Создание системы государственных краткосрочных обязательств гко кто проводил

Обновлено: 17.05.2024

Приветствую. Август 1998 года многим из нас запомнился грандиозным крахом финансовой системы, который в одночасье оставил за чертой бедности более 40% населения. Миллионы лишились всех вкладов. Доходы всех остальных сократились втрое в долларовом эквиваленте. А виной всему государственные краткосрочные облигации или, точнее, невиданная по масштабам афера, которую провернули с их помощью.

Что такое ГКО

Государственные краткосрочные облигации — это ценные бумаги, эмитированные российским правительством и выпускаемые Центробанком РФ. Они не печатались в виде отдельного документа и отображались только как записи на учетных аккаунтах. По сроку погашения это были облигации краткосрочного займа (3/6/12 месяцев).

Кто является эмитентом ГКО

Официальный эмитент — Министерство финансов РФ. Нужно отметить, что на то время подобные государственные краткосрочные облигации были стандартным финансовым инструментом для привлечения инвестиций, которые использовались во всем мире.

Но первым тревожным звоночком было то, что эта ценная бумага выдавалась под 60% годовых. К примеру, доход по аналогичным активам на Западе не превышает 4-5% годовых.


Краткая история появления и развития и краха рынка государственных краткосрочных облигаций

На ММВБ государственные краткосрочные облигации начали торговаться в начале 1993 года, по понятным причинам сразу вызвали фурор. Щедрый Центробанк продавал их гораздо дешевле, ниже номинала, а Минфин после срока истечения выкупал за полную стоимость.

Эта разница была колоссальной и порой достигала 100-250%! Как сказали бы сегодня — типичная HYIP-пирамида, только инициированная не вороватым дельцом, а целым государством.

Как и любой типичный скам-проект, эта государственная краткосрочная ценная бумага быстро столкнулась с проблемами. Уже через два года после выпуска государственных краткосрочных облигаций доход от продажи новых бумаг не мог покрыть убыток от выплат по предыдущим.

Правительство пошло по самому невозможному, с точки зрения здравого смысла, пути — расширило рынок, пригласив иностранцев. Пирамида не исчезла, она стала расти еще больше за счет валютных вливаний в общей сумме более $6 млрд. 6 миллиардов, по которым скоро предстояло рассчитаться.

Последствия выпуска ГКО

Развязка была закономерной. Когда настала пора платить по процентам, денег не было, причем дефицит имел настолько чудовищные масштабы, что правительство России объявило технический дефолт и заморозило выплаты по государственным краткосрочным облигациям.

Рубль обесценился в четыре раза, обанкротились тысячи компаний, миллионы обычных вкладчиков в одночасье обнищали, ВВП сократился на 70%.

Сегодня пирамида ГКО стала каноничным примером финансовых афер в новейшей истории.


Выпускаются ли ГКО сейчас

Рассмотрю ситуацию с государственными краткосрочными облигациями в РФ и США.

Сегодня для физических лиц доступны краткосрочные облигации ОФЗ-Н. Эта ценная бумага с купонным доходом (выплаты раз 6 месяцев) выпускается с 2017 года. Продается пакетами по 1000 штук, номиналом 1 тысяча рублей за единицу. Срок до погашения — 3 года. В настоящий момент ожидается продажа по 4-му государственному краткосрочному выпуску с доходом до 6,8%.


В США

Здесь есть выбор:

Кроме того, рынок США предлагает массу ETF на краткосрочные государственные облигации, выпущенные самим федеральным правительством или его официальными агентствами, со сроком погашения менее пяти лет.

Они включают в себя казначейские обязательства, ипотечные ценные бумаги (MBS), сквозные ценные бумаги (PTS). Благодаря такому разнообразию, фонды широко диверсифицированы и дают гарантированный фиксированный доход с минимальными рисками.

Как их купить

Treasuries могут быть куплены и проданы через онлайн-брокера, коммерческий банк или через сайт TreasuryDirect — аукционная покупка казначейских ценных бумаг. Номинальная стоимость T-Bills, T-Notes и T-Bonds — 1000 долларов. Не все ценные бумаги доступны на каждом аукционе. Например, 2, 3, 5 и 7-летние T-Notes доступны каждый месяц, а 10-летние предлагаются только ежеквартально.

Поэтому инвесторам средней руки проще инвестировать в паевые или биржевые фонды (ETF), специализирующиеся на казначейских облигациях, а не покупать отдельные ценные бумаги напрямую. Это снижает порог вхождения (минимальный порог для ETF — $25-100) и делает рынок открытым все время.

Облигации внутреннего займа США доступны в виде фондов:

  • iShares 1-3 Year Treasury Bond ETF — тикер SHY
  • Schwab Short-Term U.S. Treasury ETF — тикер SCHO
  • Vanguard Short-Term Treasury ETF — тикер VGSH
  • WisdomTree Bloomberg Floating Rate Treasury Fund — тикер USFR
  • Barclays Capital Short Term International Treasury Bond ETF — тикер SPDR
  • PIMCO 1-3 Year U.S. Treasury Index Fund — тикер TUZ
  • iShares 1-3 года Международная казначейская облигация ETF — тикер ISHG.

В России государственная краткосрочная ценная бумага выходит на рынок отдельными выпусками. По сути, ОФЗ-н не торгуются на бирже. Минфин продает их по фиксированной цене через сертифицированных брокеров. Сегодня это ВТБ и Сбербанк, но к четвертому выпуску государственных краткосрочных облигаций их список может расшириться.

Напоминаю, что для выхода на биржу вам понадобится брокер. Вот список лучших:


Фактически единственный настоящий крупный американский брокер, который еще работает с россиянами.

  1. Есть поддержка на русском языке
  2. Хорошие комиссии
  3. Депозит можно пополнять рублями (мимо валютного контроля)

К минусам отнесу:

  • Минимальный депозит 10.000$
  • Комиссия за неактивность


Немецкий представляющий брокер IB для прямого выхода на зарубежные рынки. Здесь находится мой инвестиционный портфель.

  1. работает с россиянами
  2. наличие русскоязычной версии сайта
  3. вменяемые комиссии
  4. отсутствие платы за неактивность
  5. страховка в рамках законодательства США на $500к

К минусам отнесу:

  • Поддержка исключительно на английском и немецком
  • Сама служба поддержки работает плохо


Еще один интересный брокер для выхода за рубеж, причем не из семейства IB. К сожалению россиянам открывают договора только на Кипре.

  1. Приемлемые комиссии
  2. Факт успешной проверки работы со стороны SEC
  3. Русскоязычный сайт и поддержка
  • Кипрская юрисдикция
  • Плата за неактивность

Подробный обзор читайте тут. Бонусные 500$ при открытии счета можно получить здесь.


Компания является американской "дочкой" Финама и создана чтобы выводить на американский рынок клиентов из СНГ.

  1. Максимально простое открытие счета
  2. Русскоязычная поддержка
  3. Открытие счета от 200$
  • Довольно высокие комиссии
  • Разного рода дополнительные платежи

Заключение

Подводя итоги можно сказать, несмотря на аферу с государственными краткосрочными облигациями, вкладчикам не стоит разочаровываться в самой ценной бумаге. Нужно понимать, что современные облигации федерального займа не имеют ничего общего с тем HYIP (смотрим хотя бы на проценты и ограничения) и хороши для заработка и сохранения денег от инфляции.

А как вы думаете, этим государственным продуктом можно пользоваться? Оставляйте свои соображения здесь.

На фоне острого долгового кризиса в Европе наша страна подошла к важному юбилею — 8 февраля 1993 года председатель правительства России Виктор Черномырдин подписал постановление №107 об утверждении основных условий выпуска и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Эту дату, как, впрочем, и 18 мая, когда состоялся первый аукцион по размещению ГКО, можно считать днем рождения современного облигационного рынка России. Оглядываясь назад, можно сформулировать несколько ключевых уроков истории рынка государственных ценных бумаг.

Урок 1: когда государству плохо, оно вспоминает об облигациях

До этого на протяжении 75 лет государственные облигации ассоциировались лишь с добровольно-принудительным изъятием у граждан их законных доходов. Одним из первых декретов пришедших к власти большевиков были запрещены все операции с ценными бумагами. Случилось это 23 декабря 1917 года. Впрочем, это не помешало менее чем через пять лет — 20 мая 1922 года — выпустить первый государственный заем. Так как деньги не имели существенной ценности, то и эквивалент заимствования был натуральным — 10 млн пудов ржи на 8 месяцев.

Относительная добровольность приобретения гособлигаций закончилась в 1930-х годах. К тому времени эти ценные бумаги были в каждой советской семье: ими выдавали часть заработной платы. Продать или погасить облигации было очень сложно. Совет народных комиссаров 22 февраля 1930 года выпустил постановление, запрещавшее любые операции с государственными бумагами без разрешения специальных комитетов содействия реализации займов (комсодов).

О значимости в советском социалистическом государстве чуждого, на первый взгляд, финансового инструмента — госзаимствований — говорят цифры. В годы Великой Отечественной войны было выпущено четыре 20-летних займа под 4% годовых, которые позволили собрать 72 млрд рублей. Это 13% от расходов советского правительства на ведение боевых действий. В целом же за годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли 270 млрд рублей, или 26% всех доходов государственного бюджета.

Урок 2: зарубежные спекулянты опаснее отечественных

На пороге европейского долгового кризиса в 2010 году иностранные инвесторы держали около 70% государственных облигаций Греции, общий объем эмиссии которых составлял €213 млрд. На внутренних инвесторов, прежде всего местные банки, приходилось менее пятой части долга, что, впрочем, составляло 8% от совокупных активов банковской системы страны. Наличие большого числа зарубежных кредиторов было одним из факторов, вынудивших Европейский союз начать масштабную программу спасения греческой экономики.

ГКО/ОФЗ также не были чисто внутренним долгом России. Уже в феврале 1994 года с началом обращения десятого выпуска нерезиденты получили возможность приобретать облигации в размере не более 10% от объема выпуска. Однако реальный механизм инвестирования отсутствовал вплоть до зимы 1996 года. За полгода до президентских выборов правительству остро понадобились дополнительные средства для закрытия бюджетных прорех. Правительство и Центробанк утвердили правила участия иностранных инвесторов в аукционах через уполномоченные банки и условия репатриации прибыли при погашении ценных бумаг.

Поначалу Банк России с помощью свопов гарантировал нерезидентам доходность 19% годовых в долларах США, затем эта обязанность была доверена уполномоченным банкам, которые заключали с клиентами форвардные контракты. Одновременно до 35% была повышена и квота участия иностранных инвесторов, что соответствовало планке в $1,5 млрд в месяц. С августа 1996 года нерезидентам разрешили участвовать во вторичных торгах облигациями (ранее они были вынуждены держать бумаги до момента погашения). В ноябре месячная квота выросла уже до $2 млрд, а месяц спустя ЦБ снизил гарантированную доходность для нерезидентов до 13% годовых. Эти меры позволили правительству примерно втрое снизить стоимость заимствований.

В начале 1998 года Центробанк пошел на дополнительные послабления. Были полностью сняты ограничения на вывоз иностранцами прибыли, полученной от операций с российскими госбумагами. Ранее Банк России контролировал объем репатриации доходов за счет компенсационных сделок с уполномоченными банками. Предпринятые меры побудили нерезидентов вновь обратить внимание на российские госбумаги, и в первые месяцы года доходность ГКО/ОФЗ снова ушла вниз. Однако радость правительства была недолгой — инвесторы не могли не отреагировать на обострение бюджетного кризиса, усугублявшегося растущими выплатами по долгам.

В середине 1998 года ситуация стала критической. Правительство и Центробанк по согласованию с МВФ были вынуждены конвертировать часть ГКО в длинные еврооблигации. Несмотря на высокую вероятность девальвации рубля, правительство согласилось увеличить объем внешнего долга по достаточно высоким ставкам.

Урок 3: госдолг как инструмент социальной политики

Наряду с банками крупными внутренними инвесторами в долговые обязательства государства, как правило, являются пенсионные фонды. В декабре 2012 года на местные пенсионные фонды приходилось 13% всех частных вложений в государственные облигации Греции. Несмотря на это, фондам было запрещено участвовать в недавней операции обратного выкупа, которая, подобно, аналогичной российской операции была ориентирована преимущественно на нерезидентов.

История с дефолтом подорвала доверие пенсионных фондов к государственным бумагам. Сократить вложения в эти активы позволило улучшение конъюнктуры рынка акций и появление облигаций надежных корпоративных заемщиков. Тем не менее в 2007 году доля ГКО/ОФЗ в портфелях пенсионных фондов по-прежнему была высока, составляя около 30% (с учетом государственной управляющей компании). На муниципальные и корпоративные облигации приходилось в совокупности около 10%. Акции составляли около 36% вложений.

То, что случилось с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) в августе 1998 г., можно смело назвать катастрофой вселенского масштаба.

Моменту краха, однако, предшествовал весьма бурный процесс становления, позволивший многим владельцам облигаций буквально озолотиться.

Что и как происходило с выплатами по ГКО, каковы особенности хождения государственных краткосрочных облигаций в обороте, какова суть данного вида ценных бумаг, мы сегодня вкратце и обсудим.

Краткая история ГКО

Первичный выброс государственных краткосрочных облигаций на фондовый рынок был осуществлен в мае 1993 г.

Первые покупатели довольствовались облигациями с 3-месячным сроком погашения.

Особенности выпуска, тогдашние экономические условия, не поддававшаяся контролю инфляция, запрет на участие в торгах для иностранных инвесторов никак не способствовали ажиотажному спросу на ГКО.

В результате первичный выпуск (на общую сумму 1 млрд. руб.) был реализован менее чем на 90%.

Между тем, уже на следующий год, после принятия ряда нормативно-организационных мер, выручка от реализации обозначенных ценных бумаг составила почти 13 трлн. рублей, а в преддефолтный (1997-ой) год – 32 трлн. рублей (речь здесь идет о неденоминированных рублях; напомню, с января 1998 г. в результате денежной реформы номинал российского рубля уменьшился в 1000 раз).

Главное назначение первого и всех последующих выпусков ГКО – покрытие дефицита госбюджета.

Эта задача успешно решалась на протяжении нескольких лет, причем к 1998 г. данный способ финансирования бюджетного дефицита стал ключевым.

Реализация ГКО иностранным субъектам позволила существенно пополнить госказну иностранной валютой.

При этом государство активно стимулировало спрос на облигации, предлагая их к реализации через множественные структурные подразделения Центробанка.

Все шло просто замечательно. До 17 августа 1998 г.

Это черный день для российской экономики в целом, подведший финальную черту под многими финансовыми схемами и проектами.

Так случилось и с государственными краткосрочными облигациями.

Государство расписалось в своей неспособности выполнить заявленные обязательства как по этим, так и многим другим видам ценных бумаг с пошатнувшейся репутацией.

Весьма отрезвляющая процедура, надо сказать.

Вместо предполагаемых к получению 140 процентов годовых (доходность, которую даже современные высокодоходные проекты и хайпы не всегда осмеливаются озвучить), получился, извиняюсь, кукиш на палочке.

Стоимость облигаций снизилась на 70-80 процентов, а с учетом отсутствия по ним государственных выплат, их ценность вообще стремилась к нулю.

Самое время поднять занавес…

Что такое ГКО

Все же пару слов стоит сказать о финансовой природе государственных краткосрочных облигаций.

Наряду с облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ), похожими на них облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и, как не вспомнить, облигациями федеральных займов (ОФЗ), государственные краткосрочные облигации относятся к числу облигаций рыночного займа.

Первоначально номинал ГКО равнялся ста тысячам рублей, в 1994-1997 гг. – 1 млн. рублей, а с января 1998 г., после уже упоминавшейся деноминации, — 1 тыс. рублей.

Все выпуски были безналичными, бескупонными и характеризовались 3-х, 6-ти и 12-тимесячными периодами погашения.

Их покупателями могли выступать как физические, так и юридические лица, как российского, так и зарубежного происхождения.

Обращение ГКО осуществлялось на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

Роль эмитента ГКО выполнял Минфин России, агентом по обслуживанию, так сказать, локомотивом продвижения ГКО в массы являлся Центробанк.

Последние могли носить характер [1] конкурентных клиентских заявок (и тогда в них обозначалась желаемая для клиента цена приобретения) или [2] неконкурентных клиентских заявок (в таком случае клиент соглашался на покупку облигаций по так называемой средневзвешенной для данного аукциона цене).

Приобретенные краткосрочные облигации можно было реализовать либо [1] через банковские структуры, либо [2] через уполномоченные и лицензированные Центробанком финансовые компании.

Краткосрочные облигации: заключение

Причин крушения рынка государственных краткосрочных облигаций можно назвать достаточно много.

Главная же причина, по-видимому, кроется в отходе государственных структур от классических принципов реализации облигационных займов и превращения обозначенной схемы финансирования дефицита бюджета, по сути, в финансовую пирамиду.

И с каждым разом государство все меньше заморачивалось по поводу прозрачности и соответствия международным стандартам процедуры выпуска этих ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в России стремительно развивается, к инвестированию привлекаются иностранные граждане, что позволяет поддерживать экономику страны. Выгодным и для вкладчика, и для государства являются инвестиции в Государственные Краткосрочные Облигации.


Заключение

Государственные облигации внесли в историю страны:

  1. Поддержание финансирования бюджета, что влечёт за собой стабильное экономическое положение страны.
  2. Стабильный доход от погашения или продажи.
  3. Развитие отношений между рынком ценных бумаг в России, иностранными биржами и инвесторами.
  4. Восстановление ценности бумаг после глобального финансового кризиса.

Что такое ГКО

Под аббревиатурой ГКО принято подразумевать государственные краткосрочные облигации. Они являются бескупонными, так как доход от них исходит путём дисконта — приобретение ценных бумаг по стоимости ниже номинальной. Эмитентом представляется Министерство Финансов России.

Торговля ГКО происходит на Московской межбанковской валютной бирже через специализированную компьютерную систему, обеспечивающую непрерывный оборот облигаций. Публикуются на срок 3, 6 месяцев или 1 год.


Развитие рынка ГКО

Первый выпуск государственных облигаций пришёлся на 1993 год. Спрос на них не был высок из-за инфляции и невозможности продажи их иностранным гражданам. Для оптимальной торговли была создана следующая инфраструктура:

  • Эмитент — Минфин;
  • В качестве надзора за обслуживанием дилеров и реализацией торгов- Центральный банк РФ;
  • Коммерческие банки в качестве официальных дилеров;
  • Площадка для торговли — ММВБ.

К 1998 году рынок ГКО получил отметку доходности свыше 272 миллиардов рублей и стал основным способом финансирования и восполнения государственного бюджета.

Через дочерние компании создавался искусственный ажиотаж для приобретения облигаций, что показывало стабильность рынка ценных бумаг в России для иностранцев. Но 17 августа 1998 года в стране произошла девальвация валюты и был объявлен дефолт, так как доходность ГКО составляла более 140% годовых.

Кредитные обязательства

После дефолта инвестиции обесценились почти в три раза и Россия заморозила все выплаты по ним для казначейства.

Облигации имеют следующие кредитные обязательства для сторон:

  • бумага будет выдана инвестору только после погашения полной стоимости;
  • эмитент обеспечивает стабильную прибыль по облигации;
  • вкладчик отчисляет процент от дохода в качестве уплаты налогов на доход.

Облигации как средство

ГКО были выпущены в качестве средства для восполнения недостач в бюджете страны. Чтобы перекрыть и не понести убытков, новая партия выпускалась за средства, полученные с прошлых. Цена была минимальной, что привлекало инвесторов.

Первое время после инфляции ГКО не пользовались спросом, но после нормализации экономической политики в стране стали распространёнными ценными бумагами, приносящими стабильный доход.

На начальной стадии планировалось, что государственные краткосрочные облигации будут продаваться только Российским компаниям и гражданам, но после заметного увеличения спроса на них, было решено ввести в рынок ценных бумаг иностранцев.


Главные цели рынка

Основные задачи, стоящие для рынка ГКО:

  1. Привлечение средств граждан и частных компаний для финансирования государственного бюджета.
  2. Контроль средств, находящихся в обороте, с помощью кредитных обязательств.
  3. Привлечение граждан вкладывать деньги в развитие страны.

Отсутствие фиксированной ставки дохода

Государственные кредитные обязательства не имеют фиксированного дохода, так как он формируется через разницу между закупочной ценой и номиналом бумаги. Такой вид прибыли определяется как скидочный — разница между номиналом и закупочной ценой.

Льготы для налога

В 1997 году было определено следующее: так как доходность от государственных краткосрочных облигаций является не доходом от реализации, а процентным, он не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 17. 2 статьи 217 Налогового Кодекса РФ.

В современное время такая льгота отменена для облигаций, выпущенных после 1999 года. Принятие закона о налогообложении ГКО не отразилось на доходе облигаций, приобретённых несколькими годами ранее.


Виталий Николаевич

Читайте также: