Свобода как категория права

Обновлено: 30.06.2024

Свобо́да — в абсолютном смысле, течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В праве свобода связана не просто с отвественностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.

Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.

Содержание

Представления о свободе в различных философских системах

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость.

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Россия

Критика альтернативных определений Свободы

Свобода — взаимный, добровольный отказ от эксплуатации чужой собственности. Или еще более обобщенно. Свобода — это признание права собственности.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

    // Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002, с. 311—315 // Позиции современной философии. Вып. 3. Современная философия в Германии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004, с. 57-66
  • Завьялова Г. И. Философский анилиз трансформаций свободы (логико — исторический аспект) — Дисс. Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 2005.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Свобода (философская категория)" в других словарях:

Свобода воли — философская категория, обозначающая философско этическую проблему самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг С. в. со времён Сократа … Большая советская энциклопедия

СВОБОДА — СВОБОДА, ы, жен. 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта) … Толковый словарь Ожегова

Свобода — – философская категория, выражающая отношение между жизнедеятельностью людей и объективными законами природы и общества. Существует две противоположные точки зрения на свободу: 1) самоопределение духа, свобода воли, т. е. возможность поступать… … Словарь-справочник по социальной работе

свобода — СВОБОДА центральное понятие европейской культуры, характеризующее человека как источник и причину своих решений и действий; философская категория, характеризующая специфическую форму обусловленности личной и общественной жизни. Это… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СВОБОДА ВОЛИ — философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, онределять свои поступки действовать на основании собственного решения. Как категорий этики С. в. означает, что … Словарь по этике

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

Свобода — Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ — философская и конституционно правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности. поведения в условиях данного государства и общества. В Российской Федерации С. л. обеспечивается всем… … Энциклопедический словарь конституционного права

СВОБОДА — 1) философская и правовая категория, означающая самостоятельный выбор индивидом или организацией варианта своих образа жизни и деятельности, не связанных какими либо нормами и правилами, кроме тех, которые относятся к разряду общеобязательных и… … Энциклопедический словарь конституционного права


Проблема прав и свобод является одной из наиболее древних и дискуссионных. На протяжении длительного времени вопрос терминологического соотношения двух данных понятий волновал многих учёных и мыслителей.

За весь длительный процесс государственной и общественной эволюции люди пришли к наиболее полному пониманию данных категорий. В связи с появлением и развитием принципа признания прав и свобод высшей ценностью появляются особые механизмы их защиты, как на национальном, так и на международном уровне.

Данная проблема имеет довольно богатую историю. Так, свобода, как политико-юридический термин, который был признан каким-либо государством появился сравнительно недавно, а именно в XVIII веке в Французской декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года, которая была принята после Великой Французской революции. Великая французская революция — это важное историческое событие, результат кровавой борьбы людей за свои права и свободы. 1789 год является точкой, с которой началось появления новых тенденций развития государств. Как и у любой другой революции ключевую роль в ней сыграла идеологическая основа. В Великой Французской революции ею выступила естественно-правовая школа права. Можно сделать вывод, что уже с XVIII века люди стали задумываться о двух данных категориях, как о занимающих центральное место в государственно-правовой действительности

Несмотря на довольно раннее появление данной категории, свои позиции по данному вопросу выразили многие ученые.

В их числе и профессор А.В. Корнев, который в своей статье выражает мнение, что свобода- возможность субъекта проявлять свою волю в рамках законов развития социальных и природных систем

Необходимо отметить, что многие ученые рассматривали термин свобода и до 18 века, но они смотрели на содержание данного термина не с политико-юридической стороны, а скорее, с философской. Причем понимание этой самой свободы менялось вместе с коренными изменениями в структуре и взглядах самого общества: от божественного предопределения свободы, то есть религиозной сущности, со временем политико-правовая мысль пришла к пониманию связи правопорядка и свободы, что находит отражение в трудах учёных, в частности в философии И. Канта. И ещё Гегель отмечал, что свобода является категорией проявляющаяся прежде всего в праве [3,с. 339]

Схожую мысль выразил и доктор юридических наук В.С Нерсесянц, который считает, что какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело [4,c.3]. Трудно не согласиться с данной позицией. Вряд ли человечество изобретёт в будущем внешнее выражение свободы прогрессивнее, чем право. Это кажется не только невозможным реализовать практически, но и не целесообразным.

Свободу труда следует понимать, как возможность выбора, будет ли человек работать или нет. В данном случае государство не является субъектом правоотношений. Оно обязано вмешаться только лишь, если свобода будет каким-либо образом ограничена. Употребляя данную формулировку, законодатель снимает с себя обязанность обеспечить своих граждан работой. Но в то же время, государство даёт большую степень самоопределения. Как бы то странно не звучало, в демократическом государстве не должно быть права на труд в значении, в котором оно употребляется в конституции СССР. Это можно расценить как ограничение свободы в выборе своей деятельности. В демократическом государстве правительство должно стимулировать развитие государства преимущественно экономическими методами.

В 1 пункте 29 статьи Конституции РФ провозглашается свобода слова и печати. Рассматривая данную свободу, необходимо понять, что для ее реализации человеку не требуется какое-либо обращение к государству в лице его органов, или какая-либо иная деятельность государства для реализации. Это естественная свобода, которая принадлежит каждому человеку от рождения. Оно ограничивается лишь в исключительных случаях, а именно, когда мы нарушаем свободу друг их людей, то есть когда речь идет о оскорблении, разжигании расовой или национальной вражды. Данное ограничение идет во благо личности и всего общества.

Несмотря на многие отличия друг от друга прав и свобод, есть и определенные сходства между этими двумя понятиями. Так, содержание двух данных категорий довольно похоже друг на друга. В обоих случаях речь идет именно о возможности выбора человека и гражданина. Довольно сильна защита со стороны государства и мирового сообщества. Разрешается ограничить права и свободы в исключительных случаях, только на основании закона или в некоторых случаях, если речь идет об одном человеке на основании судебного решения. Согласно пункту 3 статьи 56 Конституции ряд прав и свобод вообще не подлежит ограничению. В числе таковых: право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и вероисповедания.

Анализируя все вышеприведенные примеры, можно с полной уверенностью сказать, что несмотря на то, что два таких понятия, как право и свобода, довольно похожи, зачастую даже сложно найти грань между ними. Но все же есть и существенные различия, ведь не зря даже законодатель разграничивает эти категории, употребляя их отдельно друг от друга, но всегда вместе, подчеркивая их смысловую схожесть

Правом следует назвать скорее возможность, которую обязано обеспечить государство. Закрепляя права, государство берет на себя обязанность по его реализации, понимая, что человек не сможет сделать это сам в силу объективных причин. Свобода, в отличии от права, гораздо более вариативна, право скорее дает нам возможность выбрать один из представленных вариантов поведения личности. Из этого можно сделать вывод, что право ограничено по своей сущности гораздо сильнее. Сравнивая, можно сказать, что свобода ставит нас в рамки только в отношении свобод других людей, а право еще и в отношении представленных государством вариантов поведения. Данные понятия, несмотря на всю схожесть, имеют существенное различие, а именно способ его реализации.

Существенным отличием является и время возникновения. Человек рождается свободным и в соответствии с свободой он равен остальным членам общества. Многие права же скорее появляются с усложнением общественной структуры, с эволюционированием, появлением новых социальных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос терминологического соотношения прав и свобод несмотря на всю свою историю и множество позиций ученых остаётся дискуссионным. Следует отметить, что исторический аспект данного вопроса имеет ключевое значение. Мы можем наблюдать, что отношение человека к правам и свободам, их соотношению меняется пропорционально этапам развития самого общества.

  1. Корнев А. В. Свобода и право: соотношение понятий // Lex Russica. — 2015. — № 4. — С. 113.
  2. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1999. — 830 с
  3. Гегель Г. В. Ф Философия религии. М., 1977. Т. 2. С.573.
  4. Право — математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. — М.: Юристь, 1996. — 160 с. ISBN 5–7357–0082–0
  5. Верховенство права: сб. ст. М.: Прогресс, 1992. С. 55.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.
  7. М. В. Пресняков // Гражданин и право, 2014. — № 4. — С. 3–16. — ISBN 2220–9018

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Конституция РФ, Великая Французская революция, государство, Российская Федерация, труд, экономическая деятельность, демократическое государство, исторический аспект, предпринимательская деятельность.

Читайте также: