Существовали ли в средневековье пособия по умению одеваться и вести себя в обществе

Обновлено: 17.05.2024

Когда речь заходит о средневековой моде, в голове всплывают романтичные образы девушек в бальных платьях, золотых украшениях и бархатных накидках.

На деле же женская средневековая мода радикально отличалась от того, что показано в исторических сериалах.

Дело доходило даже до указаний, что женщины могли и не могли носить в определенные дни. Очевидно, что крестьянки не могли накопить на норковую шубу, но знали ли вы, что они и не имели права их покупать?

Женщины тех лет не ориентировались на модные луки, пришедшие из Парижа. Им приходилось следовать строгим правилам того, что могло быть в гардеробе.

1. Носите то, что дал Господь

То же самое касалось случаев, если вы жена торговца или прокаженного. Спорить приходилось не со стилистами, а с церковью. Вы бы носили одно и то же всю оставшуюся жизнь.

Конечно, женщина могла купить другую одежду, но общество осудило бы ее за этот фривольный поступок.

2. Скрывайте волосы, когда выходите из дома

В наше время скрывать волосы под шляпками уже немного старомодно, но этот сдвиг произошел совсем недавно.

Только подумайте: в любой адаптации Джейн Остин девушки постоянно носят берет или шляпу. Вся одежда, включая ту, что на голове, указывала на статус, профессию, семейное положение и религию — все это можно было понять с первого взгляда.

Раньше, прежде чем сменить прическу, нужно было серьезно призадуматься, будет ли новая стрижка соответствовать твоему положению в обществе.

3. Избегайте показухи любой ценой

В Библии гордость и обжорство указаны в списке семи смертных грехов, так что последователям нужно было удерживать себя от украшений в виде золотых браслетов и шелка.

Чтобы не вводить себя в искушение, правители издавали законы, определяющие запреты на одежду. Основная их цель — контроль иерархии.

Даже если женщина была женой купца, она не имела права носить одежду, привезенную из-за моря, ведь модница должны была осознавать не только свой пол, но и класс.

Жены ремесленников не могли носить шелковые вуали и меха, кроме кроличьего, кошачьего или лисьего.

Средневековые правители любили связывать экономические провалы с женской одеждой и ростом рождаемости. Может быть, средневековая логика была такой: женщины слишком возбуждались, наряжаясь и стремились делать детей.

4. Локоны — это секс

Мало того, что нельзя было выделяться, так нужно было еще и вписываться в общественные понятия.

В наше время мы думаем об одежде как о способе обозначения личности, для средневекового человека манера одеваться была способом обозначения принадлежности группе.

Распущенные волосы были синонимами сексуальности. Только проститутки могли позволить себе такую прическу!

Представьте, что однажды утром вы бы забыли шляпку и заколку при выходе на работу, а к вечеру все в городе стали обсуждать смену вашей сферы деятельности.

Во французском городе Арль, если женщина видела проститутку с покрытой головой, то она имела право разорвать эту шляпу, чтобы раскрыть личность путаны и не вводить никого в заблуждение.

5. Ботинки по уровню

Самые интересные ограничения касались обуви. Правила существовали и в форме, и материале сапог, а самое главное — высоте.

Высокий ботинок означал, что мастеру требовалось больше материалов для создания, а значит — больше золотых монет. Использование большого количества материалов иллюстрировало роскошь и тщеславие, к которому стремились люди.

Это приходилось ограничивать на государственном уровне. В Средневековье женщины олицетворяли честь и социальный статус семьи. У них не было особых прав или возможностей работать, но то, что они носили, имело огромное значение для окружающих.

6. Рисунки в книжках должны быть скромны


Это правило касалось даже учебников. Вот пример анатомической книги того периода: на рисунке изображена беременная женщина и ее внутренняя анатомия.

7. Не пытайтесь обхитрить закон

Было тяжело объяснить королю и церкви важность украшений на платье, но это не значит, что женщины не пытались.

Богатые леди находили способ их обхитрить: забегали в церковь, которая была как бы островком безопасности.

Модные девушки тех времен славились быстрой реакцией, остроумием и уклончивыми ответами. Независимо от того, что диктовала им страна и церковь, они всегда находили способ выглядеть шикарно.

Для введения в общий курс дела хочу сначала становиться на более абстрактных отличиях языка в Средние века, т.к. общение и культура поведения во многом зависели от общеязыковых особенностей:

1. Средние века характеризовались особым видом культурного двуязычия: межнациональный язык религий и книжно-письменной культуры (неразделимой с религиями) против местного языка, служившего для обиходного общения.

2. Для средних веков характерно более пристальное внимание к слову, т.к. культ Писания (причем не только в христианстве - вспомним и Коран, и Веды) привнес эту черту в культурную традицию. Книжные люди средневековья видели в слове ключ к познанию тайн бытия, записанных в священных текстах. В народном языке это сказалось на увеличении объема слов-табу, большинство из которых связаны с религиозными понятиями.

3. Для феодализма была характерна иерархичность и церемониальность книжно-литературного общения. Подобная черта связана с четким делением феодального общества на группы и консерватизмом такого деления. Например, разделение общества на клир и мир, сложная церковная и светская иерархия; цехи и гильдии ремесленников и купцов; прикрепленность крестьян к земле. Немаловажны застывшие формы этикета отношений, система условностей, правил, приличий. Литературный этикет - это этикет поведения, миропорядка, словесный. Т.е. Представления, как должен совершаться ход событий; как должно вести себя действующее лицо; какими словами писатель должен описывать события. Литературный этикет привел к традиционности , появлению устойчивых формул, переносу отрывков одного произведения в другое, устойчивости образов, символов, метафор, сравнений и т.д. Например, устойчивые сравнения в исландских сагах, превратившиеся в эвфемизмы (кеннинги типа "светоч битвы", "солнце сражения" о мече; "конь валов", "медведь прибоя" о корабле; "ложе Фафнира", "волосы Сив" о золоте и пр.).

Как уже упоминалось, средние века отличались строжайшей иерархией и разветвленными правилами этикета, которые стали наиболее сложными лишь в 12-16 вв. Хочу остановиться на этикетном обращении, принятом в разных странах в разное время.

В раннем Средневековье к лицам благородного происхождения обращались по имени, перед которым упоминался занимаемый человеком пост или титул: например, граф Эдмон Льежский. В разговоре равных название местности, принадлежащей феодалу, часто опускалось. К лицам неблагородного происхождения по имени, как правило, не обращались, упоминая лишь социальный статус.

Сначала хочу привести наиболее распространенные этикетные обращения, принятые во многих странах, т.к. правящая верхушка не особо отличалась.

Обращение к королю/королеве - Ваше Величество;

к принцу/принцессе или герцогу королевской крови - Ваше Высочество;

к герцогу/герцогине и князю/княгине - Ваша светлость;

к графу/графине или маркизу/маркизе - Ваше сиятельство

к остальным - Ваша милость.

Дворяне могут быть также поименованы:

герцог - светлейший и могущественный государь;

маркиз или граф - высокородный и могущественный владетель; достопочтенный граф/маркиз;

виконт - благородный и могущественный господин;

барон - истинный господин.

Обращение к духовенству:

к папе/патриарху - Ваше Святейшество;

к архиепископу/кардиналу - Ваше Высокопреосвященство

англиканскому - Ваша светлость/ милорд архиепископ;

католическому - Милорд архиепископ;

к епископу - Ваше преосвященство

католическому - Милорд епископ/ преподобный Сэр;

ирландскому - высокопреподобный Сэр/ Ваше Высокопреосвященство;

к священнику/монаху - святой отец.

Далее хочу остановиться на более специфичных терминах, характерных для разных стран. Приведены скорее названия, чем обращения; но они также могут служить последними в случае необходимости. Не претендуя на представление полной информации, приведу основные, на мой взгляд, сведения, дополняющие вышеизложенные.

Исландия (7-12в.): конунг - верховный властитель, король;

года - старейшина округа, жрец или судья;

херс - вождь племени;

ярл - наместник короля, владелец больших земельных территорий;

бонд (карл) - свободный крестьянин;

Ирландия (7-10 в.): король;

брегон - толкователь законов;

филид - сказитель генеалогических преданий; (последние трое могли носить прозвище "лысый" за коротко стриженные волосы)

бард - лирический поэт;

фенний - воин, иногда: полноправный член племени;

гойдел ( улад) - обращение к ирландцу вообще.

эрл - дворянин и крупный землевладелец;

гезит - королевский дружинник

эльдормен - представитель родовой знати;

тан - представитель военно-служилой знати.

инфант/инфанта - сын или дочь короля;

рикос-омбрес - высшая знать(герцоги, графы и бароны);

инфансон - менее крупный феодал;

консехо - должностное лицо, член городского совета.

Франция (9-13в.): король и другая знать;

пэр - один из самых знатных персон государства;

вагант/трувор - бродячий поэт и певец;

виллан - свободный крестьянин;

серв - крепостной крестьянин;

лит - вольноотпущенный раб.

капитан - крупный землевладелец;

вальвассор - более мелкий землевладелец;

министериал - должостное лицо из королевских слуг;

фогт - судебное должностное лицо;

миннезингер - поэт и певец;

стратиг - командующий войском, имеющий военную и гражданскую власть в округе;

динат - крупный землевладелец;

мистий - наемный рабочий;

парик - крепостной крестьянин;

Ко всем дворянам нижестоящий может обратиться "сеньор"(западный вариант) или "господин"(более восточный вариант). Представленное выше описание, конечно, является неполным, но я надеюсь, что оно будет полезным для тех, кто занимается ролевыми играми.

13 комментариев , по


Спасибо большое, очень помогает).

Византия, Италия, Ирландия. Сами-то откуда будете?


Прошу прощения, мне кажется странной подобная транскрипция, даже в русской адаптации. Изначальный язык Исландии - норвежский, потому как открыли её и заселили в 872 г, именно норвежцы, а термины, приведённые вами, касаются именно этого периода скандинавского Средневековья.

года - старейшина округа, жрец или судья;

херс - вождь племени;

тролл - раб.

Да и сама трактовка рангов-статусов представлена однобоко. Остановлюсь лишь на некоторых. Судья, законоговоритель, закононоситель (не жрец языческих богов, для этого имелись настоящие отправители культа) - годи (Godi или G udija ), что можно произносить и как "годи", и как "гуди", или, по крайней мере, "гудья", но никак не "года". В конечном итоге годи - судья по старым языческим (божьим) законам, да он близок к религии, но не является её носителем и проповедником. Годи верховодил на тинге, а помогали ему тингманны. Тинг - древнескандинавское собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области. Тинги, как правило, имели не только законодательные полномочия, но и право избирать вождей или королей. Под скандинавским влиянием, тинги появились в северной Англии и на острове Мэн. В славянских странах аналогом тинга являлось вече.

Под вторым очевидно подразумевается херсир ( Herrsir, Hersir или Herse) - воеводитель (аналог - harisja) , воевода, военный лидер. Слово "херсир", обозначавшее военного вождя, происходит от древнескандинавского "херр" - войско, народ. Быть херсиром племени, народа или большой группы людей значило возглавлять объединённые воинские силы, включающие в себя народное ополчение, дружины ярлов и конунгов. К концу X века независимость херсиров ушла в прошлое, и они превратились фактически в местных представителей конунга, далёких от войска и ратных трудов. Другой вариант расшифровки слова предполагает выведение его от понятия härad или herred — название единицы военно-административного деления. В этом варианте этимология херсира совпадёт с этимологией более поздних его статусов — лендрман и сюслуман, образованных соответственно от понятий земля, область и сюсля (др.-сканд. sýsla ), соединённых со словом человек.

Совершенно непонятно, почему не воспроизведены такие статусные социальные образования как хускарлы, хольды, личная дружина конунга - грид, ведь и они являлись частью тогдашнего скандинавского общества.

Здесь дана подробная информация о Средневековье (иерархия-титулы-обращения-основные вопросы), собранная и выложенная коллегами (Лидия LioSta Ситникова и Светлана Овчинникова) с АТ. Мне лично она очень помогла, за что я им и благодарен.

Обращения же строились следующим образом

1. Официальные, в окружении других людей:

Имя+статус (совсем не как в русском, у нас наоборот)

2. Обращение лица , имеющего непростой ранг-статус, к равному, но малознакомому человеку:

Имя+статус+указание родства+ указания места рождения

Хальвдан конуг, сын Гудрёда Охотника из Вестфольда

Фредрик ярл, сын Снорри Шестипалого из Вестфольда

3. Разговор о ком-то, рассказ:

Хальвдан Чёрный, конунг всего Северного пути

Фредрик Неугомонный, ярл из Вестфольда

Игге Хитрый, ярл и советник Хальвдана Чёрного

Арн Длинная Шея, хирдманн Фредрика Неугомонного

Харек Волк, херсир Хальвдана Чёрного

(т.е. конунг - чего, ярл - откуда, хирдман - чей, херсир - чей)

4. Разговор между собой хорошо знакомых и близких людей, равных по статусу:

Имя или прозвище, иногда просто ранг-статус

5. Обращение к рабам

Или просто "трэлль", или кличка, удобная хозяину (отличается от прозвища)

6. Обращение простолюдина к лицу, имеющему ранг-статус:

Замечу, что все стоящие по иерархической лестнице ниже конунга (конунга конунгов), могут так же обращаться к нему ( Господин!), когда в чём-то провинились или о чём-то просят (оправдываются). Слово это в те времена всегда напоминало о зависимых отношениях.

Вокруг Средних Веков ходит много мифов. В том числе — о том, как должна была вести себя и строить свою жизнь женщина. Её обязанности были шире, чем быть чьей-то Прекрасной дамой.

Легендарные защитницы замков Средневековья, или Что должна была уметь настоящая леди

Вопросы задают примерно такие.

Кто бы ей разрешил, девчонке? Откуда ей вообще разбираться в таких вещах? Разве её не готовили с малых лет в замужество за принца или крупного лорда? Когда она могла успеть научиться чему-то, кроме вышивания и бальных танцев? В конце концов, она же леди, а не полководец!

Но ни сценаристы, ни автор книги, по которой ставили сериал, не сошли с ума. Санса действительно леди. Однако надо понимать, что леди викторианской эпохи — нежное создание, склонное к обморокам от волнения — и леди Средних Веков, с которых списаны многие реалии сериала — это очень разный тип женщин и женского воспитания.

Настоящую леди как раз учили принципам обороны замка. Тому, как позаботиться о воинах и их вооружении, как перенести осаду, как обрабатывать раны и поддерживать моральный дух.

Средние Века — это эпоха замков, больших укреплённых усадеб, за стенами которых феодал прятал не только своё войско и слуг, но и при необходимости, своих крестьян. В то же время Средние Века — это время, когда от разного рода лордов требовалось активное участие в мероприятиях далеко от дома. То мог быть рыцарский турнир, участие в конфликте на стороне своего сюзерена, очередной крестовый поход, отъезд для отлова разбойничьих банд или паломничество.

Легендарные защитницы замков Средневековья, или Что должна была уметь настоящая леди

В то время, как хозяин замка дома не сидел, точно так же не сидели дома и его враги или просто любители поживы, так что кто-то должен был приглядывать за замком, заниматься хозяйственными хлопотами в масштабах владения и, при необходимости, руководить обороной. Это мог быть специально поставленный мужчина, но очень часто обязанности отсутствующего лорда ложились на плечи его сестры или жены.

Для хранителя замка было придумано даже отдельное слово — кастелян, в женском роде — кастелянша. Уже в наши времена так называют людей, в чьи обязанности входит хранить и выдавать спецодежду, спецобувь, постельное бельё, текстильный инвентарь, но изначально у этих слов — грозная история. Тем, кто знает английский, наверняка немедленно бросился в глаза корень слова, так похожий на английское castle — замок. Итальянский вариант этого слова — castello.

Муж попросил никому замок не давать

Замок Килдрамми

Гораздо менее успешной оказалась в защите замка молодая графиня Норфолкская Эмма, жена Ральфа де Гвадера, одного из зачинщиков восстания против Вильгельма Завоевателя. Однако, несмотря на то, что крепость, которую она защищала в 1075 году, удержать оказалось невозможным, Эмма выполнила долг леди до конца, ухитрившись сдать и так уже почти завоёванный замок в обмен на право безопасного прохода для себя и своих людей. Кстати, умерла она по пути в Палестину — как участница Первого крестового похода.

Портрет Катерины Сфорца, Музей Форли, Италия

Портрет Катерины Сфорца, Музей Форли, Италия

Противостояние Катерины Сфорцы и Чезаре Борджиа — самый знаменитый пример воинственности средневековой дамы, а вот для британцев образцов леди-полководца остаётся шотландка по прозвищу Чёрная Агнес. Агнес была графиней Данбар и Марча, женой Патрика Данбара, сторонника короля Роберта I.

Дамские булавки графини Данбар

Легендарные защитницы замков Средневековья, или Что должна была уметь настоящая леди

За прозвищем Агнес не стоит никакой зловещей истории — просто у неё были оливковая кожа, чёрные волосы и тёмные глаза, что для Шотландии той эпохи было нечастым зрелищем. Но прославилась она не только внешностью, но и тем, как именно вела оборону замка. Пока её муж воевал за независимость шотландцев, Агнес однажды обнаружила у ворот войска англичан под предводительством графа Солсбери. Войск было примерно на двадцать тысяч человек. В замке сидело куда меньше, к тому же большинство воинов замка были оставлены там или из-за старости, или из-за ранений. Знавший об этом граф Солсбери надеялся, что получит замок после коротких уговоров, но не тут-то было.

Если верить балладам, Агнес заявила, что верна королю Шотландии и будет защищать свой дом до тех пор, пока дом защищает её.

После этого англичане пошли на штурм. Они обстреляли стены замка каменными ядрами. Однако шотландские замки были так же прочны, как скалы вокруг них, хотя и куда нежнее, чем нервы шотландок. Едва обстрел закончился, как на стене появилась процессия из дам, возглавляемых молодой графиней. Дамы в ярких нарядах громко жаловались на свиней-англичан, которые нанесли мусора и пыли, и демонстративно обметали стену платочками. Англичане ошалели. Они привыкли к проклятьям, которыми их осыпали другие шотландские леди — но не в такой же форме!

Граф Солсбери пытался применить осадные башни, но штурм провалился. Агнес предупредила, что англичане могут случайно уколоться дамскими булавочками — надо ли говорить, что со стены замка Данбар нападающих истыкали стрелами?

Легендарные защитницы замков Средневековья, или Что должна была уметь настоящая леди

Казалось, что решение найдено, когда в руках англичан оказался брат Агнес Джон, граф Морей. Солсбери привёл его под стены с верёвкой на шее и пригрозил повесить, если Агнес не откроет ворота. Агнес полюбопытствовала, значит ли это, что он буквально обещает ей передать графство Морей во владение, как единственной наследнице Джона? У англичан наследовать графство женщина не могла, но Солсбери понятия не имел, не ввели ли какие-то новые законы по этому поводу шотландцы, и, плюнув, велел своим людям сохранить Джона Морея на случай важных переговоров.

Графу Солсбери ничего не оставалось, как понадеяться на осаду. Однако с другой стороны замка можно было тайными тропами, по скалам, выходить из замка и входить в него. Тропы не годились для продвижения отрядов, но по ним можно было спокойно приносить еду, а внутри замка был собственный колодец. Осада не задавалась.

Руины замка Данбар

Руины замка Данбар

В конце концов англичане просто замучились сидеть огромным войском в местах, где не так уж много воды, еды, развлечений и места под туалеты, и ушли. Однако эти пять месяцев осады замка Данбар очень помогли шотландцам, оттянув от основных сражений двадцать тысяч человек противников и заставив англичан серьёзно потратиться на обеспечение этих двадцати тысяч. А всё потому, что Агнес была воспитана как настоящая леди.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Если речь заходит о моде Средневековья, какие ассоциации у вас возникают? Многие наверняка представят себе дам, блистающих на балах в роскошных нарядах из парчи и бархата, расшитых кружевами и драгоценными камнями.

Однако книги и фильмы склонны романтизировать действительность. На самом деле существовал целый свод ограничений и неудобств даже для знатных дам и королев.


Сложности туалета и этикета

Сложность костюма просто не предоставляла женщине возможности самостоятельно одеться. В зависимости от временного периода менялся внешний вид и число элементов наряда. Сравнительно простые наряды были в Раннем Средневековье - всего две туники, которые подпоясывались ремнем, чулки с завязками у бедра, жакет с высокой талией и верхнее платье. В период Позднего Средневековья одежда стала максимально вычурной. Облегающие фигуру платья шились с подолом, который волочился по земле. Порой до пола доставали даже рукава. Длина шлейфа и высота головных уборов были тем больше, чем более знатной была дама.


Определенные каноны моды существовали и для мужчин. Они носили шоссы - чулки, завязывающиеся у бедра, а также штаны брэ, привязывавшиеся к икрам. В это же время становились популярными плащи разных фасонов. Мужчины носили камизы - нижние рубахи, поверх которых надевалось верхнее платье (котта).

В XIV веке женская одежда стала практичнее. Платье разделилось на лиф и юбку (тем самым позволив даме по-разному сочетать детали гардероба). Однако наряд не стал от этого проще. Он состоял из нескольких нижних юбок, тугого корсета и бесконечного количества завязок на нем, а также на рукавах, чулках, чепцах.


Интересно, что корсет первоначально не предназначался для демонстрации достоинств фигуры. Он позволял максимально сжать женскую грудь, делая ее более плоской.


Поход в туалет, подготовка к принятию ванны, отход сну – любое из этих повседневных действий предполагало помощь слуг. Об уединении приходилось только мечтать, вследствие чего камердинеры и горничные часто были посвящены в тайны своих хозяев. Даже короли и королевы были лишены права приватности. Отметим, что облачить монарха в наряд или завязать тесемку на рукаве королевы считалось привилегией.


Даже крестьянкам, хотя их костюмы были гораздо проще, невозможно было обойтись без посторонней помощи, ведь они также носили несколько слоев одежды, затягиваемый на спине корсет и чепцы.

Знай место, указанное тебе Богом

Одежда должна была четко отражать принадлежность к сословию, в котором волею Бога женщине было предназначено родиться и жить. Будь то знатная дама, жена купца, простолюдинка, каждой из них было предписано носить определенный костюм, а отступление от правил считалось непристойным и порицалось обществом. Правда, и тогда модницы умудрялись нарушать правила и выглядеть красиво.


Основным законодателем моды являлась церковь, но определенные запреты могли исходить и от правителей в виде законов, жестко контролировавших иерархию.

От прически до ботинок

Абсолютно каждая деталь в средневековом наряде являлась знаковой, позволяющей с первого взгляда определить конфессию, семейное положение, статус в обществе и многое другое. Дамам в эпоху Средневековья следовало покрывать волосы. Непокрытые локоны являлись синонимом распущенности. Представительницам древнейшей профессии разрешалось выходить в свет без головного убора. Более того, им не разрешалось покрывать голову даже легким платком.


Ограничения существовали и для обуви. Высота ботинка демонстрировала, какое количество материала затратил на его изготовление мастер. Чем выше ботинок, тем большее количество монет отдал за него заказчик. Поэтому даже в такой мельчайшей детали можно было усмотреть намек на тщеславие.


Новое Средневековье

Желание и необходимость следовать моде доставляли женщинам Средневековья немало хлопот и неудобств. Однако костюмы той эпохи до сих пор считаются очень женственными и окутаны налетом романтизма. Многие девушки мечтают примерить такой образ хоть раз в жизни.


Элементы Средневекового костюма проникли и в современный мир моды: корсеты, рукава-буфы, шлейфовые платья и даже вариации на тему доспехов – все это дань давно ушедшей эпохе. Но теперь не нужна армия слуг, чтобы одеться. Не менее важно и то, что сейчас каждый может носить такую одежду, которая нравится.

Читайте также: