Среди форм оценки определения уровня освоения детьми дошкольного возраста ооп до можно выделить

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В статье описывается модель оценивания достоверного уровня познавательного развития дошкольника через систему ситуаций. Ведущими технологиями при этом выступают моделирование систем задач открытого типа и системный анализ больших выборок экспериментальных данных, основанный на оценке по двухбалльной шкале четырех параметров: оптимальности предлагаемых учащимися идей, эффективности приводимых ими рассуждений, оригинальности их ответа и степени разработанности решения. В результате проведённого в 2015 году экспериментального исследования на выборке около 3 800 дошкольников удалось апробировать предложенную технологию оценивания и обобщить результаты в форме интегрированной оценки относительного характера – коэффициента уровня познавательного развития. Математико-статистическая обработка результатов исследования позволяет обосновать однородность экспериментальной выборки и с достоверной точностью нормального распределения для каждой возрастной группы дошкольника указать уровень познавательного развития, на основе расчета квартилей выборки, что в свою очередь может определить дальнейшую программу индивидуального развития ученика, обеспечивающую его переход на более высокий уровень общего образования, а следовательно, более высокое качество образования.

Одним из направлений модернизации системы российского образования становится совершенствование контроля и управления его качеством. В одобренных правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином [1].

В целях модернизации дошкольного образования существенным шагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО [2]. Для обеспечения введения ФГОС ДО среди обозначенных направлений указывается необходимость проведения мероприятий по созданию аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО [3]. С одной стороны, принятые меры по разработке аналитических материалов реализации ФГОС ДО в настоящее время не содержат готовых диагностических инструментов, позволяющих оценивать качество результатов освоения обучающимися образовательных программ дошкольного образования. С другой стороны, примерная основная образовательная программа дошкольного образования [4] и авторские образовательные программы определяют вариативное образовательное поле, которое без системообразующего подхода обеспечит ряд проблем по созданию единого образовательного пространства, регламентированного целью современной модернизации системы образования в России [5].

Решение обозначенных проблем может заключаться в разработке общероссийской системы оценки качества дошкольного образования по направлениям развития и образования детей, согласно п. 2.6 ФГОС ДО: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

Таким образом, общероссийская система оценки качества дошкольного образования по направлениям первоначально должна быть построена на основе диагностики, способной оценить уровень познавательного развития, не привязанной к выбранной детским садом образовательной программе, с единой критериальной базой для всех субъектов системы образования.

Для оценивания результатов нужны специальные задачи-ситуации, не сводящиеся просто к применению каких-либо предметных знаний. На наш взгляд, такими заданиями могут выступить задачи открытого типа, которые предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации [7].

Оценивание решений двух задач открытого типа и общеинтеллектуального теста с учетом требования ФГОС ДО может стать количественным показателем сформированности уровня познавательного развития. Точность оценивания уровня познавательного развития ребенка возможно учесть только при решении им тщательно подобранной системы таких заданий. Тогда итоговым уровнем познавательного развития можно считать средний суммарный балл по итогам их решения [8].

Обратимся к ситуациям, предусматривающим возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение, фантазию, и, главное, такие задачи способствуют формированию интегрального метапредметного качества. Таковыми являются задачи-ситуации открытого типа (см. рис. 1).

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными; двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.

Читайте также: