Субсидия 08 04 на что можно использовать
Обновлено: 04.07.2024
Кроме льготных кредитов, переноса сроков уплаты налогов/взносов, понижения ставок арендной платы, государство решило оказать бизнесу и реальную помощь. А именно перечислить на расчетные счета организаций и ИП деньги из бюджета безвозмездно, то есть даром. Но дадут бюджетные субсидии не всем, сумма будет ограничена, а для получения надо еще соблюсти определенные условия. Обещали, что и с налогами проблем быть не должно.
Правительство намерено выделить субсидии только микро-, малому и среднему бизнесу по Перечню отраслей, которые в наибольшей степени пострадали из-за коронавируса. К ним относятся, в частности, услуги по автоперевозкам, розничная торговля непродовольственными товарами, услуги парикмахерских, салонов красоты, деятельность общепита, фитнес-центров, турагентств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 18.04.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
Но имейте в виду, что в Постановлении Правительства, которым утверждены пострадавшие отрасли, напротив каждой из них указан конкретный код вида деятельности по ОКВЭД2. И субсидии дадут только тем, у кого этот код указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"). Если ваш вид деятельности не основной либо он вообще не указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то, даже если вы ведете его по факту, субсидию вам не дадут. Многие организации и ИП стали в спешном порядке менять коды ОКВЭД2, но, увы, изменение их задним числом не спасет. Здесь налоговики будут действовать формально.
Каковы условия получения бюджетных денег
- организация/ИП должны быть включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020;
- в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 должен быть зафиксирован основной вид деятельности по ОКВЭД2 из Перечня наиболее пострадавших отраслей;
- организация не находится в процессе ликвидации, не принято решение о ее предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в отношении организации или ИП не введена процедура банкротства;
- у организации/ИП по состоянию на 01.03.2020 недоимка по налогам и страховым взносам в совокупности не превышает 3000 руб.;
- количество работников организации/ИП в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 г.
ФНС дополнила правительственный Перечень еще одним условием — заявитель вовремя сдал СЗВ-М за март 2020 г.
Сколько выделят
- для организации — 12 130 руб. х Количество работников в марте;
- для ИП с работниками — 12 130 руб. х Количество работников в марте, увеличенное на единицу, то есть еще и на самого ИП;
- для ИП без работников — 12 130 руб.
Количество работников ФНС будет брать из форм СЗВ-М, которые вы сдали в свое отделение ПФР. Для этого налоговики будут сами запрашивать информацию из ПФР. Перед тем как выделить субсидию за апрель, они сравнят количество работников, указанное в СЗВ-М за март и за апрель. А перед выделением субсидии за май — за март и за май. Например, если в марте в организации или у ИП занято 10 человек, то для получения субсидии в апреле и в мае должно работать как минимум 9 человек.
Однако есть одна проблема. Дело в том, что в СЗВ-М указываются как лица, с которыми заключены трудовые договоры, так и лица, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. И из формы СЗВ-М не видно, кто из указанных в ней работник организации, а кто нет. И если при штате 10 человек в марте, помимо своих работников, было два человека, работающих по ГПД, а уже в апреле и мае работающих по ГПД не было, то по СЗВ-М получится, что количество человек в апреле и мае по сравнению с мартом составит 83,3% (10 чел. / 12 чел. х 100%). А раз оно будет менее 90% от количества работников в марте, то организация, которая не сокращала штат работников, будет лишена субсидии по формальному основанию. Хотя на самом деле она имеет право ее получить.
С вопросом, будет ли ФНС отслеживать тех, кто является работниками, и тех, кто выполняет работы по ГПД, и какие данные она будет принимать во внимание, мы обратились к специалисту ФНС.
На физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не положена
Григоренко Екатерина Сергеевна, оветник государственной гражданской службы РФ 2 класса:
— Как указано на сайте ФНС и в Постановлении Правительства от 24.04.2020 № 576, для того чтобы принять решение о выплате субсидии налоговые органы будут руководствоваться именно СЗВ-М в части количества лиц. Причем из Постановления № 576 следует, что субсидия положена именно работодателям, которые сохранили количество работников в апреле и в мае на уровне не менее 90% по отношению к марту 2020 г. То есть на физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не должна предоставляться.
И действительно, принимать во внимание только форму СЗВ-М для решения вопроса о выплате субсидии может быть недостаточно в том случае, если у компании имелись в марте 2020 г. заключенные договоры гражданско-правового характера.
Полагаю, что налоговый орган для решения указанного вопроса может руководствоваться также расчетом по страховым взносам (Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"). В нем разграничены лица, работающие по трудовому договору и по ГПД. Поскольку выплаты по ГПД не подлежат обложению взносами на ВНиМ (ст. 422, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)), то они не отражаются в приложении № 2 к разделу 1 РСВ. Этих физлиц нет и в строке 010 этого приложения в составе застрахованных лиц. Но количество этих лиц и выплаты им включаются в подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1, поскольку взносы на ОПС и ОМС на выплаты по ГПД начисляются. Соответственно, при установлении разных данных между приложением № 2 и подразделами 1.1 и 1.2 приложения № 1 РСВ (в виде количества застрахованных лиц и сумм выплат) можно прийти к выводу, что у организации имеются лица, работающие по ГПД. Кроме того, выплаты физлицу по ГПД отдельно по каждому месяцу указываются в графе 160 подраздела 3.2.1.
Таким образом, по указанному алгоритму можно уточнить всех лиц, работающих по ГПД с целью определения соблюдения критериев для получения субсидий. Также рекомендуется в инициативном порядке представить сведения (о штатных и нештатных работниках) в налоговый орган одновременно с заявлением на получение субсидии.
Как получить субсидию
- для получения субсидии за апрель 2020 г. — с 1 мая до 1 июня;
- для получения субсидии за май 2020 г. — с 1 июня до 1 июля.
В этом заявлении необходимо указать реквизиты счета, на который вы хотите получить субсидию (номер счета, наименование банка, корсчет, БИК и т. д.).
Кстати, на сайте ФНС уже появился специальный онлайн-сервис, при помощи которого можно узнать, вправе ли вы претендовать на субсидию, и подать заявление на ее получение.
Когда поступят деньги на расчетный счет
- 3 рабочих дня дается ИФНС для проверки вашей организации/ИП на соответствие всем условиям. Если все хорошо, то ИФНС сообщит об этом в ФНС, а уже она рассчитает размер субсидии, включит вас в реестр получателей субсидий и направит его в электронном виде в Федеральное казначейство;
- 1 рабочий день отводится на получение реестра казначейством из ФНС и 3 рабочих дня дается казначейству на передачу реестра в банк для перечисления субсидии на ваш расчетный счет.
А могут ли отказать в помощи?
Да, если вы не удовлетворяете всем условиям, необходимым для выделения субсидии. В этом случае вам придет (через ТКС, личный кабинет или по почте) сообщение об отказе в предоставлении субсидии. Такое сообщение ФНС направит вам в течение 3 рабочих дней со дня получения от вас заявления, но не ранее 18 мая по субсидиям за апрель и не ранее 18 июня по субсидиям за май. Также в субсидии могут отказать, если вы нарушите срок подачи заявления на ее получение (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
На что можно потратить субсидию
Изначально предполагалось, что ее можно будет потратить на выплату зарплаты работникам. Но теперь в Правилах предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 576, сказано, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат, связанных с ведением деятельности, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Поскольку субсидии будут выделяться постфактум, когда зарплаты за апрель и май в большинстве случаев уже будут выплачены работникам, то, видимо, их разрешили расходовать на любые текущие затраты (например, на оплату коммуналки, аренды, товаров).
А что с налогами?
- включать в доходы, поскольку эти субсидии прямо назвали в ст. 251 НК в числе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы;
- учитывать при расчете налога на прибыль расходы, произведенные за счет этих субсидий (например, начисленную зарплату из расчета 12 130 руб. на одного работника либо стоимость сырья и материалов, оплаченную за счет субсидии). Получается, надо письменно зафиксировать, на что потрачены бюджетные деньги.
Обратите внимание, эта норма не касается зарплат, которые вы начислите работникам за счет субсидии. В общем порядке с этих зарплат надо исчислить НДФЛ, удержать его при выплате денег работникам и перечислить в бюджет (пп. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Все поправки, касающиеся налогообложения субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (ст. 3, Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
К тому же в этих Правилах ничего не говорится о том, как налоговики собираются контролировать использование организациями и ИП полученных субсидий. Скорее всего, проверять будут при выездных проверках.
Порядок учета субсидии на выполнение государственного задания
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предусмотрено выделение субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 субсидии на выполнение государственного задания определяется на основании расчета нормативных затрат на содержание имущества, а также расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) физическим и (или) юридическим лицам. Законодательство предусматривает заключение соглашения между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением, на основании которого в течение финансового года будет предоставляться субсидия в определенном объеме и с определенной периодичностью.
Заключение соглашения о предоставлении субсидии
На основании проведенного документа формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.507.10.131 – КТ 4. 504.11.131.
По мере выполнения государственного задания учреждение предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания и/или отчет о достижении целевых показателей. Согласно п. 158 Инструкции 174н, п. 186 Инструкции 183н на основании предоставленного отчета доходы будущих периодов списываются в состав доходов текущего финансового года.
ДТ 4.205.31.561 – КТ 4.401.40.131
Предоставление субсидии из бюджета
ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661
ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.
Признание доходов будущих периодов и возврат субсидии в связи с невыполнением задания
На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.401.40.131 – КТ – 4.401.10.131
Однако, формирование извещения не снимает обязанность учреждения предоставлять отчет о выполнении задания. Результатом рассмотрения отчета могут быть корректировки тех показателей, которые были сформированы ранее на основании извещения. В такой ситуации учредитель направит учреждению извещение с корректирующим бухгалтерскими записями и данные записи будут подлежат отражению в том году, в котором было принято решение о корректировке расчетов по субсидии.
ДТ 4.401.40.131 – КТ 4.303.05.731
ДТ 4.303.05.731 – КТ 4.201.11.610
Порядок учета субсидии на иные цели (целевой субсидии)
Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- из местных бюджетов.
Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.
Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.
-
Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:
07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)
07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)
00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)
07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)
07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.
Что такое субсидия
Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.
Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.
- один из родителей ребенка – москвич;
- сам малыш родился в Москве;
- свидетельство о рождении оформлено в московском роддоме.
В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!
Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.
Виды субсидий
Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.
Жилищные
Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.
У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.
Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.
Такую помощь используют:
- при социальной ипотеке в качестве первоначального взноса;
- для улучшения жилищных условий, чтобы количество квадратных метров на человека соответствовало норме;
- как паевой взнос;
- чтобы погасить ипотечный кредит и так далее.
Выплата положена:
В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:
- проработать врачом на территории региона не менее 5 лет;
- не иметь собственного жилища в регионе;
- осуществлять трудовую деятельность минимум на одну ставку.
На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.
Детям
Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.
Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.
Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.
В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.
Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.
Инвалидам
В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.
Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:
- 12 тысяч рублей для первой группы инвалидности;
- 6 тысяч рублей для второй группы;
- 3 тысячи рублей для третьей группы.
Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.
Помощь при оплате ЖКХ
В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.
Выплаты пострадавшим при ЧС
В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.
Предпринимателям
Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.
Поддержка положена не только уязвимым слоям населения, но и тем, кто хочет развивать рыночную экономику
Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:
- создать перспективный бизнес-план;
- защитить его в центре занятости, доказать перспективность и пользу нового дела.
При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.
Если суммы, выделенной в помощь, окажется мало, или не удастся защитить проект в центре занятости, можно взять кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке, чтобы не останавливать развитие дела.
Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.
На автокредит
Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.
Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.
Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.
Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.
Получить субсидию непросто. Намного быстрее можно оформить потребительский кредит на выгодных условиях от Совкомбанка на то, что вам действительно нужно.
Цели субсидии
Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.
В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.
Кому положены
Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.
Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.
Физические лица:
- безработные граждане;
- инвалиды 1, 2 и 3 групп;
- нуждающиеся в улучшении жизненных условий;
- малоимущие семьи;
- многодетные семьи;
- пострадавшие при ЧС;
- сироты и другие категории социальной защиты.
Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.
Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.
Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить
Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.
К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.
В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.
Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.
Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.
Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.
Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.
Еще с прошлого, 2019 года принципиально изменился Порядок отражения операций с субсидиями, получаемыми от учредителя. Вызвано это было, в первую очередь, вступлением в силу Стандарта "Доходы"*(1). 2019 год учреждения прожили в некотором смятении — не всегда было понятно, как именно отражать операции с субсидиями. Многие вопросы оставались неурегулированы. В частности, когда и на основании какого документа доходы будущих периодов признавать доходами текущего года. А с 2020 года еще и поменялся порядок применения КБК. В настоящее время издано системное Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939, которое должно разрешить и пояснить спорные моменты.
В новой статье последовательно разберем, как и на основании каких документов бюджетным (автономным) учреждениям необходимо отражать операции с субсидиями, поступающими от учредителя.
Общие правила
По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
- субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).
В соответствии с п. 54 Стандарта "Доходы" субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта "Доходы").
Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, - это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.
Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом "Доходы", на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.
Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:
- по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
- по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
- и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте "1";
- и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.
Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.
Обмен Извещениями (ф. 0504805) не освобождает учреждение от представления отчетов, указанных выше в пункте "1". По итогам составления таких отчетов суммы, указанные ранее в Извещении (ф. 0504805), могут уточняться. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению — получателю субсидии Извещения (ф. 0504805) с указанием корректирующих записей. Соответствующие бухгалтерские записи не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов.
После представления бухгалтерской отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате части субсидии, в том числе в результате рассмотрения Отчетов по субсидиям, выявления нецелевого использования (невыполнения условий предоставления субсидии). Соответствующие требования отражаются в очередном году как новые расчеты, без исправления ошибок прошлых лет.
Ошибку прошлых лет предстоит исправлять только в том случае, если доходы в виде субсидии признавались доходами текущего года неправильно. К примеру, начисление осуществлялось по кассовому методу, а не по факту выполнения условий предоставления субсидии.
Операции с целевыми субсидиями текущего характера
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 52 561 Кредит КДБ1 5 401 40 152 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ1 5 205 52 661 — отражено получение субсидии текущего характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 401 10 152 — признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 152.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 52 000 и Кт 5 401 40 152 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера прошлых лет.
Операции с целевыми субсидиями капитального характера
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.
Операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 6 205 62 561 Кредит КДБ1 6 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по предоставлению субсидии на осуществление капитальных вложений в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 6 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера.
3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 401 10 162 — признание доходов в виде субсидии на осуществление капитальных вложений доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КБК3 6 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков субсидии на осуществление капитальных вложений, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ4 6 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 6 303 05 831 Кредит КДБ1 6 401 40 162.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет субсидии на осуществление капитальных вложений был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 6 205 62 000 и Кт 6 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 6 303 05 831 Кредит КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка субсидии на осуществление капитальных вложений прошлых лет.
Операции с субсидиями на выполнение госзадания
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):
1. Дебет КДБ5 4 205 31 561 Кредит КДБ5 4 401 40 131 — начисление доходов будущих периодов на выполнение госзадания в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 130, КОСГУ 131) Кредит КДБ5 4 205 31 661 — отражено получение субсидии.
3. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 205 31 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
4. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 401 10 131 — признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета о выполнении госзадания).
5. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КБК3 4 303 05 731 — закрытие по завершении года расчетов в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением госзадания на основании Извещения, Отчета о выполнении госзадания, иного документа-основания.
6. Дебет КБК3 4 303 05 831 Кредит КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат средств субсидии прошлого года в связи с невыполнением задания.
*(1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" утвержден приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н
*(2) В статье не приведены операции на счетах санкционирования, операции приведены для периода с 2020 года. В статье применяются следующие обозначения 1-17 разрядов номеров счетов:
На текущий момент не совсем ясно, как следует отражать необлагаемую сумму за счет субсидий в учете НДФЛ и страховых взносов и, соответственно, в расчете по форме 6-НДФЛ и расчете по страховым взносам.
Один из возможных вариантов – отразить необлагаемую сумму как вычет к налогооблагаемому доходу.
Другой возможный вариант – необлагаемой суммой уменьшить начисленный доход за месяц.
Пример
Организация, относящиеся к субъектам МСП, получила субсидию в ноябре и решила освободить от налогообложения выплаты в размере 12 792 руб. на каждого сотрудника за ноябрь при начислении заработной платы.
Для наглядности примера рассмотрим начисление по одному сотруднику.
1. Если вы считаете, что необлагаемую сумму необходимо отразить как вычет к доходу в учете НДФЛ, то чтобы была возможность ввести сумму вычета с кодом 620 к доходу с кодом 2000, необходимо установить патч с названием EF_30177486.
2. Начислим заработную плату за ноябрь с помощью документа Начисление зарплаты и взносов (Зарплата и кадры – Начисление зарплаты и взносов). Сотруднику начислен оклад в размере 50 000 руб., исчислен НДФЛ в сумме 6 500 руб. и рассчитаны страховые взносы.
3. До корректировки базы по НДФЛ следует убедиться в том, что все налогоплательщики, облагаемую базу по НДФЛ для которых предполагается уменьшить, имеют достаточную для этого сумму доходов в виде оплаты труда, чтобы облагаемая база не оказалась отрицательной. Для это можно воспользоваться отчетом Сводная справка 2-НДФЛ (Зарплата и кадры – Отчеты по зарплате). В настройках отчета укажите период получения дохода ноябрь и код дохода – 2000.
Закрыть и сформировать.
В качестве периода получения дохода укажите тот месяц, в котором применяется мера поддержки, предусмотренная п. 89 статьи 217 НК РФ.
4. Зарегистрируйте документ Операция учета НДФЛ (Зарплата и кадры – Все документы по НДФЛ), чтобы уменьшить налогооблагаемую базу по НДФЛ на сумму вычета. Документ регистрируется на каждого сотрудника. На закладке Доходы укажите дату получения дохода по заработной плате – последний день месяца, за который она начислена, 30.11.2021, код дохода – 2000, вид дохода – Оплата труда (основная налоговая база) и сумму начисленной зарплаты со знаком минус. В нашем примере - 50 000 руб. В следующей строке укажите те же данные, только сумму зарплаты знаком плюс, код вычета 620 и сумму вычета 12 792 руб..
Если вы считаете, что необлагаемой суммой необходимо уменьшить начисленный доход за месяц, то в документе Операция учета НДФЛ укажите только сумму 12 792 руб. со знаком минус.
4. До корректировки облагаемой базы по страховым взносам следует также убедиться в достаточности доходов. Сделать это можно с помощью отчета Проверка расчета взносов (Зарплата и кадры – Отчеты по зарплате). Далее скорректируйте облагаемую базу по страховым взносам с помощью документа Операция учета взносов (Зарплата и кадры – Операции учета взносов). На закладке Сведения о доходах по кнопке Добавить в одной строке укажите вид дохода по страховым взносам – Доходы, целиком облагаемые страховыми взносами и сумму 12 792 руб. со знаком минус, во второй строке вид дохода – Доходы, целиком не облагаемые страховыми взносами, кроме пособий за счет ФСС и денежного довольствия военнослужащих и сумму 12 792 руб. со знаком плюс.
Например, до перерасчета НДФЛ был исчислен в сумме 6 500 руб., после перерасчета сумма НДФЛ составит 4 837 руб. (( 50 000 руб. – 12 792 руб.) * 13 %)).
6. Выплатим зарплату за ноябрь. Сотрудник получит сумму в размере 45 163 руб. (50 000 руб. – 4837 руб. (НДФЛ удержанный)).
В результате произведенных действий:
1. в расчете по форме 6-НДФЛ за год сумма 12 792 руб. будет отражена в строке 130 как вычет. Исчисленный и удержанный НДФЛ составляет 4 837 руб. Если суммой 12 792 руб. был уменьшен налогооблагаемый доход за месяц, то в 6-НДФЛ по строке 112 отражается начисленная зарплата в сумме 37 208 руб. (зарплата за ноябрь в сумме 50 000 руб. – необлагаемая сумма 12 792)
2. в расчете по страховым взносам необлагаемая сумма 12 792 руб. будет отражена по строке 040 подраздела 1.1 и 1.2 приложения 1 и строке 030 приложения 2 к разделу 1 по коду тарифа 01 по коду тарифа 20 эта сумма отражена не будет. В разделе 3 сведения по сотруднику о суммах выплат и начисленных страховых взносах за квартал будут отражены двумя категориями застрахованного лица (строка 130). С кодом категории НР отражаются начисления по общим тарифам. При этом по строке 150 подраздела должно быть указано значение не более 12 792 (т. е. МРОТ). С кодом категории МС отражаются начисления по пониженному тарифу в части выше МРОТ.
Предлагаемые варианты отражения этой ситуации не являются единственными из возможных. Тем не менее не следует пытаться отразить ее в программе расчета заработной платы вводом начислений с отрицательными суммами. В этом случае станет проблематичным (а в ряде случаев и невозможным) корректный перерасчет начислений в случае возникновения такой необходимости, а также отражение такого перерасчета в учете НДФЛ и страховых взносов, составление корректирующей отчетности.
Читайте также: