Старший преподаватель получил должность доцента какая мобильность

Обновлено: 04.07.2024

В разные периоды своей жизни в Университете работники СПбГУ предпочитают разные сферы деятельности.

Некоторые ученые и преподаватели переходят на административные должности. Другие, наоборот, из администраторов становятся преподавателями. Третьи предпочитают заниматься только научными исследованиями. Четвертые увлечены исключительно работой со студентами и аспирантами. Иногда эти переходы связаны с возникшими трудностями при прохождении конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников.

Университет предоставляет различные варианты дальнейшего взаимодействия (соглашение о сотрудничестве, переход на административную должность с возможностью возврата в ряды преподавателей, переход на должность профессора-консультанта, переход на должность доцента-практика и др.).

Вариант первый. Переход на должность профессора-консультанта

Профессор Д. И. Баркан убежден, что его новые обязанности очень важны.

Во-первых, я должен делиться своим профессиональным опытом не только с коллегами-менеджерами, но и с работниками других направлений Университета. Например, недавно ко мне обращались математики с просьбой помочь им коммерциализировать тот интеллектуальный продукт, который они получают. И я как специалист-маркетолог с удовольствием готов им помогать. Ведь теперь я стал консультантом для всего Университета. Во-вторых, теперь у меня больше времени, чтобы представлять Университет во внешнем мире, проводить консультации по запросу внешних организаций. И, в-третьих, как профессор-консультант я могу помогать в продвижении Университета в СМИ в качестве эксперта по маркетингу и управлению продажами.

Профессор Д. И. Баркан

Педагогическая нагрузка его изменилась. Как объяснил профессор Д. И. Баркан, постоянных учебных курсов он не ведет. Заведующий кафедрой маркетинга при распределении нагрузки членов кафедры может поручать ему — написать рецензию на рукопись или руководить работами аспирантов. Его богатый профессиональный опыт может эффективно использоваться для обучения и воспитания студентов, аспирантов, молодых коллег.

Вариант второй. Индивидуальное соглашение о сотрудничестве

До 29 февраля 2016 года А. В. Тулуб был профессором кафедры квантовой химии СПбГУ, но ему не хватило публикаций для участия в конкурсе на замещение должности профессора (по данным ГУОРП, он опубликовал пять статей за три года вместо требуемых шести; конкурс на должность профессора кафедры квантовой химии не состоялся). Профессор А. В. Тулуб является членом двух диссертационных советов, работающих на базе СПбГУ: по теоретической и математической физике и по физической химии, и активно участвует в работе этих диссоветов.

5 апреля профессор А. В. Тулуб приходил на прием к ректору Н. М. Кропачеву с просьбой найти решение, которое позволит ему использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своих научных исследований. По результатам разговора ректор поручил начальнику Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву заключить соответствующее соглашение с профессором А. В. Тулубом. Соглашение было заключено 28 апреля, и теперь профессор имеет возможность использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своей научной работы (Материалы приема граждан от 22.03.2016, п. 1; от 05.04.2016, п. 3).

Вариант третий. Переход на должность доцента-практика

Несколько лет назад ученый совет филологического факультета обратился к ректору с просьбой — найти правовое решение для введения должностей преподавателей-практиков. Такое решение было найдено и реализовано в 2012 году (Материалы ректорского совещания от 10.10.2011, п. 7). За последние четыре года количество преподавателей-практиков растет (в 2013 году — 86; в 2014 году — 301; в 2015 году — 752; в 2016 году — 819).

В договоре преподавателя-практика нет требований вести научную работу. В требованиях к кандидатам на эту должность нет наукометрических критериев. В то же время преподаватель-практик имеет полное право претендовать на научные гранты, использовать научное оборудование СПбГУ для проведения своих научных исследований и получать доплаты за публикационную активность. У работника, замещающего должность преподавателя-практика, впоследствии могут появиться основания претендовать на должность научно-педагогического работника или научного сотрудника. В этом году по предложению директоров и деканов был расширен перечень должностей преподавателей-практиков: решением ректора введена должность доцента-практика (см. материалы ректорских совещаний от 25.07.2016, п. 4; от 05.09.2016, п. 2). Должность доцента-практика вводится по решению директоров институтов и представлению деканов факультетов, исходя из целей реализации образовательных программ. Она может быть предложена доцентам Университета, которые хотели бы сконцентрироваться на учебной работе.

Т. Л. Ким работала доцентом кафедры статистической физики, а с 20 октября переведена на должность доцента-практика. Она ведет семинар по статистической физике и термодинамике в шести группах, семинар по кинетической теории газов и читает два курса лекций. Ее педагогическая нагрузка в этом семестре пока не будет меняться. Она считает, что на новой должности она сможет больше времени и сил уделять преподаванию, а не научной деятельности.

Среди универсантов (в том числе и тех, что учили меня в студенческие годы) есть блестящие преподаватели, которые не внесли большого вклада в науку. И есть сильные ученые, которые с большим трудом находят контакт со студенческой аудиторией. Мне нравится преподавать, это у меня хорошо получается, и я буду делать это с удовольствием. А что касается науки, то необходимое количество статей я публиковала, но не в высокорейтинговых журналах. Преподавательская работа мне ближе.Доцент Т. Л. Ким

Вариант четвертый. Переход на административную должность

Вариант пятый. Переход на административную должность и возврат к научной и преподавательской деятельности

В 2010 году профессор кафедры общей и неорганической химии C. П. Туник принимал активное участие в обсуждении правил организации ресурсных центров Университета, которые как раз тогда начали формироваться в СПбГУ. У него был опыт работы в ведущих зарубежных университетах Великобритании, Швеции, Канады, США, Испании и Финляндии, где он видел, как организована работа аналогичных сервисных структур, так называемых core facilities. В августе 2010 года ректор предложил профессору С. П. Тунику заняться организацией ресурсных центров Университета, заняв должность проректора. И неожиданно для самого себя Сергей Павлович согласился: ему было интересно создавать современный Научный парк (которого тогда еще не было в Университете и даже названия такого не существовало).

Чуть позже, уже в процессе закупок, ремонта и подготовки помещений для его установки, пришло осознание того, как важно было создать единую инфраструктуру Научного парка СПбГУ, систему управления и единые правила работы, удобные для пользователей, которые объединили бы все ресурсные центры в эффективно работающий организм. Проректор С. П. Туник проводил эту работу вместе с С. В. Микушевым, с которым он начинал работу по созданию структуры Научного парка в Петергофе и впоследствии пригласил на должность директора Научного парка СПбГУ.

В феврале 2013 года С. П. Туник был назначен проректором по научной работе СПбГУ. Новый этап карьеры был для него и сложным, и интересным. Кроме организации работы в естественнонаучных направлениях, интересно было понять, какие особенности имеют научные исследования в гуманитарных и социальных областях знания, как мотивировать исследователей в этих сферах на поиск современных тематик научной работы и публикацию результатов в журналах высокого уровня. Именно в то время Университет полностью перешел на конкурсное финансирование научно-исследовательской деятельности, включая не только финансирование научных проектов в рамках трех направлений конкурсов, но и финансирование поездок на конференции, организацию собственных научных конференций, компенсацию затрат на публикацию результатов в международных журналах высокого уровня и, наконец, разработку правил доплат работникам Университета за публикационную активность.

И вот теперь новый этап: летом 2016 года проректор вновь вернулся к научным исследованиям.

Об успешности работы научной группы профессора С. П. Туника говорит и полученное ими внешнее финансирование по двум крупным научным проектам (два гранта РНФ на три года каждый), и публикационная активность молодых коллег и обучающихся, работающих в этой группе. Студенты-химики из группы С. П. Туника уже активно участвуют в получении результатов для публикаций самого высокого уровня и являются соавторами статей, публикуемых на английском языке в международных научных журналах. Они прекрасно осведомлены о том, какого уровня статьи где публикуются, и готовы трудиться для того, чтобы их работа увидела свет в журнале с более высоким импакт-фактором, хотя для этого нужно провести дополнительные исследования и получить дополнительные данные.

Сазонов В.Ф. Должности, степени и звания в вузе [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2014: [сайт]. Дата обновления: __.__.201_. URL: http://kineziolog.bodhy.ru/content/uchebnyi-referat (дата обращения: __.__.201_). Понятие о научных, учебных и производственных "титулах" сотрудников вуза.


Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил.

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

Министерство просвещения в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Что это означает на практике, изменится ли зарплата и порядок аттестации таких учителей, разбираемся в нашей статье.

Учитель – старший учитель – ведущий учитель

Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Сейчас в школах существует возможность только горизонтального роста педагогов. Учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) – учитель первой категории – учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей.

Авторы НСУР говорят о введении модели вертикального роста преподавателей. Она состоит также из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник).

Приводим таблицу, наглядно иллюстрирующую распределение функционала учителей:

Добавим, что для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет для получения должности старшего учителя и 10 лет – ведущего. Кроме этого, понадобится пройти аттестацию. О ней ниже.

Зачем все это нужно

Министр просвещения О. Ю. Васильева считает, что НСУР поможет молодым специалистам получать аттестацию раньше, чем в нынешних условиях. А еще выпускников педагогических вузов очень выручит институт наставничества в рамках НСУР, когда опытные преподаватели будут помогать своим молодым коллегам.

Аттестация и зарплата: что с ними будет

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоят как минимум два вопроса. Повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и прохождения аттестации?

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг),
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы.

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы.

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Мнение учителей

Вот что говорят сами педагоги:

Ольга Москалькова
НСУР могли придумать только те, кто сидит в кабинете перед компьютером. А попробуйте провести шесть уроков (до 14.30), когда даже и в туалет некогда сбегать. Потом подготовиться на завтра еще к шести урокам, да чтобы все были с учетом ФГОС и УУД. Плюс проверка тетрадей, ежедневная внеурочка и консультации.
Бесконечные олимпиады, конкурсы, семинары, конференции, вебинары. Ежедневно письма из Минпроса, чтобы срочно везде приняли участие. И это все делает один учитель! А все эти письма приходят с огромным опозданием, так что времени на подготовку чаще всего не бывает.
А еще подготовить номер художественной самодеятельности с классом к очередному празднику и на субботник выйти срочно. Разобраться с прогульщиком и провести беседу с очередной мамочкой, которая недовольна, что ее дитятке плохую отметку поставили. Список можно продолжить…
И если у вас еще хватит времени на НСУР, то вы, наверное, терминатор. Какой уж тут отдых и личная жизнь…

Алексей Зайцев
Это кому нужны наставники, если средний возраст российского педагога – примерно 50 с чем-то лет? А в педагогический университет от нашего района поступил только один человек в этом году, да и то по направлению. Учителей не хватает, советское поколение уже заканчивается, работают все на 1,5–2 ставки. Пока не будут платить достойную зарплату за 18 часов в неделю, о качественном образовании можно только мечтать.

Галина Железнова
У нас в школе есть, к счастью, молодые педагоги. Но наставничество все они воспринимают как попытку задавить их творчество и даже практически как оскорбление. Вот так.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Кто главнее: проректор, декан или заведующий

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: