Создание условий для воспитания экологической культуры кто осуществляет

Обновлено: 04.07.2024

Дата публикации: 30.11.2017

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.

Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть сосредоточен на:

формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;

воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;

умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений.

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – это достижение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой.

В основе экологической культуры выделяем следующие компоненты:

· экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения);

· экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей);

· экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения.

Для построения системы формирования экологической культуры нами определены ведущие принципы, которые определяют требования к экологическому образованию, разработку и использование методов и средств обучения, обеспечивают единство знаний, доступность, целенаправленность.

Наиболее важные специфические принципы экологического образования, на которые опираемся при обучении следующие:

· принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности становления и развития экологической культуры, предполагает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейное, дошкольное, школьное, профессиональное, вузовское;

· принцип фундаментальности является ведущим принципом при отборе содержания эколого-профессионального образования будущего выпускника средне специального заведения, обеспечивающим гарантии его образовательного потенциала; фундаментальность подготовки предполагает овладение студентами экологическими и профессиональными знаниями, обобщенными видами экологической и профессиональной деятельности, обеспечивает возможность адаптации в широкой сфере профессиональной деятельности;

· принцип рефлективности предполагает создание в образовательном процессе условий для осмысления, самоанализа, самопонимания личности, для того чтобы осознать свой внутренний мир;

· принцип взаимосвязи профессионального и экологического образования предусматривает экологизацию содержания образовательных программ профессионального обучения, учета экологического компонента в стандартах средних специальных учебных заведений;

· принцип региональности предполагает учет в экологическом образовании регионального компонента: природных и социально–экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной для данного региона, национальных и культурных традиций;

· принцип личностности направлен на обращение к личности студента для преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутренние личностные потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе;

· принцип междисциплинарности отражает взаимосвязь философских, естественнонаучных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; предполагает согласованное распределение элементов экологического содержания в структуре отдельных учебных дисциплин, скоординированное развитие на основе междисциплинарных связей экологических знаний и видов экологической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также поэтапную интеграцию экологических знаний и применение их в экологической деятельности.

Возникает резонный вопрос. А как сформировать эти принципы?

Применение в учебном процессе современных образовательных технологии вырабатывает умения и навыки системного мышления, пробуждает у студентов стремление к поиску новых идей, побуждает к творчеству и коллективному взаимодействию, способствует формированию готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, соответствующих убеждений, потребностей.

Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т. е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Таблица №1 Основные приемы технологии критического мышления

Знаю – хочу узнать – узнал

Предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Верите ли вы, что …

Толстые и тонкие вопросы

Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Обучающимся предлагается в течение 2 - 3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока.

Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях.

Стихотворение, состоящее из пяти строк.

Заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Использование различных приемов данной технологии, таких как составление кластеров, синквейнов позволяет обучающемуся описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, помогает научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.

Технология развития критического мышления направлена на формирование умения применять полученные знания при решении практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в учебной деятельности, желание активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем.

Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий способствует формированию экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

В то же время в Стратегии развития воспитания воспитательный процесс не отвечает идеям непрерывности образования. В документе уделено внимание в основном воспитанию детей в школе, но отсутствуют понятие, ориентиры и механизмы воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Интерес к воспитанию в ПОО значительно возрос с 2016 г., что связано с включением в профессиональные требования субъектных и личностных характеристик специалиста и отражением их в общих компетенциях актуализированных ФГОС СПО.

В научных трактовках феномена воспитания В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой [10] выделены следующие уровни его осуществления: процессуальный, системный, деятельностный.

На основе анализа работ в сфере теории профессионального воспитания (Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, С. А. Картошкин, И. А. Колесникова, Л. И. Новикова и др.) представим воспитание в ПОО как процесс, систему и деятельность.

Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеучебное время. Осуществление процесса воспитания в его целостности на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Воспитание в ПОО – это сложная открытая система, включающая обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения как основных субъектов воспитательного взаимодействия, ориентированная на содействие личностному развитию и профессиональной идентификации, организуемая посредством отбора ценностного содержания и реализации соответствующих воспитательных технологий, в условиях специально создаваемой развивающей среды.

Воспитание обучающихся в ПОО – целенаправленная деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения по организационно-педагогическому сопровождению обучающихся по программам СПО, включающему:

− определение и создание педагогических условий для личностного развития обучающихся на основе общечеловеческих, отечественных и профессиональных ценностей через диагностическую, аналитическую, конструктивную, корректирующую, проектировочную, организаторскую, ценностно ориентирующую деятельности;

− социально-педагогическую поддержку обучающихся в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии через коммуникативную, социально- и практикоориентированную деятельности;

− создание условий для самореализации личности посредством организации творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся, участия в конкурсном движении WorldSkills.

В ПОО воспитательная деятельность организуется по следующим приоритетным направлениям: развитие карьеры, молодежное предпринимательство, студенческое самоуправление, гражданско-патриотическое воспитание, культурно-творческое воспитание, спортивное и здоровьесберегающее воспитание, экологическое воспитание.

Теоретико-методологические и методические аспекты экологического воспитания в профессиональных образовательных организациях в научных источниках освещены крайне недостаточно. Вариант модели экологического воспитания представлен в работе М. А. Забориной [7].

Представим авторское определение. Экологическое воспитание обучающихся ПОО – часть экологического образования, целенаправленный процесс и деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения, ориентированные на формирование у обучающихся экологических знаний, мотивационных и ценностных оснований компетенций в сфере обеспечения экологической безопасности осваиваемой профессиональной деятельности и в жизни.

В качестве основного результата экологического воспитания в ПОО считаем целесообразным определить культуру экологической безопасности обучающихся как элемент общей экологической культуры.

Не претендуя на полное отражение содержания понятия, определим культуру экологической безопасности обучающихся ПОО как личностное качество, включающее совокупность общих и специальных экологических знаний и умений (компетенций) по минимизации экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности, ценностных оснований и нормативных требований в области охраны окружающей среды, экологически безопасные деятельность и поведение будущего специалиста.

Проблема формирования культуры экологической безопасности (КЭБ) обучающихся в теории и методике естествознания является достаточной новой и слабо разработанной. Так, некоторые вопросы понимания сущности и структуры этого качества личности раскрыты в работах Е. П. Богдановой [11].

В структуре КЭБ обучающихся ПОО выделим компоненты:

− когнитивный (знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности и их нормирования, умения по их идентификации и оценке, владение способами минимизации значимых экологических аспектов);

− нормативно-аксиологический (ценностное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, желание соблюдать нормативные требования к качеству окружающей среды);

− практический активно-деятельностный опыт участия в природоохранных мероприятиях, проектах по благоустройству городской среды, общественных объединениях по защите природы, опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ.

Экспресс-диагностика студентов 3-го курса (157 человек) в мае 2018 г. по показателям: владение специальными экологическими знаниями и умениями (когнитивный компонент), владение ценностями и нормами экологически безопасной деятельности (нормативно-аксиологический компонент), опыт участия в экологических мероприятиях, проектах, клубах (практический активно-деятельностный компонент) показала, что большинство студентов по каждому показателю имеют низкий уровень (рис. 1).



синий – низкий уровень, красный – средний (достаточный) уровень,
зеленый − высокий уровень

Рис. 1. Показатели сформированности компонентов КЭБ обучающихся ПОО

Уровень сформированности КЭБ у 60 % обучающихся колледжа также низкий (рис. 2).


синий – низкий уровень, красный – средний (достаточный) уровень,
зеленый − высокий уровень

Рис. 2. Уровень сформированности КЭБ обучающихся колледжа

Таким образом, можно фиксировать противоречие между требованиями к будущим специалистам строительной отрасли, обозначенными в целевых документах, и фактическим результатом профессиональной подготовки. Для его разрешения необходимо переосмыслить содержание подготовки обучающихся и способы его реализации не только в обучении, но и воспитательном процессе, чтобы обеспечить формирование компонентов КЭБ обучающихся на высоком и среднем уровнях.

Основной методологией в решении данной проблемы послужили подходы:

системный – способствует построению методической системы формирования компонентов КЭБ обучающихся на принципах необходимой целостности и позволяет системно подойти к изучению лучших отечественных практик и систем экологического воспитания в ПОО;

компетентностный – позволяет рассматривать результаты эколого-профессиональной подготовки в СПО как единство профессионально и личностно наполненных компонентов: экологических знаний, умений, владения ценностями и нормами, профессионально и личностно значимого опыта безопасной деятельности;

личностно-деятельностный − позволяет формировать КЭБ как профессионально значимое качество личности обучающихся, способствующее обеспечению защищенности природной среды и жизненно важных интересов обучающихся от возможного негативного воздействия в процессе профессиональной деятельности и обычной жизнедеятельности будущих специалистов;

проектный – актуальный и прогрессивный подход для достижения стратегических целей экологического воспитания, позволяет использовать соответствующие компетенции, инструменты и технологии для эффективного получения результатов, достижения показателей и цели деятельности.

Вспомогательные подходы позволяют моделировать и совершенствовать элементы системы профессионального экологического воспитания: эколого-гуманитарный (ориентирован на гуманитаризацию и экологизацию обучения), аксиологический (ориентирован на включение ценностного содержания и адекватных технологий его реализации в модулях междисциплинарных курсов), средовой (дает возможность управления процессом формирования и развития обучающегося, осуществляемого через специально создаваемую среду), кластерный (обнаруживает механизмы интеграции и актуализации ресурсов собственных и социальных партнеров для решения возникающих задач).

Решение проблемы повышения уровня сформированности компонентов КЭБ обучающихся целесообразно осуществлять в форме проекта. Проект − совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение значимых уникальных результатов в условиях неопределенности, временных, ресурсных и иных ограничений. Основные признаки проекта: а) ограниченность во времени; б) наличие новизны (уникальности); в) ограниченность по ресурсам; г) наличие конкретной измеримой цели и результатов [12].

Для разработки проекта мы использовали рекомендации, составленные БелГУ [13].

Далее представим концептуально содержание проекта по экологическому направлению профессионального воспитания 1 .

Содержание проекта

К формулированию цели проекта предъявляются следующие требования:

− отражение ожидаемого социально-экономического полезного эффекта от реализации проекта;

− наличие измеримых количественных показателей и сроков их достижения;

− достижимость в реальных условиях, в которых осуществляется проект [13].

Традиционно в рамках воспитательной работы в ПОО организуются календарные экологические мероприятия: субботники, уборка территорий, посадка цветов, деревьев, Дни защиты от экологической опасности, экоуроки, экоквесты и другое. Однако подобная практика экологического воспитания имеет существенные недостатки, например: 1) мероприятия не представляют единой системы; 2) цели мероприятий не равны целям экологического воспитания; 3) в методике проведения мероприятий отсутствуют вводная ценностно ориентирующая часть и рефлексивная заключительная часть. В результате мероприятие проведено, но воспитательные эффекты не достигнуты.

В проекте предложен комплекс целеориентированных мероприятий, который организован по функциональным направлениям так, что позволяет получить результаты, выйти на запланированные показатели и достичь цели.

Формирование когнитивного компонента КЭБ студентов связано со следующими результатами реализации проекта:

Взаимосвязь мероприятий, результатов и показателя
формирования когнитивного компонента культуры
экологической безопасности студентов

- проведено не менее 12 встреч со спикерами в сфере экологической безопасности (эксперты, ученые, волонтеры, специалисты, урбанисты, руководители региональных программ и проектов).

Для формирования активно-деятельностного компонента КЭБ студентов имеют значение результаты:

- реализованы 3 социальных проекта с участием не менее 300 обучающихся − не позднее 1 мая 2021 г.

Результаты промежуточной диагностики сформированности компонентов КЭБ обучающихся свидетельствует о позитивной динамике показателей (табл. 2), а значит, и об эффективности реализуемых проектных мероприятий.

Результаты промежуточной диагностики КЭБ обучающихся

2018 г.

(160 чел.)

2019 г.

(160 чел.)

Количество обучающихся с высоким и среднем уровнем культуры экологической безопасности, %

Количество обучающихся, владеющих специальными знаниями на высоком и среднем уровнях, %

Таким образом, в современных условиях организация профессионального экологического воспитания регламентируется не только программой. Ряд проблем, таких как: формирование элементов общих компетенций, экологической культуры; проведение крупных воспитательных мероприятий; пролонгированных мероприятий по благоустройству городских территорий, тропостроению, может быть вынесен для проектного решения. Использование проектного подхода позволяет системно в заданные сроки решить проблему при прозрачности способов управления и конкретности показателей и результатов.

Список литературы

6 Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. – Москва : Просвещение, 2009 − 29 с.

10 Мудрик, А. В. Воспитание / А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. − Т. 2. − С. 166−168.

6 Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. – Москва : Просвещение, 2009 − 29 с.

10 Мудрик, А. В. Воспитание / А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. − Т. 2. − С. 166−168.

1. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии: учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт, 1999. – 143 с.

2. Шлюндт С.А. Аспекты подготовки специалиста для экотуристического бизнеса // Образование и наука (Изв. Уральского отд. РАО). – 2008. – № 5 (17), сентябрь. – С. 62–73.

Сегодня важно обогатить содержание деятельности, в которую вовлекаются студенты, за счет:

• взаимосвязи образовательных знаний с экономическими в интересами развития прогностических способностей студентов;

• включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

• насыщения совместной деятельности общением, творчеством для придания ей большей привлекательности;

• создания в вузе особой психологической среды, ориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру межличностных отношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в улучшении экологической ситуации в городе, районе);

• обращение к позитивным примерам природосообразной деятельности людей.

В концепции воспитания, разработанной под руководством Б.Т.Лихачева, экологическая культура рассматривается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.

Эффективность экологической деятельности – основы формирования экологической культуры определяется выполнением основных императивов:

2) всемерным расширением и активизацией природоохранной, ресурсосберегающей деятельностью населения, в особенности молодежи;

3) культурной природоохранной, ресурсосберегающей деятельности [1].

Мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как один из методов современного обучения, являющийся перспективной формой эколого-педагогической деятельности студентов в рамках экологического образовательного процесса. Учебно-исследовательская деятельность соединяет в себе теоретические знания и практические умения. В процессе исследовательской экодеятельности студент должен сам научиться формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперименты, делать выводы и предложения. Знания, умения и навыки, полученные в процессе исследовательской деятельности, позволят студентам в будущем по-новому взаимодействовать с природой, помогут сориентироваться во времени и пространстве адекватно социоприродной динамике.

В поисках вариантов организации учебно-исследовательской деятельности мы проанализировали ряд точек зрения на эту проблему. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, когда организация эколого-исследовательской деятельности студентов рассматривается в контексте с туристско-краеведческой деятельностью и определяется как теоретическая и практическая база для организации их учебно-исследовательской деятельности.

Готовность к эколого-педагогической деятельности ряд исследователей (С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, В.А. Сластенин, Е.С. Сластенина и др.) определяют как одну из базовых характеристик личности преподавателя. По мнению С.С. Кашлева и С.Н. Глазачева готовность педагога к эколого-педагогической деятельности является целостным образованием, интегративным свойством его личности, системой ее качеств, обеспечивающих создание условий развития экологической культуры учащихся, формирование у них ответственного отношения к природе. Эта готовность определяет наличие у учителя системы эколого-педагогических знаний и умений, образа структуры эколого-педагогических действий, операций и постоянной направленности сознания на их выполнение; включает в себя установки на осознание эколого-педагогических целей и задач, модели вероятного поведения по их выполнению, определение условий, средств, технологий эколого-педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата в развитии экологической культуры студентов [1].

Важнейшим видом экологосообразной деятельности в процессе обучения в вузе является организация учебно-экскурсионных походов по родному краю. В условиях похода студенты проводят не только экологический мониторинг, но и знакомятся с исчезающими, редкими и охраняемыми видами растений района и области, уникальными объектами и памятниками природы, которых в Свердловской области огромное количество. Конечно же, в первую очередь студенты знакомятся с местными природными объектами. К сожалению, многие памятники природы – излюбленные места отдыха и, как следствие, находятся в плачевном состоянии. Здесь студенты имеют наглядный пример бездушного отношения к природе и, по мере возможности, стараются восстановить прежний вид объекта. Во время похода или экспедиции обязательным является очистка территории природного объекта от мусора. Очищаются от надписей скалы, вскапываются костровища и т.д. Студенты своими глазами видят и могут конкретно оценить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятельность человека, в то же время видя и положительный результат своей природоохранной деятельности.

Туристско-краеведческая работа как одна из форм внеучебной работы культивируется, в частности в Уральском государственном педагогическом университете на протяжении многих десятков лет. Созданы хорошие учебно-методические условия и достаточная материально-техническая база для занятий пешим, водным и лыжным туризмом. Туристические походы и соревнования традиционны.

Приоритетными направлениями туристско-краеведческой деятельности на факультете являются:

1. Формирование у студентов потребности здорового образа жизни.

2. Формирование экологической грамотности, что соответствует принципам развития образовательной системы региона.

3. Формирование краеведческой направленности [2].

Начальная туристская подготовка проводится на всех 1 курсах разных специальностей в течение одного учебного года. Помимо теоретических занятий, курс включает и практику в виде походов выходного дня. В полевых условиях студенты выполняют различные краеведческие задания, занимаются природоохранной и научной деятельностью.

Читайте также: