Существуют ли иные методы воздействия на муниципальные правовые отношения их упорядочения

Обновлено: 16.05.2024

МП, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приёмов (способов) как предписание, дозволение, запрет.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования того или иного приёма различают 2 основных метода правового регулирования:

Преобладание предписания характерно для императивного регулирования. Императивный метод предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации (прямом подчинении). Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является, как правило, гласное предписание.

Дозволение, предоставляющее субъектам право на самостоятельный выбор своего поведения, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает, как правило, договор.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета МП, который охватывает сферы и публичного, и частного права. МС – это форма реализации власти народа, поэтому в частности законодательство о МС устанавливает обязательность решений органов и должностных лиц МС. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений влечёт ответственность. Таким образом, при регулировании властной деятельности органами МС используется императивный метод. Вместе с тем, предмет МП охватывает отношения и сферы частного права. Органы МС не только осуществляют публично-властную деятельность, но и регулируют права собственника на имущество, входящее в состав муниципальной собственности. Органы МС вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, совершать иные сделки.

Т.е. с одной стороны, МС – это власть, а с другой стороны – МС выступает как обычная сторона договора. МП имеет публично-частный характер.

Кроме императивного и диспозитивного методов используется также метод гарантий. Его особенность состоит в том, что государство, признав МС особым уровнем власти, установив, что органы МС не входят в систему органов государственной власти, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав МС, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность.

Т.о. – в МП используется не один из методов правового регулирования, а их синтез.

3. Система муниципального права

Под системой МП понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом системы выступают муниципально-правовые нормы, которые можно подразделить на несколько групп:

Первую группу образуют нормы, закрепляющие положение МС в системе народовластия. Сюда относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о МС.

Вторая группа закрепляет основы деятельности МС (территориальные, организационные, финансовые, экономические, функциональные). Эти нормы определяют порядок образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, закрепляют принципы организации МС, устанавливают основы финансовой самостоятельности МС и т.д.

Третья группа закрепляет предметы ведения и полномочия МС. Эти нормы регулируют принципы определения компетенции органов МС, устанавливают собственные полномочия МС, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МС.

Четвёртая группа устанавливает гарантии МС.

Пятая группа устанавливает ответственность органов и должностных лиц МС.

Вторым элементом системы МП выступает правовой институт, который представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующий определённый круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета МП самостоятельную обособленную группу. К ним относятся финансовые основы, организационные, экономически основы МС, институт гарантий, ответственности, избирательного права.

Кроме того, в системе МП можно выделить общую и особенную части.

Общая часть включает в себя:

понятие и принципы МС

территориальные, финансовые, экономические основы МС

гарантии и ответственность МС.

В особенную часть входят вопросы компетенции МС и конкретные полномочия органов МС в сфере социально-экономических отношений, культурных, экономических и т.д

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (МПО)

Муниципально-правовые отношения – это урегулированные нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МС на территории городских и сельских поселений и других МО.

Особенности МПО:

1. специфика содержания (т.е. МПО возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет МП)

2. носят локально-территориальный характер

3. носят комплексный характер

4. специальный субъект: население или орган (должностное лицо) МС


Структура МПО




субъекты объект содержание

Субъекты МПО – это участники данных отношений, между которыми возникают взаимные юридические права и обязанности на основе законодательства.

Виды субъектов:

1. МО (ст.1 ФЗ № 154, ст.12 – примерный перечень)

2. население МО (местное население, местное сообщество)

3. ОМС (как выборные, так и иные)

4. должностные лица МС (в том числе выборные) и муниципальные служащие. Выборными являются, например, глава МО, депутат. Ст.1 ФЗ

5. государство (т.е. РФ) и его органы (как федеральные, так и органы субъектов федерации)

6. ассоциации и союзы МО (ст.10 ФЗ).

Например: Конгресс МО РФ, Союз российских городов (президент – Чернецкий), Ассоциация МО Свердловской области

7. органы территориального общественного самоуправления (ТОС)

Например: домовые, уличные советы, советы микрорайонов, подъездов.

8. муниципальные унитарные предприятия (горгаз, горсвет)

9. муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры

10. муниципальные кредитные организации, муниципальные банки

11. местные общественные объединения граждан, местные религиозные организации.

Объекты МПО – это то, по поводу чего возникают МПО.

Виды объектов МПО:

1. права граждан в сфере МС

2. территория и границы МО

3. материальные ценности:

объекты муниципальной собственности,

средства местного бюджета,

средства местных внебюджетных фондов,

средства, закреплённые за муниципальными предприятиями и учреждениями,

муниципальный жилищный фонд и др.

4. поведение граждан – членов местного сообщества

при участии в местном референдуме,

при проведении массовых публичных мероприятий на территории МО.

5. действия органов МС, должностных лиц (в том числе выборных) МС, муниципальных служащих

6. деятельность местных общественных объединений граждан, местных религиозных организаций

7. нормативно-правовые акты органов и должностных лиц МС (например: те, которые стали предметом рассмотрения в суде)

8. личные неимущественные блага (например: при решении вопроса о лишении неприкосновенности местного депутата объектом будет честь и достоинство этого депутата).

Пункт 3 ст.45 ФЗ

Виды МПО по содержанию (по сфере их проявления):

1. отношения, возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных референдумов, выборов, связанные с образованием и преобразованием МО)

2. отношения, возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению, распоряжению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)

3. отношения, возникающие при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования — императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования. Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является, как правило, властное предписание. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего отношения в сфере исполнительной власти.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление — это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод. ,

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Конституция гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Закон об общих принципах организации местного самоуправления не допускает подчиненность одного муниципального образования другому (ст. 6). Свои отношения муниципальные образования должны строить на основе законов, а также договоров, соглашений исходя из своей экономической и финансовой самостоятельности.

Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

Особенность гарантирующего правового воздействия в муниципальном праве состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Так, Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).




Метод гарантий приобретает особое значение в муниципальном праве с учетом федеративного характера нашего государства, представляющего широкие полномочия субъектам Федерации в области местного самоуправления. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в целях обеспечения прав местного самоуправления строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления права местного самоуправления.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления, как показывает зарубежный опыт, может осуществляться на основе двух главных принципов. Согласно одному из них муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом. Другой принцип правового регулирования компетенции муниципальных органов исходит из признания за данными органами права осуществлять деятельность, прямо не запрещенную законом.

В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном самоуправлении. Вместе с тем Закон об общих принципах организации местного самоуправления представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Таким образом, в муниципальном праве используется не один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а совокупность методов правового регулирования. Это обусловлено природой муниципальных отношений, затрагивающих сферы и публичного, и частного права, а также особенностью местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой государством формы организации и осуществления власти на местном уровне, призванной обеспечить самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Как и каждая профилирующая отрасль, муниципальное право имеет свой метод правового регулирования. Имея комплексный характер, муниципального право восприняло методы, используемые в смежных с ним отраслях права. Нормы гражданского, предпринимательского, административного, налогового, бюджетного, трудового права в той или иной мере регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления. Иными словами, в сфере местного самоуправления муниципальное право приобретает по отношению к нормам иных отраслей (за исключением конституционного права) роль управляющей, ориентирующей системы. В этом видится особая общеправовая функция муниципального права и главная особенность метода муниципального регулирования общественных отношений. Поэтому правовое регулирование в муниципальном праве основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом, для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов; хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами .

Муниципальное право выполняет свою регулятивную роль разными способами и использует те же методы регулирования, что и другие отрасли публичного права. Едва ли можно говорить о серьезных отличиях методов муниципального регулирования от методов конституционного (государственного), административного права. К примеру, процедуры разработки, принятия муниципальных нормативных актов имеют много общего с процедурами разработки, принятия нормативных актов регионального уровня. Статус органов местного самоуправления, закрепляется с помощью тех же правовых средств, что и статус субъектов федерации.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования (правового воздействия). В теории государства и права выделяются три способа правового регулирования:

  • дозволение - предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  • запрещение — возложение на лицо обязанности воздержаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  • обязывание (предписание) — возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

В муниципальном праве дозволения используются преимущественно при установлении правовых возможностей граждан, местного населения. Обязывание используется для определения компетенции органов местного самоуправления. На основе запретов строятся взаимоотношения государства и местного самоуправления, государственное гарантирование местного самоуправления, его самостоятельности.

Доминирующим способом муниципального регулирования общественных отношений является императивное (односторонне властное) регулирование . Императивно определяются основные параметры местного самоуправления. Примером могут служить нормы об отделении органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, обязательности государственной регистрации уставов муниципальных образований, наличия выборных представительных органов местного самоуправления. Императивность свойственна и правотворчеству самих органов местного самоуправления, на началах императивности строится ответственность их и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Выделяется также в муниципальном праве метод гарантий . Его раскрывают О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Авторы выделяют метод рекомендательного регулирования. 1 Кутафин О.Е., Фадеев В. п. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002. С. 16. 17. В муниципальном праве (как и в конституционном, административном праве) имеются нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает и подчеркивает самостоятельность местного самоуправления.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание. Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений . Его специфика состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности. 2 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2003. С. 17.

Нормы муниципального права, направляя нормы иных отраслей в рамках муниципального права, обретают качество общеотраслевых обобщений, образуют общую часть муниципального права, что также является обстоятельством, характеризующим муниципальное право как самостоятельную отрасль права. Общеотраслевые обобщения содержатся главным образом в Конституции РФ и Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г.

Итак, муниципальное право выступает одновременно и как комплексное межотраслевое образование, включающее в себя нормы разных отраслей права, и как обособленная по предмету регулирования часть российского права.

Целостность муниципального права обеспечивается, прежде всего, наличием единой конституционной основы территориальных, организационных, функциональных, материально-финансовых форм местного самоуправления.


В предлагаемом учебном пособии рассмотрены все основные вопросы организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов в соответствии с курсом “Муниципальное право РФ”. Учебное пособие поможет в подготовке к зачету, экзамену или семинарским занятиям по муниципальному праву Российской Федерации. Учебное пособие написано в доступной форме на основе новейшего законодательства РФ о местном самоуправлении. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и слушателей юридических вузов, специализированных институтов МВД РФ, средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также студентов, обучающихся по специальности “государственное и муниципальное управление”.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет муниципального права РФ
  • 2. Источники муниципального права РФ
  • 3. Конституция РФ как источник муниципального права РФ
  • 4. Европейская Хартия о местном самоуправлении
  • 5. Устав муниципального образования
  • 6. Методы муниципального права РФ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Муниципальное право РФ. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Методы муниципального права РФ

Предмет отрасли — это группа общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Метод правового регулирования отрасли — это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Характерные особенности общественных отношений оказывают влияние на метод их регулирования. Метод нормативно-правового регулирования, применяемый без учета характера и особенностей общественных отношений данного вида, может оказаться неэффективным.

Метод регулирования показывает, каким образом осуществляется такое регулирование, какие средства и способы регулирования допустимы.

Муниципальное право РФ — комплексная отрасль права. Во многом методы правового регулирования данной отрасли обусловлены ее комплексным характером.

Методы правового регулирования муниципального права весьма разнообразны и во многом предопределены предметом муниципального права.

Следует различать методы правового регулирования муниципального права как отрасли российского права и методы науки муниципального права РФ.

Методы науки муниципального права в отличие от методов отрасли являются методами познания предмета муниципального права и не имеют никакого отношения к правовому регулированию.

В основе метода правового регулирования муниципального права лежат два принципа — императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования предполагает наличие четкого и однозначного требования относительно поведения субъекта. В данном случае субъект правоотношения не имеет выбора возможного поведения, он уполномочен только на действия, прямо указанные ему в рамках данного правоотношения.

Любое отступление от императивной нормы означает ее нарушение.

Императивное требование может заключаться в возложении на субъекта правоотношения обязанности совершить какое-либо действие или, наоборот, воздержаться от его совершения. Императивный метод регулирования характерен в большей степени для публичного права.

Муниципальное право является публичной отраслью права. Поэтому для муниципального права характерно главным образом установление императивных норм.

Например: “Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения”; “граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.

Диспозитивный метод характеризуется тем, что предоставляет субъекту правоотношения право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.

Например; “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”, “муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности”.

В процессе правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления должно быть найдено разумное сочетание этих методов. Только в этом случае будут достигнуты цели регулирования, и оно будет эффективным.

Методы муниципального права – это совокупность определенных приемов, способов и средств правового регулирования, посредством которого нормы муниципального права оказывают влияния на те общественные отношения, которые входят в предмет рассматриваемой отрасли.

Основные методы муниципального права

Метод, наряду с предметом выступает ключевой характеристикой любой отрасли права. Муниципальное право не является исключением в этом отношении, в связи с чем представляется необходимым детальное рассмотрение понятия и особенностей методов муниципального права. Прежде всего, говоря об определении методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что одной из наиболее распространенных и общепризнанных в юридической литературе дефиниций рассматриваемой категории выступает следующее определение:

При этом следует отметить то, что помимо отмеченного регулятивного воздействия, в общей теории права отмечается то, что значение метода юридической отрасли служит необходимым критерием для отграничения ее от других отраслей и определения отраслевой самостоятельности.

Переходя к рассмотрению конкретных видов методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что в рамках анализируемой юридической отрасли, как правило, используются стандартные методы правового регулирования, выработанные общей теорией права:

  • Императивный метод, который в рамках муниципального права используется в процессе установления категорических предписаний, строго определенных правил поведения субъектов соответствующих правоотношений, и т.д. Реализуется на практике путем принятия и применения императивных юридических норм;
  • Диспозитивный метод, суть которого предполагает возможность выбора форм поведения самими участниками муниципально-правовых отношений, в том числе из числа прямо установленных моделей поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако следует обратить внимание на то, что особенностью метода рассматриваемой отрасли выступает то, что рассмотренные выше стандартные способы правового регулирования используются в рамках муниципального права в особом сочетании публично-правового и частноправового методов. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению.

Способы воздействия государства на участников муниципал-правовых отношений

В процессе рассмотрения методов правового регулирования муниципального права необходимо также обратить внимание на характеристику тех способов, которые доступны государству в лице его органов и должностных лиц для осуществления юридически-значимого воздействия на участников муниципально-правовых отношений. В числе соответствующих способов традиционно выделяют:

  • Дозволение – способ правового воздействия, выраженный в предоставлении участнику правового отношения возможности выбора конкретного варианта собственного поведения, в установленном законом пределе;
  • Запрещение – прямое установление обязанности для участников общественных отношений в сфере муниципального права воздерживаться от определенных форм поведения, совершения действия, прямо запрещенных действующим законодательством, под угрозой применения мер юридической ответственности;
  • Обязывание – воздействие на поведение участников муниципально-правовых отношений, путем установления юридической обязанности вести себя определенным образом, совершить конкретное действие и т.д.

Наряду с рассмотренными методами и способами правового воздействия на субъектов муниципального права, следует обратить внимание на применение в рамках рассматриваемой отрасли еще одного метода правового регулирования – метода рекомендаций.

Его выделение предопределено относительной самостоятельностью органов местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

В этой связи, поскольку соответствующие органы местного самоуправления не входят в систему и структуру органов государственной власти, в определенных сферах, затрагивающих решение вопросов местного значения, государственными органами может быть оказано исключительно рекомендательное воздействие на местные органы.

Особенности муниципального права

Анализ научной и учебной литературы, посвященной изучению и анализу местного самоуправления и вопросов правового регулирования в соответствующей сфере, позволяет сделать вывод о выделении ряда особенностей, присущих местному самоуправлению, и оказывающих, в этой связи, влияние на отрасль муниципального права. В числе таких особенностей может быть названо:

Читайте также: