Современная образовательная среда в доу как фактор обеспечения качества образовательного процесса

Обновлено: 30.06.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ. Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых условий ДОУ, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий показывает низкий уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и потребностей семей к взаимодействию в цифровом пространстве.

Таким образом, существует противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий, потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями дошкольной образовательной организации.

В связи с этим, перед коллективом МАДОУ детский сад 3 стоит проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения, основой решения проблемы может быть организация ресурсных групп как формы организации цифровой образовательной среды.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предпосылки реализации проекта:

Срок начала и окончания проекта: январь 2019г – декабрь 2021г.

Руководитель проекта: Дрокина Ольга Владимировна, заведующий МАДОУ детский сад 3

Руководитель рабочей группы: Колмакова Мария Геннадьевна, заместитель заведующего

Исполнители проекта: педагогический коллектив МАДОУ детский сад 3:

Полуянова Татьяна Николаевна, воспитатель

Жеребчикова Любовь Петровна, воспитатель

Фатеева Наталья Павловна, воспитатель

Шушакова Евгения Владимировна, воспитатель

Гилева Надежда Файловна, воспитатель

Кузнецова Валентина Сергеевна, воспитатель

Минеева Лариса Владимировна, педагог-психолог

Михляева Любовь Викторовна, учитель-логопед

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта — создать цифровую образовательную среду в ДОУ, удовлетворяющую актуальным потребностям семьи, через организацию ресурсных групп и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.

Определены следующие задачи проекта:

  1. Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения данной задачи планируется курсовая подготовка и (или) профессиональная переподготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По итогам курсовой подготовки каждый педагог готовит мастер-класс (или иную активную форму обучения) для педагогического коллектива по наиболее интересной и актуальной теме, рассмотренной в ходе курсов. Взаимообучение будет способствовать более качественной подготовке педагогов, так как предполагает углубленное погружение специалиста в область ИКТ, переработку полученной информации в собственное понятийное пространство, повторение и практическое применение полученных на курсах навыков.

Повышение компетентности педагогических кадров станет важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.

— организовано курсовое обучение педагогов;

— организован цикл мастер-классов для педагогов по реализации информационно-коммуникационных технологий;

— рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

— участие педагогов в выставках методической продукции; городских, территориальных конференциях и семинарах; профессиональных конкурсах;

— организация на базе ДОУ практических мероприятий для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности.

  1. Создание ресурсных групп ДОУ как формы организации цифровой образовательной среды.

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения, основой решения задачи будет организация ресурсных групп как основы цифровой образовательной среды в ДОУ.

При таком подходе информационно-образовательная среда будет включать в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог будет углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом. Для решения проблемы интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность организуется работа педагогов с документацией ДОУ по планированию образовательной деятельности: комплексно-тематическое планирование, конструкты образовательной деятельности, наглядный и игровой материал. Для оценки эффективности образовательной деятельности с использованием ИКТ педагогами организуется взаимоанализ непосредственно образовательной деятельности.

— развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

— организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

— обновлено комплексно-тематическое планирование ДОУ;

— разработан сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ;

— обновлены экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

  1. Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве.

Для решения данной задачи планируется:

— внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— организовано дистанционное обучение воспитанников;

— организовано взаимодействие с семьями через социальные сети.

Показатели достижения цели и их значения по годам представлены в таблице.

Показатели достижения цели

обучение по программам повышения

Результаты реализации проекта

ü трансляция опыта работы среди образовательных учреждений города;

ü удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью;

ü мотивационная готовность, личная заинтересованность педагогов к внедрению ИКТ;

ü увеличение количества воспитанников и педагогов, имеющих возможность использовать цифровое оборудование;

ü оснащение развивающей среды ДОУ электронными образовательными ресурсами;

ü банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

ü обновленное комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности;

ü удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;

ü организация дистанционного обучения воспитанников;

Идея проекта

Организуется цифровая образовательная среда в ДОУ, при которой:

  1. технологические средства информационных и коммуникационных технологий размещаются в разных группах детского сада. При этом группа на уровне образовательной организации становится ресурсным центром для других групп воспитанников. Организуется сетевое взаимодействие педагогов, при котором воспитатель проводит познавательную, исследовательскую деятельность с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

1 группа: центр проекций

2 группа: цифровая лаборатория

3 группа: мультстудия

Оборудование: Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО.

4 группа: центр познания и движения

Для успешной интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность детского сада разрабатывается программно-методическое обеспечение, которое включает в себя банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

В настоящее время в ДОУ работают 26 педагогов из них:

— педагогических работников с высшей категорией — 7

— 1 квалификационная категория — 4

— 17 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года

Для реализации проекта планируется использовать следующее оборудование, имеющиеся в ДОУ:

— компьютеры (ноутбуки), нетбуки,

— 2 мультимедийных проектора,

— доступ к Интернет,

— Официальный сайт детского сада,

— подключение к Системе дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— внебюджетные средства (гранты, средства от приносящей доход деятельности)

Реестр заинтересованных сторон

— Повышение профессиональной компетентности; педагогических кадров;

— Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

— выпускник ДОУ, обладающий развитыми интеллектуальными, личностными, коммуникативными, творческими качествами, необходимыми для успешной социализации в школе

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ

РАЗДЕЛ 4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

Семинары (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

— Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО

Основными источниками финансирования являются:

— внебюджетные средства: грантовые средства и доходы от приносящей доход деятельности. При этом собственные (внебюджетные) средства ДОУ ежегодно составляют 20000 – 22000 руб.

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально.

Бесплатные занятия с логопедом

«Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом, на которую об­становка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Вопрос организации предметно-развивающей среды, в ДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

1.Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

2. Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с программой ДОУ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

3. Предметно – развивающая среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка дошкольника.

3.1 Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей.

Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про­явлением непосредственной детской пытливости, любознатель­ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по­знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на­копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри­сунках, поделках.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на разви­тие личности ребенка и осуществляется через решение задач, ос­нованных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; пред­полагает перспективу саморазвития ребенка на основе познава­тельно-творческой деятельности.

3.2.Развивающая среда как средство социализации дошкольников

Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, но и от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация-это процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации и приспособления.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением.

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей, направленную на его самораз­витие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

- Развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.

Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;

- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более, сложным, содержательным.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги) ; средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования) ; зона насыщенного движения (спортивный уголок) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Подобная организация пространства создаст возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд- М.: Мозайка-Синтез, 2014

Глушкова Г. Предметно-развивающая среда – средство социализации дошкольника /л«Дошкольное воспитание № 5.2013

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.— М.: Флинта, 1998. 3.


Ребенок является полноценным человеком, обладающим индивидуальными особенностями. Он с удивлением и радостью открывает для себя окружающую реальность. Образовательная среда учреждения образования должна оптимально подходить для этого процесса.

Педагог должен дать каждому ребенку возможность для саморазвития и самосовершенствования. Малышу, который доверчиво дал свою ладошку наставнику, воспитательная среда образовательного учреждения должна помочь в развитии и становлении личности. Только при ответственном отношении взрослых можно рассчитывать на успешное воспитание и полноценное формирование ребенка.

образовательная среда дошкольного учреждения

Задача ДОУ

Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения способствует моделированию условий, способствующих проявлению творческих способностей ребенка, познанию им образного языка, реализации культурно-коммуникативных и познавательно-эстетических потребностей. При правильном подборе методов и приемов работы малыши получают реальные возможности для самосовершенствования.

Внутренняя среда образовательного учреждения способствует сотрудничеству, взаимодействию, взаимообучению детей. При правильной организации развивающего процесса осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка. Каждый малыш сможет подобрать занятие по душе, поверить в собственные способности и силы.

Развивающая среда образовательного учреждения помогает детям приобретать навыки взаимодействий со сверстниками и педагогами, оценивать и понимать поступки и чувства других людей. Это и есть основа развивающего обучения.

образовательная среда учреждения образования

Важные аспекты

Предметно-развивающая среда образовательного учреждения напрямую влияет на успешность младшего школьника, приобретения им навыков самостоятельной ориентации в объеме информации.

Среда развития является посредником и фоном для взаимодействия ребенка и взрослого. В ней малыш может делиться своими переживаниями, выстраивать свою поведенческую линию. Образовательная среда образовательного учреждения должна стать для него вторым домом, где хочется оставаться надолго.

Экономические преобразования, происходящие в современном мире, требуют увеличения качества обучения молодежи, создания методик правильной передачи знаний детям, чтобы они стали достойными членами современного общества. Идея образовательных сред является основой решения проблемы адаптации подрастающего поколения к действительности.

профессиональная среда образовательного учреждения

Теоретические моменты

Образовательная среда образовательного учреждения — это подсистема социокультурной среды. Она представляет собой сумму обстоятельств, факторов, ситуаций, направленных на организацию педагогических условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Это структура, которая в себя включает сразу несколько связанных между собой уровней.

Глобальный слой составляют общемировые тенденции развития науки, политики, экономики. Региональный уровень – это образовательная политика, культура. Локальной является система, которая включает в себя методику воспитания и обучения, личность педагога.

профессиональная среда образовательного учреждения

Сущность

Образовательная среда образовательного учреждения упоминается в концепции модернизации российских учебных заведений. У каждого субъекта есть возможность влиять на его развитие и функционирование, неся ответственность за создание оптимальных условий для выполнения школами, детскими садами их основных обучающих и социальных функций.

Рассматривая особенности среды образовательного учреждения, остановимся на некоторых психологических аспектах. Экологическая психология появилась под воздействием идей о значимости изучения реакций человека на изменчивую окружающую среду во второй половине 20 века.

предметно - развивающая среда образовательного учреждения

Отечественные разработки

Образовательная среда дошкольного учреждения является более узким понятием. Под ней понимают функционирование определенного учебного учреждения:

  • материальные факторы;
  • пространственно-предметные ресурсы;
  • социальные компоненты;
  • межличностные отношения.

Они связаны между собой, дополняют, обогащают друг друга, влияют на каждого субъекта образовательного пространства.

что такое профессиональная среда образовательного учреждения

Модификации

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя несколько компонентов с учетом конкретного ОУ. К примеру, в настоящее время существует виртуальное пространство, которое способствует творческому развитию детей. Благодаря информационным технологиям происходит саморазвитие каждого ребенка.

Предполагается присутствие учащегося (обучаемого) в среде, его активное взаимодействие с другими субъектами ОУ.

Образовательная среда дошкольного учреждения создает специально организованные условия, которые направлены на получение детьми определенных навыков, умений, знаний. Методы, содержание, цели и формы работы становятся доступными и мобильными (изменяющимися) в рамках определенного учебного заведения.

Внешняя среда образовательного учреждения – это система, которая генерирует процесс обучения, пронизанная характерными, специфическими признаками.

Информационно-образовательная система

В. А. Ясвиным образовательная среда была определена как процесс целенаправленного формирования личности по условному социальному образцу. В качестве структурных единиц он выделяет следующие элементы: программы обучения, человеческие факторы, физическое окружение.

Ури Бронфенбреннер выделяет следующее:

  • микросистема, которая характеризуется комплексом отношений между средой и развивающимся ребенком;
  • мезосистема, предполагающая совокупность микросистем, влияющих друг на друга;
  • экзосистема, охватывающая специальные структуры формального и неформального вида;
  • макросистема, ориентирующаяся на социальной, экономической, правовой, политической конструкции.

В. И. Пановым были систематизированы модели образовательной среды, выделены следующие направления:

  • эколого-личностная (В. А. Ясвин);
  • коммуникативно-ориентированная (В. В. Рубцов);
  • антрополого-психологическая (В. И. Слободчиков);
  • психодидактическая (В. А. Орлов, В. А. Ясвин);
  • экопсихологическая (В. И. Панов).

Построение в этой координатной системе вектора для определенного типа образовательной среды проводится на основе шести диагностических вопросов. Три касаются присутствия в среде оптимальных возможностей для полноценного развития ребенка, остальные - возможностей для самореализации детей.

Активность в этом аспекте рассматривается, как стремление к чему-то, инициативность, борьба за собственные интересы, а пассивность – отсутствие подобных качеств.

каковы особенности среды образовательного учреждения

Образовательные среды

Жизнь человека зарождается и протекает в разных ОС. Далеко не всегда ребенок осознает, насколько велико значение школы, семьи, учебного заведения в его формировании.

Первой средой является семья. Именно здесь создаются условия для свободы, творческого роста ребенка. Именно родители являются основным примером для социальной адаптации детей. В широком культурном и социальном контексте именно семья создает условия для роста качества общего образования, занимает отдельное место в сохранении и создании социокультурного пространства. Особенности семьи в качестве элемента современной образовательной среды объясняются исторически сформировавшейся народной педагогикой.

Среди методов, применяемых в рамках семейного воспитания, интерес представляют: игра, беседа, традиции, убеждение. Родители оказывают влияние на эффективность личностного роста, способствуют развитию способностей ребенка. Социальный компонент формирует пространство межличностного взаимодействия в непосредственном виде, в рамках которого родители и дети учатся сотрудничеству и взаимопониманию.

Развитие детской личности осуществляется благодаря вовлечению ребенка в активную деятельность. Творческая среда – это оптимальные условия для повышения самооценки, формирования свободы суждений, приобретения коммуникативных навыков.

Школьная жизнь

Профессиональная среда образовательного учреждения, в которое попадет ребенок, оказывает существенное влияние на мотивацию подрастающего поколения. Если будут созданы все условия не только для детей, но и для педагогического состава, то развивающая среда станет качественной и эффективной для всех участников образовательного процесса.

  • распределения обязанностей между участниками;
  • специфики обмена действиями в рамках решения поставленных задач;
  • рефлексии и взаимопонимания.

Только при сотрудничестве (кооперации) возможна правильная и полная передача понятия, термина, навыка. Адекватное формирование происходит только в том случае, если в деятельности принимает активное участие сам ребенок.

Оценка сформированности ОС

Осуществляется экспертиза социальной составляющей по требованиям развивающего образования с помощью специальных диагностических методик, которые тщательно отбираются из психологии и социологии. Основным фактором в обеспечении нормального функционирования социального компонента развивающей образовательной среды станет повышение качества переподготовки педагогов, в частности, в сфере психологии. Для такой подготовки важно периодическое участие учителя в различных вариантах социально-психологического тренинга.

Проектирование

Макаренко отмечал важность оснащения школ комплексом элементов:

  • пособиями и мебелью;
  • материалами и станками;
  • декоративными элементами.

Дидактический материал: рамки с гнездами разной формы и вкладышами для них, кубы-вкладыши, детская мебель — все эти устройства давали ребенку возможность самостоятельно находить ошибки при выполнении определенных упражнений, устранять их. Монтессори считала пространственно-предметную среду важнейшим элементом приобретения детьми многогранного сенсорного опыта. Благодаря самостоятельной деятельности ребята упорядочивают свои представления об окружающем мире, учатся понимать и любить природу.

Подготовительная среда, по мнению Монтессори, способствует осознанию ребенком возможностей для духовного и физического развития. Она помогает подрастающему поколению адаптироваться к требованиям социума. Монтессори предлагала педагогам выбирать упражнения, содержание которых соответствовало детским потребностям.

В пространственно-предметный компонент образовательной среды включают:

  • архитектуру здания школы;
  • уровень открытости (закрытости) элементов внутреннего дизайна;
  • пространственную структуру и размер помещений;
  • простоту трансформации;
  • возможность перемещений для субъектов.

В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев, В. А. Петровский выделили основные требования, которые предъявляются к интегрированной среде, без которой невозможно всестороннее развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • содержание различных элементов, без которых невозможна оптимизация интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых компонентов деятельности;
  • логичность, взаимосвязь отдельных элементов;
  • управляемость (возможность корректировки и педагогом, и ребенком);
  • индивидуальность.

Благодаря сложности структуры, пространственно-предметная образовательная среда способствует развитию каждого субъекта.

В подобной среде субъекты не только отыскивают, но и конструируют художественную, познавательную, сенсорную, моторную, игровую активности.

Подведем итоги

В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование, направленное на повышение качества самообразования школьников. Среди условий, необходимых для успешного процесса реформ, важное место занимает формирование образовательной среды. В дошкольном учреждении должны использоваться материалы и инвентарь, соответствующие индивидуальным возрастным особенностям малышей. В рамках современных тенденций развития дошкольного отечественного воспитания допускаются разнообразные варианты развивающей предметно-пространственной среды, если они учитывают гендерную специфику, не противоречат здоровьесберегающим технологиям.

Целью создания такой среды является обеспечение условий, необходимых для коррекции отклонений в развитии дошкольников, становления индивидуальности каждого малыша. Личностно-ориентированный подход, используемый в современной педагогике, обеспечивает доверие ребенка к окружающему миру, способствует укреплению психологического здоровья. Образовательная среда позволяет совершенствовать личностную культуру, обеспечивает саморазвитие каждого ребенка.

Благодаря оптимальным условиям, создаваемым в дошкольных и школьных учебных заведениях, знания, умения, навыки рассматриваются в виде средств развития личности. Наставник учитывает точку зрения ребенка, не игнорирует его эмоции, чувства, потребности. Только при сотрудничестве возможно становление каждого ребенка, формирование позитивного отношения к учебной деятельности.

Предметная среда должна быть информативной, в полной мере удовлетворять потребность детей в приобретении новых качеств. Ребенок, который максимально вовлечен в урочную и внеурочную деятельность, получает возможность в полной мере раскрыть все свои таланты. Современная школа - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. От того, насколько рационально организована учебная и внеурочная деятельность, зависит конечный результат - гармоничное развитие подрастающего поколения.

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке заложенный творческий потенциал.

Вместе с тем, необходимо отметить особую важность правильной организации образовательной среды, выступающей в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Для ДОУ наибольшее значение представляет эколого-личностная модель образовательной среды, которая представлена как совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем не только позитивных, но и негативных. Другими словами, образовательная среда предполагает формирование личности по заданному образцу с учетом всех возможностей ее развития, находящиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом образовательная среда должна обладать развивающим эффектом, а для этого необходим комплекс возможностей для развития и саморазвития обучающихся.

Особенности образовательной среды в дошкольной педагогике связаны с комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Цель создания образовательной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Основными элементами образовательной развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Развивающая образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам. В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, и др. разработали Концепцию построения образовательной развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Основополагающей целью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения всех уровней является создание такой образовательной среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее
полно реализовать собственные возможности.

Образовательная среда - это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ребенка, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды.

Говоря кратким языком - это система условий, влияющих на формирование личности ребенка. Центральным звеном образовательной среды является ребенок с его запросами и интересами, а педагогический коллектив предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждого ребенка.

Красной линией на краевом августовском педагогическом совете по теме "Приоритетные направления деятельности муниципальной системы образования в условиях новой образовательной среды" от 23.08.2017 года прозвучало, что "Качество образования в ДОУ зависит от качества новой образовательной среды".

В чем же новизна образовательной среды?

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 образовательная среда приобрела новые направления:

- требования к РППС;

- развитие детской инициативы и самостоятельности;

- учет этнокультурной ситуации развития детей и др.

Реализация каждого направления требует от педагогов профессионального роста, проявления творческого подхода, коммуникабельности, изменения подхода к воспитанию и образованию детей, в связи с чем в практику дошкольного образования вошли новые технологии:

- минутка тишины и др.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

- развивающая предметно-пространственная образовательная среда;

- характер взаимодействия ребенка со взрослыми;

- характер взаимодействия ребенка с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.

Образовательная среда ДОУ влияет на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника. Она состоит из следующих компонентов:

- взаимодействие участников педагогического процесса;

- развивающая предметно-пространственная среда;

- содержание дошкольного образования.

  1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
  3. Содержание дошкольного образования это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Согласно ФГОС ДО, создаваемая в ДОУ образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивать открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Создание качественной образовательной среды по ФГОС ДО, как необходимое трудовое действие, включено в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного. образования)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н, учитывается в процессе внутренней и внешней оценки качества образования (ВСОКО). Каждый педагог ДОУ должен соответствовать новым требованиям. Нельзя работать по старому, пришла пора меняться. В связи с этим крайне важно обеспечивать непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей образовательной среды. Каждый педагог должен понимать значимость создания новой образовательной среды, уметь её проектировать в соответствии с требованиями ФГОС ДО, стараться находить ответы на следующие вопросы:

Каждый педагог ДОУ должен четко осознавать, что для того, чтобы создавать качественную новую образовательную среду, необходимо, прежде всего, начинать с себя: перестроить свое самосознание; научиться рефлексировать свои действия и результаты; искать новые методы, умело их адаптировать под существующие условия и эффективно их применять.

Главным помощником педагогов для преодоления возникающих трудностей в данном вопросе, является методическая служба ДОУ и района.

В нашем Кежемском районе проводится достаточно мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов, соответствующих требованиям реализации новой образовательной среды. Плодотворно работают районные открытые методические площадки:

Проводятся обучающие семинары, конференции, фестивали.

- Районный семинар«Роль РППС в познавательно - речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"

- Районный семинар "Обеспечение перехода к профессиональному стандарту педагога как механизму реализации ФГОС ДО".

Осуществляется межрайонное взаимодействие с Богучанским районом:

Тема новой образовательной среды была раскрыта на тематической площадке "Новая образовательная среда в ДОУ. Миф или реальность" в рамках августовского педагогического совета Кежемского района от 29.08.2017 года.

Читайте также: