Нужно ли проводить экспертизу или согласование разрабатываемых школой образовательных программ

Обновлено: 13.05.2024

При определении базового образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля), следует рассматривать:

- диплом о высшем образовании, соответствующий преподаваемым дисциплинам;

- ученые степень / звание;

- диплом о профессиональной переподготовке?

Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает получение новой квалификации, освоение нового вида профессиональной деятельности, позволяющие осуществлять трудовую функцию.

Наименование и реквизиты приказа/ов Минобрнауки РФ, регламентирующего /их прохождение повышение квалификации ППС в образовательной организации, реализующей программы высшего образования?

Согласно различным нормативным документам (профессиональный стандарт, ФГОС ВО, приказы Министерства науки и высшего образования и др.) преподаватель ВУЗа должен пройти повышение квалификации (ПК) по нескольким направлениям, например: в областях информационно-коммуникационных технологий, преподаваемой дисциплины, инклюзивного образования, охраны труда, оказания первой помощи и т.д. Должна ли жестко соблюдаться периодичность прохождения ПК раз в три года?

Программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в областях информационно-коммуникационных технологий, преподаваемой дисциплины, инклюзивного образования реализуются в такой последовательности, которая необходима для каждого педагогического работника согласно имеющейся у него квалификации. Также освоение программ ДПО может быть вызвано необходимостью в овладении тем или иными методами, технологиями в силу использования их в образовательной деятельности.

Освоение программ в области охраны труда и оказания первой помощи программами ДПО не являются. Поскольку любая организация, в том числе образовательная, реализует систему охраны труда в обязательном порядке, то лица, ответственные за реализацию данной системы, для всех работников (включая и обслуживающий персонал) обязаны проводить инструктажи ежегодно. Сами же ответственные за охрану труда проходят обучение не реже 1 раза в 3 года. Согласно письму Минтруда России от 11.04.2017 г. № 15-2/В-950 "Обучение по оказанию первой помощи" обучение оказанию первой помощи пострадавшим проводится в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Поскольку прохождение программ дополнительного профессионального образования должно осуществляться педагогическими работниками не реже одного раза в три года (статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), то осваивать программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно и чаще. Поскольку согласно 196 ТК РФ работодатель вправе определять необходимость повышения квалификации работников, и сами педагогические работники также имеют право определять тематику программ ДПО, которые необходимо освоить.

Какая категория работников (или все работники из числа ППС обязана проходить повышение квалификации по вышеуказанным курсам (основной работник; внутренний совместитель; внешний совместитель, выполняющий работу по трудовому договору)?

Все педагогические работники обязаны осуществлять обучение по программам ДПО, совместители обучаются по основному месту работы.

При отсутствии документов о повышении квалификации работодатель вправе осуществлять обучение совместителей. Согласно ТК РФ на совместителя распространяются все права и обязанности, обусловленные трудовым договором, локальными нормативными актами и т.д.

Обязаны ли проходить повышение квалификации по вышеуказанным курсам сотрудники из числа научных работников (далее – НР), задействованных в образовательном процессе?

Если научные работники выполняют обязанности педагогических, отнесенных к ППС, на них также распространяются права и обязанности педагогических работников.

Какова периодичность прохождения вышеуказанных курсов: для основных сотрудников, а также внутренних и внешних совместителей, с которыми заключается трудовой договор сроком на 1 год?

Совместители также проходят обучение по программам ДПО не реже 1 раза в 3 года по основному месту работы.

Считается ли прохождение курсов
переподготовки кадров равноценным полученному базовому образованию ППС и/или НР?

Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает получение новой квалификации, освоение нового вида профессиональной деятельности, позволяющие осуществлять трудовую функцию.

Допустимо ли прохождение курсов повышения квалификации в той же образовательной организации, где реализуется образовательный процесс? Или это обязательно должна быть сторонняя организация?

Нормативной правовой документацией в сфере образования не ограничивается право вуза, имеющего лицензию на реализацию программ ДПО, обучать своих педагогических работников.

Проработать вопрос о массовом прохождение ППС повышении квалификации.

Мы готовим документы по учебному процессу с 2015 года или с 2013?

Готовятся документы по реализуемым программам, а также выпуск 2019 года.

Суммируются ли часы, прописанные в сертификатах о повышении квалификации до необходимых 72 часов?

Согласно 273-ФЗ повышением квалификации считаются программы, длительностью от 16 ч.

В КФУ выдаются Удостоверения собственного образца.

Один учебный план на несколько выпускающих кафедр, разные профили подготовки, достаточно ли одной утвержденной программы РПП (Рабочая программа практики) на несколько академических групп с разными руководителями практик? (По приказам студенты отправляются в различные организации).

Согласно 273-ФЗ ст.2 ч.9 «..образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Сколько Учебных планов, столько и ОПОП.

Будут ли проверятся практики выпускников предыдущих лет?

Проверяться будут практики, где есть обучающиеся.

Нельзя ли четко указать с какого года будут проверять документы? Выпуск 2015/2016 г. будут полностью проверять с 1 курса или, скажем, только документы гос. аттестации (допуск к ГИА, расписание ГИА, ВКР, протоколы и пр.)?

По п. 7 кто отвечает за документы об образовании, повышении квалификации УВП? Речь о лаборантах, специалистах по УМР?

Структурное подразделение совместно с Управлением кадров.

Согласно требованиям статьи 92 Федерального закона об образовании процедуре аккредитации подлежат образовательные программы, разработанные с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация дает право выдавать обучающимся, закончившим аккредитованную программу, документ об образовании (и о квалификации) образца, установленного федеральным органом исполнительной власти. Если образовательная организация реализует образовательную программу с участием международных партнеров, значит, необходимо заключение договора о сетевой форме реализации образовательной программы. В этом договоре согласно статье 15 Федерального закона об образовании должны быть перечислены:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Т.к. Рособрнадзор и подведомственные организации проводят аккредитацию согласно требованиям ФГОС, действующих на территории России, значит, результаты, получаемые в рамках образовательной программы, должны соответствовать результатам, заданным российскими ФГОС. Также поскольку аккредитация проводится на территории РФ, документ об образовании согласно сетевому договору должен выдаваться вузом России. Иностранное образовательное учреждение в соответствии со своими нормами в области образования может принимать результаты обучения, полученные в российском вузе, и выдавать еще один документ об образовании и о квалификации (второй диплом). Все остальные правила по проведению аккредитации - традиционные, заданы постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039.

По приказу к 15 марта должен быть пакет документов только по действующему контингенту или включая документы по набору 2019 года?

Все образовательные программы должны быть готовы, в том числе и на набор 2019 года.

Текущей датой (например: УП, РПД – в феврале, ОПОП – в марте).

Портфолио студентов: речь идет о личных кабинетах студентов?

Аттестация ППС каждые 5 лет: речь идет о документах, которые должен готовить институт перед прохождением конкурса ППС? В какой форме?

По полученной информации от руководителя отдела кадров ППС, аттестация ППС каждые 5 лет проходит, если Договор заключается на неопределенный срок. Но в КФУ таковых нет.

Со всеми ППС Договор заключается на определенный срок. Объявляется конкурс, и сотрудника берут на 1 год. Потом срок Договора может измениться по решению Руководителя структурного подразделения.

В КФУ приказа о создании аттестационной комиссии нет в связи с ненадобностью.

Документы на конкурс: институт подает заявку в УК на конкурс, если в штатном расписании эта должность остается. Сотрудник собирает полный комплект документов, который можно посмотреть на сайте Управления кадров.

По сайту: РПД по всему учебному плану должны быть в открытом доступе. Сейчас их можно на сайте видеть только через личный кабинет ППС. Можно ли сделать отдельную выгрузку целиком по образовательной программе?

РПД: согласование библиотекой. Предложение по каждой образовательной программе сначала утверждать справку об информационно-библиотечном обеспечении образовательной программы, только после этого отправлять на согласование. Программы, иначе, висят месяцами. Сотрудникам библиотеки, соответственно, в первую очередь, просим проверять справки и по ним РПД?

Тот же вопрос по количеству часов в зачетных книжках: кто-то пишет аудиторку, кто-то общее кол-во. Переписывать зачетки и ведомости?

В зачетках указывать общее количество часов как в учебном плане.

В зачетке можно часы указать так:

общ.кол-во ч / ауд.кол-во ч

Для допсессии в системе вместо индивидуальных разрешений можно ли предусмотреть возможность выдачи разрешение сразу списком на всех должников? Тогда отпадет проблема несостыковок дат сдачи в ведомостях и зачетках с графиком доп.сессии?

Данная процедура индивидуальна. В период допсесии ликвидируется академическая задолжность в индивидуальном порядке (каждый со своим долгом).

Есть документы, которые по номенклатуре хранятся, например 1 год (в частности, расписаний занятий, сессий). Мы ведь не должны их восстанавливать за все года с 2014-го?

Проверка Рособрнадзром осуществляется не по номенклатуре дел, а по ведению образовательного процесса.

Будут ли курсовые перед проверкой выкладываться на сайт (как сейчас дипломы)?

На сегодняшний день нет таких требований.

Какие даты должны быть на курсовых и ВКР? Не позднее сколько дней до защиты? Может ли совпадать дата подписи студента, научного руководителя, заведующего кафедрой и день представления на кафедру?

В соответствии с Приказом №636 от 29.06.2015 г.:

п. 36. Организация обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.

п.37. Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Авторефераты диссертаций, научные труды аспирантов

Выпускники аспирантуры не делают авторефератов, они защищают научный доклад. У нас хранится рукопись научного доклада, отзывы, рецензии, справки (антиплагиат). Авторефераты не хранятся на кафедрах.

Авторефераты не нужны. На кафедрах хранятся только ВКР, отзывы, рецензии, справки (антиплагиат).

Справка о результатах кандидатских экзаменов за полный прошедший учебный год, данные о защитах кандидатских диссертаций по группам специальностей

Как выглядят такие справки, на кафедре их никогда не было. Отдел аспирантуры их выдает каждому аспиранту.

Справки действительно хранятся в Центре подготовки кадров высшей квалификации.

Возможность фиксации результатов текущего контроля и иных результатов образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата

Не понятен данный пункт. Необходим комментарий.

По абзацу 2 пункта 1 приказа. Точно обозначить периоды, за которые необходимо предоставить запрашиваемые документы, в соответствии с Приложениями 1,2 к приказу.

Указанные в приложениях документы должны быть подготовлены до начала проверки. В соответствии с поручением ректора инициирована внутренняя проверка готовности структурных подразделений документы должны быть представлены в ходе внутренней проверки.

Просим определить порядок подготовки институтами/факультетом документации по программам аспирантуры в связи с тем, что часть документов (учебные планы и др.) готовятся отделом аспирантуры ДО.

В соответствии с положением Центра подготовки кадров высшей квалификации осуществляется исключительно проверка учебных планов, а разработка всех компонентов ОПОП производится структурным подразделением реализующим конкретную программу.

Просим предоставить методические рекомендации по подготовке адаптированных образовательных программ.

В ближайшее время будут разработаны и направлены макеты ОПОП адаптированных образовательных программ.

Четко определить в приказе пункты, выполнение которых возлагается на институты/факультет, и те, которые относятся к компетенции управленческих подразделений.

Приказы по подготовке к предстоящей проверке Рособрнадзора уже имеют разделение на управленческие подразделения и основные структурные подразделения, филиалы, лицеи.

Что понимать под распорядительным актом организации? По общему смыслу, это акты КФУ (приказы, распоряжения ректора, распоряжения проректора). Для придания силы распорядительного акта актам института/факультета должен быть соответствующий локальный акт о делегировании полномочий.

Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач.

Речь идет о тех документах, которые руководитель основного структурного подразделения может издавать в соответствии с полномочиями возложенными на него доверенностью ректора КФУ.

Есть ли необходимость распечатывания всего пакета документов к 15 марта?

Те документы, которые готовы к 15 марта, должны быть в надлежаще заверенном печатном виде.

К приезду экспертов Рособрнадзора – все документы должны быть в надлежаще заверенном печатном виде.

Просим определить общие требования по справках о материально- техническом обеспечении, кадровом обеспечении (расчет целочисленных значений ставок).

Справки о материально- техническом обеспечении, кадровом обеспечении (расчет целочисленных значений ставок) уже имеют требования, они аналогичны при проведении процедур лицензирования и государственной аккредитации.

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Введение

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее - Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее - образовательные программы или программы).

- основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) или образовательными стандартами (далее - ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (ч.7 ст.12);

- программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (ч.8 ст.73);

- содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.10 ст.76).

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента РФ по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*.

* Утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. - См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 5. - С.7-12. - Ред.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п.9 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В связи с этим методические рекомендации включают вопросы разработки всех документов образовательной программы, содержание которых непосредственно или опосредованно связано с профессиональными стандартами.

Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности**. Соответственно, их использование - обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности. В связи с этим далее в методических рекомендациях будут рассматриваться вопросы учета требований профессиональных стандартов при разработке именно таких программ.

Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:

См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 1, 2. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 23. - С.66-72. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 21. - С.34-37. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 25. - С.73-85. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 27. - С.35-42. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 14. - С.45-66. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 33. - С.85-87. - Ред.

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 5. - С.86-87. - Ред.

Часть I

Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Шаг 1. Создание рабочей группы

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

* В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ. При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.

Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.

Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу "Дополнительные характеристики", в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*.

Чтобы избежать замечаний органов надзора, проверяйте содержание и структуру основной образовательной программы (ООП) каждого уровня образования. Читайте, как проверить структуру ООП по ФГОС и при необходимости внести в нее изменения.

Что проверить в содержании ООП

ООП школы отражает основные характеристики обучения на каждом уровне образования – объем, содержание, планируемые результаты. Проверьте, чтобы ООП включала:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • формы аттестации; и методические материалы.

Эти компоненты программы указаны в определении, которое дает пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Дополнительные требования к ООП предъявляет ФГОС каждого уровня образования.

Что проверить в структуре ООП

Требования к структуре ООП устанавливают ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Каждая программа должна состоять из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Внимание: убедитесь, что названия разделов соответствуют ФГОС. Иначе проверяющие вынесут предписание.

Что проверить в целевом разделе

ФГОС начального, основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к пояснительной записке. Что проверить в записке в зависимости от уровня образования, смотрите в таблице.

Что проверить в пояснительной записке ООП

Содержание

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Цели реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы

Принципы и подходы к формированию ООП

Состав участников образовательных отношений

Общая характеристика ООП

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Учитывайте, что на основе планируемых результатов составляют:

  • рабочие программы учебных предметов и курсов;
  • рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
  • программы развития универсальных учебных действий;
  • программы воспитания и социализации учащихся;
  • методические материалы.

В систему оценки достижения планируемых результатов должны входить разные методы и формы, которые в совокупности позволяют определить, каких предметных, метапредметных и личностных результатов достиг ученик. Посмотрите, есть ли в подразделе направления и цели оценочной деятельности, объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментов оценивания, формы представления результатов. Указали ли условия и границы применения системы.

ФГОС основного и среднего общего образования предъявляют разные требования к содержанию системы. Подробности – в таблице.

Содержание

ФГОС

ООО

СОО

Организация и содержание ГИА

Организация, содержание и критерии оценки результатов по учебным предметам, выносимым на ГИА

Промежуточная аттестация в рамках урочной и внеурочной деятельности

Итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА

Оценка проектной деятельности учащихся

Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся

ФГОС НОО не уточняет, что дополнительно включить в подраздел. Проверьте его по общим критериям.

Система оценки достижения планируемых результатов входит во ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы этот подраздел ООП и локальные акты о ВСОКО не противоречили друг другу.

Что проверить в содержательном разделе

Содержательный раздел ООП определяет общее содержание образования на одном из уровней и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Проверьте, чтобы в раздел включили все программы, которые требует ФГОС. Подробности смотрите в таблице.

Какие программы проверить в содержательном разделе ООП

Программа

ФГОС

НОО

ООО

СОО

Коррекционной работы с детьми с ОВЗ (если они есть, но для них не разрабатывали АООП)

Проконтролируйте, чтобы в рабочих программах количество часов в тематическом планировании совпало с часами в учебном плане по каждому предмету. Все мероприятия содержательного раздела должны входить в учебный план или в план внеурочной деятельности.

Что проверить в организационном разделе

Организационный раздел определяет общие условия и сроки реализации ООП (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). Проверьте, чтобы в нем были четыре документа, которые требуют ФГОС начального, основного и среднего общего образования:

    ; ; ;
  • система условий реализации ООП по ФГОС.

В системе условий реализации образовательной программы указывают кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-педагогические условия и финансовые аспекты. Их надо описать так, чтобы можно было оценить в ходе самообследования.

Что проверить дополнительно 3

Проверьте, приложили ли к рабочим программам оценочные материалы. Они обязательно должны входить в состав ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оформить можно по-разному: приложением к каждой рабочей программе или отдельным приложением к ООП, разместить в целевом или организационном разделе ООП. 6

Посмотрите, есть ли в составе ООП методические материалы. Например:

  • авторские методические рекомендации к рабочим программам новых учебных курсов или курсов внеурочной деятельности;
  • материалы по оценке индивидуального прогресса обучающихся и мониторинга их личностного развития;
  • технологические карты учебных занятий, где отразили инновационные формы и методы работы с учащимися;
  • другие материалы, которые свидетельствуют об уникальности ООП.

Методические материалы можно приложить к рабочим и другим программам или оформить отдельным приложением к ООП.

Как утвердить ООП

Рассмотрите проект ООП на педагогическом собрании. Если есть замечания и предложения, поручите доработать.

Гриф утверждения разместите в правом верхнем углу титульного листа ООП. Укажите наименование своей должности. Поставьте подпись, инициалы, фамилию и дату утверждения. Выровняйте строки по левому краю или отцентруйте относительно самой длинной строки.

Если по уставу педагогический совет должен согласовать ООП, поставьте на титульном листе гриф согласования. Не дублируйте гриф по тексту ООП или на первых листах ее компонентов. Например, сведения о согласовании и утверждении не нужны на страницах учебного плана или календарного графика, поскольку ООП – это единый документ.

Когда и как вносить изменения в ООП

Вносите изменения в ООП, когда нужно поменять какой-то компонент программы. Например, к началу учебного года корректируют учебные планы и рабочие программы.

Все изменения и дополнения в ООП рассматривайте на педагогическом совете. Включайте эти вопросы в повестку педсоветов минимум дважды в год: в феврале–марте, чтобы начать доработку ООП, и июне–августе, чтобы утвердить изменения к новому учебному году.

Правки в ООП вносите в том же порядке, в котором утверждали ООП. Есть два варианта:

Первый вариант – утвердить отдельным приказом ООП каждого уровня образования. В этом случае изменения также нужно принять отдельным приказом по каждому уровню образования.

Второй вариант – утвердить одним приказом ООП трех уровней образования. В этом случае издайте один приказ о внесении изменений в ООП общего образования – начального, общего и среднего.

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Облако тегов

О проведении экспертизы дополнительной образовательной программы

Как провести экспертизу дополнительной образовательной программы

К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии:

  • внутренняя - её, как правило, пишет методист учреждения, в котором разрабатывается программа;
  • внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.

Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции.

Основными принципами экспертизы программ являются:

  • открытость;
  • гласность;
  • единство требований;
  • соблюдение педагогической этики;
  • направленность на развитие учреждения.

При оценке программы учитываются:

  • соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
  • политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
  • технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
  • профессиональная подготовка руководителя программы;
  • адресность (учёт особенностей обучающихся);
  • практическая значимость содержания программы для ребёнка;
  • соответствие документа заявленному виду продукции.

Примерный план рецензии

1. Заголовок рецензии:

Рецензия на программу (название), Ф.И.О. и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

3. Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий;
  • анализ методического обеспечения программы:
    • в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата;
    • насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся;

    5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

    6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

    7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения.

    8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

    9. В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования:

    • стимулируют познавательную деятельность ребёнка;
    • развивают коммуникативные навыки;
    • создают социокультурную среду общения;
    • способствуют развитию творческих способностей личности;
    • стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
    • помогают творчески использовать жизненный опыт ребёнка;
    • способствуют профессиональному самоопределению.

    10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

    11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.

    12. Аргументированная общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

    13. Рекомендации по преодолению недостатков программы и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей.

    Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:

    • утвердить или не утвердить программу;
    • закрепить за ней определённый статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая);
    • усовершенствовать программный документ;
    • распространить опыт педагога.

    Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

    Предложенными рекомендациями не исчерпываются алгоритмы проектирования и оценки образовательных программ в системе дополнительного образования, Их нельзя признать единственными и окончательными, Это лишь образцы, ориентирующие действия разработчика таких документов. Возможно в среде специалистов дополнительного образования имеются иные. Более совершенные и содержательные варианты процедуры этой работы. Здесь нет предела творчеству. Не исключены другие походы и аргументы, но они пока ещё не подкреплены детально разработанным фондом документов. Поэтому педагоги-практики могут следовать предложенным путём и рассматривать эти рекомендации как методическую помощь в своей профессиональной деятельности.

    ФГОС

    ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

    Общее описание системы ФГОС

    Сегодня Стандарты позволяют:

    составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

    формировать методические пособия;

    выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

    разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

    проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

    Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

    Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

    Виды и содержание ФГОС

    ФГОС ДОО

    Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

    ФГОС НОО

    Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

    ФГОС ООО

    Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

    ФГОС СОО

    Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

    ФГОС ОВЗ

    Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

    Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

    Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

    Общие положения — что включено, какова цель документа.

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

    Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

    Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

    Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

    Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

    Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

    Три поколения ФГОС: что меняется

    Принято делить ФГОС на три поколения.

    Первое поколение - 2004-2009 годы

    Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

    Второе поколение - 2009-2020 годы

    Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

    Третье поколение - с 2021 года

    Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

    Требования ФГОС третьего поколения содержат:

    четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

    список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

    конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

    указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

    время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

    данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

    Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

    Как применяются ФГОС на практике

    Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

    Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

    Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

    Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

    Установить порядок изучения учебного материала.

    Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

    Включить в программу региональные материалы.

    Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

    В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

    ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

    место дисциплины в общем плане;

    содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

    все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

    указано, какая литература обязательна к изучению.

    Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

    Курсы для педагогов по ФГОС

    Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

    Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

    Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.

    Читайте также: