Почему именно социальное страхование рассматривается в литературе как ведущая форма соц обеспечения

Обновлено: 30.06.2024

Социальное страхование – это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
  • социальное страхование.

Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение – защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь – помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

В чем отличие?

Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

  • льготы;
  • компенсации;
  • пособия;
  • имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда);
  • социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
  • пенсии.

Форма выплаты социального обеспечения

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

  1. пенсии (все разновидности и виды);
  2. пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

  1. льготы (например, бесплатное лекарство);
  2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);
  3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;
  4. предметы первой необходимости;
  5. содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости;
  • медицинские и социальные услуги;
  • льготы;
  • социально-обеспечительные компенсации;
  • пенсии.

Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

Страховые взносы — сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников. За счет этих сборов выплачиваются пенсии, оплачиваются больничные листы, обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание. Рассчитываются они от суммы выплачиваемого вознаграждения за труд. Как организовать учет страховых взносов, какую отчетность и куда сдавать по ним — расскажем в нашей статье.

Страховые взносы — это обязательные платежи, которые уплачиваются на социальное страхование наемных работников. Некоторые категории граждан обязаны также уплачивать такие взносы за себя (индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой).

Исчисляется этот вид обязательного сбора с заработной платы, выплачиваемой сотрудникам, а также иных вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей (например, за разовые работы по договорам подряда с физическим лицом).

С 01.01.2017 администрирование платежей на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование передано ИФНС, и их порядок начисления и уплаты регулируется Налоговым кодексом в главе 34 . Порядок начисления и уплаты взносов на травматизм регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Ставки и порядок исчисления

Налоговым периодом для расчета страховых взносов является календарный год. Начисляются платежи на соцстрахование отдельно по каждому сотруднику. Базой для расчета являются все начисления сотруднику, начисленные с начала года и связанные с выполнением им трудовых обязанностей.

Сумму к уплате рассчитывайте ежемесячно следующим образом:


Тарифы сборов во внебюджетные фонды установлены статьей 426 НК РФ . Для соцвзносов на пенсионное страхование и на случай временной нетрудоспособности установлены предельные размеры налогооблагаемой базы. Они пересматриваются ежегодно и устанавливаются Правительством РФ. Сверх нее сборы на социальное страхование не уплачиваются, а на пенсионное уплачиваются по пониженной ставке.

Тарифы страховых взносов

Тарифы для платежей на соцзащиту от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний устанавливаются Фондом социального страхования в зависимости от вида деятельности компании. Для этого необходимо ежегодно подтверждать основной вид деятельности. Ставка может варьироваться от 0,2 до 8,5 %. Если не подтвердить основной вид деятельности путем подачи заявления по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 № 55, то ФСС установит максимально возможный тариф исходя из видов деятельности компании, приведенных в ЕГРЮЛ.

Карточка учета платежей на соцстрахование

Согласно пункту 4 статьи 431 НК РФ , все плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат сотрудникам, а также исчисленных страховых взносов с них отдельно по каждому физическому лицу. Учетная форма не установлена законодательно. Каждая компания может разработать ее самостоятельно, обеспечив отражение в ней требуемых показателей.

В качестве образца можно использовать форму, рекомендованную ПФ и ФСС в Письме от 09.12.2017.

Образец карточки учета


Бухгалтерский учет

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, согласно плану счетов (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), ведется на счете 69. Для организации разделения учета по видам платежей к счету открываются субсчета для учета расчетов по:

  • социальному страхованию;
  • пенсионному обеспечению;
  • обязательному медицинскому страхованию;
  • взносам на травматизм.

По кредиту счета отражаются суммы, начисленные к уплате, по дебету — уплаченные суммы в бюджет, а также суммы социальных пособий, на которые может быть уменьшена сумма к уплате, в соответствии с п. 2 ст. 431 НК РФ .

Операция Дебет Кредит
Начислена заработная плата, отпускные 20, 25, 26, 44 70
Начислены страховые взносы 20, 25, 26, 44 69
Начислены выплаты по листкам нетрудоспособности 69 70
Перечислены платежи на соцстрахование 69 51

Отчетность

По начисленным платежам на социальное страхование сдается ежеквартальная отчетность:

  • по платежам на ОПС, ОМС и ВНиМ — расчет по страховым взносам в ИФНС (до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом);
  • по платежам на травматизм — в Фонд социального страхования — форма 4-ФСС (до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если сдаете отчет в электронной форме, и до 20 — на бумаге).

Кроме того, все компании, использующие труд наемных работников, обязаны сдавать в ПФ РФ ежемесячный отчет СЗВ-М и ежегодный СЗВ-СТАЖ.

Социальное страхование является системой экономических отношений по распределению стоимости общественного продукта на материальную поддержку населения при потере работы, трудоспособности и на охрану его здоровья.

Социальное страхование - одна из частей более крупной системы - социального обеспечения. Различие меж этих двух систем состоит в отношении к трудовой деятельности граждан, и методике формирования фондов для нетрудоспособных лиц.

Необходимость социального страхования

Социальное страхование отражает отношения, которые возникают в связи с образованием и использованием фондов для поддержки граждан навсегда или временно утративших способность к труду. При этом имеются в виду те граждане, которые прежде работали либо временно не работает по причине болезни; таким образом, важнейшей особенностью социального страхования является то, что оно имеет непосредственную связь с трудовой деятельностью работников в прошлом или настоящем.

Социальное обеспечение выражает отношения, имеющие связь с созданием и применением бюджетных фондов для поддержания граждан, потерявших трудоспособность, или вовсе не обладающих ею, то есть для всей совокупности граждан, вне зависимости от их участия в трудовой деятельности.

Объективная необходимость социального страхования и социального обеспечения вызвана требованиями процесса широкого воспроизводства, а именно одного из его элементов - воспроизводства рабочей силы. Наравне с главным источником средств для такой разновидности воспроизводства – фондом оплаты труда, функционируют фонды социального обеспечения и фонды социального страхования.

Есть два принципа образования фондов социальной значимости:

  1. на основании солидарности поколений, когда трудящееся поколение обеспечивает уже неработающее, а его в свою очередь, по мере старения, заменяет поколение, которое начинает трудовую деятельность;
  2. на основании персонализированных отчислений граждан в социальные фонды, более всего в фонды пенсионного обеспечения; при действии данного принципа объем выплат находится в зависимости от вложенной суммы определенного лица за весь период его работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Система, которая основана на первом принципе, охарактеризована следующими особенностями:

  • монополия государства на пенсионное обеспечение;
  • обезличенность обязательных пенсионных взносов граждан в фонды социального обеспечения;
  • распределение средств внутри системы.

Система, основанная на действии второго принципа, который положен в основание производимой пенсионной реформы, охарактеризована:

  • регулированием пенсионного обеспечения государством;
  • гарантиями государства по соблюдению установленного прожиточного минимума для граждан, принимающих участие в образовании пенсионных фондов не меньше 30 лет;
  • разграничением пенсионных сбережений и иных форм социального обеспечения;
  • участием всех граждан трудоспособного возраста в формировании накоплений пенсионного типа;
  • личной ответственностью трудоспособного населения за собственное пенсионное обеспечение в старости;
  • безопасностью и эффективностью инвестирования пенсионных сбережений;
  • правом граждан на наследство средств в пенсионных накопительных фондах;
  • предоставлением гражданам прав на добровольное пенсионное обеспечение дополнительного типа;
  • инвестициями пенсионных сбережений в экономическую сферу, что способствует ее развитию.

В дополнение государственного обязательного социального страхования используется негосударственное пенсионное страхование, то есть отношения социальной защиты населения посредством формирования дополнительной пенсии из добровольных взносов работников и (или) их работодателей.

Переходный период от системы на основе солидарных накоплений к системе персонализированных накоплений характеризуется тем, что требуется соблюдение прав пенсионеров на обретение заслуженных пенсий, а также невозможность накопления большей частью граждан предпенсионного возраста достаточных пенсионных сбережений в пенсионной негосударственной системе. В связи с этим состоявшимся пенсионерам государство гарантирует сохранение величин выплачиваемых пенсий из пенсионных государственных фондов. Величина государственных пенсий гражданам, которые вышли на пенсию после начала пенсионной реформы, будет сокращаться в пропорции количества лет их возможного участия в пенсионной негосударственной системе.

Формы социального обеспечения

Реализация конституционного права на социальное обеспечение может быть организована в различных формах, которые принято разделять по таким признакам, как:

  • общность обеспечиваемых;
  • способы и источники формирования фондов для финансирования соответственных мероприятий;
  • разновидности обеспечения;
  • размеры и условия обеспечения;
  • органы, которые предоставляют обеспечение.

При учете вышеназванных признаков в настоящий момент можно выделять следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

  • обязательное (государственное) социальное страхование;
  • социальное обеспечение из прямых ассигнований из общефедерального бюджета;
  • социальная помощь государства.

Базисной организационно-правовой формой признано обязательное (государственное) социальное страхование. В настоящий момент оно преобразуется согласно принципам, адекватным отношениям рыночного типа.

Обязательному социальному страхованию подлежат работники по найму и иные лица, круг которых определяется законодательством.

По обязательному (государственному) социальному страхованию страховыми случаями могут являться безработица (отсутствие спроса на труд), инвалидность, болезнь, смерть кормильца, старость, и иные. Их перечень установлен законодательством.

Социальное обеспечение из средств общефедерального бюджета охватывает особенных субъектов: военнослужащих, государственных служащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов госбезопасности и членов их семей, а также иные категории служащих при учете специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения названного контингента лиц должны перечисляться в федеральные фонды социального страхования либо выделяться соответственным министерствам (к примеру, Министерству внутренних дел РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь государства является формой организации реализации права на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи с трудовой деятельностью и выплатой взносов по страхованию.

Социальное страхование выступает как одна из форм социальной защиты населения от рисков, которые могут быть связаны с потерей работы, трудоспособности, доходов.

Социальное страхование - это система мер поддержки нетрудоспособных граждан, которая реализуется государством посредством государственного страхового фонда, а также частных или коллективных страховых фондов.

Так же социальное страхование можно рассматривать как систему отношений, касающихся способа перераспределения национального дохода, где лица, которые не принимают участие в общественном труде, имеют возможность получать содержание из специально созданных фондов.

Выделим источники формирования фондов социального страхования:

  • государственные дотации;
  • страховые взносы, которые оплачивают граждане, занятые трудом и работодатели.

Важная черта социального страхования – его финансирование из внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работников и работодателей.
Величина страховых выплат зависит от величины трудового вклада и страхового стажа.

Функции и задачи социального страхования

Основная функция социального страхования – создание условий, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальное страхование способствует поддержанию социальной справедливости и политической стабильности в обществе.

Основные задачи социального страхования:

  1. Формирование денежных фондов, покрывающих затраты на содержание нетрудоспособных лиц, которые не заняты в трудовом процессе.
  2. Обеспечение структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
  3. Уменьшение различия в материальном плане между работающими членами общества и неработающими.
  4. Повышение уровня жизни различных нуждающихся социальных групп в обществе, которые не заняты в трудовом процессе.

Система социального страхования имеет две важные особенности:

  • с одной стороны, она обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников;
  • с другой стороны, социальное страхование гарантирует материальное обеспечение населения, которое утратило трудоспособность.

Основной социального страхования, обеспечивающего его материальную составляющую, являются фонды, функционирующие на принципах самоуправления.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.

Обязательное социальное страхование - это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  • В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Добровольное социальное страхование - это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.

Принципы частного страхования:

  • рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
  • зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Виды социального риска

Социальный риск ведет к потере трудоспособности и дохода. Обозначим основные виды социального риска:

  • болезнь;
  • производственная травма;
  • профессиональное заболевание;
  • несчастный случай;
  • материнство и детство;
  • безработица;
  • старость;
  • смерть кормильца.

Каждому риску соответствует своя форма социального страхования.
Специфика социальных рисков заключается в высокой значимости их последствий не только для отдельной личности, но и для общества.
Чем более развитое общество, тем больше роль социального страхования. Это связано с развитием системы социальной защиты населения, расширением программ страхования, ростом оказываемых услуг.

Социальное страхование является способом реализации конституционных прав граждан, гарантируемых государством.
Размеры выплат зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности.

Источники страховых фондов

Фонд социального страхования образуется за счет следующих источников:

  1. Страховые взносы работников;
  2. Страховые взносы работодателей;
  3. Субсидии государства.

Страховые взносы работников – прямой вычет определенной суммы из их дохода. В сущности - целевой подоходный налог. Ставка взноса зависит от валового заработка, устанавливает в процентах, независима от величины дохода. Предусмотрена годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Страховые взносы работодателей взимаются в процентах от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы. Другими словами суммы, которые превышают этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства представляют собой взносы в фонды обязательного социального страхования, которые вносят за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Виды средств обязательного социального страхования

Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:

  • денежные выплаты;
  • финансирование социальных услуг;
  • предоставление льготных благ.

Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.

Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.

Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.

Читайте также: