Становление уголовно исполнительного права как самостоятельной отрасли

Обновлено: 02.07.2024

Цель лекции - сформировать знания о нормах, институтах уголовно-исполнительного права, его принципах, системе, представления об опыте правового обеспечения деятельности пенитенциарных учреждений, о развитии уголовно-исполнительного права на различных исторических этапах и о тенденциях их дальнейшего развития в России.

План:

1. Отечественная пенитенциарная система в XIX–начале XX вв.

2. Советское исправительно-трудовое законодательство в годы становления и укрепления административно-командной системы управления.

3. Трансформация советского исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное право современной России

Основные понятия: цель наказания, исполнение наказания, режим содержания, арестант, исправительно-трудовые лагеря, общий режим, усиленный режим, строгий режим, особый режим, пересыльная тюрьма, централ, начальник отряда, исправительно-трудовая колония, колония-поселение, расконвоированный, карцер, свидания, передача, лагпункт, ГУЛАГ, ГУИН МВД СССР.

Отечественная пенитенциарная система

В XIX–начале XX вв.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права есть система установленных органами государственной власти юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Целью уголовно-исполнительного права выступает обеспечение исполнения наказания, т.е. создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную задачу – исправление осужденных. В то же время исправление осужденных является средством для предупреждения совершения ими новых преступлений. Это достигается правовым регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определением средств исправления осужденных; охраной прав, свобод и законных интересов осужденных; оказанием им помощи в социальной адаптации.

Главным методом правового регулированияв уголовно-исполнительном праве является императивный,предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

Однако основные нормы, институты уголовно-исполнительного права и учреждения, ведающие исполнением уголовных наказаний (пенитенциарные учреждения), начали формироваться сравнительно давно. Первый общегосударственный уголовно-исполнительным акт был принят в 1831 г. (Инструкция смотрителя тюремного замка).

Конкретное указание на изоляцию преступника, как форму исполнения наказания, содержится в Соборном Уложении 1649 г. Уложение преследовало главные на тот момент цели уголовной ответственности – изоляцию преступников и устрашение иных лиц. В числе самых распространенных наказаний законодателем закреплялась смертная казнь, телесные (в том числе и членовредительские) наказания, тюремное заключение и др. Как правило, эти наказания традиционно соединялись с иными видами наказания – кнутом, батогами или со ссылкой. В общей сложности в законе содержалось более сорока статей, в которых упоминалось тюремное заключение. Причем, продолжительность его была уже определена как срочное, бессрочное и пожизненное.




Со времен Соборного Уложения тюрьма стала непременным атрибутом российских городов. Например, в Московском тюремном дворе были Опальная, Бражная, Заводная, Холопья, Татарка, Женская и другие остроги.

Режим заключения был достаточно специфическим. Колодники занимались мелким ремеслом, починкой, а их жены здесь же стирали и готовили для них еду. Вообще, долгое время посещающие их родственники имели возможность беспрепятственного нахождения в камере. К тому же традиция российской частной благотворительности позволяла каждому желающему самостоятельно наделять арестантов продуктами, вещами и деньгами. Такое общение с арестантами было отменено в начале XIX в.

Тюрьмы находились в подчинении тех же учреждений и лиц, которые ведали делами о разбоях, татьбе и убийствах. В Москве – это Земский и Разбойный приказы, в других городах – губные старосты или воеводы и их канцелярии. Фактически же тюрьмы находились в ведении губных старост, тюремных сторожей и целовальников, которые производили непосредственный надзор за арестантами.

На тюремную администрацию не были возложены задачи исправления и перевоспитания арестантов. Она должна была обеспечивать их изоляцию, бороться с побегами. По обыкновению, на ночь арестантов либо прикрепляли цепью к стене, либо по несколько человек укладывали в дополнительные колодки. При этом все их ножные цепи соединяли еще одной особой цепью или прутом. В таком положении, не имея возможности даже немного повернуться, они должны были находиться до утра. Такой способ содержания арестантов был упразднен указом Сената в 1827 г.

Отсутствие единой правовой базы и нахождение тюремных учреждений в полном и практически бесконтрольном распоряжении местных властей, имевших чрезвычайно широкие полицейско-судебные полномочия, порождало случаи откровенного попустительства преступникам, халатное отношение к делу охраны и изоляции арестантов, а также значительные злоупотребления чиновников на местах.

В первой четверти XVIII в. в России впервые появились специальные учреждения для нищих и бродяг – смирительные дома. Также, широкое распространение получила ссылка в самых различных ее проявлениях (в том числе и ссылка на каторгу). Это наказание занимало чрезвычайно важное место в системе карательных средств вплоть до 1917 г.

Значительное влияние на российскую пенитенциарную политику, несомненно, оказали взгляды британского мыслителя и филантропа Дж. Говарда (1726-1790 гг.), который некоторое время жил в России. Он добился введения раздельного содержания заключенных (не только мужчин и женщин, но и взрослых и несовершеннолетних преступников), и предлагал разделить арестантов в зависимости от вида совершенного преступления.

Общегосударственная (централизованная) система управления тюремными заведениями, как и единообразная нормативная регламентация их деятельности, как и прежде, отсутствовали. Общегосударственные тюремные заведения находились в ведении местных властей и финансировались только из местного бюджета, а государственные преступники содержались в крепостях, находившихся в подчинении третьего отделения Его императорского Величества канцелярии.

Существенный вклад в дело переустройства и гуманизации тюремной системы России внесло Общество попечительное о тюрьмах (1819 г.). С его появлением стало возможным проникновение общественного контроля в данную сферу государственной деятельности. При тюрьмах была создана и постоянно расширялась сеть больниц и школ. Руководство Общества участвовало в подготовке и осуществлении законопроектов, касающихся тюремной сферы.

В 1831 г. была принята Инструкция смотрителя тюремного замка. Этот нормативный акт был разработан в тесном сотрудничестве с Попечительным обществом и стал первым общегосударственным уголовно-исполнительным актом России. В нем предусматривалась дифференциация осужденных в зависимости от тяжести совершенных преступлений, пола, возраста, сословия. Предлагалось также разделение арестантов по их уголовно-процессуальному статусу – осужденные и следственные. Большое внимание в законе уделялось вопросам личной и общей гигиены, благоустройству, проблемам медицинского обслуживания, лечения и санитарии, питания осужденных.

С середины XIX в. в связи с развитием либеральных и гуманистических идей, основанных на формальном признании принципов законности, равенства, социальной справедливости, происходило медленное, но целенаправленное изменение пенитенциарной политики, формирование новой системы учреждений, исполняющих наказание и переориентирование их деятельности в соответствие с новыми условиями и задачами борьбы с преступностью.

Перечень наказаний, установленный Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в виде лишения свободы в это время был весьма велик: ссылка на поселение в Сибирь с лишением всех прав состояния; ссылка на поселение в Сибирь без лишения прав состояния, заключение в крепость; каторжные работы; ссылка на поселение на Кавказ; ссылка на житие в Сибирь и иные отдаленные губернии; заключение в исправительном доме (на срок от одного года до шести лет); заключение в исправительно-арестантском отделении гражданского ведомства; заключение в рабочий дом; заключение в смирительный дом; тюремное заключение (от двух недель до одного года); арест до трех месяцев и др.

В ходе Великих реформ 1860-х-1870-х гг. наряду с преобразованиями в различных сферах российского государства была реформирована и тюремная система. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управления (ГТУ) первоначально в составе Министерства внутренних дел, а с 1895 г. – Министерства юстиции.

С началом функционирования мировых судов (1864 г.) вводился особый порядок исполнения наказания за совершение малозначительных правонарушений. В этих целях создавались Временные правила для содержания лиц, подвергаемых аресту по приговорам мировых судей 1866 г., которые регламентировали устройство и содержание арестантских помещений. В пореформенной России происходило существенное ограничение в применение такого наказания как ссылка на поселение в Сибирь и Закавказье, ссылка на житие в Сибирь.

Санкт-Петербургский международный пенитенциарный конгресс (1890 г.) впервые определил принципы содержания подследственных под стражей, которые затем вошли в Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, а также в Общую тюремную инструкцию 1915 г. Это - отдельное от уже осужденных лиц содержание; одиночное (не общее) заключение, кроме исключительных случаев (старость, душевное или телесное страдание); нахождение под стражей несовершеннолетних до 17 лет допускалось также только в исключительных случаях и др. Была создана соответствующая система заведений для лиц, подвергаемых аресту, специальные помещения при полиции, а также санкт-петербургский Дом предварительного заключения.

Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей редакции 1890 г. ввел элементы прогрессивной системы исполнения наказаний, проявляющиеся в выделении из общей массы арестантов отрядов исправляющихся, а также досрочном освобождении от наказания.

Уголовное Уложение 1903 г. предусматривало краткосрочное заключение в тюрьме по одиночной системе и долгосрочное – в исправительном доме при условии содержания в течение первых месяцев в одиночной камере, затем – разобщении на ночь и на время, свободное от работы. Вместе с тем, существующая тюремная система была не готова воспринять нововведения. Значительная часть тюремных учреждений находилась в ветхом состоянии, а подавляющее большинство не имело одиночных камер. Усложнение общей криминогенной ситуации в стране на рубеже XIX–XX вв. привело к значительной нехватке арестантских мест.

В целом, отмечая прогрессивную направленность законодательных нововведений второй половины XIX-начала XX вв., нельзя не отметить, что ставящиеся задачи исправления и перевоспитания арестантов не выполнялись. Одной из причин такого положения дел явилось отсутствие специального обучения нижних полицейских чинов и служащих, а также значительная текучка кадров тюремной администрации.

Существенные изменения пенитенциарной системы произошли в ходе второго этапа Великой российской революции (1905-1922 г.) – этапе становления республиканской формы правления. В этот период пенитенциарная политика Временного правительства была направлена на решение задачи исправления и перевоспитания арестантов.

В ходе революционных событий было уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления Министерства юстиции, разграблены мастерские и иные тюремные помещения. 7 марта 1917 г. в Петрограде вышло распоряжение об обязательной регистрации освободившихся заключенных, которое, однако, исполнялось весьма неэффективно.

Пересмотру и коррекции в соответствии с духом времени были подвергнуты, прежде всего, цели уголовного наказания и его исполнения. Был объявлен курс на перевоспитание осужденного. Была отменена ранее обязательная ссылка на поселение после отбытия каторжных работ, а также ссылка за бродяжничество.

Определенное внимание уделялось вопросам обучения сотрудников исправительных учреждений. О повышении качества подготовки персонала тюремных заведений говорилось в приказе Главного управления мест заключения (ГУМЗ) Министерства юстиции № 2 от 18 марта 1917 г. На основании этого приказа через месяц при ГУМЗ открылись трехмесячные курсы подготовки персонала тюремных учреждений. В Москве действовала шестимесячная школа тюремных надзирательниц для женских тюрем.

Завершились же многочисленные либеральные эксперименты Временного правительства в пенитенциарной сфере изданием циркуляра Главного управления местами заключения от 8 сентября 1917 г., которым полностью отменялись все демократические новации первых революционных месяцев, и объявлялось о следовании положениям Общей тюремной инструкции 1915 г.

Таким образом, в XIX–начале XX вв. в России была сформирована единая общегосударственная тюремная система, установлено централизованное управление тюремными заведениями, стала создаваться единообразная нормативная регламентация их деятельности.

Обеспечивая правопорядок в стране, органы государственной власти вынуждены применять по отношению к отдельным гражданам меры принудительного характера, в том числе и уголовные наказания.

После определения состава преступления, осуждения виновного лица и вынесения ему приговора необходимо установить порядок и условия отбывания гражданином назначенного ему судом наказания. Эту задачу выполняет самостоятельная отрасль российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее правовой системы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трех значениях:

  1. как научная дисциплина;
  2. как учебная дисциплина;
  3. как отрасль права.

Уголовно-исполнительное право как наука – это область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер принудительного характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях курс, построенный на систематизированном отражении данной сферы законодательства.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность норм и правил, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, иных мер принудительного характера, назначенных судом за совершение преступления.

Пенитенциарная система Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее нацелена на исправление лиц, отбывающих наказание, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными гражданами.

Готовые работы на аналогичную тему

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая задача. Часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет ее как процесс формирования у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к людям, труду, нормам, правилам и традициям общества, а также стимулирование правомерного поведения осужденных.

В целом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее решает следующие задачи:

  1. регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание;
  4. помощь в социальной адаптации гражданам, освободившимся из мест заключения.

Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уголовно-исполнительное законодательство

Согласно статье 71 Конституции РФ, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, является исключительной компетенцией высших органов власти нашей страны.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся:

  1. международно-правовые акты в сфере обращения с заключенными, к которым присоединилась Российская Федерация;
  2. Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу тема подробнее ;
  4. федеральные законы;
  5. указы Президента РФ;
  6. постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  7. нормативные акты профильных министерств и ведомств;
  8. нормативные акты субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации подробнее .

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ в 1996 году система данной отрасли законодательства принципиально изменилась. Кодекс стал основным нормативным актом, регламентирующим исполнение всех видов уголовных наказаний.

В новый УИК РФ законодатели включили в качестве основания освобождения от наказания амнистию и помилование. При издании актов амнистии в каждом конкретном случае принимается соответствующее постановление Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , предусматривающее процедуру ее применения. Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предполагает участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за ними на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

Еще одним источником уголовно-исполнительного права являются указы Президента и нормативные акты Правительства России. В пределах своей компетенции данную сферу общественных правоотношений вправе регламентировать профильные ведомства и органы государственной власти субъектов Федерации.

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле понимается система нормативных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного характера.

Уголовно-исполнительное право в российской правовой системе

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано со многими отраслями российской правовой системы. В первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей задачей, направленной на борьбу с преступностью и охрану наиболее значимых общественных отношений.

Нормы вышеперечисленных отраслей права с различных позиций регулируют процесс определения лиц, виновных в преступлении, назначения им уголовного наказания и его отбывания.

Например, уголовное право устанавливает содержание наказания, как явления, и основные признаки преступления. Данная отрасль регулирует отношения, связанные с назначением и освобождением граждан от наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право устанавливает порядок, в соответствии с которым выносится приговор суда.

Связь уголовно-исполнительного и административного права касается порядка деятельности исправительных учреждений, определения обязанностей и прав их персонала, а также порядка прохождения службы в органах исполнения наказания.

Нормы гражданского и семейного права учитываются при утверждении права осужденных владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, заключать различные сделки. Связь с трудовым правом следует рассматривать в аспекте привлечения заключенных к исправительным работам, обеспечения им надлежащих производственных условий и оплаты. Данная сфера деятельности полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

Часто уголовно-исполнительное право пересекается с конституционным правом. Так, при отбывании тюремного заключения неизменными остаются следующие конституционные права осужденных:


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Уголовно-исполнительное право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи
  • 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
  • 3. Уголовно-исполнительная политика
  • 4. Нормы уголовно-исполнительного права
  • 5. Уголовно-исполнительные правоотношения
  • 6. понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания
  • 7. Исправление осужденных и его основные средства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по уголовно-исполнительному праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, цели и задачи


Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.


Предмет уголовно-исполнительного права — регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.


Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

✓ от способа регулирования — на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

✓ характера взаимосвязи субъектов — на метод власти и подчинения;

✓ характера воздействия на поведение людей — на карательный метод;

✓ способа воздействия — на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.


Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

✓ равенства осужденных перед законом;

✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.


Понятие уголовно-исполнительного права с различных позиций

Уголовно-исполнительное право (УИП) рассматривается с разных позиций:

  • как учебный курс;
  • как отрасль науки;
  • как отрасль права.

Рассмотрим подробно каждую из них.

УИП как учебный курс - это учебная дисциплина, преподаваемая в высших юридических учебных заведениях. Ее отличительная черта - это собственные методы и предмет изучения.

УИП как отрасль науки - это теория, идеи и взгляды, касающиеся принципов создания и дальнейшего развития уголовно-исполнительной деятельности государства в целом, законов и их использования на практике. Наука изучает правовое регулирование, порядок выполнения и отбытия уголовных наказаний, а также прочих уголовно-правовых мер, исследует опыт международного права, его практическое применение и уголовно-исполнительное законодательство других стран.

УИП как отрасль права - это множество юридических норм, согласно которым регламентируются общественные отношения, имеющие место при выполнении и отбывании уголовных наказаний (уголовно-правовые нормы), выполнении и отбывании уголовно-процессуальных мер пресечения. То есть эти нормы применяются для влияния на осуждаемого для его исправления.

Предмет уголовно-исполнительного права так же, как и понятие, рассматривают с трех вышеобозначенных ракурсов.

Предметом УИП как отрасли права служат общественные отношения, которые регулируются этой отраслью. В соответствии со статьей 2 УИК РФ к предмету УИП, помимо общепринятых принципов и положений по выполнению наказаний, относятся:

  • регламентирование применения уголовно-правовых мер, предусматриваемых УК РФ;
  • принципы функционирования органов и учреждений, исполняющих наказание;
  • принципы выполнения и отбытия наказаний, а также применения исправительных мер;
  • принципы участия различных органов, учреждений и лиц при осуществлении исправительных мер для осужденных;
  • принципы освобождения осужденных и оказания им помощи.

Часть авторов к уголовно-правовым мерам в уголовно-исполнительном праве относят принципы уголовного осуждения, отсрочку наказания беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних, медицинские меры.

Согласно статьям 90-92, 97-100 Уголовного кодекса принципы уголовного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены наказания, принудительные меры воспитания для несовершеннолетних лиц, медицинские принудительные меры считаются уголовно-правовыми мерами.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации не предусмотрен порядок использования принудительных мер воспитания для несовершеннолетних лиц. В теории права говорится о том, что в этом нет необходимости, так как данные нормы регламентируются нормами УК РФ. Но в то же время напрашивается ряд вопросов:

  • о принципах исполнения таких принудительных мер воспитания;
  • о государственном органе, который должен исполнить этих меры;
  • о полномочиях исполняющего органа.

Что касается выполнения и отбытия принудительных медицинских мер, условного наказания, отсрочки наказаний для беременных женщин и женщин с малолетними детьми, условно-досрочного освобождения, замены наказаний, амнистии и помилования, все они регламентируются статьями 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Различия во взглядах на предмет уголовно-исполнительного права

Большинство исследователей утверждают, что отношения, касающиеся контроля освобожденных, нужно регламентировать не УИП, а каким-то другим правовым направлением. Например, административным правом.

Другая часть авторов утверждает, что, учитывая нынешнюю систему права, отношения, касающиеся контроля досрочно освобожденных лиц, необходимо осуществлять уголовно-исполнительным правом. Но это не исключает возможности создать новую отрасль права, которая занималась бы профилактикой преступлений.

Известный профессор В.А. Уткин утверждал, что общественные отношения, которые проявляются при ресоциализации освобожденных лиц, не являются сферой регулирования УИП. Они должны регулироваться социальным законодательством РФ.

Материальные отношения, которые имеют место при ресоциализации освобожденных, а также контроль над лицами, отбывающими наказания, логичнее всего рассматривать с точки зрения криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В литературе по праву говорится о том, что предметом регламентирования УИП должны быть все отношения, что имеют место в процессе и по поводу отбытия и выполнения уголовных наказаний. Но не все авторы с этим согласны. А.А. Рябининым было логически подмечено, что регулирование этих отношений появляется как раз в процессе выполнения наказаний, а не по их поводу. Такое утверждение обусловлено тем, что все действия по управлению выполнением наказаний относятся к административно-правовой деятельности, регулирующейся административным правом.

Принцип функционирования органов и учреждений, что исполняют наказание, нельзя трактовать расширенно, так как к нему не относятся отношения, регламентируемые административным, трудовым и прочими отраслями права.

В.Б. Малинин писал, что уголовно-исполнительное право - это самостоятельная отрасль права, что представляет систему правовых норм, устанавливаемых органами власти. Задачей данных норм есть регламентирование общественных отношений, что имеют место во время выполнении уголовных наказаний.

Предметом регламентирования УИП, наряду с вышеперечисленными, также есть отношения, связанные с выполнением определенных материальных норм уголовного права, зависящих от приговора или постановления суда. Данные отношения считаются процедурными.

Теоретически профилактика или предупреждение правовых нарушений рассматривается как система государственных и общественных мероприятий, сконцентрированных на обнаружении, исключении, послаблении, нейтрализации и компенсации условий и причин правонарушений.

На основании этого не карательные предупредительные действия есть системой мероприятий, что направлены на обнаружение, исключение, нейтрализацию, минимизацию и компенсацию условий и причин:

  • нарушения условий и порядка выполнения и отбытия наказаний, а также уголовно-правовых мер, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания ресоциального или исправительного воздействия;
  • преступления субъектами выполнения и отбытия наказаний, а также уголовно-правовых мер, уголовно-процессуальных мер пресечения, оказания, испытывания ресоциального или исправительного воздействия.

Не карательные предупредительные воздействия являют собой междисциплинарный институт, который исследуется криминопенологией, акцентирующей внимание, в основном, на материальной стороне предупредительных воздействий. Процедурный аспект этого воздействия должен регламентироваться и исследоваться УИП. Нормы уголовно-исполнительных законов регулируют предупредительное воздействие при выполнении, отбытии некоторых наказаний, а также уголовно-правовые меры. Стоит отметить, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года для налаживания режима безопасности применяет перечень индивидуальных профилактических мер субъектами уголовно-исполнительной системы. Результат показывает, что эти меры способствуют предупреждению правонарушений и преступлений.

Предметом УИП также считаются отношения, сконцентрированные на производстве определенных уголовно-процессуальных норм. К ним относятся отношения, что имеют место при выполнении и отбытии уголовно-процессуальных мер пресечения.

Раньше некоторые авторы склонялись к мнению, что есть необходимость правового регулирования порядка нахождения под стражей при помощи норм УИП. О.Н. Миндадзе утверждал, что при переходе исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное, в него можно было бы на полном основании включить Положения о предварительном заключении под стражу.

Статьей 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации описываются такие меры пресечения:

Процесс выполнения и отбытия определенных уголовно-процессуальных мер пресечения подобен выполнению и отбытию некоторых уголовных наказаний, а также прочих уголовно-правовых мер. В такой процедуре одним и тем же лицом может одновременно осуществляться выполнение уголовного наказания, прочих уголовно-правовых мер и уголовно-процессуальных мер пресечения. Таким сочетанием, к примеру, является выполнение наказания по ограничению свободы совместно с домашним арестом.

В подпункте 11 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний говорится о том, что ее основной функцией есть контроль пребывания подозреваемых или обвиняемых лиц в местах выполнения мер пресечения в виде домашнего ареста, а также соблюдения ограничений или запретов, наложенных судом. Положением определяется, что данная служба должна обеспечить, согласно закона, четкое выполнение судебных приговоров, определений и постановлений, касающихся лиц, которых содержат под стражей или домашним арестом.

Таким образом, главные функции инспекций, описанные в пункте 4 раздела I Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, дополнились такой функцией: контроль пребывания подозреваемых или обвиняемых лиц в местах исполнения мер пресечения под домашним арестом, и контроль соблюдения этими лицами судебных запретов или ограничений.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предмет УИП как отрасли права включает:

  • отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовных наказаний;
  • отношения, характерные при выполнении и отбытии иных уголовно-правовых мер;
  • предупредительное, исполнительное, социальное влияние;
  • отношения, характерные при выполнении и отбытии уголовно-процессуальных мер пресечения.

Предметом УИП как науки есть познаваемая и исследуемая ею информация в области выполнения и отбытия уголовных наказаний, иных уголовно-правовых мер и уголовно-процессуальных мер пресечения. Предметом УИП как науки также считается политика государства в области выполнения уголовных наказаний, суть и состав законов, законодательная система и ее источники, правоотношения, фактическое выполнение и отбытие и прочие меры, включая международные акты, что касаются отношения к осужденным, уголовно-исполнительное право иностранных государств и прочее.

Как предмет науки УИП рассматриваются знания в области пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права, в которые внесли свой неоценимый вклад ученые конца XIX – начала XXI веков: Жижиленко А.А., Фойницкий И.Я., Таганцев Н.С., Познышев С.В., Исаев М.М., Ширвиндт Е.Г., Сергиевский Н.Д., Мокринский С.П., Гернет М.Н., Утевский Б.С., Наташев А.Е., Сперанский И.А., Шмаров И.В., Астемиров З.А., Журавлев М.П., Крахмальник Л.Г., Ременсон А.Л., Стручков Н.А., Шамис А.В., Артамонов В.П., Багрий-Шахматов Л.В., Беляев Н.А., Зубков А.И., Ткачевский Ю.М., Старков О.В., Филимонов О.В., Кузьмин С.И., Бриллиантов А.В., Селиверстов В.И., Уткин В.А., Анисимков В.М., Детков М.Г., Пономарев П.Г., Толкаченко А.А.

Предмет науки УИП охватывает более широкую область, нежели предмет отрасли УИП.

Предметом дисциплины УИП есть соответствующая ему сфера науки. Предметы УИП как науки и учебного курса очень похожи, но предмет науки все же охватывает большую область знаний. Данная разница в объемах обусловлена рассмотрением дисциплиной конкретных тем и ограничением по времени. Причем объем дисциплины может также разниться в зависимости от учебного заведения, в котором он преподается.

Методы уголовно-исполнительного права

Методы правового регулирования теоретически есть системой правовых средств и способов влияния на общественные отношения.

Методы УИП, как и его предмет, нужно рассматривать с трех вышеперечисленных позиций, а именно с точки зрения науки, отрасли и учебного курса.

Методы УИП, как отрасли права, определяют самыми различными способами. В.А. Уткин и В.С. Епанешников четко подметили, что разработка методов правового регулирования УИП до сих остается проблемой, потому как они четко еще не разработаны. В учебной литературе совсем немного данных по этой теме.

О.В. Филимонов считал, что правовое регулирование отношений в сфере выполнения наказаний производится такими методами:

  • императивным (при помощи властного приказа);
  • диспозитивным;
  • поощрительным.

Такой подход нашел поддержку среди многих авторов. В.Б. Малинин несколько преобразовал и расширил перечень этих методов, и предложил такой список:

  • императивный (по способу правового регулирования);
  • запрещающий (по способу человеческого поведения);
  • карательный (по характеру влияния);
  • санкционный (по способу действия);
  • властный и подчиняющий (по характеру связей участников правовых отношений).

Для правового регулирования отношений в сфере выполнения уголовных наказаний, в большинстве случаев, пользуются следующими методами:

  • императивным (методом власти);
  • диспозитивным;
  • поощрительным;
  • методом взыскания (наказания).

К императивному методу относится реализация приказывающих документов, таких как приказ, распоряжение и прочих, которые содержат требования, обеспечивающие возможность использования правового принуждения.

Диспозитивный метод состоит в том, что осужденным в определенных законных рамках разрешается совершать определенные действия на свой выбор. Этот метод дает возможность удовлетворить законные интересы осужденных лиц, при этом формируется благоприятная правовая обстановка.

Суть поощрительного метода состоит в том, что формируются максимально благоприятные условия для развития положительных качеств личности и исправления негативных. К примеру, уголовно-исполнительное право предусматривает множество различных способов воплощения поощрительного метода, стимулирование социально-одобряемого поведения личности, отбывающей наказание. К ним, например, относятся различные благодарности, льготы, отмена определенных запретов или ограничений, предоставление лучших условий пребывания и прочие.

Метод наказания состоит в формировании максимально неблагоприятных условий для осужденных, которые нарушают порядок или условия отбытия наказания, уголовно-правовыми мерами или исправительным испытыванием, что применяется для усовершенствования позитивных человеческих качеств. Формы взысканий могут быть различными, они нормируются рядом статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ, к примеру, статьями 29, 46, 58, 71, 115 и прочими.

В науке методы УИП делятся по двум признакам:

  • по способу изучения (познавательный и исследовательский);
  • по принадлежности.

По способу исследования и познания методы УИП также делятся на:

  • познавательные (исторический, философский и прочие);
  • исследовательские (эксперимент, наблюдение и прочие).

По принадлежности выделяют следующие методы:

  • законы философии;
  • общие научные методы (логика, анализ, статистика и прочие);
  • частные научные методы;
  • специальные методы.

Часть исследователей предлагают другую классификацию методов УИП. К примеру, Артамонов В.П. предлагал такие:

  • всеобщие;
  • частные;
  • специальные.

По данной классификации всеобщие методы представлены историческим материализмом. База методологии УИП основана на теории государства и права, посредством которой сформированы категории, положения и основные термины, являющиеся базой для всех научных отраслей.

К частным методам относятся анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, статистика, социология и прочие частные методы.

В УИП нет собственных методов, потому В.П. Артамонов использовал методы с особой актуальностью. Например, анкетирование, наблюдение, эксперимент и прочие.

Учебный курс как методы УИП применяет познание, исследование и обучение.

В 1989 году Н.А. Беляев говорил, что как методы обучения курсу исправительно-трудового права служат: изложение лекционного материала, практические работы, курсовые, дипломы, самообразование. Эти же методы применяют и сегодня.

Самостоятельность правовой отрасли в теории права определяется наличием собственной системы правовых норм, созданных для регламентирования определенных общественных отношений. УИП обладает такой самостоятельностью, так как в его правовую систему включены Уголовно-исполнительный кодекс РФ, другие Федеральные Законы и нормативные правовые акты.

Читайте также: