Существует ли врожденное чувство права

Обновлено: 05.07.2024

Артем, вы обучаете людей экстремальному вождению?

Экстремальное вождение — это неправильный термин. Вождение не может быть экстремальным, экстремальными могут быть условия вождения.

Тогда как правильно назвать дисциплину, которую вы преподаете?

Сколько требуется времени для того, чтобы этому научиться?

Что вы им показываете?

Например?

Начинаем с того, как правильно держать руки на руле, как реагировать на ситуацию, как читать дорожную ситуацию. Существуют так называемые контрольные точки — неопытные водители контролируют одновременно около 15 точек — светофор, переход, знак, бабушка, собака и т. д. Опытные, например, таксисты старой школы — те уже больше 25. А те, кто прошел курс контраварийной подготовки, со временем и с опытом таких точек набирают еще больше. Обязательно ведется психологическая подготовка, даются упражнения на прогнозирование ситуации.

Как проходит процесс обучения?

Процесс обучения прост. Сначала — определенная теоретическая подготовка, после — практическая, а потом мы просим все это повторить.

На сколько часов рассчитана ваша программа?

Обучаются на своих машинах?

Кто преподает в вашей школе?

Преподаватели — люди не по наслышке знающие об автомобильном спорте, действующие успешные гонщики.

Каков средний возраст ваших клиентов?

У нас занимаются люди разного возраста. И совсем молодые, только получившие права и желающие повысить свои навыки (что мы очень приветствуем), и пожилые. Около 70% — женщины. Есть мнение, что женщины ездят хуже — ничего подобного. Я не первый десяток лет этими вещами занимаюсь, 25 лет в автоспорте и более 10 — подготовкой водителей, и могу с уверенностью сказать — многие женщины ездят намного лучше мужчин. У женщин нет мужской самоуверенности, если они приходят заниматься, то относятся к этому ответственно. Что-то не получаться может одинаково и у женщин, и у мужчин, по способностям они равны. Кому-то достаточно четырех занятий, схватывает все на лету, а кому-то (был такой случай) — двадцать пять, и человек вышел просто хорошим водителем.
Мы следим за нашими клиентами, периодически обзваниваем, интересуемся, как и что. Даже если человек уже проходил зимний мастер-класс, мы все равно приглашаем его следующей зимой, ведь он мог поменять машину. Кстати, в этом случае клиенты часто возвращаются сами — новый автомобиль может иначе тормозить, разгоняться, коробка передач может быть другой, к этому нужно приспособиться.

В чем особенности зимнего мастер-класса?

Зимнее вождение всегда связано с достаточно большим риском, который часто возникает не из-за гололеда на дорогах, а из-за излишней самоуверенности водителя или надежды на различные современные системы автомобиля, типа ABS, ESP и т. д. По нашему мнению, эти системы иногда даже ухудшают обстановку. Водитель должен чувствовать дорогу, понимать, почему автомобиль заносит, как выйти из заноса, как его не создать. Из любого заноса можно выйти, просто надо уметь это делать.

Яхтсмены говорят, что существует врожденное чувство яхты. Существует ли врожденное чувство автомобиля?

Врожденное чувство машины есть, хотя и далеко не у всех. Но это чувство можно воспитать. Необходимо всегда понимать, куда движется автомобиль, куда повернуты его колеса, а это создается чувствами, ощущениями.
Первое занятие базового курса у нас начинается с посадки в автомобиль, как и в автошколе. Только мы объясняем, почему нужно делать именно так, а не по-другому. Любое движение рукой, ногой, глазами у нас всегда обоснованно.

Как проходит учебно-тренировочный процесс у тех, кто занимается в вашей школе автоспортом, какие у них могут быть перспективы?

Вернемся к контраварийному вождению. Есть ли категория людей, которым противопоказано садиться за руль? Или просто человека нужно правильно учить?

Важно стремление овладеть навыками. Мы и медведя можем научить, но если человек не хочет учиться, то ничего не выйдет. За имидж школы мы радеем, если человек пришел к нам, он должен ездить.

С кем работать сложнее всего и наоборот, проще всего?

С женщинами и с женщинами. Это шутка, конечно. На самом деле тяжелее всего не с мужчинами или с женщинами, а с теми, кто находит мало времени на обучение. Мы рекомендуем не делать больших перерывов, максимум 2 дня, поэтому с теми, кто приходит раз в неделю — с ними тяжело, приходится восстанавливать предыдущее занятие, теряется время. Если хочешь заниматься, будь добр, выдели на это время.


Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является одним из существенных элементов этой идеи. Большое значение приобретает философия права – совокупность наиболее общих представлений о сущности и роли права в жизни общества, объединенных общим нравственным началом. Поэтому так важно разобраться в социальном назначении права, не ограничиваясь знанием его конкретных норм. Необходимо осознать социальную и личностную ценность, духовное содержание права.

Право, как религия и мораль, относится к идеальным ценностям. Права и морали без идеальной основы быть не может. Для познания сущности права необходим особый философский анализ.

Позитивизм – направление в философии, исходящее из признания всего подлинного знания совокупным результатом специальных наук, которые не нуждаются в философском осмыслении. Позитивизм сводит задачи науки к описанию конкретных явлений. Крупнейшие представители позитивистской философии, особенно популярной во второй половине XIX в., – О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия).

Однако рационалистический подход к идеальным ценностям односторонен. Конечно, он позволяет проследить, как эти ценности развиваются и взаимодействуют в культурном поле разных эпох, изучить их исторические формы. Но к пониманию того, что такое право, позитивистский метод, не ведет. Между тем господствовавший в советской правовой науке историко-материалистический подход был весьма близок по духу к позитивизму. Он развивал представления о классовой природе права, о тождестве политики и права, о том, что право обязательно выражает определенные классовые интересы. Именно поэтому отвергались концепции правового государства, верховенства закона, уважения прав человека.

Интерес к концепции естественного права возник в России в 60—80-е гг. XIX в. Об этом свидетельствуют труды Б. Н. Чичерина, К. А. Неволина, П. Л. Карасевича, В. С. Соловьева. Она стала ведущей с 90-х гг. XIX в. Особенно большой вклад в разработку этой теории внесли П. И. Новгородцев и Л. И. Петражицкий. Они подчеркивали несовпадение права и закона (право от Бога, а закон – порождение людей, государства), разрабатывали теорию правового государства.

Сфера права, по их убеждению, имеет нравственную основу. Конечно, на развитие права влияли и особенности общественного развития в различные эпохи, и цивилизационная специфика, и национальное своеобразие. Но право, утверждали ученые, порождено нравственностью и развивается под воздействием нравственного чувства, о чем забывать нельзя ни в коем случае.

Нравственное сознание возвышает свой голос над несовершенной действительностью, как бы ни казалась она необходимой для теоретических измышлений. Мысль об исторической необходимости совершающихся событий не властна над нашим нравственным чувством. В смелом сознании своих собственных законов и норм оно предъявляет к действительности свои особые требования и задачи. Оно отрекается от той действительности, которая идет вразрез с этими требованиями, оно протестует и ропщет, оно требует от будущего того, чего нет в настоящем. Таков факт нравственного сознания.

В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности.

Это определение нуждается в пояснениях. Все они связаны с проблемой обоснования права. Для того чтобы сознание человека могло признать право и принять его как духовную ценность, право должно быть обоснованно. Далеко не все готовы признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.

По мнению русского философа и правоведа И. А. Ильина, понять роль и сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. Эти представления формирует в первую очередь вера. Но они доступны и людям, в Бога не верующим, но обладающим развитым внутренним миром и мощным стремлением к нравственному совершенствованию. В самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости.

Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного, если основываться лишь на изучении исторических форм права и фактов их нарушения. История человечества действительно знает множество злодейств, преступлений, низких деяний. О каком уж верховном благе, казалось бы, может идти речь? Философия естественного права, соединяя право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости, возвращает праву его гуманистический смысл.

Разумеется, сказанным проблемы философии права не исчерпываются. Скорее, в параграфе дан краткий очерк одного из подходов, в обоснование которого серьезный вклад внесли российские правоведы. В 1917 г. традиции отечественной философии права были прерваны. Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить нарушенную преемственность ощущается очень остро.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему нужно изучать теорию права?

2. Что такое философия права?

3. Какие идеи лежат в основе отечественной философии права?

4. К каким ценностям относится философия права?

5. Какой взгляд на соотношение права и нравственности развивался в российской философии права?

6. Как, по мнению И. А. Ильина, соотносятся право и верховное благо?

Это интересно

Философия права – в ее соотношении с другими видами и способами изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, – великая и неоспоримая заслуга также и философии права (В. Нерсесянц, юрист, философ права).

Исследуем документы
Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Судьба философии естественного права в России.

Глава III
Конституционное право

§ 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм

Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. В переводе с латинского constitutio – установление, устройство.

Конституция – это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т. е. введена односторонним актом главы исполнительной власти – монархом или президентом.

По видам выделяют конституции писаные и неписаные.

Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму правления, то в какой-то части страны принятие положения о наследственном монархическом правлении невозможно. Конституции ряда стран являются документами прямого действия. Конституция Российской Федерации из их числа. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться непосредственно в суд и мотивировать свою позицию текстом той или иной ее статьи.

Текст конституции составляет основу конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы. Оно определяет принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой.

Принципами конституционного права в России являются:

• республиканская форма правления;

• признание народа источником верховной власти (народный суверенитет);

• приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина;

Конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти… нет и не может быть места.

Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как об основном инструменте политической власти.

По мнению американского правоведа А. Ховарда, конституционализм основан на нескольких элементах конституционного развития. Некоторые из них являются историческими событиями, например принципы, утвержденные английской Великой хартией вольностей, или появившиеся в эпоху Просвещения представления о естественном праве. Другие элементы конституционализма имеют характер общепризнанных ценностей: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях) правительство; контроль над государством со стороны общества; неприкосновенность личности; открытое общество; преемственность правовых принципов и норм; реализация норм конституции; разделение властей; федерализм и др. Для упрочения конституционализма необходимо последовательное гражданское образование населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конституция?

2. Какие способы принятия конституции вам известны?

3. Какие виды конституций существуют?

4. Какова роль конституции как правового документа?

5. Что такое конституционное право?

6. Каковы источники конституционного права?

7. Что такое конституционная система?

Информация к размышлению

Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства; некоторые даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта его повиновения рождается их право повелевать (А. де Токвиль).

Исследуем документы и материалы

Предмет конституционного права составляют:

• принципы (основы) государственного устройства;

• основы правового статуса личности;

• основы построения государственного аппарата;

• основы политического режима.

По форме конституция Великобритании слагается из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг. и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.

Другая часть конституции является неписаной, т. е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это – важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые конституционные соглашения представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде (В. Маклаков, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Виды конституций. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?

Обсуждаем, спорим

1. Почему писаные конституции появились только в Новое время?

§ 17*. Конституции в России

Совещательным учреждением, существовавшим рядом с государем, была Боярская дума. В 1549 г. был впервые созван Земский собор. В нем народ был представлен достаточно широко. В него входили Боярская дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные представители от дворян, купцов; бывали и черносошные (государственные) крестьяне.

Приведем в качестве примера состав Собора 1598 г., избравшего царем Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.

Впервые о необходимости конституции всерьез заговорили в начале XIX в., сначала в связи с реформаторской деятельностью Александра I и его сподвижников, затем в декабристских кружках. При императоре сложился так называемый Негласный комитет, куда вошли молодые представители высшей знати: князь В. П. Кочубей, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. Именно здесь обсуждались возможности введения конституции. С деятельностью Негласного комитета связаны расширение прав Сената, учреждение министерств, в частности первого в истории России Министерства юстиции.

Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отменено крепостное право, проведена судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, положено начало развитию местного земского самоуправления (§ 6). По поручению императора был подготовлен проект конституционного закона. Убийство террористами-народовольцами царя-освободителя остановило этот процесс.

Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма. В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые выполняли роль конституции. В результате принятия этого документа, полагали многие, монархия в России превратилась в конституционную. Другим казалось (или было привычнее и выгоднее так считать), что власть монарха в России осталась неограниченной. Трудно, однако, отрицать тот факт, что новые российские законы демократизировали систему власти. Конечно, монархия сохранилась, ее полномочия остались весьма значительными. Но рядом с императором, Советом министров, Государственным советом появилось представительное законодательное учреждение, которое принимало непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

Основные государственные законы утратили свою силу в марте 1917 г. Наступило двоевластие, затем произошла Октябрьская революция, началась Гражданская война. В 1918 г. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР, первую в ряду советских конституций.

В советский период было принято еще три конституции РСФСР. Всякий раз они разрабатывались в связи с принятием и по образцу конституций СССР: Конституции СССР 1924 г. (Конституция РСФСР 1925 г.); Конституции СССР 1936 г. (Конституция РСФСР 1937 г.); Конституции СССР 1977 г. (Конституция РСФСР 1978 г.). Последняя в годы перестройки много раз дополнялась и перерабатывалась, однако необходимость принятия новой конституции становилась все более настоятельной.

Авторы советских конституций старались придать им демократический характер. В них, например, содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов представительной власти, об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. К сожалению, реализованы эти принципы в полной мере не были. Реальная власть была сосредоточена в высших органах Коммунистической партии, а права советских граждан скорее оставались фикцией. По своей реальной роли в общественно-политической жизни советские конституции были в значительной степени идеологическими манифестами.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в системе власти Московской Руси играли Боярская дума и Земский собор?

2. Когда появились в России первые проекты конституции?

4. Когда в России были приняты Основные государственные законы? Какое значение они имели?

5. Как изменился характер монархической власти после принятия Основных государственных законов?

6. Какую роль в развитии конституционализма в России сыграл Манифест 17 октября 1905 г.?

7. Дайте характеристику конституций, принятых в СССР и в России после 1917 г.

Информация к размышлению

Значительный демократический потенциал российских советских конституций во многом не был реализован. Юридическая (основной закон) и фактическая (действительное положение дел в государстве) конституции в России далеко не всегда и не во всем соответствовали друг другу. Это свидетельствовало о фиктивности ряда принципов и норм российских основных законов.

Реализации конституций России советского периода препятствовали различные обстоятельства. Таковыми являлись преграды идеологического порядка… Конституции не обладали непосредственным прямым действием… Юридические средства охраны конституции не обеспечивали эффективной ее защиты, а ее несоблюдения и нарушения не влекли конституционной ответственности, что приводило к игнорированию и неисполнению конституционных норм (Я. Богданова, правовед).

Исследуем документы и материалы
Темы для проектов и рефератов

1. Можно ли считать, что в Российской империи после принятия Основных государственных законов 1906 г. утвердилась конституционная монархия?

Обсуждаем, спорим

1. В США за более чем 200 лет их существования действовала и действует одна Конституция. В СССР за 70 лет было принято семь конституций, считая Конституцию РСФСР 1918 г. Почему?

Автор: Лукьянова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город-курорт Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по обществознанию "Закон суров, но это закон"
Раздел: полное образование

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.-К. КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

учитель истории и обществознания

раскрыть непростую тему взаимодействия между теми, кто законы

принимает и теми, для кого они принимаются;

почему законодатели иногда принимают законы, которые изначально не

работают или работают плохо;

действие и бездействие закона на конкретных примерах;

почему принимаемые законы порой не облегчают, а усложняют жизнь

Методы работы над проектом:

Продолжительность проектной деятельности: четыре месяца; может быть

Неверие в силу закона.

Законодательство – это дом.

Сущность естественного права.

Правовая культура общества.

Двойной подход к праву.

Закон суров, но это закон!

Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что

практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права

потребителей, или порядок получения наследства. Я считаю это

неправильная позиция. Пренебрежение к праву является следствием неверия

Но, почему? Попытаемся разобраться, что и кого защищает наш закон?

В современной России вот уже 20 лет никто не пересматривает

законодательство. А законодательство – это тоже своего рода дом, который

нужно прибирать, ухаживать, вычищать, проводить регулярно ревизию.

Вместо этого, в РФ количество законов только увеличивается. Но, насколько

актуальны и важны данные законы? Вот некоторые из них:

как собирать грибы

закон о лекарственных травах

закон о кассовых аппаратах в лотках

защита чувств верующих

закон о форме грабель и когда выдергивать лекарственные растения

когда и как огородить муравейник и т.д.

Потом эти законы отменяют или к ним пишут комментарии, да так, что

зачастую сами юристы не могут разобраться. Многих формулировок не

Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы

общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является

одним из существенных элементов этой идеи.

В основе российской правовой традиции лежат идеи естественного

права, неразрывно связанные с философией морали. Ей чуждо понимание

права, свойственное позитивизму.

В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право

личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности.

Для того, чтобы сознание человека могло признать право и принять его как

духовную ценность, право должно быть обоснованно. Далеко не все готовы

признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не

поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.

По мнению русского философа и правоведа И.А. Ильина, понять роль и

сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. В

самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и

бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости.

Работая над данной темой, я натолкнулась на интересный вопрос: существует

Фильм, интервью

Можно сделать вывод, что в России действительно существует

собой особое стремление к правде, справедливости, ощущаем недостаток

доброты, уважения, человеколюбия, душевной чистоты. И это не случайно.

Вспомним Древнюю Русь, где формой правления являлась военная

демократия. Это обостренное восприятие справедливости, честности,

доброты и заботы о близких и даже чужих.

Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного,

если основываться лишь на исторических формах права и фактах их

нарушения. История человечества действительно знает много злодейств,

преступлений, низких деяний. Философия естественного права, соединяя

право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости,

возвращает праву его гуманистический смысл.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить

нарушенную преемственность ощущается очень остро.

Сегодня, в современном мире можно привести много примеров, мягко

говоря, нарушения права: Украина, Сербия, Черногория, Ирак, Сирия, Египет

Фильм Кандагар

Весь мир погряз в гонке за деньгами, властью, используя при этом все

средства. Мировое сообщество использует практику двойных стандартов,

обманывая тем самым идеи естественного права.

С уверенностью можно сказать, что мы обманываем, таким образом, самих

себя. Вот оно, то самое уныние, в котором пребываем мы все…

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является

неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению

человека к культуре, ее совершенствованию и расцвету.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных

элементов, относящихся к сфере действия права. Фундаментом, на котором

стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура.

Эти три вида культуры самым непосредственным образом поддерживают,

усиливают друг друга.

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно.

Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры:

совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без

них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает

законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые

сведения о политике.

получить первые, самые простые знания в области права: какие действия

закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют

снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права,

к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них

не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для

покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что

закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права

намного лучше, чем законопослушные граждане. Мастер афоризма Г.

Лихтенберг утверждал: «чтобы поступить справедливо, нужно знать

немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно

положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и

умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного

влияния на формирование правовой культуры. Человек с возмущением

видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников,

ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В

конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у

с чувствами доброты, милосердия, сострадания. Уже этот уровень развития

правовой культуры достоин уважения.

Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое

знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что

немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что

рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного

и уголовного права. Многие искренне удивляются, узнав, что применение в

воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является

преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная

грубость в общественном месте карается законом.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат,

потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе либо готовы

использовать законы только в корыстных личных целях. И в том и другом

случае говорить об уважении к праву не приходится.

Мне хотелось бы вернуться к началу моей работы.

Для кого и для чего пишутся законы?

Я выявила одну проблему, надеюсь, ее заметили и вы: право государственное

и представление о праве простыми людьми резко разнятся!

Причина этому кроется в бюрократизме законов и их издающих.

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей

делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к

правоохранительным органам, их сотрудникам. Правовая антикультура

взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и

Еще одна проблема: гуманизация закона. Гуманизация началась у нас не с

жертв, а с преступников. У криминала больше средств, сил, влияния. Они

борятся за то, чтобы воровать, убивать, обманывать, при этом не работать, не

отвечать за содеянное. Закон часто на стороне преступника. Почему? Да

потому, что у нас стыдно быть жертвой. Преступникам сочувствуют,

психологи ищут виновных в их судьбе.

А мне хочется задать вопрос правозащитникам: чего стоит объективный

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание,

которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых

Правовое чувство

Актуальность темы исследования. Осуществляемые в России коренные экономические и политические преобразования привели наше общество к состоянию системного кризиса и социального стресса. Качественные перемены отмечаются и в духовном мире российских граждан.

Проблемная ситуация диссертанту видится в том, что существующая теория правосознания, привитая условиями тоталитарной, идеологически ориентированной государственной системы, является малоприемлемой для успешного решения современных научных и практических задач в правовой сфере.

Правовое чувство 2 — центральное понятие психологического направления отечественной юриспруденции.

Роль правового чувства как важного фактора упрочения правопорядка в России неизмеримо возрастает. Оно оказывает мощное воздействие на поведение людей, формирует у них необходимые юридические взгляды, ориентиры,

1 Баженов Н.Н. Психология и политика.-М., 1906.-С, 12.

2 Автор рассматривает правовое чувство как высшее ценностное социальное чувство спра
ведливости, обеспечивающее интеграцию сознания, подсознания и поведения.

установки, ценности, связанные с их правомерной деятельностью, освоением правовой действительности.

Но и само правовое чувство нуждается в общетеоретическом осмыслении, комплексном развитии. Его роль в современных условиях может и должна быть усилена во всех отношениях, так как это является одним из важных условий построения правового государства и демократического гражданского общества.

Современное российское правовое чувство отмечается значительной дефектностью, которая объективируется в таких негативных явлениях, как коррупция, организованная преступность, теневая экономика, политический экстремизм. В основе дефектного правового чувства лежит нравственно-правовая деградация.

1 Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики.—Саратов,
1989.—-С. 393.

2 Алексеев С.С. Теория права.—М., 1994.—С. 220.

В силу изложенного, исследование правового чувства является одной из актуальных задач отечественной юридической науки, чем и руководствовался автор при выборе темы диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексных, монографических работ по общей теории права, посвященных непосредственно проблеме правового чувства в российской юридической литературе нет.

Среди представителей российской философско-правовой мысли XIX— XX веков данную проблематику фрагментарно исследовали Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др.

В западной юриспруденции отдельные вопросы, связанные с правовым чувством, рассматривали Р. Ваймер, Г. Гине, К. Грауман, Ж. Гурвич, Л. Дюги, Ф. Жени, Г. Исай, Ф. Кауфман, Ф. Клейн, М. Криле, Ф. Кюбель, Р. Лаутман, К. Левеллин, Н. Луман, А. Лунштедт, П. Люблинский, X. Мейер, К. Оливекрона, Б. Рассел, М. Ребиндер, А. Росс, К. Соколов, Н. Тимашев, Р. Циппеллиус, Д. Фрэнк, П. Хек, А. Штурм, Е. Эрлих.

При разработке темы автор опирался на труды отечественных и зарубежных правоведов С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, М.М. Байтина, П.П. Баранова, Н.А. Буры, В.Д. Зорькина, В.Б. Исакова, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, Н.И. Козюбры, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Р. Лукича, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Г.С. Остроумова, А. Подгурецкого, И.Ф. Покровского, А.Р. Ратинова, М.И. Рейснера, И. Сабо, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, А.П. Семитко, И.Н. Сенякина, П.И. Стучки, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, В.А. Щегорцева, A.M. Яковлева.

Важное значение для осмысления автором феномена правового чувства имели работы ученых-психологов: Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Л. Колберга, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.

Особое внимание уделено работам в области юридической психологии В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, И.М. Мостовой, В.В. Романова, Ю.В. Чуфаров-ского и др.

Объект исследования — правовая сфера духовного мира человека.

Предмет исследования — правовое чувство как специфическая и относительно самостоятельная часть правовой сферы духовного мира человека.

Цель исследования заключается в научном осмыслении и анализе правового чувства как целостного, многогранного, многофункционального явления применительно к современным практическим реалиям российской юридической действительности.

В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи, решение которых составляет содержание данной работы:

провести теоретико-правовой анализ различных подходов к пониманию сущности правового чувства и предложить определение его понятия;

раскрыть структуру правового чувства;

разработать классификацию правового чувства;

проанализировать основные функции правового чувства;

исследовать особенности правового чувства россиян;

описать процессы влияния дефектного правового чувства властвующей элиты и членов организованных преступных формирований на сферу правоприменения;

сформулировать организационно-правовые предложения по нейтрализации дефектного правового чувства.

Методологическую основу исследования составляют принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и в связи с современной юридической практикой.

Автор использовал в своем исследовании такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также ряд частно-научных

методов: описательно-исторический, сравнительно-правовой, анкетирования, статистический, синергетический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что предпринята первая в современном отечественном правоведении попытка системного рассмотрения общеюридических и практических проблем экспликации данной категории, находящихся на стыке ряда отраслей знания: общей теории права, криминологии, юридической психологии.

С привлечением новых достижений в области социальных наук, развивая идеи основателя психологической теории права Л.И. Петражицкого, автором предпринята попытка обоснования целостной теоретико-правовой концепции правового чувства, как центрального понятия психологического направления современной российской юриспруденции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, криминологии, юридической психологии. Исследуемые в диссертации проблемы правового чувства определяют теоретически важный, во многом пробельный, аспект современной юридической науки, а их новое осмысление обуславливает теоретическую значимость проделанной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе рекомендации могут найти практическое применение в нормо-творческой деятельности, в правореализации, в правовоспитательной работе. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в учебном процессе по курсам общей теории права, философии права, юридической психологии, других юридических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, кафедре философии и кафедре юридической психологии НЮИ МВД РФ. Практическая апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения учеб-

1. Правовое чувство — сложное социально-психологическое явление, со
провождающее человечество на протяжении всей истории его развития. Оно
может быть представлено в виде двух борющихся компонентов: интуитивного
(естественно-правового), в основе которого лежит установка на правовую со
весть и официального (позитивно-правового), имеющего ориентацию на закон.
Оба компонента находятся в диалектическом единстве, которое и определяет
развитие правового чувства. Первый компонент соотносится со вторым, как
содержание и форма. Интуитивный компонент является основным в структуре
правового чувства.

Правовое чувство — это самоорганизующаяся система установок правового (обязательно-притязательного) характера, основанная на общепризнанном идеале добра и справедливости.

2. Правовое чувство можно классифицировать: по уровню (элементарное,
развитое и мировоззренческое); по носителю (индивидуальное, микрогруппо
вое, групповое, массовое); по направленности (положительное и деформиро-

ванное). Правовому чувству свойственны внешние и внутренние функции. К внешним функциям относятся распределительная и организационная, к внутренним —регулятивная и воспитательная.

Дефектное правовое чувство — это самоорганизующаяся система асоциальных правовых (обязательно-притязательных) установок, в основе которых лежит конфликт между официальным и интуитивным компонентами.

Особенностью правового чувства россиян является ориентация на интуитивный компонент (установка на правовую совесть). Дефектное правовое чувство властвующей элиты является катализатором криминализации правового чувства граждан России.

Структура диссертации, Поставленная проблема, объект, предмет и цели исследования предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и структура правового чувства

Право, законодательство, правовая система ориентированы на регулирование социальных процессов, организацию жизни общества. Однако они не обладают способностью непосредственного воздействия на социальные структуры и протекающие в них процессы. Социальный эффект и сама возможность правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но также от способности и желания людей воспринимать и усваивать его, строить в соответствии с ним свои поступки и взаимоотношения.

Человек включается в систему правового регулирования в своем социальном качестве как личность, субъект общения, являясь объектом правового воздействия и его реализатором, испытывает детерминирующее влияние со стороны правовой системы и одновременно реализует свои собственные потребности и интересы, используя правовые возможности для достижения своих целей. При этом юридический механизм правового регулирования, все его составляющие взаимодействуют с проявлениями человеческой психики в их многообразии индивидуальных и коллективных (групповых) форм.

Результат правового регулирования, его эффективность во многом зависит от того, насколько учитываются и используются психологические факторы, влияющие на познание и понимание людьми правовых норм, усвоения содержащихся в них предписаний, формирование к ним позитивного отношения, готовности соотносить и сообразовывать с ними свое правовое поведение и взаимодействие в системе социально-правовых связей.

Попытку теоретического осмысления и критического анализа возможных объяснений взаимосвязей между правом и психологическими явлениями предпринял Р. Лукич1. Он анализирует три подхода в объяснении отношений между такими явлениями и правом, понимаемом как система юридических норм:

во-первых, психологическим явлением можно считать само право;

во-вторых, можно не относить его к числу психологических явлений, однако говорить о его обусловленности этими явлениями;

в-третьих, можно считать, что оно связано с этими явлениями каким-то иным способом (право создается и познается при помощи определенных психологических процессов, играющих также известную роль в правоприменительной деятельности; важное значение в процессе правоприменения имеет психологическое состояние субъектов, например, умысел).

Приведенная классификация основана на обобщении теоретических концепций психологической теории права Л .И. Петражицкого1, антропологической и реалистической школы права.

В Новое время Р. Декартом была заложена философия, противопоставлявшая рациональное иррациональному, т.е. разум бытию и предполагавшей в одном только разуме найти всю полноту знания.

Виды правового чувства

Правовое чувство является сложным социально-психологическим образованием, поэтому целесообразно провести его классификацию по уровню (элементарное, развитое, мировоззренческое), носителю (индивидуальное, микрогрупповое, групповое, массовое) и направленности (положительное и деформированное).

Считая интуитивный компонент ключевым в структуре правового чувства (установка на правовую совесть), мы считаем возможным подробнее рассмотреть степени моральных суждений индивида.

Так, американский психолог Л. Колберг выделяет три основных этапа нравственного развития человека:

доморальная зрелость (нормы морали еще не усвоены);

согласие с нормами социальной системы;

На каждом из этапов различно отношение субъекта к нормам морали и права, различно понятие справедливости. Этот анализ был предложен и углублен финским ученым К. Хелькама, который попытался соединить этапы морального развития личности с чувством ответственности субъекта за свои поступки. На эмпирическом материале он показал, что степень осознания социального значения ответственности прямо связана с уровнем нравственного развития1.

Л. Колберг разделяет точку зрения И. Канта, а также Р. Хеара, что такие моральные принципы, как благоразумие, стремление человека к самореализации, забота о благе других и т.д. служат универсальной формой выбора, что им должны следовать все люди во всех ситуациях.

По всей видимости правовому чувству свойственны те же уровни (этапы) развития, что и моральной зрелости, разработанные Л. Колбергом.

Особенности правового чувства российских граждан

Сказка выставляет на свет Божий то, что скрывает казенное благочестие и социальная идеология. Она, по мнению философа, разоблачает социальную вражду и жажду социальной утопии.

Читайте также: