Политическая партия как субъект правоотношений

Обновлено: 28.06.2024

Впервые ограничение круга общественных объединений как субъектов избирательного процесса лишь политическими общественными объединениями было проведено в Законе от 19 сентября 1997 г.

1. закрепление в уставе общественного объединения политических целей его деятельности, то есть участие в политической жизни государства (влияние на формирование политической воли граждан; участие в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов; участие в организации и деятельности избранных органов);

1. создание институциональных предпосылок для формирования сильных политических партий;

3. скорейшее преодоление партийной системой своего гипертрофированного состояния и создание правовых механизмов деинституционализации партий, фактически прекративших свою деятельность;

ориентация политических партий на участие в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности[165] .

Правовое регулирование статуса политических партий охватывает три взаимозависимых аспекта их жизнедеятельности: порядок образования и внутренняя структура политических партий, их правовое положение партий как участников избирательного процесса.

Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Государственное финансирование политических партий связано с их правом участия в выборах и референдумах. Введение государственного финансирования деятельности политических объединений является ведущей тенденцией зарубежного законодательства о политических партиях. Первыми данную форму финансирования ввели Коста-Рика (1954 г.), Аргентина (1955 г.), ФРГ (1959 г.).

Большое распространение данная тенденция получила в последние десятилетия ХХ в. Если в 1980-х гг. государственное финансирование политических партий осуществлялось в 21 стране, то к середине 90-х гг. число этих стран многократно увеличилось - 451. Это определяется тем, что политические партии являются одним из основных демократических институтов, способствующих активизации избирателей. Каждая партия должна занимать свою политическую нишу, представляя интересы определенных социальных слоев[166] [167].

Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:

а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

В названных выше случаях государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах, осуществляется:

а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере двадцати рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;

Статья посвящена характеристике финансовой правосубъектности политических партий в Российской Федерации. Опираясь на выработанные теорией права и финансово-правовой наукой подходы, автор определяет политическую партию как коллективный субъект финансового права, персонифицировано выступающего в бюджетных, налоговых, финансово-контрольных и других финансовых правоотношениях.

субъект финансового права, политическая партия, финансовая правосубъектность, виды субъектов финансового права, права и обязанности политической партии.

The article describes financial legal personality of political parties in the Russian Federation. Basing upon approaches developed by the theory of law and financial law science the author defines a political party as a collective subject of the financial law, and it acts as a personified party in budgetary, tax, auditing and other financial legal relationships.


subject of financial law, political parties, financial legal personality, types of financial law subjects, rights and obligations of political parties.

Политическая партия - одно из важнейших достижений цивилизации, обусловливающее нормальную общественную жизнь. В современном мире практически нет государств без политических партий, причем в подавляющем большинстве государств существуют многопартийные системы. В настоящее время они являются обязательным инструментом осуществления представительной демократии, с помощью которого граждане участвуют в процессе управления обществом. Уже давно установлены роль и значение партий, в то время как особое правовое регулирование их деятельности представляется явлением относительно недавним.

Пройдя процедуру государственной регистрации, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли объединение становится особым видом общественного объединения - политической партией. Ее персонифицирование происходит посредством закрепления наименования и органов управления (структуры) в учредительных документах партии - уставе и программе.


С момента внешнего обособления от других участников права политическая партия приобретает способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю (1, с. 138), вступать в самые различные правовые отношения: конституционные, административные, гражданско-правовые, то есть становится субъектом права.

В современной науке отмечается тот факт, что субъекты права - это разновидность субъектов общественных отношений, которые при правовом регулировании наделяются признаками первых. Понятие субъекта права - в определенном смысле своеобразная юридическая модель, признакам которой должны соответствовать субъекты любой отрасли права. Одним из видов субъектов права выступают субъекты финансового права (2, с. 20).

В науке финансового права под субъектом финансового права принято понимать лицо, потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями (3, с. 34-35). Вследствие этого общие признаки, присущие субъектам права в целом, в одинаковой мере свойственны и субъектам финансового права. Однако у данной правовой категории имеются специфические особенности, которые отличают ее от субъектов других отраслей права, обусловленной предметом финансового права, то есть общественными отношениями, возникающими, изменяющимися и прекращающимися в связи с осуществлением государством и муниципальными образованиями деятельности по аккумуляции, распределению и использованию фондов денежных средств, а также методом правового регулирования.


Деятельность субъектов финансового права связана с реализацией финансово-правовых отношений, регулируемых как материальными, так и процессуальными нормами, которые определяют содержание финансовой правосубъектности.


Наличие финансовых прав предполагает, что субъекты могут: 1) прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные средства и методы (7, с. 525);
2) требовать от других участников совершения соответствующих действий;
3) обращаться к государству за защитой нарушенных прав или за объективным рассмотрением и разрешением спорного правоотношения.

Финансовая правоспособность как юридическое свойство определяется законом. Оно не присуще субъектам от природы и формируется в субъективном праве, поэтому финансовую правоспособность можно определить как признание правом (государством) способностей субъектов к социальному действию. Однако в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которое государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Правоспособность и дееспособность субъектов финансового права - развивающиеся юридические свойства, которые отражают закономерные процессы возрастания роли этой отрасли права и обусловлены характером экономического и политического развития общества в целом. Следовательно, обобщая изложенное, можно сделать вывод, что финансовая правоспособность - это возможность участника правоотношений обладать правами и обязанностями в области финансовой деятельности. Она признается неотъемлемым качеством субъекта финансового права, существует на протяжении всего его существования, носит нормативный характер. Ограничение правоспособности не допускается.

Финансовая дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять финансовые права, исполнять финансовые обязанности. В качестве примера приведем обязанность политической партии платить налоги.

Являясь по своей организационно-правовой форме некоммерческой организацией, то есть, не ставя извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяя полученную прибыль между участниками (8), политическая партия в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ (9) (далее - НК РФ) является плательщиком налога на прибыль. На политическую партию возлагается обязанность представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую отчетность (налоговую декларацию) в порядке, предусмотренном ст. 289 НК РФ.

В свою очередь у политической партии возникает право не учитывать целевые поступления на ее содержание и ведение уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (10, с. 68). Однако указанное преимущество может быть реализовано только

лишь при соблюдении установленного законом требования - вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (ст. 271 НК РФ).

Стоит отметить, что, несмотря на множество субъектов финансового права, в юридической литературе нет единой классификации, которая давала бы полное представление об их многообразии. Очевидно и то, что этому вопросу в течение всего периода развития и становления науки финансового права должного внимания не уделялось. Отдельные стороны освещались в трудах

Чаще всего более подробной классификации и описанию их финансово-правового статуса подвергались субъекты, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований или органы, имеющие право на проведение финансового контроля. В их числе выделяются представительные, исполнительные органы федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления. В этом аспекте показательной является точка зрения Л.Я. Хориной, которая характеризует систему органов, осуществляющих государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета, перечисляя органы федерального, регионального и местного уровней (17, с. 125-148).

Наряду с этим более детальную регламентацию получила классификация субъектов налогового права (заметим - не субъектов финансового права) в работах Д.В. Винницкого (18, с. 26-72) и Ю.А. Крохиной (19, с. 227-234), основы которой определенным образом наложили отпечаток на решение рассматриваемой проблемы.

Следует отметить, что в литературе по финансовому праву социалистического периода одни ученые в качестве субъектов финансового права выделяли советское государство, государственные предприятия и хозяйственные организации, учреждения, колхозы, кооперативные и другие общественные организации, а также граждан. Другие указывали, что среди субъектов финансового права имеются три основные группы: а) общественно-территориальные образования;
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты. При этом обращалось внимание на то, что субъекты финансового права могут быть поделены и на две группы: а) организации, к которым относятся две первые из названых, и б) граждане в качестве индивидуальных субъектов (20, с. 22-28). Это объясняется тем, что в разные периоды советской и постсоветской доктрины виды субъектов финансового права назывались по-разному, но суть каждого из них оставалась прежней, поскольку не учитывалось своеобразие каждой группы (21, с. 144).

Таким образом, обладая финансовой правосубъектностью и представляя собой организованную, обособленную, самоуправляемую группу людей, выступающую в бюджетных, налоговых, финансово-контрольных и других финансовых правоотношениях персонифицировано, как единое целое, политическая партия является коллективным субъектом финансового права. В этом статусе она обладает правами и обязанностями в области финансовой деятельности, которые закреплены и регулируются как материальными, так и процессуальными нормами финансового права. Ссылки:

I.Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1981.

2. Перепелица М.А. Понятие и особенности субъектов финансового права // Финансовое право. 2004. № 6.

3. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Тостопятенко. М., 2004.

4. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация) : монография. В 3 ч. М., 1996.

5. Крохина Ю.А. Финансовое право России : учебник для вузов. М., 2004.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права : учебник. 6-е изд., доп. СПб., 2001.

7. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001.

8. О коммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

10. Королева О.А. Налогообложение прибыли политических партий // Налоговая политика и практика. 2011. № 11.

11. Финансовое право:учебник / отв.ред.М.В. Карасева. М., 2007.

12. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗРФ.2001. № 29. Ст. 2950.

13. Финансовое право:учебник / отв.ред.Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб.и доп.М.,1999.

14. Финансовое право:учебник / подред.проф. О.Н. Горбуновой. М., 1996.

15. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.

16. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001.

17. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль : курс лекций. М., 2005.

18. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.

19. Налоговое право России : учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2007.

20. Вожова Е.М. Развитие представлений о субъекте финансового права в советский период (1920-е - конец 1980-х гг.) и современные теории и концепции о субъекте финансового права (1990-е гг. - начало XXI в.) // Финансовое право. 2009. № 10.

21. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права: теоретико-правовое исследование : дис. . д-ра юрид. наук. Хабаровск, 2009. References (transliterated):

1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava. In 3 vols. Vol. 2. M., 1981.

2. Perepelitsa M.A. Ponyatie i osobennosti sub"
ektov finansovogo prava // Finansovoe pravo. 2004. № 6.

3. Finansovoe pravo : uchebnik / ex. eds. E.Y. Gracheva, G.P. Tostopyatenko. M., 2004.

4. Yakimov A.Y. Sub"
ekty administrativnoy yurisdiktsii (pravovoy status i ego realizatsiya) : monograph. In 3 vols. M., 1996.

5. Krokhina Y.A. Finansovoe pravo Rossii : textbook for universities. M., 2004.

6. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava : textbook. 6th ed., added. SPb., 2001.

7. Teoriya gosudarstva i prava : kurs lektsiy / eds. N.I. Matuzov and A.V. Mal'
ko. M., 2001.

8. kommercheskikh organizatsiyakh : Federal'
niy zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 7-FZ // SZ RF. 1996. № 3. Art. 145.

9. Nalogoviy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast'
vtoraya: Federal'
niy zakon ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // SZ RF.2000.

10. Koroleva O.A. Nalogooblozhenie pribyli politicheskikh partiy // Nalogovaya politika i praktika. 2011. № 11. 11. Finansovoe pravo : textbook / ex. ed. M.V. Karasev. M., 2007.

12. politicheskikh partiyakh: Federal'
niy zakon ot 11 iyulya 2001 g.№ 95-FZ// SZ RF. 2001. №29. Art. 2950.

13. Finansovoe pravo : textbook / ex. ed. N.I. Khimicheva. 2nd ed.,changedandadded.M., 1999.

14. Finansovoe pravo : textbook / ed. by prof. O.N. Gorbunova. M.,1996. 15. Karaseva M.V. Finansovoe pravootnoshenie. M., 2001.

16. Khudyakov A.I. Finansovoe pravo Respubliki Kazakhstan. Obshchaya chast'
. Almaty, 2001.

17. Gracheva E.Y., Khorina L.Y. Gosudarstvenniy finansoviy kontrol'
: kurs lektsiy. M., 2005. 18. Vinnitskiy D.V. Sub"
ekty nalogovogo prava. M., 2000.

19. Nalogovoe pravo Rossii : textbook for universities / ex. ed. Y.A. Krokhin. M., 2007.

20. Vozhova E.M. Razvitie predstavleniy o sub"
ekte finansovogo prava v sovetskiy period (1920-e-konets 1980-khgg.) i sov

remennie teorii i kontseptsii o sub"
ekte finansovogo prava (1990-e gg. - nachalo XXI v.) // Finansovoe pravo.2009. №10.

Капталан И.М., соискатель кафедры гражданского права, Национальный университет "Одесская юридическая академия".

Политическая партия, будучи элементом гражданского общества, представляет собой особую общественную организацию, созданную для привлечения граждан к политической, общественной жизни посредством их участия в формировании и деятельности органов государственной власти. В свою очередь, политическая партия является участником гражданских правоотношений, предложено определение политической партии как субъекта гражданского права. Рассмотрены отдельные признаки, характерные для политических партий как участников гражданских правоотношений, с учетом законодательства Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: субъекты гражданского права; политические партии; юридические лица; общественная организация; устав.

To the definition of the notion of the political party as a subject of law

Kaptalan I.M., National university "Odessa law academy".

For legislator is a problematic issue a legal registration of the institute of political parties, providing it with the relevant legal grounds. This situation is justified, since its origin, scope, functionality parties are more social and political than the state-legal category.

Consequently, the legal, political and social relations have a common part of the study. From this point of view the study of civil-legal status of a political party is not possible without analysis of political and social relations.

Political party - it is a public association created for the purpose of citizen to participate in the political life of the community through the creation and expression of their political will, to participate in social and political action in elections and referendums, and to represent the interests of citizens in government and local government.

Fundamental importance for legal regulation of a formulation legal definition of the term "political party" that would distinguish the party as a specific subject of the right of all other types of associations.

Political party, along with other public organizations participate in civil relations. The main legal form of such collective entities involved in public circulation, is the construction of a legal entity. Political parties are endowed with attributes of a legal entity, namely, organizational unity, the presence of separate property, separate property liability, and the performance of public circulation on its own behalf.

After analyzing the concepts and features of the political parties sign political parties, it seems that one can distinguish the following qualifying features that, in our opinion, fully and accurately characterize the civil status of political parties:

  • party - a special kind of public organizations which have the status of a legal entity;
  • as a civil law operates on the basis of the statute;
  • party - unions which permanent organizational structure based on a fixed individual membership.

Key words: civil legal subjects; political parties; legal entities; public organization; regulation.

Структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна и включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений.

Политическая партия наряду с другими общественными объединениями является участником гражданских правоотношений, однако, к сожалению, в большинстве случаев подлежит анализу, изучению лишь конституционно-правовой статус политических партий, а гражданско-правовой статус политических партий менее изучен.

Необходимость данного исследования определяется недостатками современной законодательной базы понятия политической партии и ее участия в гражданских правоотношениях как субъекта гражданского права, а также обусловлено неоднозначной трактовкой понятия политической партии.

Цель исследования - проанализировать теоретические аспекты понятия политической партии в гражданском праве.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить и проанализировать понятие политической партии в гражданском праве с учетом влияния политологии и социологии, а также норм конституционного права;
  • определить специфические признаки политической партии как субъекта гражданского права.

Политические партии - лишь один из видов общественных объединений. Основополагающее значение для правового регулирования имеет формулирование такого юридического определения самого понятия "политическая партия", которое позволило бы отграничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений. Как справедливо отмечает Т.Б. Бекназар-Юзбашев, для законодателя "с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий", ибо "по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию" [1, с. 9].

П. Стучка писал: "Власть безусловно реальная в классовом обществе - это партия. Политическая партия - это организация класса или части класса для борьбы за политическую власть или для организации этой власти. Некоторые буржуазные ученые политической партии даже приписывают роль юридического лица, другие признают ее по крайней мере официальным фактором государственной жизни (проф. Г. Мейер). К значению партий мы еще вернемся, ибо "демократия" ее в схему разделения властей не вводит; она, напротив, из теории как бы игнорирует эту свою рояльную власть" [6].

В юридической литературе путем анализа определений понятия политической партии, которые содержатся как в конституциях, так и в специальных законах о политических партиях отдельных государств, выделяют перечень общих признаков, которые в совокупности придают объединению граждан черты политической партии [11, с. 231].

Б.Н. Чичерин отмечал: "Партии могут быть весьма разнообразны. Они могут иметь местный и случайный характер. Каждый более или менее общий интерес может группировать около себя людей и сделаться центром для образования партии. Каждый своеобразный оттенок мысли, резко выраженный и разделяемый многими, может выступить деятельным элементом на общественном поприще" [9, с. 614 - 615].

Общепринятого определения понятия политической партии нет ни в политологии, ни в социологии. Специалисты насчитывают их более двухсот, выделяя различные подходы. Например, Б. Констант определил партию как "носителя идеала" группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины. М. Острогорский, Р. Михельс представляли партии как механизм, аппарат, систему граждан, охватывающую граждан, членов партии и депутатов [5, с. 81 - 90].

М. Дюверже также охарактеризовал партии как организации, действующие в системе организации. Следует отметить что, используя определения политических партий, сформулированные социологами и политологами, изучающими партии как элемент социальной и политической систем общества, юридическое понятие "политическая партия" не тождественно этим понятиям. Если, например, в определении политической партии как социологической категории необходимо указать, что она выражает интересы социальной группы (слоя, класса), то включение этого признака в юридическое определение партии излишне, хотя и не исключено. Примером может служить Закон Латвийской Республики "О партиях и общественно-политических организациях", в котором определено, что партии и общественно-политические организации являются выразителями интересов различных слоев и групп народа Латвии, необходимой составной частью демократической политической системы республики (ст. 1) [3, с. 43].

В политологии не существует единого понятия "политическая партия" (лат. "часть") - одного из важнейших институтов политической системы. Это специализированная политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей и ставящая своей целью завоевание государственной власти либо участие в ней [2, с. 232].

Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников и ставящее своими задачами участие:

  • в определении политического курса государства;
  • в формировании органов государственной власти и управления; а также
  • в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные органы власти.

Конфессиональная политическая партия - политическая партия, объединяющая граждан по принципу общности вероисповедания. Конфессиональные политические партии характерны для политконфессиональных стран.

Политические партии, союз лиц, соединившихся для достижения определенных целей в государственном управлении и общественной жизни. Цели и задачи политической партии определяются в программе партии, организация партии - в ее уставе.

Дж. Лапаломбара и М. Вайнер указывают на четыре связанных между собой критерия, отличающие партии от других организаций. Это:

  1. долговременность действия;
  2. полномасштабность организации (существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные и разнообразные связи с центром);
  3. стремление к осуществлению власти;
  4. поиск народной поддержки - от голосования до фактического членства [12, с. 424 - 428].

Следовательно, юридические, политические и социальные отношения имеют общую часть для исследования. Именно с этой точки зрения исследования гражданско-правового статуса политической партии невозможно без анализа политических и социальных отношений.

Трудно представить современные экономические системы без различных объединений, которые объединяют личные усилия и капиталы для достижения определенной цели. Основной правовой формой таких коллективных образований, участвующих в гражданском обороте, является конструкция юридического лица.

Политические партии наделены признаками юридического лица, а именно: организационным единством, наличием обособление имущества, самостоятельной имущественной ответственностью и выступлением гражданском обороте от своего имени.

В.Е. Чиркин выделяет следующие юридические признаки политических партий как особого общественного объединения.

Во-первых, партия - это объединение граждан государства.

Во-вторых, партия - это устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или постоянной основе на базе идеологических факторов, прежде всего общности политических убеждений и целей, что концентрированно выражается в программных документах партии: идеологический фактор как обязательный признак членства отличает партию от других общественных объединений - профсоюзов, женских организаций, обществ культурного или спортивного характера.

В-третьих, партии - это некоммерческие организации, извлечение прибыли не является их целью.

В-четвертых, партия имеет своей целью завоевание политической власти, участие в формировании органов государства, прежде всего правительства [7, с. 19; 8, с. 14].

Заслуживает внимания точка зрения Ю.А. Юдина, который, проанализировав современное законодательство, выделил три основных квалификационных признака, присущих политической партии как правовому институту. По мнению автора, при отсутствии хотя бы одного из них общественное объединение потеряет юридическое качество.

Первый признак: политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.

Второй признак: политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства. И третий признак - политическая партия - это объединение, имеющее формализованную организационную структуру [10].

По мнению В.И. Зоркальцева, более четких правовых критериев предоставления общественному объединению статуса политической партии должно быть несколько, в том числе:

во-первых, признание существования у партии своей устойчивой идеологии, отличающейся от других партий;

во-вторых, наличие организованной структуры, охватывающей регионы и муниципальные образования;

в-третьих, внесение партией средств в общепартийный фонд, который используется для поддержки партий, осуществляющих наиболее общественно значимые программы;

в-четвертых, достижение партией определенной численности [4, с. 33].

Обобщая различные авторские взгляды о признаках политических партий, представляется, что можно выделить следующие квалификационные признаки, которые, по нашему мнению, наиболее полно и точно характеризуют гражданско-правовой статус политических партий:

  • партия - особый вид общественного объединения граждан, наделена статусом юридического лица;
  • как субъект гражданского права действует на основании устава;
  • партия - объединение, имеющее постоянную организационную структуру, основанную на фиксированном индивидуальном членстве.

Библиографический список

Bibliograficheskij spisok

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Teymur Zulfugarzade at Plekhanov Russian Academy of Economics

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Статья раскрывае т целевые про блемные вопросы ю ридических прав и обя занностей политических партий в

соответствии как с международно - признанными актами, так и нормативными правовыми актами Российско й

Федерации ; определяет применительно к проблеме исследовани я различие понятий "с убъект правоотношения" и

"правоспособ ность", а также юридическую сторону правосубъектнос ти политической партии; формулирует точные

Вопросы, связа нные с публика циями научных материалов, реда кция проси т направлять на адре с: voprosy _hist@gramota.ne t

любви . Это зн ачит , что , ска жем , филос оф не может быть су бъек то м . Тем не менее , нам представляется оп -

равданным увелич ить число до менов истин ностны х процедур , по крайне й мере , на один и до бави ть туда

Человек , будучи конеч ным су щи м , знание которого о мире с у щественным образом непол но , является в

то же время изме нчив ым су щим . Причем , изм еняясь , он те м самым изме няет и свое отно шение к миру и с

миром . Происход ящие с ним изменен ия на ход ят свое выр ажение , в то м числе , и по пре имущес тву в том , как

тическая карти на мира , непосредственно указывает нам на уровень разв ития человека , но само развитие

2. Бадью А . Апос то л Паве л . Обоснование универ сализма . М .: Универ ситетская книга , 1999. 93 с .

4. Кантор Г . К обосно ванию учения о трансф инитных мно жествах // Канто р Г . Тр уды по теории множеств . М .: Наука ,

“Ontolog y is m athema tics” - tha t is centr al, b ut by far not obv ious t hesis of Al ain Badio u’s fu ndam ental w ork “Be ing and

Event”. M oreover, th ere is no p lace left for e vent in o ntology understood i n such a w ay. A re there enough fou ndati ons for s uch a

radica l philoso phical sta tem ent? The a uthor unde rtake s an attem pt to analy ze the f oundations that a llow Ba diou identif ying on-

tology with mathem atics , descri bes the lim its of s uch ontology , and als o compr ehends and s uppleme nts the theor y of subject de-

__________ ______ ________ __________ _________ _____ __________ _________ _________ ______ _________ __

сийской Федераци и ; определяет применительно к проблеме исследования различие понятий « субъект пра -

Ключевые слова и фразы : п олитич еские пар тии ; правовое регули рование ; пр авос убъе ктнос ть ; консти туция ;

Современный прав овой институ т политичес кой партии представляет ся недост аточн о полны м без точ ного

определе ния его правосу бъек тности . Действительно , чтоб ы стать участ ником правоотноше ния , политич еская

партия должна облад ать пр авосубъек тностью , т . е . способн остью име ть юридичес кие пра ва и обязанност и

и реализ ова ть их в конкр етных пра воот ноше ниях . Для опред еления пра вос убъект ности по литиче ско й па р -

тии « решающее значение им еет пр изнан ие прав человека и основн ых свобод как да нных с рождения каждо -

что пра ва человека долж ны соблюдатьс я незав исимо от региональной или национальн ой спец иф ики ли бо

уровн я развития , а также в том , что пр ава человека не могут быть сугуб о внутре нним делом гос ударств , а

Не менее важно й пробл емой яв ляется определе ние в м еждун ародном прав е по нятия не правит ельстве н -

ной ор ганиза ции . Резолюция Генера льно й Ассамблеи ООН 1296 (X IV) от 23 мая 1968 г . устано вила , что ме -

ждун ародной не прав ительс твен ной организацией считается « любая международ ная ор ганизац ия , не учр е ж -

о пр изна нии правосубъектности междун ародных не правите льст венны х организаций , пр инятой Сове том Ев -

ропы 24 апреля 1986 г ., выделяются тр и приз нака международной не правите льстве нной поли тичес кой орга -

низа ции : создание в со ответс твии с внутр енним ак том ка кого - ли бо государства , осуществление деяте льно -

родный пакт о гр ажд анс ких и по литически х правах от 16 декабря 1966 г ., Между народный па кт об экон о -

мических , социа льных и культу рных правах от 16 декабря 1966 г ., Венска я декларация и Программа дей -

от 4 ноября 1950 г . Источником междун ародного пр ава признаю тся и документы международ ных межго -

В статье 6 Декларации прав человека провозглашается : « Каждый человек , где бы он ни нахо дился , имеет

другим и , вкл ючая прав о создавать профсоюзы и вступ ать в таковы е для защиты своих интересов . В этом

докуме нте подчерк ивается , что по льзован ие указа нным пра вом ни в кое й мере « не подле жит ника ким огра -

ниче ниям , кроме тех , ко торые предусматриваются законом и которые необхо димы в демократическом об -

Полит ическа я парти я , ка к общественное объе динение , в силу ст . 50 ГК РФ , явл яет ся некоммерческой ор -

глашается : « Неправительственные орг аниза ции и их члены , активно занимающиеся вопросами пр ав челове -

ка , до лжны по льзова ться п равами и свободами , приз нанны ми во Всеобщей дек ларации прав человека ,

диненных Наций . Не правительственные организации должны по льзова ться с вободой ос у ществлять свою

деятельность в области пра в человека без ка кого - либо вмешательства , в рамках н ациона льно го законода -

В отечественной теории пра ва суще ству ет нескол ько позиц ий в определени и по нят ия пр авос убъект ност и

приме ните льно к ко ллект ивным суб ъекта м права , в том числе и поли тичес ким парт иям , рассматривать пра -

восу бъ ектн ость ка к приз нан ное законом особое юридическое свойс тво ( качес тво ) суб ъект ов права , дающее

им возможность участвовать в р азличны х пр авоот ноше ниях с др угим и л ицами и о рга низациям и , р еализ уя

Общей пре дпосы лкой право субъе ктнос ти политической пар тии , ка к участника пр аво отноше ния , являе т -

ся внешняя обособленн ость , пер сониф икаци я ( способность выст упать во внеш них отношениях в виде еди -

ного ли ца ) и способность вы рабатывать , выра жать и ос уществлять пе рсониф ицир ован ную во лю [14, p. 1-9].

ными кач ествам и . В отнош ени и разнообразных колле ктив ных суб ъекто в , к числ у которых они относятся , в

угол овная , ни администр ативная ответст венность . Правосу бъектности лица не корре спондирует ничья

другая пр авос убъектно сть , что необхо димо иметь в вид у , если рассматри вать ее как право или обязан -

ность . И уж совершенно непр иемлем о такое поним ание прим енитель но к пра восубъе ктности организа -

ций , к числу которых относит ся политическая партия . Вряд ли оправданн о рассматри вать в рамках право -

его не отраслевой правосубъ ектностью [1, с . 141], а конкретным и правами и обязанностям и . Эта же мысль

высказывается еще о дним изве стным иссл едователем в области теор ии прав а Д . А . Керимо вым . Он пи -

шет : « К онкретн ость право отнош ения отлич ает его от п равового стат уса того или ино го лица и друг их

ством , общественными о рганизациям и ). В этой связи следует р азлич ать по нятия “ су бъе кт право отнош е -

сколь ко бо лее широки м , нежели пер вое , оно « выражает соот ветст вующий прав ово й статус лица , в том

В этом смыс ле мы критиче ски оце ниваем вы вод ы Ю . Н . Резникова о том , что пра вос убъ ек тно сть полити -

ческих пар ти й также выступает самостоя тельным элемен том пра вов ого статуса и в единств е с общими

ник прав оотнош ения — боле е уз кое по ня тие , чем субъ ект пра ва , которое даст во змож ность охар акт ериз о -

вать определенную сторо ну реального быти я субъект а пр ава и кроме на лич ия пра вов ого стату са , в качестве

субъ екта пр ава для участ ия в правоотношении тр еб ует ся и ряд дополнительных условий , связанн ых с ха -

упают как форм ально равноправные и своб одные лица , способн ые к само опре дел ению , а со бст венно

пра вос убъ е ктно сть пони мается ка к формальные нач а ла равенства и свободы , принцип автономи и личности

Правосубъектность по литич еско й парт ии представ ляет собой , как уже указывалось выше , обществе нно -

юрид ическо е свойство ли ц , набор опреде ленны х качес тв ли ца , пр и налич ии которых его поведе ние в дан

ношении становится не безр азличным пра ву ( законо дательс тву ). Она имеет две ст ороны — об щественну ю

и юр идичес кую . Общественная сторона пр авос убъек тнос ти политической пар тии выражается в то м , что

призна ки субъ ект ов права зако нодате ль не может изб ирать произвольн о — они дикту ю тс я самой жиз нью ,

потре бностям и и закономерностя ми общественного раз вития . Наличие этих по требно стей и закономерно -

тов пр ава , по дчер кивало сь неоднокр атно . Поэтому важ ным этапом р азвития политической сферы россий -

ского общества явл яетс я формирование реально ( не по указ ке государства ) функ цио нирующе й с истемы по -

литиче ских парти й и других общественных объединени й , пр имыка ющих к парт иям , либо самостояте льно

С . П . Баяхчева и С . И . Илл арионов , по дчерки вая роль полит ическ их па ртий в формирован ии структуры гра -

жданско го общества , отмечают , что им пр инадле жит роль связ ующего звена ме жду гра ждан ски м обществом

ции , ка к и в др угих демократических госу дар ств ах , поли тичес кие парти и пр изнаю т нео бходим ым инсти ту -

Допо лните льно отметим , что государство обеспеч ивает с облюде ние пр ав и законных интересов по лити -

ческих пар тий , оказывает п оддержку их деяте льности , за конодате льно регулирует предоставление им нало -

рантий до ступа к государственным и мун иципа льным средствам массовой информации , создания ус лови й

предоставления пом ещен ий и средств связ и , нахо дящи хся в госу дарс тв енн ой и ( или ) мун иципа льно й собст -

венности , обеспечения ус ло ви й уча с ти я в избир атель ных кам пания х , референдумах , обществе нных и по ли -

Во - первых , юридичес кая сторона право субъек тности п олитич еско й парт ии состоит в то м , что пр изнак и

су бъ ект ов пр ава обязательно долж ны быть за кре плены в юрид ическ их нормах . При этом к исто чникам , со -

относит ь международн ые договоры и иные международн ые докум енты , им еющ ие силу на территори и Рос -

сии . В их числ е Консти туция Ро ссийской Федерации ; ф едераль ные ко нстит уцион ные зако ны ; фе дера льные

законы ; норма тивные правовые акт ы ( в т . ч . законы ) субъектов РФ ; Указы Президен та РФ ; пост ановления

И , во - вт орых , приз нан ие субъ ект ом пра ва и определение его стат ус а ос уществляются на цио наль ным зако -

нода тельс твом . Од нако эти д ейств ия не могут бы ть про изво льным и , ибо они о рие нтир ов аны на общественные

отношени я , имею щие для госу дарс тв а сущ ествен ное зн ачение , и по этом у нуждаю тся в правовом регулиро -

вании . При этом пределы этого регул ировани я определяются с уч ет ом со циально го назначения и пр ироды

Полагаем , что сделанные в настоящей работе выводы позволят развить на уку конс титуц ионно го прав а ,

расш ирить позна ния об избир ательно м пр аве , провест и ло гичес кую вза имосвязь и определи ть их вза имо -

условле нност ь с цивили стикой , что позво лит в даль нейш ем обеспечить надле жащ ую защит у пр ав лич но -

3. Вен ская ко нвенция и прогр амма дейс твий // М ежду народное п ублич ное право : сб . до кументо в . М .: БЕК , 1996.

8. Луговская М . Л . Правов ое регу лирова ние уч а ст ия политических парт ий в из бирательном про цессе в Р оссийской

9. Межд ународн ое пра во : уче б ни к / отв . ред . Ю . М . Коло сов , Э . С . Кривчикова . М .: Между народные отношения , 2005.

10. М ежду народный пак т о г ражданских и политич еских правах // Между народная защита прав и свобод челов ека :

11. Па шуканис Е . Б . Из бранные произведения по общей те ории пра ва и государств а . М ., 1980. 271 с .

12. Р езников Е . В . К вопросу о правах граждан на политические объединения в со временно й России // Права челове ка :

VII межвузовс кая конфер енция студенто в и мо лодых уч е ны х г . Волгограда и Волгогр адской области ( г . Волгогра д ,

14. R eshetni kov O. M. The I nternationa l Leg al and Constit utional and L e gal Sta tuses of P olitica l Parties of Russia at the Be gin-

Century [ Электро нный ресурс ] // Social Scie nce Electronic P ublishi ng. 2012. Se ptem ber 10. Р . 1-9. U RL:

15. R eshetni kov O. M. To a Que stion of Forma tion of Sense of Justice of Member s of Political Partie s // Politics. Economy .

16. R eshetni kov O. M. Urgency of Scientific Researches of History of th e Russian Multi-Party S ystem of the Beginning of the

Century [ Электр онный ресу рс ] / / Social Scien ce Electron ic Publish ing. 2012 . August 13 . Р . 1-12 . URL:

The authors r eveal the target p roblemati c questions of politi cal parti es’ legal rights and liabilitie s in accordan ce with both inte r-

nationally recognized acts and the normative-legal acts of th e Russian Federation, determine the differences between the no-

tions “subject of legal relationship” and “legal capacity”, as well as the legal aspect of a politi cal party legal personalit y as ap-

plied to the probl em of the research, and formulate precise le gal criteria and foundations for a political party recognition as the

Key words a nd phrases: political parties; le gal reg ulation; legal persona lity; c onstitution; elec toral rights; liabilit ies; legal person;

The paper analyzes questions of the rights and obligations of political parties of Russia by the legislation of the Russian Federation of the beginning of the XXI century

The paper analyzes the questions connected with an urgency of scientific researches of problems of multi-party system in the history of Russia of the beginning of the XXI-st century

Правовое регулирование участия политических партий в избирательном процессе в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид

Луговская М. Л. Правовое регулирование участия политических партий в избирательном процессе в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2003. 26 с.

К вопросу о правах граждан на политические объединения в современной России // Права человека: VII межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, 13-15 ноября 2002 г.): тезисы докладов

Резников Е. В. К вопросу о правах граждан на политические объединения в современной России // Права человека: VII межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, 13-15 ноября 2002 г.): тезисы докладов. Волгоград: ВА МВД России, 2003. Вып. 2. 204 с.

Recommendations

Кафедра гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова

Гражданское право, Семейное право, Предпринимательское право, Международное частное право, Земельное право, Лесное право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс, Основы нотариата (Нотариальное пр аво) . [more]

Legal Bases of a Nanoscience

Teymur Zulfugarzade

Исследованы и проанализированы вопросы зарождения, становления и развития области научных знаний, изучающей экономические и правовые особенности нанотехнологической отрасли и наноиндустрии в индустриально развитых странах, включая Российскую Федерацию.

Перспективы развития отечественной системы высшего образования

Teymur Zulfugarzade

Зульфугарзаде Т. Перспективы развития отечественной системы высшего образования // Объединенный научный журнал. — 2004. — № 8. — С. 54–57. Рассмотрены особенности правового регулирования высшего образования в Российской Федерации; внесены предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.

Правовое обеспечение деятельности экономических субъектов: Учебно-методическое пособие.

Teymur Zulfugarzade

Читайте также: