Священные права человека что это значит

Обновлено: 30.06.2024

Семьдесят лет назад, 10 декабря 1948 года, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Чтобы понять, что произошло в этот день, пройдем путь в обратном направлении: от нынешнего понимания прав человека через спорные моменты этого понятия — к тому, откуда оно взялось.

философ и популяризатор философии

Что такое права человека?

Права человека — это права, которыми мы обладаем просто потому, что являемся людьми или, как сказано во Всеобщей декларации,

Среди основных прав обычно называют право человека на жизнь, на уважение его чести и достоинства, право на пользование основными свободами — свободой мысли и слова, вероисповедания, голосования и другими. Тем не менее единого перечня нет. Упоминая права человека, правительства, юристы и активисты обычно имеют в виду права, зафиксированные в международных договорах, прежде всего Организации объединенных наций: Всеобщей декларации прав человека (1948) и последовавших за ней документах — Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенции против пыток (1984) и ряде других.

Чаще всего о правах человека говорят, когда имеют в виду людей, подвергшихся несправедливому отношению со стороны других людей или государства. Когда речь идет об избитых, пострадавших от пыток, изнасилованных, униженных, изгнанных, брошенных в тюрьму или убитых, короче говоря, о людях, переживших незаслуженное насилие , — речь идет о нарушении прав человека. Отсюда же следует их двоякое назначение:

  1. Они устанавливают минимальные правила совместной жизни индивидов и групп.
  2. Устанавливают границы государственной власти.

Права человека проводят черту, которую не должны переступать ни люди, ни государства. За этой чертой находится то, что никогда не сможет стать правом, — зло.

Права человека обладают четырьмя характеристиками:

  1. Универсальность. Все люди обладают правами человека. Для этого не нужно быть членом какой-либо группы, партии или сообщества.
  2. Множественность. Права человека — это набор отдельных прав. Если кто-то считает, что право создавать профессиональные союзы — единственное право человека, его понимание прав человека неверно.
  3. Эгалитарность. Все мы обладаем правами человека в равной мере. Нельзя сказать, что вы обладаете бо́льшим набором прав, чем я, или наоборот.
  4. Категоричность. Права человека неотчуждаемы, их нельзя забрать. Тем не менее государство может временно лишить человека, совершившего преступление, какого-то права — например, на свободное передвижение.

Эти свойства — сущностные черты прав человека. Если какое-либо из прав человека, скажем, право на жизнь, потеряет одно из них, оно перестанет быть таковым, превратившись в гражданское право, норму или обычай.

Что значит, что права человека — это права?

Формально права можно определить как установленные требования со стороны одного человека по отношению к другому.

Праву Павла на что-то соответствуют обязательства со стороны Петра. Это могут быть как негативные обязательства , например не мешать Павлу делать что-то, так и позитивные — делать что-то относительно него.

Скажем, у Павла есть право проиграть все деньги в карты. Обязательство Петра — не препятствовать осуществлению этого права Павлом, даже если сам Петр не хочет, чтобы тот так небрежно растратил свои сбережения. Это негативное право.

Позитивным может быть, например, право на медицинскую помощь. Если у Павла случился сердечный приступ, а Петр — врач, его обязанность не просто не усугублять положение Павла, но попытаться его спасти, предприняв какие-то действия.

Права отличаются от прихотей. В отличие от произвольного желания, если какое-то право Павла не реализуется, он может потребовать, чтобы Петр исполнил свое обязательство. Скорее всего, для этого Павлу придется обратиться ко внешней инстанции — государству. За невыполнение обязательств государство может применить санкции к Петру, например, посадить его в тюрьму. Таким образом, права устанавливаются в рамках определенного нормативного и политического порядка, который служит их гарантом.


Протесты против законопроекта, требующего полного запрета абортов. Польша, 2016 год. Источник

Речь шла об обычных правах. Они не являются универсальными и эгалитарными. В качестве примера такого права можно привести право на аборт. Оно обладает разным статусом в разных государствах. А поскольку, согласно доктрине прав человека, эти самые права человека есть у всех нас, вне принадлежности к какому-либо политическому или социальному образованию, следует констатировать:

Права человека — это особые права.

Что значит, что правами человека обладает человек?

Как было сказано выше, человек обладает правами не потому, что он — гражданин какого-то государства, а потому что он — человек. Здесь мы открываем предпосылку, содержащуюся в понятии прав человека:

Доктрина прав человека предполагает, будто существует универсальный субъект прав — человек вообще.

Впрочем, общая природа ничего не решила бы. Из нее не следует наличие общих для всех ценностей и норм. Да и что делать с разницей культур? Как справедливо заметил папа римский Бенедикт XVI, полемизируя с философом Юргеном Хабермасом по поводу моральных оснований права:

Согласно Хеффе, минимальная антропология дает нам только некоторое представление о человеке, которое принципиально неполно. Единственное, что мы можем почерпнуть из доктрины прав человека, — это то, что:

  1. Человек — политическое и социальное существо.
  2. Человек — потенциальная жертва и потенциальный преступник.

Зачем отрицать идею прав человека?

Впрочем, не все разделяют такую позицию. Левого французского философа Алена Бадью она не устраивает именно неполнотой, мнимой универсальностью и фальшивым морализаторством, которые лишают смысла любую конкретную политику. Ведь согласно доктрине прав человека для человека возможны всего два состояния:

  • нарушили права — всё плохо, человек страдает;
  • не нарушили — всё хорошо, человек наслаждается.

Такое видение человека предполагает, что с ним может случиться только одно — максимальное нарушение прав, смерть. Согласно Бадью, это — не что иное, как придание человеку статуса животного:

Когда придумали права человека?

Не поймите неправильно, дело не в том, что Джон Локк, Иммануил Кант или Французская Декларация прав человека и гражданина не имеют к современным правам человека никакого отношения. Свой вклад они внесли. Дело в том, что реальные юридические дискуссии еще в начале века выглядели иначе.


1899 год. Гаагская мирная конференция. На ней был принят запрет на использование ядов и оружия, причиняющих тяжелые страдания противнику. Все 26 стран-участниц подписали финальный документ. Источник

Как тогда обстояли дела с реализацией прав человека?


1915 год. Шестнадцать лет спустя после первой Гаагской конференции. Члены 47-й дивизии британской пехоты продвигаются сквозь облако ядовитого газа во время битвы при Лосе. Источник

Первая мировая война мобилизовала 65 миллионов человек. Из них 8 миллионов погибли, а 21 миллион был ранен или покалечен.

Вот и всё, что можно отнести к правам человека.

Помимо этого, ряд международных договоров, бо́льшая часть которых была заключена членами Лиги Наций в результате конференции, предполагал так называемые поправки о меньшинствах. Они налагали на страны обязательства гарантировать меньшинствам некоторые права вроде равенства перед законом, набора политических и социальных прав, права на использование родного языка и исповедание своей религии. Правда, страны, обязанные исполнять поправки, время от времени пытались их опротестовать.

В межвоенный период разговоры о правах человека остались уделом небольших групп профессиональных юристов.

Возвращение прав человека: декларация Уэллса

В ходе кампании, развернувшейся вслед за публикацией, текст декларации был разослан 300 редакторам из 48 стран, среди которых был, например, американский президент Франклин Рузвельт. Начиная с 1940 года Уэллс публиковал свою декларацию и так и этак: в сборниках и отдельной книгой, в журналах и газетах, с коротким и длинным введением, с комментариями публичных персон и без. Кампания имела большой успех. Дебаты вокруг нее затихли, когда у англичан появились дела поважнее: в мае 1940 года немцы начали наступление на западном фронте.


1940 год. Декларация Уэллса, вышедшая отдельной книгой. Десять статей документа затрагивали темы дискриминации, здоровья, образования, оплаты труда, свободы перемещения, собственности, запрета пыток и стерилизации, а также ряд других. Источник

свобода слова,
свобода совести,
свобода от нужды
и свобода от страха.

В августе 1941 года отголоски этой речи нашли отражение в Атлантической хартии, подписанной британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом. Документ фиксировал видение послевоенного мира антигитлеровской коалицией и сообщал:

В 1942 году с принципами Атлантической хартии согласились 26 стран-союзниц, подписавшие Декларацию Объединенных Наций. К 1945 году их число возросло до 51 государства.

Только с началом идеологического наступления антигитлеровской коалиции права человека вышли на повестку дня.

Суд над нацистами и появление современной доктрины прав человека

Тем не менее в это время артикулированной доктрины прав человека еще не было. Всё создавалось на скорую руку, часто от противного — чтобы противопоставить нацистской идеологии хоть что-то. К тому же формулы и постулаты — это одно, а юридическая практика — совсем другое. Ключевую роль в том, что права человека стали превращаться именно в права, сыграли последовавшие за окончанием войны трибуналы, в частности — Нюрнбергский.


1945 год. Нюрнбергский трибунал. Среди подсудимых: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель. Источник

В результате него 12 человек были приговорены к смертной казни, 5 — к длительным тюремным срокам. Он судил обвиняемых в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Согласно международным законам войны того времени, то, как государство относится к своим подданным, оставалось вопросом его внутренней юрисдикции. Тем не менее масштаб вынудил трибунал пересмотреть идеи государственного иммунитета. Речь больше не шла об одной Германии и даже об отношениях между несколькими государствами.

И конечно, Нюрнбергский трибунал — это пример правосудия победителей. Достаточно сказать, что ни одно нарушение Гаагской конвенции союзниками, ни одно их военное преступление, равно как ни одно преступление против человечности со стороны нацистов, не связанное с их же военными преступлениями, не стало предметом разбирательств.

В этой путаной ситуации и родилось новое понимание международного права. В ходе Нюрнбергского процесса возникло представление о категории преступлений, которые должны караться независимо от того, в какое они совершены время, независимо от должности исполнителей и национального законодательства.


Элеонора Рузвельт держит в руках копию Всеобщей декларации прав человека на французском языке. Источник

Тем самым был запущен процесс сближения идеи прав отдельного человека и идеи универсального правосудия .

В 1953 году вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а в 1959-м начал работу Европейский суд по правам человека. Его юрисдикция распространяется на 47 государств.

Что делать с правами человека?

Согласно доктрине, права человека — универсальны и вневременны. Но доктрина относится к сфере идей. В реальности же права человека не существовали до недавнего времени. Они появились в определенный момент, с определенной целью.

Во время идеологического противостояния и глобального дележа мира нужна была идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного права, преследовавшего карательные цели. В результате возникла современная система защиты прав человека.

Понимая это, мы можем посмотреть на права человека немного иначе. Мы можем задать инструментальный вопрос — что делать с ними?

Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень простой.

Доктрина прав человека — это универсальный язык, который позволяет заявлять о несправедливости, выражать свои требования, бороться с угнетением и добиваться наказания виновных.

Лучший ли это из всех возможных языков? Вряд ли.

Эффективен ли он? Есть большие сомнения.

Вопреки бесполезным заявлениям и неповоротливому, часто просто недееспособному аппарату международных мониторинговых организаций, активистских ячеек, аналитических центров и судов, в Сингапуре всё так же вешают, в Саудовской Аравии похищают, в Китае пытают людей.

Всегда есть соблазн отвернуться от прав человека как от риторической масскультурной обертки, за которой скрывается банальная политическая борьба.

Вацлав Гавел преспокойно оправдывал бомбежки Югославии тем, что права человека для НАТО важнее прав государства. В ежегодных отчетах о правах человека США регулярно обвиняет Китай в их нарушении. Китай делает то же самое: собирает примеры нарушения прав человека со стороны США и публикует отчеты о них. И так далее и тому подобное.

Впрочем, если мы заговорили о прагматике, будем последовательны до конца. Права человека — это универсальный язык, который работает хоть как-то. Плохо, с издержками, с избирательной слепотой, которую диктует политическая ситуация. Но работает. Поэтому его можно использовать во благо.

И поэтому этот универсальный язык нужно знать.

Все остальное — активизм, философская нюансировка доктрины, политика, юриспруденция — вопрос техники.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.


Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с не большими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Содержание

Христианское право



Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.



Каноническое право

Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих [источник не указан 110 дней] .

Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.

Церковное право

Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, Украине и Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.

Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.

Мусульманское право



Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.



Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Индуистское право

Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право





Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и только очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

Буддийское право

Буддийское право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии.

Синтоистское право

Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы.

Зороастризм

Зороастризм является одной из древнейших религий, приверженцы которой живут преимущественно в Индии и Иране. Предписания этой религии на сегодня соблюдаются в общинах, исповедующих её, и касаются, прежде всего, права личного статуса (рождение, брак, завещание).

См. также

Источники

Ссылки

  • Сравнительное правоведение
  • Религиозное право
  • Религия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Религиозное право" в других словарях:

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Юридический словарь

религиозное право — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Большой юридический словарь

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Религиозное обращение — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия

ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия

ПРАВО (система норм) — ПРАВО, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством (см. ГОСУДАРСТВО) и обеспечиваемых силой принуждения (позитивное право) или вытекающих из природы человека (естественное право). В государственно… … Энциклопедический словарь

ПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

Религиозное обучение и образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия

Однако учёные-юристы до сих пор ведут дискуссии. Одни считают, что права человека универсальны, есть у каждого от рождения и не зависят от признания со стороны государства.

Земля в руках человека

Другие подчёркивают изменчивость их содержания и объёма в зависимости от исторического периода, социальной обстановки, национальных традиций.

В этой статье вы подробно узнаете о том, что же такое права человека.

Права человека — это.

ООН считает, что права человека – это неотъемлемые права каждого, не зависящие от какого-либо признака: возраста, национальности, вероисповедания, финансового положения, пола и так далее.

И 40-летний английский банкир, и молодая голливудская актриса, и голодающий ребёнок из Нигерии вправе жить, выражать своё мнение, выбирать, во что верить.

Они обладают такими возможностями только в силу того, что родились людьми. Но в чём тогда выражается неотъемлемость? Ведь государство способно отнять у людей жизнь, свободу, имущество.

Это так. Однако тем самым власть (что это такое?) нарушает, а не отнимает права человека. Люди по-прежнему вправе претендовать на то, что составляет основу их жизненного бытия.

А какие трактовки можно встретить в юридической литературе?

Определяет права человека как феномен мировой культуры, важное условие для развития творческих сил и способностей индивида. То есть, права человека – это возможности, которые позволяют людям жить достойно, свободно и постоянно развиваться.

Считает, что права человека – это средство защиты от власти. Действительно, если бы не они, то вместо граждан в государстве жили бы одни рабы, нищие, процветали убийство и насилие.

По её мнению, права человека – это природные свойства личности, которые выступают условиями её жизни, свободы и отношений в обществе.

Эмблема

Если объяснять его смысл простыми словами, то получается, что права человека – это то, как должен жить любой нормальный индивид (кто это?).

Сражение

Меры поощрения и защиты прав человека

На официальном сайте ООН и её органов подчёркивается, что на государства возлагаются обязанности по поощрению и защите прав и свобод человека. Причём такое условие действует даже в отношении стран с ограниченным суверенитетом (что это такое?) и особенностями в политическом режиме.

В этом и состоит выражение принципа универсальности – права человека признаются в любом уголке земного шара.

К основным международным договорам о правах человека (помимо декларации) относятся два пакта, принятых в 1976 году. Один из них закрепляет гражданские и политические права, а другой – социальные, экономические, культурные.

Флаг

  1. о правах ребёнка, инвалидов, трудящихся-мигрантов;
  2. о ликвидации всех форм расовой дискриминации, дискриминации (что это такое?) в отношении женщин;
  3. против пыток; ;
  4. о содействии занятости.

Каждое государство выразило официальное согласие хотя бы с одним основным международным договором (что это?). Это ещё раз подтверждает универсальный характер прав человека.

Потолок

Принципы Всеобщей декларации стали основой для разработки национальных конституций и законов.

В ООН функционируют органы (в частности, Совет, Верховный комиссар, комитеты), которые следят за исполнением государствами пактов и конвенций в области прав человека и реагируют на случаи нарушений.

Выводы

Таким образом, права человека – это возможность людей жить по-человечески с момента рождения.

В настоящее время они официально закреплены в конституциях правовых государств с демократическим режимом, считаются неотъемлемыми и универсальными.

Однако на практике реальность часто расходится с тем, что написано на бумаге. Органы ООН хоть и принимают меры по пресечению нарушений, но в большей степени обстановка с правами человека зависит от конкретного государства.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Наталья, спасибо!Очень хорошая статья. Творческих Вам успехов.

Права человека не могли возникнуть как некий природный феномен, права человека — это искусственное понятие, созданное самим человеком на определенной стадии развития общества.

С одной стороны есть неотчуждаемые права, например, право на жизнь, с другой стороны мы знаем страны где разрешена смертная казнь, но это отчуждение происходит хоть по приговору суда, а если жизнь отчуждается при задержании, именно так чаще всего и происходит.

Выходит, что казнить по приговору нельзя, а застрелить при задержании, без суда и следствия, можно.

Михаил: а кто-нибудь сейчас верит, что права человека придумали во благо человека? Это при капитализме, призванном выжимать из человека все соки. Не смешите меня.

Это отличный повод вмешиваться в дела других государств, где обязательно (по заказу) эти права будут массово ущемляться. А в ответ на это можно сбросить правительство, развязать войну, устроить геноцид.

Защита прав человека — это оружие Запада в современно влиянии на мир.

На самом же Западе (а особенно в его цитадели — США) на эти права внимания не обращают.

В США самый большой процент населения сидящего в тюрьмах и в сотни раз *по сравнению, например, с Россией) больше подозреваемых гибнет при задержании. Но никому не положено на этом концентрировать и заострять внимание. Вы поняли?

Ищите ущемление прав только в странах, которые Западу интересно было бы потрясти за мошну.

Кого ни спроси, каждый знает, что у него есть права. Однако многие забывают, что это не исключительная привилегия. Все находятся в равных условиях и общество жило бы гораздо лучше, если бы сами люди не попирали права друг друга.


Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.


Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.


Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.


Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.


Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.


Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.


Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.


В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом. Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие. Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.


В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.


Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.


Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.


Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.

Читайте также: