Страхование жизни почему не развито в россии

Обновлено: 04.07.2024

Снижение доходов населения, санкции, пандемия, жесткие меры регулятора – если задаться вопросом, можно найти с десяток причин, которые прямо сейчас вызывают турбулентность на рынке страхования в России. Конечно, хочется верить, что это временно: вот сейчас люди осознают важность добровольного медицинского страхования, снова начнут много путешествовать, и все встанет на свои места. Так ли это на самом деле? Что происходит с рынком страхования в России во время пандемии? Как маркетинг может повлиять на положение дел? Разберемся в этой статье.

Бывало и лучше?

Страхование в России всегда переживало не лучшие времена. Сначала – императорская монополия, потом – политическая нестабильность и закрытость страны, недостаток опыта и странное регулирование – в общем, сфера страхования в России никогда не могла похвастаться большим успехом.

Как рынок страхования в России переживает пандемию, и почему маркетинг мог смягчить удар

Быстрый рост страхования снова затормозился в 90-е: экономические потрясения того времени практически полностью похоронили этот рынок в России. С тех пор страхование в нашей стране стало более управляемым и контролируемым процессом как со стороны государства, так и со стороны страховщиков. Тем не менее, культура страхования в России до сих пор не развилась, зато осталось неприятное чувство недоверия к таким компаниям.

Для сравнения, размер страховых премий в 2018 году в США (328,2 млн жителей) достиг 1 469 375 млн долларов против 440 648 млн долларов в Японии (126,5 млн жителей) и 23 593 млн долларов в России. В Норвегии, которая по численности уступает России (5,4 млн жителей против 144,5 млн жителей), размер страховой премии составил 21 077 млн доллар.

Страхование жизни в эпоху пандемии

Последние 30 лет рынок страхования постепенно развивался. Так, например, в 1999 году объем страхового рынка составлял 76,6 млрд рублей, в 2009 году – 513,6 млрд рублей. И вот, кажется, все стало налаживаться, как грянула пандемия и вызвала уже знакомую турбулентность.

Пик падения продаж в страховании пришелся на апрель 2020 года, также в этот период значительно выросло число возвратов (например, возвраты полисов страхования выезжающих за пределы постоянного места жительства в 4 раза превышали число покупок в тот же период времени). Страховые компании не вошли в государственные списки пострадавших от кризиса, вместе с тем, наше направление бизнеса ощутило значимый удар при резком падении пассажироперевозок.

В 2019 году мы продали 10 млн полисов страхования пассажиров, каждый год до этого наращивали объемы продаж и расширяли ассортимент страховых продуктов. Однако со второй недели февраля продажи начали падать в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, низшей точки мы достигли к середине апреля. К середине августа ситуация нормализовалась, и по итогам августа и сентября бизнес страхования пассажиров показал достойные результаты в сравнении с прошлым годом.

Доходы потенциальных клиентов резко снизились, а безработица достигла 6,1 % (против 4,5 % до пандемии). На этом фоне не могли не претерпеть изменений потребительские привычки. Яркой тенденцией стала экономия на страховании: люди частично или полностью отказываются от защиты или оформляют самые дешевые полисы.

Эпидемия коронавирусной инфекции и необходимость жить в условиях довольно жестких ограничений меняют потребительские предпочтения россиян, что традиционно находит свое отражение в страховании. Мы отмечаем естественное падение спроса на программы по страхованию путешествующих, защиту имущества и детей, ведь значительная часть населения страны больше времени проводит дома в кругу семьи, и все дети – под присмотром. При этом спрос на актуальные в условиях пандемии продукты неизбежно растет.

Страхование банковских карт

Защита от клещей

Защита от коронавируса

В начале карантина запросы на сокращение программ ДМС действительно увеличились, но после рассмотрения мер оптимизации большинство компаний вернулось к своим действующим программам. И это обоснованно, так как в ситуации, когда плановая и экстренная помощь в рамках ОМС оказалась на длительное время существенно ограничена, актуальность ДМС возросла.

При этом повысился спрос (вернее сказать, появился спрос) на продукты, которых раньше вообще не было – программы страхования от коронавируса. Вообще-то COVID-19 и без того входит во многие полисы ДМС, но это уже другая история: деньги сами не зарабатываются. Кроме того, со временем предсказуемо вырос спрос на страхование жизни и, что менее предсказуемо, на полисы кибербезопасности.

И все-таки самая большая и постоянная проблема страхования кроется даже не в экономических неурядицах, а в поведении российских потребителей: люди не доверяют страховому рынку и не знают преимуществ страхования. Нельзя продать то, что потребителю непонятно. На это не способна даже массированная реклама: потребитель запомнит ее, но так и не поймет, что именно ему предлагают купить.

Разобраться во всех тонкостях страхования нелегко. Туманные формулы и непонятные формулировки отпугивают или вводят в ступор

Продукты страхования жизни достаточно сложны, и нередко мы наблюдаем неверные ожиданиях клиентов от продуктов, поэтому мы тщательно документируем такие ситуации и работаем с каналами продаж для предотвращения подобных случаев.

Как работает маркетинг в сфере страхования

Исследование рынка, коммуникация с клиентами и агентами, формирование имиджа, разработка страховых продуктов и стратегии их сбыта, стимулирование продаж – задачи маркетологов в сфере страхования обширны. Мы охватим только одну из них – формирование репутации и узнаваемости компании в социальных сетях.

Заметной тенденцией последнего времени стала активизация российских страховщиков на рынке интернет-рекламы. Многие позволяли себе масштабные рекламные кампании, допуская при этом одни и те же ошибки:

  • не выделяли целевые сегменты;
  • не формировали ценностные предложения для каждой потребительской группы;
  • обращались только к видимым и очевидным потребностям аудитории.

В итоге рекламные кампании оказались схожими настолько, что потенциальный клиент не мог отличить одну от другой. Во всех них говорили о надежности, индивидуальном подходе и дополнительных услугах. Та же история наблюдается и в соцсетях. Многие страховые компании предпочитают идеальные вечные ленты, которые, лишившись фирменного цвета, могли бы подойти для любой компании:

Понятно, что получившаяся территория доверия – это общее место. Но здесь есть 2 нюанса.

Во-вторых, есть наблюдение, что людям, которые доверяют друг другу, проще договориться. Мы мало думаем об этом, предполагая, что процесс переговоров – это обсуждение условий и внимательное чтение договора. На самом деле, самый толстый договор со всеми пунктами не позволит вам прийти к согласию, если вы не доверяете друг другу. И наоборот, если доверяете, то договор – это всего лишь дополнение, чтобы точно говорить об одном и том же. Поэтому то, что доверие ведет к согласию – это великая человеческая правда.

Как рынок страхования в России переживает пандемию, и почему маркетинг мог смягчить удар



Как думаете, каким компаниям принадлежат эти аккаунты в соцсетях? Смогли бы их различить, если бы не было логотипа?



Ладно, а если с цветом? Это аккаунты двух разных страховых компаний или одной и той же компании, но в разное время?




Идеального решения нет: стратегию нужно тонко настраивать раз в несколько месяцев и полностью пересматривать раз в год, и последние события служат тому доказательством. К счастью, разработку digital-стратегии можно делегировать профессионалам.

Как сегментировать аудиторию?

Корректное сегментирование и позиционирование страховых услуг позволяет компаниям общаться напрямую с целевой аудиторией, заинтересованной в приобретении полисов. Таким образом снижаются затраты на продвижение и потенциально повышается маржинальность бизнеса. Кроме того, данные о сегментировании позволяют выявить услуги, которыми клиенты пользуются неактивно, и сосредоточиться на формировании соответствующих ценностных предложений.

Первым и наиболее очевидным критерием позиционирования, как и на любом другом рынке, является доход страхователя.

Второй по значимости критерий позиционирования – доля (в процентах) доходов, которые потенциальный клиент готов потратить на страхование в целом и на конкретные виды страховых услуг. Этот показатель более важен, чем общий уровень доходов, и позволяет точнее планировать коммерческую деятельность.

Кроме того, профессиональные участники рынка руководствуются критериями нефинансового характера. К ним относятся психографические (убеждения, мотивация), демографические (пол, возраст), поведенческие (привычки) критерии.

Важно ориентироваться на отношение страхователя к рынку страховых услуг. Кто-то уже сформировал для себя спрос и просто хочет сравнить цены – с этой целью он заходит на сайт и анализирует пакеты страховых услуг. Кто-то еще не задумывается о страховании, но уже замечает ту или иную проблему: дорогостоящий ремонт, небезопасный район, ненадежные соседи. Эта аудитория наиболее сложная, поэтому с ней мало кто работает.

Представьте, у вас есть накопленная база клиентов, много сотрудников, некоторая история, и вам говорят, что необходимо сфокусироваться на хипстерах-миллениалах и женщинах с детьми. Для такого решения нужна сильная статистическая база, на получение которой не было времени и ресурсов, поскольку в анкете клиентов не спрашивают про ценности и психографический профиль.

Здесь важно отметить, что сегментация порой переоценена. Ее часто делают на зыбкой эмпирической почве (без применения математического анализа при недостаточной выборке), а рекламу все равно запускают по широкому социально-демографическому профилю. В итоге получается бесполезная работа: когда потратили много времени и ресурсов на сегментацию, а в результате прекрасно обошлись бы и без нее. Так что, если можно без сегментации, мы предпочитаем обходиться без нее.

Как изучать аудиторию?

Поскольку одним из основных компонентов маркетинга является продажа страховых полисов и промоушен, то необходимы точные знания о:

  • потребностях потенциальных страхователей;
  • сложившейся ситуации на рынке страховых услуг;
  • состоянии и тенденциях экономического и социального положения в регионе;
  • возможностях успешной работы страховой компании в данном регионе и в конкретных условиях.

Разработка новых видов страховых услуг, успешное их продвижение до потребителя возможны только после изучения спроса рынка на эти услуги, формирования этого спроса, предвидения, как будет меняться этот спрос с изменением экономической и политической обстановки.

Обратная связь от застрахованных важна не только для оценки эффективности текущих программ, но и в нашей ежедневной работе по повышению качества обслуживания. Мы разработали несколько стандартных вариантов опросов, которые помогут страхователю в формулировании целей и задач при проведении анкетирования.

Как отследить потребности аудитории?

Приведем пример. Страхование от COVID-19 – очевидная потребность, на которую страховые компании отреагировали довольно быстро.

Важно, чтобы продукты отвечали новым ожиданиям клиентов и были максимально востребованы для потребителя, при этом стоит соблюдать прозрачность и простоту страховых документов.

Вот еще одна потребность – получать обслуживание, не выходя из дома: онлайн узнавать о продуктах, заключать договоры через интернет и быстро получать ответ специалистов по телефону и в социальных сетях.

Как показывает практика, клиентам интересна сервисная составляющая страховых продуктов – телемедицина, чек-апы, социальный налоговый вычет под ключ и др. Например, во время пандемии мы наблюдали высокий интерес со стороны клиентов к сервису телемедицины, что вполне ожидаемо с учетом осложняющегося доступа в медицинские учреждения.

Об этой потребности сами клиенты говорят нечасто, хотя она даже важнее и глобальнее опасений о COVID-19. При этом ее реализовывают далеко не все компании.

Пандемия создала новые условия для работы страховых компаний, а также значительно изменила потребительские привычки и предпочтения. Так, введение ограничений во многих городах России привело к определенным сложностям с функционированием медицинских учреждений, получением застрахованными плановой помощи и консультаций специалистов. Для людей из групп риска простой выход на улицу стал серьезным испытанием.

Страхование жизни и здоровья – это целая группа продуктов, которые появились в России относительно недавно. Многие просто не догадываются о полезных особенностях этого страхового инструмента, который позволяет минимизировать финансовые потери и сохранить привычный уровень жизни при наступлении непредвиденных обстоятельств.

Страхование жизни и здоровья: основные отличия

Чем отличается страхование жизни от страхования здоровья?

Страхование жизни – это по сути соглашение между страховщиком и страхователем, подтверждающее, что, если за время действия договора застрахованное лицо уйдет из жизни при различных обстоятельствах или получит инвалидность, выгодоприобретатель получит страховую выплату в размере, предусмотренном договором страхования.

Страхование здоровья подразумевает организацию и оплату медицинских услуг, возмещение расходов на лечение или денежные выплаты при наступлении проблем со здоровьем.

Виды страхования жизни

На рынке страховых услуг выделяют несколько видов страхования:

накопительное (НСЖ) – долгосрочный вид страхования (от 5 лет и более), при котором после окончания действия договора вы получите фиксированную выплату, возможно, даже превышающую на определенный процент размер внесенных страховых взносов. Процент будет небольшой, но, помимо формирования накоплений к определенной цели и дате, НСЖ предусматривает финансовую (страховую) защиту, которая поможет сохранить привычный уровень жизни близких на случай неблагоприятной ситуации;

инвестиционное (ИСЖ) – при таком страховании одна часть вложенных средств идет на страховое покрытие, а другая дает возможность получить потенциально высокий доход за счет инвестирования в различные финансовые активы, предлагаемые страховщиком. Если рынок растет, будет доход. Если инвестиционная стратегия не сработала, клиент рискует получить только фиксированную выплату по истечении срока страхования.

Программы страхования могут быть комплексными и включать сразу несколько видов риска.

Какие риски могут быть включены в договор страхования?

Основной риск, который покрывает договор страхования жизни, – это риск смерти застрахованного лица, при наступлении которого близкие получают весь капитал, который клиент планировал накопить, независимо от того, сколько платежей он успел сделать. Однако могут быть исключения, когда уход из жизни не признается страховым случаем и страховщик отказывает в выплате. Например, если гибель страхователя происходит в ходе военных действий или наступает в результате самоубийства, потребления любых запрещенных наркотических, токсических и алкогольных веществ.

Страховой случай – свершившееся событие, которое соответствует страховому риску и подлежит оплате по договору страхования жизни.

Из основного риска может вытекать риск финансовых потерь выгодоприобретателей. На такой случай существуют программы страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских и ипотечных кредитов, когда кредитор (банк) выступает в качестве выгодоприобретателя по договору страхования и страховая выплата осуществляется страховщиком непосредственно в пользу банка, что позволяет освободить родственников от бремени платежей по кредиту в случае смерти заемщика. Рассмотрим пример на основе программы страхования Защита заемщиков потребительских кредитов от Райффайзен Лайф. Участие в программе добровольное и не влияет на предоставление каких-либо услуг со стороны банка

периодичность взносов – единовременно
выплата – 100% страховой суммы в случае ухода из жизни или присвоения I, II группы инвалидности по любой причине.
Помимо указанных фатальных рисков, программой предусмотрены страховые выплаты в случае телесных повреждений в определенном проценте от страховой суммы либо выплаты в течение 4 месяцев суммы, равной платежу по кредиту, в случае потери работы и присвоения статуса безработного

К базовым рискам также относятся те, которые касаются физической трудоспособности застрахованного: временная утрата трудоспособности в результате травмы или полная утрата трудоспособности с присвоением группы инвалидности.

Если за весь период страхования с застрахованным лицом ничего не случится, по истечении срока действия договора наступает риск дожития. Дожитие – это срок, когда финансовая защита клиента и его накопления подходят к концу и клиент вправе получить всю сумму, накопленную за время действия страховой программы. Например, клиент оформляет

Полезные сервисы и преимущества

Страхование жизни призвано делать жизнь легче и комфортнее. Страховка может включать дополнительные полезные сервисы: помощь в получении социального налогового вычета (СНВ), телемедицину, индексацию для увеличения размера итоговых накоплений и другие.

К финансовым преимуществам можно отнести то, что страховые выплаты на случай причинения вреда жизни и здоровью не облагаются налогом и в случае ухода страхователя из жизни доходят до близких без каких-либо отчислений. Кроме того, договор НСЖ сроком от 5 лет дает вам право получать СНВ в размере 13% от осуществленных взносов (но не более 15 600 руб. в год).

Юридические преимущества заключаются в том, что накопления нельзя конфисковать или взыскать по суду, а также разделить при разводе, потому что в период накоплений осуществляемые взносы остаются единоличной собственностью, а не совместно нажитым имуществом.

Страхование здоровья: виды и преимущества

Выделяют 2 вида страхования здоровья:

от несчастных случаев и болезней (составляет часть рискового страхования жизни)

Программы ДМС открывают доступ к широкому спектру дополнительных медицинских услуг. Вы сами принимаете участие в формировании вашей страховой программы, определяете объем необходимых услуг, выбираете клиники, в которых предпочитаете обслуживаться. В этом и состоит главное отличие ДМС от договора обязательного медицинского страхования (ОМС), которое обеспечивает лишь оказание базовых медицинских услуг.

Страхование от смертельно опасных заболеваний (СОЗ) позволяет заключить договор только до наступления серьезных проблем со здоровьем, но никак не позже. Страховым случаем по такому договору является первичное диагностирование критических заболеваний (онкология, тяжелые болезни сердца и сосудов).

Цена лечения таких заболеваний может исчисляться миллионами руб. Помимо финансовой нагрузки, неподготовленный человек сталкивается с тем, что просто не знает, как действовать при диагностировании СОЗ. У страховой компании механизм отработан: специалисты помогут подобрать клинику и помочь как можно быстрее приступить к лечению. Также существуют программы, по которым застрахованный получает денежную выплату и сам вправе распоряжаться, как ее потратить.

Виды страхования здоровья и их преимущества

Приведем примеры вариантов урегулирования страхового события, которые возможны в зависимости от выбранной программы:

Какие есть исключения?

Планируя приобрести договор страхования на случай СОЗ, необходимо иметь в виду:

  • заболевания, предусмотренные договором, не должны быть установлены до начала действия страховки
  • при заключении договора страхования необходимо уведомить страховщика о заболеваниях, которые уже имеются у желающего застраховаться

Это важно! Чтобы избежать страхового мошенничества, страховые программы от СОЗ предусматривают временную франшизу – срок 3 месяца, в течение которого заявленные события не признаются страховыми и выплата по ним не производится.

Страхование жизни и здоровья нельзя купить тогда, когда уже случились неприятности. О защите нужно позаботиться заранее, чтобы обезопасить себя от финансовых проблем в будущем.


Регулятор выдвигает к страхованию жизни новые требования. Какие перемены ожидают этот сложный, но бурно развивающийся вид страхования? Чего ожидает регулятор от рынка? Каким образом будут защищены интересы клиента? На вопросы журнала отвечает директор Департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

— 26 июля был опубликован доработанный проект Указания Банка России о стандартах и требованиях к добровольному страхованию жизни. В ходе обсуждения страховщики направили достаточно много поправок и предложений в документ. Какие из них Вы считаете наиболее ценными?

— На рынке страхования жизни мы видим интерес страховщиков к продаже продуктов, в которых инвестиционная составляющая превалирует над страховой. Для обеспечения надлежащей защиты страхователей важно, чтобы к таким продуктам применялись механизмы, используемые в отношении других финансовых инструментов — институт квалифицированных инвесторов, фидуциарная ответственность и др. К сожалению, текущее законодательство не позволяет в полной мере распространить этот инструментарий на страховки с инвестиционной составляющей. Очень сложно регулировать инвестиционный продукт исключительно методами, характерными для страхового рынка.

Сейчас представленные на рынке полисы ИСЖ в большинстве случаев нельзя назвать полноценным инвестиционным продуктом, который также не дает и качественной страховой защиты. Поэтому на текущем этапе основная задача, которую мы ставили перед собой при подготовке проекта указания, — защита страхователей с использованием регуляторного инструментария, который у нас есть в распоряжении. Документ направлен на усиление страховой защиты по договорам ИСЖ, НСЖ и стимулирование развития долгосрочных продуктов.

При его подготовке мы активно взаимодействовали со страховым сообществом.

Хочу отметить, что мы трижды публиковали проект указания на публичное обсуждение при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия. Документ в ближайшее время будет направлен на регистрацию в Минюст. После вступления в силу указания страховщикам придется изменить продуктовую линейку, наладить отдельные бизнес-процессы. В краткосрочной перспективе можно ожидать сокращения объема премий в страховании жизни. Но в долгосрочной перспективе за счет улучшения качества таких страховых продуктов возможно возвращение к предыдущему росту.

— На какие положения в указании Вы бы обратили внимание?

— Несколько важных моментов, которые закреплены в указании. Страховое покрытие должно будет действовать сразу после уплаты первого взноса.

На случай смерти застрахованного лица страховая выплата должна осуществляться в повышенном размере: не ниже страховой премии по договору, увеличенной на предложенный регулятором коэффициент.

Конкретный размер коэффициента зависит от возраста застрахованного лица, срока действия договора и способа уплаты премии. Под исключение попали долгосрочные договоры сроком свыше семи лет: к ним не будет применяться требование по минимальной страховой выплате.

К такому порядку расчета страховой выплаты мы пришли не сразу, а по итогам публичного обсуждения проекта указания.

Предусмотренный указанием подход к определению страховой суммы — результат поиска сбалансированного решения, которое позволит обеспечить необходимый уровень покрытия рисков.

Другой аспект. В настоящее время полисы страхования содержат обширный список исключений из страхового покрытия. Под такие исключения могут подпадать заболевания, обнаруженные у застрахованного лица в период действия договора. По новым правилам страховкой будет покрыт риск изменения в течение срока договора состояния здоровья застрахованного лица. Стандартный перечень исключений из страхового покрытия, установленный законодательством, может быть расширен страховщиком только за счет случаев смерти застрахованного лица в состоянии опьянения, а также социально значимыми заболеваниями, диагностированными до заключения договора.

— Сборы по страхованию жизни по итогам полугодия достигли 250 млрд руб. Как Вы в целом оцениваете развитие рынка страхования жизни за последние стал он устойчивым и прозрачным, какую роль в его развитии играет цифровизация?

— Страхование жизни традиционно является драйвером роста страхового рынка как в России, так и за рубежом. В первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года наблюдается рост общей величины премий страховщиков жизни на 29% (+ 57 млрд руб.). Наиболее значимыми сегментами остаются ИСЖ и НСЖ, доля которых в сборах по рынку страхования жизни составляет 40% и 27%, соответственно.

Резкий рост ИСЖ начался в 2016 году, когда рынок удвоился относительно объемов 2015 года. Повышение интереса потребителей к долгосрочным накопительным продуктам страхования жизни можно оценивать в целом положительно. Но мы хотим, чтобы такой рост обеспечивался появлением на рынке страховых продуктов, отвечающих ожиданиям клиентов, их потребностям.

Говоря об ожиданиях клиентов, мы видим, что средняя доходность по договорам ИСЖ, завершившимся в первом полугодии 2021 года, составила 5,1% годовых по трехлетним полисам, 4,8% годовых по пятилетним, что ниже средней годовой доходности по депозитам. При этом 23% полисов показали нулевую доходность, а 52% полисов — доходность в интервале

Мы планируем в минимальных (стандартных) требованиях к ИСЖ и НСЖ предусмотреть обязанность страховщиков раскрывать при заключении договора историческую доходность по завершившимся за последние три года договорам страхования. Также страховщики будут должны показывать потребителю, какую сумму он сможет реально получить в случае реализации предусмотренных договором рисков за вычетом уплаченной страховой премии.

Эти цифры помогут потребителю оценить, соответствует ли предлагаемый страховой продукт его ожиданиям.

С точки зрения потребностей клиентов, стоит обратить внимание на структуру портфеля по категориям страхователей.

В структуре портфеля ИСЖ по возрасту стабильно продолжает преобладать старший сегмент. Это несет существенные социальные риски: 71% страхователей (64% премий) составляют клиенты в возрасте от 56 лет. И это с учетом того, что ИСЖ ближе к инвестиционным продуктам по своим характеристикам в сравнении с НСЖ. По продуктам НСЖ отсутствует значительная концентрация на старших сегментах. Здесь 66% страхователей составляют клиенты в возрасте до 55 лет включительно, что связано с заинтересованностью в накопительных продуктах для создания финансовой подушки или фонда для детей.

— Определяет ли Банк России целевые показатели, характеризующие развитие рынка и эффективность регуляторных инициатив?

— В качестве ключевых показателей, характеризующих развитие страхового рынка, традиционно выделяются такие, как доля страхования жизни в объеме совокупной страховой премии по рынку, количество жалоб, связанных с приобретением и использованием страховых продуктов, индекс удовлетворенности населения работой страховых организаций.

Несмотря на то, что в первом полугодии 2021 года 80% полисов ИСЖ и 51% полисов НСЖ реализовано страхователями со специальными знаниями в области финансов, основной объем жалоб на мисселинг по-прежнему приходится на продукты ИСЖ (49,3%) и НСЖ (14,2%). При этом более половины жалоб приходится на продукты, реализованные через банковский канал продаж.

Мы рассчитываем, что предпринимаемые Банком России меры в сегменте ИСЖ (НСЖ) окажут положительное влияние на дальнейшее развитие рынка страхования жизни, в том числе будут стимулировать преимущественное предложение долгосрочных страховых продуктов, способных удовлетворить потребности клиентов.

— Сегодня в дискуссии между Банком России, Минфином и страховщиками активно обсуждается новая форма страхования жизни — долевое страхование жизни (ДСЖ). Насколько оно будет востребовано и как много времени потребуется для его практического внедрения?

— Я уже упоминал, возможности страхового законодательства не позволяют в полной мере обеспечить того уровня защиты инвесторов на страховом рынке, который установлен в настоящее время для инвесторов, например, на рынке коллективных инвестиций. Поэтому с учетом текущего интереса к инвестиционно-страховым продуктам мы обсуждаем с участниками рынка возможность появления на российском страховом рынке нового комбинированного страхового продукта — долевого страхования жизни (unit-linked insurance plan). Его преимущества по сравнению с представленными на рынке страхования жизни инвестиционно-страховыми продуктами заключаются в том, что клиент получает в дополнение к программе долгосрочного страхования жизни гибкие инвестиционные возможности (инвестиционная стратегия зависит от пожеланий страхователя, его риск-аппетита) в сочетании с дополнительной защитой его прав как инвестора.

ДСЖ пользуется популярностью за рубежом. В странах Европейского союза, например, доля ДСЖ в сборах по рынку страхования жизни в IV квартале 2020 года составила 33%.

При обсуждении возможной модели ДСЖ мы исходим из следующих предпосылок.

Страхователь должен принимать участие в принятии инвестиционных решений. Для клиента должна быть понятна структура расходов по продуктам ДСЖ. Страховщик должен вести учет имущества клиентов отдельно от своего имущества. На случай банкротства имущество клиентов не должно попадать в конкурсную массу страховщика. Мы полагаем, что эти задачи могут быть решены за счет применения к ДСЖ механизмов, используемых на рынке коллективных инвестиций.

— Почему, на Ваш взгляд, уровень проникновения страхования жизни в России в десятки раз меньше, чем даже в Восточной Европе? Что мешает нам выйти на уровень от ВВП?

— На уровень проникновения страхования оказывает влияние множество факторов. Среди них можно выделить как уровень доходов населения, поскольку страховые продукты не рассматриваются гражданами в качестве продуктов первой необходимости, так и уровень финансовой грамотности. Не последнюю роль в вопросах проникновения страхования играет степень доверия населения к индустрии.

На примере текущей ситуации в кредитном страховании жизни мы видим, что оно занимает третье место после ИСЖ и НСЖ.

Его доля в первом полугодии 2021 года составила 25%, и по нему отмечается наиболее существенный прирост (+67% или 25 млрд руб.) по сравнению с первым полугодием 2020 года. Такой рост в том числе связан с увеличением объемов кредитования населения.

Вместе с тем, данный вид страхования характеризуется крайне низким уровнем выплат. В 2020 году он составил 5,02% в страховании жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании, а при ипотечном кредитовании — 11,28%.

Также мы видим высокий процент отказов в страховой выплате. По данным за 2020 год в страховании потребкредитов количество отказов преодолело отметку 40%, а при страховании ипотеки приближается к 30%. Для сравнения аналогичный показатель по добровольным видам страхования в 2020 году составил 0,23%.

Причинами текущей ситуации на рынке кредитного страхования жизни могут быть как обширные исключения из страхового покрытия, так и сложная процедура получения страхового возмещения. Необоснованные отказы в получении страховой выплаты и длительность ее получения не служат достижению той цели, ради которой заемщиком была приобретена страховка — обеспечение кредита.

Это может объясняться тем, что вопрос качества страхового продукта в ряде случаев уходит на задний план в погоне за ростом объемов продаж. Однако на ряде примеров мы видим, что рост в страховании может быть качественным за счет улучшения характеристик самого страхового продукта. Уход с рынка страховых продуктов с низкой потребительской ценностью, по нашему мнению, будет способствовать развитию здоровой конкуренции, росту доверия населения к страховому рынку и, как следствие, повышению уровня проникновения страхования жизни в России.

— Действительно, во многих странах для отдельных категорий граждан предусмотрена обязанность по заключению договора страхования — страхование профессиональной ответственности, страхование от производственных травм и др. Можно согласиться с тем, что страховка может являться формой социальной защиты, но при этом надо быть уверенным в ее качестве. Поэтому в первую очередь мы должны добиться того, чтобы на рынке были представлены качественные и доступные страховые продукты, которые могут удовлетворять потребности граждан, в том числе отдельных групп населения, требующих особой защиты. И только после этого можно начинать обсуждение вопроса об обязательности таких страховок.

— Предоставление финансовым организациям возможности совмещать различные виды деятельности, по нашему мнению, будет способствовать сокращению регуляторного арбитража между сходными видами деятельности и в целом позволит постепенно осуществить переход на финансовом рынке к регулированию по видам деятельности. Это даст возможность отделить друг от друга виды финансовой деятельности с разным объемом рисков, установив для каждого из них необходимые регуляторные требования, но не будет препятствовать осуществлению финансовыми организациями совмещаемых видов деятельности.

Так, например, предоставление страховщикам возможности совмещать свою деятельность с деятельностью управляющей компании инвестиционного фонда позволит предложить российским гражданам новый кросс-секторальный финансовый продукт — ДСЖ, в котором страховщик может одновременно выступать в роли управляющей компании. Также рассматривается возможность осуществления совместной деятельности НПФ и страховщика жизни. Предполагается, что на страховые организации при заключении ими пенсионных договоров будут распространяться основные регуляторные требования в отношении НПФ.

Важно отметить, что наши предложения представлены для всестороннего обсуждения. Конкретные решения в отношении допустимости совмещения различных видов деятельности будут приниматься по итогам анализа позиций всех заинтересованных лиц.

Страхование жизни: развенчиваем мифы (Часть первая) - НСЖ

Данная статья разработана в рамках проекта Министерства финансов РФ по повышению финансовой грамотности.

Давайте представим стандартную семью - муж, жена и двое детей. Муж зарабатывает 50 тыс. рублей в месяц, жена - 35 тыс. рублей в месяц. Семья ведет бюджет и даже что-то откладывает. Накопления хранит в виде срочных депозитов (вкладов) в банке. Основной кормилец - муж, он работает на второй работе, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни.

А теперь представим ситуацию: муж попал в аварию, получил тяжелую травму головы, ему присвоили инвалидность. Доход семьи уменьшился на 50 тыс. рублей, и теперь супруге необходимо не только самой содержать семью с двумя детьми и нести все необходимые расходы, но и обеспечить жизнедеятельность нетрудоспособного супруга. Откуда она будет брать ресурсы?

Конечно, все накопленные сбережения будут истрачены. Дети не смогут получить качественное образование, уровень жизни семьи снизится.

Представим другую ситуацию. Супруги тихо и мирно жили, работали, копили сбережения. Дети выросли. Часть сбережений были истрачены на их образование, остальное - на свадьбы и улучшение жилищных условий детей. И вот наступила пенсия. Как мы знаем, по приходу и расход. Расходы семьи составляли 85 тыс. рублей, а доходы теперь не более 40 тыс. Конечно же, часть расходов уйдет, однако появятся новые - на лечение, например. Каким образом семье поддерживать привычный уровень жизни, если накоплений нет?

В развитых странах количество граждан, имеющих полисы НСЖ, составляет от 90 до 95% населения.

Историческая справка

Современное страхование жизни возникло в Великобритании, англичане решили его опробовать на практике, переняв опыт римлян. Британские страховые компании являются родоначальниками современного страхования, часть этих компаний известна и сегодня (например, синдикат Ллойд, около 1688 г., Prudentialplc, 1848 г.).

В Северной Америкке решили опробовать британскую модель страхования жизни в 1735 г., создав первую компанию по страхованию жизни в Южной Каролине (Чарльстоне). Несмотря на то, что религиозные организации выступали против страхования жизни, считая его кощунством, предвосхищающим собственную смерть.

Фактически страхование жизни возникло в США в 1840 г. Одной из причин распространения этого явления стали пожары в Нью-Йорке и Чикаго, унесшие множество жизней.

11 сентября 2001 года произошло событие, унесшее более 3 тысяч жизней (два самолета врезались в башни-близнецы). Люди решили, что защита того стоит, и лучше платить небольшие взносы каждый месяц, чем оставить семью без средств к существованию.

Что это такое?

По сути НСЖ - это полис, договор между человеком и страховой компанией, по условиям которого страховая компания обязана выплатить клиенту некую сумму, в случае наступления страхового случая - смерти, наступления инвалидности, дожития до окончания срока действия договора, или любого другого события, обусловленного условиями полиса.

НСЖ позволяет человеку:

а) накопить на свои цели (в основном, долгосрочные),

б) обеспечить защиту не только своих финансовых ресурсов (накоплений), но и своей жизни, здоровья, а также финансовое благополучие своих близких.

Цели накоплений могут быть следующие (примеры):

  • крупная покупка: жилье, автомобиль;
  • свадьба детей;
  • жилье детям;
  • пенсионные накопления и др.

Человек может оформить страховой полис на себя или на своих близких.

Возможные параметры программы НСЖ:

  • оформить программу может человек на себя в возрасте от 18 до 65 лет, либо на своего ребенка с самого рождения и до 17 лет, либо по достижению возраста им от 17 до 24 лет,
  • обычно сроки программ составляют либо цифру, кратную 5 лет (5, 10, 15, 20, 30, 40 лет и далее), либо кратную 1 году, (по достижению 50, 55, 60, 65, 70, 75 лет),
  • оформить программу можно в нескольких валютах (рубль/доллар США/евро),
  • основными страхуемыми рисками по программе могут быть дожитие до конца срока программы (как мы понимаем лучший случай), уход из жизни - по любой причине, в результате несчастного случая, в результате ДТП,
  • страховые выплаты будут осуществляться застрахованному лицу - по дожитию им окончания срока программы или в случае полученной им травмы, инвалидности или выявленного заболевания, а его выгодоприобретателю - в случае смерти застрахованного,
  • можно установить в договоре ежегодную индексацию (защиту от обесценения накоплений в результате действия инфляции),
  • у клиента, оформившего программу НСЖ, есть возможность получения дополнительного инвестиционного дохода (от размещения средств застрахованного страховой компанией в различные инвестиционные инструменты),
  • также человек, оформивший полис НСЖ, имеет право получить налоговый вычет на сумму уплаченных взносов,
  • по желанию клиента, он может не ограничиваться накоплениями, а подключить к основной программе дополнительные: инвалидность, первичное диагностирование смертельно опасного заболевания, освобождение от уплаты страховых взносов, страхование от несчастного случая, госпитализация, помощь при женских гинекологических заболеваниях, оказание услуг при выявлении смертельно опасного заболевания и др.

Уплата взносов по желанию клиента может быть единовременной или периодической. Все дополнительные программы оплачиваются либо сверх суммы накоплений по основной программе, либо из нее (в этом случае в накопления уходит меньшая сумма взноса).

Налоговый вычет можно получить только с суммы взносов на основную накопительную программу.

Для кого?

Программы НСЖ будут особенно актуальными для:

  • самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели,
  • единственные кормильцы семей,
  • лица, которым осталось до пенсии 5-15 лет, не имеющие накоплений,
  • родители нескольких детей, вопрос образования которых встанет через 5-15 лет.

Плюсы

1. Ежегодно человек может получать от государства налоговый вычет на сумму взносов в накопительную программу. Это касается договоров добровольного страхования жизни, заключенных на срок не менее 5 лет. Размер вычета - до 120 тыс. рублей в год, на руки не более 15600 рублей. Поэтому НСЖ - это своеобразный конструктор из вклада и страховой защиты, только с обязательными взносами и с гарантированной доходностью в 13% (за счет вычета).

С точки зрения государства, которое стимулирует граждан формировать пенсионные накопления самостоятельно, НСЖ - самый оптимальный продукт. Поэтому государство и предоставляет налоговый вычет.
Пример. Гражданин в 2018 году заключил договор НСЖ сроком на 10 лет и суммой ежегодного взноса 50 000 рублей в год. В 2019 году он имеет право получить налоговый вычет на сумму взносов в размере 6 500 (13%*50 000) рублей. Вычет получить возможно путем личного обращения гражданина в налоговую службу по месту регистрации, через портал Госуслуг или через личный кабинет на сайте налоговой службы (в двух последних случаях личное присутствие, бумажный формат документов - не обязателен, а место нахождения гражданина не имеет значения).
Второй пример. Гражданин в 2018 году заключил договор НСЖ сроком на 5 лет и суммой ежегодного взноса 200 000 рублей в год. В 2019 году гражданин имеет право получить налоговый вычет, так как договор НСЖ заключен на срок 5 лет, но вычет будет осуществлен на сумму 120 000, т.е. вычет составит 15 600 рублей.

2. Еще одним преимуществом данного продукта является тот факт, что в случае ухода из жизни владельца накопительной программы происходит страховой случай, поэтому выплату получает указанное в договоре (полисе) лицо - выгодоприобретатель. Другие родственники (ни пенсионеры, ни инвалиды, ни другие иждивенцы) не имеют права на эти деньги.

3. Выгодоприобретатели в случае наступления страхового события (уход из жизни), получают выплату в течение 14 календарных дней после направления документов в страховую компанию (а не через 6 месяцев, как при получении наследства).

4. Страховые выплаты не подлежит налогообложению (ст. 213 НК).

6. Средства, внесенные в накопительную программу, не делятся между супругами при разводе. Накопительная программа остается у того из супругов, кто её приобретал. Заключение брачного договора не изменяет прав владельца. Кроме того, владелец программы может в любой момент изменить выгодоприобретателя, если им был указан бывший супруг (ст. 34 Семейного кодекса).

8. В ситуации, когда случилось страховое событие (травма, инвалидность, болезнь), застрахованному не нужно изымать свои сбережения досрочно и терять доходность. Страховые события оплатит страховая компания сверх вложений.

9. Страховые программы в отличие от банковского депозита (где сумма к возврату при наступлении страхового случая - отзыва лицензии у банка - составляет не более 1,4 млн. рублей) гарантированы без верхнего предела, то есть все денежные средства клиента подлежат возврату клиенту.

10. Небольшие ежемесячные взносы - доступно для большинства граждан.

11. Покрытие рисков может быть существенным, несмотря на небольшие взносы (достигается за счет увеличения сроков страхования).

12. Накопления с защитой жизни и здоровья позволяют убить двух зайцев одним выстрелом - и накопить на цель, и защитить жизнь и здоровье.

Минусы

1. Длительный срок (отвлечение денежных средств на длительный период),

2. Риск обесценивания денежных средств (если не подключать индексацию и страховая компания в результате инвестирования денежных средств клиента не заработала ему дополнительный инвестиционный доход),

3. При досрочном изъятии клиент получает не все вложенные средства, а так называемую выкупную сумму - процент от накопленной .

В нашей стране население отрицательно относится к НСЖ именно из-за длительности продукта, так как в России целые поколения пережили смену политического строя, экономические кризисы, денежные реформы, в результате которых происходила либо полная утрата накоплений, либо существенное обесценение их стоимости.

Программу НСЖ можно приобрести либо в страховой компании, либо в кредитной организации, которая является для страховой компании агентом.

Остальные вопросы страхования жизни, в частности инвестиционного, особенности выбора страховой компании и нюансы при приобретении полиса, рассмотрим в следующей статье.

Справочная информация

Основные термины в сфере страхования следующие:

Страхователь - физическое или юридическое лицо, уплачивающее страховые взносы и вступающее в конкретные страховые отношения со страховщиком.

Застрахованный - тот, кому предназначены страховые выплаты в случае наступления у него страхового случая (лицо, чье имущество, жизнь, здоровье, ответственность являются объектами страховой защиты и указываются в страховом полисе). Застрахованный и страхователь не обязательно являются одним и тем же лицом.

Страховой случай - фактически наступившее страховое событие, предусмотренное договором страхования, в результате которого нанесен вред объектам страхования и с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховщик, страховая компания, страховое общество - юридическое лицо, специально созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном порядке государственную лицензию на осуществление такой деятельности на территории РФ.

Страховая выплата (страховое возмещение) - сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю в возмещение убытков, вызванных наступлением страхового случая, предусмотренного договором страхования.

Страховое покрытие - перечень рисков, от которых защищает договор страхования.

Страховая сумма (страховое покрытие) - сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность перед страхователем по договору страхования.

Страховой полис - документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю в удостоверение заключенного договора страхования.

Выгодоприобретатель - лицо, в пользу которого заключен договор страхования. В случае если выгодоприобретатель не назначен, выплата страхового обеспечения производится наследникам застрахованного по закону (по договорам личного страхования).

Выкупная сумма - сумма, выплачиваемая застрахованному лицу в случае досрочного расторжения договора страхования.

Читайте также: