Союз каких городов древней мексики был положен в основу будущей ацтекской империи

Обновлено: 19.05.2024

В 15-м веке европейцы открыли Америку. Они назвали континент Новым Светом. Но хотя европейцы действительно видели эту землю впервые, она была новой лишь для них. На самом деле у этого континента была долгая захватывающая история. Древние цивилизации Америки, населившие континент без связи с внешним миром, вели оседлый образ жизни. Они построили города и деревни, постепенно создав невероятно сложное общество. У каждого племени была своя политическая система, своя религия, свои представления о жизни и мироздании. Следы некоторых племен полностью затерялись во времени. Другие оставили нам наследие, напоминающее о величии потерянного мира. В истории древних цивилизаций Америки – инков, майя, ацтеков – отражена история и всего континента.

Древние цивилизации

Вам будет интересно: Классный час "Права детей в современном мире"

В 16-м веке, после открытия Америки, в Европе начали сочинять мифы о золотых городах. Испанские конкистадоры приплывали в Эльдорадо, мечтая разбогатеть. Спустя всего несколько лет после начала жестокого вторжения испанцев империи инков и ацтеков рухнули, погиб целый мир. Две удивительные цивилизации были погублены в эпоху своего расцвета.

В 19-м и 20-м веках этот древний мир был открыт заново. Второе открытие, как и первое, повлекло за собой удивительные приключения. Рискуя собственной жизнью, исследователи отправлялись в неведомые страны и привозили оттуда невероятные истории. Посреди джунглей за непроходимыми горами скрывались огромные заброшенные города. Исследователям открывались удивительные цивилизации, существовавшие в Америке до Колумба, задолго до вторжения белого человека на американский континент.

Вам будет интересно: Информационное сопровождение идей и систем

Новые открытия опровергли все представления европейцев о дикарях-индейцах. Величественные руины их городов говорили о неожиданно высоком уровне развития и утонченной культуре инков. Индейские языки также считаются уникальными и одними из самых древних.

Среди индейских племен выделяются две совершенно разные группы. Со второй половины 4-го в. до н. э. Анды видели развитие нескольких крупных древних цивилизаций Америки, одна из которых – инки. Майя и ацтеки принадлежат к цивилизациям Центральной Америки, объединенным общей культурой.

История племени майя

Тикаль – самый могущественный город цивилизации майя. Он находится в Гватемале. В Тикале были самые высокие храмы той эпохи. Они достигали 70 метров в высоту. Серые руины, которыми мы любуемся сегодня, отражают этот город во всем его великолепии. Реконструкция главной площади Тикаля позволяет нам увидеть город, где преобладал красный цвет.

В ходе первых исследований ученые пытались понять предназначение пирамид майя в Мексике. Возможно, они появились не для воздаяния почестей богам. Многие из них построены в честь вождей.

Вам будет интересно: Значение слова "нерадивый", подбор синонимов

В начале 50-х годов 20-го века археологи обнаружили в одном из тоннелей усыпальницу. В ней находился человеческий скелет, украшенный нефритом. Этот камень был символом жизни и бессмертия в культуре майя. Этот скелет принадлежал вождю майя, который правил Тикалем до 834 года н. э.

Вождей майя хоронили в пирамидах, как и египетских фараонов. Как и фараоны, вожди считали себя божествами. Вождь не только правил городом – он был политическим, военным и духовным лидером в своем обществе. В эпоху расцвета древних майя позиция вождя как духовного лидера была неоспорима.

Жизнь города строилась по законам космического мира. Божественный статус вождя гарантировал жителям города мир и гармонию. Монументальные здания города должны были внушать страх его жителям. Личность вождя была священна. Его жизнь была частью мифологии майя. Со дня своего восхождения на трон вождь приравнивался восходящему утреннему солнцу. В основе легенд о вождях лежали временные циклы.

Древнее племя майя

Индейцы – астрономы

Среди коренных народов американского континента майя были лучшими астрономами. В городе Юкатан находится одно очень интересное сооружение. Это астрономическая обсерватория с охватом неба в 360°. Жрецы майя проводили время в безграничных исследованиях неба, пытаясь по звездам предсказать судьбы, даты битвы и восхождение на трон новых вождей. Это не просто обсерватория. Здесь майя пытались постичь прошлое и настоящее, познать будущее и понять цикличность всего происходящего.

В представлении народов Центральной Америки время было совершенно цикличным. Оно состояло из определенных циклов, которые однажды должны были прерваться навсегда. Поэтому майя внимательно следили за ходом светил, в которых, возможно, заключались тайны их будущего. Ацтеки считали, что Вселенная была подвержена циклам, которыми руководили как силы добра, так и силы зла. Дни делились на благоприятные и неблагоприятные.

Знание временных циклов также применялось в земледелии. Астрономы подсказывают земледельцам, когда сажать и убирать урожай, когда какие работы нужно проводить. Сегодня потомки майя используют подсечно-огневое земледелие. В сухой сезон они выжигают в джунглях участки, которые потом будут возделывать, и удобряют почву золой.

Есть еще один вопрос, связанный с подсечно-огневым земледелием. Почва быстро истощается и перестает давать урожай. Древние майя владели несколькими способами выращивать урожаи намного богаче нынешних. Но их возможности были ограничены.

Обсерватория майя

Разрушение империи майя

Вам будет интересно: Общее уравнение прямой на плоскости, в пространстве

В начале своих исследований ученые наивно полагали, что майя были мирным народом. Теперь нам известно, что это совершенно не так. Войны между разными городами вспыхивали очень часто. В Чьяпасе находятся самые роскошные фрески майя, найденные в 1946 году. Они изображают вражду, царившую между городами майя. Эти города сражались между собой за территорию, власть и благополучие.

Вкупе с истощением ресурсов войны лишь ускорили падение империи. После 9-го века майя больше не воздвигали зданий. Руины их городов хранят следы войн и разрушений. Всего за несколько лет мир майя рухнул полностью. Один из коренных народов американского континента был стерт с лица земли.

Империя майя

История ацтеков

В 13-м веке с Мексиканского залива пришло северное племя ацтеков. Их воображение поразили монументальные пирамиды Теотиуакана, который уже много веков стоял заброшенным. Ацтеки решили, что этот город воздвигли сами боги. По сей день неизвестно, какое племя построило его.

С одной стороны, индейцы ацтеки хотели создать такую же развитую цивилизацию, с другой - им было трудно отойти от своих жестоких обычаев и кочевого образа жизни. Племя ацтеков обладало двоякими взглядами. Они ценили своих предков и переняли культурные ценности тех цивилизаций, которые предшествовали им. Но среди предков ацтеков было также храброе племя охотников, и они гордились ими не меньше.

Мехико был построен на развалинах Теночтитлана – ацтекской столицы, разрушенной испанцами. В современных каменных джунглях нелегко найти следы ацтеков. В 1978 году было совершено потрясающее открытие. Городские власти Мехико планировали начать строительство метрополитена. Рабочие, которые начали рыть котлован, обнаружили под землей странные объекты. Позже выяснилось, что это были следы ацтеков. Археолог Хосе Альвара Барерра Ривера помнит этот удивительный момент. Прекрасно сохранилась северная стена храма, посвященная богу Солнца ацтеков. Оказалось, что испанцы построили кафедральный собор на развалинах священного сердца столицы ацтеков. Здесь стояла дюжина храмов. Археологам удалось воссоздать самый главный из всех храмов. Он, как и пирамиды майя в Мексике, был построен в несколько этапов. Благодаря руинам специалисты смогли возродить прошлое ацтекского народа.

Древние ацтеки

Затерянный город Теночтитлан

Там, где сейчас на высоте 2000 метров находится Мехико, много веков назад было озеро Тескоко. Вокруг него ацтеки воздвигли город, стоявший на искусственных островах. Это Теночтитлан – американская Венеция. На момент вторжения европейцев его населяло 300 тыс. человек. Конкистадоры не могли поверить собственным глазам. Теночтитлан был одной из крупнейших метрополий своего времени. В его центре возвышался храм, развалины которого были найдены в 1978 году. Площадь города – около 13 км². Для того чтобы построить его, пришлось вырыть немало земли и осушить почву, чтобы сделать территорию пригодной для жизни. Этот огромный город был построен всего за несколько десятков лет, что делает его еще более замечательным.

В болотистой местности было мало земли, пригодной для пахоты, но ацтекам удалось извлечь из нее максимальную пользу, чтобы накормить сотни тысяч человек, населявших столицу. В пригороде Мехико находятся удивительные сельскохозяйственные районы – чинампы. Они настолько уникальны, что внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Благодаря тому что чинампы были сохранены, мы можем заглянуть в прошлое и раскрыть тайну истории цивилизаций Древней Америки.

Затерянный город Теночтитлан

Жертвоприношения ацтеков

Племена ацтеков, как и майя, занимались возделыванием кукурузы. Считалось, что этому растению покровительствуют ацтекские боги, в жертву которым люди приносили молодых женщин. Их обезглавливали, как кукурузу во время сбора урожая.

Человеческие жертвы приносили повсюду в Центральной Америке, но в эпоху ацтеков они стали настоящим помешательством. Когда конкистадоры впервые вошли на главную площадь Теночтитлана, они с ужасом увидели, что стены храма были залиты кровью. Конкистадоры захватили город и уничтожили храм, но археологи нашли еще более древние здания, в точности повторявшие великий храм в миниатюре.

Самым распространенным видом жертвоприношений было вырезание сердца, которое предназначалось кровожадному Солнцу. Причина, по которой совершались эти действа, указана на солнечном камне. На диске весом 20 тонн и высотой 3 метра высечен календарь, в котором обозначены 4 катастрофы, уничтожившие 4 солнца. Согласно этому календарю, последнее, 5-е солнце, тоже было в опасности. Но один из богов спас его, принеся себя в жертву. Он поджег себя, а затем возродился в образе яркой звезды, которая стала новым солнцем. Но оно было неподвижным. Тогда другие боги принесли себя в жертву, чтобы оживить солнце. Так продолжалась космическая драма, где роль богов теперь играли люди. Для того чтобы солнце продолжало свой путь по небосклону, его каждый день нужно было кормить драгоценной водой – человеческой кровью.

Жертвоприношения играли очень важную роль в мировоззрении ацтеков. Они были краеугольным камнем, на котором основывалось самоопределение народа. Ацтеки считали, что, принося богам человеческие жертвы, они поддерживали существующий в мире порядок и что если бы однажды это прекратилось, человечество могло бы погибнуть. Также к этим жертвам привели успешная политика и расширение территории ацтекской империи.

Для того чтобы система продолжала развиваться, ацтеки пытались превзойти себя во всех сферах. В 1487 году император Ауисотль праздновал обновление великого храма. Церемония внушала ужас. Жрецы вырезали сердца по меньшей мере 10 000 пленников. Это была эпоха расцвета ацтекской империи – древней цивилизации Америки.

Солнечный камень

Ацтеки – завоеватели

Вам будет интересно: Очи: значение слова и примеры предложений

Начиная с 1440 года ацтеки без конца проводили военные кампании по расширению собственной империи, захватывая племена, жившие в мексиканской долине. К 1520 году площадь их империи достигла 200 тыс. км². К моменту вторжения конкистадоров она насчитывала 38 провинций, каждая из которых должна была платить вождю большую дань.

Власть в империи ацтеков поддерживалась страхом. Главным интересом правителей был контроль над захваченными территориями, взимание дани и поддерживание подданных в страхе. Именно этим объясняется грандиозность масштабов ацтекской архитектуры. Приумножение богатства такой огромной империи невозможно было поддерживать только с помощью переселения племен и захвата новых территорий. Ацтеки не столько колонизировали новые территории, сколько проводили жестокие кампании или просто угрожали другим племенам. Именно таким образом они расширяли свои границы. Подданные ацтекской империи признавали могущество городов Теночтитлана и Тлатоани. Они бесконечно почитали императора и своих божеств. Ацтеки позволяли захваченным племенам вести свои дела самостоятельно, пока те платили дань и относились к правящему племени с почитанием.

Ацтеки-завоеватели

История инков

В тот же период времени инки правили империей, в 5 раз превосходившей империю ацтеков. Она раскинулась от современного Эквадора до Чили, занимая около 950 тыс. км². Для того чтобы управлять ею, инки создали систему, в основе которой был конгломерат нескольких разных племен.

В 1615 году Гуаман Пома де Айяла завершил свой удивительный труд, в котором описывал историю цивилизации инков, время расцвета племени до вторжения конкистадоров и открытия Америки. В своей книге он описал жестокость, с которой испанцы обращались с коренным населением Новой Земли. Хроники Пома де Айяла являются одним из немногочисленных источников, из которого мы можем узнать об организации удивительного племени инков.

Древние инки

Становление империи

История племени началась с восхождения на трон девятого инка – Пачакутека. До этого момента инки ничем не отличались от других перуанских племен. Пачакутек был талантливым полководцем. Он начал расширять территорию страны. Объединив 500 племен, Пачакутек начал новую эру в истории инков. Он был прекрасным правителем. А в его империи семьи жили общинами, земля в каждой из них была общей. Каждый регион должен был поставлять общине ту пищу, которая в нем лучше всего произрастала.

Дорожная система помогла инкам создать одно из самых хорошо организованных государств в мире. Гонцы могли с невероятной скоростью доставлять известия из дворца вождя в отдаленные концы империи.

В империи было немного крупных городов. Большинство инков жили в деревнях и занимались земледелием, которое лежало в основе экономики. Организация государства позволяла всем находиться в приемлемых условиях.

Во главе государства стоял вождь, который считался прямым потомком Бога Солнца. Он руководил политикой и экономикой империи, но его главной обязанностью было поддерживать собственный религиозный культ. Чудом сохранившийся город Мачу-Пикчу – величественный символ могущества вождя. Инки мечтали возглавить великую бессмертную империю.

Спустя 80 лет после того как закончилось правление Пачакутека, конкистадоры достигли Анд. Предводителем был Фрасиско Писарро. Этот неграмотный и небогатый человек был намерен захватить империю инков. Его единственным оружием являлись храбрость и страстное желание разбогатеть.

Последующие годы обернулись трагедией для инков – представителей древней цивилизации Америки. Многие из них пали от рук испанцев, оставшиеся в живых вынуждены были наблюдать, как рушился их империя. Индейцев убивали и подвергали пыткам. У них отобрали землю, с ними обращались как с низшими существами. Жизнь индейцев превратилась в цепь бесконечных несчастий и унижений. В конце концов, геноцид индейцев привел к практически полному истреблению этих племен.

Инфографика - Теночтитлан

В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, некоторые исследователи считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики" или "теночки").

Более 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.

Прежде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).

Многие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацт еки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древне е пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теноч титлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус". В дальнейшем в городе сформировались 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города расположился гигантский ритуальный центр.

С 1325 г. до 1430 г. ацтеки находятся в услужении (в основном в качестве военных наемников) у самого сильного города-государства того периода в долине Мехико - Аскапоцалько. В качестве наград за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. В этот период они с большим усердием отстраивали свой город, расширяя его с помощью искусственных островов - чинамп, а также старались заключать союзы (чаще всего посредством браков - первый такой брак был совершён с женщиной из Кулуакана) с правящими династиями соседних народов, восходившими своими корнями к тольтекам.

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.

В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.

В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.

В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.

Возможно в 1390 году заложен Вели кий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.

В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).

В 1405/14 (по одним данным в 1405, по другим - в 1414) году третьим императором ацтеков становится Чимальпопока (1405/14-1428), брат Уицилиуитля. Он утвердил сложную систему династического наследования. Тлатоани (верховного правителя) избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.

К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.

В этот же год Аскапоцалько выступил против Теночтитлана, но ацтеки создали союз с Тлателолько, Тлакопаном, Тескоко, Тлашкалой, Уэшоцинго и окончательно разгромили тепанеков Аскапоцалько в 1430 году. Ицкоатль образует могущественный тройственный союз Теночтитлан-Тескоко-Тлакопан (мешики, аколуа и тепанеки) с верховным советом, в котором вопросы внешней политики решали ацтеки, вопросы торговли - тепанеки, а вопросы законодательства - аколуа. Военная добыча в таком союзе делилась в соотношении 2:2:1. А Тлакаэлель стал руководить войском тройственного союза, т.к. проявил себя на войне с тепанеками выдающимся полководцем.

Ицкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.

В 1440 году к власти приходит Монтесума I (1440-1469). В период его правления начинает пользоваться популярностью жертвоприношения в виде поединков между пленёнными противниками. Если в ходе таких поединков пленники проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали ценные подарки. У такой формы жертвоприношения появился и политический подтекст - Монтесума I стал часто приглашать на такие бои вождей ещё не покорённых ацтеками племён. Далее, в целях психологического воздействия на гостей, устраивалась массовая казнь.
Также между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшоцинго, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу.

Империя ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.

В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.

С 1450 по 1454 гг. на ацтеков обрушилось природное бедствие: были продолжительные засухи и несвоевременные заморозки. Следствием этого стал голод, болезни - многие жители умирали. Были отмечены многочисленные случаи каннибализма.

1458 год - завоевание Веракруса и Коиштлауака.

В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.

1467 год - у Ашайакатля, внука Монтесумы I, рождается сын - будущий правитель Теночтитлана Монтесума II Шокойотцин.

В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.

В 1481 году императором ацтеков стал внук Монтесумы I Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") (1481-1486) - в его период правления происходит расцвет империи. Через 2 года после начала своего правления он решает перестроить теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Хр ам). Храм решают сделать значительно выше, величественнее и мощнее - на это требовалось множество человеческих ресурсов: при строительстве работало не только взрослое население города и рабы, но и дети.

В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.

1496 год - границы империи ацтеков находятся недалеко от границ миштекского го сударства (долина Оахаки). Ауицотль не может оставить без внимания территорию миштекского государства - начинается военная экспансия ацтеков, которая превращается в затяжную.
Происходит солнечное затмение, напугавшее всех жителей империи.
В этом же году умирает великий полководец империи Тлакаэлель - ему было 98 лет.

К началу 16 века города-государства, покорённые тройственным альянсом в раннюю эпоху существования союза, глубоко интегрировались в имперскую структуру - правители таких городов участвовали в захватнических войнах ацтеков, получали за это награды в виде титулов и земель. В тройственный союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань.

Монтесума II

В 1502 году к власти приходит Монтесума Шокойотцин ("молодой") (Монтесума II - 1502-1520) сын Ашайакатля. В период его правления империя в основном занималась не столько захватом новых земель, сколько консолидацией ранее захваченных и подавлением восстаний и мятежей. Монтесуме II не удалось как и его предшественникам покорить на западе тарасков, а на востоке тлашкаланцев (последние оказали военную помощь испанским конкистадорам, выступив с ними против ненавистных ими ацтеков).

Монтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В этот период продолжается практика массовых жертвоприношений - известен случай, когда Монтесума II приказал в один день принести в жертву свыше 1000 пленных.

В 1503 году ацтеки заново начинают затяжные и кровавые военные действия против Оахаки. Монтесума II атакует миштекские города Ачиотлан и Хальтепек. Ливневые дожди затопляют столицу ацтеков Теночтитлан.

В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.

С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.

В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.

В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.

В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.

В 1514 году происходят природные катаклизмы в виде засух и сильных холодов - гибнет урожай, начинается голод.

В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.

В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.

1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
Год, когда во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.

После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах". Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцаль коатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

  1. Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
  2. По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
  3. Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
  4. Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
  5. Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
  6. Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).
  7. Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
  8. Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была несопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин. Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.

Кортес и Монтесума II

16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.

Национальный герой Мексики - Куаутемок

Сбежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

В первом тысячелетии н.э. на древней земле Анауака (нагорье в центральной Мексике) об ацтеках еще никто и не слышал.


Этот народ, как и их предшественники и этнические родственники тольтеки были выходцами с юго-запада Северной Америки (современные штаты Аризона, Нью-Мексико).
После ухода ацтеков на юг в 13 веке в тех краях обосновались такие индейские племена как навахо, апачи и команчи.


Изначально, уровень общественного развития ацтеков был весьма низок, они вряд ли были заметно цивилизованнее команчей. Спустившись в долину Анауак (Мехико) ацтеки заняли территорию тольтеков, чья цивилизация уже находилась в состоянии глубокого упадка и все основное для своей будущей цивилизации эти вчерашние жители Северной Америки переняли у тольтеков, ставших для них вечным образцом наивысших культурных достижений.


В этот ранний период своей истории ацтеки переняли немало у народов, чья цивилизация к тому времени уже насчитывала сотни лет – миштеков, сапотеков, воинственных, но вполне культурных хуастеков.


Но на раннем этапе ацтеки зарекомендовали себя как воины-наемники, умелые, ловкие и крайне жестокие. Их обычай сдирать кожу с принесенных в жертву людей, отрезать уши убитых в доказательство своей победы представляемое нанимателю, несколько шокировал цивилизованных коренных жителей этих мест.


Молодое государство ацтеков укрепилось в 14 веке. Основанная ими столица Теночтитлан, мексиканская Венеция, стоящая на островах.


Ацтекская столица Теночтитлан в начале 16 века была уже крупнее тогдашнего Мадрида, Лондона или Парижа, насчитывая 650 тыс. жителей. Город очень напоминал Венецию, с сушей его связывали три дамбы (по числу городских ворот), через озеро к столице тянулся акведук с терракотовыми трубами, по которым с гор текла чистая пресная вода.

Ацтекский водопровод в Мехико вполне работоспособен и в наш век.


Индейские города были поразительно чисты, существовали у ацтеков общественные туалеты и на улицах не валялся мусор и отбросы, как в городах средневековой Европы.


Индейский Теночтитлан (Мехико) был огромен, идеально и строго спланирован, сказочно не по-европейски красив.


Среди ярко-синей глади озера возвышались белоснежные здания, огромные ступенчатые храмы-пирамиды, пятиэтажные дворцы, богато украшенные скульптурами, барельефами, фресками, с величественными лестницами у входа, библиотеки с большим количеством свитков, многочисленные школы и бани, город утопал в тени садов.


По дамбам, связывавшим островной город с сушей ходили туда-сюда люди, сановников носили в паланкинах, обмахивая веером из ярких перьев. По водам каналов скользили легкие каноэ местных индейцев, занятых своими повседневными делами.


Существовали у ацтеков школы и в отличие от современной им Европы там учились, хотя и раздельно, не только юные аристократы, но и дети из народа.


Много можно было бы рассказать о Теночтитлане. но.
С 1525 года этого великолепного города, впрочем, как и сотен других, достойных считаться чудесами света, не хуже античных, больше нет.


Главная достопримечательность доиспанского Мехико – великий храмовый комплекс Коатокалли (Дом Различных Богов), это ацтекский пантеон, архитектурное выражение религиозных символов народа.
Боги ацтеков были те же, что и у тольтеков: Высшее Начало Ометеотл, почитались также Кетсалькоатль – покровитель знаний, наук и исскуств, Уицилопочтли, Тескатлипоки, Тласолтеотль и многие другие.


Ацтеки имели регулярную армию, насчитывавшую более 200 тыс.человек, с крайне жесткой дисциплиной. Это огромная армия для 15-16 веков.


За 15 век ацтеки настолько укрепили свою государственность и армию, что стали самыми активными и агрессивными захватчиками в центральной Мексике. Жестокие завоевательные походы подчинили им разные другие народы и государства.


Если бы не нашествие испанцев, в скором времени вероятно начались бы войны между ацтекской империей и царствами майя.


Тотонаки, хуастеки и другие ждали только неких обстоятельств, которые позволили бы им восстать против деспотии Теночтитлана, ждали появления некоей третьей силы, которая даст им шанс сбросить иго. К сожалению, поначалу, за эту силу они и приняли испанцев.


Первыми и главными союзниками испанцев стали гордые и очень воинственные горцы тласкальтеки, сломленные ацтеками сравнительно совсем недавно, ненависть и жажда мести ослепили их. Победив ацтеков и разрушив Теночтитлан, они думали избавиться от испанцев и занять лидирующую позицию в регионе.


Ацтекская империя была разрушена руками индейцев, отдававших под испанское командование десятки тысяч молодых воинов, самих же конкистадоров было ничтожное, в сущности, количество.


Испанцам удалось обхитрить своих союзников тласкальтеков, после падения Теночтитлана, в Мексику вдруг хлынул поток подкрепления из многих тысяч испанцев, с ними обошлись точно также, как и с прочими местными жителями, тласкальтеки ничего не выиграли от своего невольного предательства.


Что касается личности императора Монтесумы (правильнее его имя звучит как Мотекузома). Следует отметить, что он не последний правитель ацтеков, как принято считать. После него, уже при испанцах несколько месяцев правил и возглавлял сопротивление его брат Куитлауак.


Мексиканские летописцы дают Монтесуме совсем иные характеристики. Воспитанник жрецов, религиозный до суеверности, участник военных походов, с виду доброжелательный и мягкий, но хитрый и двуличный, нередко страшно жестокий, но скорее по-шакальи, нежели по-волчьи, часто колеблющийся при принятии важных решений.


Он и тут долго колебался, не зная, как поступить с вооруженным отрядом агрессивных белых людей, высадившихся на побережье его империи.


Легенды о нем, относящиеся к доколумбову периоду сильно отличаются от тех, что были в ходу в эпоху конкистадоров.


Древние легенды можно поделить на две группы, в одних речь идет о реальном человеке, правителе тольтеков, жившем примерно в 10 веке, его звали Се Акатль Топильцин Кетсалькоатль (имя божества добавлено оттого, что он был верховным правителем и жрецом Кетсалькоатля), изгнанный врагами из высшей знати, он с отрядом верных людей уехал из Толлана.
Далее миф утверждает, что эти люди отправились к майя на Юкатан и возглавили тольтекское завоевание Ушмаля и Чичен-Ицы.

Другие легенды повествуют уже о сверх-человеке, о божестве.


К тому же, до мексиканцев еще со времен Колумба, краем доходила информация с карибских островов – странно одетые, агрессивные белокожие с неизвестным оружием и неясными целями, это уже могло сеять тревогу и страх за будущее у того узкого круга высшей знати и жречества, которые вполне могли получать эти сведения от рыбаков и купцов, плававших вдоль побережья Центральной Америки.


Возможно, именно в этом кроется тайна мрачных пророчеств жрецов, о некоем фатальном нашествии, грядущей катастрофе, столь распространившихся в мексиканском обществе как раз начиная с 1490-х годов.


Этим ловко воспользовались католические священники, поняв, что если местные жители уверуют в реинкарнацию Кетсалькоатля-Кортеса, они скорее всего откажутся от сопротивления захватчикам, сколь бы варварски жестоки те не были.


Скорее всего, реальные события повлияли на мифологию, и появление жестоких испанцев вполне уместно было рассматривать, как наказание за грехи и возвращение карающего божества в образе безжалостного белого человека.


В уроке представлена общая характеристика государства ацтеков, его экономики, хозяйства и общественно-политического устройства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Цивилизация ацтеков"

Вопросы занятия. Общая характеристика государства ацтеков. Экономика и хозяйство. Общественно-политическое устройство.

Ацтеки принадлежали к последней волне индейских племён, переселившихся из более северных районов американского континента в долину Мехико. Их культура вначале не обладала какими-либо ярко выраженными чертами, но постепенно эти племена слились в единую ацтекскую цивилизацию.

Ацтеки поклонялись природе. При этом разные племена выделяли для почитания одного или нескольких богов в особые культы.

Первоначально племена жили обособленно, занимались обработкой земли и по возможности собирали дань с покорённых народов. Во главе племени стоял наследственный вождь. Он же был верховным жрецом.

Одно из таких племён на пустынных островах озера Тескоко около 1325 года основало город Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей самого могущественного государства на территории Мексики.

Объединившись, племена ацтеков приступили к последовательному завоеванию сопредельных областей.

Так, четвёртый верховный правитель Теночтитлана Итцкоатль, правивший в 1427—1440 годах проводил активную внешнюю политику, стремясь подчинить независимые племена долины Мехико.

А его преемник Монтесума I расширил область господства ацтеков в южном направлении (район Пуэбло).

При сыне Монтесумы I Ашаякатле ацтеки перешли к политике изъятия наиболее ценных земель у покорённых народов, территории которых располагались близко к центру государства.


Время Ашаякатла было временем высшего развития ацтекского религиозного искусства. При нём был сооружён большой календарный камень. Он представлял собой круг диаметром около трёх с половиной метров и весом более 20 тонн. Людей для его установки прислали все союзные правители. Этот памятник был символом ацтекской вселенной и воплощал мощь созданного ацтеками государства.

Ашаякатлу наследовал его брат Тисок. В память своих побед он велел высечь так называемый жертвенный камень, представлявший собой грандиозных размеров сосуд для сжигания человеческих сердец. Сосуд был покрыт по краям рельефом, изображающим Тисока в виде бога войны, который хватает пленников из подвластных ему племён.


Кровавый культ человеческих жертвоприношений, по мнению ацтеков, следовало поддерживать постоянно, чтобы не навлечь бедствий.

Смешивший Тисока в 1486 году его брат Ауицотль в своих походах дошёл до Гватемалы.

Последний император ацтеков Монтесума II во время своего правления вёл неудачную войну против города-государства Тласкала. В 1507 году Монтесума короновался как император мира.


К моменту прихода испанцев в начале XVI века так называемая Ацтекская империя охватывала огромную территорию — около двухсот тысяч квадратных км — с населением около шести миллионов человек.

Её границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Теночтитлан со временем превратился в огромный город, площадь которого составляла около 1200 гектаров, а количество жителей, по разным оценкам, достигало ста двадцати — трёхсот тысяч человек.

С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц

Рядом располагались ансамбли пышных дворцов ацтекских правителей. Например, дворец Монтесумы II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.

Ацтекское государство было непрочным территориальным образованием, подобным множеству территориальных царств древности.

В состав государства ацтеков входило около 500 городов и иных поселений, разделённых на 38 административных единиц во главе с местными правителями или специально присланными управляющими. Для сбора дани, наблюдением за царскими землями и служебными наделами имелись специальные должностные лица — калпишки, назначавшиеся из военного сословия.

Носителем высшей военной, административной и судебной власти в ацтекском государстве считался верховный правитель — тлатоани.


Тлатоани Теночтитлана стремились укрепить своё ведущее положение и тем самым сделать более прочным государство.

Основу экономики империи ацтеков составляло интенсивное поливное земледелие. Набор культур, выращиваемых ацтеками, был типичен для долины Мехико. Это — кукуруза, кабачки, тыква, зелёный и красный перец, табак, а также многие виды бобовых и хлопок. Любили ацтеки и шоколад, приготавливаемый из бобов какао, которые служили ещё и средством обмена.

В заболоченных низинах в почву вбивались сваи, затем их соединяли плетнём. Внутрь участков засыпался метровый слой земли. В дождливые сезоны чинампы становились островами. На приподнятые поля постоянно добавлялось органическое вещество водных растений. Это позволяло поддерживать плодородие почвы на высоком уровне.

Домашних животных у ацтеков было немного.

Значительную роль в ацтекской экономике играло ремесло, особенно гончарное, ткацкое, а также обработка камня и дерева. Металлических изделий было немного. Золото употреблялось ацтеками только для изготовления украшений, а серебро, вероятно, представляло большую ценность. Важнейшее значение у ацтеков имел нефрит.

Единственным видом обмена у ацтеков была меновая торговля. Средством обмена служили бобы какао, стержни перьев, наполненные золотым песком, куски хлопковой ткани и выкованные медные ножи.

Каждое селение через определённые промежутки времени устраивало базар, привлекавший народ из самых отдалённых мест. Ежедневный рынок был в столице.

Таким образом, торговля у ацтеков процветала, и на рынке ацтекской столицы Теночтитлана можно было купить всё что угодно.

Основной формой землевладения была общинная земля. Община называлась кальпулли, а рядовые общинники — масеуалами.

Земля делилась на участки среди семей, составляющих общину. Земли одной общины от другой, участок от участка отделялись камнями и посадками агавы. Границы и межи общинных земель тщательно оберегались. У старейшины общины хранился кодекс, на котором пиктографическим способом были показаны все общинные наделы и наделы отдельных семей. По мере необходимости в этот кодекс вносились те изменения, какие происходили в системе распределения земли.

Кроме участков, предоставляемых в распоряжение членов кальпулли, была ещё одна часть общинной земли, которая обрабатывалась коллективно. Доходы и урожай с неё предназначались для содержания старейшины кальпулли и уплаты налогов государству.

Старейшина управлял делами общины. Он следил за правильным распределением общинной земли и своевременностью отправления повинностей.

Помимо работы на земле общинники несли и другие многочисленные повинности: выполнение работ по дому, приготовление пищи, доставка топлива, строительные и ремонтные работы, прядение, ткачество и иные ремесленные работы, переноска тяжестей и др.

Кроме общинной земли существовали земли царские, храмовые, служебные и в зачаточном состоянии частные.

Верховным собственником земли в ацтекском государстве являлся тлатоани. Ему принадлежало право распоряжаться землёй, и он мог передать её кому пожелает, обязательно учитывая при этом существующие в обществе традиции и нормы.

Главным источником пополнения земельного фонда у ацтеков были земли народов, которых они подчиняли.

Большая часть покорённых земель переходила тлатоани Теночтитлана как носителю верховной власти.

В социальной структуре ацтекского общества выделялись следующие пять групп: воины, жрецы, купцы, простолюдины, рабы. Первые три сословия составляли привилегированную часть общества.

Одно из самых привилегированных положений в обществе занимали жрецы. Они шли в первых рядах во время военных походов, первыми встречали у ворот столицы воинов, возвращающихся домой.

Религия ацтеков проповедовала войну как высшую доблесть, а самих ацтеков — как самых достойных носителей этой доблести. Таким образом с помощью религии завоеватели-ацтеки пытались обосновать свою захватническую политику, которую они проводили на протяжении всей своей независимой истории.

Поскольку в Ацтекском государстве важную роль играла торговля, и в её развитии была заинтересована правящая верхушка, то богатые торговцы также занимали привилегированное положение.

К этому же сословию можно отнести и богатых ремесленников, которые сочетали ремесло с торговлей собственными изделиями.

Знать, а также богатые купцы или ремесленники не занимались земледелием. Землю обрабатывали только общинники и некоторые категории рабов.

Все сословия чётко разделялись между собой. Существовала даже разница в одежде. Согласно одному из законов, введённых Монтесумой I, каждое сословие должно было носить свой вид одежды. Это касалось и рабов.

Знать получала от тлатоани натуральное довольствие и земельные наделы. Никто кроме знатных и вождей не мог под страхом смерти строить дом с двумя этажами. Существовала разница в наказаниях за правонарушения для знатного человека и простолюдина.

Низшую социальную ступеньку в иерархии ацтекского общества занимали рабы. Источники рабства у ацтеков были разнообразные. В рабство могли попасть за кражу, за долги, за предательство государства или своего господина. В неурожайные годы родители могли продать в рабство своих нерадивых детей.

Однако в ацтекском обществе полностью отсутствовал такой источник рабства, как захват рабов в результате войн. Все пленные, захваченные в бою, приносились в жертву богам.

Законодательные акты самого различного характера принимались уже на раннем этапе истории древнеацтекского общества.

Но наиболее интенсивное законотворчество относится к концу существования государства ацтеков и связано с именами правителя Тескоко Несауалькойотла и последнего владыки Теночтитлана Монтесумы II.

Ацтекское право носило классовый характер. К разным категориям свободного населения применялись неодинаковые правовые нормы. Ацтекское право защищало и интересы государства. Суровые наказания предусматривались за предательство, измену интересам страны и правителя.

Таким образом, к моменту испанского завоевания Теночтитлан встал на путь создания единого централизованного государства, которое имело прочный административный аппарат и единое для всей территории государства законодательство.

В 1521 году Теночтитлан был захвачен отрядами испанского конкистадора Эрнана Кортеса после шестидесяти пяти дней осады и ожесточённый борьбы. Вместе со столицей прекратило существование и Ацтекское государство.

Прямо на руинах ацтекской столицы, из камней её дворцов и храмов, испанцы построили новый город — Мехико, быстро растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете.

Таким образом. К началу XVI века Ацтекская империя охватывала огромную территорию с населением около шести миллионов человек. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, а последним императором — Монтесума II. Ацтекское государство было непрочным территориальным образованием. Основу экономики империи Ацтеков составляло поливное земледелие. Ацтекское государство прекратило существование в 1521 году после захвата Теночтитлан Эрнаном Кортесом.

Читайте также: