Становление в россии правовой категории государственная служба произошло в каком веке

Обновлено: 08.07.2024

Целью данной работы является изучение истории становления и развития государственной службы в России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи исследования:
- определить сущность государственной службы;
- выявить понятие и принципы государственной службы;
- изучить зарождение государственной службы в Киевской Руси и ее развитие в Московском государстве;

Содержание

Введение
1 Сущность и содержание государственной службы
1.1 Понятие и виды государственной службы
1.2 принципы государственной службы
2 Развитие и становление государственной службы в России
2.1 Зарождение государственной службы в Киевской Руси и ее развитие в Московском государстве
2.2 Укрепление государственной службы в Императорской России
2.3 Государственная служба в Советский период
2.4 Государственная служба в Современной России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание курсовой работы по истории госслужбы роол.docx

- Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

- Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Принципами гражданской службы являются:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

- оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;

- профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы;

- доступность информации о функционировании гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

- укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.

Теперь рассмотрим несколько принципов по отдельности:

Принцип законности означает, что организация и деятельность аппарата государственного управления регулируются правовыми нормами и осуществляются в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих, отношений. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, являющиеся составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Принцип законности предусматривает обязанность исполнительных органов Российской Федерации соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а равно Конституцию, законодательные и иные нормативные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах федерального значения в пределах их компетенции. Он исходит из того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим образом реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ). В структуру принципа законности входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с вниманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований, определяющих формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими признаками: компетентность государственных служащих — знание ими дела, наличие необходимого профессионального образования, навыков в работе, изучение и освоение передового опыта; систематическое качественное выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и качественности выполняемой работы; сменяемость работников аппарата, что обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых идей, совершенствование методов управления, более широкую связь с населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения чувства ответственности; сочетание сменяемости управленческого персонала с устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников, своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания, квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных органов молодых государственных служащих и специалистов, передающих им свой опыт и навыки.

Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой несекретной информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. Государственная служба должна организовываться и осуществляться на принципе гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Это благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого работа, как всего государственного аппарата, так и государственного служащего (персонала) может улучшиться. Принцип гласности в осуществлении государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач. Для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо: создать механизм учета мнения граждан; сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц, управленческих структур; обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации.

Принципы государственной службы являются, по сути, основой правового статуса служащих, обеспечивая их правовую поддержку и защиту и в то же время, сохраняя свое приоритетное значение для самой государственной службы. Кроме того, принципы государственной службы создают возможность правовой защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц, руководителей, ущемляющих их права. Для предотвращения злоупотреблений со стороны должностных лиц и административного произвола, нарушения прав и интересов гражданина целесообразно создать систему социально-правового контроля над государственной службой.

2.Развитие и становление государственной службы в России

2.1 Зарождение государственной службы в Киевской Руси и ее развитие в Московском государстве.

Государственная служба в России имеет прочные исторические корни, которые уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

В XI-XII вв.многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писцами.

В период татаро-монгольского нашествия и ига ( 1237 г.- 1480 г.) Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Золотой Орды – хотя управление и сохранилось в руках русских князей, однако они вынуждены были получать от хана Золотой Орды разрешение княжить - ярлык (специальную грамоту на княжение).

Подлинное выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, сопровождающееся появлением многочисленного слоя государственных служащих, произошло в XV-XVII вв. со становлением централизованного русского государства и формированием самодержавия (царства). Общественная система в период Московского государства была создана уже не на принципах подданства. Великий князь, а затем царь рассматривался как наместник Бога на земле. Власть его была полной и беспрекословной.

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Новейшая история государственной службы в России

В реформе системы государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько этапов, рассмотрим каждый из них:

Первый этап (1991-1997 гг.).

Характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений.

Четвертый этап (2003 г. - 2007 г.).

В этот период времени нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных правовых актах, принятых в рамках концепции и Федеральной программы.

Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации.

В настоящее время проходит очередной реформирования государственной службы, который условно можно обозначить с 2007года по настоящее время.

Заключение

1. Основные результаты реформирования в сфере Государственной службы.

Десятилетняя практика применения федеральных законов о государственной службе, прежде всего, подтвердила жизненность установленного правового статуса государственной службы и государственных служащих, основных требований к организации государственной службы. Ключевыми результатами развития законодательства о государственной службе в рассматриваемый период можно считать утверждение в законодательстве и отчасти в практике организации государственной службы следующих, реализующихся в комплексе норм, подходов:

Государственная служба - это не более и не менее чем специфическая профессиональная служебная деятельность части персонала, работающего в государственных органах, на части должностей в государственных органах.

. Федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ входят в единую систему государственной службы Российской Федерации.

. Система государственной службы РФ включает виды государственной службы, каждый из которых на основе единого федерального закона о системе государственной службы регулируется специальным законодательством.

. Государственная служба отличается от другой трудовой деятельности большей зависимостью от ее носителей (государственных служащих) и государства, и граждан, и создаваемых ими организаций. В этой связи правомерны ограничения некоторых гражданских прав государственных служащих, введение для них некоторых запретов, обязанностей перед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этим государственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов, других государственных организаций и учреждений.

. Государственный служащий обязан во всех ситуациях руководствоваться законом, в том числе оценивать через призму закона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона. 6. Государственные служащие, как и государственная власть, должны руководствоваться приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью их признания, соблюдения и защиты.

. Государственная служба не является пожизненной или гарантированной с момента поступления на нее. С государственным гражданским служащим заключается контракт, который может быть ограничен определенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, на который он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в установленных федеральным законом случаях.

. Круг обязанностей государственного служащего устанавливается не произвольно, а в соответствии с едиными требованиями федерального закона о государственной службе, административными и должностными регламентами. Федеральный закон о государственной гражданской службе установил основные обязанности гражданского служащего и требования к содержанию должностных регламентов.

. Государственный служащий не вправе превышать свои полномочия и компетенцию.

. Государственная служба должна быть конкурентоспособной, привлекательной и престижной.

. Денежное содержание государственного служащего, неденежные выплаты, карьера государственного служащего, его репутация прямо должны зависеть от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.

2.Перспективы развития законодательства о государственной службе.

2.1.Развитие законодательства о государственной службе Российской Федера2ции, будет связано с реализацией прямых предписаний действующих федеральных законов о государственной службе. Прежде всего должны быть подготовлены федеральные законы о военной и правоохранительной государственной службе.

.Больших усилий потребует подготовка необходимых подзаконных актов, подготовка которых должны проводиться в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных актов должны быть скоординированы:

с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам;

с сокращением и оптимизацией государственных функций;

с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций, в том числе по оказанию государственных услуг;

с созданием системы административной юстиции;

разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного обжалования;

с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных программ и механизмов;

внедрением систем мониторинга государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

. Урегулирование порядка наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих. Решение вопроса об ответственности государственного служащего остается на усмотрение руководителя. Сам руководитель не несет неотвратимой ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по наведению порядка, за безнаказанность недобросовестного чиновника.

Эта правовая ситуация - широкая лазейка для безответственности, замкнутости, кастовости и превращения государственной службы в разновидность бизнеса.

.Уренулирование по предотвращению и конфликтам интересов, которое проводится на а усмотрение руководителя. Руководитель фактически может счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Сам руководитель не несет реальной ответственности за попустительство конфликтам интересов. Серьезное противодействие коррупции потребует более жестких формулировок, требующих: безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов, по крайней мере, в зоне действия этого конфликта; предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

Правовая терпимость к конфликтам интересов порождает терпимость к ним и в деятельности государственных органов, и в общественном мнении, а это открытая дверь для коррупции.

.Потребуется установить федеральным законом более конкретные механизмы прямой зависимости денежного содержания и карьеры государственного служащего от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, в том числе и прежде всего - от качества оказываемых им государственных услуг, от оценки этого качества пользователями государственных услуг.

Без такой решительной переориентации на интересы пользователей государственных услуг всей правовой базы мотивации государственных служащих кастовость государственной службы преодолеть будет сложно. Преодолеть ее можно будет, вероятнее всего, только тогда, когда закон установит прямую зависимость благополучия государственного чиновника от оценки его клиентов.

.Создание действенной системы управления государственной службой. Отсутствие полноценной системы управления государственной службой по мнению ряда специалистов порождает такие негативные последствия с российской системе государственной гражданской службы как недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции.

.После апробации подзаконных актов, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, возникнет, вероятно, необходимость закрепления подтвердивших свою эффективность процедур, установленных этими подзаконными актами, федеральными законами. Потребуется, например, законодательно закрепить значительно более детальные, чем в настоящее время, обязательные и эффективные процедуры конкурсного отбора, размещения государственного заказа на подготовку государственных служащих. Это необходимо для того, чтобы государственный чиновник был безусловно уверен, что его карьера, возможность занять более высокую должность зависят не от "хороших отношений" с работодателем, а только от его собственных способностей и заслуг. Только тогда профессионализм и компетентность, репутация государственного служащего обретут реальную цену.

Программу планируется реализовать в 2 этапа (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Используемая литература

1. Конституции Российской Федерации.

. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе".

. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//

. Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня),

. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим",

. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации

. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы",

. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".

. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 года.

. Проблемы реформирования Государственной гражданской службы в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №26 (314), 2006.

. Абрамов В.А. Система государственного управления. Курс лекций. АГПС, М., 2004.

. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 1996. С. 67.

. Иванов В.Т. Государственная служба в зарубежных странах. - М., 2005.

. Капаров С.Г. Основы казахстанской модели государственной службы. Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения. - Екатеринбург, 2002.

Введение

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

История государственной службы в России

Еще во времена Ивана Грозного в России была сформирована система ведомств - Приказов, осуществлявших руководство отдельными отраслями государственного управления. Однако начало чиновничества в России связывают с эпохой Петра I. 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I была утверждена Табель о Рангах, которая стала основным законом о порядке государственной службы в Российской империи и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Начало серьезного и последовательного движения в сторону создания профессиональной государственной службы связано с именем выдающегося реформатора М.М. Сперанского, который впервые обратился к проблеме образования и подготовки служащих государственного аппарата. В течение XIX века предпринималось еще несколько попыток реформировать систему государственной службы России. Наиболее решительными реформаторами этой эпохи были В. Н. Панин, граф Д. Н. Блудов, М. А. Корф, С.Ю. Витте.

После октябрьской революции 1917 года чины государственной службы были формально упразднены. На смену петровской Табели о рангах пришла номенклатурная система подбора и расстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии Советского Союза.

Работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпоху новой России.

Реформирование государственной службы и муниципальной службы является приоритетным направлением деятельности в сфере государственного строительства, которое должно осуществляться в рамках общей административно-правовой реформы Российской Федерации. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится актуальной потребность в создании эффективной и управления общественными процессами в стране.

Целью работы является рассмотрение основных этапов развития государственной и муниципальной службы с момента возникновения до настоящего времени. Задачей является рассмотрение реформирования государственной и муниципальной службы.

Объект данной работы является: государственная и муниципальная служба. Предметом работа является: общественные отношения в процессе развития государственной и муниципальной службы в России.

Задачами этой работы являются:

-Рассмотреть понятие государственной и муниципальной службы

-Рассмотреть этапы становления государственной службы

-Осветить проблемы реформирования государственной службы

-Раскрыть историю развития муниципальной службы.

Государственное управлении имеет важные функции, выполнение которых обеспечивает существование государства: поддержание внешней внутренней безопасности страны, организацию работы учреждений образования, здравоохранения и других институтов, развитие экономики. Эти и другие функции выполняются через государственных (муниципальных служащих) служащих, которые находятся на службе в органах публичной власти.

государственный служба муниципальный управление

Становление государственной службы

Этапы становления государственной службы

Государственная служба[1] - профессиональная деятельность в аппарате государственного управления. В различных странах, как состав, так и функции госслужащих определяется по-разному. Обращаясь к периоду образования древнерусского государства, речь будет идти о прообразах государственных институтов, формировании той организации, которая в современном значении обозначается термином государственная служба. Мы обратимся к следующим этапам формирования и развития государственных органов власти в России:

I. Древнерусское государство X-XIII вв.

II. Русское государство XIV-XVII вв.

III. Российская империя XVIII-XX вв.

IV. Советский период XX в.

V. Перестройка и формирование новой государственности 1985-1999 гг.

VI.Современный период развития Российской Федерации.

I. Как известно, первые упоминания о государственных и общественных институтах на территории современной России приходится на IX век и связаны с приглашением Рюрика и его братьев для управления русскими землями. Применительно к этой легенде в летописях упоминается о следующих общественных образованиях, являющимися прообразами государственной службы в России:

- собрание представителей племен, пригласивших варягов (историки предполагают, что это было непосредственным предшественником позднего веча).

- князь, который владеет землями и судит.

- дружина вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе.

II. Кардинальные изменения, положившие начало официальному закреплению государственной службы в России, произошли в период знаменитых реформ Петра I (1682-1725 гг. правления). В структуре государственных органов на смену системы приказов утверждены 11 Коллегий и Святейший Синод (на правах коллегии). В отличие от приказов все вопросы государственного управления были четко распределены между коллегиями. Президент коллегии назначался царем. Петр I разделил Россию на восемь административных округов, названных губерниями. Губернии возглавлялись губернаторами, назначаемыми царем. Губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были представлены губернаторы, вице-губернаторы, воеводы.

Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Официальным началом государственной службы России стал 1722 год, когда была издана Табель о рангах, вводившая новую иерархию военных, статских и придворных чинов из 14 классов. В основу Табели был положен принцип личной выслуги, согласно которому каждый чиновник или военный в своей служебной карьере должен был последовательно проходить всю лестницу чинов снизу вверх. Введенная Петром I система государственной службы и должности государственных служащих сохранились с внесенными изменениями до советского периода истории России. III. В период Российской империи определенные изменения происходили в статусных правах и обязанностей дворянства. Так, Манифестом Петра III была отменена обязательная служба дворян. Дворяне не исполняли обязанности перед государством, но при этом сохраняли сословные привилегии. За время правления Екатерины II и Павла I установлена возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность. [4]

В период 1992-1993 годов в стране в качестве основ формирования рыночной экономики произошла либерализация цен; была осуществлена приватизация. Политические и экономические реформы инициировались указами президента, полномочия которого значительно расширились с принятием новой Конституции РФ в 1993 году. Эти события были ключевыми в процессе модернизации России в 1990-х годах и качественно обусловили ее специфику. [6]

VI. Новый этап государственного развития связан, в первую очередь с именем Владимира Владимировича Путина. Административная реформа 2000-х годов была инициирована именно им. Реформу государственной службы в России на современном этапе можно разделить на несколько этапов:

1. Начало административной реформы - 2003-2004 гг.

2. Ликвидация недостатков реформы - 2006-2008 гг.

3. Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Федерации - 2009-2013 гг.

В рамках 1-го этапа Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 были определены приоритетные направления административной реформы. Правительству Российской Федерации было поручено образовать Правительственную комиссию по проведению административной реформы, что было сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451, утвердившим также Положение о соответствующей комиссии.

Для ликвидации отмеченных недостатков был разработан 2-ойэтап административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 гг. План мероприятий по ее проведению были одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Концепция реформы, принятая Правительством, определила в качестве приоритетов следующие направления:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- общее повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

На данном этапе в рамках административной реформы должна была осуществляться деятельность по следующим направлениям:

а) разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов) в органах исполнительной власти в ходе реализации ведомственных и региональных программ проведения административной реформы;

б) ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению контроля и надзора;

д) обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне;

Реализация на практике поставленных задач выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. [7]

1. Основные исторические направления развития законодательства России о государственной службе

2. Государственная служба в киевской руси

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В КИЕВСКОЙ РУСИ
Князь
Вече (народное
собрание)
Совет князей
Съезды князей
Дружина
Посадники
(наместники князя
на местах)
Старшая
Младшая
Тысяцкие
(военачальники,
возглавляющие
ополчение)

3. Государственное управление XI-XIV вв.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ XI-XIV ВВ.
в XII—XIII вв. произошел переход от "военной
демократии" к княжеской, дворцово-вотчинной
системе управления.
В состав княжеской и вотчинной администрации
("княжий двор") входили военные, административные,
финансовые, судебные, хозяйственные и другие
служивые должностные лица (воеводы, наместники,
посадники, тысяцкие и др.).
Высшие, наиболее значимые должности занимали
бояре (т.е. земельная аристократия, крупнейшие
феодалы; в XI—XIV вв. ближайшие советники князя.

4. ОРГАНЫ ВЛАСТИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ xvi-xvii ВВ.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВВ.
Князь
Боярская дума
Земский собор
Приказы
Городовые,
приказчики,
губные старосты,
земские старосты
Митрополит с
1589 - патриарх

5. Необходимость реформ Государственного управления при Петре I

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I
Появление нового государственного учреждения или
изменение административно-территориального
управления страной диктовалось ведением войн,
которое требовало значительных финансовых
ресурсов и мобилизации населения.
Унаследованная Петром I система власти не
позволяла собрать достаточно средств на
реорганизацию и увеличение армии, постройку флота,
строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
С первых лет правления Петра прослеживалась
тенденция снижения роли малоэффективной Боярской
думы в управлении государством.

6. Реформы государственного управления Петра I

7. Система центрального управления при Петре I

8. Органы местного управления при Петре I

9. Виды коллегий при петре I

ВИДЫ КОЛЛЕГИЙ ПРИ ПЕТРЕ I
Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия,
основанные на разделении ручного труда).
Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала
Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные
завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными
делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии/Синода вошли
представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а
решения им утверждались, можно сказать, чтороссийский император стал фактическим главой
Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти
контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом
Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать
им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и
церкви.
Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому
принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После
смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а
гетман впервые был назначен царским указом.Коллегия возглавлялась царским офицером.

10. ИТОГИ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

установление в России режима абсолютизма,
изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил
себя императором, а страна стала называться Российской
Империей.
создание государства со стройной системой управления, сильной
армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние
на международную политику.
В результате Петровских реформ государство не было связано
ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором принадлежала
дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была
полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за
счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Основные этапы развития государственной и муниципальной службы в России – это временные периоды, на протяжении которых происходили качественные изменения системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.

Характеристика этапов развития государственной службы в Российской Федерации

В соответствии с российским законодательством государственная служба является видом профессиональной деятельности, осуществляемой в системе аппарата государственного управления. В различные периоды развития российского государства функции государственных служащих имели различное содержание.

Прообразы институтов государственной службы зародились еще в древнерусском государстве. В связи с этим можно выделить ряд этапов развития государственной службы в Российской Федерации.

Этап первый – древнерусское государство.

Данный этап пришелся на период с Х по XIII века. Первые упоминания государственных институтов на территории России приходится на IX век, когда Рюрик и его братья получили приглашение управлять русскими землями. В этот период существовали такие прообразы государственной службы как князь, владеющий землями и осуществляющий суд, собрание представителей племен, пославших приглашение варягам, дружина, представляющая собой конный вооруженный отряд, находящийся при князе. Дружина выступала в качестве властной опоры князей, контролировала всю территорию княжества, защищала княжеские интересы. XI-XII века характеризуются трансформацией дружинников в слуг при дворе, сборщиков налогов, писцов и так далее.

Феодальная раздробленность обеспечила отстранение дружины от ведения управленческой и военной деятельности, в результате чего в хозяйственной сфере сформировался профессиональный слой вольных наемных служащих. Это способствовало переходу от княжеской демократии от военной. Администрация включала в себя военных, финансовых, судебных, хозяйственных, иных должностных лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Служилые люди получали поместья в качестве платы за службу. Также существовала система кормления, обеспечивающая существование военных служащих.

Этап второй – Русское государство.

Этот период пришелся на XIV-XVII века. Кардинальному реформированию институтов государственной службы способствовали реформы Петра Великого, который утвердил 11 коллегий и Святейший Синод. Такая система обеспечивала четкое распределение полномочий между коллегиями. В системе территориального устройства государства были введены губернии, во главе которых находились губернаторы. Губернии, в свою очередь, делились на провинции, возглавляемые вице-губернаторами, воеводами.

Четкости государственной службы способствовало появления Табели о рангах, в основу которой ложилась личная выслуга, определяющая карьерный рост чиновников. В определенной мере сложившаяся в период Петра I система государственной службы просуществовала до советского периода российского государства.

Этап третий – Российская империя.

Этот этап приходится на ХVIII-ХХ века. Еще один виток развития государственной службы в российском государстве дал Александр I, усилившийся элементы законности в системе государственной службы. В это время действует Государственный Совет, различные комиссии по отдельным направлениям государственного управления. Александр I способствует предъявлению четких требований к лицам, замещающим государственные должности. Он стремится к повышению образовательного уровня чиновников, их профессионализма. Дальнейшее реформирование поддерживается Николаем I, устанавливающим систему поощрения государственных чиновников.

Этап четвертый – советский период.

Этап пятый – перестройка и формирование нового подхода к системе государственного управления.

Этот этап пришелся на 1985-1999 года XX века. Для данного периода характерно появление конкурентных выборов, обеспечивающих приход к власти реформаторского меньшинства. Также для этого периода характерно проведение реформ во всех сферах общественной жизнедеятельности, ставших значительным потрясением для страны и населения.

Этап шестой – современный.

Данные этап длится по настоящее время и характеризуется изменением подхода к государственной службе, подразумевающим ее обслуживающее значение для населения. Чиновник не управляет гражданами, а оказывает им услуги.

Характеристика этапов развития муниципальной службы

Становление института муниципальной службы в российском государстве приходится на конец 90-х годов XX века. В динамике развития муниципальной службы в России можно выделить ряд этапов:

Читайте также: