Становление и развитие экологического права как отрасли права

Обновлено: 28.06.2024

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно—ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско—правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

2.1. История становления института морской перевозки груза

2.1. История становления института морской перевозки груза Правовое регулирование морской перевозки груза имеет длительную историю. Первые нормы, регулирующие отношения судовладельца с другими лицами, участвующими в судоходстве, были закреплены, ещё в древнейших

§ 3. История развития авторского права

§ 3. История развития авторского права Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Развитие данного института в столь поздний период было связано с тем, что длительное время в России издание печатных произведений

Глава I Понятие экологического права

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Глава II История формирования экологического права России

Глава II История формирования экологического права России Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически нигде не освещены. Поэтому следует

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

7. История развития страхового права

7. История развития страхового права История страхования тесно связана с историей договорного, торгового и гражданского права.В известном Кодексе вавилонского царя Хам-мурапи (1792–1750 гг. до н. э.) хотя и нет прямого упоминания о страховании, но вводится понятие

2. История становления и развития страхования

2. История становления и развития страхования История страхования имеет глубокие корни. В течение длительного времени люди объединялись для совместных действий по предотвращению опасности: укрупняли населенные пункты, строили крепости, предпринимали действия по

История развития административного права в России

История развития административного права в России Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова,

Краткая история развития административного права России

Краткая история развития административного права России Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.Зародилось административное право еще в

12. История становления и развития коммерческого права

12. История становления и развития коммерческого права В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.Первый период – итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в

§ 1. Понятие и виды источников экологического права

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт — основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Экологическое право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет и метод экологического права
  • 2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России
  • 3. Особенности и принципы экологического права
  • 4. Нормы экологического права. Экологические правоотношения. Субъекты и объекты экологических правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по экологическому праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России

1. В становлении экологического права можно выделить три основных этапа:

1) возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

2) развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

3) современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.

2. История экологического права—это те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм.

3. В период развития экологического права в рамках земельного права целями земельного законодательства были: ликвидация класса помещиков, обеспечение трудящегося крестьянства землей на условиях бесплатности и бессрочности, устройство его хозяйственной деятельности, постепенное создание и развитие социалистических форм хозяйства в земледелии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов. Земельное законодательство сыграло важную роль в ликвидации кулачества как класса, в создании устойчивого социалистического землепользования.

☝ введением арендных отношений в экологические отношения;

☝ введением стимулирующих долговременных нормативов платы не только за природные ресурсы, но и за выбросы веществ, загрязняющих природную среду.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов — главная задача регулирования экологических правоотношений. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.

6. Предмет науки, составляющей систему экологического права как отрасли права, образуют следующие вопросы:

✓ методы научных исследований;

✓ правоприменительная и правотворческая практика;

✓ история развития экологического права;

✓ источники экологического права;

✓ международное правовое регулирование экологополь-зования;

✓ источники научно-правовой информации;

✓ эколого-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира;

✓ понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию в эколого-правовой науке;

7. Стурктура экологического права включает такие элементы, как правовые нормы, институты и подотрасли. Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Наиболее распространенной в науке экологического права признают классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

8. Право общего природопользования — это право использования природных ресурсов, при котором не требуется получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования — это право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Например, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования считается общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

9. В зависимости от использования природного объекта и природного ресурса права природопользования подразделяются на землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т. д.

Общим критерием, разделяющим право природопользования отдельными природными ресурсами на виды, является срок пользования ими. В соответствии с этим критерием можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное.

Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной, водный и земельный сервитуты.

10. Система экологического права — это совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности с экологическими закономерностями. Регулируемые экологическим правом общественные отношения условно разделены на три составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы. Экологическое право как учебная дисциплина состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть включает институты, которые содержат положения, обслуживающие все или значительную группу институтов Особенной части. Особенная часть включает институты, которые имеют узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает, — эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования. Специальная часть — это нормы других отраслей права, регулирующие вопросы охраны окружающей среды.

История развития правового регулирования экологических отношений наглядно показывает совершенствование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, закрепляет систему взглядов, идей о бережном отношении к природным богатствам. Одновременно анализ правовых норм по охране окружающей среды и природопользования на протяжении всей истории права России, круг конкретных проблем, решаемых на отдельных этапах истории, приводят к осознанию постепенного усиления воздействия общества на окружающую среду, которое в настоящее время значительно возросло.

Правовое регулирование экологических отношений имеет большую историю, зарождаясь на самых ранних стадиях существования русского государства и права. Весь период правового регу­лирования экологических отношений можно разделить на досоветский, советский и современный. Нам кажется такое деление более приемлемым с точки зрения права, хотя есть и другие классифи­кации этапов исторического развития экологического права.

Досоветский период можно рассматривать с эпохи Древнерусского государства. Вопросы охраны и использования отдельных природных ресурсов затрагивались только в связи с необхо­димостью защиты собственности и, прежде всего, княжеской. Русская Правда (в целом ее созда­ние относится разными исследователями ко времени от середины XI в. до 30-х годов XII в.), в ст. 32 устанавливает штраф за уничтожение или повреждение борти. Русская Правда содержит нормы по защите бобров (ст. 69, 70).

В период XV–XVI вв. охрана объектов природы также связана, прежде всего, с рассмотре­нием их как объектов собственности. Статьи 61-63 Судебника 1497 г. гласят, что за уничтожение межевых знаков, запашку чужой земли устанавливается ответственность в виде битья кнутом и денежного штрафа.

В связи со значимостью природных ресурсов для интересов государства помещикам запреща­лось рубить деревья отдельных видов, осуществлять промысел некоторых ценных пород рыб.

Можно сделать вывод, что в рамках рассматриваемого этапа оформилась и получила развитие еще одна тенденция, в соответствии с которой важность природных ресурсов для интересов госу­дарства или общества диктовала установление некоторых особенностей в их использовании (введение ограничений для собственников природных ресурсов, запрет использования отдельных природных ресурсов частными лицами, поощрение государством разработки полезных ископае­мых и т.д.).

В XIX в. систематизируются и рассматриваются случаи ответственности за нарушение уста­новленных требований по соблюдению правового режима природных ресурсов и поддержанию качества окружающей среды в целом. Совершенствуется система государственных органов, осуществляющих управление в сфере природопользования; определяются их полномочия и функ­ции в отношении природных ресурсов. Крестьянская реформа 1861 г. также затронула вопросы использования природных ресурсов. Происходил учет некоторых природных ресурсов, необходи­мость которого была продиктована все той же тенденцией защиты прав собственника.

Таким образом, несмотря на то, что в России того времени не было отдельной отрасли зако­нодательства, регулирующей отношения по природопользованию и охране окружающей среды, существовал целый комплекс соответствующих правовых норм в разных отраслях законода­тельства. Система санкций была достаточно хорошо развита. Наибольшее количество таких норм содержится в административном и уголовном законодательстве, а также в санитарном, горном законодательстве, законодательстве о промышленности и строительстве.

Например, статьи 340, 342 Врачебного устава (1905 г.) объявили источники минеральных вод общественно значимыми. Для их охраны предусматривалось создание округов с ограниченным режимом хозяйственной деятельности (ст. 343).

Согласно Строительному уставу (1900 г.) требовалось соблюдение расстояний между промышленными предприятиями и другими постройками (ст. 1075). При нарушении этого требо­вания виновные подвергались денежному взысканию не свыше ста рублей, промышленное заве­дение закрывалось, кроме того, предписывалось возместить причиненный вред.

В первые годы советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отношений природопользования, но она не имела целостного характера, основное внимание уде­лялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Однако, уже тогда стала прослеживаться тенденция, направленная на бережное использование природных объектов. Например, согласно ст. 61 Земельного кодекса РСФСР (1922 г.) землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть лишены этих земель на опреде­ленный срок.

Но так как главными были экономические интересы, производительные силы размещались по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования была земля, то другие при­родные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой это было экономиче­ски выгодно государству.

Второй этап советского периода характеризуется формированием природоохранительного законодательства (в связи с принятием с 1957 г. по 1963 г. всеми республиками СССР законов об охране природы).

Данная дифференциация правового регулирования тормозила развитие целостной экологиче­ской системы страны. Поэтому возникла необходимость в объединении разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного и др.) в интегрированную отрасль – природоресурсовое право.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разде­лить на два этапа – до 1995 г. и начиная с 1995 г. Первый характеризуется обновлением основных наиболее важных актов, например, законодательства о недрах, о земле, о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одновременно началась разработка проектов законов об экологической экспертизе, использовании атомной энергии, отхо­дах. Кроме того, было решено заменить действующие кодексы (Уголовный, Водный, Лесной, Земельный и др.). Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства явля­ется принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, которая в статьях 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого. В этом законе впервые появились нормы об экологических правах человека на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ некоторые вопросы правового регулирования охраны окружающей среды отнесены к исключительной компетенции РФ. Согласно ст. 72 Консти­туции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий, земельное и другое природоресурсовое законо­дательство, законодательство об охране окружающей среды и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Второму этапу, продолжающемуся и сейчас, свойственно интенсивное развитие экологиче­ского законодательства, нацеленность на максимально возможное устранение пробелов. Так, в 1997 г. приняты законы о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, о безопас­ности гидротехнических сооружений, в 1998 г. – об отходах производства и потребления, в 1999 г. – об охране атмосферного воздуха, в 2000 г. – о карантине растений; о земельном кадастре, в 2001 г. – о землеустройстве, в 2002 г. - об охране окружающей среды.

Предложенная периодизация истории развития правового регулирования экологических отношений не является строгой и абсолютной. Выявленные особенности, выраженные во взаимо­связи всех природных компонентов, во взаимозависимости регулирования отношений по охране окружающей среды и природопользованию, еще раз подтверждают обоснованность современного подхода ученых к решению экологических проблем. Закономерности развития правового регули­рования экологических отношений в истории права России позволяют сделать вывод о существо­вании объективной основы для формирования экологического законодательства как законода­тельства, регулирующего отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, по охране и рациональному использованию природных ресурсов.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  1. Экологическое право до 1917 года
  2. Экологическое право в советский период
  3. Экологическое право на современном этапе

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Данная отрасль молода, в отличие от иных фундаментальных отраслей например таких как гражданское право, и от большинства производных отраслей например банковского права.

Экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине 20 века. Это произошло в связи с обострившейся социально-экономической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т.д. В 50-е годы человечество столкнулось с проявлением региональных и глобальных кризисов и начало осознавать необходимость разработки новых концепций, более того, нового экологического мировоззрения, частью которого является право.

Конечно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты существовали издавна, регулировались разные стороны некоторых опасных видов деятельности. Но в целом экологические правовые идеи и отражающие их предписания были разрозненными. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Формирование экологического права и на международном и национальном уровнях было в основном завершено в 80-е годы прошлого века.

В отечественной литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному – российскому. Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства.

1.Экологическое право до 1917 года

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охраняли специальные сторожа.

В том же XVII веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. В частности, Петр I издавал указы в которых запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными.

В начале XX в. в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или министерства просвещения.

В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы.

2. Экологическое право в советский период

Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то они находились в исключительной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это значило, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Как таковое, кодификационное природоресурсное законодательство сложилось в основном в период с 1970 по 1982 г. Оно включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Тем не менее в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Центральное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем отрывочно, в общем виде. Это объясняется в некоторой степени тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг., во время его разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. Тогда, не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Вместе с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело надобность обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Данное постановление давало ряд значительных директив.

Основные из них: 1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга); 2) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды); 3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

На современном этапе развития российского общества реализацию получают новые подходы к развитию права окружающей среды. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды главным образом в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые удостоверяют начало нового этапа в его развитии.

На нынешнем этапе экологическое право развивается с учетом следующих основных факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, в котором много пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Главнейшим принципом формирования экологического законодательства на нынешнем этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

Экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В 19 веке возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В начале 20 века обсуждается вопрос о создании специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об охране природы. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить многие устаревшие акты, например законодательство о недрах и др. Экологическое законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность РФ: начиная с 1995 г. Только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы – об экологической экспертизе, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. Обсуждается вопрос о систематизации экологического законодательства.

Читайте также: