Правосознание правовая идеология реализуется как собственно

Обновлено: 17.06.2024

Правосознание , рассматривается как элемент право вой культуры разных слоев и групп людей, где оно только и может быть изучено. Правосознание включает отношение гражданского общества к правоохранительной системе государства.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями:

- зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства;

- дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения);

- существованием на разных уровнях (ивидуальном, малой социальной группы и большой социальной группы);

- относительной противоречивостью [1] .

Можно согласиться с точкой зрения, что правосознание в отличие от законознания присуще каждому субъекту права и то, что правосознание открывает человеку, порой выглядит смутно и не очень отчетлив.

Выступая одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов: права как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения (собственного и других людей), а также порождаемых юридическими нормами правоотношений, которые реализуются в жизни не изолировано, а в системе остальных общественных отношений и в тесной связи с ними.

Правосознание – это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие , оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности [2] .

Правосознание как одна из форм общественного сознания может обладать следующими признаками [4] :

1) отражать не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

2) проявляться всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

3) оно не может существовать без своего конкретного носителя – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

Структура правосознания

Правосознание имеет сложное строение, в котором условно выделяются 2 элемента: право вая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

Правовая психология – отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения [1] .

Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий [2] .

В современной литературе в качестве самостоятельного аспекта анализа правового сознания предлагается изучать проблему структуры правосознания. Предлагаются критерии, по которым можно дифференцировать правосознание:

1) по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

2) по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

3) по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

4) по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов) [3] .

Кроме структуры правосознания определяются функциональные компоненты правового сознания, сущность которых базируется на исходном положении психологической науки о единстве сознания и деятельности. Применительно к правосознанию данный принцип реализуется в том, что основные функциональные компоненты правосознания - интеллектуальный, интеллектуально-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой - определяются согласно трем функциям правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной.

Также к структуре правосознания принято относить четыре основных типа оценочных отношений:

1) отношение к праву, а именно к его принципам, институтам, нормам;

2) отношение к правовому поведению людей;

3) отношение к правоохранительным органам и их деятельности;


    1. Значениеправовойкультурыиправосознаниявпрофессиональнойдеятельностиюриста (ЕЁ УЧЕБНИК)

    Культура рассматривается с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа 68 .

    В свою очередь, под правой культурой понимается - исторически сложившаяся система овеществленных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.

    Становление правовой культуры, как и процесс изучения данного явления в жизни общества имеет довольно длительную историю. И хотя исследование правовой культуры как качественного состояния правовой жизни начинается лишь ХХ в., начало этапа становления национальной правовой культуры относится авторами ещё к древнерусскому периоду.


      1. право, как система норм, выражающих государственные веления;

      2. правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

      3. правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

      4. правовое поведение, как правомерное, так и противоправное;

      5. правосознание, т.е. система духовного отражения правовой деятельности;

      6. правовая психология;

      7. правовая культура личности.

      1. правосознание и правовое мышление,

      2. правомерное поведение;

      3. результаты правомерного поведения и правового мышления.

      1. когнитивного (знание и понимание основных правовых понятий и норм);

      2. оценочного (оценки личностью явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности);

      3. эмоционального (эмоции, связанные с правовой действительностью);

      4. мотивационно-оценочного (интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей);

      5. волевого (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры, способность проявить духовный иммунитет к совершению правонарушений);

      6. первично-практического (умения и навыки по владению правовой терминологией и лексикой, работе с правовыми источниками, по теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации);

      7. поведенческого (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм).

      правовая культура личности приобретает совершенно другое содержание, поскольку позволяет проследить глубокую взаимосвязь между его внутренней духовной жизнью, психологией, моралью и ежедневным исполнением профессиональных обязанностей.

      Должный уровень правовой культуры оказывает организационно- регулирующее воздействие в плане обеспечения правомерного поведения разнообразных участников общественных отношений, превращаясь в

      Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных

      органов, как и других юристов, может стать деструктивным фактором, являющимся непосредственной причиной принятия ошибочных

      юридических решений, размывающих основы правопорядка и соответственно законности.

      Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношений. Правопорядок отождествляется с атмосферой нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного исполнения предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

      Стремление повышать уровень своей правовой культуры сотрудниками

      будет способствовать не только повышению авторитета организации, учреждения в глазах общественности, но и способствовать карьерному росту.

      Высокий уровень правовой культуры юристов невозможен без высокого уровня правосознания.

      Правосознание – это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности 70 .

      Поскольку правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями: 1) зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства; 2) дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения); 3) существованием на разных уровнях


        1. отражает не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально- экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

        2. проявляется всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

        3. не может существовать без своего конкретного носителя – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

        Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

        Правовая психология – отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения 74 .

        Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий.


        1. по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

        2. по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

        3. по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

        4. по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов) 75 .

        Функции правосознания:


        1. познавательная;

        2. оценочной;

        3. регулятивная.

        Следует отметить, что развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры юриста, способствует правильной оценке его норм, а также способствует избранию наиболее целесообразных, этических, морально оправданных способов реализации своих прав и обязанностей, как при выполнении служебных функций, так и во внеслужебной деятельности
        Моральный выбор в деятельности юриста

        Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными установками. Или, другими словами, духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. Необходимым условием для осуществления морального выбора является моральная свобода. Моральная свобода - это возможность и способность субъекта определять и реализо-вывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала. Только будучи свободным, человек может считаться действительно творческой и самостоятельной личностью. Различные этические учения по-своему понимают суть моральной свободы. В прагматизме есть мнение, что свобода реализует стремление человека к выгоде1. В экзистенциализме особенно подчеркивается, что свобода является сущностной характеристикой человека, границы свободы велики, но также и велика ответственность каждого человека2. Понимание свободы требует учитывать и объективные, и субъективные факторы. К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Объективная свобода выбора - это наличие вариантов поведения, субъективная свобода выбора - возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы, а под влиянием внутренних убеждений.

        Обратной стороной категории свободы является категория ответственности или социальной ответственности. Практический уровень ответственности заключается в реальных достижениях, результатах выбора3.

        Субъект на всех уровнях развития ответственности, осуществляя сознательный выбор, должен заранее определять последствия своего выбора. Кроме того, ответственность как мера свободы проявляется не только в сознательном выборе соответствующей линии поведения и оценке предполагаемых результатов, но и в сознательном преобразовании общественных отношений, социально значимых изменениях.
        Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата.

        Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека. Структура морального выбора: .

        Познание вариантов выбора; .

        Выбор средств достижения цели; .

        Практическая реализация выбора в процессе достижения цели; .

        Получение результатов и их оценка.

        К числу объективных условий можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Диапазон целей, которые встают перед человеком, группой или обществом и определяют необходимость морального выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта, уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна.

        Для того чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств. Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

        Примеры проф деформации адвоката

        Правосознание , рассматривается как элемент право вой культуры разных слоев и групп людей, где оно только и может быть изучено. Правосознание включает отношение гражданского общества к правоохранительной системе государства.

        Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями:

        - зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства;

        - дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения);

        - существованием на разных уровнях (ивидуальном, малой социальной группы и большой социальной группы);

        - относительной противоречивостью [1] .

        Можно согласиться с точкой зрения, что правосознание в отличие от законознания присуще каждому субъекту права и то, что правосознание открывает человеку, порой выглядит смутно и не очень отчетлив.

        Выступая одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов: права как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения (собственного и других людей), а также порождаемых юридическими нормами правоотношений, которые реализуются в жизни не изолировано, а в системе остальных общественных отношений и в тесной связи с ними.

        Правосознание – это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие , оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности [2] .

        Правосознание как одна из форм общественного сознания может обладать следующими признаками [4] :

        1) отражать не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

        2) проявляться всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

        3) оно не может существовать без своего конкретного носителя – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

        Структура правосознания

        Правосознание имеет сложное строение, в котором условно выделяются 2 элемента: право вая идеология и правовая психология.

        Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

        Правовая психология – отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения [1] .

        Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий [2] .

        В современной литературе в качестве самостоятельного аспекта анализа правового сознания предлагается изучать проблему структуры правосознания. Предлагаются критерии, по которым можно дифференцировать правосознание:

        1) по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

        2) по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

        3) по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

        4) по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов) [3] .

        Кроме структуры правосознания определяются функциональные компоненты правового сознания, сущность которых базируется на исходном положении психологической науки о единстве сознания и деятельности. Применительно к правосознанию данный принцип реализуется в том, что основные функциональные компоненты правосознания - интеллектуальный, интеллектуально-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой - определяются согласно трем функциям правосознания: познавательной, оценочной и регулятивной.

        Также к структуре правосознания принято относить четыре основных типа оценочных отношений:

        1) отношение к праву, а именно к его принципам, институтам, нормам;

        2) отношение к правовому поведению людей;

        3) отношение к правоохранительным органам и их деятельности;


          1. Значениеправовойкультурыиправосознаниявпрофессиональнойдеятельностиюриста (ЕЁ УЧЕБНИК)

          Культура рассматривается с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа 68 .

          В свою очередь, под правой культурой понимается - исторически сложившаяся система овеществленных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.

          Становление правовой культуры, как и процесс изучения данного явления в жизни общества имеет довольно длительную историю. И хотя исследование правовой культуры как качественного состояния правовой жизни начинается лишь ХХ в., начало этапа становления национальной правовой культуры относится авторами ещё к древнерусскому периоду.


            1. право, как система норм, выражающих государственные веления;

            2. правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

            3. правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

            4. правовое поведение, как правомерное, так и противоправное;

            5. правосознание, т.е. система духовного отражения правовой деятельности;

            6. правовая психология;

            7. правовая культура личности.

            1. правосознание и правовое мышление,

            2. правомерное поведение;

            3. результаты правомерного поведения и правового мышления.

            1. когнитивного (знание и понимание основных правовых понятий и норм);

            2. оценочного (оценки личностью явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности);

            3. эмоционального (эмоции, связанные с правовой действительностью);

            4. мотивационно-оценочного (интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей);

            5. волевого (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры, способность проявить духовный иммунитет к совершению правонарушений);

            6. первично-практического (умения и навыки по владению правовой терминологией и лексикой, работе с правовыми источниками, по теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации);

            7. поведенческого (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм).

            правовая культура личности приобретает совершенно другое содержание, поскольку позволяет проследить глубокую взаимосвязь между его внутренней духовной жизнью, психологией, моралью и ежедневным исполнением профессиональных обязанностей.

            Должный уровень правовой культуры оказывает организационно- регулирующее воздействие в плане обеспечения правомерного поведения разнообразных участников общественных отношений, превращаясь в

            Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных

            органов, как и других юристов, может стать деструктивным фактором, являющимся непосредственной причиной принятия ошибочных

            юридических решений, размывающих основы правопорядка и соответственно законности.

            Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношений. Правопорядок отождествляется с атмосферой нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного исполнения предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

            Стремление повышать уровень своей правовой культуры сотрудниками

            будет способствовать не только повышению авторитета организации, учреждения в глазах общественности, но и способствовать карьерному росту.

            Высокий уровень правовой культуры юристов невозможен без высокого уровня правосознания.

            Правосознание – это совокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к праву и правовым явлениям в реальной действительности 70 .

            Поскольку правосознание является одной из форм общественного сознания, которая, в свою очередь, обладает свойственными ей особенностями: 1) зависимостью от глобальных особенностей социальной и экономической системы государства; 2) дискретностью (подразделенностью на виды и элементы, относительно содержания, которых у исследователей нет единого мнения); 3) существованием на разных уровнях


              1. отражает не только социальную действительность, но и активно на неё воздействовать, быть высшим уровнем отражения социально- экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

              2. проявляется всегда через вторую сигнальную систему (речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения);

              3. не может существовать без своего конкретного носителя – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку общности сознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, соответственно возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей.

              Правовая идеология – это совокупность понятий, идей, представлений о правовых явлениях; это совокупность эмоциональных компонентов правосознания.

              Правовая психология – отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения 74 .

              Юристам, особенно участвующим в производстве следственных действий и отправлении правосудия, необходимо развивать в себе высокий уровень правосознания, являющийся ориентировочной основой правозначимых действий.


              1. по предмету отражения (сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права);

              2. по глубине отражения правовых явлений (обыденное и теоретическое правосознание);

              3. по широте распространения (массовое, специализированное, локальное правосознание);

              4. по принадлежности к определенным субъектам (правосознание общества, группы и индивидов) 75 .

              Функции правосознания:


              1. познавательная;

              2. оценочной;

              3. регулятивная.

              Следует отметить, что развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры юриста, способствует правильной оценке его норм, а также способствует избранию наиболее целесообразных, этических, морально оправданных способов реализации своих прав и обязанностей, как при выполнении служебных функций, так и во внеслужебной деятельности
              Моральный выбор в деятельности юриста

              Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными установками. Или, другими словами, духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. Необходимым условием для осуществления морального выбора является моральная свобода. Моральная свобода - это возможность и способность субъекта определять и реализо-вывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала. Только будучи свободным, человек может считаться действительно творческой и самостоятельной личностью. Различные этические учения по-своему понимают суть моральной свободы. В прагматизме есть мнение, что свобода реализует стремление человека к выгоде1. В экзистенциализме особенно подчеркивается, что свобода является сущностной характеристикой человека, границы свободы велики, но также и велика ответственность каждого человека2. Понимание свободы требует учитывать и объективные, и субъективные факторы. К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Объективная свобода выбора - это наличие вариантов поведения, субъективная свобода выбора - возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы, а под влиянием внутренних убеждений.

              Обратной стороной категории свободы является категория ответственности или социальной ответственности. Практический уровень ответственности заключается в реальных достижениях, результатах выбора3.

              Субъект на всех уровнях развития ответственности, осуществляя сознательный выбор, должен заранее определять последствия своего выбора. Кроме того, ответственность как мера свободы проявляется не только в сознательном выборе соответствующей линии поведения и оценке предполагаемых результатов, но и в сознательном преобразовании общественных отношений, социально значимых изменениях.
              Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата.

              Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека. Структура морального выбора: .

              Познание вариантов выбора; .

              Выбор средств достижения цели; .

              Практическая реализация выбора в процессе достижения цели; .

              Получение результатов и их оценка.

              К числу объективных условий можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. Диапазон целей, которые встают перед человеком, группой или обществом и определяют необходимость морального выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта, уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна.

              Для того чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств. Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

              Примеры проф деформации адвоката

              Документ из архива "Структура правосознания", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "государство и право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "государство и право" в общих файлах.

              Онлайн просмотр документа "33804"

              Текст 3 страницы из документа "33804"

              Правовое сознание реализуется как собственно в праве, так и в особом феномене правовой действительности в правовой культуре. Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.

              Таким образом, состояние правосознания в обществе, т.е. степень знания и понимания права, осознание необходимости строго выполнять требования законности, уровень развития чувства права и законности – все это критерии, характеризующие правовую культуру. Следовательно, правовая культура это, прежде всего, качественно насыщенное правовое сознание.

              Важнейшими показателями правовой культуры являются уровень массового правосознания, объем и интенсивность общего правового просвещения. Не менее существенны и такие показатели, как масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки. Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура и правосознание личности понятия нетождественные. Правосознание понятие более широкое. Оно формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированное в целом, оно в какой-либо части может быть дефектным.

              Правовая культура личности это лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного и социально-активного поведения. Правовая культура результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества 0 .

              Отношение к правовой жизни в значительной степени зависит от оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и социальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересами индивид либо сознательно согласует поведение с обозначенным правовым образцом, либо совершает внешне правомерные действия, но не опирающиеся на внутреннюю мотивацию, либо отклоняется от предлагаемого правовой нормой варианта поведения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит в основе правомерных поступков. Именно оценка, в конечном счете, определяет характер поведения личности в сфере права.

              Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы права, юридической практики. Правовая культура неотъемлемая часть культуры общества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население, значит поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такой компонент в ценностной ориентации людей, который затрагивает важнейшие стороны общественной жизни: реализацию начал демократии, справедливости, свободы, высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, гарантированность прав личности. А все это включается в общую культуру поведения людей, является неотъемлемым элементом современного гражданского общества.

              Таким образом, на основе вышесказанного мы убедились, что правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении их действия и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

              3. Самобытность правосознания в Российской Федерации

              Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.

              Ярко прослеживается в современном правосознании российского народа наследие вековых традиций. Характерно восприятие общества как патриархальной общности, всецело определяющей жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формы своего бытия. Власть в этой общности воспринимается в виде патриархальной формы, в которой Первое лицо (Царь, Генсек ЦК КПСС или Президент) скорее выступает в роли отца, чем официальной главы государства. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое.

              На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений одномерное представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный антиюридическим морализмом, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам.

              Здесь же коренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее войной законов, национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т. п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

              Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала.

              Криминализация государственности в сегодняшней России предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования.

              Процесс криминализации идет не только сверху, путем укоренения системы, провоцирующей криминал, но и снизу, путем огосударствления преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов 0 .

              Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую общественно-экономической практике.

              В рамках реальной этики происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия здравому смыслу, осознается обществом как неправедное и не подлежащее исполнению. В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального поведения, готовность к бойкотированию судебной и правоохранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как не имеющей морального права на регулирование общественных отношений.

              Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.

              В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер официальной правовой системы, свойственный советскому периоду когда основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это прецедентное право по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.

              В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием беспредел. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

              Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства 0 .

              Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Воспитание правосознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальных функций государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

              Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство 0 .

              Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни – безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

              Люди объединяются на основах права как бы лишь для того, чтобы осуществить внеправовое разъединение; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать на третьего; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а перемирие готовит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис наступает тогда, когда история начинает подводить итоги целому народу, наполненному такими своекорыстными посягательствами, беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда, как бы внезапно, обнаруживается, что право и государство получили неверное содержание и недостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую цель; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются в глубоком обновлении и возрождении.

              И, почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, человечество начинает выбираться из нее с той же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, с которой оно позволило ей настигнуть себя и подавить, а слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям.

              Для того чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу, и, затем, сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. В основании изречения должно лежать верное понимание здорового организма и его недугов. Установит такое верное понимание правового и политического общения есть задача философии права: разрешить эту задачу, значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании.

              В результате исследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что правосознание существует до, после и параллельно с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.

              Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

              Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание. Правовое воспитание одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.

              Документ из архива "Структура правосознания", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "государство и право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "государство и право" в общих файлах.

              Онлайн просмотр документа "33804"

              Текст 3 страницы из документа "33804"

              Правовое сознание реализуется как собственно в праве, так и в особом феномене правовой действительности в правовой культуре. Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.

              Таким образом, состояние правосознания в обществе, т.е. степень знания и понимания права, осознание необходимости строго выполнять требования законности, уровень развития чувства права и законности – все это критерии, характеризующие правовую культуру. Следовательно, правовая культура это, прежде всего, качественно насыщенное правовое сознание.

              Важнейшими показателями правовой культуры являются уровень массового правосознания, объем и интенсивность общего правового просвещения. Не менее существенны и такие показатели, как масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки. Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура и правосознание личности понятия нетождественные. Правосознание понятие более широкое. Оно формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированное в целом, оно в какой-либо части может быть дефектным.

              Правовая культура личности это лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного и социально-активного поведения. Правовая культура результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества 0 .

              Отношение к правовой жизни в значительной степени зависит от оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и социальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересами индивид либо сознательно согласует поведение с обозначенным правовым образцом, либо совершает внешне правомерные действия, но не опирающиеся на внутреннюю мотивацию, либо отклоняется от предлагаемого правовой нормой варианта поведения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит в основе правомерных поступков. Именно оценка, в конечном счете, определяет характер поведения личности в сфере права.

              Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы права, юридической практики. Правовая культура неотъемлемая часть культуры общества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население, значит поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такой компонент в ценностной ориентации людей, который затрагивает важнейшие стороны общественной жизни: реализацию начал демократии, справедливости, свободы, высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, гарантированность прав личности. А все это включается в общую культуру поведения людей, является неотъемлемым элементом современного гражданского общества.

              Таким образом, на основе вышесказанного мы убедились, что правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении их действия и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

              3. Самобытность правосознания в Российской Федерации

              Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.

              Ярко прослеживается в современном правосознании российского народа наследие вековых традиций. Характерно восприятие общества как патриархальной общности, всецело определяющей жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формы своего бытия. Власть в этой общности воспринимается в виде патриархальной формы, в которой Первое лицо (Царь, Генсек ЦК КПСС или Президент) скорее выступает в роли отца, чем официальной главы государства. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое.

              На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений одномерное представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный антиюридическим морализмом, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам.

              Здесь же коренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее войной законов, национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т. п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

              Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала.

              Криминализация государственности в сегодняшней России предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования.

              Процесс криминализации идет не только сверху, путем укоренения системы, провоцирующей криминал, но и снизу, путем огосударствления преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов 0 .

              Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую общественно-экономической практике.

              В рамках реальной этики происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия здравому смыслу, осознается обществом как неправедное и не подлежащее исполнению. В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального поведения, готовность к бойкотированию судебной и правоохранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как не имеющей морального права на регулирование общественных отношений.

              Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.

              В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер официальной правовой системы, свойственный советскому периоду когда основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это прецедентное право по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.

              В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием беспредел. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

              Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства 0 .

              Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Воспитание правосознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальных функций государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

              Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство 0 .

              Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и государственной жизни – безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

              Люди объединяются на основах права как бы лишь для того, чтобы осуществить внеправовое разъединение; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать на третьего; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а перемирие готовит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис наступает тогда, когда история начинает подводить итоги целому народу, наполненному такими своекорыстными посягательствами, беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда, как бы внезапно, обнаруживается, что право и государство получили неверное содержание и недостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую цель; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются в глубоком обновлении и возрождении.

              И, почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, человечество начинает выбираться из нее с той же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, с которой оно позволило ей настигнуть себя и подавить, а слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям.

              Для того чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу, и, затем, сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. В основании изречения должно лежать верное понимание здорового организма и его недугов. Установит такое верное понимание правового и политического общения есть задача философии права: разрешить эту задачу, значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании.

              В результате исследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что правосознание существует до, после и параллельно с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.

              Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

              Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание. Правовое воспитание одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.

              Читайте также: