Сторонники теории естественного права утверждают не всякий закон является правовым что это означает

Обновлено: 02.07.2024

Естественное право — совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Теория естественного права является антиподом теории позитивного права (как школы и правовой мысли), которая под позитивным правом понимает официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Это вечный спор о том, чем является право — метафизическим принципом или изданным законом.

Таким образом, естественное право не привязано к законодательству конкретных стран, а является неотчуждаемой характеристикой человека и говорит о значимости тех или иных ценностей (например, ценность человеческой жизни). Естественные права являются присущими ему от природы или по праву рождения на территории любой страны. Соответственно, обладание человеком естественными правами носит метафизический, неверифицируемый характер (невозможность понять, какие именно права присущи человеку от рождения), что роднит концепцию естественного права с теологической теорией происхождения права. Теологическая теория говорит нам о том, что естественные права получены человеком во время акта его сотворения богом и неотчуждаемы.

Говоря о естественных правах, стоит сказать, что такие права обусловлены человеческой биологией и психикой, инстинктами и потребностями. Так, право на жизнь является естественным, так как человеку присущ инстинкт самосохранения, а само его существование является более естественным, чем смерть от внешних причин. У него есть потребность жить (а мы помним, что права человека – возможность удовлетворять потребности), а значит есть и право удовлетворения этой потребности.

Отсюда деление естественных прав человека на биологические и социальные. Таким образом, биологические естественные права обусловлены физиологическими потребностями (то же право на жизнь), а социальные социальными потребностями (право на достоинство личности).

Теория естественного права принята как основополагающая при разработке и принятии международных актов и законодательства ряда стран.

Естественное право и авторы концепции

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами).

Пятый век до нашей эры характеризуется как точка изменения взглядов на право – оно трактуется как результат деяний людей.

Сократ (вслед за Демокритом) известен тем, что делил право на божественные законы и законы установленные человеком.

Естественное право выделялось и римскими юристами.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Рационалистическая школа естественного права, созданная Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Философская и правовая мысль эпохи Просвещения, в отношении естественных прав, стала продолжением идей Гуго Гроция.

Еще одним теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события.

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Жака Маритена. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского.

Перечень естественных прав и законодательство

Часть 2 статьи 17 Конституции РФ признает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения.

Таким образом, можно сказать, что указанные в этих актах права являются естественными правами человека.

Стоит оговориться, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Обычно называют следующие естественные права:

Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.6 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ, ст.3 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на свободу от рабства или подневольного состояния (ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ч.2 ст.37 Конституции РФ, ст.8 Пакта о гражданских и политических правах 1966г., КОНВЕНЦИЯ N 105 об упразднении принудительного труда 1957г., Конвенция о рабстве 1926г., Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930г.);

Право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания (ст.21 Конституции РФ, ст.5 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.7 Пакта о гражданских и политических правах 1966г.);

Право на владение имуществом (ст.17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.35 Конституции РФ);

Свобода мысли и слова (ст.19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.19 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.29 Конституции РФ);

Свобода вероисповедания (ст.18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст.18 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст.28 Конституции РФ).

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Татьяна Полухина

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Принудительные меры медицинского характера – меры государственного принуждения к лицам, совершившим уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости. Поскольку в действиях недееспособного отсутствует состав правонарушения (отсутствует субъективная сторона), к нему не применяются меры юридической ответственности. Такое лицо направляется на принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 99 УК РФ).
Меры защиты. Это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (например, принудительное взыскание алиментов, изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов и др.). В этом случае нарушитель не испытывает лишений (как при осуществлении юридической ответственности), так как здесь цель принуждения – не наказание правонарушителя, а принуждение его к исполнению юридической обязанности, посредством которой и обеспечивается субъективное право управомоченной стороны.
Меры пресечения - меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (например, КоАП РФ в гл.27. предусматривает целый ряд подобных принудительных мер: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов). В данном случае правонарушение со стороны субъектов вообще отсутствует, однако, к ним применяются принудительные меры в целях предупреждения возможного правонарушения, обеспечения производства по делу и т.д.
Наконец, законодательство знает и такие принудительные меры, как реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. (ст.242 ГК РФ).
Все указанные меры являются мерами государственно-правового принуждения, осуществляются в рамках правоприменительного процесса на основе соответствующих норм права.
Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности[20].
Общими целями юридической ответственности являются:
1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;
2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;
3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;
4) наказание правонарушителей;
5) восстановление общественных отношений.
Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности является формирование гражданского общества и построение правового государства.
Принципы:
- принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными, установленными законом, органами, на определенных законом основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией юридических норм;
- принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого;
- принцип ответственности за вину. К юридической ответственности может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения. Законодательство знает случаи безвиновной ответственности, но все они точно закреплены в законе;
- принцип справедливости. Наказание должно быть справедливым, то есть более тяжелое деяние должно повлечь и более строгое наказание. Нельзя характеризовать как преступление деяние, по своей тяжести носящее характер проступка;
- принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и др. особенностей;
- принцип целесообразности заключается в том, что при о

Ирина Пухова

Ирина Пухова

Ирина Пухова

когда она обладает всеми особенностями (основание, вид, порядок применения и т.д.), отличными от других видов юридической ответственности. Подробный анализ иных (кроме указанных) видов ответственности дает основание для утверждения, что они не обладают всеми необходимыми особенностями и поэтому не могут рассматриваться в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Ирина Пухова

Ирина Пухова

система права состоит из отраслей. Это такие отрасли как уголовное, гражданское, административное право и т.д. Поскольку отрасль – часть системы, то и ее функционирование, назначение, развитие необходимо исследовать в рамках всей системы права, а не отдельных ее частей.
2. Отрасль права – самостоятельная часть системы права. Отсюда следует, что совершенствование, изменение, изучение отрасли можно осуществлять самостоятельно, не касаясь содержания других отраслей. Так, внесение изменений в Уголовный кодекс не требует одновременного изменения норм гражданского, семейного, трудового законодательства. Самостоятельность отрасли формально подкрепляет то обстоятельство, что отрасли права закрепляются в систематизированных источниках (кодексах).
3. Общественные отношения, регулируемые отраслью, имеют родовое отличие от отношений, регулируемых нормами иных отраслей.
Например, трудовые отношения принципиально отличаются от уголовных, гражданско-правовых, семейных отношений. Появление принципиально новых общественных отношений вызывает необходимость формирования новой отрасли права.
4. Каждая отрасль осуществляет регулирование общественных отношений своим особым, отличным от остальных отраслей, методом.

Правовой институт. Это относительно самостоятельная часть отрасли права, регулирующая специфические отношения в рамках одной отрасли.
Признаки института:
1. Институт - это часть отрасли права, поэтому анализ его особенностей осуществляется в рамках отрасли, а не всей системы права. Каждая отрасль состоит из достаточно большого количества институтов. Так, в рамках отрасли трудового права различаются такие институты, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.д. Семейное право как отрасль включает в себя институты: заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязанности членов семьи. Для отрасли гражданского права характерны такие, например, институты, как институт собственности, купли-продажи, подряда, аренды, проката, найма, займа и др.
2. Правовой институт - относительно самостоятельная часть отрасли. Поэтому неслучайно в рамках отрасли имеется общая часть, содержание которой распространяется на все отраслевые институты. Для отрасли характерны принципы, на основе которых функционируют все ее институты.
3. Институт права включает в себя нормы, регулирующие специфические отношения. Например, отношения купли-продажи и отношения мены очень похожи. И там и тут речь идет о смене собственника. Однако характер отношения несколько различен. В одном случае собственность переходит за счет денежных средств, в другом – за счет иной вещи. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения представляют собой самостоятельные институты (купли–продажи и мены).
4. Для всех институтов отрасли характерен единый отраслевой метод регулирования. Конечно, имеются определенные особенности, но они не столь существенны, чтобы говорить о самостоятельном методе отдельного института. Например, для гражданского права характерен принцип диспозитивности. Формально он проявляется в том, что гражданско-правовые отношения регулируются посредством договора. Поэтому договорной метод регулирования свойственен всем институтам гражданского права. Хотя характер договора, его форма, условия могут иметь отличия.
Система права знает и иные комплексные образования. Это подотрасли и субинституты.
Подотрасль права – совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные (родственные) отношения одной и той же отрасли права. В частности, в конституционном праве выделяют подотрасль избирательного права, в трудовом – пенсионное, в гражданском – жилищное, в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они настолько специфичны и объемны, что нередко их характеризуют как самостоятельные отрасли.
В отличие от подотрасли субинститут- элемент института. Его можно определить как упорядоченную совок

Ирина Пухова

В отличие от подотрасли субинститут- элемент института. Его можно определить как упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Так, в рамках уголовного права имеется институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности. Он включает в себя субинституты преступлений против жизни (его составляют различные нормы, предусматривающие ответственность за убийства), против здоровья (ответственность за различные телесные повреждения) и против достоинства личности (нормы, содержащие санкцию за клевету, оскорбление). Гражданско-правовой институт купли-продажи содержит такой субинститут как розничная купля-продажа и т.д.
Наряду с отраслевыми институтами система права знает межотраслевые и общеправовые институты. Таков, например, институт ответственности, который характерен для всех отраслей права. Но поскольку характер его проявления имеет особенности во всех отраслях, он воспринимается как институт конкретной отрасли.

Ирина Пухова

Ирина Пухова

. Для гражданского права – это договор, для уголовного права – преступление, для семейного – регистрация брака и т.д.
4. Юридическая ответственность. Для каждой отрасли характерны свои меры наказания правонарушителя. Для уголовного права наиболее характерной мерой наказания является лишение свободы, для административного права – штрафные санкции, для семейного - лишение родительских прав, трудового – выговор, увольнение и т.д.
5. Наконец отличаются отраслевые нормы и по характеру правовых предписаний. Так, для гражданского права характерны регулятивные нормы позитивного регулирования, где предписания преимущественно закрепляются в виде прав, для административного права большее значение имеют запреты, для уголовного права - наказание.
Комплекс указанных особенностей и характеризует в совокупности отраслевой метод правового регулирования. Следует отличать общеправовые методы – императивный и диспозитивный от отраслевых методов, которые проявляются в комбинации указанных элементов.
Единство предмета и метода правового регулирования как основания деления прав по отраслям признается всеми учеными. Однако в последнее время в связи с изменяющимися общественными отношениями и их нормативной регламентацией учеными были предложены дополнительные критерии. Таковыми, например, является законодательный массив - наличие достаточного большого количества нормативных актов, регулирующих данное отношение. Можно ли считать трансплантационное право самостоятельной отраслью? Предмет и метод здесь налицо. Однако эти отношения регламентируются небольшим количеством норм, причем, норм различных отраслей.
Отдельные авторы в качестве дополнительного критерия предлагают отраслевые принципы и отраслевые режимы. Однако данные положения требуют дополнительной аргументации и дальнейшего научного анализа.

Ирина Пухова

Естественное право (ЕП) – это комплекс всех правил и прав, которые исходят из природы человека. Они не зависят от объективизма людского мышления. Это явление носит обобщенный характер. Его используют в юриспруденции и философии. Несмотря на это, естественное право – это некий антипод положительному праву, ведь оно является предельно идеализированным для социума. В чем же суть естественно-правовой теории права?

История становления естественно-правовой теории права – авторы и представители концепции

Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами и представителями были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев. Как сравнивать характеристики позитивного и естественного права узнайте тут.

естественно правовая теория права

Сторонники и приверженцы концепции выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах.

Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.

Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.

развитие естественно правовой теории права

Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта.

(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.

Суть теории, ее развитие, сторонники и приверженцы

В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.

развитие +и суть естественно правовой теории права

Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека.
Процесс формирования неписанного права очень длительный. Про современные подходы к пониманию права расскажет этот материал.

В ходе его развития были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:

  1. Право и закон – это не идентичные понятия.
  2. Законы создают люди, а принимают государственные органы.
  3. Право – это явление, которое может реализовано отдельно от закона, обладает природным характером. Представляет собой комплекс высших моральных ценностей. К ним можно отнести свободу, равенство, честность.
  4. Право и мораль – это идентичные понятия, в основе права лежат моральные ценности.
  5. Не во всех случаях законы тождественны (ЕП).
  6. Права гражданина обладают природным характером, принадлежат ему с самого рождения и не находятся в зависимости от воли законодателя.

К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:

  • прогрессивность;
  • признание за гражданином его гарантированных прав и свобод;
  • официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют (ЕП);
  • допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость.

Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.

К минусам теории стоит отнести следующее:

  1. Прямое диктование права и морали.
  2. Является полной противоположностью позитивного и неписанного права. Причина в том, что имеются формально-определенные юридические нормы.
  3. Сильно преувеличено.
  4. Каждый человек понимает идею справедливости по-своему.
  5. Роль страны в правовом процессе отрицается.

Возможно вам так же будет интересно узнать про экономическую теорию прав собственности Капелюшникова. Вся подробная информация содержится в данной статье.

Узнать больше про естественную теорию происхождения права, можно прочитав данную статью.

Что собой представляет предмет отрасли трудового права, можно узнать из данной статьи.

Так же важно знать всё про регулятивную функцию права.

Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.

Концепция естественного права является краеугольным камнем правого консерватизма и минархизма. Но что именно оно собой представляет, откуда оно появилось?

May 21, 2017 · 8 min read

Можно выделить два основных направления, в рамках которых разрабатывалась теория естественного права . Одно из них — это Римско-Католическая традиция, другое — за пределами Римско-Католического мира, но под влиянием наследия последнего, в рамках произведений, прежде всего, английских эмпиристов (Дэвида Юма, Джона Локка, Томаса Гоббса и других), голландца Гуго Гроция и деятелей французского просвещения (Жан-Жака Руссо, Франсуа Вольтера и т.д.). Последние, опираясь на концепцию общественного договора, якобы заложившего основы государства и цивилизованного общества, и считая такой договор отражением природы человека, непроизвольно исказили идею естественного права, что привело к примату института государства над всеми остальными институтами общества, ставшего главным источником права в Новейшее время и низведению права из объективной науки в набор постановлений и указов правителей. В данной статье я хотел бы рассказать, что же представляет собой концепция естественного права в рамках христианства, поскольку именно в этих рамках сама теория была разработана предельно детально, хотя отдельные её элементы провозглашались еще в языческой Античности.

Естественное право в Римско-Католической (и христианской вообще) традиции.

В католическом понимании естественное право определяется следующим образом:

Что именно сказал Исидор Севильский в “Этимологиях”, читаем:

IV. Что есть естественное право. Естественное (naturale) право проявляется и в гражданском, и в международном праве. Естественное право является общим для всех народов; повсеместно оно используется как то, что внушено природой, а не каким-либо обыкновением, как, например, связь мужчины и женщины, появление и воспитание детей, общее для всех владение и одна для всех свобода, приобретение того, что берется в небе, на земле и в море. (2) Также (сюда относятся) возвращение отданной на хранение вещи или доверенных кому-либо денег, отражение насилия посредством силы. Ведь это и все этому подобное никогда не было несправедливым, но всегда держалось на естественных и равных (для всех основаниях) (Исидор Севильский, Этимологии V).

Это вступительные определения в крайне важном источнике по теории естественного права — Декрете Грациана. По названию можно подумать, что это древне-римский документ, однако в действительности это средневековый текст, разработанный церковными юристами и служивший источником канонического права Римско-Католической Церкви многие столетия. Его влияние на юридическую теорию и практику Средневековья и юристов последующих эпох трудно переоценить — оно огромно. Конечно, такое понимание права не возникло из ниоткуда. Еще в античной древности авторитеты подчеркивали, что есть право, которое неизменно и вечно, как писал Цицерон:

Конечно, существует истинный закон: это верный разум; он соответствует природе, присутствует во всех людях; он неизменен и вечен; его предписания взывают к долгу, его запреты удерживают от ошибки…Преступление — заменять его противоположным законом; недопустимо не исполнить хотя бы одно его распоряжение, и никто не может полностью его упразднить.

И Аристотель в Никомаховой этике (Книга Пятая, Глава Десятая):

…одна форма политической справедливости естественная, другая — юридическая. Естественная — та, что везде обладает одинаковой силой и не зависит от богатства или от определенного мнения.

Институции Гая в статье 158 подчеркивают, что:

…граж­дан­ский закон может уни­что­жать граж­дан­ские пра­ва, естествен­ных же уни­что­жать не может.

В Дигестах Юстиниана, одном из важнейших юридических документов в европейской истории, читаем:

У Фомы Аквината читаем практически идентичное Цицерону определение:

Естественный закон — участие вечного закона в разумном творении.

Т.е., как мы видим, речь идет о таком праве, которое стоит НАД человеческой волей и не может быть подвергнуто правке ни одним человеком на земле. Это право вечно и неизменно, а значит можно сказать, что оно отражает объективную реальность. Оно изначально интуитивно всем известно и понятно, как если бы существовало в живых существах генетически. При этом любой человеческий закон не может противоречить естественному закону, служащему мерилом справедливости оного, как считал Фома Аквинат:

…человеческий закон в той мере является таковым, в какой он соответствует здравому разуму, а значит, проистекает из вечного закона. Если же закон противоречит разуму, то он называется несправедливым законом; однако в этом случае он перестаёт быть законом и становится актом насилия.

В католическом учении о естественном праве ему приписываются следующие свойства:

  1. Универсальность — для каждого человека этот закон является природным даром, гармонирующий с тем индивидуальным и особым способом, каким человек достигает максимально возможного совершенства с помощью Божьей благодати ( как пишет Луиджи Чирилло в предисловии к книге кардинала Зенона Грохолевского “Естественный закон в учении Церкви”).
  2. Неизменность — принципы естественного права остаются в силе в любой период истории и в любом обществе.
  3. Познаваемость — даже независимо от того, получил ли человек Откровение от Бога, естественный закон записан у него “в сердце”, он знает о нём и знание это получено им не извне, а изнутри.
  4. Независимость от института государства — в отличие от позитивного права, источник которому — государство, естественное право предшествует государству и онтологически не зависит от политической воли.

Что конкретно содержит естественное право?

В Декрете Грациана написано следующее:

В законе есть некоторые моральные предписания, как то: не убий, некоторые мистические предписания, относящиеся к жертвоприношениям, как то об агнце, и другие подобные им. Моральные предписания относятся к естественному праву и потому не показали себя подверженными какой-либо изменчивости (Различение VI).

Родом человеческим управляют две [силы], а именно естественное право и обычаи (mores). Естественным правом является то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каждому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему (Различение I).

У Исидора, повторимся, читаем перечисление: “Естественное право является общим для всех народов; повсеместно оно используется как то, что внушено природой, а не каким-либо обыкновением, как, например, связь мужчины и женщины, появление и воспитание детей, общее для всех владение и одна для всех свобода, приобретение того, что берется в небе, на земле и в море. (2) Также (сюда относятся) возвращение отданной на хранение вещи или доверенных кому-либо денег, отражение насилия посредством силы” (Этимологии V).

Из этих определений видим, что естественное право наделяет человека рядом прав, которые являются неизменными и установленными от начала. Их никто не может отменить и изменить, поскольку их источником является Бог. Таким образом, у каждого человека есть неотъемлемые права, которые никто не может у него забрать и нарушить, в т.ч. государство, пределы которого, тем самым, ограничиваются естественными правами каждого человека и гражданина. Тем самым обычное право, и позитивное право помещаются в своеобразной иерархии права ниже естественного, а значит, не могут противоречить последнему, дабы сохранять свою законность. Из отрывков Декрета Грациана мы узнаем, что право на жизнь является неотъемлемым естественным правом человека. Поскольку Грациан ссылается здесь на заповеди, мы можем извлечь из библейских заповедей (и Евангелия) и остальные естественные права человека: на собственность (поскольку заповеди говорят “не кради” и “не пожелай имущества ближнего”), справедливый суд (“не лжесвидетельствуй”), свободное время (“помни день субботний”). Но основными являются два: право на жизнь и собственность.

Касательно права на жизнь, папа Иоанн Павел Второй говорил:

…каждый человек…может обнаружить в естественном законе, вписанном в сердце, священную ценность человеческой жизни, от самых её истоков до конца, и провозгласить право каждого человеческого существа на полное уважение к этому первоочередному его благу. На признании этого права основано человеческое общежитие и само политическое сообщество.

Что интересно, Декрет Грациана не считает собственность изначальным естественным правом человека, поскольку до грехопадения “все было общим для всех”, и ресурсы были неограничены. Потому не было нужды разграничивать их между людьми. Но поскольку человеку свойственно, в силу своей природы, принимать законы, наиболее согласные его природе, в виде обычного права, то право на собственность становится естественным в мире, где ресурсы ограничены. Как писал Фома Аквинат, так нужно потому, что лишь при наличии собственности люди могут жить в мире (подробнее читайте в этой статье). Тем не менее, в дальнейшем учение Католической Церкви не сомневалось в том, что право собственности является полноценным естественным правом, поскольку в энциклике папы Льва XIII Rerum Novarum читаем:

Отсюда явствует, что главное основание социализма, общность имущества, следует всецело отвергнуть, ибо это причинило бы вред именно тем, кому должно бы принести пользу, стало бы в противоречие с естественными правами человека и внесло бы смуту в общественную жизнь. Стало быть, стремясь облегчить положение народных масс, мы должны признать первым и основным принципом нерушимость частной собственности.
…Только тогда сможем мы искать врачующее средство.Мы видели, что частная собственность — естественное право человека, и те, кто им пользуется, поступают законно и в силу безусловной необходимости. “Владеть частной собственностью, — говорит св. Фома Аквинат, — и законно, и необходимо для поддержания жизни” (“S.T.”, Secunda secundae, вопрос 66, ст. 2). Но на вопрос, как ею пользоваться.

Важно так же отметить, что брак между мужчиной и женщиной так же признается естественным правом человека:

…оно (учение о браке) основано на естественном законе, освещено и обогащено Божественным Откровением.

И это неудивительно, поскольку брак представляет собой в некотором роде соединение права на жизнь и права на собственность, ведь продолжение своего рода и передача своей собственности наследнику представляют собой совершенно неотъемлемые черты нормального брака.

Права человека опираются на естественный закон, вписанный в сердце человека и присутствующий в различных культурах и цивилизациях.

Следование по пути естественного права невозможно, если человек отрицает его примат над волей законодателей и пренебрегает им, а так же, если недостаточно глубоко осознает его. Например, социалистические режимы категорически отрицают такое право, поскольку полностью опираются на позитивное право, источником которого является государственная машина. При этом законы в позитивном праве не вечны и неизменны, а меняются в зависимости от утилитарных целей и задач, которые ставит перед обществом институт государства. Здесь прекрасной иллюстрацией служит политика властей Китая в отношении деторождения: от запрета рожать более одного ребенка (что подстегнуло эпидемию абортов) до разрешения рожать не более двух — в данном случае совершенно игнорировалась неприкосновенность в принятии таких решений супругами (семьей), неприкосновенность частной собственности и неприкосновенность права на жизнь. Становится ясно, что в обществе, где отсутствует пиетет перед естественным правом, присутствует насилие и принуждение, и такое общество не может быть здоровым и процветающим.

***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!

Читайте также: