Страховые выплаты медикам заболевшим коронавирусом как получить

Обновлено: 02.07.2024

Медикам, которые работают с зараженными коронавирусом, пообещали дополнительные выплаты. Одни зависят от количества смен, другие фиксированы и назначаются за факт работы с группами риска. За болезнь должны заплатить еще и страховку.

Если эти деньги платят не всем или не полностью, можно пожаловаться через специальный сервис. Вот как это работает.

Виды доплат для медработников из-за пандемии

Если медперсонал контактирует с зараженными коронавирусной инфекцией или группами риска, государство должно ему денег:

  1. Фиксированные федеральные доплаты за факт работы — от 25 000 до 80 000 Р за апрель, май и июнь. Сумма зависит от должности и места работы. Но не зависит от длительности контакта с пациентами и количества смен.
  2. Региональные надбавки в процентах — от 20 до 100% среднемесячного дохода по региону. Точные суммы зависят от количества отработанных смен.
  3. Страховые выплаты из-за болезни , инвалидности или смерти — от 68 тысяч до 2,7 млн рублей единовременно. Деньги платит соцстрах — медику или его близким.

Если вы или ваши знакомые не получили положенных выплат, можно пожаловаться через госуслуги. Вопросы с выплатами находятся на особом контроле правительства. Разобраться должны за 5 дней.

Расскажите о выплатах медработникам:

Медики, требуйте свои деньги!

О каких выплатах речь

Медицинские работники и водители сейчас имеют право на дополнительные фиксированные выплаты. Сумма зависит от должности, но не привязана к окладу.

Отдельно медработники могут получить стимулирующие выплаты за усиленный режим работы. Эти доплаты рассчитываются в процентах от среднемесячного дохода и зависят от количества смен.

Еще медикам или их близким положены дополнительные страховки на случай болезни, инвалидности или смерти. В обычном режиме таких доплат и гарантий нет, но весной 2020 года их ввели специально из-за пандемии , чтобы хоть как-то компенсировать опасность и тяжелые условия работы.

Дополнительные выплаты пообещал президент. Теперь ситуация с ними на контроле у правительства, потому что с этими надбавками не все гладко.

Фиксированные выплаты за контакты с зараженными

Если медработник или сотрудник скорой помощи непосредственно контактирует с больными коронавирусной инфекцией, ему положены доплаты за апрель, май и июнь. Деньги за апрель уже должны быть выплачены.

Размер дополнительных выплат

В стационарах На скорой помощи
Врачи 80 000 Р 50 000 Р
Медсестры и фельдшеры 50 000 Р 25 000 Р
Санитарки 25 000 Р
Водители 25 000 Р

Фиксированные выплаты не зависят от даты, когда больные начали поступать в медучреждение, и от времени контакта. Сначала в некоторых больницах высчитывали поминутную продолжительность работы — в итоге некоторые медработники получили меньше ста рублей. Потом правительство изменило правила начисления выплат. Теперь они фиксированные, назначаются за факт работы и должны быть гарантированно выплачены именно в указанном объеме, а не по частям.

В регионах могут устанавливаться дополнительные выплаты. Например, в Москве за работу с больными COVID-19 или пневмонией врачам стационаров доплачивают по 70 000 Р в месяц, а в Московской области — по 50 000 Р . Это сверх федеральных доплат.

Если не платят. На портале госуслуг есть специальный сервис для жалоб на занижение или отсутствие выплат. Его сделали именно для медработников. Обращения поступают в Минздрав, а оттуда — в регионы. За 5 дней должны разобраться и дать ответ: либо выплаты будут назначены, либо пришлют мотивированный отказ. Жалоба не анонимная, писать ее должны те, кому может быть положена выплата, а не все, кто недоволен реалиями российского здравоохранения.

Стимулирующие выплаты за усиленный режим работы

За дополнительную нагрузку и особые условия труда медики могут получить ежемесячную надбавку. Она зависит от ставки, количества смен и среднего дохода за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата. Эти выплаты положены только за работу с пациентами, у которых подтвержден диагноз COVID-19 , и группами риска.

Выплаты назначаются за работу с 30 января и рассчитываются на уровне регионов. Поэтому о каких-то гарантированных суммах тут говорить не приходится. В отличие от федеральных выплат, на эти суммы влияет количество отработанных смен.

Например, врачу скорой помощи должны доплатить 80%, медсестре — 40%, а врачу и медсестре стационара — 100 и 50% соответственно. Внешним совместителям такие выплаты тоже положены. Список медработников и подразделений, которые могут получить больше денег за особые условия труда, утверждает руководство медучреждения.

Если не платят. С этими выплатами до сих пор много проблем: их платят не всем, считают по минутам и задерживают. Если есть подозрения, что главврач решил сэкономить или регион не дает денег врачам, можно пожаловаться через госуслуги.

Страховые гарантии при болезни или смерти

Если медик заразился коронавирусной инфекцией на работе, получил из-за этого инвалидность или умер, государство обещает за это заплатить. Это временные страховые гарантии на период пандемии, в обычном режиме у медработников таких выплат нет.

Страховые выплаты положены врачам, среднему и младшему медперсоналу, а также водителям скорой помощи, которые непосредственно работают с зараженными COVID-19 или пациентами с подозрением на эту инфекцию. Если медработник умирает, выплату получают его родственники.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Из письма следует, что ответ на вопрос зависит от источника выплаты. И прежде чем озвучить мнение чиновников, обратимся к положениям налогового законодательства, регламентирующим порядок обложения страховыми взносами выплат физическим лицам.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

В статье 422 НК РФ среди сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указаны дополнительные социальные выплаты медицинским и иным работникам, оказывающим помощь (участвующим в оказании помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом.

Опираясь на данные нормы, чиновники сделали вывод, что объектом и базой обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работника в рамках трудовых отношений, выплачиваемые как на основании положений трудового и коллективного договоров, локальных нормативных актов организации, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах и актах, но связанные с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, притом выплаты могут как зависеть от результатов труда, так и иметь социальный характер (по нашему мнению, с этим утверждением можно поспорить). Таким образом, в письме рассмотрено две ситуации.

Ситуация первая: выплаты осуществляет территориальный орган ФСС

Специальные социальные выплаты, производимые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, осуществляются в пользу медицинских и иных работников непосредственно территориальными органами ФСС, при этом работники не состоят с данными органами в трудовых отношениях и не заключили с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг. Соответственно, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ.

Ситуация вторая: выплаты осуществляет работодатель

Если же выплаты осуществляет работодатель, в том числе в соответствии с региональным законодательством (например, как указано в письме, на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 01.12.2020 № 364, в порядке оказания медицинским работникам государственной социальной поддержки), то независимо от источника финансирования (в том числе если выплаты осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ) такие выплаты, по мнению чиновников, признаются объектом обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке в силу п. 1 ст. 420 НК РФ.

Возможна ли альтернативная позиция?

Арбитражная практика показывает, что мнения контролирующих органов и судей по вопросу обложения тех или иных выплат страховыми взносами часто расходятся. С точки зрения судей, для решения вопроса о необходимости обложения страховыми взносами выплат в пользу физлиц мало одного наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, поскольку это не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда – см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012. После вынесения Президиумом ВАС названного постановления суды выступают за то, что выплаты социального характера не должны облагаться страховыми взносами. Приведем примеры.

Реквизиты судебного решения

Выплаты социального характера

Определение ВС РФ от 03.04.2019 № 303-ЭС19-3277 по делу № А51-2495/2018

Компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение

Постановление АС МО от 29.06.2020 № Ф05-8973/2020 по делу № А40-249460/2019

Средний заработок в связи с предоставлением по решению работодателя работникам дополнительных оплачиваемых отпусков в связи с определенными событиями в их жизни

Постановление АС ЗСО от 16.03.2018 № Ф04-552/2018 по делу № А27-16071/2017

Средний заработок за выходной 1 сентября матерям учеников первых классов

Постановление АС ВВО от 19.07.2018 № Ф02-2928/2018 по делу № А19-16351/2017

Единовременные пособия молодым специалистам – педагогическим работникам

Постановление АС СЗО от 16.01.2020 № Ф07-13410/2019 по делу № А56-11777/2019

Единовременное поощрение работников при увольнении, компенсация затрат работников на занятия спортом

Общей характеристикой всех этих выплат является то, что они:

предусмотрены коллективным договором;

не являются оплатой труда работников;

не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы или трудового вклада работников;

не исчисляются из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа;

не являются стимулирующими.

По понятным причинам в настоящее время арбитражная практика по вопросу обложения страховыми взносами дополнительной социальной выплаты медицинским и иным работникам, борющимся с новой коронавирусной инфекцией, еще не сложилась. Однако, по нашему мнению, есть и довод в пользу позиции контролирующих органов. Хотя данная выплата называется социальной, ее размер зависит от занимаемой работником должности и определяется, как правило, из расчета за одну нормативную смену (то есть на размер выплаты влияет количество выполняемой работы, ее условия, а также должность). Поэтому выводы, сделанные судьями в вышеназванных решениях, в качестве примера не подходят.


В соответствии с президентским указом, в случае заражения медработник может получить 68,8 тыс. рублей. Если заболевание повлекло за собой инвалидность, компенсация составит 688 тыс. рублей, 1,3 млн рублей или 2 млн рублей (в зависимости от степени утраты трудоспособности). Если же случилось непоправимое – медик умер от инфекции, – его семья может рассчитывать на выплату в 2,7 млн рублей.

Существует два порядка рассмотрения случаев инфицирования медработника: упрощенный, установленный майским постановлением правительства РФ, и более сложный, действующий с 2000 года. Воспользоваться упрощенным порядком можно в тех случаях, когда заболевание не привело к инвалидности:

  • работник по приказу получал дополнительные стимулирующие выплаты (федеральные, региональные) или работал в организациях (отделениях) по лечению пациентов с коронавирусной инфекцией;
  • имеет лабораторно подтвержденные тесты на COVID-19;
  • прошел лечение;
  • его диагноз входит в перечень заболеваний, предусмотренных распоряжением правительства № 1272-р от 15 мая 2020 г.

В перечне - 16 заболеваний: ОРВИ верхних дыхательных путей, вирусная пневмония, легочный отек и другие. Полный список – в таблице ниже.

Код по МКБ-10

Наименование

Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии)

Вирусная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)

Эмболия и тромбоз артерий

Токсическое поражение печени

Диссеминированное внутрисосудистое свертывание [синдром дефибринации]

Синдром респираторного расстройства [дистресса] у взрослого

Другие интерстициальные легочные болезни

Респираторные нарушения после медицинских процедур, не классифицированные в других рубриках

Печеночная недостаточность, не классифицированная в других рубриках

Синдром системного воспалительного ответа

Упрощенный порядок предполагает, что медицинская организация, установившая диагноз, незамедлительно направляет уведомление о заболевании работодателю и в Фонд социального страхования. В день получения уведомления работодатель обязан создать врачебную комиссию, куда входят представители работодателя, ФСС, медицинской организации, установившей предварительный диагноз, и с учетом необходимости соблюдения требований трудового законодательства представитель профсоюзной организации. В течение суток врачебная комиссия проводит расследование, определяет связь инфицирования с исполнением трудовых обязанностей. Затем результаты направляются в ФСС для страховой выплаты.

В этом случае, к сожалению, процесс значительно усложняется. Если работник медицинской организации или водитель скорой медицинской помощи инфицировался при исполнении трудовых обязанностей, то данный случай необходимо расследовать как острое профессиональное заболевание. Такое расследование проводится с участием Роспотребнадзора, с составлением санитарно-гигиенической характеристики, акта об остром профессиональном заболевании. Необходимо экспертное заключение Центра профпатологии, а в случае стойкой утраты трудоспособности – заключение медико-социальной экспертизы (МСЭК).

Звучит сложно и долго. Кто может помочь в сборе нужных документов и проведении всех этих расследований и экспертиз?

Если работник – член профсоюза работников здравоохранения РФ, ему следует информировать о заболевании председателя профкома или сообщить на горячую линию профсоюза, действующую в ряде регионов, чтобы техническая инспекция труда ЦК профсоюза взяла случай на контроль. Это важно, потому что для защиты законных прав и интересов работника представитель профсоюзной организации должен входить в комиссию по рассмотрению каждого случая. Позиция профсоюза такова: работник, инфицированный при исполнении трудовых обязанностей, должен получить все полагающиеся ему выплаты.

Чтобы прямо автоматически – пока не получается, в силу многих причин. В том числе потому, что без всякого контроля выделенные медикам средства станут крайне привлекательны для коррупционеров. Новая коронавирусная инфекция – проблема нестандартная и до конца не изученная. Нормативная база, в том числе и в отношении страховых выплат, постоянно обновляется и совершенствуется. По системным вопросам профсоюз работников здравоохранения РФ обращается в Минздрав России, правительство РФ, Федеральный фонд социального страхования и другие ведомства, озвучивает проблемы на заседаниях комитетов Государственной Думы. Так что практика постепенно меняется.

Читайте также: