Субкультуру бывших и действующих участников незаконных вооруженных формирований можно отнести

Обновлено: 14.05.2024

Участие и организация незаконного вооружённого формирования, как отдельная норма закона, появилась относительно недавно. В законодательных актах, действующих во времена Российской Империи и Советского Союза, отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за создание вооружённого формирования, либо участие в нём. Это объяснялось тем, что отсутствовали объективные потребности в подобных нормах и технико-юридические ресурсы для их выражения. Любая организация незаконного вооружённого формирования преследовала преимущественно корыстные цели. Потому ранее преступления такого характера квалифицировали как бандитизм. Если деятельность незаконного вооружённого формирования (НВФ) была направлена против политического строя, тогда участники и организаторы несли уголовную ответственность как за преступление против государственного строя, то есть государства. Норма, предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования, появилась только в апреле 1995 года в УК РФ. Поводом для появления новой статьи, связанной с незаконным вооружённым формированием, послужили появление понятного и чёткого правового регламента относительно всех созданных в государстве вооружённых формирований и наличие общественно опасных альтернативных проявлений.

Уголовная ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём

Признаки НВФ

Под незаконным вооружённым формированием, регламентируемым Уголовным кодексом, следует понимать любое формирование с вооружением, вне зависимости от его названия, создание и деятельность которого не регулируются и не предусмотрены в рамках действующего федерального закона. Сюда относят федеральные законы об обороне и воинской службе. Все официальные организации, законно допустимые в Российской Федерации, были созданы на основе законов и Конституции. Потому существует целый ряд вооружённых формирований, которые считаются официальными и законными организациями. А именно:

  • пограничные службы;
  • федеральные службы охраны;
  • полиция (ранее милиция);
  • вооружённые силы;
  • силы внутренних войск;
  • федеральная служба безопасности;
  • налоговая полиция;
  • таможенный комитет и пр.

Если вооружённая организация создаётся любым физическим лицом или даже по распоряжению руководителя любого административного субъекта на территории РФ, подобные формирования считаются незаконными.

Незаконное вооруженное формирование

В Федеральном законе, который регулирует общественные объединения (статья 16) чётко прописан запрет на создание любых общественных организаций и объединений, преследующих цель создать вооружённое формирование. То есть созданием организаций, предусматривающих вооружение, могут заниматься исключительно на высшем уровне руководства, и только отталкиваясь от действующего законодательства. Существует несколько основных характерных признаков НВФ, которые были сформированы путём анализа законодательных актов, научных работ и судебно-правовой практики. Потому незаконные вооружённые формирования имеют следующие признаки:

  1. В них входит большое количество участников. Причём нет чётких ограничений касательно числа людей, входящих в состав руководства и простых членов организации.
  2. Характерной особенностью НВФ считается вхождение в структуру подразделений, которые обладают относительной самостоятельностью.
  3. Относительная устойчивость. Определяет возможность организации в течение некоторого времени (продолжительного или не очень) осуществлять свою деятельность. Это также говорит о факте сплочённости всех членов формирования.
  4. Подготовка. Здесь подразумевается подготовка сразу в двух направлениях. С участниками ведётся работа по обеспечению военных навыков, что позволяет уметь грамотно обращаться с вооружением и вступать в силовые контакты с противоположной стороной, то есть законными вооружёнными формированиями, предусмотренными законодательством РФ. Но также в НВФ проводится активная идеологическая подготовка, направленная на поддержание морального духа и увеличение силы веры в свои идеи. В противном случае организация может быстро распасться и прекратить своё существование. Идеология играет большую роль в продолжительности работы любого НВФ.
  5. Наличие вооружения. Незаконное вооружённые формирование не может считаться таковым без наличия пригодного к эксплуатации оружия, которое необходимо для выполнения его преступных задач. В Уголовном кодексе указывается, что под вооружением НВФ понимают любое огнестрельное оружие и взрывные устройства. Также руководством незаконных формирований ставится цель быть в постоянной готовности для применения имеющегося вооружения.
  6. Реализация противоправной деятельности. Незаконными формированиями осуществляется различная террористическая деятельность. Под этим понятием понимают нападения на города и иные виды населённых пунктов, захваты заложников, нападения на воинские части и гарнизоны, атаки на военные и экономически значимые объекты, государственные организации, сотрудников правоохранительных органов, военных и высокопоставленных чиновников.

Вопрос вооружённости требует отдельного рассмотрения и пояснений.

Наличие вооружения

Понятие вооружённости

  1. Объединение. Считается наиболее крупным формированием. В структуре объединения могут присутствовать различные иные звенья среднего уровня, которые называют отрядами.
  2. Отряд. Классифицируется как локальный вид формирования и считается объединением среднего уровня с небольшой численностью участников.
  3. Дружины и иные структурные единицы. Мелкие объединения, которые при создании общей организации могут создать крупные НВФ.

Для таких формирований характерно развитие. То есть постепенное увеличение количества участников и расширение влияния на другие города, населённые пункты и регионы. Некоторые НВФ действуют исключительно в рамках одной административной единицы. Другие же создают крупные объединения с отрядами и подразделениями в разных городах и даже странах. Потому указанный перечень возможных единиц формирований не считается окончательным, поскольку может захватывать иные организованные группы. То есть численность участников незаконных вооружённых формирований бывает самой разнообразной. При этом минимальным объединением считается группа с собственной структурой и возможностью самостоятельно выполнять поставленные задачи. Согласно федеральному закону об общественных объединениях, группа состоит минимум из 3 человек и больше.

Объект и субъект

Разбираясь с незаконным вооружённым формированием, следует обязательно рассмотреть объект и субъект этого преступления. В качестве объекта выступает общественный порядок и безопасность. При этом объективная сторона этого преступления может выражаться в трёх различных формах:

  • участие в незаконном вооружённом формировании;
  • руководство организацией;
  • создание или основание НВФ.

Деятельность НВФ

Также следует более детально разобраться в незаконном формировании и понять суть уголовной ответственности за ту или иную форму выражения преступления. Для каждой из них предусмотрены свои формы ответственности:

  1. Создание. Под созданием НВФ понимают любую организационную работу, результатом которой является формирование преступной незаконной организации. Это понятие подразумевает принятие важных и ключевых решений, создание планов, вербовку участников, распределение должностей и ролей в группе, оказание финансовой помощи, поставки вооружения руководству и пр. Организация считается созданной на тот момент, когда формируется минимальная структура. Под ней понимают отряд, состоящий из 3 людей и более. У Уголовного кодекса есть свои правки на тот случай, если активная деятельность создателей не привела к конечному результату, то есть НВФ не было создано. В этом случае дело квалифицируется по статье о покушении на создание незаконных вооружённых формирований.
  2. Руководство. Те, кто выполняет управленческие задачи в рамках уже созданного формирования, являются руководителями. При руководстве преступными незаконными организациями эти люди определяют оперативное направление деятельности, занимаются работой с кадрами, решают текущие финансовые и материальные вопросы, издают приказы и дают указания остальным участникам. Такая форма объективной стороны разработана с целью привлечения к соответствующей ответственности лиц за вхождение и возможное дальнейшее руководство НВФ, а не за создание.
  3. Участие. Участникам НВФ предлагается членство и выполнение любой деятельности, направленной на осуществление планов организации. То есть участники могут выполнять различные функции, включая разовые или постоянные задачи. Если участники в рамках выполнения своих обязательств в незаконном вооружённом формировании параллельно осуществляют иную незаконную деятельность, при рассмотрении уголовного дела все деяния квалифицируются по их совокупности. Потому члена НВФ могут наказать за сам факт участия, а также за незаконное хранение оружия, нападение, бандитизм, ограбление, убийство и пр.

Касательно участников следует сделать одну поправку. Если лицо дало своё согласие на вхождение в формирование, но им не выполнялись никакие противоправные задачи, тогда дело рассматривается только как оконченное покушение. Преступление считается оконченным с того момента, как руководители, создатели или участники были задержаны представителями правоохранительных органов или иные официальных организаций. Что же касается субъекта преступления, то он общий. Согласно действующему законодательству, субъектом может выступать любое физическое и вменяемое лицо, возраст которого составляет от 16 лет и более. А субъективная сторона проявляется в виде непосредственного прямого умысла. То есть совершаемое преступление лицо понимает и осознаёт факт создания, руководства или участия в незаконных вооружённых формированиях, и обладает желанием совершать подобную деятельность.

Задержание участников НВФ

Опасность НВФ

Незаконные вооружённые формирования представляют повышенную общественную опасность уже из-за факта своего существования как альтернативы легальным и официальным вооружённым силам, военным, полиции и пр. Вооружённая группа может преследовать различные цели:

  • экстремистские;
  • сепаратистские;
  • религиозные и пр.

Представители преступного формирования способны причинять существенные имущественные ущербы и вооружённые насилие по отношению к государству, коммерческим структурам, общественным организациям, предприятиям или даже отдельным лицам. То есть целями руководства вооружённых формирований и их участников могут быть экстремизм, терроризм, убийства, насилие, порча имущества, нарушение устоя в обществе и пр. Это формирует повышенную общественную безопасность подобных организаций. Потому была предусмотрена уголовная ответственность за организацию и непосредственное участие в формированиях такого плана. С точки зрения законодательства, членов вооружённой незаконной организации рассматривают как преступников, посягающих на безопасность общества.

Важно понимать, что общественной безопасностью является не просто состояние защищённости нашего общества, но также защита всех ключевых благ от возможных непосредственных угроз или различных источников опасности.

Также общественная безопасность направлена на снижение, послабление, полное устранение и потенциальное предупреждение любого вида угроз относительно:

  • здоровья;
  • жизни;
  • материальных ценностей;
  • окружающей среды;
  • деятельности общественных организаций и институтов;
  • работы государственных структур и пр.

Любые общественно опасные формы поведения людей караются законов в зависимости от уровня опасности, исходящей от них. Деятельность легальных вооружённых формирований направлена на поддержание нормального уровня существования общества и создания необходимой защиты для населения.

Опасность деятельности НВФ

Наказание за преступную деятельность

В случае участия в незаконных вооружённых формированиях по УК РФ предусматриваются разные меры наказания. Уголовный кодекс различает степень ответственности и причастности к НВФ, потому чётко разделяет понятия. Согласно статье 208, которая регулирует вопрос организации незаконных вооружённых формирований или участие в таковых, предусмотрены соответствующие меры наказания для сторон. Уголовная ответственность по статье 208 предусматривает разделение на:

  • создателей, руководителей и лиц, финансирующих организации;
  • участников незаконных вооружённых формирований.

При этом для них предусмотрены различные меры пресечения.

Создание, руководство и финансирование

При финансировании, создании и руководстве вооружёнными формированиями, не регламентированными законодательными актами, предусматривают только тюремное заключение. Если человека привлекли к уголовной ответственности за создание любых вооружённых формирований, вне зависимости от их типа (отряды, дружины, объединения и пр.), руководство ими или финансирование, которые не предусмотрены законодательными актами или Конституцией, тогда УК РФ наказывает преступников лишением свободы. Срок составляет от 2 до 7 лет, в зависимости от тяжести преступления. Но не стоит забывать, что, помимо статьи 208, в деле могут рассматриваться иные пункты Уголовного кодекса, в рамках которых человек нарушил закон. Они рассматриваются в совокупности, и выносится окончательный приговор.

Участие

В случае привлечения к уголовной ответственности по факту участия в различных незаконных вооружённых формированиях, не регламентированных федеральными законами, УК РФ предусматривает возможность выбора нескольких мер пресечения:

    продолжительностью не более 3 лет;
  • арест длительностью не более 6 месяцев;
  • лишение свободы сроком не больше 5 лет.

Если обвиняемый добровольно прекратил свою деятельность, и сдал при этом имеющееся вооружение, его могут освободить от ответственности. Вопрос добровольности нужно рассмотреть более подробно. Добровольность предусматривает принятие самостоятельного решения о выходе из незаконных вооружённых формирований, несмотря на наличие реальной возможности продолжения ведения преступной деятельности. Сдать вооружение можно любым официальных представителям государственной власти, а также в органы местных самоуправлений.

При этом много споров вызывает реализация такого примечания на практике. Основная проблема заключается в том, что законом предусмотрено обязательное наличие у незаконных формирований добровольности и сдачи всего имеющегося вооружения. То есть формально для сохранения условия освобождения нужно обязательно сдать оружие. Загвоздка лишь в том, что у членов незаконных вооружённых объединений может отсутствовать вооружение вообще, потому это примечание не может к нему применяться. А это законодатели считают серьёзным и важным пробелом в тексте статьи Уголовного кодекса. Также остаётся вопрос относительно квалификации деятельности тех лиц, которые не сдали оружие, а только сообщили о местах нахождения вооружения, либо же самостоятельно уничтожили имеющиеся предметы, подпадающие под понятие оружия. Судя по всему, подобные действия следует рассматривать как полноценный эквивалент предусмотренной законодательством сдачи оружия.


Критерии оценки группы лиц, как НВФ

Понятие НВФ включает в себя три критерия, необходимые для классификации группы людей как НВФ:

  • Формирование — объединенная общей целью группа людей на временной или постоянной основе, члены которой имеют разделение обязанностей, имеющее иерархическую структуру, элементы субординации (начальник-подчиненный), требования дисциплины;
  • Вооруженность — члены формирования имеют оружие;
  • Незаконность — формирование создается и функционирует вопреки действующему законодательству, не подконтрольно законному правительству.

Не всякое вооруженное формирование может быть квалифицировано как НВФ. Основным признаком последнего есть качественность. К примеру двое, или несколько человек, вооруженные гранатометом, пушкой, танком не всегда могут быть квалифицированы как НВФ. Для этого им необходимо иметь следующие признаки качественного критерия оценки.

  • Иерархичность — наличие внутренней иерархии:
    • внутренняя структура; ; ;
    • распределение ролей;
    • специфические правила общения;
    • подготовленный план.
    • служебной дисциплины;
    • военной подготовки, включая огневую, тактическую, строевую и физическую;
    • техническая оснащенность и подготовка.

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Незаконное вооруженное формирование" в других словарях:

    Незаконное вооруженное формирование — противоправная, созданная вопреки закону государства группа вооруженных людей, связанная единым управлением. Н.в.ф. не предусмотренная федеральным законодательством группа лиц, объединенных в отряд, дружину или иные формирования, имеющая на… … Пограничный словарь

    Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    НВФ — Вооруженное формирование Алькаиды. Незаконные вооружённые формирования вооружённая войсковая группа, ополченская часть, партизанское формирование, террористическая группа, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не… … Википедия

    Незаконные вооруженные формирования — Вооруженное формирование Алькаиды. Незаконные вооружённые формирования вооружённая войсковая группа, ополченская часть, партизанское формирование, террористическая группа, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не… … Википедия

    Незаконные вооружённые формирования — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Добавить иллюстрации. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в мае 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Банда — I ж. 1. Незаконное вооруженное формирование. 2. Компания людей, объединенных общими обычно недостойными, предосудительными интересами; шайка I 2.. II ж. Оркестр медных духовых инструментов, используемый в операх и располагающийся на сцене или за… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    БАСАЕВ Шамиль Салманович — он же Абдаллах Шамиль Абу Идрис (14.01.1965 10.07.2006) международный террорист, один из лидеров чеченских сепаратистов. Обвинялся в организации и совершении убийств и террористических актов на территории Российской Федерации. Был занесен в… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    Виды соучастия — разновидности групповых объединений, перечисленных в статьях Общей (ст. 35 УК) и Особенной частей (ст. ст. 208 210 УК), участники которых несут ответственность непосредственно по статье Особенной части без ссылки на ст. 33 УК как соисполнители… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

    Братья Толстопятовы — Банда братьев Толстопятовых незаконное вооруженное городское формирование, осуществлявшее деятельность криминального характера на территории города Ростова в 1968 1973 гг. Масштаб, техническая оснащенность, подготовленность и сам факт… … Википедия

    Участие и организация незаконного вооружённого формирования, как отдельная норма закона, появилась относительно недавно. В законодательных актах, действующих во времена Российской Империи и Советского Союза, отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за создание вооружённого формирования, либо участие в нём. Это объяснялось тем, что отсутствовали объективные потребности в подобных нормах и технико-юридические ресурсы для их выражения. Любая организация незаконного вооружённого формирования преследовала преимущественно корыстные цели. Потому ранее преступления такого характера квалифицировали как бандитизм. Если деятельность незаконного вооружённого формирования (НВФ) была направлена против политического строя, тогда участники и организаторы несли уголовную ответственность как за преступление против государственного строя, то есть государства. Норма, предусматривающая ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования, появилась только в апреле 1995 года в УК РФ. Поводом для появления новой статьи, связанной с незаконным вооружённым формированием, послужили появление понятного и чёткого правового регламента относительно всех созданных в государстве вооружённых формирований и наличие общественно опасных альтернативных проявлений.

    Уголовная ответственность за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём

    Признаки НВФ

    Под незаконным вооружённым формированием, регламентируемым Уголовным кодексом, следует понимать любое формирование с вооружением, вне зависимости от его названия, создание и деятельность которого не регулируются и не предусмотрены в рамках действующего федерального закона. Сюда относят федеральные законы об обороне и воинской службе. Все официальные организации, законно допустимые в Российской Федерации, были созданы на основе законов и Конституции. Потому существует целый ряд вооружённых формирований, которые считаются официальными и законными организациями. А именно:

    • пограничные службы;
    • федеральные службы охраны;
    • полиция (ранее милиция);
    • вооружённые силы;
    • силы внутренних войск;
    • федеральная служба безопасности;
    • налоговая полиция;
    • таможенный комитет и пр.

    Если вооружённая организация создаётся любым физическим лицом или даже по распоряжению руководителя любого административного субъекта на территории РФ, подобные формирования считаются незаконными.

    Незаконное вооруженное формирование

    В Федеральном законе, который регулирует общественные объединения (статья 16) чётко прописан запрет на создание любых общественных организаций и объединений, преследующих цель создать вооружённое формирование. То есть созданием организаций, предусматривающих вооружение, могут заниматься исключительно на высшем уровне руководства, и только отталкиваясь от действующего законодательства. Существует несколько основных характерных признаков НВФ, которые были сформированы путём анализа законодательных актов, научных работ и судебно-правовой практики. Потому незаконные вооружённые формирования имеют следующие признаки:

    1. В них входит большое количество участников. Причём нет чётких ограничений касательно числа людей, входящих в состав руководства и простых членов организации.
    2. Характерной особенностью НВФ считается вхождение в структуру подразделений, которые обладают относительной самостоятельностью.
    3. Относительная устойчивость. Определяет возможность организации в течение некоторого времени (продолжительного или не очень) осуществлять свою деятельность. Это также говорит о факте сплочённости всех членов формирования.
    4. Подготовка. Здесь подразумевается подготовка сразу в двух направлениях. С участниками ведётся работа по обеспечению военных навыков, что позволяет уметь грамотно обращаться с вооружением и вступать в силовые контакты с противоположной стороной, то есть законными вооружёнными формированиями, предусмотренными законодательством РФ. Но также в НВФ проводится активная идеологическая подготовка, направленная на поддержание морального духа и увеличение силы веры в свои идеи. В противном случае организация может быстро распасться и прекратить своё существование. Идеология играет большую роль в продолжительности работы любого НВФ.
    5. Наличие вооружения. Незаконное вооружённые формирование не может считаться таковым без наличия пригодного к эксплуатации оружия, которое необходимо для выполнения его преступных задач. В Уголовном кодексе указывается, что под вооружением НВФ понимают любое огнестрельное оружие и взрывные устройства. Также руководством незаконных формирований ставится цель быть в постоянной готовности для применения имеющегося вооружения.
    6. Реализация противоправной деятельности. Незаконными формированиями осуществляется различная террористическая деятельность. Под этим понятием понимают нападения на города и иные виды населённых пунктов, захваты заложников, нападения на воинские части и гарнизоны, атаки на военные и экономически значимые объекты, государственные организации, сотрудников правоохранительных органов, военных и высокопоставленных чиновников.

    Вопрос вооружённости требует отдельного рассмотрения и пояснений.

    Наличие вооружения

    Понятие вооружённости

    1. Объединение. Считается наиболее крупным формированием. В структуре объединения могут присутствовать различные иные звенья среднего уровня, которые называют отрядами.
    2. Отряд. Классифицируется как локальный вид формирования и считается объединением среднего уровня с небольшой численностью участников.
    3. Дружины и иные структурные единицы. Мелкие объединения, которые при создании общей организации могут создать крупные НВФ.

    Для таких формирований характерно развитие. То есть постепенное увеличение количества участников и расширение влияния на другие города, населённые пункты и регионы. Некоторые НВФ действуют исключительно в рамках одной административной единицы. Другие же создают крупные объединения с отрядами и подразделениями в разных городах и даже странах. Потому указанный перечень возможных единиц формирований не считается окончательным, поскольку может захватывать иные организованные группы. То есть численность участников незаконных вооружённых формирований бывает самой разнообразной. При этом минимальным объединением считается группа с собственной структурой и возможностью самостоятельно выполнять поставленные задачи. Согласно федеральному закону об общественных объединениях, группа состоит минимум из 3 человек и больше.

    Объект и субъект

    Разбираясь с незаконным вооружённым формированием, следует обязательно рассмотреть объект и субъект этого преступления. В качестве объекта выступает общественный порядок и безопасность. При этом объективная сторона этого преступления может выражаться в трёх различных формах:

    • участие в незаконном вооружённом формировании;
    • руководство организацией;
    • создание или основание НВФ.

    Деятельность НВФ

    Также следует более детально разобраться в незаконном формировании и понять суть уголовной ответственности за ту или иную форму выражения преступления. Для каждой из них предусмотрены свои формы ответственности:

    1. Создание. Под созданием НВФ понимают любую организационную работу, результатом которой является формирование преступной незаконной организации. Это понятие подразумевает принятие важных и ключевых решений, создание планов, вербовку участников, распределение должностей и ролей в группе, оказание финансовой помощи, поставки вооружения руководству и пр. Организация считается созданной на тот момент, когда формируется минимальная структура. Под ней понимают отряд, состоящий из 3 людей и более. У Уголовного кодекса есть свои правки на тот случай, если активная деятельность создателей не привела к конечному результату, то есть НВФ не было создано. В этом случае дело квалифицируется по статье о покушении на создание незаконных вооружённых формирований.
    2. Руководство. Те, кто выполняет управленческие задачи в рамках уже созданного формирования, являются руководителями. При руководстве преступными незаконными организациями эти люди определяют оперативное направление деятельности, занимаются работой с кадрами, решают текущие финансовые и материальные вопросы, издают приказы и дают указания остальным участникам. Такая форма объективной стороны разработана с целью привлечения к соответствующей ответственности лиц за вхождение и возможное дальнейшее руководство НВФ, а не за создание.
    3. Участие. Участникам НВФ предлагается членство и выполнение любой деятельности, направленной на осуществление планов организации. То есть участники могут выполнять различные функции, включая разовые или постоянные задачи. Если участники в рамках выполнения своих обязательств в незаконном вооружённом формировании параллельно осуществляют иную незаконную деятельность, при рассмотрении уголовного дела все деяния квалифицируются по их совокупности. Потому члена НВФ могут наказать за сам факт участия, а также за незаконное хранение оружия, нападение, бандитизм, ограбление, убийство и пр.

    Касательно участников следует сделать одну поправку. Если лицо дало своё согласие на вхождение в формирование, но им не выполнялись никакие противоправные задачи, тогда дело рассматривается только как оконченное покушение. Преступление считается оконченным с того момента, как руководители, создатели или участники были задержаны представителями правоохранительных органов или иные официальных организаций. Что же касается субъекта преступления, то он общий. Согласно действующему законодательству, субъектом может выступать любое физическое и вменяемое лицо, возраст которого составляет от 16 лет и более. А субъективная сторона проявляется в виде непосредственного прямого умысла. То есть совершаемое преступление лицо понимает и осознаёт факт создания, руководства или участия в незаконных вооружённых формированиях, и обладает желанием совершать подобную деятельность.

    Задержание участников НВФ

    Опасность НВФ

    Незаконные вооружённые формирования представляют повышенную общественную опасность уже из-за факта своего существования как альтернативы легальным и официальным вооружённым силам, военным, полиции и пр. Вооружённая группа может преследовать различные цели:

    • экстремистские;
    • сепаратистские;
    • религиозные и пр.

    Представители преступного формирования способны причинять существенные имущественные ущербы и вооружённые насилие по отношению к государству, коммерческим структурам, общественным организациям, предприятиям или даже отдельным лицам. То есть целями руководства вооружённых формирований и их участников могут быть экстремизм, терроризм, убийства, насилие, порча имущества, нарушение устоя в обществе и пр. Это формирует повышенную общественную безопасность подобных организаций. Потому была предусмотрена уголовная ответственность за организацию и непосредственное участие в формированиях такого плана. С точки зрения законодательства, членов вооружённой незаконной организации рассматривают как преступников, посягающих на безопасность общества.

    Важно понимать, что общественной безопасностью является не просто состояние защищённости нашего общества, но также защита всех ключевых благ от возможных непосредственных угроз или различных источников опасности.

    Также общественная безопасность направлена на снижение, послабление, полное устранение и потенциальное предупреждение любого вида угроз относительно:

    • здоровья;
    • жизни;
    • материальных ценностей;
    • окружающей среды;
    • деятельности общественных организаций и институтов;
    • работы государственных структур и пр.

    Любые общественно опасные формы поведения людей караются законов в зависимости от уровня опасности, исходящей от них. Деятельность легальных вооружённых формирований направлена на поддержание нормального уровня существования общества и создания необходимой защиты для населения.

    Опасность деятельности НВФ

    Наказание за преступную деятельность

    В случае участия в незаконных вооружённых формированиях по УК РФ предусматриваются разные меры наказания. Уголовный кодекс различает степень ответственности и причастности к НВФ, потому чётко разделяет понятия. Согласно статье 208, которая регулирует вопрос организации незаконных вооружённых формирований или участие в таковых, предусмотрены соответствующие меры наказания для сторон. Уголовная ответственность по статье 208 предусматривает разделение на:

    • создателей, руководителей и лиц, финансирующих организации;
    • участников незаконных вооружённых формирований.

    При этом для них предусмотрены различные меры пресечения.

    Создание, руководство и финансирование

    При финансировании, создании и руководстве вооружёнными формированиями, не регламентированными законодательными актами, предусматривают только тюремное заключение. Если человека привлекли к уголовной ответственности за создание любых вооружённых формирований, вне зависимости от их типа (отряды, дружины, объединения и пр.), руководство ими или финансирование, которые не предусмотрены законодательными актами или Конституцией, тогда УК РФ наказывает преступников лишением свободы. Срок составляет от 2 до 7 лет, в зависимости от тяжести преступления. Но не стоит забывать, что, помимо статьи 208, в деле могут рассматриваться иные пункты Уголовного кодекса, в рамках которых человек нарушил закон. Они рассматриваются в совокупности, и выносится окончательный приговор.

    Участие

    В случае привлечения к уголовной ответственности по факту участия в различных незаконных вооружённых формированиях, не регламентированных федеральными законами, УК РФ предусматривает возможность выбора нескольких мер пресечения:

      продолжительностью не более 3 лет;
    • арест длительностью не более 6 месяцев;
    • лишение свободы сроком не больше 5 лет.

    Если обвиняемый добровольно прекратил свою деятельность, и сдал при этом имеющееся вооружение, его могут освободить от ответственности. Вопрос добровольности нужно рассмотреть более подробно. Добровольность предусматривает принятие самостоятельного решения о выходе из незаконных вооружённых формирований, несмотря на наличие реальной возможности продолжения ведения преступной деятельности. Сдать вооружение можно любым официальных представителям государственной власти, а также в органы местных самоуправлений.

    При этом много споров вызывает реализация такого примечания на практике. Основная проблема заключается в том, что законом предусмотрено обязательное наличие у незаконных формирований добровольности и сдачи всего имеющегося вооружения. То есть формально для сохранения условия освобождения нужно обязательно сдать оружие. Загвоздка лишь в том, что у членов незаконных вооружённых объединений может отсутствовать вооружение вообще, потому это примечание не может к нему применяться. А это законодатели считают серьёзным и важным пробелом в тексте статьи Уголовного кодекса. Также остаётся вопрос относительно квалификации деятельности тех лиц, которые не сдали оружие, а только сообщили о местах нахождения вооружения, либо же самостоятельно уничтожили имеющиеся предметы, подпадающие под понятие оружия. Судя по всему, подобные действия следует рассматривать как полноценный эквивалент предусмотренной законодательством сдачи оружия.

    Задачи и способы действий органов внутренних дел и внутренних войск при ликвидации бандитских формированийЗадачи и способы действий органов внутренних дел и внутренних войск при ликвидации бандитских формирований можно разделить на:

    -проведение крупномасштабных специальных операций по ликвидации

    незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований),

    предусмотренных и проводимых совместно с частями Минобороны и

    -проведение частных специальных операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований), проводимых по решению командиров тактических групп и соединений (частей) с разрешения командующего группировкой сил;

    -проведение специальных операций по разоружению незаконных вооруженных формирований (бандформирований);

    -проведение специальных операций при нападении банды на гражданина (организацию);

    -проведение специальной операции при получении информации о создании (действии) банды, подготавливаемых или совершенных ею нападениях.

    Плановые специальные операции, как правило, были крупномасштабными и проводились в целях разгрома крупных и особо опасных группировок и ликвидации базовых районов, а также крупных баз

    с запасами оружия, боеприпасов и материальных средств. Как правило, итогом каждой такой операции было резкое снижение активности бандформирований в определенном районе.

    Частные специальные операции, в основном, были ограничены по привлекаемым силам, средствам и времени. Их результаты были всегда скромнее крупномасштабных операций, однако значение для обеспечения безопасности населения, органов власти, гарнизонов войск было исключительно велико. К ним относились специальные операции соединений и частей по "зачистке" населенных пунктов, действия дежурных подразделений в зонах ответственности, самостоятельные боевые действия авиации по поражению отдельных объектов противника и другие. По тактическим приемам частные специальные операции не отличались от крупномасштабных операций: бандформирования окружались, блокировались населенные пункты, высаживались десанты и т.д. В первую очередь ликвидируется наиболее крупная и активная группировка незаконных вооруженных формирований, в последующем очищаются от бандформирований удаленные населенные пункты и труднодоступные места. При действии на труднодоступной местности особое внимание уделяется разведке и обеспечению флангов. Разведка в этом случае ведется большими силами. Обеспечение открытых флангов достигается построением боевого порядка подразделений уступом, усилением наблюдения и постоянной готовностью к маневру резервов в сторону угрожаемого направления. Подразделения действуют, как правило, в пешем порядке с выделением небольших отрядов для обхода во фланг и тыл опорным пунктам незаконных вооруженных формирований. Обход и охват в сочетании с наступлением с фронта являются обычными действиями подразделения;

    завершая выполнение задачи, подразделения переходят к обороне, обеспечивая фланги блокпостами. При действии в узких местах боевой порядок строится более глубоким, чем обычно, углом назад, боевая техника выделяется в отдельную бронегруппу, в каждую роту по возможности выделяется артиллерийский офицер для управления огнем поддерживающей батареи. Система огня строится таким образом, что основным средством поражения на нижнем ярусе является огонь прямой наводкой орудий, танков, БМП, гранатометов, на втором ярусе - огонь артиллерии, орудий БМП-2, БМП-3, минометов и зенитных установок, на последующих ярусах - удары

    авиации. Овладение долиной (ущельем) начинается с захвата прилегающих вы сот. Наступление ведется по обеим сторонам долины (ущелья) на разных

    уровнях: одно подразделение (взвод или рота) продвигается в предбоевом

    порядке непосредственно по гребням высот, второе - на две трети высоты

    наступающими по долине (ущелью), а также с приданной артиллерией авиацией. Захват высот осуществляется сковыванием незаконных вооруженных формирований с фронта частью сил и действиями главных сил с флангов и тыла при поддержке артиллерии и авиации. В отдельных случаях, когда незаконные вооруженные формирования действуют отдельными группами по обороне господствующих высот и проходов, они могут захватываться действиями разведгрупп с последующим закреплением их мотострелковыми подразделениями.

    После овладения высотами, прикрывающими вход в ущелье (долину),

    начинают продвижение подразделения, наступающие по долине. Так, боевые машины пехоты (бронетранспортеры), зенитно-самоходные установки после спешивания пехоты действуют за подразделением, продвигающимся по долине вслед за отрядом обеспечения движения. При планировании действий в горах командир должен учитывать, что скорость движения спешенных подразделений по скалам и хребтам, которая в зависимости от характера пересеченности, крутизны скатов, растительности и состояния погоды может быть от 2 - 3 км до 300 - 400 м в час. В ходе разоружения незаконных вооруженных формирований, наряду с применением обходов и охватов объектов, занятых боевиками, проводят и фронтальные атаки. Отделения по группам максимальным темпом приближаются к объекту атаки, при этом перемещение осуществляется перебежками по 1 - 2 человека, остальные прикрывают, ослепляют боевиков дымовыми гранатами, забрасывают их гранатами и захватывают объект.

    Читайте также: