Субъективная сторона таких преступлений как получение взятки дача взятки характеризуется виной
Обновлено: 04.07.2024
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Предмет взятки - деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права.
Объективном сторона выражается в деянии в форме активных действий - в получении лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки (п. 9 Постановления).
Под действиями (бездействием]) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления).
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 Постановления).
В науке уголовного права рассматриваются два вида взятки: подкуп и вознаграждение . Взятка-подкуп дается или до совершения должностным лицом обусловленного действия (бездействия) или после совершения, но по предварительной договоренности. При этом не имеет значения, совершает должностное лицо в отношении взяткодателя законное действие или незаконное. Так, чиновник оформляет лицензию на законном основании, но получив при этом взятку. Бели за взятку совершается незаконное действие (бездействие), это отягчает ответственность должностного лица и образует квалифицированный состав получения взятки. Взятка-вознаграждение дается после выполнения действий должностным лицом без предварительной договоренности с ним.
Получение должностным лицом взятки считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
Состав по конструкции формальный.
Бели обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (п. 11 Постановления).
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект — должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Квалифицированный вид ч. 2 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.
Особо квалифицированный вид ч. 3 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие).
Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 10 Постановления).
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1 и ч. 3), совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Вид исключительной тяжести ч. 5 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1,3), совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки. Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления);
в) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действие представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере (п. 16 Постановления).
Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Предмет взятки — деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуга имущественного характера, иные имущественные права.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий в даче взятки лично или через посредника.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ (п. 11 Постановления).
Особо квалифицированный вид ч. 3 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействия).
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность задачу взятки (ч. 1,3), совершенную:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 5 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1, 4), совершенное в особо крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей.
Примечание к ст. 291 УК предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Разграничение взяточничества с коммерческим подкупом:
Статья 290 УК | Часть 3 ст. 204 УК | Статья 291 УК | Часть 1 ст. 204 УК |
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти. | Родовым объектом является нормальное функционирование экономики. | Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти. | Родовым объектам является нормальное функционирование экономики. |
Видовой объект -нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ. | Видовой объект —интересы службы в коммерческих и иных организациях. | Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государств венной службы и службы в ОМСУ. | Видовой объект — интересы службы в коммерческих и иных организациях. |
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления. | Непосредственным объектом выступают интересы службы в конкретной коммерческой или иной организации. | Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления. | Непосредственным объектом выступают интересы службы в конкретной коммерческой или иной организации. |
Субъект -должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации | Субъект — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. | Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. | Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. |
Посредничество во взяточничестве (ст. 291-1 УК РФ)
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий -- в посредничестве во взяточничестве, то есть непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16лет. Квалифицированный вид ч. 2ст. 291-1 УК РФпредусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 10Постановления).
Особо квалифицированный вид ч. 3ст. 291-1 УК РФустанавливает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 291-1 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1млн рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 5ст. 291-1УК РФ устанавливает уголовную ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий - в обещании или предложении посредничества во взяточничестве.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект—физическое вменяемое лицо, достигшее 16лет.
В примечании содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве: если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Предмет взятки - деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права.
Объективном сторона выражается в деянии в форме активных действий - в получении лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки (п. 9 Постановления).
Под действиями (бездействием]) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления).
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 Постановления).
В науке уголовного права рассматриваются два вида взятки: подкуп и вознаграждение . Взятка-подкуп дается или до совершения должностным лицом обусловленного действия (бездействия) или после совершения, но по предварительной договоренности. При этом не имеет значения, совершает должностное лицо в отношении взяткодателя законное действие или незаконное. Так, чиновник оформляет лицензию на законном основании, но получив при этом взятку. Бели за взятку совершается незаконное действие (бездействие), это отягчает ответственность должностного лица и образует квалифицированный состав получения взятки. Взятка-вознаграждение дается после выполнения действий должностным лицом без предварительной договоренности с ним.
Получение должностным лицом взятки считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
Состав по конструкции формальный.
Бели обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (п. 11 Постановления).
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект — должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Квалифицированный вид ч. 2 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.
Особо квалифицированный вид ч. 3 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие).
Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 10 Постановления).
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1 и ч. 3), совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Вид исключительной тяжести ч. 5 ст. 290 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1,3), совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки. Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления);
в) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Имея в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действие представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере (п. 16 Постановления).
Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Предмет взятки — деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуга имущественного характера, иные имущественные права.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий в даче взятки лично или через посредника.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ (п. 11 Постановления).
Особо квалифицированный вид ч. 3 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействия).
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность задачу взятки (ч. 1,3), совершенную:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 5 ст. 291 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (ч. 1, 4), совершенное в особо крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей.
Примечание к ст. 291 УК предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Разграничение взяточничества с коммерческим подкупом:
Статья 290 УК | Часть 3 ст. 204 УК | Статья 291 УК | Часть 1 ст. 204 УК |
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти. | Родовым объектом является нормальное функционирование экономики. | Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти. | Родовым объектам является нормальное функционирование экономики. |
Видовой объект -нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ. | Видовой объект —интересы службы в коммерческих и иных организациях. | Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государств венной службы и службы в ОМСУ. | Видовой объект — интересы службы в коммерческих и иных организациях. |
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления. | Непосредственным объектом выступают интересы службы в конкретной коммерческой или иной организации. | Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления. | Непосредственным объектом выступают интересы службы в конкретной коммерческой или иной организации. |
Субъект -должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации | Субъект — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. | Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. | Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. |
Посредничество во взяточничестве (ст. 291-1 УК РФ)
Родовым объектом является нормальное функционирование государственной власти.
Видовой объект — нормальное функционирование государственной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.
Непосредственным объектом выступает нормальное функционирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий -- в посредничестве во взяточничестве, то есть непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16лет. Квалифицированный вид ч. 2ст. 291-1 УК РФпредусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 10Постановления).
Особо квалифицированный вид ч. 3ст. 291-1 УК РФустанавливает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 4 ст. 291-1 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере — сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1млн рублей.
Вид исключительной тяжести ч. 5ст. 291-1УК РФ устанавливает уголовную ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий - в обещании или предложении посредничества во взяточничестве.
Состав по конструкции формальный и считается оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.
Субъект—физическое вменяемое лицо, достигшее 16лет.
В примечании содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве: если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Объект и предмет преступления в полном объеме совпадает с аналогичными признаками состава получения взятки (см. ст. 290 УК). Уголовно — правой анализ дачи взятки приведен ниже.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в даче взятки только должностному лицу лично или через посредника (ст. ст. 184, 204, 285 и 290 УК).
Она признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица либо в его кармане или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образуют покушение на дачу взятки.
Дача взятки заключается в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).
Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противоправного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица.
Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого. Однако, если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи предмета взятки, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.
Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. И их можно выяснить с помощью психологической экспертизы. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.
Однако, как и было указано в комментарии к ст. 290 УК, взятка берется и дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.
Квалифицирующие признаки дачи взятки указаны в ч. 2 ст. 291.
- дача взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействие);
- дача взятки неоднократно.
При этом для инкриминирования взяткодателю указанного квалифицирующего признака следует в обязательном порядке доказать его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.
Дача взятки считается неоднократной, если последняя передается:
а) лицом, ранее судимым за дачу взятки, при условии, что судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке;
б) нескольким должностным лицам в разное время за совершение каждым из них самостоятельных действий;
в) одному должностному лицу в разное время за совершение нескольких самостоятельных действий;
г) нескольким должностным лицам одновременно, но за совершение каждым из них самостоятельных действий;
д) нескольким должностным лицам, не находящимся в сговоре друг с другом, за совершение в интересах дающего единого преступления.
Необходимо отличать неоднократную дачу взятки от передачи одной взятки в несколько приемов и от продолжаемой дачи взятки должностному лицу за общее покровительство или попустительство взяткодателю или представляемым им лицам (см. комментарий к ст. 290 УК).
Необходимо отличать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.
В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки.
Посредник со стороны взяткополучателя получает предмет взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, который обязуется совершить определенные действия в интересах взяткодателя.
Такой посредник выступает от имени и по поручению взяткополучателя, который санкционирует условия получения взятки. Действия посредника со стороны взяткополучателя, если он не является членом организованной группы, квалифицируются как соучастие в получении взятки (см.: Комментарий к УК РФ (под общ. ред. В.И. Радченко и А.С. Михлина). М., Спарк. 2000. С. 707).
Неоднократное требование должностным лицом взятки при отсутствии с его стороны угрозы совершения действий, которые могли причинить ущерб законным интересам взяткодателя, судом не признаны вымогательством (Постановление Президиума Тульского областного суда от 1 июля 1996 г. по делу К. (БВС РСФСР. 1990. N 9. С. 8).
Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК) или присвоение (ст. 160 УК), что зависит от обстоятельств дела.
В примечании к ст. 291 УК выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место вымогательство взятки или б) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этой позиции придерживается и судебная практика.
Лицо, получившее взятку и давшее взятку другому должностному лицу, о чем само сообщило при допросах, в силу примечания к ст. 174 УК РСФСР (ст. 291 УК — прим. авт.) освобождается от уголовной ответственности за дачу взятки (Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 30 октября 1991 г. по делу К. (БВС РФ. 1992. N 4. С. 7).
В реальной жизни правовая норма примечания к ст. 291 УК по своему содержанию является стимулирующей.
Если лицо передавало взятку дважды, но за одно из преступлений оно было освобождено от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК, то второе преступление не может рассматриваться как совершенное неоднократно.
По буквальному толкованию закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности в силу того же примечания к ст. 291 УК.
Если лицо, у которого вымогают взятку, до ее передачи сообщит об этом в правоохранительные органы. А затем с ведома и под контролем работников этих органов с целью изобличения виновного передаст принадлежащие ему материальные ценности должностному лицу, то оно не подлежит уголовной ответственности.
Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.
Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь сделать это, присваивает их, содеянное является мошенничеством и подстрекательством к даче взятки (Постановление Президиума Владимирского областного суда от 20 декабря 1991 г. по делу Л. (БВС РФ. 1992. N 11. С. 14)).
Действия должностного лица, получившего от гражданина деньги под предлогом необходимости уплаты штрафа и присвоившего их, переквалифицированы с ч. 2 ст. 173 УК РСФСР на ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (соответственно ст. ст. 290 и 285 УК — прим. авт.) (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 июня 1994 г. по делу С. (БВС РФ. 1994. N 11. С. 4)).
Завидов Борис Дмитриевич
Кандидат юридических наук,
специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству,
по вопросам транспорта и дорожно — транспортных происшествий.
Обладатель медали А.Ф. Кони, член Союза журналистов России.
Объект и предмет преступления в полном объеме совпадает с аналогичными признаками состава получения взятки (см. ст. 290 УК). Уголовно — правой анализ дачи взятки приведен ниже.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в даче взятки только должностному лицу лично или через посредника (ст. ст. 184, 204, 285 и 290 УК).
Она признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица либо в его кармане или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образуют покушение на дачу взятки.
Дача взятки заключается в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).
Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противоправного действия (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица.
Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого. Однако, если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи предмета взятки, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.
Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. И их можно выяснить с помощью психологической экспертизы. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.
Однако, как и было указано в комментарии к ст. 290 УК, взятка берется и дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.
Квалифицирующие признаки дачи взятки указаны в ч. 2 ст. 291.
- дача взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействие);
- дача взятки неоднократно.
При этом для инкриминирования взяткодателю указанного квалифицирующего признака следует в обязательном порядке доказать его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.
Дача взятки считается неоднократной, если последняя передается:
а) лицом, ранее судимым за дачу взятки, при условии, что судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке;
б) нескольким должностным лицам в разное время за совершение каждым из них самостоятельных действий;
в) одному должностному лицу в разное время за совершение нескольких самостоятельных действий;
г) нескольким должностным лицам одновременно, но за совершение каждым из них самостоятельных действий;
д) нескольким должностным лицам, не находящимся в сговоре друг с другом, за совершение в интересах дающего единого преступления.
Необходимо отличать неоднократную дачу взятки от передачи одной взятки в несколько приемов и от продолжаемой дачи взятки должностному лицу за общее покровительство или попустительство взяткодателю или представляемым им лицам (см. комментарий к ст. 290 УК).
Необходимо отличать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.
В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки.
Посредник со стороны взяткополучателя получает предмет взятки не для себя, а для передачи его своему доверителю, который обязуется совершить определенные действия в интересах взяткодателя.
Такой посредник выступает от имени и по поручению взяткополучателя, который санкционирует условия получения взятки. Действия посредника со стороны взяткополучателя, если он не является членом организованной группы, квалифицируются как соучастие в получении взятки (см.: Комментарий к УК РФ (под общ. ред. В.И. Радченко и А.С. Михлина). М., Спарк. 2000. С. 707).
Неоднократное требование должностным лицом взятки при отсутствии с его стороны угрозы совершения действий, которые могли причинить ущерб законным интересам взяткодателя, судом не признаны вымогательством (Постановление Президиума Тульского областного суда от 1 июля 1996 г. по делу К. (БВС РСФСР. 1990. N 9. С. 8).
Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК) или присвоение (ст. 160 УК), что зависит от обстоятельств дела.
В примечании к ст. 291 УК выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место вымогательство взятки или б) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этой позиции придерживается и судебная практика.
Лицо, получившее взятку и давшее взятку другому должностному лицу, о чем само сообщило при допросах, в силу примечания к ст. 174 УК РСФСР (ст. 291 УК — прим. авт.) освобождается от уголовной ответственности за дачу взятки (Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 30 октября 1991 г. по делу К. (БВС РФ. 1992. N 4. С. 7).
В реальной жизни правовая норма примечания к ст. 291 УК по своему содержанию является стимулирующей.
Если лицо передавало взятку дважды, но за одно из преступлений оно было освобождено от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК, то второе преступление не может рассматриваться как совершенное неоднократно.
По буквальному толкованию закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности в силу того же примечания к ст. 291 УК.
Если лицо, у которого вымогают взятку, до ее передачи сообщит об этом в правоохранительные органы. А затем с ведома и под контролем работников этих органов с целью изобличения виновного передаст принадлежащие ему материальные ценности должностному лицу, то оно не подлежит уголовной ответственности.
Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.
Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь сделать это, присваивает их, содеянное является мошенничеством и подстрекательством к даче взятки (Постановление Президиума Владимирского областного суда от 20 декабря 1991 г. по делу Л. (БВС РФ. 1992. N 11. С. 14)).
Действия должностного лица, получившего от гражданина деньги под предлогом необходимости уплаты штрафа и присвоившего их, переквалифицированы с ч. 2 ст. 173 УК РСФСР на ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (соответственно ст. ст. 290 и 285 УК — прим. авт.) (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15 июня 1994 г. по делу С. (БВС РФ. 1994. N 11. С. 4)).
Завидов Борис Дмитриевич
Кандидат юридических наук,
специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству,
по вопросам транспорта и дорожно — транспортных происшествий.
Обладатель медали А.Ф. Кони, член Союза журналистов России.
Читайте также: