Есть ли в россии коррупция

Обновлено: 17.05.2024

Тема борьбы с коррупцией присутствует в повестке дня при любой власти практически все 27 лет постсоветской жизни. Однако создается впечатление, что чем больше говорят об этом, тем меньше происходит изменений. В чем же дело и на каком этапе находится Россия сейчас?

Можно ли говорить о начале новой кампании по борьбе с коррупцией или эти факты — простое совпадение? Или, может быть, они свидетельствуют о том, что коррупция вышла на новый, всеохватный уровень? Тема борьбы с коррупцией присутствует в повестке дня при любой власти практически все 27 лет постсоветской жизни. Однако создается впечатление, что чем больше говорят об этом, тем меньше происходит изменений. В чем же дело и на каком этапе находится Россия сейчас?

Коррупция как институт

Кроме того, в сфере повышенного внимания правоохранительных органов находятся отдельные регионы, представляющие особый интерес для государства, как тот же Крым или Краснодарский край. Все, что за пределами этого сектора, фактически отдано на откуп сложному сочетанию административного ресурса и частного капитала, во взаимодействии между которыми и происходят те или иные формы незаконного сотрудничества.

Но никакие аресты не способны понизить уровень коррупции. Она вполне терпима на низовом уровне: население охотно вовлекается в разного рода нелегальные сделки. А на высшем уровне, как показывают дела последнего времени, например дело Алексея Улюкаева, распространено представление о том, что ни мораль, ни закон не писаны, а смысл работы заключается в максимальном личном обогащении.

Таким образом, причина коррупции — не отсутствие необходимых законов, не плохая работа правоохранительных органов, но ментальность российского общества. А ее переделать или изменить гораздо труднее, чем арестовать десять или даже сто чиновников или прокуроров. Терпимость к нарушениям закона происходит из многих причин. Тут и бедность, которая мотивирует обогащение любой ценой, и этический релятивизм, и национальные традиции (причем в разных регионах страны они могут доходить почти до требования совершения коррупционных действий), и несовершенство правоприменительной практики, создающей иллюзию неуязвимости.

Для чего нужны аресты

Возвращаясь к последним арестам, можно сказать, что они не способны кардинально изменить ситуацию в стране. Коррупция еще очень долгое время будет оставаться неустранимым фактором. Любые же действия властей в этом направлении, их отчеты о задержании коррупционеров следует расценивать в первую очередь как пиар-акции.

Кремлю выгодно на данном этапе представить дело так, что взяточничество активно искореняется. Неуспех на местных выборах в сентябре показал, что население не доверяет не только региональной, но и назначающей ее федеральной власти. А затянувшийся экономический кризис вкупе со все нарастающими санкциями Запада означает, что до повышения жизненного уровня еще очень далеко. Так что в подобной ситуации показать что-то реально позитивное можно едва ли не только подобными арестами.

Разумеется, все сводить к одной рекламной кампании нельзя. В современной России, где целью власти является удержание ее вертикали, Кремль не может снисходительно взирать на коррупционную активность хотя бы потому, что она посягает на его полномочия, перехватывает часть его ресурсов. Однако в целом все это напоминает пресловутую борьбу кита со слоном, то есть воображаемое противостояние двух мощных сил, которые на самом деле действуют в разных пространствах.

Коррупция за последние двадцать лет уменьшилась там, где она наиболее раздражала людей и лезла в глаза, — в сфере обслуживания населения, выдачи им справок, иных необходимых бумаг и т. д. Тут достижения бесспорны, хотя в этом случае жителей скорее донимали бюрократия и формализм, чем коррупционные поборы. Эта низовая коррупция была малоемкой. Основные обороты происходили и происходят на уровне среднего и крупного бизнеса. Здесь ситуация упирается в вышеотмеченную ментальность вкупе с неправовым характером действий самого государства и стремлением его представителей к скорому обогащению. Например, приход нового губернатора оборачивается почти повсеместно массовыми увольнениями, перестройкой аппарата и прочей кадровой чехардой. Закон о госслужбе не соблюдается. В результате чиновник, который не может планировать свою карьеру надолго, вынужден думать не о работе, а о том, как ему воспользоваться выпавшим на короткий срок служебным положением.


Независимым взглядом

Опрос “Левада-центра”** показал: 39% россиян считают коррупцию самой острой проблемой власти и управления в нашей стране. Как крайне неблагоприятную оценивают ситуацию с коррупцией в России и международные эксперты. Так, недавно был опубликован рейтинг индекса коррупции по версии организацией TRACE International, являющейся мировым лидером в повышении антикоррупционных стандартов.

Рейтинг составлен по четырем показателям: взаимодействие бизнеса с правительством; антикоррупционные законы и их правоприменение, прозрачность деятельности органов власти и потенциал гражданского общества по контролю за деятельностью госорганов.

Россия заняла 134 место из 194 — ее оценили чуть хуже, чем Того, и чуть лучше, чем Китай. Отметили эксперты и отрицательную динамику Российской Федерации — в прошлом году она занимала 127 позицию.

Примерно такая же картина — в рейтинге Индекса восприятия коррупции, который ежегодно публикует международное антикоррупционное движение Transparency International. Он составляется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.

По итогам 2020 года Россия заняла в нем 128 место из 180 стран, набрав 30 баллов из 100 возможных. Столько же баллов — у Азербайджана, Габона, Малави и Мали. Кстати, РФ свои позиции несколько улучшила — в 2019 она была на 137 месте с 28 баллами. Тем не менее, эксперты отмечают, что уровень восприятия коррупции в Российской Федерации очень высок.

Коррупция в законе

С заявлением международных экспертов о точечных изменениях в российском антикоррупционном законодательстве, как ни странно, согласны российские парламентарии. Бессменный председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заявлял, что работа комитета над совершенствованием законов носит “точечный характер”, так как в стране же сформировано “современное, устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение”.

И действительно, о масштабном совершенствовании антикоррупционного законодательства в период работы Думы седьмого созыва говорить не приходится. Так, за пять лет поправки в закон “О противодействии коррупции” принимались всего дважды и носили незначительный характер. Значимыми можно назвать изменения в закон “О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации”, вводящие ответственность за непредотвращение конфликта интересов и подачу недостоверных сведений о доходах имуществе. Правда, изначально планировалось лишать депутатов и сенаторов мандатов, но до этого дело не дошло — ограничились освобождением от руководящей должности или просто предупреждением.

Зато депутаты одобрили в первом чтении правительственные законопроекты о нечаянной коррупции — они предполагают освобождение чиновников от ответственности за коррупционные нарушения, совершенные по не зависящим от них обстоятельствам.

Еще одна, безусловно, антикоррупционная инициатива, — это запрет на двойное гражданство для госслужащих. Этот закон был принят Думой в апреле в связи с изменением Конституции РФ. При этом, при обсуждении этих изменений вносилась инициатива запретить чиновникам иметь за границей объекты недвижимости. Что интересно, это предложение поддержал президент РФ Владимир Путин, но в проект поправок к основному закону эта новация не вошла — ее не приняла Госдума. Кстати, попытки провести эту норму через парламент предпринимаются с 2012, но безуспешно — депутаты, у многих из которых зарубежная недвижимость имеется даже в официальных декларациях, одобрять ее не хотят.

Еще более давнюю и безуспешную историю попыток пройти через парламент имеют закон о лоббизме и два положения ратифицированной Россией в 2006 году Конвенция ООН против коррупции — о защите прав заявителей о коррупции и уголовной ответственности за незаконное обогащение для госслужащих.

Вряд ли этими новациями заинтересуется недавно избранная Дума восьмого созыва, но, судя по всему, антикоррупционной повесткой депутаты все же займутся в связи с утверждением Владимиром Путиным Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Как сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента, Совет Госдумы одобрил план мероприятий по противодействию коррупции на тот же период, и одним из главных пунктов этого плана стали “мониторинг российского законодательства о противодействии коррупции и подготовка предложений по его совершенствованию”.

А пока законодательная власть строит планы, исполнительная принимает решения, которые, если и скажутся на уровне коррупции, то только в сторону увеличения. Яркий пример — распоряжение Михаила Мишустина, согласно которому с 1 января 2022 года силовые ведомства — Росгвардия, ФСО, Минобороны, ФСБ и СВР смогут засекречивать абсолютно все госзакупки, даже не имеющие никакого отношения к обеспечению безопасности страны.

Неуклонный рост

Между тем, обвинения международных экспертов в том, что системная борьба с коррупцией в России подменяется единичными уголовными делами, вступают в противоречия с заявлениями руководителей правоохранительных органов.

Так, председатель СКР Александр Бастрыкин, подводя итоги работы ведомства за 9 месяцев текущего года, сообщил, что из переданных в суды 70,6 тыс. уголовных дел 7,4 тыс. касались коррупции. При этом к уголовной ответственности были привлечены более 700 человек, обладающих особым правовым статусом.

Генпрокурор Игорь Краснов, отчитываясь за тот же период времени, отметил, что сотрудники надзорного ведомства направили в суды более 3 тыс. исков об изъятии средств у коррупционеров на общую сумму 53 млрд рублей. Из них почти 35 млрд рублей приходится на обращение в доход государства имущества, которое чиновники приобрели на неподтвержденные доходы.

Ранее Генпрокуратура заявила о росте числа выявленных преступлений коррупционной направленности в январе — феврале 2021 на 11,8%. Примерно половина из этих деяний связаны со взятками. По сравнению с 2020 годом количество коррупционных преступлений увеличилось с 6,3 тыс. до 7,1 тыс., из которых на взяточничество пришлось 3,5 тыс.

Ответят замы

Ежедневно за взятки и махинации задерживают до десятка чиновников, практически каждый день выносятся приговоры по делам с коррупционным составом. Но, в основном, это муниципальные служащие или далеко не первые лица в региональной власти.

Если брать федеральные ведомства, то на коррупции в этом году попались несколько заместителей руководителей, да и то бывших. Так, экс-замглавы Минпросвещения Марину Ракову обвиняют по двум эпизодам мошенничества — на исполнении госконтрактов и на фиктивном трудоустройстве — с общим ущербом 70 млн рублей. Бывшему замдиректора ФСИН Валерию Максименко, задержанному осенью 2020 за превышение полномочий, предъявили новое обвинение — в получении взятки на сумму 1,8 млн рублей. Второе уголовное дело — о легализации преступных доходов на сумму 674,4 млн рублей — возбудили против бывшего замминистра энергетики Анатолия Тихонова, ранее обвиненного в мошенничестве. А экс-замминистру спорта Геннадию Алешину вменили пособничество в растрате 14 млн рублей.

Обвиняемыми по коррупционным делам стали несколько глав подразделений федеральных министерств. Врио директора департамента планирования и координации обустройства войск Минобороны Марии Солодяжниковой и экс-главе департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Артемию Рожкову вменили мошенничество. Бывшая руководитель департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Ольга Колотилова и ее зам Ольга Покидышева были задержаны по делу о хищении 500 млн рублей на закупках медпрепаратов, директор департамента металлургии и стройматериалов того же министерства Павел Серватинский — по подозрению в превышении полномочий.

Москва и Россия

Вторых лиц субъектов федерации в коррупционных сводках несколько больше. Так, в марте были задержаны сразу два вице-премьера Ставропольского края: Романа Петрашова заподозрили в мошенничестве на 130 млн рублей, а Александра Золотарева — в нескольких эпизодах получения взяток в особо крупном размере. Также на взятке в 10 млн рублей попался вице-губернатор Белгородской области Евгений Глаголев. Зампреда совета министров Крыма Евгения Кабанова уличили в хищении из бюджета 57,6 млн рублей, а бывшего первого заместителя губернатора Ульяновской области Анатолия Озернова задержали по делу о хищении 15 млн.

По-прежнему неприкасаемыми для правоохранителей остаются чиновники администрации Сергея Собянина, хотя в Москве с ее почти трехтриллионным бюджетом возможности для коррупции открываются безграничные. Тенденцию безнаказанности, казалось бы сломал арест заместителя главы Департамента экономики и развития Москвы Леонида Костромы, задержанного с поличным при получении 4 млн рублей. Но, этот коррупционный скандал стал единичным случаем, а не началом зачистки московских чиновников.

Борьба с собой

Отдельно надо сказать о коррупции среди тех, кто должен с ней бороться по долгу службы. Безусловно, лидером по упоминанию в новостях на эту тему является МВД, причем больше всего взяток, судя по всему берут именно сотрудники антикоррупционных подразделениях ведомства Владимира Колокольцева и гаишники.

Кстати, именно с Госавтоинспекцией был связан самый резонансный полицейский скандал этого года. За взятки был задержан начальник управления ГИБДД Ставропольского края полковник Алексей Сафонов и ряд его подчиненных. По версии следствия, ставропольские гаишники выручили 19 млн рублей на торговле вип-пропусками для дальнобойщиков. Впрочем, судя по фотографиям особняка Сафонова с позолоченными унитазами и мебелью в дворцовом стиле, его незаконный заработок был намного больше.

Громким вышло и обвинение в коррупции главы УМВД по Камчатскому краю — о задержании и увольнении Михаила Киселева его подчиненным сообщил лично Владимир Колокольцев. Экс-главу регионального управления обвинили в получении особо крупной взятки и превышении полномочий. По версии следствия, за 2 млн рублей он скрыл факт изъятия неправомерно перевозимой рыбы и вернул ее предпринимателю.

Конечно, на коррупции попадались и прокуроры Игоря Краснова, и судьи Вячеслава Лебедева, и даже, хотя гораздо реже, чекисты Александра Бортникова. Но крупных скандалов не то что федерального, но даже и регионального значения этим ведомствам в текущем году удалось избежать.

Глушилка для общества

Если вернуться к заявлениям экспертов о независимых НКО и СМИ, играющих важную роль в противодействии коррупции, то придется признать, что за последний год ситуация с ними изменилась радикально и не в лучшую сторону.

Между тем, ярлык иноагента уже в 2021 получил целый ряд СМИ, пишущих о коррупции. Активное пополнение соответствующего реестра Минюста началось 23 апреля — в него были внесены “Медуза”* и ПАСМИ*. Они заняли в списке 18 и 19 строчки, а на данный момент там 99 позиций.

Так, в реестр Минюста были внесены учредители известных своими журналистскими расследованиями медиа The Insider*, “Важные истории”*, Bellingcat*, а также телеканала “Дождь”* и агентства “Росбалт”*. Интернет-ресурс “Проект” был признан нежелательной организацией. Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал сайты “Открытых медиа” и “МБХ-медиа”, уделявшие много внимания антикоррупционной повестке. Статус иноагентов получили и ряд журналистов вышеперечисленных изданий.

*Признаны Минюстом СМИ-иноагентами
**Признаны Минюстом НКО-иноагентами
***Признан экстремисткой организацией, запрещен на территории РФ


Коррупция для России уже не проблема, а огромное бедствие, накрывшее страну. Её уникальность заключается в том, что она находится на бытовом уровне — в развитых странах мира коррупция и преступность в сфере государственного управления в основном касаются либо криминальных сфер жизни — проституции, торговли наркотиками, либо лоббирования интересов больших корпораций и мало представлены на самом низовой уровне.

В России с коррупцией вы сталкиваетесь при контакте с полицейскими, следователями, участковыми врачами, чиновниками администрации и налоговых служб — на бытовом уровне. Коррупция проявляется в замене плитки на тротуарах, выдаче разрешений на ларёк и ремонтах крыш у школ — на уровне малого бизнеса.

Сегодня борьба с коррупцией сводится, в основном, к ужесточению наказания и в меньшей степени — к уничтожению институциональных причин коррупции.

Это самый простой, но малоэффективный путь. Наказание, его строгость и даже неотвратимость навряд ли дадут результаты в деле борьбы с коррупцией. Во-первых, мы видим, что этого не происходит, несмотря на многолетнюю, давайте быть честными, с конца 70-х годов прошлого века и до сего дня, но тщетную борьбу.

Во-вторых, надо понимать, что всю историю человечества наказание за кражи, убийства и прочие общеуголовные преступления преследуются строго и достаточно неотвратимо, но, несмотря на это, количество их существенно не сокращается

В чём же заключаются фундаментальные причины коррупции в России?

О них мы поговорим в настоящей статье.

Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда её представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.

По статистике уровень коррупции в России растёт с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.

Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК).

Мы на одном месте с такими странами, как Лаос, Непал, Казахстан, Иран и Украина. Не знаем, может, по доходам и по армии мы выше их, но, возможно, что у них не такой большой разбег по зарплатам, как в России.

Чем светлее оттенок, тем меньше коррупции (она носит более крупные и систематизированные масштабы), и наоборот. Самые коррумпированные области — темно-красного цвета.


В первом квартале 2017 года отмечено снижение преступлений экономического характера на 8%. Хотя, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные и расставленные объекты.

Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок — более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растёт противодействие коррупции — статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов.

Каковы же основные причины коррупции в России, которая превратилась в глобальную проблему?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА — ОТСУТСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕ ИДЕОЛОГИИ

Одним из генераторов коррупции в России является ст. 13.2 Конституции 1993 года, которая гласит:

Это положение влечёт за собой крайне отрицательные последствия, только одним из которых является коррупция.

Описанное в предыдущем абзаце —

— нормальный порядок работы государственного аппарата в любом нормальном в интеллектуальном отношении обществе;

— но это же — нарушение ст. 13.2 конституции РФ, поскольку представляет собой провозглашение государственной идеологии и установление её в качестве обязательной.

Такого рода возражения не могут быть приняты потому, что свобода граждан в выборе идеологии провозглашается в ст. 13.1, расположенной строчкой выше в тексте той же конституции:

И провозглашение этой свободы, естественно, подразумевает запрет государству на навязывание какой-либо идеологии обществу в качестве обязательной для всех граждан — иначе провозглашённое ст. 13.1 право не может быть реализовано.

Поэтому формулировка ст. 13.1 даёт основание полагать, что в ст.13.2 речь идёт не о Российской Федерации как о государстве, а именно о государственном аппарате и о запрете государственной идеологии, назначение которой — обеспечить слаженность работы государственного аппарата на основе описания предполагаемой политики государства однозначно понимаемым образом.

Т.е. в статье 13.2 налагается запрет на создание и развитие общедоступного для изучения информационно-алгоритмического обеспечения работы государственного аппарата, обеспечивающего единообразие и слаженность работы органов государственной власти на всех уровнях во всех регионах страны.

В противном случае ст. 13.1 и ст. 13.2 — две равнозначные редакции изложения одного и того же положения.

Поэтому как хотите:

— либо она — один из неиссякаемого (к сожалению) множества примеров того, что отечественные юристы настолько скверно владеют русским языком, что не способны выразить не очень-то сложную мысль однозначно понимаемым образом.


В политическом аспекте по сути своей ст. 13.2 на уровне конституции провозглашает отказ Российской Федерации от государственного суверенитета. Тем более это так, если ст. 13.2 рассматривать в сочетании со ст. 10, провозглашающей:

Дело в том, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной власти не обеспечивают реализацию полной функции управления, поскольку концептуальной власти в системе разделения трёх властей (законодательной, исполнительной и судебной) нет места.


Самовластный и надзаконный характер концептуальной власти делает невозможным её избрание или назначение на основе кодифицированных процедур порождения специализированных органов государственной концептуальной власти в системе разделения властей. Поэтому способов проникновения автократии концептуальной власти в государственное управление не много. Это:

— концептуальное самовластье главы государства;

Последнее — самый надёжный вариант реализации суверенитета общества и его государства. Но в любом из этих вариантов проникновения концептуальной власти в государственность концепция управления требует своего лексического выражения именно в качестве государственной идеологии, оглашающей цели политики государства, пути и средства их достижения, и её обязательности в качестве идейной основы дисциплины и самодисциплины работы государственного аппарата, на что ст. 13.2 ныне действующей конституции РФ налагает прямой запрет.

И для должностных лиц государства в их массе в этом случае готовность продаться — поведенческая норма, и вопрос только в том, какова вероятность безнаказанности за продажность.

Поскольку в безыдейном обществе готовность продаться распространяется по всей иерархии государственной власти с молниеносной быстротой, то безнаказанность обеспечивается с высочайшей вероятностью, если:

Противники идеологизации высказывают сомнение о поддержке её народом. Сомнение совершенно напрасно. Как показывают социологические опросы, 91% россиян считает необходимым выдвижение государственной идеологии. Ответ остается за властью. Готова ли она признать необходимость выдвижения государственной идеологии России?

И время выдвижения государственной идеи России пришло.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА — ЛИБЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Свой вклад в воспроизводство коррупции вносит и система образования, построенная либералами в 1990-е годы, точнее — её образовательные стандарты в области социологии, экономики, государственного и муниципального управления, теории государства и права, юриспруденции и содержание (точнее бессодержательность) построенных в соответствии с образовательными стандартами учебных курсов.

На наш взгляд, политика государства должна опираться на объективные закономерности, которым подчинено как развитие человеческого общества, так и деградация.

Объективные закономерности, которым подчинена жизнь человеческого общества (как в аспекте обеспечения безопасности, так и в аспекте разного рода угроз безопасности и заведомой вредоносности тех или иных видов деятельности), можно разделить на шесть категорий.


В каждой из них закономерности оказывают то или иное воздействие друг на друга, а также — и на закономерности других категорий, поскольку Мир един и целостен:

1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.

2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.

3. Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И вопреки мнению многих, закономерности этой категории выходят за пределы человеческого общества, а этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, — обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо. Соответственно отступничество от праведности — нравственности, свойственной Всевышнему, — главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.


4. Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.

5. Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.

6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.

«Спрашивается: Кто из депутатов разных уровней и сенаторов в состоянии рассказать о них и о том, как с ними согласуются разрабатываемые законопроекты и утверждённые законы?

Ответ на этот вопрос печальный: Никто.

Соответственно никто из них не сможет ответить и на альтернативный вопрос:

Эта проблематика вообще вне обсуждения в реальной политике, в обществоведческой науке, в учебных курсах школ и вузов, публицистике после того, как в 1953 году последовательно были убиты И.В.Сталин и Л.П.Берия и тем самым был начат ползучий государственный переворот, продолжительностью в 40 лет, завершившийся принятием конституции РФ 1993 года.

— Коррупция и злоупотребления властью не требуют владения какими бы то ни было общественно полезными знаниями и навыками: достаточно двух факторов — 1) корпоративной сплочённости желающих злоупотреблять властью в государственном аппарате и в сфере бизнеса и 2) наличия благоприятной социокультурной среды.

— А вот выявление и разрешение социально значимых проблем, противодействие коррупции и злоупотреблениям властью в управленческой деятельности в государственном аппарате и в экономике, а также — в процессе осуществления контроля граждан за деятельностью государства и бизнеса — требует кроме НЕПОДКУПНОЙ политической воли ещё и владения адекватными знаниями, обеспечивающими дееспособность.

Соответственно: искоренение коррупции требует ликвидации системы образования, обслуживающей либерально-буржуазную модель, и замещение её системой образования, дающей всем адекватные представления об объективных закономерностях бытия человеческого общества, на основе которых может быть построена политика устойчивого и безопасного развития в преемственности поколений.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — КОНФЛИКТ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-ВЛАСТИ


Ещё один генератор коррупции — конфликт государственной власти и бизнес-власти, иначе говоря, — так называемый конфликт гражданского общества и государства.

При этом в западной концепции гражданского общества есть и лицемерная, заведомо лживая, составляющая:

— И потом к этому признаку добавляет другие:

Цель всех этих преобразований — бюрократия, организационно структурированная на кланово-мафиозных принципах, должна стать самовластной и реально безответственной перед обществом и фактически неподконтрольной ему.

Понятно, что такая политика поддержки в обществе встретить не может. А при своём невежестве в области объективных закономерностей ранее названных шести категорий и нравственно-этических качествах бюрократия к иной политике не способна.

Что касается нелегального воздействия бизнес-власти на государственную власть — то подкуп чиновников и депутатов — один из инструментов как достижения ею своих целей в условиях господства всегда готовой к продажности бюрократии, так и способ дискредитации государственности самовластной бюрократии с целью её последующего свержения (по сценарию типа украинского) либо модификации под свои интересы. Но и в этом случае она остаётся подконтрольной глобальной олигархии, контролирующей ТНК, и её заправилам.

КАКИЕ НАДО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ?

на основе которых может быть построена и осуществлена политика устойчивого и безопасного развития.

2, Великая идея, способная сплотить общество, на протяжении Истории — одна единственная — всем людям перестать быть человекообразными и становиться человеками, т.е. стать носителями действительного человеческого достоинства, выражающегося в определённом режиме функционирования психики, когда приоритетными алгоритмами поведения становятся:

Надо сказать, что в условиях давления общества государство вынуждено было обозначить список ценности, который можно найти в распоряжении правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года. Этот документ, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, утвердил стратегию воспитания в РФ до 2025 года. Поскольку воспитывать детей власти предлагают на базе традиционных ценностей, им пришлось определить эти ценности.


— говорится в документе.

3. Государственно-бюрократической мафии и бизнес-власти следует согласиться с выводами 1 и 2, поскольку в противном случае настанет день, когда им придётся пожать плоды несогласия народа с той политикой, которую делают и те, и другие.

4. Только при выполнении условий 1 — 3 борьба с коррупцией традиционным способом (выявление коррупционеров по фактам коррупции, удаление их из органов власти и наказание в судебном порядке) могут быть работоспособными.

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ. ДОХОДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

По качеству управления, выражающемуся в производительности общественного труда, в качестве выпускаемой продукции и темпах разработки и освоения новых видов продукции в массовом производстве, названные страны уже тогда следовали в обратном порядке.

— ФРГ в среднем была благополучна до начала финансово-экономического кризиса 2008 и последующих годов;

— Япония — до начала этого кризиса была успешна при том, что не имеет своей сырьевой и энергетической базы.

Это означает, что в названных странах ошибки управления в масштабах общества в целом по своей тяжести пропорциональны кратности отношения зарплаты высших управленцев к среднестатистической, а качество управления — обратно пропорционально.


Присваивая себе десятки и сотни миллионов (кто рублей, а кто и долларов) на ими же узаконенных основаниях, даже благонамеренные высшие политики рвут обратные связи в контурах циркуляции информации в процессе социального управления на уровне четвёртого приоритета обобщённых средств управления: они не могут прочувствовать на себе негативные последствия своей дурной политики — когда большинство живёт на несколько тысяч рублей в месяц, для присваивающего миллионы и сотни миллионов рублей и долларов житейские проблемы большинства — это гораздо дальше Канн или Куршавеля.

И кроме того, это плохой стимул для борьбы с коррупцией: даже на 40 000-ную зарплату не могут быть решены такие проблемы семьи, как покупка полноценного жилья, воспитание и образование более, чем одного ребёнка.

Иными словами высшие чиновники, публикуя свои декларации о доходах и имуществе и настаивая на их правомочности, ежегодно расписываются в том, что они, в отличие от нелегальных коррупционеров, — тоже коррупционеры, но легальные, поскольку их легальные доходы на порядки превосходят стоимость потребления продукции по демографически обусловленному спектру потребностей нравственно-этической здравой семьи.

По данным Федеральной налоговой службы, 324 жителя России задекларировали за 2016 г. доход свыше 1 млрд рублей.

— Богатые в России становятся ещё богаче, — комментирует директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров. — В 2016 году, например, количество долларовых миллиардеров в России увеличилось на 11% (до 96 человек), а количество долларовых миллионеров — на 10% (до 132 тыс. человек). В год в России выплачивается дивидендов на 2,5 трлн руб. А ведь в первой половине 2017 года рост заработной платы составил 3,5%, а инфляция — 5%. То есть реальные доходы большинства жителей страны уменьшились.

Когда мы говорим о разнице в доходах, мы учитываем только легальные заработки. Но это вершина айсберга. С учётом теневой коррупционной распределительной системы (взятки, откаты и пр.) разрывы между богатыми и бедными в России ещё масштабнее.

Углубляющийся разрыв доходов вызывает рост недовольства населения. Как говорил когда-то бывший вице-премьер и министр финансов Александр Лившиц:


Растущая пропасть между богатыми и бедными до добра не доведёт, и история не раз уже это доказывала.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.

Читайте также: