Существуют ли авторские права на шрифты

Обновлено: 28.06.2024

Друзья. Меня, как начинающего дизайнера интересует такой вопрос: на сколько правомерно использовать шрифты (неважно какие) в своих работах, например в фирменном стиле, веб дизайне. Могут ли здесь быть какие то нарушения авторских прав, а если да то какие санкции могут здесь быть применены. Подозреваю, что вопрос может вызвать у большинства усмешку, т. к. количество шрифтов в интернетах огромно, и проследить нарушения в этой сфере было бы довольно.. . глупо. Но всетаки меня эта проблема иногда ставит в тупик.

У меня в коллекции есть как минимум 40 свободных шрифтов, которые можно использовать без лицензионного соглашения.

Могу сказать, что в интернете совршенно спокойно нарушаются авторские права на издания . и все спокойно. недавно мне предложили скачать за бабки свой справочник в электронном виде

Естественно, шрифты тоже являются объектом авторского права.
На "нормальном законопослушном" сайте вы не можете просто так скачать "платный" шрифт.
Есть и бесплатные шрифты (в каждом случае в лицензии указано, как вы можете его бесплатно использовать и в каких случаях должны платить, если должны) .
Никакой усмешки сам вопрос не вызывает. Например, издательства покупают платные шрифты в случае использования оных в книгах. Тут иначе никак.
При использовании шрифта в графическом дизайне (небольшой текстовый фрагмент) , доказать что использовался конкретный шрифт очень сложно — даже в типографию графика поступает уже в виде кривых, а не в виде текстов, в которых указано название шрифта. Поэтому дизайнер всегда может утверждать, что "это я сам нарисовал от руки".
Правда, решает экспертиза, но об исках по поводу шрифтов пока ничего не слышал. На Западе бывали случаи, но это все же не фотографии и картинки со стоков, иски по поводу которых там обычное дело.
Сейчас с российскими судами просто предпочитают не связываться. Очень уж сложно получается.
Но вот в случае, если у нас введут патентный суд, как собираются, то в России наверняка сразу станут рвать и метать направо и налево. Думаю, будет даже похлеще, чем на Диком Западе.
Потому лучше привыкайте читать лицензии и платить, если собираетесь заниматься дизайном профессионально. Я на забугорный рынок работаю чаще, и для меня это норма.
Естественно, вероятность иска зависит от уровня на котором вы работаете. Спилберга и Кэмерона таксали по судам по поводу шрифтов. А доберутся ли до Антонова, не знаю. ) )
Если сейчас — то точно нет. Однако, есть и обратная сторона медали. А что, если работы Антонова кто-то решит использовать — выложил Антонов логотип, а Петров цвет поменял — и в свое портфолио. ))

многостраничный документ переводить в кривые не станет никто
в типографию материалы сейчас в большинстве случаев поступают в виде PDF
соответственно, посмотреть, какие шрифты использованы - проще простого

по поводу "нарисовал от руки" - детский лепет
если в шрифте есть характерные особенности, то любой эксперт его опознает

Александр Ермилов Гений (57835) перевод в кривые - речь о небольших текстовых фрагментах, о чем я там же и написал. по поводу "нарисовать от руки" - никто не говорит, что это так просто будет принято на веру. но это значит, что решение суда будет строиться на мнении эксперта, а не на основании признания вины. объективного доказательства нет. лишь субъективное мнение, которое естественно будет оспорено. сторона защиты будет требовать другой экспертизы, которую будет проводить следующий эксперт и т.д. - даже в элементарных случаях, с фотографиями, когда даже идиоту ясно, что использовалась именно та фотка, бывает десяток экспертиз, годы на суд. а в случае "логотип из 5 букв" доказать, что использовался именно "тот самый шрифт" будет нереально.

кстати, как раз с фото (думаю, касается старых, архивных) доказать кражу малореально. Ведь фотограф мог сделать несколько снимков, а в агетство продал только один. и в статичной схеме это будут совершенно одинаковые, равноправные кадры - один из которых разными путями мог попасть и к Вам. Или он попал к кому-то еще, кто продал Вам скан с этого дубль-кадра. По-моему, позиция безупречная :)

Александр Ермилов Гений (57835) архивные фото (на большинство из них авторское право вообще не распространяется), и даже авторские работы достаточно известных фотографов очень редко становятся объектами таких исков. занимаются этим фото-стоки. они платят проценты от исковых сумм тем, кто ищет по нету их фотки, и адвокатам, которые только такими делами и заняты, практически. у стока могут быть тысячи таких. возможно, что на некоторых стоках доходы от "воришек" превышают доходы от процентов с продаж. там речь тоже идет только об экспертизе. и в большинстве случаев доказать что фотка, или ее фрагмент именно те самые, куда проще, чем со многими шрифтами, которые часто имеют практически идентичные аналоги от других авторов. не понял, в чем я не прав по поводу шрифтов)) я пользуюсь только купленными, или бесплатными (согласно лицензии). то, что шрифт "бесплатный", еще не означает, что его можно использовать в конкретной работе. - во многих случаях разрешается только "приватное" и некоммерческое использование.

да, это проблема
если Вы занимаетесь одним проектом (скажем, выпускаете периодическое издание) , то шрифты лучше купить - кстати, минимизация набора сделает и дизайн строже

если у Вас работы разного рода (рекламные модули, листовки, буклеты) - тогда либо показывать моральным устоям средний палец, либо воспользоваться советом уважаемого Константина


Что такое лицензия на шрифт? Нужна ли она мне?


Аудио перевод статьи

Почти каждый дизайнерский проект, с которым вы столкнетесь, будет включать шрифт.

Вполне вероятно, что он будет из сети, если только вы сами его не создали. При использовании компьютерных шрифтов вам следует придерживаться определенных правил, которые могут меняться в зависимости от проекта.

Что же такое лицензия на шрифт? Нужна ли она вам? Где можно найти инструменты и ресурсы, которые помогут вам правильно использовать шрифты?

К счастью, у нас есть для вас руководство на эту тему. (Изображения в этой статье включают шрифты, которые вы можете использовать в своих проектах при покупке лицензии).

Что такое лицензия на шрифт?



Лицензия на шрифт предоставляет ее владельцу право на использование шрифта таким образом, который там указан. (Обратите внимание, что в этой статье термины “шрифт” и “гарнитура" — взаимозаменяемые). У каждой гарнитуры есть та или иная лицензия — даже у бесплатных онлайн шрифтов.

Большая оговорка относительно лицензий на шрифты: каждая шрифтовая студия или дизайнер имеет право разработать лицензию любого типа.

Поэтому крайне важно проверять конкретную лицензию на каждый шрифт, который вы используете в коммерческих целях, прежде чем начать его применять. Вы можете найти правила в лицензионном соглашении с конечным пользователем (прим. EULA, End-User License Agreement). Оно “прилагается” к любому шрифту, который вы загружаете или покупаете (если у вас нет этого соглашения, его можно легко найти в интернете).

Типы лицензий на шрифты

Технически шрифты считаются частью компьютерного программного обеспечения. Как и любое другое ПО, вы не должны устанавливать или использовать их без лицензии. Эта система лицензирования начинает развиваться и в первую очередь относится к Десктопным шрифтам (прим. лицензия, которая позволяет использовать шрифты на компьютере в установленных программах). Правила для Веб шрифтов несколько отличаются.

Юридически гарнитуры, шрифты и их дизайнеры, как правило, защищены с помощью торговых марок, патентов на дизайн или авторских прав. Вот почему так важно получить соответствующую лицензию. Это гарантирует, что именно создатель (или компания) получит вознаграждение за свою работу.

Лицензирование Десктопных шрифтов и печатных материалов

Лицензия на десктопный шрифт или на печатные материалы — это самая базовая стандартная лицензия. Она применяется к большинству гарнитур или программному обеспечению, которые установлены на вашем компьютере. Эта лицензия позволяет вам использовать шрифт для создания статичных изображений, например для разработки чего-либо для печати. Это касается всего: от плакатов до футболок, визиток и кружек.

Лицензирование Веб шрифтов

Веб шрифт — это шрифт, который применяется в интернете. Его главное отличие заключается в том, что он отформатирован таким образом, чтобы браузеры могли его четко распознавать и показывать. Веб шрифт часто называют динамическим, потому что он должен правильно отображаться и у создателя, и у пользователя.

Часто они встроены в дизайн-проект, чтобы обеспечить его правильное функционирование. Веб шрифты могут быть добавлены дизайнером (но большинство лицензий этого не допускают) или размещаться на сервере (так работают почти все сервисы webfont).

Открытые лицензии ПО

Шрифты с открытым доступом — один из лучших вариантов для цифровых дизайнеров. Их можно бесплатно получить, использовать и распространять. Часто такие шрифты идут со стандартной лицензией Open Font License от SIL International, международного эксперта по языкам. OFL — это “бесплатная и открытая лицензия, которая специально разработана для шрифтов и связанного с ними программного обеспечения на основе опыта в создании лингвистического ПО и шрифтов".

Она дает больше возможностей, чем другие. Шрифт можно распространять и менять. Основное правило заключается в том, что вы не можете продавать гарнитуру OFL и обязаны должным образом относиться к ее использованию.

Например, Google Fonts, сайт и сервис шрифтов. Огромное количество дизайнеров применяют их шрифты в интернете. Google Fonts используют именно такой тип лицензии. Из Google:

“Все шрифты находятся в открытом доступе. Это означает, что вы можете свободно делиться своими любимыми гарнитурами с друзьями и коллегами. Предусмотрена возможность настроить их так, как вам нужно, или улучшить их с помощью дизайнера. Вы можете использовать шрифты как в личных целях, так и в коммерческих проектах — в печати, на своем компьютере или на сайте”.

Коммерческие лицензии

Почти все вышеперечисленные лицензии предназначены для личного использования. Коммерческое применение любого шрифта совсем другое дело, и к нему следует относиться с осторожностью. Даже шрифт с пометкой "бесплатная загрузка" не всегда является бесплатным для коммерческих проектов.

Чтобы не ошибиться, внимательно прочтите лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA) для каждого шрифта.

Например, при работе над проектами для клиентов наиболее распространенной практикой является использование дизайнером шрифтов, лицензию на которые приобрела компания-заказчик. Сюда входят шрифты для логотипа и гарнитуры, которые указаны в гайде по стилю клиента. Дизайнеры должны быть осторожны — их нельзя применять для проектов других клиентов, если у последних нет на них лицензии.

Если вы, будучи дизайнером, используете шрифт из своей собственной коллекции для клиента, вероятно, вам потребуется несколько лицензий на этот шрифт. Один для личного пользования, другой для заказчика. Обязательно ознакомьтесь с лицензионным соглашением для каждого шрифта, чтобы все сделать правильно.

Нужна ли мне лицензия на шрифт?


Если коротко, то да. В случае сомнений дизайнер всегда должен исходить из того, что лицензия необходима. Далее проверьте конкретную лицензию на шрифт, который вы используете, и то, каким образом вы будете его применять. Следование такому алгоритму достаточно, чтобы уберечь вас от каких-либо проблем.

Для личных проектов

Лицензии на десктопные шрифты, как правило, достаточно для всего, что вы делаете на своем компьютере, но не для клиента. Скорее всего, у вас будет собрана хорошая коллекция шрифтов, которые можно установить вместе с программным обеспечением. Или вы можете загрузить понравившиеся гарнитуры. Их вам хватит для большинства ваших личных проектов.

Для клиентских проектов

Когда дело доходит до работы на кого-то другого, лучший вариант — работать со шрифтами, на которые у клиента есть лицензии. Прежде чем использовать какой-либо шрифт в коммерческих целях, убедитесь, что он подходит для проекта.

Коммерческие проекты часто требуют расширенных лицензий. Даже за некоторые из бесплатных шрифтов придется заплатить. При выполнении проекта по найму или для клиента (или даже для себя), если он будет реализован с целью получения денежной выгоды, обязательно сначала полностью прочтите лицензионное соглашение, даже те строчки, которые написаны мелким шрифтом.

Для цифровых проектов

Для цифровых проектов часто требуются шрифты, которые можно использовать в нескольких случаях. Тогда вам больше подойдёт сервис шрифтов по подписке. Он позволяет вам купить пакет шрифтов, который вы сможете применять в нескольких проектах по одной цене, со всеми соответствующими лицензиями. Adobe Typekit — популярный вариант с несколькими тарифными планами (включая небольшой бесплатный набор шрифтов). Google Fonts — еще один очень известный сервис для цифровых проектов.

Наведем порядок в шрифтах

Наиболее распространенные способы включают покупку или загрузку гарнитуры прямо у поставщика в составе большого пакета программного обеспечения, получение загрузочного файла у дизайнера или c сайта или подписку на онлайн-сервис.

Теперь, когда вы понимаете, зачем вам нужны лицензии на шрифты, как же их получить? Наиболее распространенные способы включают покупку или загрузку шрифта прямо у поставщика в составе большого пакета программного обеспечения (например, шрифты, которые предоставляются с программным пакетом Adobe Suite), получение загрузочного файла у дизайнера или c сайта или подписку на онлайн-сервис.

Но будьте осторожны с правилом, которое часто включено в лицензии на шрифты согласно SIL International: “Основное юридическое правило авторского права на шрифт заключается в том, что, если в лицензии не указано иное, то шрифты не могут использоваться совместно на нескольких компьютерах, даже если все устройства принадлежат одному и тому же лицу или корпорации. Шрифты не могут передаваться третьим лицам”. Если есть какие-либо вопросы относительно лицензии или использования шрифта, обратитесь к EULA или напрямую к поставщику.

Источники информация о лицензировании шрифтов

Ниже мы рассмотрим еще несколько ресурсов, которые помогут вам сориентироваться в мире лицензий на шрифты.

Заключение

Наиболее важные вещи, которые следует понимать в отношении лицензий на шрифты:

  1. вероятно, для большинства проектов понадобится лицензия на шрифт
  2. не все лицензии на шрифты одинаковы.

Обычно они различаются в зависимости от типа лицензии, выбранной создателем шрифта, а также от того, применяете ли вы шрифт для личного или для коммерческого проекта.

Внимательно проверяйте каждую лицензию на то, каким образом вы будете использовать шрифт.

Лучший совет — думать о цели применения шрифта каждый раз, когда вы начинаете проект. Убедитесь, что у каждого шрифта есть лицензия для работы, которую вы выполняете, а личные и коммерческие лицензии хранятся отдельно. Если вы много работаете с клиентами, вы можете даже купить программное обеспечение, чтобы поддерживать порядок в ваших шрифтах и лицензиях.


Мы привыкли бесплатно скачивать шрифты, иконки, фото и использовать их в печати или на сайтах. Но так нельзя. Мы воруем интеллектуальную собственность. И когда правообладатель увидит свое произведение, он подаст в суд и легко выиграет дело. За нарушение авторских прав могут оштрафовать на сумму до 5 миллионов рублей.


Сначала суд установил штраф 100 тысяч рублей за использование двух шрифтов. Позже сумма выросла до 480 тысяч рублей.

Шрифт, иконка или фотография — объекты авторского права. Их кто-то придумал и сделал, чтобы вы могли пользоваться ими в своем компьютере или на печати. Все это творческая работа, а значит — интеллектуальная собственность.

Нельзя брать чужую собственность без разрешения и использовать на свое усмотрение. Дизайнер не может писать чужим шрифтом на сайте или в буклетах. Даже если он скачал шрифт в группе ВКонтакте, а там писали, что он бесплатный.


Нужно купить лицензию или договориться с правообладателем. Обычно заключают лицензионный договор. В некоторых случаях ставят ссылку на источник.

Шрифты, фото, иконки — объекты авторского права, их нельзя просто использовать в коммерческих проектах.

Есть три варианта получить право на использование:

  1. Оплатить подписку
  2. Поставить ссылку на источник
  3. Просто что-то купить.


На сайте Icons8 разработчик требует поставить ссылку на свой сайт, если компания берет иконки бесплатно.

Заказчику нужно сказать о покупке лицензии до начала работы. В стоимость войдет покупка шрифтов, иконок и фотографий. Если заказчику дорого, используйте бесплатные решения.

— Дима, привет! Я заказывал у тебя сайт. Так вот: на меня подали в суд за нарушение авторских прав. От меня требуют лицензию на использование, она у тебя?

— Нет, я просто скачал все с Гугла.

— ….

Дима должен был признать свою ошибку. Если бы он не тянул время, то уберег бы заказчика от судебных разбирательств.

Представим, что Дима признал ошибку и первым позвонил заказчику.

— Алло?

— Кхм, здравствуйте, это Дима. Я делал вам сайт по продаже мебели.

— Да, Дима? Что-то случилось?

— В общем я идиот. Я не покупал лицензию на использование фотографий, шрифтов и иконок.

— И что?

— Есть риск, что на вас подадут в суд. Чтобы этого не произошло нужно купить лицензию на использование. Она стоит 7 тысяч рублей. Половину суммы я внесу сам, потому что ошибка возникла по моей вине.

Дима понимает, что оставлять все на дело случая опасно. Правообладатель может натолкнуться на свое произведение сам, кто-то может ему об этом сообщить. Есть сервисы, которые защищают авторские права и наказывают нарушителей. Дима позаботился о клиенте.

  1. Узнайте, кто автор или правообладатель.
  2. Узнайте, разрешает ли он использовать свои произведения и на каких условиях.
  3. Изучите лицензионное соглашение.
  4. Оплатите произведение, если это нужно. Если оно бесплатное, зафиксируйте разрешение и выполните все требования — например, автор может попросить поставить ссылку на его сайт.
  5. Передавайте права на использование заказчику. Они должны быть у него, а не у вас.

Правообладатели часто и успешно подают в суд на нарушителей. Сегодня кто-то спокойно ворует, а завтра его крепко хватают за задницу.

За все в этом мире нужно платить.

Читайте также: