в самом центре. Там есть поле с именем водителя, который управляет транспортным средством, названия начального и конечного пункта маршрута, даты (дни) начала и конца рейса, поле с государственным номером регистрации автомобиля, поля с начальным и конечным показанием одометра и значением разности этих показаний.

Последовательность заполнения диаграммного диска

Как правильно заполнить тахограф? Эту операцию водитель должен производить дважды в день, перед началом работы и по окончании рабочей смены. В начале дня заполняются следующие поля:

  • Фамилия и инициалы водителя.
  • Пункт отправления ТС в рейс.
  • Дата начала работы в формате День.Месяц.Год.
  • Номер машины.
  • Значение одометра на момент начала работы. Это значение вписывается в среднее поле, а не в верхнее.

После чего шайба вставляется в прибор, и шофер приступает к работе. По ее окончании водитель вынимает диск из прибора и начинает заполнение следующих полей:

  • Пункт назначения, то есть конечная точка маршрута.
  • Дата начала работы в формате День.Месяц.Год.
  • Значение одометра на момент окончания работы. Эта цифра вписывается в верхнее поле.
  • Разница между этими показаниями, то есть общее пройденное расстояние за рабочий день.

Оформить заказ — на карту для тахографа.

Хранение диаграммных дисков и некоторые нюансы

Водителю надо помнить, что мало знать, как правильно заполнить шайбу тахографа, но и то, что все использованные тахошайбы должны храниться в кабине в кабине его машины 28 календарных дней месяца, для того чтобы он мог их предъявить по требованию уполномоченных лиц. После этого, шайбы еще три года хранятся у хозяина транспортного средства или в соответствующих отделах предприятия. Если при проверке потребуют диаграммные диски, а их не окажется на месте, работника ожидает штраф в пределах 3000 рублей.

Для владельца машины или предприятия штраф будет составлять от 5 до 10 тысяч рублей. Помните, что правильное заполнение шайбы тахографа не представляет никакой сложности, но избавит вас и ваше руководство от крупного денежного штрафа.

У вас остались еще вопросы?

Узнать про тахографы еще больше

Штраф за отсутствие карты тахографа.

Кому нужно устанавливать тахограф.

Как разблокировать карту тахографа.

Проверка на маршруте сотрудниками инспекционных органов

При проверке транспортного средства инспектор в праве потребовать от водителя диск тахографа находящегося в тахографе, а так же диски за последние 28 дней. После проверки инспектор обязан поставить свой личный штамп на дисках тахографа.

В случае отсутствия у инспектора штампа, водитель вправе отказать инспектору в предоставлении 29-го диска, находящегося в тахографе т.к. любое изъятие диска на маршруте является грубейшим нарушением и приравнивается к манипуляции.

Устранение пробелов

В целом же, Приказ Министерства транспорта, хотя и установил переходные периоды, распространил тахографический контроль не только на юридических лиц и ИП, но и на физических лиц, устранив тем самым существующее больше месяца противоречие.

Теперь же все обстоятельства нового порядка приведены в соответствие.

Опубликованный сегодня Приказ (а мы как-то забыли уточнить, что он вносит изменения в Приказы Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. и №273 от 21.08.2013 г.) говорит, что тахографы СКЗИ являются обязательными к установке в транспорте юридических лиц и ИП и в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Плюс, документ, по сути, предусматривает, что карта предприятия может выдаваться не только на предприятие или ИП, но и, в принципе, владельцу транспортного средства и что на него же может быть активирован блок СКЗИ тахографа.

Какими бывают цифровые тахографы

Цифровые устройства могут соответствовать российским правилам безопасности от 10 сентября 2009 года (это в большей степени относится к отечественным маркам производства). При этом данное оборудование используется в тандеме с российскими картами.

Шайба тахографа — как правильно заполнять шайбовый тахограф

Также цифровые устройства могут быть импортными и соответствовать европейским правилам безопасности. В большей степени такие тахографы применяются для контроля работы автомобилей, часто совершающих международные рейсы. И, конечно, для данных устройств подходят только европейские карты. Именно это необходимо помнить всем тем водителям, которые не знают, как пользоваться тахографом.

Что представляет собой аналоговый самописец

Внешне такая система имеет общие признаки как радиомагнитолы, так и спидометра. У него есть круглый циферблат, на котором присутствуют часы и спидометр. Если вы не знаете, как правильно пользоваться тахографом, мы поможем вам в этом. В данном случае, если вы решили приобрести устройство аналогового типа, то необходимо знать, какие данные есть на оборудовании. Итак, на лицевой панели устройства находится следующая информация:

  • текущая скорость машины;
  • пройденное время и путь автомобиля;
  • режимы работы устройства;
  • индикаторы для определения факта превышения скорости, используемые для установки диаграммного диска;
  • переключатели рабочих режимов для первого и второго водителя.

Карта для тахографа

Карта нужна для возможности идентификации водителя транспортного средства, а также для считывания информации с устройства контролирующими органами. Все карты оснащены специальным микрочипом — для исключения возможности подделки. Карты бывают следующих типов:

  • карта водителя — для идентификации;
  • карта мастера — нужна для установки и настройки прибора;
  • карта предприятия — для получения и оценки данных тахографа;
  • карта контролера — для снятия показаний работниками ГИБДД и прочими контролирующими органами;

Водителю запрещается использовать чужую карту. Перед началом движения по маршруту он вставляет карту в тахограф, после чего она находится там до возврата транспортного средства на базу. Если водителей двое, вторая карта вставляется во второй слот и второй водитель вводит свой пин-код. Срок действия карты ограничен.

Кроме того, согласно российскому законодательству при наличии в транспортном средстве тахографа, к нему в обязательном порядке должна прилагаться инструкция. При отсутствии инструкции по эксплуатации инспектор ДПС имеет право выписать штраф.

Порядок действий при работе с аналоговым устройством

  1. До начала работы, водитель заполняет диаграммный диск – это является обязательным действием.
  2. Заполненная Тахошайба вставляется в устройство. Достаточно открыть крышку лицевой части устройства и заполненный диск, вставить в пазы и уже после закрыть крышку.


Устройство тахографа

Тахограф представляет собой небольшое по размерам устройство, внешне напоминающее либо магнитолу, либо спидометр, если тахометр круглый. Его главной задачей является фиксация работы двигателя и скорости передвижения. Контроль осуществляется прежде всего в интересах экипажа транспорта, а также для общей безопасности всех участников движения. Если тахограф механический, то все данные записываются на пленку, если цифровой, то на карту памяти.

По российскому законодательству обязательным к использованию являются цифровые тахографы, так как подделка данных таких устройств практически невозможна. Доступ к считыванию информации должен быть только у определенных сотрудников предприятия.

Устройство состоит из следующих деталей:

  • панель управления с дисплеем — для возможности настройки и наблюдения за прибором;
  • устройство для печати — работает по принципу кассового чека, выводя данные на термоленту;
  • считыватель карты тахографа — для идентификации водителя;
  • GPRS модем — для передачи информации на сервер;
  • датчик движения — с него данные передаются в зашифрованном виде, что полностью исключает возможность фальсификации;
  • пломбы одометра, часов и переключателя констант.

Внутрь устройства вмонтирован приемник сигналов глобального позиционирования, в России это система ГЛОНАСС. Для подключения бортового самописца достаточно штатной автомобильной электропроводки. Все измерения проводятся собственными датчиками тахометра, независимо от показаний приборов автомобиля.

Как пользоваться тахографом с чипом

Цифровое устройство, как правило, работает вместе с картой водителя, оснащенной чипом. На ней, в свою очередь, указаны все необходимые данные о водителе. Для того чтобы задействовать подобное устройство, необходимо сначала вставить эту карту. Не забудьте предварительно повернуть ее электронный чип вверх. При этом карта должна быть вставлена до упора, в подтверждении чего вы услышите глухой щелчок. Если все будет сделано правильно, на экране монитора можно увидеть контакты владельца карты.

Далее нужно указать координаты того места, страны и города, где на момент запуска устройства находится автомобиль водителя. Главное преимущество такого оборудования – сведение к минимуму ручной настройки. Все операции, включая фиксацию отдыха или работы водителя, выполняются автоматически. А выставленный устройством режим можно увидеть на экране монитора. По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту из устройства и выключить оборудование.

Как работать с аналоговым тахографом

К примеру, вам посчастливилось приобрести аналоговый тахограф. Что делать дальше? Для начала рекомендуется внимательно изучить инструкцию, а затем осмотреть диаграммные диски устройства и сравнить на предмет совпадения их модели с моделью самого изделия.

На следующем этапе вам нужно будет вручную расписать чистую сторону вышеупомянутого диска, расположенного во внутренней его части. Он именуется просто тахошайбой. Она является съемной и после заполнения вставляется обратно в бортовой самописец. Как пользоваться тахографом с шайбой?

Обратите внимание на центр диска и чистые графы, перед которыми установлены определенные значки. Так, например, напротив полукруга с плоским верхом, напоминающим голову водителя, необходимо указать Ф.И.О. автовладельца. Возле точки со стрелочкой, показывающей направление вправо, нужно отметить точное название места (с точки зрения географии), в котором и была установлена техокарта. И так далее.

Шайба тахографа — как правильно заполнять шайбовый тахограф

Если все необходимые поля вами были заполнены, ответим на вопрос, как пользоваться тахографом дальше. Начнем с того, что все остальные поля и зоны на диске устройства заполняются автоматически при движении, работе или отдыхе автолюбителя. Следовательно, вносить туда данные нет необходимости.

Например, если автомобиль сначала ехал, а затем остановился, то на диске вы увидите ломаные линии, идущие вверх, а затем вниз. Они похожи на кардиограмму, которая преобразуется в беспрерывную прямую, идущую вдоль всей окружности. При этом 1 мм такой бесконечной линии равносилен 1 км автопробега. Расстояние между последующим кругом данных составляет 0,5 мм, что соответствует 0,5 км автопробега.

А далее нужно установить диск обратно в панель самописца. Как это сделать, а также, как пользоваться тахографом с шайбой, поговорим далее.

Тарировка тахографа входит в перечень процедур, обязательных для прохождения владельцам транспортных средств с контрольным прибором. Тарируют приборы для того, чтобы убедиться в точности фиксации всех регистрируемых параметров.

Тарировка тахографа

Тарировка — настройка контрольной измерительной аппаратуры

Тарировка — это универсальный термин, который может применяться по отношению к различным измерительным приборам. Он подразумевает настройку системы для того, чтобы она фиксировала данные с заявленной точностью. При этом процедура затрагивает оба компонента измерительной системы:

  • Само устройство, которое отвечает за сбор данных и их обработку.
  • Выносные датчики, которые непосредственно снимают информацию с узлов и агрегатов ТС.

Принцип настройки прост. Сначала на датчик оказывают воздействие с точно установленным значением. Затем настраивают работу приемного устройства, вводя поправочные коэффициенты — так, чтобы показания устройства соответствовали известной ранее величине воздействия.

Первичная тарировка тахографа проводится для того, чтобы сам тахограф правильно интерпретировал сигналы, поступающие от выносных датчиков. Но со временем погрешность измерения возрастает — потому периодически процедуру настройки нужно повторять. Тарировка дает возможность сохранить точность сбора данных на допустимом уровне.

Когда и зачем проводится тарировка тахографов?

Задача бортового контрольного устройства — фиксировать время и параметры движения ТС, в том числе скорость и пробег. При этом в ходе эксплуатации ТС точность замеров постоянно снижается — потому ее нужно восстанавливать в ходе настройки.

тарировка тахографов

Недостаточная точность измерений приводит к тому, что показания, зафиксированные тахографом, утрачивают доказательную силу. По этой причине в нормативах прописана обязанность владельца ТС периодически проводить тарировку в сертифицированных сервисных центрах.

Кроме плановой настройки тарировать тахографы нужно в ситуациях, отдельно прописанных в законодательстве. Это:

  • Изменение диаметра колес/шин.
  • Ремонт самого прибора, датчиков или КПП автомобиля.
  • Расхождение показаний встроенного хронографа с точным временем более 20 минут.
  • Повреждение пломб на корпусе тахографа (вне зависимости от причины).
  • Утеря настроечной таблицы.
  • Изменение регистрационных данных автомобиля или личной информации владельца.
  • Демонтаж устройства с установкой его на другой автомобиль (даже идентичной модели).

Во всех описанных случаях нужно проводить тарировку тахографа в сервисном центре. Результаты процедуры должны быть зафиксированы документально.

Срок действия тарировки тахографа

Срок действия тарировки тахографа

Владелец автомобиля, на котором установлен бортовой самописец, должен знать, сколько действует тарировка тахографа — иначе есть риск пропустить плановый срок и получить штраф при очередной проверке.

В законе установлена такая периодичность:

  • Для приборов с блоком СКЗИ — тарировка раз в 3 года.
  • Для приборов ЕСТР — настройка раз в год или раз в два года (зависит от конкретной модели).

Обратите внимание! Иногда производители указывают в документации к прибору межповерочный интервал, который превышает установленные законом сроки. Но при принятии решения об очередной тарировке нужно учитывать именно требования действующих нормативов. Только соблюдение указанной в законодательстве периодичности даст возможность подтвердить, что тахограф фиксирует показания точно и собранные данные имеют доказательную силу.

Отличия тарировки от калибровки

В перечне работ, которые проводятся в лицензированных сервисных центрах, указываются как тарировка, так и калибровка бортовых цифровых тахографов. Несмотря на схожесть решаемых задач, между процедурами есть существенные отличия:

  • При тарировке настраивается вся система сбора информации, включая бортовое устройство и периферические датчики.
  • Калибровка затрагивает только бортовое устройство.

Цены на тарировку тахографов также отличаются от цен на калибровку.

Обычно проводится двухэтапная калибровка:

Кроме того, может проводиться градуировка датчика — сопоставление электрического сигнала с интенсивностью воздействия. Отдельно в память устройства выносятся параметры, которые не затрагивают работу датчика — длина окружности шин и т.д.

Процедура тарировки

Перед началом операции транспортное средство с установленным на нем контрольным прибором осматривают. При этом проверяют целостность корпуса, а также сохранность пломб, которые были закреплены при прохождении предыдущего обслуживания.

Расчет коэффициента передачи трансмиссии W

Тарировка проводится для определения коэффициента W (значение передачи трансмиссии). Этот показатель определяет количество импульсов, которое поступает с установленного на КПП сенсора при прохождении ТС фиксированного расстояния. Чаще всего используется методика замера на определенной заранее дистанции:

  • Для испытания используют заранее размеченный ровный участок. Длина участка — 20 метров.

Обратите внимание! Одно из условий получения мастерской лицензии на работу с контрольными самописцами — наличие тестового участка для описанной процедуры. На участке должно быть уложено ровное дорожное покрытие, которое обеспечивает сцепление колес с основанием и исключает проскальзывание. В крайних точках устанавливают фотоэлементы или другие устройства, которые не дают возможности ТС пересечь горницу тестового отрезка.

  • Чтобы исключить погрешность (она может достигать 15%) давление в шинах устанавливают на уровне, рекомендованном производителем ТС. Проведение испытания на полуспущенных колесах или колесах с избыточным давлением не допускается.
  • Тахограф активируется с помощью карты мастера. Тип карты должен соответствовать типу контрольного прибора (ЕСТР/СКЗИ).
  • В функциональном меню тахографа выбирают соответствующий расчету W пункт и вводят длину дистанции, которое пройдет автомобиль.
  • Проводят 4 тестовых заезда со скоростью, не превышающей 10 км/ч. Коэффициент W вычисляется автоматически, при этом в памяти записывается среднее значение. Его определяют по результатам четырех заездов.

Если нельзя провести процедуру по описанной схеме — W рассчитывают с использованием роликового стенда. Точность расчета при этом будет несколько ниже, чем при проезде фиксированной дистанции — но все равно достаточной.

Калибровка как этап тарировки

При калибровке нужно ввести в память контрольного прибора служебную информацию:

  • Значения погрешностей измерительных элементов — спидометра, встроенного хронометра и одометра.
  • Показатели давления воздуха в шинах ТС.
  • Характеристики ведущих колес (длину окружности).

Обратите внимание! Длина окружности замеряется при давлении, рекомендованном производителем автомобиля. Для замера на колесо наносят отметку, а затем проезжают дистанцию, соответствующую пяти оборотам колеса. Расстояние между стартовой и финишной точкой замеряют и делят на 5 — это дает возможность рассчитать длину окружности с достаточной точностью.

  • Плановую дату следующей по графику калибровки.

При первичном монтаже устройства в память также нужно внести:

  • Текущее значение пробега ТС.
  • Дату и время (с указанием часового пояса).
  • Информацию об автомобиле: марку, модель, номер машины, номер кузова, VIN, номера контрольного прибора и модуля СКЗИ.
  • Сведения о компании-владельце ТС: название, ОГРН, адрес, ИНН
  • Сведения о мастерской

Также при настройке обязательно вводятся предупреждающие и ограничивающие данные. Первые сигнализируют о потребности выгрузки информации с карты тахографа, вторые — показывают максимальные значения времени за рулем и скорости ТС.

Тарировка — это важный этап настройки бортового цифрового самописца. Не оттарированный прибор не пройдет поверку и не может использоваться — потому владельцам ТС нужно следить за сроками и вовремя передавать автомобиль с тахографом на обслуживание в сервисные центры.

Читайте также: