Стоит ли соглашаться на должность руководителя

Обновлено: 28.06.2024

Случай из жизни: Александра в опале

Александра стала руководителем отдела продаж совсем недавно. Она пришла в компанию со стороны и столкнулась с проблемой: команда из четырех менеджеров слушала ее неохотно, а через некоторое время открыто объявила ей бойкот.

Александра собирала коллег и пыталась выяснить, что происходит. Они утверждали, что всё в порядке, формально отвечали на ее вопросы, но так и не сказали, что же случилось. Тогда она попробовала поговорить с каждым наедине. И одна из сотрудниц проговорилась: эту должность хотела занять менеджер Олеся, но ей даже не предложили. А ведь она лучший менеджер в отделе, у нее самые большие контракты. Кому, как не ей, быть руководителем?

В результате такого саботажа часто назревает открытый конфликт, который может испортить карьеру нового руководителя. Фактически это экзамен на прочность и на управленческие способности.

Как достойно разрешить такой конфликт, но не просто показав коллективу, кто здесь теперь босс, а действуя так, чтобы позиция нового руководителя вызывала уважение?

Вариантов поведения у руководителя в таких обстоятельствах на самом деле немного. Удачных — еще меньше.

Вариант: прилюдно выяснять отношения

Это, конечно, не тактика, а естественная реакция на манипуляцию и провокацию. Зачинщик конфликта именно на такую реакцию и рассчитывает. Руководителю следует быть осторожным и стараться не поддаваться эмоциям, чтобы не устроить публичную разборку с сотрудником, который ведет себя неподобающим образом. Да, это сложно. Но стоит только повысить голос, перейти на крик — и вы проиграли в конфликте. Публичный скандал — демонстрация слабой управленческой позиции, по сути, некомпетентности. Если другие сотрудники увидят, что руководитель при людях ругается с подчиненным и так легко поддается на провокации (а ведь в открытом конфликте все понимают, что начальника провоцируют), они вряд ли будут его уважать.

Если столкновения избежать не удалось, руководителю стоит взять себя в руки, твердым, но спокойным голосом попросить сотрудника перейти в переговорную комнату, чтобы поговорить наедине. Как правило, уже по дороге эмоции немного улягутся — и можно будет спокойно назначить дату разговора о том, что случилось. Важно: разговор не нужно продолжать сразу, иначе конфликт разгорится опять. Назначьте дату и время, когда вы поговорите об этом с сотрудником. А к тому моменту успеете продумать линию поведения.

Вариант: пожаловаться вышестоящему руководителю

Сделать так — значит расписаться в собственной некомпетентности не только в глазах коллектива, но и в глазах вышестоящего начальника. Руководителю важно уметь управлять конфликтами, сохраняя ресурсное состояние отдела. Если каждый раз в такой ситуации бежать к тому, кто старше по должности, собственный управленческий навык никогда не выработается. Единственное, с чем стоит обратиться к вышестоящему руководству в этой ситуации, — с вопросом, знает ли он предысторию конфликта, если вам она неизвестна.

Вариант: выяснить потребности зачинщика конфликта

У любого конфликта, особенно такого масштабного, как бойкот, всегда есть причина. Значит, какие-то потребности зачинщика этого конфликта хронически неудовлетворены. Возможно, он чувствует несправедливость и таким способом привлекает к себе внимание.

Поговорите с ним наедине, постарайтесь понять, что именно заставляет его вести себя подобным образом. Александра из описанного выше примера узнала, что Олеся очень хотела быть на ее месте и чувствует несправедливость, но Александра ничего с этим знанием не сделала. Например, в такой ситуации можно поговорить с сотрудником о его будущем в компании, потому что вы как руководитель можете способствовать его продвижению по карьерной лестнице.

Вариант: признать значимость зачинщика конфликта

Это можно делать только в том случае, если конфликт уже погашен и вы знаете, чего на самом деле сотрудник этим конфликтом добивался. В противном случае такая линия поведения будет выглядеть заискиванием с вашей стороны. На общем собрании отдела покажите, как значим для вас именно этот человек, как его компетенции помогут всему отделу достигать целей. Вот увидите, сотрудник будет благодарен вам за публичное признание его профессионализма.

Вариант: перевести зачинщика конфликта в другой отдел

Это отличный вариант, если не удается прийти к мирному решению. Так бывает, когда два человека не могут найти общий язык, даже если каждый по-своему старается. При этом каждый из них может быть отличным специалистом в своем деле, но вот вместе работать у них не получается.

Вариант: уволить сотрудника

На самом деле это первое, что действительно хочется сделать руководителю в такой ситуации, но многие думают, что уволить скандалиста — значит проявить слабость.

На самом деле слабость — это продолжать со скандалистом работать. Если конфликт не погашен и отношения остаются напряженными, но вы продолжаете работать вместе, значит, вы как руководитель приняли его условия. И он не только вам, но и коллегам показал, кто здесь главный.

От этого решения и остальные вздохнут с облегчением: никому не нравится жить на поле боя между неформальным лидером и настоящим начальником.

Вариант: сложить с себя полномочия

Александре не только управленческих компетенций не хватило, но и целеустремленности, смелости, коммуникативных навыков. Возможно, такое решение для компании стало действительно лучшим — на освободившееся место был принят человек, который, несмотря на трудности, был готов к профессиональному росту.

Конфликт — трудная эмоциональная ситуация не только для руководителя. Но именно в конфликте раскрываются и ярче всего проявляются управленческие компетенции. Если вы попали в такую ситуацию, для вас это может стать и непростым испытанием, и хорошим уроком.

Правильный образ действий нужно выбрать с самого начала. Совершив несколько ошибок на старте, менеджер может обречь себя на тяжелую борьбу в течение всего оставшегося срока на новом месте. Самая тяжелая задача, с которой сталкиваются лидеры в первое время, – оставаться сфокусированным на действительно важных вопросах. Руководитель пытается освоиться и понять, как себя вести, а его уже засыпают новой информацией со всех сторон. Часто новички сразу же берут на себя слишком много и теряют драгоценное время. В таком случае полезно иметь список вопросов, которые помогут только что назначенным руководителям двигаться в правильном направлении. Их стоит задать себе не только при вступлении в новую должность – к ним нужно возвращаться снова и снова в течение всей карьеры.

Как я могу создавать ценность для компании?

Это ключевой вопрос. Почему именно вас назначили на эту должность? Каких достижений ожидают от вас все заинтересованные лица – и в какие сроки? Как ваши результаты будут оцениваться? Пытаясь ответить на вопрос о своей ценности для компании, имейте в виду, что правильный ответ не обязательно совпадет с тем, что вам говорили на собеседовании или в первые дни на работе. Более того, ответ может меняться с появлением новых условий или по мере вашего собственного развития. Также стоит помнить, что вам придется соответствовать требованиям не только непосредственного начальника, но и всех заинтересованных сторон, каждая из которых по-своему понимает, в чем должен заключаться успех. Важно составить для себя полную картину ожиданий разных людей, чтобы найти баланс и оправдать их по максимуму.

Какого поведения от меня ожидают?

Если вас не наняли специально для того, чтобы трансформировать организационную культуру фирмы, стоит попытаться понять наиболее важные нормы поведения и постараться соответствовать им. Воспринимайте культуру как иммунную систему организации. Ее задача – оградить социальный организм, которым является любая компания, от негативного влияния неправильного мышления или поведения. Нарушая ключевые нормы поведения, вы делаете это на свой страх и риск. И если вам не удастся вписаться в коллектив на ранней стадии, это может привести к изоляции и в конечном счете – к краху вашей карьеры. Стремясь понять ключевые нормы, имейте в виду, что на разных уровнях организации они могут отличаться. Поэтому успех будет во многом зависеть от вашего умения проявлять себя с разных сторон.

Почему начальнику противопоказан перфекционизм

Чьей поддержкой стоит заручиться в первую очередь?

Ваш успех будет зависеть от людей, на которых не распространяется ваше непосредственное влияние, поэтому необходимо искать союзников. Отправной точкой для этого может стать изучение политического ландшафта вашей новой организации и умение ориентироваться в нем. В чьих руках сосредоточены влияние и власть? Чья поддержка наиболее важна? Почему? Как только вы вычислите нужных людей, подумайте о том, как заручиться их поддержкой. Просто построить хорошие отношения обычно недостаточно. Вы должны понять, чего эти люди пытаются достичь и как вы можете им в этом помочь: взаимная выгода – все еще самая прочная основа для создания союзов.

Как добиться успеха уже на ранних стадиях?

Новоиспеченные лидеры часто заряжают людей энергией, добиваясь успехов вскоре после вступления в должность с помощью быстрых, но ощутимых улучшений работы организации. В случае успеха нововведений вы быстро подтвердите свой авторитет и заслужите право выступать с более радикальными изменениями организационной структуры. Определите наиболее перспективные направления для быстрых и действенных нововведений и постарайтесь воплотить их в жизнь с максимальной эффективностью.

Какие навыки нужно развить, чтобы преуспеть в новой роли?

Как сказал известный коуч руководителей Маршал Голдсмит, качества, которые помогли вам получить нынешнюю должность, не помогут забраться выше. Навыков и способностей, благодаря которым вас взяли на новую должность, часто недостаточно для того, чтобы в ней отличиться; более того, слишком велика опасность остаться в своей зоне комфорта. Иначе говоря, чтобы добиться максимальной эффективности в новой должности, вам придется заняться личным развитием. Это не исключает возможности быстрого и успешного старта, но чем скорее вы поймете, какие новые навыки необходимо развить, чтобы преуспеть на новом месте, тем лучше. Неспособность понять важность личного развития снижает потенциал вашего дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Вступая в новую должность, задайте себе эти пять вопросов – и продолжайте задавать их регулярно. Выделите для этого 30 минут в конце каждой рабочей недели и обдумайте, не изменились ли ответы. Это поможет вам оставаться на правильном пути на переходных этапах и в течение всей карьеры.

Об авторе: Mайкл Уоткинс – профессор Международного института управленческого развития (IMD), сооснователь компании Genesis Advisers

Самый первый вопрос, который нужно задать себе перед тем, как претендовать на руководящую должность – а зачем мне это? Зачем я хочу стать руководителем?

Кто-то идет за властью, кто-то за деньгами, кто-то за карьерой и перспективами – у каждого свои стремления и желания. Постарайтесь сформулировать свой ответ на этот вопрос, а мы пока поговорим о качествах, присущих настоящим руководителям, и расскажем, какие шаги можно будет предпринять.

Важные умения и навыки, чтобы работать руководителем

Принятие решений – старайтесь брать на себя ответственность за принятие решений, это пригодится вам в должности руководителя.

Творческое мышление – креативное или творческое мышление пригодится при решении рабочих задач. Например, для одной рабочей задачи можно придумать пять или более вариантов решения.

Аналитические способности – старайтесь понаблюдать за действиями своего руководства, анализировать решения и результаты, к которым они приводят.

Коммуникабельность – будущий руководитель должен уметь найти общий язык с любым из своих подчиненных. И не только – умение вести беседу пригодится и в разговорах с другими руководителями.

Лидерские качества – если вы не умеете, то придется учиться ставить цели, принимать решения, быть инициативным, развивать энтузиазм, легко адаптироваться к меняющимся условиям работы.

Стрессоустойчивость – думаем, что комментарии тут излишни. Сами понимаете, на вас будет лежать большая ответственность, вы должны противостоять всем рабочим штормам с завидной стабильностью и уверенностью.

Постоянное саморазвитие – повышайте уровень своих знаний, навыков и умений, не застаивайтесь, не упускайте шанс всегда научиться чему-то новому, оставайтесь компетентными.

Тайм-менеджмент – рабочих задач у вас будет предостаточно, поэтому учитесь управлять своим временем.

Делегирование задач – не стремитесь выполнять все действия сами, умейте их делегировать. Причем именно тем сотрудникам, которые могут выполнить задачи эффективно и быстро.

Знание современных технологий – цифровизация многих рабочих процессов идет только на пользу любому учреждению или компании. Необходимо уметь управляться с техникой и программным обеспечением.

Самодисциплина, самовоспитание – воспитывайте в себе надежность, оптимизм, самостоятельность, точность и т. д.

Избавьтесь от перфекционизма – идеал, к которому стремятся перфекционисты, недостижим. В погоне за ним вы можете многое потерять или испортить. Например, свою нервную систему.

Не старайтесь всем понравиться – смиритесь с тем, что руководство мало кто любит. Не стремитесь к всеобщей любви, это может привести к излишнему панибратству. Уважение подчиненных – вот к этому можно и нужно стремиться. Они могут вас не любить, но должны уважать.

В копилку полезностей можно добавить знания менеджмента и психологии.

Плюсы и минусы руководящей должности

Как и любая другая должность – должность руководителя имеет и плюсы, и минусы.

К плюсам можно отнести:

– Опыт. Попав в непривычные для себя условия, вы сможете приобрести новые умения, раскроете свои скрытые возможности.

– Власть. Это огромный плюс для тех, кто не любит, когда им руководят.

– Заработная плата. У руководителя заработная плата на порядок выше, чем у других сотрудников учреждения.

– Полезные связи, знакомства. По роду занимаемой должности вам придется пересекаться с людьми, которые также являются руководителями или занимают более вышестоящие должности. Помните, мы писали про коммуникабельность? Именно от вас зависит, сможете ли вы завязать с ними профессиональную дружбу или хорошее знакомство.

– Премия, социальный пакет. В государственном учреждении можно быть уверенным в завтрашнем дне. Премия, социальный пакет, все необходимые отчисления в пенсионный фонд для будущей пенсии, отпускные и т. д. – вам гарантированы.

– Возможность реализовать свои мечты, амбиции, раскрыть свой профессиональный потенциал.

Ну, а теперь о минусах:

– Ответственность. Вы несете ответственность за все, что происходит в вашем учреждении, за результат работы каждого из ваших сотрудников. Один за всех и все за одного.

– Многозадачность. Вам придется выполнять несколько дел сразу, к такому режиму нужно будет привыкнуть.

– Выбор между семьей и работой. Иногда приходится делать непростой выбор между семьей и работой в случае неожиданного аврала или форс-мажора, большой загруженности на рабочем месте.

– Вам придется забыть про дружбу с коллегами. Руководитель вынужден все время соблюдать служебную субординацию. Но опять же, вспомните, что мы вам говорили выше – вас могут не любить, сплетничать за спиной, интриговать и т. д.

Способны ли Вы стать руководителем?

Если вы находитесь на пути к получению руководящей должности, необходимо задуматься, а подходит ли эта новая роль именно вам. На каком-то этапе многие задаются вопросами: и о чем я только думал раньше? Как я сюда попал? Почему мне предложили эту должность? Так можно ли избежать участи попасть в ряды таких же несчастных "счастливчиков"?

Почти все мы переживаем в течение карьеры такой момент, когда необходимо определить свой следующий шаг. Люди часто спрашивают профессионального совета - не пора ли что-то изменить в своей профессиональной жизни? Вне зависимости от причины, преуспевают они или не очень, люди думают, что настало время перемен.

В других случаях, люди занимают должности или получают профессии по совету других людей. Может быть, родители хотели, чтобы их отпрыск стал врачом. А, может, супруга все время твердит, что ее муж способен на большее и должен продвинуться по карьерной лестнице?

Итак, оказывается, что для большинства людей (независимо от того, как они пришли к этой точке в своей карьере) это не было результатом тщательно продуманного и умело воплощенного плана.

Очень часто занимаемая должность не подходит именно конкретным людям. Они вполне могут преуспевать, но особого желания ходить на работу не испытывают.

Люди более успешны, когда делают то, от чего получают удовольствие. Чтобы помочь человеку определиться, ему необходимо ответить на несколько вопросов, которые позволят объективно взглянуть на ситуацию.

Для тех, кто подумывает, а не пойти ли ему в руководители, составлен перечень из 10 "предупреждающих" сигналов. Если хоть один из них заставил вас задуматься, возможно, руководящая должность не для вас.

1. Вы хотите всем нравиться

Многие люди лучше себя чувствуют, когда они нравятся большинству сотрудников, с которыми ежедневно контактируют.

Обычно таким людям не нравится, когда они узнают, что кто-то их не любит или не уважает.

Менеджмент - это вовсе не соревнование в популярности. Самые лучшие руководители должны предпринимать правильные действия, чтобы выполнить работу наиболее эффективно, и они знают, что для этого им придется просить или заставлять других что-то делать, что вовсе не добавляет им никакой популярности. Это нормальный ход вещей.

Если вы считаете, что всегда сможете всем угодить и при этом работать эффективно, эта должность не для вас.

2. Вы предпочитаете оставаться в тени и быть просто частью команды

Менеджмент предполагает принятие на себя роли лидера. Это означает, что вы должны принимать решения и заявлять о них другим.

Менеджмент, который всегда опирается на консенсус, хорошо работает только при решении отдельных вопросов, но редко бывает эффективным в течение длительного периода времени. В какой-то момент сотрудники захотят, чтобы их руководитель начал действовать самостоятельно.

3. Вам тяжело общаться

У сильных руководителей отлично развиты вербальные коммуникативные навыки.

Даже если офисы вашей компании разбросаны по всему миру, умение преподнести свою точку зрения перед лицом других сотрудников - главное качество продуктивной деятельности.

Если вы думаете, что вести диалог или проводить совещания с людьми, которых не очень хорошо знаете, довольно болезненное мероприятие, вы, будучи руководителем, все время будете попадать в затруднительные ситуации.

4. Вы заставляете себя провести нелицеприятный разговор с сотрудником

Каждый менеджер иногда вынужден разбираться с проблемой, которую создал сотрудник или сама компания. Решение таких вопросов, как внешний вид или ежегодная оценка производительности труда, всегда было не из легких. Но их все равно необходимо решать.

5. Вы не любите принимать жестких решений

Ежедневно менеджеры должны принимать различные решения. Это и так очевидно, но удивительно, как много людей считает это непосильной задачей.

Дело в том, что некоторые предпочитают, чтобы им говорили, что нужно делать. И они будут прекрасно работать, получив правильное направление деятельности.

Если вы предпочитаете получать готовые ответы и указания: как и что делать, вместо того чтобы самому раздавать задания, вам, скорее всего, не понравится роль руководителя. Посмотрите фактам в лицо прямо сейчас и продолжайте спокойно наслаждаться жизнью, оставаясь одним из членов команды.

6. Вам неприятно чувствовать себя "зажатым" между руководством и командой

Реальная, повседневная жизнь большинства руководителей состоит в том, что есть люди, которые находятся над ними, и те, которые находятся под ними.

Аналогично, те, кто находится ниже по должностной лестнице, хотят получить от менеджера нужное указание, совет, помощь и отзыв о своей работе. Обе эти "составляющие" могут по разным причинам "выходить из строя", забывать все то хорошее, что вы для них когда-то сделали.

Если вы не хотите получать удовольствие, ежедневно прикармливая две стаи щелкающих зубами аллигаторов, тогда уже пора понять, что это совсем не ваш зоопарк.

7. Вы предпочитаете держаться в стороне, просто выполняя свою работу; когда люди смотрят на вас, вы сразу вспоминаете, сколько у вас изъянов

Чтобы быть наиболее эффективным, хороший руководитель должен быть на виду.

Если вы не хотите, чтобы кто-то внимательно изучал вашу внешность, манеру говорить, прическу, стиль руководства и умение ровно вести дела в самый разгар рабочего дня, тогда вам не стоит и начинать бороться за руководящее кресло.

8. Словесная дуэль на совещании - это не ваш способ получить удовольствие, и вы чувствуете себя некомфортно, когда приходится вставать и выступать на собрании

Вы когда-либо замечали, как у некоторых всегда под рукой есть готовый ответ на любой вопрос? А тех людей, которые не боятся публичных выступлений?

У таких людей всегда находятся нужные слова и идеи по любому случаю.

Если вы начинаете беспокоиться, чувствуете растерянность, краснеете, или вас начинает бить дрожь, когда вас приглашают принять участие в дебатах или дискуссии по выработке какой-то идеи, то вам не стоит пытаться получить должность, требующую хороших коммуникативных навыков.

9. Вы не любите работать сверх нормы

Большинство людей хочет иметь работу, которая бы им нравилась, достойно оплачивалась и была бы нормированной. Вряд ли можно надеяться на последнее, если человек решил стать руководителем.

Печальная статистика, но у многих людей почасовая оплата снижается, если они заняли должность руководителя. Повышение, которое они получили, становится менее значительным, когда они начинают проводить на работе целые дни или работать дома и без выходных.

10. Вы не могли бы никогда никого уволить, потому что, в конце концов, всем нужна работа

Один менеджер из компании по разработке программного обеспечения признался, что проведение ежегодной оценки персонала для него равносильно походу к стоматологу. Он считает, что его начальник и HR-отдел постоянно ждут от него действий по улучшению деятельности команды или каких-то изменений.

Как и многие организации, его компания борется за высокую производительность труда, и от него хотят каких-то действий, способных продемонстрировать, что в компании плохим работникам слоняться без дела не позволяют. Ему говорят, что действительно ответственным работникам не нравится, когда они видят людей, занимающих рабочие места, но ничего не делающих.

Если что-то из вышесказанного заставило вас потянуться за успокоительным, тогда не стоит пока стремиться в начальники.

Читайте также: