Средства обеспечения безопасности можно разделить на активные и пассивные

Обновлено: 28.06.2024


Если верить исследованиям, от 80 до 85% транспортных аварий и катастроф приходится на автомобили. Производители авто понимают, что безопасность транспортного средства – важное преимущество над соперниками на рынке, а так же то, что от безопасности одного автомобиля зависит безопасность движения на дороге в целом. Причины аварий могут различными – это и человеческий фактор, и состояние дороги, и метеорологические условия, и конструкторам приходится учитывать весь спектр угроз. Поэтому современные системы безопасности обеспечивают и активную, и пассивную защиту автомобиля, и состоят из сложного комплекса различных устройств и приспособлений, от антиблокировочной системы колёс (далее – АБС) и противозаносных систем до подушек безопасности.

Активная безопасность и предотвращение ДТП

Надёжное транспортное средство позволяет водителю сохранить свою жизнь и здоровье, а вместе с тем – жизнь и здоровье пассажиров на современных, битком забитых трассах. Безопасность автомобиля принято делить на пассивную и активную. Активная означает те конструкторские решения или системы, которые уменьшают вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Активная безопасность позволяет менять характер движения, не опасаясь выхода автомобиля из-под контроля.

Активная безопасность зависит от конструкции машины, большое значение имеет эргономичность сидений и салона в целом, системы, предотвращающие обмерзанием стёкол, козырьки. Системы, сигнализирующие о поломках, предотвращающие блокировку тормозов или следящие за превышением скорости так же относят к активной безопасности.

Заметность автомобиля на дороге, которая определяется его цветом, тоже может сыграть свою роль в предотвращении аварии. Так, яркие жёлтые, красные и оранжевые автомобильные кузова считаются более безопасными, а при отсутствии снега к их числу добавляется и белый цвет.

Ночью за активную безопасность отвечают различные отражающие свет поверхности, которые машину заметной в свете фар. Например, поверхности номерных знаков, покрытые специальной краской.

Удобное, эргономичное размещение приборов на приборной доске и зрительный доступ к ним вносят свою лепту в предотвращение ДТП.

Схема систем активной безопасности Audi

Кликните по картинке для увеличения

Системы пассивной безопасности

Если авария всё же случилась, водитель и пассажиры оказываются под защитой средств и систем пассивной безопасности. Большая часть специальных устройств и систем пассивной безопасности находится в передней части салона, поскольку при авариях страдает в первую очередь ветровое стекло, рулевая колонка, передние двери автомобиля и приборная панель.

В настоящее время во многих государствах, в том числе, в России, их наличие и использование обязательно.

Созданные изначально как альтернатива ремню и средство, позволяющее избежать травм грудной клетки водителя (травмы о рулевое колесо – одни из самых распространённых при авариях), в современных авто подушки могут быть установлены не только впереди водителя и пассажира, но и вмонтированы в двери для того, чтобы уберечь от бокового удара. Недостатком этих систем являет чрезвычайно громкий звук при наполнении их газом. Шум настолько силён, что превышает болевой порог и может даже повредить барабанную перепонку. Так же подушки не спасут при опрокидывании машины. По этим причинам проводят эксперименты по внедрению сеток безопасности, которые в дальнейшем заменят подушки.

У водителя при лобовом ударе есть возможность травмировать ноги, потому в современных автомобилях педальные узлы тоже должны быть травмобезопасными. При столкновении в таком узле происходит отделение педалей, что позволяет уберечь ноги от травм.

Системы пассивной безопасности

Кликните по картинке для увеличения

Заднее сиденье

Детские автомобильные сиденья и специальные ремни, которые надёжно фиксируют тело ребёнка и предупреждают его перемещение по салону в случае аварии, могут обеспечить безопасность совсем юных пассажиров, для которых не подходят обычные ремни безопасности.

При резком возникновении перегрузки, воздействующей на туловище пассажира, есть возможность повредить шейные позвонки. Поэтому, задние сиденья, как и передние, оснащаются подголовниками.

zadnie-sidenia

Надёжное крепление сидений тоже очень важно: перегрузку в 20g должно выдержать пассажирское сиденье, чтобы обеспечить должную безопасность в случае аварии.

Особенности конструкции

Как уже говорилось, автомобиль и сам по себе должен быть сконструирован так, чтобы обеспечивать максимальную безопасность людям. И достигается это не только эргономикой. Не последнее значение имеет прочность различных элементов конструкции. У одних элементов она должна быть повышена, а у других – напротив.

Так, чтобы обеспечить надёжную пассивную безопасность пассажиров и водителя, средняя часть кузова или рамы должна обладать повышенной прочностью, а передняя и задняя части – напротив. Тогда, при сминании передней и задней частей конструкции часть энергии удара тратится на деформацию, а более прочная средняя часть легко выдерживает столкновение, не деформируется и не ломается. Те части, которые должны быть смяты при ударе, делают из хрупких материалов.

Безопасная конструкция автомобиля

Поэтому ступицы руля изготавливают большого диаметра и покрывают упругими амортизирующими материалами.

Стёкла в автомобилях тоже служит целям пассивной безопасности: в отличие от обычного оконного стекла, оно не разбивается на большие куски с острыми кромками, а крошится на мелкие кубики, которые не могут нанести порезы ни водителю, ни пассажирам.

Технологии на службе активной безопасности

Современный рынок предлагает множество надёжных и эффективных систем активной безопасности. Самые распространённые и известные – антиблокировочные системы, которые предотвращают скольжение колёс, возникающее при блокировке колёс. Если нет скольжения, то автомобиль не заносит.

АБС позволяет совершать во время торможения манёвры и полностью контролировать движение транспортного средства до его полной остановки.

На конструктивной основе АБС построены антипробуксовочные системы, которые анализируют данные о частоте вращения колёс и управляют крутящим моментом двигателя.

Системы курсовой устойчивости повышают безопасность автомобиля, удерживая направление его движения. Такие устройства сами могут определить аварийную ситуацию, интерпретируя действия водителя в сравнении с параметрами движения авто. Если система распознаёт ситуацию как аварийную, она начинает корректировать движение машины несколькими способами: подтормаживанием, изменением крутящего момента мотора, регулировкой положения передних колёс. Есть устройства, которые так же сигнализируют водителю об опасности и нагнетают давление в тормозной системе, повышая её эффективность.

abs-i-esp

Снизить смертность сбитых пешеходов на 20% позволяют системы обнаружения пешеходов. Они распознают человека по курсу движения автомобиля и автоматически снижают его скорость. Использование специальной подушки безопасности для пешеходов в комплексе с этой системой позволяют сделать автомобиль ещё более безопасным для тех, у кого автомобиля нет.

Для того, чтобы предотвратить блокировку задних колёс, применяют систему перераспределения давления. Её задача – выровнять давление тормозной жидкости, основываясь на показаниях датчиков.

Выводы

Использование систем активной и пассивной безопасности снижает риск аварии и травматизм, если авария всё-таки происходит.

Пассивная безопасность строится вокруг поглощения энергии удара частей кузова, двигателя либо тела пассажира и предотвращения опасных деформаций конструкции, которые могут привести к травмам находящихся в салоне людей.

Пассивная безопасность защищает экипаж автомобиля при деформации кузова

Активная безопасность направлена на предупреждение водителя об угрозе и регулировку систем управления, торможения, изменение крутящего момента.

Технологии в данной отрасли развиваются стремительно, и рынок постоянно наполняется новыми, более современными и эффективными системами, делая движение по дорогам всё безопасней с каждым годом.


Системы безопасности являются центральным направлением развития современных автомобилей. Серьезный эволюционный этап в данном направлении начался с момента появления первых интеллектуальных устройств, которые предотвращали или снижали риски аварии. Сегодня подобные системы образуют целый пласт средств, которые носят название активной безопасности автомобиля. Это преимущественно электронные устройства, которые могут отслеживать определенные параметры состояния машины, своевременно подавая сигналы о возможных угрозах.

Понятие систем активной безопасности



You will be interested:How dangerous is the new coronavirus?

Пассивная безопасность автомобиля

Для понимания того, что собой представляют такие системы, необходимо для начала рассмотреть принцип действия механизмов, которые являются их противоположностью. То есть речь пойдет о системах пассивной безопасности. Как уже было отмечено, это механические устройства, причем традиционно никак не связанные с электронными средствами управления. Они срабатывают в моменты, когда физически фиксируется внешнее воздействие. Что же касается активной безопасности автомобиля, это комплекс устройств, которые ориентируются на предотвращение ДТП, а также минимизацию рисков, приводящих к другим негативным последствиям. Это могут быть не только электронные приборы с датчиками, но и конструкционные части машины. Более того, на эффективность таких систем влияют и рабочие характеристики автомобиля, которые напрямую никак не связаны с задачами обеспечения безопасности.

Особенности активной безопасности

Системы активной безопасности автомобиля

Что такое активная безопасность

Долгое время единственным средством защиты водителя и пассажиров в автомобиле являлись только ремни безопасности. Однако по мере активного внедрения электроники и автоматики в конструкцию автомобилей, ситуация в корне изменилась. Теперь транспортные средства комплектуются самыми различными устройствами, которые можно разделить на две основных группы:

  • активные (направленные на устранение риска возникновения аварийной ситуации);
  • пассивные (отвечают за снижение тяжести последствий при ДТП).

Особенность активных систем безопасности заключаются в том, что они способны действовать в зависимости от ситуации и принимать решения, основываясь на анализе обстановки и конкретных условий, при которых происходит движение автомобиля.

Набор возможных функций активной безопасности зависит от производителя, комплектации и технических характеристик транспортного средства.

Требования к системам активной безопасности

Нормативный регламент с требованиями к активной безопасности напрямую относится к устройствам и конструкционным узлам. С последними взаимодействуют электронные регуляторы, отвечающие за комплекс функций, обеспечивающих безопасность. Среди основных требований к активной безопасности автомобиля такого типа можно выделить следующие:

  • Все колеса должны контролироваться тормозной системой, команды на которую подаются от одного управляющего органа.
  • К управляющему комплексу активной безопасности должна быть подключена резервная система торможения, также связанная с четырьмя колесами.
  • Самопроизвольные движения рулевого колеса с поддержкой гидроусилителя от нейтрального положения при условии работающего мотора не допускаются.
  • Рулевой механизм не должен иметь следов деформации и прочих конструкционных изменений.
  • Уровень технической жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления всегда должен отвечать нормативным требованиям для конкретного механизма. Не допускаются утечки из резервуара и другие конструкционные нарушения.

Контроль тормозной системы автомобиля

Системы — “ассистенты” и активная безопасность транспортных средств



Еще один представитель класса автопилотов

Существует еще один класс систем, с которыми активная безопасность автомобиля связанна непосредственно, это так называемые “ассистенты” — помощники. Они относятся к вспомогательным системам, но все чаще входят в стандартную комплектацию автомобилей. Кратко представим некоторые из них:

  • парктроник или система помощи при парковке;
  • система кругового обзора (специальная система зеркал заднего вида или использование камер для исключения наличия “мертвых” зон)
  • круиз-контроль (в современной интерпретации, адаптивный круиз — контроль, служит больше для безопасности, чем для комфорта);
  • система аварийного подруливания (крайне неоднозначная система, еще находящаяся в стадии разработки, но уже внедренная на некоторые автомобили);
  • система ночного видения (позволяет получать информацию с неосвещенных участков дороги);
  • система распознавания дорожных знаков (носит предупредительный характер, для установки оптимального режима движения);
  • система контроля усталости водителя (одна из самых востребованных систем контроля, последние разработки позволяют эффективно отслеживать признаки усталости и засыпания водителя);
  • система помощи при спуске и подъеме (эта система позволяет новичкам более безопасно и комфортно путешествовать по горным дорогам или в местах с большими уклонами);
  • система помощи при перестроении (контроль за слепыми зонами и предупреждение о столкновении);
  • система помощи движения по полосе (осуществляет контроль за выбранной полосой движения);

Свойства активной безопасности автомобиля

Даже исправный и соответствующий требованиям комплекс активной безопасности не всегда может отвечать должному уровню контроля машины, если его организация и настройки были выполнены без учета эксплуатационных параметров. Чтобы исключить подобные отклонения, следует ориентироваться на рабочие свойства данной системы. В частности, под активной безопасностью понимают свойства автомобиля следующего порядка:

  • Эффективная тормозная система. Указывает на способность машины надежно удерживаться на одном месте и быстро сокращать скоростной режим.
  • Устойчивость и управляемость. Способность машины в условиях аварийного движения производить резкие маневры с целью выхода из критического положения.
  • Обзорность. Свойство, которое позволяет водителю получать максимальный объем визуальной информации о ситуации на дороге с учетом конструкции конкретного автомобиля.
  • Наружная информативность машины. Эффективность средств, которые отвечают за подачу сигналов и внешнее освещение.
  • Шумоизоляция. Высокий уровень шума в салоне напрямую негативно сказывается на состоянии водителя, снижая его внимание и скорость реакций.

Пассивная безопасность автомобиля

Если аварии избежать никак не удастся, то еще есть возможность значительно снизить тяжесть ДТП. Именно за сохранение человеческой жизни и отвечают пассивные системы. Речь, как вы уже наверняка догадались, идет о подушках безопасности. Все верно, именно от них в большей степени зависит жизнь людей, находящихся в автомобиле. Но есть целый ряд других важных факторов. К примеру, жесткость кузова. Чем она выше, тем меньше деформации при ударе. Еще один важный момент — разная прочность частей кузова. К примеру, передняя и задняя части всегда более мягкие, что необходимо для гашения удара. Середина же, где находятся пассажиры и водитель, — максимально жесткая и прочная.

датчик на лобовом стекле

Все современные автопроизводители устанавливают двигатель и коробку передач на рычажной подвеске. Как показала практика, при лобовом столкновении уходящий в салон мотор и КПП очень часто приводят к летальному исходу. Поэтому в настоящее время при фронтальном ударе ДВС опускается и уходит под пол. Такое решение позволяет снизить уровень деформации места переднего пассажира и водителя.

Разновидности устройств обеспечения активной безопасности

Обеспечение безопасности автомобиля

По функциональному назначению и технико-аппаратному исполнению можно выделить несколько групп устройств или комплексных систем, которые образуют общую систему активной безопасности на базе конкретного автомобиля:

  • Системы управления двигателем.
  • Механика тормозной системы.
  • Средства контроля рулевого управления.
  • Электронные устройства.

Наиболее перспективной считается последняя категория элементов активной безопасности автомобиля – ее представляют так называемые ассистенты водителя, которые помогают ему в сложных условиях вождения. Данная помощь носит не только характер информационного оповещения, но и непосредственно влияет на управление, подавая команды на механические узлы и агрегаты в той или иной части. Теперь же рассмотрим наиболее распространенные и технологичные системы данного типа.



Аварийное рулевое управление

Существует целое семейство систем, предназначенных для контроля продольной динамики движения транспортного средства. Наиболее эффективными считаются разработки, в которых сочетаются элементы торможения и аварийного рулевого управления. Такая комбинация обеспечивает возможность контроля и боковой динамики автомобиля. Активная и пассивная безопасность в данном случае формируют единый функциональный комплекс устройств, срабатывающих в моменты угрозы. Например, в условиях гололеда одного лишь экстренного торможения бывает не достаточно. Требуется и соответствующее направление кузова через рулевой контроль. Именно так срабатывает аварийное рулевое управление, одновременно подключая и тормозную систему, и поворотные механизмы. Слаженность взаимодействия достигается посредством сигналов, поступающих от телематического комплекса автомобиля и его датчиков.

Активная безопасность автомобиля

Контроль усталости водителя

Согласно статистике, порядка 25 % аварий на дорогах происходит именно по причине усталости автовладельца. Достаточно 4 часов вождения без перерывов, чтобы реакции водителя утратили необходимую остроту. Специально для таких случаев была разработана концепция ассистента, который фиксирует отклонения в поведении водителя, сообщая о необходимости остановки. При этом используются разные принципы выявления признаков усталости – по взгляду водителя (через специальные сенсоры), по контролю движения машины и характеру манипуляций с органами управления. Опять же, при однозначной фиксации отклонений система может или дать соответствующее оповещение, или вмешаться в процесс управления через тормозную систему, руль и т. д.

Системы контроля движения

Обширная категория систем, в постоянном режиме участвующих в управлении автомобилем, корректируя или дополняя действия водителя. Что относится к активной безопасности автомобиля? В качестве основы можно выделить систему поддержки курсовой устойчивости (сохраняет заданную траекторию движения посредством динамической стабилизации), но к сегодняшнему дню этот комплекс значительно расширился и за счет узконаправленных дополнений:

  • Помощник движения по полосе.
  • Помощник при перестроении.
  • Ассистенты при спуске и на подъеме.

Объединяются эти системы влиянием на одинаковые рабочие органы и средства контроля машины. Задействуются функции скоростного регулятора, рулевая колонка, системы торможения, контроль двигателя, оптическая инфраструктура и другие средства оповещения.

Системы-ассистенты

Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.

В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.

Парктроник

Парктроник для автомобиля

Система представляет группу устройств, отвечающих за помощь в управлении автомобилем при выполнении типовых маневров. В данном случае речь идет о парковочном ассистенте, некоторые элементы которого, впрочем, могут задействоваться и в других ситуациях. Итак, парктроник – это активная безопасность автомобиля, которая посредством датчиков и видеокамер позволяет аккуратно и без риска столкновения парковаться. В области бамперов устанавливаются чувствительные элементы (сенсоры), которые подают в салон световые или звуковые сигналы в случае опасного приближения. Видеокамеры – это своего рода опциональное дополнение, позволяющее водителю ориентироваться не только на сигналы, но и самому наблюдать за происходящим в зоне парковки через монитор, подключенный к задней или передней камере.

Подведем итоги

Безусловно, в настоящее время есть определенные проблемы безопасности автомобиля. В частности, речь идет о безопасности скорее информационной, нежели технической. Дело в том, что современные транспортные средства оснащаются Wi-Fi-интерфейсами. Нередко хакеры пользуются специальными программами для взлома и кражи персональных данных. Некоторые утилиты позволяют дистанционно управлять некоторыми функциями авто. К примеру, отпиранием и запиранием дверей, запуском мотора и т. п.

Системы ночного видения

Плохая видимость на дороге – один из опаснейших врагов любого автомобилиста. Особенно в условиях ночного времени и плохой погоды повышаются риски столкновения с объектами, которые не были должным образом идентифицированы водителем. Для предотвращения подобных ошибок используются устройства с тепловым излучением. Через специальную камеру они воспринимают инфракрасный сигнал, проецируя его на экран пользователя в салоне. Бывают системы активной и пассивной безопасности автомобиля такого типа:


Организация, которая имеет возможность получать много ценной информации о своих конкурентах, имеет огромные преимущества при борьбе с ними. Средства обеспечения безопасности деятельности предприятия являются очень важными, так как лишь они помогут избежать любых посягательств со стороны и предотвратить упадок фирмы. Современный прогресс и активное развитие сделали компании зависимыми от информационной системы, а также уязвимыми к атаке хакеров, компьютерным вирусам, государственному и человеческому влиянию в такой степени, что многие соучредители и предприниматели просто не могут чувствовать себя комфортно и безопасно.

Защита производства

Правовые средства обеспечения безопасности на производстве могут быть следующими:

  • оградительные установки;
  • блокирующие приборы;
  • ограничительные устройства;
  • предохранительная техника;
  • проведенная сигнализация;
  • средства защиты.

Опасность для предприятия

В большинстве случаев организации теряют огромное количество финансовых документов, конструкторских и технологических проектов, паролей и логинов для входа в сети на собственные сайты. Особо серьезный ущерб может нанести слив персональных данных работников предприятия. В особенности такое явление распространено на территориях западных стран, в которых судебные иски по причине подобных похищений информации приводят к выписке огромных штрафов, после которых предприятия часто становятся банкротами и не могут выплатить долги.

Опасность для организации

Восьмого июля 2017 года произошла одна из самых крупных утечек персональных данных в бюро кредитной компании в одном из городов США. Информационным мошенникам удалось выкрасть личные сведения больше 143 миллионов потребителей и 209 000 номеров кредитных карт. В результате такого процесса акции бюро снизились на 13 %.

В некоторых случаях происходит так, что слитая информация отрицательно сказывается на состоянии предприятия лишь по прошествии нескольких месяцев либо целых лет после того, как она произошла (когда она попадает в руки к организациям-конкурентам либо журналистам). Именно по этой причине так важно помнить об основных методах и средствах обеспечения безопасности.

Не нужно делить имеющуюся информацию на важную и не очень. Все, что касается успешной работы предприятия и не разработано в целях публичного доступа, должно всегда находиться внутри компании и тщательно защищаться от любой формы угрозы.

Какие способы защиты существуют?

Согласно ГОСТу, методы и средства обеспечения безопасности могут быть следующими:

  • средства производственной безопасности;
  • социально-педагогические средства;
  • средства коллективной защиты;
  • обеспечение индивидуальной безопасности.

Существующие методы защиты

Что может привести к сливу информации?

При рассмотрении факторов, которые могут привести к утечке информации и ее передаче злоумышленникам, следует обратить внимание на следующие факторы.

  • Невнимательное отношение к своей работе самих сотрудников. Угроза информационной безопасности может исходить от самих сотрудников предприятия, которые даже ни о чем не подозревают и не хотят никак вредить.
  • Непредумышленная кража конфиденциальных данных часто причиняется сотрудником, когда он случайно откроет фишинговое письмо, перенесет вирус с личного компьютера на главный сервер организации. Либо, к примеру, он может по случайности скопировать файл с конфиденциальной информацией внутри к себе на планшет, флэшку либо ПК для дальнейшей работы в командировке. Важно помнить, что от рассылки данных халатными либо невнимательными работниками не застрахована ни одна компания. Такой способ добычи информации считается самым простым для злоумышленника.

Пиратское программное обеспечение

Некоторые начальники на предприятии стараются сэкономить финансовые средства и не покупают лицензионные ПО. Но важно помнить, что нелицензионные программы не могут обеспечить полной защитой против злоумышленников, которые интересуются сведениями о компании и хотят их заполучить вирусными программами.

Пиратское программное обеспечение

Пользователь с нелицензионным ПО не имеет никакой проверенной поддержки, современных обновлений, предоставляемых разработчиками компьютерных программ. Иногда при работе в интернете ПК схватывает вирусы, которые влияют на безопасность. Согласно проведенным исследованиям компании Microsoft, в 7 % нелицензированных программ было выявлено обеспечение, запрограммированное на кражу персональных данных паролей.

Что может привести к сливу информации?

DDoS-атаки

DDoS-атаки – поток ложных запросов от огромного количества хостов, находящихся в разных географическим точках, которые блокируют выбранный сайт несколькими методами. Первый – это прямая атака на канал связи, который полностью блокируется большим количеством ненужных сведений. Второй – атака производится на сам сервер ресурса.

Следует отметить, что плохая работа и недоступность публичных сайтов по причине атак может продолжаться на протяжении длительного времени (от 2 часов до нескольких дней). Чаще всего атаки такого типа применяются при конкурентной борьбе, шантаже компаний либо с целью отвлечения внимания системных администраторов от противоправных действий, например, похищение финансов со счета компании. Специалисты уверены, что DDoS-атаки осуществляются с исключительной целью – присвоить деньги. В большинстве случаев жертвами злоумышленников становятся сайты банков (в половине случаев были затронуты именно они).

Поражение ПК вирусом

Самым опасным и распространенным в сегодняшнем мире видом нарушения информационной безопасности являются вирусы на ПК. Это подтверждено многомиллионным ущербом, который несут предприятия по причине вирусных атак. В последние годы значительно возрос уровень ущерба от таких программ.

Распространение вируса на ПК

Специалисты объясняют это тем, что стало появляться все больше каналов для беспроблемного проникновения вирусов. Первое место по заражению вирусом продолжает занимать почта, хотя количество объектов, подходящих для атак вирусом, лишь продолжает увеличиваться. Если ранее вирусы распространялись, как правило, на серверы стандартных веб-служб, то сейчас вирусы могут действовать и на межсетевые экраны, маршрутизаторы, мобильные телефоны, коммутаторы.

ГОСТ методы и средства обеспечения безопасности

Хотя спектр угроз постоянно расширяется, а вирусы стремительно обновляются, разработчики средств защиты информации продолжают активно разрабатывать все больше новых методов и программ.

Как обеспечить безопасность?

Для каждой угрозы создают свои защитные обеспечения и постоянно улучшают уже имеющиеся. К основным средствам обеспечения безопасности следует отнести физические методы защиты информационных потоков. Они представляют собой ограничение либо полный запрет доступа посторонним на территорию предприятия, пропускные пункты, на которые устанавливаются специализированные системы опознания сотрудников. Все чаще в современных организациях стали применять HID-карты, следящие за доступом. К примеру, при использовании такой функции пройти в серверную либо другой важный отдел офиса могут только те люди, которые обладают к ним прямым доступом.

Технические средства

Анти-DDoS

Широко применяются анти-DDoS силы и средства обеспечения безопасности. Правильно и эффективно защититься от DDoS-атак самостоятельно не получится. Многие создатели средств программной безопасности предлагают специальные услуги по борьбе с таким видом мошенничества. При использовании таких методов, как только в системе выявляется трафик необычного вида либо качества, вступает в силу система защиты, которая определяет и блокирует вредные вторжения. При этом бизнес-трафик поступает без особых препятствий. Система может срабатывать огромное количество раз до того времени, пока опасность не будет полностью исключена.

Копировка данных

Резервное копирование данных представляет собой хранение важных информационных файлов не только на основном ПК, но и на других приборах: на сервере либо внешнем носителе. В последнее время самой эффективной стала услуга удаленного хранения разной информации в облаке хранения. Именно такой метод копировки поможет обеспечить предприятию полную защиту при чрезвычайной ситуации, к примеру, при изъятии сервера органами власти. Создать резервную копию и восстановить информацию можно в любой подходящий момент, а также находясь где угодно.

Аварийное восстановление

Еще одойй системой и средством обеспечения безопасности является аварийное восстановление информации. Это самая последняя мера по восстановлению данных. Такой метод очень важен для каждого предприятия, чтобы в короткий срок избавиться от риска простоя и обеспечить непрерывность работы организации. Если компания по определенной причине не может получить доступ к информационным сведениям, то наличие плана такого типа может значительно уменьшить время восстановления информационной системы и подготовки ее к последующей работе.

План должен в обязательном порядке включать в себя возможность введения аварийного кода, которым можно будет воспользоваться при сбое системы. Восстановление нужно в обязательном порядке отработать, учитывая все изменения, которые произошли в системе.

Шифровка данных

Шифровка данных при передаче в электронном виде достаточно надежна. Чтобы гарантировать полную безопасность и конфиденциальность данных во время их передачи в электронном формате, следует использовать разные способы шифрования. Шифрование помогает подтвердить подлинность передаваемой информации, обеспечить ее защиту во время хранения файлов на открытом носителе, защитить программное обеспечение и остальные ресурсы предприятия от несанкционированного копирования и других манипуляций.

Информационная безопасность и ее важность

Под информационной безопасностью принято понимать защиту информационного содержимого и компании в целом от преднамеренных либо случайных действий, которые несут ущерб предприятию и его учредителям. Обеспечение методами и средствами безопасности с информационными технологиями очень важно. Важнее всего для организатора обратить внимание на предотвращение рисков, а не на борьбу с уже наступившими последствиями. Именно профилактические меры по обеспечению информационной безопасности, ее целостности и доступности лишь определенному кругу лиц – это самый правильный подход в создании надежной системы.

Важность информационной безопасности

Любая утечка информации в результате может спровоцировать появление опасных проблем для всей фирмы – как крупных финансовых потерь, так и ликвидации организации. Конечно же, проблемы с утечкой информации появились и существуют давно: промышленный шпионаж и переманивание специалистов с высокой квалификацией широко использовались еще до компьютеризации.


Согласно статистике, порядка 80–85% всех дорожно-транспортных происшествий приходятся на долю автомобилей. Именно поэтому автопроизводители, при разработке конструкции авто, уделяют максимум внимания его безопасности – ведь от безопасности отдельно взятого автомобиля напрямую зависит и общая безопасность движения на дорогах. Необходимо предусматривать весь спектр потенциально опасных ситуаций, в которые теоретически может попасть автомобиль, а зависят они от множества различных факторов.

Различают активную и пассивную безопасность транспортных средств

Современные системы безопасности предусматривают как активную, так и пассивную безопасность автомобиля и включают в себя целый ряд устройств: подушки безопасности автомобиля, антиблокировочную систему колес (АБС), противобуксовочные и противозаносные системы и многие другие средства. Надежность конструкции автомобиля поможет водителю не попасть в беду и обезопасить свою жизнь и жизнь пассажиров в непростых условиях современных дорог.

2.Активная и пассивная безопасность автомобиля

В целом безопасность транспортного средства подразделяют на активную и пассивную. Что же обозначают эти термины? Активная безопасность включает в себя все те свойства конструкции авто, при помощи которых предотвращается и/или снижается сама вероятность ДТП. Благодаря таким свойствам, водитель может менять характер движения – другими словами, автомобиль не станет неуправляемым в экстренной ситуации.

3.Современные системы активной безопасности

Развитие автоиндустрии в последнее время подарило автолюбителям много новых систем, значительно повышающих полезные качества активной безопасности автомобиля.

Особенно распространенной в этом перечне является система АБС – антиблокировочная система тормозов. При торможении она помогает предотвратить случайную блокировку колес и, таким образом, избежать потери управления машиной, а также его скольжения. Благодаря системе АБС значительно сокращается тормозной путь, что позволяет сохранять контроль над движением машины при экстренном торможении. Другими словами, при наличии АБС у водителя появляется возможность совершать необходимые маневры в процессе торможения. Электронный блок антиблокировочной системы через гидромодулятор воздействует на тормозную систему машины, на основании анализа сигналов, поступающих от датчиков вращения колес.

Наличие системы АБС значительно повышает активную безопасность автомобиля

Наиболее часто, благодаря интенсивному торможению, водитель может предотвратить ДТП – поэтому любой автомобиль нуждается в исправно работающей тормозной системе в целом, и АБС в частности. Машина должна эффективно замедляться в любых ситуациях, тем самым уменьшая риск опасности для водителя, находящихся в салоне пассажиров, окружающих людей и других транспортных средств.

Безусловно, активная безопасность транспортного средства значительно повышается, если на нем установлена АБС. Кстати, кроме непосредственно автомобилей, этой системой оснащаются также прицепы, мотоциклы и даже колесные шасси самолетов! АБС последних поколений часто оборудованы также противопробуксовочной системой, электронным контролем устойчивости и вспомогательной системой для экстренного торможения.

АПС, антипротивобуксовочная система (ASR, Antriebs-Schlupf-Regelung), которая также называется системой контроля тяги, служит для устранения опасной потери сцепления автомобильных колес с дорогой, благодаря контролю буксования ведущих колес машины. Особенно полно оценить полезные свойства АПС можно при управлении автомобилем на скользкой и/или влажной дороге, а также в прочих условиях, где проявляется недостаточное сцепление. Антипробуксовочная система напрямую связана с АБС, за счет чего получает всю необходимую информацию о скорости вращения ведущих и ведомых колес автомобиля.

СКУ, система курсовой устойчивости, называемая также электронным контролем устойчивости, тоже относится к активным системам безопасности автомобиля. Ее работа помогает предотвратить занос автомобиля. Этот эффект достигается благодаря тому, что компьютер управляет моментом силы колеса (или нескольких колес). Система курсовой устойчивости служит для стабилизации движения транспортного средства в наиболее опасных ситуациях – например, когда становится опасно высокой вероятность потери управления авто, или даже когда управление уже потеряно. Именно поэтому электронный контроль устойчивости считается одной из самых эффективных механизмов активной безопасности автомобиля.

РТС, электронный распределитель тормозных сил также является логическим дополнением системы АБС. Эта система распределяет тормозные усилия между колесами таким образом, чтобы водитель имел возможность управлять транспортным средством постоянно, а не только при экстренном торможении. РТС помогает сохранить устойчивость машины при торможении, поровну распределяя тормозное усилие между всеми ее колесами, анализируя их положение и дозируя тормозную силу наиболее эффективно. Кроме того, распределитель тормозных сил значительно уменьшает риск заноса или сноса в процессе торможения – особенно при повороте и на смешанных дорожных покрытиях.

РТС распределяет тормозное усилие между всеми колесами автомобиля

ЭБД, электронная блокировка дифференциала, тоже связана с системой АБС и играет немаловажную роль в обеспечении активной безопасности автомобиля в целом. Как известно, дифференциал передает крутящий момент с КПП на ведущие колеса и корректно работает при условии прочного сцепления этих колес с дорогой. Однако бывают ситуации, когда одно из колес может оказаться на льду или в воздухе – тогда оно будет вращаться, а другое колесо, стоящее на поверхности твердо, потеряет свою силу вращения. Вот тогда-то и подключается ЭБД, благодаря работе, которой дифференциал блокируется, а крутящий момент передается всем его потребителям, в т.ч. и неподвижному ведущему колесу. То есть электронная блокировка дифференциала притормаживает буксующее колесо до тех пор, пока его частота вращения не уравняется с небуксующим. Особенно влияет ЭБД на безопасность машины при резком разгоне и движении на подъем. Также она значительно повышает уровень безаварийности движения в сложных погодных условиях и даже при движении задним ходом. Однако следует помнить, что ЭБД не срабатывает при прохождении поворотов.

АПС, акустическая парковочная система, относится к вспомогательным системам активной безопасности транспортного средства. Также она известна под такими названиями, как парктроник, акустическая парковочная система, PDC (Parking distance control), ультразвуковой датчик парковки… Терминов для определения АПС существует немало, однако служит это устройство одной главной цели – контролю дистанции между автомобилем и препятствиями во время парковки. С помощью ультразвуковых датчиков, парктроник способен измерять дистанцию от машины до близлежащих объектов. По мере того, как эти объекты приближаются к автомобилю, характер акустических сигналов АПС меняется, а на дисплее отображается информация об оставшемся до препятствия расстоянии.

Оригинальный графический дисплей парктроника – акустической парковочной системы

АКК, адаптивный круиз-контроль – это устройство, также относящееся к вспомогательным системам активной безопасности автомобиля. Благодаря работе круиз-контроля, поддерживается постоянная скорость машины. При этом скорость автоматически снижается в случае ее увеличения, и, соответственно, повышается в случае понижения.

Кстати, всем известный стояночный ручной тормоз (в просторечии – ручник) тоже входит в число вспомогательных устройств для активной безопасности транспортного средства. Старый добрый ручник удерживает машину в неподвижности относительно поверхности опоры, придерживая ее на склонах и помогая затормаживанию на стоянках.

Системы помощи при подъеме и спуске, в свою очередь, также существенно повышают показатели активной безопасности автомобиля.

1.Активная и пассивная безопасность автомобиля

В целом безопасность транспортного средства подразделяют на активную и пассивную. Что же обозначают эти термины? Активная безопасность включает в себя все те свойства конструкции авто, при помощи которых предотвращается и/или снижается сама вероятность ДТП. Благодаря таким свойствам, водитель может менять характер движения – другими словами, автомобиль не станет неуправляемым в экстренной ситуации.

Кстати, цвет кузова также имеет большое значение для активной безопасности авто. Наиболее безопасными в этом плане считаются оттенки теплого спектра – желтый, оранжевый, красный – а также белый цвет кузова.

Наиболее безопасными признаны яркие заметные расцветки кузова

Повышение заметности автомобиля в ночное время достигается и другими способами – например, на номерные знаки и бампер наносится специальная световозвращающая краска. Также в целях повышения активной безопасности необходимо хорошо продуманное расположение приборов на приборной панели и качественный обзор с водительского места. Следует помнить, что, согласно дорожной статистике, при авариях чаще всего повреждается рулевое управление, двери, ветровое стекло и приборная панель.

В случае если авария все-таки происходит, ведущая роль в ситуации переходит к приемам пассивной безопасности.

В понятие пассивной безопасности входят такие свойства конструкции транспортного средства, которые помогают уменьшить степень тяжести ДТП, если таковое случится. Пассивная безопасность проявляет себя, когда водитель все же не в силах изменить характер движения машины для предотвращения аварии, несмотря на принятые меры активной безопасности.

Зависит пассивная безопасность, как и активная, от множества нюансов конструкции. Сюда можно отнести, например, устройство бампера, наличие дуг, ремней и подушек безопасности, уровень жесткости кабины и прочие условия.

Передняя и задняя части транспортного средства, как правило, менее прочны, чем средняя – это также делается из соображений пассивной безопасности. Средняя часть, где размещены люди, обычно защищена более жестким каркасом, а передняя и задняя смягчают удар и тем самым уменьшают инерционную нагрузку. У машин с рамной конструкцией из тех же соображений обычно бывают ослаблены поперечины и лонжероны – их делают из хрупких металлов, которые разрушаются или деформируются при ударе, принимая на себя его основную энергию и, таким образом, смягчая его.

Для погашения силы удара передняя часть авто всегда менее прочна, чем средняя

Кстати, именно для повышения показателей пассивной безопасности, двигатель машины, обычно, устанавливается на рычажной подвеске – такая конструкция служит для того, чтобы при ударе избежать перемещения двигателя в салон. Благодаря подвеске мотор опускается вниз, под пол кузова.

Жесткое рулевое колесо также представляет опасность для водителя, особенно при встречном столкновении. Именно поэтому рулевые ступицы изготавливаются большого диаметра и покрываются специальной упругой оболочкой – мягки накладки и сильфоны частично поглощают энергию удара.

Одним из самых эффективных и несложных средств безопасности при небольших затратах остаются ремни безопасности. Установка этих ремней является обязательной в соответствии с законодательством многих стран (в том числе и Российской Федерации). Не менее широкое распространение получили также подушки безопасности – еще одно простое средство, которое призвано ограничивать резкое перемещение людей в салоне в момент удара. Подушки безопасности автомобиля срабатывают только непосредственно при ударе, предохраняя от повреждений головы людей и верхние части туловища. К недостаткам подушек безопасности можно отнести достаточно громкий звук в процессе наполнения их газом – этот шум способен даже повредить барабанные перепонки. Кроме того, подушки безопасности недостаточно защищают людей при опрокидывании авто и при боковых ударах. Именно поэтому поиск способов их усовершенствования постоянно продолжается – например, ставятся эксперименты по замене подушек так называемыми сетками безопасности (которые также должны ограничивать резкое перемещение человека в салоне при аварии) – и прочими подобными средствами.

Ремень безопасности – одно из самых простых и надежных средств для защиты вашей жизни

В качестве еще одного простого и эффективного противотравматического средства при аварии также можно назвать надежное крепление сидений – в идеале оно должно выдерживать многократную перегрузку (до 20g).

При заднем столкновении шею пассажира защищают от серьезных травм подголовники сидений. Ноги водителя в случае аварии защищает от повреждений травмобезопасный педальный узел – в таком узле, при столкновении, педали отделяются от своих креплений, смягчая жесткий удар.

Помимо перечисленных мер предосторожности, современные автомобили оборудованы безопасными стеклами, при разрушении рассыпающимися на неострые осколки и триплекс.

4.Прогресс ради жизни

К сожалению, полностью избегать случаев дорожно-транспортных происшествий пока не представляется возможным. Однако с каждым годом с конвейеров сходят сотни и тысячи автомобилей, все более совершенных в плане активной и пассивной безопасности. Новые поколения машин, по сравнению с предыдущими, укомплектованы гораздо более совершенными системами безопасности, позволяющими значительно снизить риск вероятности аварии и минимизировать ее последствия в тех случаях, когда избежать аварии не удастся.

Безопасность автомобиля в первую очередь зависит от безотказности всех его систем

5.Активная безопасность автомобиля

Активная безопасность предназначена для предотвращения и снижение вероятности аварийной ситуации на дороге, состоит из следующих систем:

АБС – антиблокировочная система, предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении. Эта система является большим плюсом в активной системе безопасности автомобиля.

ЭКУ – электронный контроль устойчивости. Это одна из вспомогательных систем автомобиля. Её главная задача удержать авто в заданном направлении, не допустить уход в занос, путем контроля компьютером сил вращения колес.

Продолжение системы АБС – система распределения тормозных усилий . Главное отличие данной системы от АБС – это помогать водителю, управлять ТЗ на протяжении всего пути, а не только в момент резкого торможения. Компьютер контролирует и распределяет нагрузку на все колеса машины во время притормаживания, так как сцепление каждого из колес с дорожным покрытием может быть разным.

Блокировка дифференциала . Бывают моменты, когда одно или несколько из ведущих колес находятся на скользкой поверхности или вообще в подвешенном состоянии. В этот момент данная система приводит в действие колесо или колеса, в которых более высокий коэффициент сцепления с дорожным покрытием.

Кроме основных систем активной безопасности существуют и вспомогательные системы:

системы, которые обеспечивают надежный спуск или подъем автомобиля;

контроль усталости водителя и другие.

Системы активной безопасности автомобиля направлены на помощь водителю или исправление ошибок рулевого, а бороться с последствиями полагается пассивной безопасности.

Читайте также: