Соответствует ли действительности утверждение что преступность несовершеннолетних усечена

Обновлено: 07.07.2024

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников - Психология несовершеннолетних

Психология несовершеннолетних

Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лиц.

Речь идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица.

Психологические особенности среднего школьного возраста

Средний школьный возраст рассматривается в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Психология несовершеннолетних правонарушителей

Существует закономерность: рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется. Сейчас же прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

При этом высок уровень латентности преступности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самые различные: характер совершенного преступного посягательства, неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла, самообвинение и т.п.

В связи с уменьшением рождаемости 14-17 лет назад в настоящее время наблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. В некоторых регионах — каждое четвертое преступление совершается подростком или юношей.

Психологическая характеристика группового характера преступности несовершеннолетних

При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление однобокое, неполное, поверхностное.

Молодежная мода многолика, она проявляется не только в вещно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведении, проведении досуга, в занятиях спортом, межличностных отношениях, в выборе друзей, в получении образования, выборе престижной профессии и т.п.). В криминологической и социологической литературе обычно отражается только механизм связи моды с корыстными преступлениями, где объектами посягательства становятся модные вещи (одежда, обувь, стерео- и видеоаппаратура, автомотосредства, диски, драгоценности и т.п.). Это и понятно, поскольку данная связь наиболее зрима и наиболее полно отражается в материалах уголовных дел и уголовной статистике.

Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних

1. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:

-отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30 — 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;

-отсутствие (временное или длящееся) родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

-отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

-длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

-проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:

-безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;

-безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

-низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

-распад системы трудоустройства подростков;

-отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

-увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее не защищенной части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15 % несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних, а, в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат правонарушение.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой – за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, способная решать собственные проблемы. Таким образом, несовершеннолетние из неблагополучных слоев общества оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их должное развитие и воспитание.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоев населения. Нельзя утверждать, что все население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоев населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор – это негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т. д., не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах – среди сверстников на улице.

Можно ли считать неполную семью неблагополучной только потому, что она неполная? Да, если исходить из мысли, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет определенные обязанности, неисполнение которых может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, лучше изолировать от них подростка. Итак, неблагополучной является семья, в которой:

– ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, иногда не осознавая этого, а, напротив, проявляя гиперопеку;

– родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия.

Они, естественно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, особенно, если в семье существуют тесные эмоциональные отношения. При отсутствии таковых не исключено, что самые правильные наставления и назидания, праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом – подростком. Он будет глух к ним, потому что они чужие.

Итак, я не думаю, что неполная семья является катастрофой. Лучше неполная семья, чем пьющий отец или мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям.

Подростки, отвергнутые семьей, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовый оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности. Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что неформальные группы сверстников – это в общем-то группы отторгнутых семьей и школой подростков. Не подумайте, что я перекладываю на семью и школу всю вину. Я думаю, что сами подростки должны отвечать за то, что они делают. И на них самих тоже лежит вина, это естественно. Но тем не менее это подростки, выброшенные из семьи и школы.

У несовершеннолетних преступников обязательно надо формировать чувство вины, поскольку без него нет нравственности. Однако эта очевидная и давно известная истина далеко не всегда принимается во внимание правоохранительными органами и средствами массовой информации. Так, образ подростка-убийцы или разбойника на экране телевизора или на страницах печати почти всегда сопровождается сентиментальными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные остаются за кадром, как будто их не существует. Естественно, герои подобных репортажей вполне могут чувствовать себя незаслуженно гонимыми. Например, некий 17-летний осужденный за убийство матери в целях ограбления сказал, что его пребывание в воспитательной колонии совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно способствовать покаянию.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали и, по-видимому, всегда будут упрекать в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним нередко примыкает молодежь, которая и не учится, и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьезным.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом.

– Снижение значимости образования. В России фактически происходит переход от обязательного всеобщего среднего образования к неполному среднему образованию. Это весьма печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством своего образования. Однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена обязательного всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение являлось основным критерием оценки работы конкретной школы. Многим неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы.

– Коммерциализация образования, в свете которой возникает все больше платных школ и высших учебных заведений. Это свидетельствует о наличии сословного образования и служит индикатором поляризации общества. Впрочем, сословное расслоение в школе существовало всегда: богатые родители могли нанять своим детям репетиторов и преподносить учителям подарки. Система подарков и поныне остается явным недостатком школы, который тем не менее хоть как-то компенсирует нищенские заработки школьных учителей.

– Сужение объема преподавания гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли смогут компенсировать этот недостаток, кроме того, это противоречит Конституции России.

– Как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то поведение сельских жителей всегда определялось не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т. д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются с серьезными трудностями. Они нередко пополняют ряды городских правонарушителей, не выдержав конкурсного отбора в желаемый университет или институт.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:

– лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности: каждый год немалое число таких лиц ставится на учет в милиции; ежегодно они совершают примерно 100 тыс. проступков;

– лица, сбежавшие из интернатных учреждений или из семьи: в 2002 г. было задержано около 700 тыс. таких подростков;

– подростки, состоящие на учете в милиции и достигшие возраста уголовной ответственности: по некоторым данным (И.А. Кобзарь, 2001 г.) число таких несовершеннолетних составляет около 400 тыс. в год.

В то же время нельзя не отметить, что заметно повысился уровень жестокости многих насильственных и корыстно-насильственных преступлений подростков, производя временами впечатление самоцели. Надо признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления, достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970–80-е годы в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что жестокость и агрессия становятся самостоятельным мотивом их поведения, с их помощью они самоутверждаются, компенсируют ощущение ущемленности и смутно ощущаемые обиды.

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В задачи органов прокуратуры входит надзор за безусловным соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, являющихся объектами

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении

4. Причины преступности в современной России

4. Причины преступности в современной России Здесь речь пойдет не о причинах индивидуального преступного поведения или отдельных видов преступлений, а о причинах общей преступности в современной России, переживающей сложный этап своей истории, России с ее бедами и

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних Прежде всего надо пояснить, что представляет собой особенная часть криминологии. В отличие от общей части, содержащей методологические основы науки криминологии и посвященной общим проблемам преступности,

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная – это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности

2. Причины рецидивной преступности

2. Причины рецидивной преступности Причины рецидивной преступности нужно исследовать в контексте прежде всего общих причин преступности. Иными словами, факторы, которые порождают преступность в целом, детерминируют и рецидивную преступность. Собственно говоря, в

2. Причины насильственной преступности

2. Причины насильственной преступности Причины насильственной преступности составляют часть проблем причин преступности в целом. Но вместе с тем необходимо отметить, что именно они достаточно специфичны.Прежде всего, причины насильственной преступности связаны с

2. Причины корыстной преступности

2. Причины корыстной преступности Социально-экономическое развитие страны в последние годы происходит под влиянием объективных внутрисистемных и внешнеполитических воздействий, сформировавшихся в посткризисный (после 1998 г.) период и связанных с ликвидацией

2. Причины коррупционной преступности

2. Причины коррупционной преступности Причины коррупционной преступности имеют сложный характер не только потому, что представляют собой комплекс явлений разной природы, но и потому, что многие из них существуют очень давно и превратились в традиции и образ жизни.

2. Причины сексуальной преступности

2. Причины сексуальной преступности Проблема причин сексуальной преступности, несомненно, относится к числу самых сложных, поскольку затрагивает самые глубинные, интимные переживания людей. Эти переживания обычно связаны с имеющими бытийное значение представлениями

2. Причины организованной преступности

2. Причины организованной преступности Давно замечено, что организованная преступность существует в демократических, а не тоталитарных странах. Это и понятно, поскольку тоталитарное государство не потерпит никакой другой организации, кроме своей собственной или той,

2. Причины женской преступности

2. Причины женской преступности Анализ современных социально-экономических и психологических процессов и условий жизни женщин позволяет считать, что причины преступности среди них в настоящее время связаны с такими явлениями: значительно более активным участием в

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительным помещением в однополые коллективы самых

2. Причины преступности военнослужащих

2. Причины преступности военнослужащих Причины преступности военнослужащих следует рассматривать в двух плоскостях: общественной и армейской. Однако главные причины кроются в самих Вооруженных Силах. Связано это с тем, что: Вооруженные Силы – хотя и неизолированный

9.1. Причины, характер и особенности преступности

9.1. Причины, характер и особенности преступности Преступность – весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние, особенно в периоды


Рассматриваются специфические характеристики преступлений несовершеннолетних и особенности их личности.

Р.М. Абызов,

Е.Р. Шестопалова,

Рассматриваются специфические характеристики преступлений несовершеннолетних и особенности их личности. В преступлениях несовершеннолетних четко просматривается мотивация поступков, присущая их возрасту. Отмечается омоложение алкоголизации, наркотизации, аморализации и криминализации несовершеннолетних, увеличение числа преступников из числа лиц женского пола. Предлагается типология личности несовершеннолетних преступников. Обосновывается взаимосвязь преступности несовершеннолетних с взрослой преступностью, вовлеченность наиболее опасной ее части в организованную преступность.

Ключевые слова: преступления несовершеннолетних, групповая и организованная преступность, латентность, личность несовершеннолетнего преступника, типология личности.

В современных условиях по-новому определяется место молодежи в общественной жизни: с одной стороны, она достаточно активно участвует в решении общественных задач, выборе конкретных социальных ролей, ярче проявляет свои интересы; с другой стороны, молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается и прокладывает себе дорогу не всегда законными средствами и способами. Именно изменения социальных условий обусловливают специфический стиль жизни молодежи, манеру ее поведения, особенности рационального и эмоционального реагирования на события и явления, происходящие в обществе.

Преступность несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как возраст субъекта преступления, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Являясь составной частью преступности вообще, преступность несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Отличительные особенности преступности несовершеннолетних проявляются в первую очередь в их социально-правовом статусе в обществе, причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения.

Кроме всего прочего, необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. Следует отметить, что сегодня преступность несовершеннолетних стала весьма разнородной: в одних случаях посягает на малолетних; в других — на сверстников; в третьих — на взрослых. И в каждом случае специфически проявляются личностные свойства как преступников, так и их жертв, поскольку принято считать, что каждому преступнику соответствует своя жертва.

За последние 20 лет изменения в преступности несовершеннолетних происходили с определенными отклонениями в ту или иную стороны. Интенсивность преступности несовершеннолетних незначительно возрастала до 1995 года, в течение последующих трех лет она снижалась, а начиная с 1999 года по 2004 год вновь увеличилась. С 2005 по 2009 год наблюдалась устойчивая тенденция снижения количественных показателей подростковой преступности на фоне сокращения общего количества преступлений в России.

Наконец, с 2010 по 2015 год число преступлений несовершеннолетних регистрировалось в пределах 55—65 тыс. ежегодно, то немного снижаясь, то, наоборот, увеличиваясь.

Уголовная статистика последних лет показывает, что среди выявленных лиц, совершивших преступления, каждое четырнадцатое — несовершеннолетнее. В настоящее время несовершеннолетним является каждое десятое лицо, совершившее тяжкое преступление; каждое четвертое — вымогательство; каждое пятое — неправомерно завладевшее автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; каждое шестое — привлеченное за грабеж; каждое восьмое — совершившее преступления в сфере компьютерной информации.

В структуре преступности несовершеннолетних основной объем совершенных преступлений приходится на следующие группы:

а) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабежи, разбои, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.) — 64% в целом по Российской Федерации и 74% — по результатам выборочного исследования;

б) против личности (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, изнасилование и др.), составляющие соответственно около 30% в общей совокупности всех отбывающих наказание в воспитательных колониях и 19% по данным выборочного исследования [8, с. 60—62];

в) связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ — незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, пересылка и др. (соответственно 1,6% и около 1%);

г) против общественной безопасности и общественного порядка — хулиганство, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (0,7% и 1,2%) [4, с. 99].

Анализ динамики корыстных и корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних за последние 5 лет показал следующую картину (табл. 1).

Анализ динамики корыстных и корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних за последние 5 лет

В общем объеме преступности несовершеннолетних данные преступления составили примерно 2/3. Показатели всех преступлений заметно сократились, особенно это коснулось мошенничества, грабежа и разбоя — почти в 2 раза.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость в отношении как сверстников, так и взрослых, особенно больных, инвалидов, лиц без определенного места жительства. В Пермском крае четыре подростка (13—14 и 16 лет) забили насмерть трех бомжей, занявших их место в подвале жилого дома. В Алтайском крае 15-летняя школьница заказала своему другу убийство своих родителей за то, что они запрещали ей встречаться с этим молодым человеком, что он и исполнил. По мнению проф. В.Д. Малкова, подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников [6, с. 59].

Несмотря на устойчивое сокращение количества преступлений насильственного характера, совершенных несовершеннолетними за последние 5 лет, неблагоприятные тенденции по-прежнему сохраняются (табл. 2).

неблагоприятные тенденции по-прежнему сохраняются

Вызывают реальную тревогу изменения, произошедшие в преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы несколько выросли ее темпы, количество же девочек-подростков, состоящих на учете в полиции, достигло почти 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это таит в себе немалую общественную опасность, поскольку криминализация девушек происходит быстрее, чем у юношей, а возвращение в позитивную среду сложнее.

Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Каждое пятое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Произошло снижение возраста алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних, соответственно, повысилась уязвимость в вовлечении их в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от того, в одиночку или в группе совершены эти деяния. Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних (в зависимости от вида преступлений, возрастных категорий, территориального распределения) в 2—3 раза выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых (табл. 3).

Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних

Наибольшее количество групповых преступлений несовершеннолетних совершается по предварительному сговору, что свидетельствует об их сформировавшемся криминальном опыте и участии в них ранее судимых лиц.

Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группах, неодинакова для различных видов преступлений. Наиболее часто в группах совершаются такие преступления, как разбойные нападения, грабежи и кражи. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция ориентации значительной части групп на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы.

Проявляются тенденции интеграции преступности несовершеннолетних со взрослой преступностью. Все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых. Молодые люди из числа аутсайдеров, жертв отчуждения, с ослабленным этическим контролем становятся легкой добычей криминальных структур, вовлекающих подростков в сферу организованной преступности.

Не снижается количество преступлений, совершаемых подростками, страдающими психическими отклонениями. В большинстве случаев речь идет о пограничных состояниях, не исключающих вменяемости: различных видах неврозов, умеренной дебильности, психопатии, алкоголизме, сексуальных расстройствах. Поэтому большое значение имеет исследование связи отдельных форм патологии с видами преступлений, например, путем выявления частоты встречаемости тех или иных отклонений в тех или иных видах преступного поведения. Так, многие исследования показали, что среди убийц и виновных в нанесении тяжкого вреда здоровью больше всего психопатов и лиц с психоподобными состояниями, а среди совершивших изнасилования — лиц с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы и олигофренов [3, с. 23].

Сегодня общество на макро- и микроуровнях предлагает вступающим в жизнь юным гражданам по идее весьма широкий круг самых разнообразных действительных и мнимых ценностей. Но подросток не свободен в полной мере в выборе и усвоении тех из них, которые определяют его личностную характеристику, социальный статус и поведение.

В силу характера подростковой преступности на первое место при изучении данных характеристик выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника — возраст, поскольку именно с ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Вместе с тем возрастные изменения личности не являются основной причиной и не обусловливают однозначно противоправное поведение несовершеннолетнего.

Статистические данные МВД России показывают, что почти 2/3 несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16—17 лет. Вместе с тем удельный вес преступлений, совершаемых 14—15-летними подростками, из года в год прирастает примерно на 0,6—0,7%.

Между преступностью 14—15-летних и 16—17-летних имеется существенная разница — преступления второй группы опаснее, чем преступления первой. Наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних приходится на 16—17-летних. Отсюда, чем большую опасность представляет собой личность несовершеннолетнего преступника, тем выше вероятность совершения им преступления в одиночку.

К 16—17 годам подросток успевает приобрести опыт совершения уголовно-наказуемых деяний, стойкую антиобщественную ориентацию, прочные связи с преступной средой, может побывать в местах лишения свободы и т. д. В данном случае важен не только круг общения, но и возраст, поскольку 1—2 года в подростковый период весомее, чем в зрелости.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек.

Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 10%. Вместе с тем в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, поскольку увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего становится преступное поведение.

В местах лишения свободы значительную часть осужденных составляют женщины, среди которых немало убийц, в том числе убийц собственных детей, по большей части только что родившихся. Дети являются помехой для таких женщин, как правило не имеющих мужей. Но даже среди убийц практически отсутствуют искренне раскаявшиеся в содеянном. Иногда девушки организуют преступные группы для совершения грабежей, разбойных нападений и вымогательства [2, с. 6].

Большинство несовершеннолетних преступников являются выходцами из так называемых неблагополучных семей, формируются в маргинальных обстоятельствах. Их культурно-образовательный уровень значительно снижен по сравнению со сверстниками, многие из них учились весьма посредственно, но администрация школ, училищ намеренно завышала их успеваемость [5, с. 341].

Распределение осужденных по мотивации совершенных ими преступлений представляет собой следующую картину: а) 25% из них при совершении преступления руководствовались желанием приобрести вещи, деньги, спиртные напитки и т. п. (корыстные мотивы); б) в 16,8% случаев подростка заставили совершить преступление другие лица, в том числе старшие по возрасту; в) 16,3% осужденных отметили, что мотивом содеянного послужили неприязненные отношения с потерпевшим, месть; г) 14,4% указали на хулиганский мотив, стремление заслужить авторитет и самоутвердиться, совершая преступление [4, с. 100].

По глубине деформации личности выделяют четыре типа несовершеннолетних, совершивших преступление в результате [7, с. 9—14] а) случайного стечения обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности; б) попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; в) отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной позиции; г) стойкой антиобщественной установки личности и готовности к совершению преступлений.

Таким образом, в переходный период, переживаемый сегодня российским обществом, нестабильность общесоциальных условий, большое число конфликтов и экономических трудностей дают право говорить о наличии в стране мощных и криминогенных, и антикриминогенных факторов. С учетом этого важного обстоятельства должно прогнозироваться состояние преступности несовершеннолетних и возможности в борьбе с ней. Отличительной чертой такой преступности является высокая латентность, быстрая и даже острая реакция несовершеннолетних на негативные социальные изменения [3, с. 26].

Известно также, что большинству преступлений несовершеннолетних предшествует их девиантное поведение, отклоняющееся от социально значимых норм и традиций, принятых в обществе. К нему традиционно относятся такие асоциальные явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, безпризорность. Следовательно, одним из направлений профилактики преступности несовершеннолетних должна быть коррекция девиантного поведения, социальная работа с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющимся поведением.

1. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции. М., 2014. С. 26.

2. Антонян Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник ВИПК МВД России. 2013. № 2 (26). С. 2—8.

3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М., 2010. С. 23.

4. Волкова Т. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовное право. 2008. № 3. С. 99—104.

5. Долгова А.И. Криминология: учеб. для вузов. М., 2014. С. 341.

6. Криминология: учеб. / под ред. В.Д. Малкова. М., 2008. С. 59.

7. Миньковский Г.М. Личность преступника и методы ее изучения // Вопросы советской криминологии. Ч. I. М., 1979. Вып. 6. С. 9—14.

8. Скретнева Н.В. Насильственная преступность несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2005. № 1. С . 60—62.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: