Степенной посадник какие обязанности

Обновлено: 16.06.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 10 посадник

ПОСА́ДНИК -а; м. В Древней Руси: наместник князя для управления городом, областью или выборный глава гражданской администрации (в феодальных республиках). Княжеский п. Новгородский п.

◁ Поса́дничий, -ья, -ье. П-ьи сыновья.

поса́дник - 1) наместник князя в землях Древнерусского государства X-XI вв.

2) Высшая государственная должность в Новгороде в XII-XV вв. и Пскове в XIV - начале XVI вв. Избирался из знатных бояр на вече.

онцифор лукинич

Онцифо́р Луки́нич (? - 1367), новгородский посадник (1350-54) из известной боярской фамилии. В 1354 провёл реформу новгородского посадничества. Усадьба Онцифора Лукинича обнаружена при археологических раскопках.

псковская республика

Пско́вская респу́блика - государство по рр. Великая, Нарова, озерам Чудское и Псковское, в составе Новгородской республики до середины XIII в., юридически до 1348. Столица - Псков. Господствовал вечевой строй, князья подчинялись совету бояр. Отразила агрессию Ливонского ордена в XIII-XV вв. В 1510 территория включена в Русское государство.

ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА - ПСКО́ВСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА, государственное образование на Руси во второй половине 13 - начале 16 века с центром в городе Пскове. В период распада Древнерусского государства (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) на самостоятельные княжества (12 в.) Псков с прилегавшими к нему территориями по реке Великой, Чудскому и Псковскому озерам, реке Нарове вошел в состав Новгородской республики, сохранив автономные права, в том числе право самостоятельного управления пригородами, древнейшим из которых был Изборск (упоминается в летописях под 862). В 1240-1242 годах Псковская земля была ареной борьбы с Ливонским орденом. Мобилизация сил на борьбу с внешним врагом имела свои следствием и усиления значения и политического веса Пскова.

С середины 13 века он становится фактически самостоятельным, особенно после победы над Ливонским орденом под Раковором (1268). Обособление Псковской республики юридически оформил Болотовский договор (1348), по которому новгородские бояре отказались посылать в Псков своих посадников. Только в церковном отношении Псков по-прежнему зависел от Новгорода.

На псковских землях издавна существовало пашенное земледелие, было развито рыболовство. Из ремесел были наиболее развиты кузнечное, строительное, ювелирное дело. Развитие обмена внутри Псковской земли, торговля с Новгородом и другими русскими городами, с Прибалтикой и Западной Европой способствовали тому, что Псков стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Руси. В отличие от Новгородской республики, в Псковской земле не было крупных землевладельцев, владения светских феодалов, как и владения псковских монастырей и церквей, были меньше и раздробленнее, чем в Новгороде. Сложившиеся в Псковской республике социальные отношения нашли отражение в своде законов - Псковской судной грамоте.

вече

-а, ве́чем, мн. ве́ча, ве́чей, с.

Собрание горожан в древней и средневековой Руси для обсуждения важнейших дел, а также место такого собрания.

Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. вѣче ← вѣтъ ‘совет’, ‘договор’, ст.-слав. вѣштє, о.-слав. * větje).

Вече возникло из племенных собраний славян. Наибольшее развитие получило в русских городах во второй половине XI-XII вв. с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., заключением договоров с другими землями и княжествами, принятием законов. Вечевые собрания созывались по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определенной периодичности. Вече не было подлинным народовластием, фактическая власть принадлежала феодальным и городским верхам, однако оно предоставляло народным массам возможность воздействовать на политическую жизнь.

ВЕ́ЧЕ -а; ср. В некоторых городах Древней Руси в 10 - 15 вв.: народное собрание для решения общественных дел (объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.п.); место такого собрания. Новгородское в. Собрать в. // Ирон. О шумном, многолюдном собрании. Семейное в. Устроили тут в.!

◁ Вечево́й, -а́я, -о́е. В. колокол. В-ая площадь.

ве́че - народное собрание на Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие - в русских городах второй половины XI - XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI вв.

ВЕЧЕ - ВЕ́ЧЕ, (от старославянского вет - совет), народное собрание в древней и средневековой Руси 10-14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) местная знать пыталась использовать вече для ограничения власти киевского князя. Вечевые собрания получили наибольшее развитие в городах с ослаблением княжеской власти в период распада Древнерусского государства со второй половины 11 - 12 веке.

В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Великом Новгороде - под 1016, Киеве - под 1068 год. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких, а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с соседними землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определенной периодичности.

гридин

ГРИДИН - муж., ·стар. гридни мн. телохранитель княжий, воин отборной дружины, гвардеец, нукер, трабант. Грид, гридьба, гриди жен., собир. то же, княжья дружина, гвардия, конвой. В новг. до XI века, что в Москве боярские дети, войско посадников, тысяцких, наемное, служилое, городское войско; позже это то же, что земские, земецкие люди на жалованье, с поместьем. Гридня, гридница жен. покой или строения при дворце княжеском, для гридней: приемная, сборная, где древние князья принимали запросто.

| В свадебных песнях (где молодые величаются всегда князем и княгиней), комнату, в которой играют свадьбу, также называют гридницей. Он (князь, ·т.е. молодой) по светлой гридне похаживает, на свет-княгиню поглядывает.

| Гри(ы)дня орл.-болх. изба, избенка, лачуга. Хоть растопись, а все гридня холодная.

ярослав владимирович мудрый

ЯРОСЛАВ (Георгий - Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? - 20 февраля 1054 ?), Великий князь киевский (с 1019).Происхождение. СемьяСын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью).Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.Борьба с братьямиПо версии событий, нашедшей отражение в "Повести временных лет", киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками.

древнерусское государство

Социально-политический строй

Политическая история

На рубеже 11-12 вв. в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров - Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси.

Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).

Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских).

Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традициؠхудожественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 - начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях - деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241).

Со второй половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 - начало 12 вв.) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-1050, Полоцке, 1044-1066) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими - купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора.

В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия (см. АЛИМПИЙ), которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.

Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в.

В это же время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, восстановлен заново) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.

Художественная культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ (владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос формы.

в древней Руси называлось должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника; завладевая каким-либо городом или краем, князь выражал свое право на вновь присоединенный округ тем, что оставлял там П. Случалось, однако, и так, что П. находился в городе во время личного пребывания там князя; так было, напр., при Ярославе в Новгороде. Впрочем, быть может, это относится только к данному месту, так как именно в этом крае — в Новгороде и Пскове — судьба посадничьей должности была несколько особая, и когда говорят о П., то обыкновенно имеют в виду, главным образом, новгородского. П. в Новгороде сперва также назначались князем, но после ссоры новгоодцев со своим князем Всеволодом Мстилавичем должность эта становится выборной и П. из лица, подчиненного князю, превращается в главного представителя Велиого Новгорода, является силой, контролирующей князя. В цветущее время новгородской жизни П. был посредником между народом и князем; без П. князь не мог ни судить, ни управлять, ни водить в поход новгородцев. "Новгородская печать П." прикладывалась ко всем новгородским грамотам. П. созывал вече (кроме тех случаев, когда оно сходилось по собственному почину), предводительствовал войском, укреплял Новгород и его пригороды, вел переговоры с соседями Новгорода, вместе с тысяцким вводил в дом св. Софии на сени нового владыку, т. е. передавал ему управление новгородской церковью. П. избирались исключительно из наиболее знатных боярских семей; число родов, из которых избирались П., не превосходит, за все время самостоятельной жизни Новгорода, 40. П., таким образом, de facto являлись представителями высшего класса новгородского общества, класса крупных капиталистов, в противоположность тысяцкому (начальнику новгородской "тысящи"), который, хотя также избирался из боярских фамилий, но главной обязанностью которого была забота о низшем слое населения. Срока должности П., как и других должностей в Новгороде, определить нельзя. Скорее всего можно предположить, что его избирали бессрочно, с правом сменять во всякое время, как скоро вече найдет его непригодным.П., находившийся в должности, назывался степенным. Степенный П. всегда был один; только под конец независимого существования Новгорода упоминается особый владычный П. Значение степенного П. было так велико, что нередко новгородды управлялись одним П., оставаясь без князя; князь не мог сменить П. Степенный П., сложив с себя должность, продолжал носить звание П., иногда с прибавлением эпитета старого. "Старые П." занимали видное место в правительственном совете, который составлялся из должностных лиц и бояр и держал в своих руках почти все дела Великого Новгорода; с другой стороны, они являлись иногда главами определенных партий, враждебных господствующей в данное время. Зачастую они снова были избираемы в П. степенные. В Пскове до XV в. П. были назначаемы из Новгорода. Превратившись, с указанного времени, в выборных, они пользуются в общине теми же правами и значением, как и в Новгороде. Более демократический строй псковской жизни наложил, однако, на эту должность особый отпечаток. Во-первых, не так строго соблюдалось правило избрания П. из боярских фамилий; во-вторых, власть П. была поставлена под более действительный контроль веча. Чаще сводился с должности степенный П., большее значение имели старые П.: в Пскове им иногда от веча давались такие же полномочия, какими по должности пользовался степенный П. Кроме того псковичи придумали целый ряд ограничений посадничьей власти; они избирают иногда по два степенных П., а с половины XV в. сокращают срок их должностных функций до одного года. В Новгороде до самого конца его самостоятельной жизни П. продолжал играть видную роль; в Пскове значение этой должности свелось на нет и вся власть сосредоточилась в руках веча. Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), вел. кн. Иван Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни П., ни веча; решив покончить с самостоятельностью Пскова (1510), вел. кн. Василий Иванович потребовал только отказа от веча и даже не упомянул о П. в своем последнем требовании от вольного Пскова. Ср. Костомаров, "Северно-русские народоправства"; Беляев, "Очерки из русской истории".

Смотреть что такое ПОСАДНИК в других словарях:

ПОСАДНИК

ПОСАДНИК

ПОСАДНИК, -а, м. В Древней и средневековой Руси: наместник князя, атакже (в феодальных республиках) выборный глава гражданской администрации.Новгородский п. II прил. посадничий, -ья, -ье. смотреть

ПОСАДНИК

посадник м. 1) Наместник князя для управления городом или областью (на Руси IX-XIII вв.). 2) Выбранный вечем правитель города.

ПОСАДНИК

посадник м. ист.posadnik (governor of medieval Russian city-state, appointed by prince or elected by citizens)

ПОСАДНИК

посадник наместник, должность, гостомысл, глава Словарь русских синонимов. посадник сущ., кол-во синонимов: 5 • глава (63) • гостомысл (1) • должность (23) • наместник (20) • старшина (16) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: глава, гостомысл, должность, наместник. смотреть

ПОСАДНИК

ПОСАДНИК, первонач. наместник князя в землях, входивших в состав Древнерус. гос-ва. Впервые термин "П." встречается в "Повести временных лет" под 997. смотреть

ПОСАДНИК

Посадник — в древней Руси называлось должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника; завладевая каким-либо городом или краем, князь выражал свое право на вновь присоединенный округ тем, что оставлял там П. Случалось, однако, и так, что П. находился в городе во время личного пребывания там князя; так было, напр., при Ярославе в Новгороде. Впрочем, быть может, это относится только к данному месту, так как именно в этом крае — в Новгороде и Пскове — судьба посадничьей должности была несколько особая, и когда говорят о П., то обыкновенно имеют в виду, главным образом, новгородского. П. в Новгороде сперва также назначались князем, но после ссоры новгоодцев со своим князем Всеволодом Мстилавичем должность эта становится выборной и П. из лица, подчиненного князю, превращается в главного представителя Велиого Новгорода, является силой, контролирующей князя. В цветущее время новгородской жизни П. был посредником между народом и князем; без П. князь не мог ни судить, ни управлять, ни водить в поход новгородцев. "Новгородская печать П." прикладывалась ко всем новгородским грамотам. П. созывал вече (кроме тех случаев, когда оно сходилось по собственному почину), предводительствовал войском, укреплял Новгород и его пригороды, вел переговоры с соседями Новгорода, вместе с тысяцким вводил в дом св. Софии на сени нового владыку, т. е. передавал ему управление новгородской церковью. П. избирались исключительно из наиболее знатных боярских семей; число родов, из которых избирались П., не превосходит, за все время самостоятельной жизни Новгорода, 40. П., таким образом, de facto являлись представителями высшего класса новгородского общества, класса крупных капиталистов, в противоположность тысяцкому (начальнику новгородской "тысящи"), который, хотя также избирался из боярских фамилий, но главной обязанностью которого была забота о низшем слое населения. Срока должности П., как и других должностей в Новгороде, определить нельзя. Скорее всего можно предположить, что его избирали бессрочно, с правом сменять во всякое время, как скоро вече найдет его непригодным. П., находившийся в должности, назывался степенным. Степенный П. всегда был один; только под конец независимого существования Новгорода упоминается особый владычный П. Значение степенного П. было так велико, что нередко новгородды управлялись одним П., оставаясь без князя; князь не мог сменить П. Степенный П., сложив с себя должность, продолжал носить звание П., иногда с прибавлением эпитета старого. "Старые П." занимали видное место в правительственном совете, который составлялся из должностных лиц и бояр и держал в своих руках почти все дела Великого Новгорода; с другой стороны, они являлись иногда главами определенных партий, враждебных господствующей в данное время. Зачастую они снова были избираемы в П. степенные. В Пскове до XV в. П. были назначаемы из Новгорода. Превратившись, с указанного времени, в выборных, они пользуются в общине теми же правами и значением, как и в Новгороде. Более демократический строй псковской жизни наложил, однако, на эту должность особый отпечаток. Во-первых, не так строго соблюдалось правило избрания П. из боярских фамилий; во-вторых, власть П. была поставлена под более действительный контроль веча. Чаще сводился с должности степенный П., большее значение имели старые П.: в Пскове им иногда от веча давались такие же полномочия, какими по должности пользовался степенный П. Кроме того псковичи придумали целый ряд ограничений посадничьей власти; они избирают иногда по два степенных П., а с половины XV в. сокращают срок их должностных функций до одного года. В Новгороде до самого конца его самостоятельной жизни П. продолжал играть видную роль; в Пскове значение этой должности свелось на нет и вся власть сосредоточилась в руках веча. Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), вел. кн. Иван Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни П., ни веча; решив покончить с самостоятельностью Пскова (1510), вел. кн. Василий Иванович потребовал только отказа от веча и даже не упомянул о П. в своем последнем требовании от вольного Пскова. Ср. Костомаров, "Северно-русские народоправства"; Беляев, "Очерки из русской истории". М. П—ов.

ПОСАДНИК

ПОСА́ДНИК, а, ч.1. іст. У Київській Русі – намісник князя.Старші дружинники [в Київській Русі] посилювали свій вплив на великокнязівську владу. З них с. смотреть

III. Должностные лица

Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было во всей Русской Земле, и не составляло исключительного достояния Великого Новгорода. В других землях посадник является лицом, имеющим значение княжеского наместника: случалось, что князь, принимая город и край под свою власть, удерживал его за собою тем, что сажал там посадника. Так Владимир Мономах сажал своих посадников по Дунаю. В городе Владимир-на-Волыни Святополк, захвативший этот город от князя Давида Игоревича, посадил своего посадника Василя. Когда Мстислав Изяславич занял Торческ, то посадил там посадника. Слово посад на южнорусском языке означает возведение в сан, дарование власти. Так в южнорусских свадебных церемониях, которые носят живой образец удельного сжлада, новобрачный с невестою, в знак почести, и сажается на посол. Слово посадник на юге и на севере могло иметь различное происхождение; на севере оно, быть может, находится в теснейшей связи с названием посад, означавшим вообще жилое место. В Новгороде и Пскове — не так как на юге — посадник был правитель, выбранный народом, а не назначенный князем: здесь слово посадник могло означать лицо, управлявшее посадом. Тогда, быть может, под теми посадниками, о которых говорится, что их отправлял киевский князь в Новгород, скорее следует разуметь наместников — посадников в южнорусском значении, а не а севернорусском. Но посадники новгородские существовали независимо от тех, которых южные летописи именовали посадниками. Так Ярослав князь был в Новгороде и в его пребывание лично находился там посадник; тогда как в других землях, где посадник означал княжеского наместника, коль скоро находился князь, посадника при нем не было.

До окончания свободы новгородской всегда был один только посадник. Из того, что в летописях в последние два столетия (XIV и XV) стали упоминаться несколько посадников разом, заключали, что число посадников увеличилось: вместо одного стало два, потом пять, наконец десять. Но здесь недоразумение. Только пред концом независимости упоминается о существовании и особого владычнего посадника. Посадник в Новгороде всегда был один. В древности посадники избирались на неопределенное время; смена посадника была, некоторым образом, наказание. Так в 1243 году умерший в посаднической должности был в ней тринадцать лет. Впоследствии стали чаще сменять посадников, так что, по свидетельству -Ляннуа, посещавшего Новгород в начале XV-ro века, каждый год происходил выбор. Посадник, оставляя должность, не лишался ее имени. Еще в XIII веке, под 1257 годом, говорится о смерти Анания, бывшего прежде посадником, и он носит это название, между тем назад тому был третий год, как он лишился самой должности. В 1417 году Юрий Онцифорович назван посадником, хотя он был перед тем более года нем и, конечно, не мог исправлять должности. В ином месте человек, уже удалившийся в монастырь, назван посадником только потому, что прежде посадничал. Таким образом, название посадника, прежде означавшее исключительно правителя, стало, как уже было объяснено, означать особое сословие или класс. О единстве посадника правительствующего говорит ясно то, что всегда и в тех случаях, когда упоминается о многих посадниках в одно и то же время, является такое лицо, которое, называясь посадником, действительно управляет Великим Новгородом; например, бывшие посадники и тысячские сопровождают в 1416 году владыку, поехавшего к митрополиту на посвящение в Москву, а посадник с тысячским, — действительно управлявшие, — встречают по их возвращении. Грамоты всегда писались от имени одного посадника и тысячского, а не многих. Когда упоминается о каком-нибудь событии, то для объяснения, когда оно совершилось, приводится имя правившего тогда посадника, так точно, как в Риме это делалось по имени консулов. Посадник правительствующий назывался степенный.

Во Пскове в XV-м пеке было два степенных посадника. Но в XII 1-м, XIV-m и первой половине XV-ro не видно двух степенных посадников разом; напротив, один посадник указывается, как один правитель для означения времени, вместе с князем, в таких выражениях: при "псковском князе (таком-то), при посаднике (таком-то)". С конца XIV-го века являются и во Пскове, как в Новгороде, много лиц, носивших в одно и то же время звание посадников, но они отличались от степенного, который все-таки был один. В 1397 году являются разом два посадника, Сысой и Роман, но в то же время упоминается о степенном посаднике, который назывался Захарий Костроминич; также упоминается четыре посадника в 1406 и 1407 гг. — в последнем из годов этих указывается степенный посадник Юрий Филиппович. В 1416 голу во Пскове упоминается разом о пяти, в 1431 — о многих посадниках разом, когда в то же время был один главный — Юрий Тимофеевич. При заключении мира, при отправке посольств — везде деятелями посадники, но главный или степенный существует особо от них. Так в 1434 году посадник Се-ливерст Леонтьевич ездил заключать мир с Новгородом, а когда приехали новгородцы во Псков, для окончательного постановления, там был главный или степенный посадник Иван Сидорович. Трудно решить, упоминаемые, кроме степенного лица, носившие звание посадники псе ли были старые посадники, или же, быть может, между ними разумелись некоторые посадники пригородов, или же, кроме посадника степенного и посадников в пригородах, существовали еще должности с названием посадников. Несомненно только, что во Пскове, как и в Новгороде, бывший раз степенным посадником, по сложении с себя этой должности, продолжал носить звание посадника. Т ак бывший степенным посадником в 1402 году, Ефрем, называется посадником и в 1407, хотя степенным был в то время иной. Носившие звание посадников занимались разными общественными делами, напр., в 1418 году, из числа упомянутых в 1416 г. пяти посадников, один занимается устройством мостовой во Пскове, а другой со своею дружиною получил поручение заключить договор с новгородцами. Там, где происходит дело, касающееся целого Пскова, или же производится целым Псковом, всегда упоминается один посадник, напр., в 1442 г. по делу о построении церкви всем Псковом, упоминается вместе с князем один степенный посадник Юрий Тимофеевич. В 1450 году хотя говорится разом о нескольких посадниках, встречавших владыку Евфи.мия вместе с боярами, но для означения временя, когда случилось это самое событие, упоминается один посадник с прибавлением эпитета — степенный: "при князе псковском Василии Васильевиче и при посаднике степенном Федоре Патрнкеевиче". В 1453 году, также по поводу приезда владыки, упоминается один только степенный посадник. То же в 1462 и в 1463 годах; но в 1464 году является в первый раз двое посадников в таких случаях, когда прежде следовало быть одному, как представителю всего Пскова на вече, именно: целовали крест на вече два посадника: Максим Ларио-нович и Игнатий Логинович, с сотскими; а в следующем 1465 году упоминаются уже два посадника, с названием степенных (князь псковской Иван Александрович и посадники степенные — Леонтий Макарьевич и Тимофей Васильевич). Посадники степенные стали часто переменяться во Пскове с XV-ro века. В XIV-м мы, напротив, встречаем одного посадника в продолжение нескольких лет. Так посадник Селога был в этой должности в 1327, в 1330 и умер в звании посадника в 1338 году. Захарий Костроминич был посадником в 1395 году и пребывал в этой должности до 1401 года, когда скончался. После его смерти посадники стали переменяться чаще, но, должно быть, раньше него, т.е. прежде 1395 года, посадники менялись не по вине, а входило в обычай недолго оставлять их в должности, потому что при жизни и при посадничестве Захария упоминаются лица со званием посадников. Нередко в летописи трудно бывает и добраться, какой из упоминаемых разом нескольких посадников был степенный.

Случалось, что одно и то же лицо было посадником несколько раз, например: в 1442 году был степенным посадником Юрий Тимофеевич; в 1450 году был степенным посадником Федор Патрикеевич, а в 1453 г. снова степенным был Юрий Тимофеевич. В 1462 г. был степенным посадником Максим Ларионович, но он, вероятно, был уже раз прежде в этой должности, потому что в 1459 г. отправился в помощь Новгороду с войском и назван посадником. В один и тот же год сменялись и опять возводились в должность степенного посадника одни и те же лица. Так в 1462 г. был степенным посадником Максим Ларионович, потом является Зиновий Михайловия, а осенью того же года опять Максим Ларионович. Он был недолго, ибо в следующем году степенным был Федор Никифорович, а за ним в том же году явился Зиновий Михайлович, бывший посадником в предшествовавшем году.

Вместе со степенным посадником в Новгороде обыкновенно выбирался и степенный тысячекий, хотя это, кажется, не было законом. Впоследствии, когда и тысячеких стали выбирать часто, прежние тысячекие удерживали свое название, и оно, так же как и название посадников, обратилось в значение сословия: и бывшие прежде тысячскими назывались старыми тысячскими. Находясь в своей должности, посадники и тысячские получали содержание с особых сборов, назначенных с некоторых волостей. Так под 1411 годом встречается жалоба Герпиловского погоста крестьян на посадника и тысячекого вечу, что они стали с них брать поборы не по старине; и вече дало жалобникам грамоту, чтоб с них брать по старине. Этот побор назывался поралье посаднице и тысячекого. Из этой грамоты видно, что Терпилов-ский погост платит по 40 бель, четыре сева муки и 10 хлебов, и этот налог был неизменен по закону.

Вместе с владыкою, верховным правителем церковных дел и начальником духовенства, степенные посадник и тысячекий составляли троичность государственного представительства Великого Новгорода. Когда великий князь Иван Данилович хотел оказать честь великому Новгороду, то выразил это тем, что сделал пир для этих трех представителей его правительства.

Выше мы заметили, что около посадника и тысячекого бояре, а между ними преимущественно старые посадники и тысячские составляли правительственный совет. Вероятно, они-то назывались во Пскове дружиною посадников.

Кроме политического представительства народной власти, которое выражалось во внешних сношениях, посадник и тысячекий, нередко в соучастии с владыкою, закладывали города, заведовали финансами, распределяли начальства по волостям, имели над ними наблюдение и отправляли суд. В Псковской судной грамоте указывается, что посадник, точно как и князь, не мог отменять распоряжений своего предшественника. Это простиралось вообще на решенные дела и правые грамоты[69]. Пользуясь своим правом, посадник не мог вести тяжбы за другого: это распространялось не только на степенного, но и на всякого, носившего звание посадника[70]. Нередко посадники упоминаются на войне, как предводители, но, кажется, надобно разуметь в такой должности старых посадников. Необходимо было присутствие посадника в городе, и если в самом деле степенные посадники ходили на войну, то вече должно было выбирать другого или поручать кому-нибудь эту должность в его отсутствие. Она и поручалась, вероятно, в таком случае, старым посадникам. Точно так же и на суде, вероятно, были посадники старые, ибо из судной грамоты пидно, что не один, а несколько лиц, носивших звание посадников, занимались потом судом[71].

Степенный посадник имел свою печать, которою утверждал грамоты и дела, производимые в его управление. Старые посадники, будучи судьями и исполняя разные служебные поручения, считались в общественных должностях, были как бы помощниками степенного и разделяли их труд. Из Псковской судной грамоты видно, что во Пскове степенный посадник, оставляя должность, должен был оканчивать после того те судные дела, которые были им начаты во время исправления должности[72]. В этом правиле заключается повод удерживать звание посадника тому, кто перестал быть степенным. В чем состояла должность тысячекого и отличие ее от должности посадника, определить трудно, потому что во всех случаях, когда встречаются известия о первом сане, упоминается и о последнем. Он участвует в заключении договоров, во внешних сношениях, в делах общественных, предводительствует войском: в последнем случае, быть может, надобно разуметь старых тысячских. По некоторым чертам, сохранившимся в старых памятниках, можно заключить, что тысячекий имел специальное назначение заведывать преимущественно простым или черным народом. Так в грамоте Всеволода церкви Иоанна-на-Опоках говорится, что князь поставил святому Ивану от житых людей старость, а от черных тысячекого. Суд у тысячекого был особый, чем у посадника; и когда при суде посадника был наместник великого князя, в суд тысячекого последний не мешался. Очень может быть, что это произошло от того, что наместник княжий присутствовал на суде для собрания части судных пошлин, следуемой князю; а так как тысячекий судил черный парод, то чернь, как бедная масса, была освобождена от пошлин. Во Пскове тысячекого не было. Псков был прежде пригородом Новгорода, а в пригородах нигде не встречается тысячекий. Во Пскове по старине и осталось. Слово тысячекий, конечно, соединяется с числовым делением у славян вообще; тысяча изображает не только строго это число, но неопределенно самое большое количество и делится на сотни, изображающие меньшие и также неопределенные количества. В договорной грамоте с Ярославом Ярославичем в 1265 г. посылается поклон от посадника тысячекого и всех сотских. Во многих договорных грамотах неоднократно употребляется выражение: "а купец пойдет в свое сто, а смерд в свой погост ; из этого, по-видимому, можно было бы заключить, что деление по сотням принадлежало собственно торговому классу: купцы были разделены по сотням, и, следовательно, имели своих сотских. Но и другие классы также разделены были на сотни. В 1398 году в грамоте Двинской Земле от Василия Дмитриевича говорится об одном сотском на всю Землю. В 1230 году имущество осужденных вечем было разделено по стом; нельзя предполагать, чтоб здесь участвовали одни купцы. В XV веке упоминаются сотские в каждом селе (в грамоте с Казимиром 1471 г.). В старину сотские были почетные люди и отправлялись послами; например, к великому князю Всеволоду в 1195 году отправлены были посадник и сотский.

Во Пскове сотские являются представителями Пскова во внешних делах и заменяют тысячекого; так, например, в 1464 году при заключении мира с немцами целовали крест во Пскове степенный посадник и сотские. Кажется, что название сотские имело два значения: обширное и тесное; в первом мы встречаем одного сотского на всю волость; на Двине сотский равнялся в своей земле тому, что значил тысячекий для всего Новгородского края. Сотские в тесном значении, как в городе, так и в селах, как кажется, заведывали порядком. По крайней мере впоследствии, уже по уничтожении свободы, сотские, вместе с подиненными им пятидесятскими и десятскими наблюдали за порядком, ловили воров и разбойников и предавали суду. Вероятно и прежде сотские в селах имели такое же значение; из договорной грамоты Новгорода с Иваном Васильевичем видно, что сотские не могли судить. В Псковской судной грамоте сотские производили обыски по делам, относящимся к бою, грабежу и к поземельным спорам о границах: все это полицейские обязанности. Неизвестно, существовали ли пятидесятские и десятские, — может быть, и пятидесятские были; но вероятнее всего можно предположить существование десятских, потому что исстари где были сотские, там и десятские, например, в Киеве в начале XII века; разделение по дворам на сотни и на десятки, которое известно как повсеместное в XVI веке, должно быть древнее.

Кроме сотских существовали старосты. Учреждение старост чрезвычайно древнее, —• еще под 1016 годом упоминаются старосты, ходившие с Ярославом па Святополка; о них говорится вместе с смердами и это заставляет предполагать, что то были сельские начальники. В 1228 году говорится о Душильце, старосте липнинском, которого хотели убить новгородцы. Липна был один из подгородных посадов, следовательно, подгородные посады управлялись старостами. Везде по волостям были старосты, как это видно на Двине, из грамоты Андрея Александровича (1294-1304 г.). В переговорах последнего великого князя Ивана Васильевича с Новгородом великий князь потребовал дани с землевладельцев и поименовал в том числе старост. Старосты, везде по общему русским понятию, были хозяйственными начальниками. Так, в церкви Иоанна-на-Опока.х уставлены были старосты от житых людей. В Новгороде были пятиконецкие старосты, т.е. от концов; по числу последних их было пять; они, между прочим, заведывали торговыми мерами. Над улицами были свои улицкие старосты, и в других частях города; — напр., в XI 1-м веке упоминаются побсрежские (в грамоте Всеволода Иоанну-на-Опоках) старосты. Во Пскове купцы делились по рядам и каждый ряд имел своего старосту. В псковских пригородах, селах и волостях — везде были старосты. Равным образом, были старосты в губах — пограничных волостях — и назывались "губскими старостами". Старосты в волостях заведывали разверсткою повинностей и всякими сборами и хозяйственными расходами; от этого существовало выражение "к старосте тянути", означавшее подлежание государственным повинностям. Вообще, при всяком предприятии, при всяком соединении лиц с одною целью, выбирался староста. Администрация старост должна быть другая, чем сотских, потому что в судной грамоте говорится: "а будет навадка от конца, или от улицы, или от старосты, или от ряду". Из этого видно, что разделение на сотни было особое от разделения на концы и улицы, которыми заведывали старосты, а также от разделения на ряды.

Подвойский исправлял разного рода поручения; неоднократно является он гонцом с объявлением воли веча. Подвойские звали к суду; как в городе Подвойские, так в волостях исправляли эту должность "позовники". Встречается еще название "иэветники"; судя по имени, может быть, это были доносчики по преступлениям, как это существовало у южных славян. Для размежевания земель, в случае спора, посылались межники . Чиновники, извещавшие народ о распоряжениях, созывавшие на войну, назывались "биричи" : они исправляли вообще должность созывщиков, посыльщиков, а также брали под стражу. Биричи были как в городе, так и в волостях, и побуждали к исполнению повинностей. Приставы были общее название лиц, которым власти поручали какое-нибудь судебное или распорядительное действие. Таким образом, если нужно было послать в дом привести к крестному целованию женщину, то посланные для этого назывались приставами". Выборные судьи на суде княжеского тиуна назывались приставами". Если тяжущиеся были недовольны судьями, или докладчиками, то брали от веча лиц, которым поручалось поверить их действия, — и эти лица назывались приставами. В Псковской судной грамоте, напр., "приставами" называются те, которым от князя и посадника поручалось по чьей-либо жалобе делать где-нибудь обыск, по поводу подозрения в воровстве; когда владелец жаловался на изорника, который сбежал у него с земли, не покончив с ним счетов, то брал у князя и посадников "приставов", которые распоряжались, при старостах и сторонних людях, продажею имущества бежавшего; равным образом "приставы посылались для осмотра имущества умершего без потомства изорника. Вообще, во всякого рода делах, когда надобно было посылать куда-нибудь, посланный назывался "приставом". Деныдики были чиновники, отправлявшиеся для собрания дани в провинции, неустроенные еще по славяно-русскому образцу и населенные инородцами, платившими дань Великому Новгороду. Предводители военной рати назывались вообще воеводами; это имя не означало постоянного, определенного звания или сана, а значило военачальника вообще. Впрочем, когда предводительствовал начальник с высшим саном, например, тысячекий, то другие предводители, начальствовавшие отрядами, назывались воеводами.

Недавно я писал об удельном порядке на Руси в XIII–второй половине XV вв. Совершенно другой дорогой в это время шла в своем развитии Новгородская земля. Отправляясь также от исходных условий Киевской эпохи, от князя и веча, она пришла не к господству князя-вотчинника, а к боярской республике (условный термин).

Как это случилось? Новгородская земля заселилась и объединилась экономически и политически силами самого общества. В XII–XIV вв. горожане, сельское население, монахи колонизовали огромные пространства русского севера до Белого моря и Кольского полуострова. Роль князей в этом была ничтожна и выражалась только в военном содействии колонизации. Затем сыграла свою роль географическая удаленность Новгорода от южной Руси, где сосредоточивались главные интересы князей. Не будучи предметом княжеских распрей, Новгород мало-помалу освободился от давления князя и мог на просторе развивать свой политический быт. Общий упадок княжеской власти в XII в. способствовал тому, что новгородцы привыкли обходиться приглашением к себе сменных князей, которые были связаны с новгородцами определенными обязательствами (совсем обойтись без князя тоже не могли, т.к. княжеская власть была необходимым атрибутом политической самостоятельности и государственного управления). Во второй половине XII в. Новгород приобрел еще и церковную самостоятельность — с 1156 г. новгородцы стали сами выбирать себе архиепископа.

Государственное устройство Новгородской и Псковской республик

Так в самом ходе исторического развития Новгорода развились и окрепли три главные особенности новгородской политической жизни: договорные отношения с князем, вечевой характер верховной власти и выборность городской администрации.


Договоры или ряды с князьями, скреплявшиеся крестным целованием, упоминаются в летописи уже с XII в. Но их условия известны только со второй половины XIII в. Новгородцы обязывали своих князей начальствовать над войском, управлять городом и вершить суд с ведома и под контролем городского посадника — высшего должностного лица в Новгороде. Князь получал на свое содержание строго определенный доход. Князь и его дружина не имели права приобретать в собственность земли и людей и даже жить в Новгороде (их пристанищем было Городище под Новгородом).


Князь был обязан дать новгородским купцам льготы для торговли в своем уделе и вести собственные торговые дела через посредничество Новгорода. В Пскове, который в XIV в. обособился от Новгородской земли, князь назначался главой посольств к иностранным державам. Таким образом, в этих договорах князь предстает не верховным государем, а лишь временным управленцем, являющимся в Новгород за известную плату защищать землю и вершить суд. Поэтому относительно каждого князя договоры предусматривали порядок его прибытия, когда он по обычаю получает дары, и порядок отбытия, когда он этих даров не получает.

Верховной властью в Новгороде и Пскове было вече. Это не был постоянно действующий орган власти.


Вече созывалось от случаю к случаю для обсуждения и решения важнейших дел. Созывал вече обыкновенно посадник или тысяцкий, реже — князь, они же предлагали круг обсуждаемых вопросов. На вече сходились все свободные граждане – бояре (родовая аристократия, владельцы земель), житьи люди (землевладельцы, занимавшиеся торговлей, но не входившие в состав родовой знати), купцы, духовенство, черные люди (городские ремесленники, торговцы), жители пригородов — областных городов. Решение выносилось не правильным голосованием, а, так сказать, на слух, по силе крика. Часто вече разбивалось на непримиримые партии, и тогда собрание выливалось в ожесточенную драку на Волховском мосту. Победители проводили свое решение дела, вечевой дьяк записывал решение веча, а владыка (архиепископ), посадник, тысяцкий и другие должностные лица прикладывали свои печати.

Какие же дела решались на вече? Все, которые входили в область верховного управления. Вече объявляло войну, заключало мир и договоры с иностранцами. Вече также законодательствовало, утверждало законы, в том числе церковные. Вече отправляло суд по важным политическим преступлениям, судило, например, посадников. В Пскове на вече судились иногда и важнейшие уголовные преступления — поджог, кража, конокрадство и волхование. Наконец, вече избирало и сменяло должностных лиц.

В число этих лиц входили:

1. Посадник — глава исполнительной власти. Как представитель города, он охранял его интересы при князе. Без него князь не мог судить новгородцев и раздавать волости. В отсутствие князя посадник управлял городом, часто предводительствовал войском и вел дипломатические переговоры с иностранными державами. Он также собирал вече и председательствовал на нем. Определенного срока службы для посадника долгое время не было, он правил до тех пор, пока его не отставляло вече. Но в XV в. его начали выбирать на год. Хотя теоретически в посадники мог быть избран каждый полноправный гражданин Новгорода и Пскова, в действительности должность посадника исправляли представители нескольких известных боярских фамилий. Например, в XIII-XIV вв. из потомков рода боярина Михаила Степановича избрано было 12 посадников. Посадник не получал определенного жалованья, но пользовался известным доходом с волостей (так называемое поралье).

2. Тысяцкий был начальником городского полка — тысячи (наряду с полком в новгородское войско входили княжеская дружина и владычен полк — дружина архиепископа). Ему подчинялись сотские, предводители сотен. В Пскове роль тысяцкого играл второй посадник. В противоположность посаднику, тысяцкий был представителем низших слоев горожан. В мирное время тысяцкий был начальником городской полиции и представителем торгового суда. Он делил с посадником некоторые функции — исполнял дипломатические поручения, руководил сбором веча. Как и посадник, тысяцкий получал за службу поралье.

3. Новгородский архиепископ, у которого был свой церковный суд и свое войско, играл важную роль в управлении городом, во внешних сношениях Новгорода с другими русскими княжествами и иностранными государствами.

Высшие должностные лица образовывали правительственный совет, который предварительно обсуждал все дела и предлагало вечу готовые проекты законов и решений, а также издавало постановления по текущим делам, не требовавшим обсуждения на вече. В Новгороде он носил название совета господ, а в Пскове — господа (господин — почетный титул, которым свободные люди чтили вышестоящих должностных лиц; в отличие от государя — хозяина). Состав его определился, в конце концов, таким образом: в него вошли владыка, степенные посадник и тысяцкий (то есть ныне действующие, от слова степень — помост на вечевой площади), сотские, старосты концов, старые (преждевыборные) посадник и тысяцкий, а также биричи (бирючи) — исполнители судебных и административно-полицейских поручений.

Местное управление. Управление областями

Кроме посадника и тысяцкого, существовали еще территориальные власти, органы местного самоуправления. Новгород и Псков делились на самостоятельные административные единицы — концы. В Новгороде их было пять (три были населены купцами и черными людьми, два — аристократией), в Пскове — шесть. Высшим органом кончанского управления были свои кончанские веча. Они избирали кончанских старост, судей, ведали местными делами. В пределах концов существовали более мелкие административные образования — сотни (их было по две в каждом конце), которые в свою очередь делились на улицы, со своими выборными улицкими старостами.



За пятинами находились новгородские волости, или земли, имевшие отличное от пятин устройство. Этими колониальными областями Новгород управлял не так, как пятинами, и притом не всеми одинаково. Среди них самое видное место занимали Заволочье, или Двинская земля, лежавшая за водоразделом бассейна Онеги, Западной Двины и Волги. Управление этим краем до XIII в. носило военный характер: для сбора дани туда ежегодно направлялись военные экспедиции новгородцев. В XIII-XIV вв. здесь появилось гражданское управление. Из Новгорода присылалось сюда двое посадников, которые жили в Холмогорах. На суде посадников со стороны двинян всегда присутствовал сотский, один на всю Двинскую землю, а по делам финансовым представителями местных интересов были старосты, избиравшиеся отдельными волостями.

Все остальные владения Новгорода на севере — Пермская, Печерская, Югорская и др. земли все время оставались на том же положении, в каком находилось Заволочье до XIII в.: новгородцы не имели там постоянных органов администрации, но посылали ежегодно даньщиков в сопровождении вооруженных отрядов для сбора дани.

Слабость государственного устройства Новгорода и Пскова

Таким образом, причина падения Новгорода и Пскова была не только внешняя — усиление Московского княжества, но и внутренняя. Если бы не было Москвы, Новгород и Псков, в конце концов, стали бы жертвой какого-нибудь другого соседа — Польско-Литовского государства или Швеции. Сами же новгородцы никогда не претендовали на то, чтобы стать объединяющим центром всех русских земель. Следовательно, никакого "республиканско-демократического" выбора развития у Руси не было. Московское самодержавие было естественным венцом исторического развития Русской земли.

Читайте также: