Свидетельство о смерти как получить в казахстане

Обновлено: 04.07.2024

Нур-Султан. 23 июля. Kazakhstan Today - Межведомственная комиссия (МВК) по вопросам оказания государственных услуг на очередном заседании обсудила ряд актуальных вопросов в сфере автоматизации госуслуг, среди них - выдача свидетельства о смерти в проактивном формате, передает Kazakhstan Today.

Председатель комиссии, первый заместитель министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин отметил, что это исключит необходимость посещения гражданами моргов и больниц для получения заключения о смерти.

Сейчас для получения такого заключения гражданам приходится получать медицинское свидетельство о смерти в морге, затем обращаться в ЦОН для получения документа, процесс занимает 1 рабочий день.

Другим вопросом, рассмотренным на МВК, стало предоставление казахстанцам, находящимся за рубежом, равных условий доступа к услугам портала "электронного правительства". Как отмечают эксперты, для этого необходима поддержка консульств Казахстана в других государствах.

Речь идет о возможности получения ЭЦП из-за рубежа и оказания услуг в сфере актов гражданского состояния. На сегодня это невозможно по причине отсутствия защищенного канала связи. Поэтому мы предлагаем предоставить казахстанским консулам в тех странах, где наибольшее количество наших сограждан, доступ к информсистемам ЗАГСа и ЦОНа", - отметил ответственный секретарь МИД РК Аркен Утенов.

Багдат Мусин обратил внимание участников заседания на необходимость серьезной технической подготовки информационных систем госорганов.

На сегодня мы активно взяли курс на проактивность. Это является прямой реализацией поручения главы государства. Мы должны упростить гражданам получение ими госуслуг. В этом вопросе нужна консолидация наших усилий. Здесь важно подключить и поддержку местных исполнительных органов. Реформы должны быть не на бумаге, а в действии. Поэтому рекомендую всем ответственным технически подготовить все свои информационные системы и реализовать поставленные задачи", - отметил Мусин.

Наряду с этим, на заседании также были выслушаны доклады по работе, проводимой по переводу 90% госуслуг в электронный формат до конца года и рассмотрены предложения по исключению справок из психоневрологической, наркологической и противотуберкулезной организаций.

Комментарии

В Казахстане хотят провести ревизию законов

НУР-СУЛТАН. 2 ЯНВАРЯ - Премьер-министр РК Аскар Мамин ответил на депутатский запрос касательно разработки и принятия законодательных актов, направленных на обеспечение баланса между уровнями правовой регламентации, передает KAZAKHSTAN TODAY.

"Пунктом 10 общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий" (утвержден указом президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года № 413) предусмотрено мероприятие "Реализация в рамках Концепции правовой политики положений, направленных на изменение законодательства в части обеспечения баланса между детализированной правовой регламентацией и гибкостью принятия управленческих решений". В связи с чем реализация этих задач заложена в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674", - написал Аскар Мамин в своем ответе.

По его словам, в Концепции предусмотрено, что "в целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта".

В настоящее время Министерством юстиции совместно с Администрацией Президента прорабатывается проект Плана действий по реализации Концепции, в котором предусмотрены проведение анализа по выявлению излишних детализированных норм в законах и рассмотрение целесообразности их пересмотра, а также проработка вопроса принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, разработка и принятие соответствующих законодательных актов будут осуществлены после проведения анализа по поднимаемому вопросу", - отметил премьер-министр.

В части обеспечения стабильности законов сообщаю, что Правительством внесены изменения в Правила по проведению правового мониторинга, регламентирующие вопросы подготовки анализа степени стабильности законодательства (постановление Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2021 года № 544), которые позволят оценивать эффективность принятых нормативных правовых актов государственными органами", - заключил Мамин.

Нур-Султан. 23 июля. Kazakhstan Today - Межведомственная комиссия (МВК) по вопросам оказания государственных услуг на очередном заседании обсудила ряд актуальных вопросов в сфере автоматизации госуслуг, среди них - выдача свидетельства о смерти в проактивном формате, передает Kazakhstan Today.

Председатель комиссии, первый заместитель министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин отметил, что это исключит необходимость посещения гражданами моргов и больниц для получения заключения о смерти.

Сейчас для получения такого заключения гражданам приходится получать медицинское свидетельство о смерти в морге, затем обращаться в ЦОН для получения документа, процесс занимает 1 рабочий день.

Другим вопросом, рассмотренным на МВК, стало предоставление казахстанцам, находящимся за рубежом, равных условий доступа к услугам портала "электронного правительства". Как отмечают эксперты, для этого необходима поддержка консульств Казахстана в других государствах.

Речь идет о возможности получения ЭЦП из-за рубежа и оказания услуг в сфере актов гражданского состояния. На сегодня это невозможно по причине отсутствия защищенного канала связи. Поэтому мы предлагаем предоставить казахстанским консулам в тех странах, где наибольшее количество наших сограждан, доступ к информсистемам ЗАГСа и ЦОНа", - отметил ответственный секретарь МИД РК Аркен Утенов.

Багдат Мусин обратил внимание участников заседания на необходимость серьезной технической подготовки информационных систем госорганов.

На сегодня мы активно взяли курс на проактивность. Это является прямой реализацией поручения главы государства. Мы должны упростить гражданам получение ими госуслуг. В этом вопросе нужна консолидация наших усилий. Здесь важно подключить и поддержку местных исполнительных органов. Реформы должны быть не на бумаге, а в действии. Поэтому рекомендую всем ответственным технически подготовить все свои информационные системы и реализовать поставленные задачи", - отметил Мусин.

Наряду с этим, на заседании также были выслушаны доклады по работе, проводимой по переводу 90% госуслуг в электронный формат до конца года и рассмотрены предложения по исключению справок из психоневрологической, наркологической и противотуберкулезной организаций.

Комментарии

В Казахстане хотят провести ревизию законов

НУР-СУЛТАН. 2 ЯНВАРЯ - Премьер-министр РК Аскар Мамин ответил на депутатский запрос касательно разработки и принятия законодательных актов, направленных на обеспечение баланса между уровнями правовой регламентации, передает KAZAKHSTAN TODAY.

"Пунктом 10 общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий" (утвержден указом президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года № 413) предусмотрено мероприятие "Реализация в рамках Концепции правовой политики положений, направленных на изменение законодательства в части обеспечения баланса между детализированной правовой регламентацией и гибкостью принятия управленческих решений". В связи с чем реализация этих задач заложена в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674", - написал Аскар Мамин в своем ответе.

По его словам, в Концепции предусмотрено, что "в целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта".

В настоящее время Министерством юстиции совместно с Администрацией Президента прорабатывается проект Плана действий по реализации Концепции, в котором предусмотрены проведение анализа по выявлению излишних детализированных норм в законах и рассмотрение целесообразности их пересмотра, а также проработка вопроса принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, разработка и принятие соответствующих законодательных актов будут осуществлены после проведения анализа по поднимаемому вопросу", - отметил премьер-министр.

В части обеспечения стабильности законов сообщаю, что Правительством внесены изменения в Правила по проведению правового мониторинга, регламентирующие вопросы подготовки анализа степени стабильности законодательства (постановление Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2021 года № 544), которые позволят оценивать эффективность принятых нормативных правовых актов государственными органами", - заключил Мамин.

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 1-16) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:";

Типовые правила погребения и организации дела по уходу за могилами, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту регионального развития в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики
Республики Казахстан А. Иргалиев

"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство информации
и общественного развития
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

Приложение к приказу
Министра национальной
экономики
Республики Казахстан
от 6 октября 2021 года № 90
Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 мая 2019 года № 48

Типовые правила погребения и организации дела по уходу за могилами

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Типовые правила погребения и организации дела по уходу за могилами (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 1-16) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и определяют порядок погребения и организации дела по уходу за могилами.

2. В настоящих Типовых правилах используются следующие основные понятия:

1) погребение (похороны) – обрядовые действия по захоронению тела (останков) умершего в землю (могилу, склеп) или преданию огню (кремации) с захоронением урны с прахом (пеплом) в могилу, склеп в соответствии с волеизъявлением покойного, вероисповеданием, обычаями и традициями, не противоречащими санитарным, природоохранным, градостроительным и иным правилам и нормам;

2) могила – место захоронения умершего или его останков;

3) кладбище – территория, специально выделенная для захоронения умерших или их останков;

4) администрация кладбища – физическое или юридическое лицо, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по содержанию и эксплуатации кладбища;

5) отдел регистрации актов гражданского состояния (далее – регистрирующий орган) – местный исполнительный орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Глава 2. Порядок погребения и организации дела по уходу за могилами

3. Правила погребения и организации дела по уходу за могилами (далее – Территориальные правила) разрабатываются акиматами областей, городов республиканского значения, столицы в соответствии с настоящими Типовыми правилами.

4. При разработке Территориальных правил учитываются особенности территории населенных пунктов, их застройки, а также организации дела по уходу за могилами, сохранения объектов историко-культурного наследия, религиозного назначения и природного ландшафта.

5. Структура Территориальных правил содержит:

1) порядок отведения места для захоронения;

2) порядок захоронения умерших или их останков;

3) порядок проектирования и устройства могил;

4) порядок организации благоустройства мест захоронения и их содержания;

5) порядок учета и регистрации земельных участков, предназначенных под могилы;

6) порядок заключения договора на содержание и обслуживание кладбищ и осуществления контроля за соблюдением его условий.

6. Местными исполнительными органами из земель общего пользования, занятых и предназначенных под кладбища, на каждого умершего жителя поселения или лица без определенного места жительства, умершего в данном поселении, для захоронения бесплатно выделяется земельный участок не менее шести квадратных метров.

Территория кладбища состоит из участков, которые разделяются на ряды могил и обустраиваются проездами для автомобильного транспорта и проходами к участкам могил.

Акимат города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) организует свод данных (сведений) учета и регистрацию земельных участков, предназначенных под могилы, а также осуществляет контроль за соблюдением условий договора об организации дела по погребению.

Аким города областного значения, района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа ведет учет и регистрацию земельных участков, предназначенных под могилы на основании журналов учета.

Акимат города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) на официальном интеренет-ресурсе местного исполнительного органа размещает актуальную информацию по занятым и свободным участкам кладбища.

8. Захоронение регистрируется в журнале учета, который ведется администрацией кладбища.

9. Журнал учета содержит следующие сведения:

год, месяц, число погребения;

фамилия, имя, отчество (при его наличии) умершего;

дата рождения и смерти;

номер, дата и кем выдано свидетельство о смерти;

фамилия, имя, отчество (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), дата выдачи и номер документа, удостоверяющего личность, адрес близких родственников покойного, в случае отсутствия родственников адрес лица, производящего захоронение либо наименование, бизнес-идентификационный номер, адрес организации, производящей захоронение.

10. По письменному заявлению близких родственников, а также супруга (супруги) в местный исполнительный орган, аппарат акима района в городе при предоставлении документов, подтверждающие близкое родство с (ранее) умершим, погребение умершего или его останков рядом с ранее умершим близким родственником обеспечивается при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника.

11. Захоронение найденных тел умерших или их останков, утопленников, скоропостижно умерших вне дома, находящихся в морге после судебно-медицинского исследования, при отсутствии родственников или лиц и учреждений, которые могут взять на себя организацию похорон, возлагается на местные исполнительные органы после регистрации факта смерти.

12. Захоронение безродных производится за счет бюджетных средств.

13. Перезахоронение останков на действующих и закрытых кладбищах не допускается, кроме случаев:

преждевременной ликвидации кладбища или его участка;

при перевозке останков из отдельных могил для перезахоронения по Республике Казахстан или за ее пределами.

14. Проектирование и устройство могил:

расстояние между участками могил составляет по длинным сторонам не менее 1 метра, а коротким – не менее 0,5 метров;

глубина могилы устанавливается в зависимости от характера грунта и уровня подпочвенных вод и составляет не менее чем 1,5 метра от поверхности земли до крышки гроба (при наличии). Во всех случаях отметка для могилы составляет на 0,5 метра выше уровня грунтовых вод;

для умерших от особо опасных инфекций глубина могилы устанавливается на уровне 2-х метров, при этом на дно размещается хлорная известь слоем не менее 10 сантиметров;

каждая могила имеет насыпь высотой 0,5 метра (далее – надмогильный холмик) от поверхности земли. Надмогильный холмик выступает за края могилы для защиты ее от атмосферных вод.

15. Благоустройство мест захоронения и их содержание:

В границах участка, отведенного под захоронение, допускается:

устанавливать надмогильные памятники и сооружения из естественного камня или бетона, цветники и скамейки;

производить посадку цветов на могиле, зеленой изгороди из декоративного кустарника с последующей ее подстрижкой.

Дальнейшее содержание могил в надлежащем порядке обеспечивается близким родственником.

Не допускается размещение памятников и сооружений, устройство столиков, скамеек и сооружений за пределами участка захоронения.

Территория кладбища (проезды, дорожки, клумбы, газоны, канализационная, электрическая и водопроводная сеть и сооружения) содержится местными исполнительными органами в надлежащем порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

16. Заключение договора на содержание и обслуживание кладбищ между местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) и администрацией кладбища осуществляется своевременно по итогам конкурса, проводимого в соответствии с законодательством о государственных закупках.

17. Администрация кладбищ обеспечивает:

1) предоставление гражданам полной информации о порядке оказания ритуальных услуг, в том числе с размещением информации на стендах на территории кладбища;

2) своевременную подготовку могил для захоронения умерших или их останков;

3) соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил;

4) содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, территории кладбища, ограждения, освещения;

5) контроль за организацией работ по содержанию кладбищ, включая систематическую уборку дорожек общего пользования и участков хозяйственного назначения, обслуживание сетей водоснабжения, уход за зеленными насаждениями на всей территории кладбища, текущий ремонт дорог и своевременный вывоз мусора;

6) предоставления гражданам напрокат инвентаря для ухода за местом захоронения;

Пилотный проект отменил выдачу свидетельств о смерти на гербовых бланках еще в октябре. Прошло уже 5 месяцев, но до сих пор родственникам умерших это нововведение добавляет лишние проблемы и продлевает хождения по многочисленным инстанциям.

А ведь изначально отмена бумажных свидетельств была придумана для того, чтобы во время карантина людям не нужно было ходить за лишними бумажками и справками.

Вместо похорон – очередь за справками

– В ноябре 2020 года умерла мама. В ЦОНе нам выдали электронное уведомление о смерти, пояснив, что привычные гербовые свидетельства теперь отменены. Мама еще не была пенсионеркой, поэтому мы не имели права на обычное пособие на погребение. Эту сумму нам должны были выдать из маминых накоплений в пенсионном фонде. Когда мы пришли туда, нам заявили, что деньги перечислят только при наличии свидетельства о смерти, а выданное нам электронное уведомление силы не имеет. Пришлось снова идти в ЦОН, где нас опять уверили, что бумажные свидетельства о смерти отменены. В итоге вместо того, чтобы заниматься организацией похорон, мы ходили из ЕНПФ в ЦОН и обратно. Попасть туда из-за карантинных ограничений было не так-то просто. После долгой нервотрепки деньги нам выдали, но предупредили, что остальные пенсионные накопления через полгода после маминой смерти, когда будет можно официально вступать в права наследования, без свидетельства о смерти уже не выдадут. А где мы его возьмем? – недоумевает 30-летняя семейчанка Дарина АНДРЕЕВА.

Облегчить жизнь и смерть во время карантина

Как оказалось, нововведение должно было упростить процедуру оформления смерти во время пандемии.

– Как вы знаете, во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции правительство принимало разные меры по исключению посещения гражданами государственных объектов. Одной из мер, принятых для этих целей, был запуск пилотного проекта по регистрации смерти гражданина в электронном виде. Вместо привычных свидетельств органы РАГС начали выдавать уведомления о регистрации смерти. Однако на практике мы столкнулись с тем, что приказ о внедрении пилотного проекта не был доведен до сведения всех заинтересованных органов. Возникли вопросы, связанные с признанием уведомления о смерти для принятия решений, в частности, при перечислении денежных средств. До сегодняшнего дня приказ о внедрении пилотного проекта не опубликован в информационной системе нормативно-правовых актов “Адилет”, – возмутился заместитель руководителя и заведующий секретариатом по этике департамента государственной службы ВКО Кайрат САПАРГАЛИЕВ.

Приказ о запуске пилотного проекта “по оптимизации процессов, связанных с регистрацией смерти” был подписан министрами юстиции, здравоохранения, труда и соцзащиты населения, обороны, национальной экономики, цифрового развития, внутренних дел.

Как получилось, что до сих пор в разных ведомствах с родственников умерших требуют свидетельства о смерти? К тому же нововведения добавили проблем и сотрудникам РАГС.

– С внедрением пилотного проекта у нас резко увеличилось количество актовых записей о смерти, потому что все уведомления стали поступать в областной центр. Даже если человек умер в районном селе, сведения поступали к нам, – посетовала руководитель отдела регистрации актов гражданского состояния (РАГС) г. Усть-Каменогорска Дамеш МЕЙРМАНОВА. – Эта ситуация нормализовалась только к февралю 2021 года. Сейчас электронные уведомления поступают по месту смерти человека. Но до сих пор немало людей просят нас выдать им гербовый бланк свидетельства о смерти, потому что этот документ требуют в банках и страховых компаниях.

Приказ есть, но его как бы нет

По словам специалистов в сфере юстиции, проблема в том, что пилотный проект по отмене бумажных свидетельств о смерти – это еще не утвержденный закон. Именно поэтому новшества до сих пор не внесены в официальный перечень нормативно-правовых актов. В итоге приказ есть, но его как бы нет.

– В официальную базу нормативно-правовых актов текст совместного приказа по оптимизации регистрации смерти не внесен, потому что это только пилотный проект. Есть кодексы и законы, согласно которым еще действует услуга регистрации смерти с выдачей свидетельства на бумажном носителе, – подчеркнул руководитель отдела департамента юстиции ВКО Сержан МУХАМЕДЖАНОВ. – Но мы уведомили все заинтересованные органы об изменениях в системе регистрации смерти.

В отделениях пенсионных фондов признали электронные уведомления тоже только через несколько месяцев после подписания приказа – к концу нынешней зимы. А вот страховые компании, нотариусы и банки второго уровня до сих пор продолжают требовать с родственников умерших бумажные свидетельства о смерти, без которых невозможно оформить наследство и получить пособие на погребение.

Несмотря на карантин, люди вынуждены гораздо больше проводить времени в разных ведомствах, рискуя заразить других или заразиться самим.

О том, что потеря близкого человека вообще не располагает к хождениям по инстанциям – можно и не вспоминать.

В Восточном Казахстане к решению проблемы подключилась межведомственная рабочая группа при департаменте по госслужбе ВКО. Ее участники написали ходатайства во все организации, которые так или иначе связаны с приемом документов о смерти. Быть может, через полгода после начала пилотного проекта о нем наконец-то узнает каждый, кто знать о таких нововведениях обязан. Почему таким просвещением не озаботились авторы приказа – вопрос, на который ответа нет.

Читайте также: