Соотношение законности и демократии чем больше

Обновлено: 04.07.2024

Начнем рассмотрение с взглядов на связь законности и демократии в советский период.

Так, по словам Лукашиной Е. А. «связь между демократией и законностью неоднозначна; содержание и характер этой связи определяются тем конкретным аспектом, в котором рассматривается их соотношение:

Во-первых, это может быть связь средства (причины) и цели (следствия): через соблюдение законности обеспечивается, достигается проведение воли большинства, полновластие трудящихся.

Во-вторых, это может быть связь содержания (власть народа) и формы его воплощения (законность).

В-третьих, это может быть связь явления (демократии) и его свойства (законность).

Но в любом случае важно подчеркнуть то, что эта связь имманентна, внутренне необходима, закономерна в условиях социализма: демократия и законность неотрывны одна от другой. Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение социалистической законности есть акция не демократичная по существу[1].

В предыдущем параграфе мы уже отмечали взаимосвязь законности и демократии, поэтому исследуем в рамках этого параграфа вопросы конституционной законности, которая, несомненно, является ключевым аспектом любого демократического общества.

Конституционная законность - есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции. Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституционная законность означает следующее.

1. Правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства.

Иными словами, Конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования) правового государства.

Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Основные принципы (признаки) правового государства одновременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство права, то есть соответствие праву Конституции, законов; верховенство Конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации и конституционных принципов организации и функционирования правового государства положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, первенством. В современном демократическом обществе определяющими являются интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т. д. ). Возникающие между ними реальные противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека, в целях осуществления его прав и свобод.

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской Федерации (см. , например, ч. 2 ст. 6, ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, 55). Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства.

Все остальные конституционные принципы - равноправие и самоопределение народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства и др. – могут рассматриваться как однопорядковые, но подчиненные конституционному принципу признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты.

В ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации содержится и другое важное положение, говорящее о том, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и одновременно - в соответствии с настоящей Конституцией. Это означает, что как признание, так и обеспечение и охрана (защита) прав и свобод человека и гражданина, общепризнанных принципов и норм международного права предусматриваются настоящей Конституцией и имеют высшую юридическую силу, не могут быть ограничены или умалены другими нормативными актами. Поэтому, к примеру, все конституционно закрепленные права и свободы граждан подлежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование нарушений как индивидуальных, так и коллективных конституционных прав и свобод граждан.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации определяет один из фундаментальных критериев признания и гарантирования прав и свобод граждан в качестве конституционных: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В данном случае выделяется категория основных прав и свобод человека, то есть таких социальных возможностей личности, без которых невозможны существование и достойная жизнь человека. Но это не просто элементарные права и свободы, а именно основные с точки зрения достигнутого обществом человеческого прогресса.

Поэтому к числу основных прав и свобод человека могут быть отнесены не только право на жизнь, на неприкосновенность, на свободу убеждений, но и такие, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу всех видов творчества и преподавания, что связано как с защитной функцией государства, так и с ее социальной политикой и практикой, вытекающих из правового и социального характера демократического государства. Основные права и свободы человека, общепризнанные принципами и нормами -международного права, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Человек не может быть лишен такого рода прав и свобод в зависимости от воли государства. Здесь абсолютный приоритет принадлежит самим основным правам и свободам человека. .

Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека, общепризнаны мировым сообществом, являются непосредственно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека - явление объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы. Государство познает и закрепляет их в своем законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

2. Верховенство Конституции в правовой системе государства, т. е. Конституция, имеет высшую юридическую силу.

Так, согласно ч. 1 ст.

15 Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. . . Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

3. Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Однако, если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.

4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства - федеральная Конституция действует во всех субъектах (членах) Федерации, конституции субъектов (членов) Федерации на всей их территории.

Спорным оказался вопрос о действии Устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа согласно действующей Конституции Российской Федерации являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст.

5). Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения действия Устава края или области на всю ее территорию, в том числе и на территорию автономного округа.

Как отмечалось выше, одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство Конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное действие. Однако указанный принцип не реализуется автоматически. Его действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Иными словами, действие принципа конституционной законности может дать сбои. Для предотвращения и ликвидации их существует система правовых средств охраны . Конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия конституционной законности, принципа верховенства Конституции служит, конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны Конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, как показывает мировая практика, являются:

- глава государства, парламент, правительство, которые осуществляют конституционный контроль в процессе осуществления своих основных функций либо наряду с другими своими функциями;

- специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);

Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные), в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Его можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль.

Для осуществления данного вида конституционного контроля указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т. п. ) либо специализированные органы подобно парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).

Конституционный контроль могут осуществлять судебные органы - как суды общей юрисдикции, включая специализированные суды (административные, арбитражные и др. ), так и специализированные суды конституционного контроля – Конституционные Суды.

Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие Конституции объектов такого контроля судебными органами. Существует две разновидности судебного конституционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, и 2) конституционный контроль, осуществляемый специализированными судами.

Особенность первой разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой (децентрализованный контроль) либо Верховными (Высшими) Судами или их специальными палатами по особой процедуре (централизованный контроль).

Таким образом, конституционное правосудие - есть высшая форма конституционного контроля.

Конституционный Суд как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом, одновременно имеет родовые признаки как органа государственной власти. Однако есть все основания говорить об особой политико-правовой природе Конституционного Суда как органа государственной власти.

Исходной для характеристики Конституционного Суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности.

Конституционный Суд обеспечивает конституционную законность, верховенство и прямое действие Конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решения Конституционного Суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства и имеют общеобязательную юридическую силу. Решения Конституционного Суда могут быть преодолены только путем принятия новой Конституции или внесением изменений и дополнений в действующую.

Конституционный Суд как орган государственной власти стоит в одном ряду с такими высшими органами государственной власти как глава государства, парламент и правительство. Конституционный Суд может оказывать через осуществление конституционного контроля существенное воздействие на деятельность главы государства, высший орган законодательной и исполнительной власти, прежде всего в сфере их нормотворчества (законодательства). Конституционный Суд может оказывать значительное влияние на законодательство, отменяя по существу противоречащие Конституции законы, другие нормативные акты, их отдельные положения, пользуясь правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных дел и давая официальное толкование Конституции, обязательное для всех субъектов права. Конституционный Суд в известном смысле и в известных пределах творит право, определяя направление развития законодательства, создавая прецеденты толкования Конституции и законов, заполняя известные пробелы в Конституции при ее официальном толковании. Тем самым Конституционный Суд идет дальше простой интерпретации конституционных норм. Он одновременно. развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Конституционный Суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, Конституционный Суд выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.

Многие западные юристы, оценивая место и роль Конституционного Суда в современном демократическом государстве, выделяют его третейскую функцию в решении политических конфликтов (например, в спорах о компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти членов Федерации), то есть миротворческую функцию, определяющую деятельность Конституционного Суда в качестве гаранта политического мира. Исходной посылкой при этом служит тезис о том, что в основе любого конституционного спора лежит политический вопрос.

Таким образом, в заключение, нужно подчеркнуть, что конституционная законность – важная черта демократического общества.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на данном этапе развития государства и стремительного развития общества, законность несет особое значение в отношении обеспечения прав, демократизации общества, защиты свобод и законных прав (интересов) личности, интеграции в мировой правопорядок и решение задач национально-государственного устройства.

Понятия законность и демократия тесно связаны между собой и играют важную роль в развитии общества и государства.
Цель реферата – соотнести понятия законность и демократия и рассмотреть процесс их взаимодействия.

1. Изучить понятие законность.

2. Определить роль демократии в государстве.

3. Охарактеризовать соотношение демократии и законности.

Предмет исследования составляют теория правового государства, а также фундаментальные категории теории государства и права: законность, демократия, правопорядок.

Структура работы включает в себя введение; основную часть, раскрывающую основные вопросы истории разработки теории, сущности, факторов и принципов формирования правового государства, и особенности его становление в РФ; заключение.

Методы – анализ и синтез научных источников по теме исследования.

Понятие законности и её гарантии

В научной и гражданско-правовой литературе термин "законность" стал известен только в XIX веке, в то время, когда в обществе были определены соответствующие мировоззренческие и социально-экономические предпосылки. Изначально его использовали именно в научно-публицистической литературе, для выражения интересов политической сферы, в качестве идеологического средства. Данный термин возник в результате достижения государственно-правовой организацией соответствующего уровня развития. С течением времени и нарастанием стремления всех развитых государств к демократии, законность стала неотъемлемым элементом демократии и реальной защиты прав личности, человека и гражданина.

Достаточно большое количество определений законности существует в настоящее время. Но каждое из них закрепляет за собой саму сущность законности - это неуклонное, строгое и равное исполнение и соблюдение норм права, закрепленных законодательством определённого государства, всеми участниками правоотношений. Анализируя каждое определение законности и её роль в жизни общества и государства можно заметить, что суть её независима от места, времени и условий в разные исторические периоды.

Изучая теоретические аспекты любого явления, важно четко и точно понимать его сущность (природу). Как раз таки сущность законности подразумевает строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующего законодательства всеми субъектами правоотношений. Однако сущность никогда нельзя толковать абсолютно точно, скорее её нужно рассматривать как цель общественного развития, которая заключается в достижении полного законопослушания граждан государства.

Цель законности не есть законность. Цель присутствует в любом общественном явлении и представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Законность не тождественна реализации права, но она включает в своё содержание определённые требования по выполнению правовых предписаний. Законность - это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Исходя их анализа самого понятия законности, можно вывести её основные признаки:

¾ единство (применение и толкование всех нормативно-правовых актов должно быть одинаковым на всей территории государства);

¾ верховенство конституции и закона (НПА и постановления местного самоуправления, законы субъектов государства не должны противоречить единой Конституции и федеральным законам и должны подчиняться им);

¾ гарантированность прав и свобод человека и гражданина (права и свободы человека и гражданина не могут быть реализованы без законности, так как она является их основной гарантией, но в то же время формальное и фактическое наличие и соблюдение прав и свобод указывает на состояние законности в обществе и государстве);

¾ связь с культурой (от уровня культурного развития общества и лиц, занимающих высшие должностные посты, зависит состояние законности, но так же и подчинение законам своей страны и их соблюдение, говорит о высоком уровне культуры населения);

Режим законности считается полноценным при наличии двух взаимосвязанных элементов:

1. Четко выработанное законодательство, которое точно отвечает всем требованиям общества и общественного развития.

2. Строгая, неуклонная, полная реализация действующего законодательства всеми субъектами права без исключения.

Существуют специальные условия и средства для обеспечения неуклонного соблюдения нормативно-правовых актов, свободной реализации прав и свобод граждан и общества, а так же интересов самого государства, такие средства и условия есть гарантии законности.

В научной правовой литературе выделяют следующие гарантии законности:

¾ социально-экономический (экономическая свобода, уровень благосостояния граждан, наличие разных форм собственности и т.п.);

¾ общественные (наличие сложившихся мер, применяемых обществом к нарушителям закона);

¾ политические (в основном это критерии демократизации общества, политический плюрализм, разделение властей и т.д.);

¾ идеологические (уровень правового воспитания и правовой культуры в обществе, уровень нравственного развития, уровень правосознания граждан, уважение к праву);

¾ организационные (наличие специальных структур пресечения нарушений законодательства - прокуратура, полиция, следственный комитет, суды).


2. Роль демократии в правовом государстве

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а, следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов, например:

¾ соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

¾ конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

¾ уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

¾ разделение властей и др.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии.

Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

Демократия имеет политический характер:

1) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

2) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека6.

Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что демократия может разделяться по различным основаниям, основной же классификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизни общества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократии именуется ее формой.

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством. Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

1) раскрывающие связь с общественными отношениями;

2) выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами.

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулирование правовых статусов субъектов демократии.

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений.

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы).

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми).

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Взаимосвязь и взаимодействие демократии и законности

Соотношение демократии и законности:

1. Действительно правовая законность предусматривает издание, соблюдение и исполнение только демократических по содержанию законов.

2. Законность в правовом государстве должна основываться на действительно демократическом равенстве граждан перед законом, равенстве их прав и свобод, равенстве их правовой охраны и защиты.

3. Законность предусматривает существование демократического порядка подконтрольности государственного аппарата народу.

4. Соблюдение законности – необходимое условие охраны демократических прав и свобод человека.

5. Для полного и адекватного отражения в правовых нормах интересов и воли различных слоев населения и народа в целом необходимо действовать в пределах законности (демократическая процедура принятия закона).

6. Законность должна охранять институты демократии от проявления своеволия и обеспечивать демократизм в деятельности государственного механизма.

7. Законность способствует деятельности всех субъектов политической жизни в пределах конституционного порядка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Основными признаками правового государства являются приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом.

Проанализировав и подробно рассмотрев такие понятия как законность, правопорядок и демократия, можем точно утвердить, что все данные правовые явления вытекают одно из другого и очень тесно взаимодействуют.

Во-первых, для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

Во-вторых, в демократической стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако это не совсем верно, так как законность это лишь условие правопорядка, его основой выступает право. Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества. Особенности правопорядка:

1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2) Это порядок, предусмотренный нормами права.

3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4) Он обеспечивается государством.

1. Определенность правопорядка – это неразплывчатый а определенный порядок.

2. Системность – это определенная система общественных отношений.

3. Организованность – создается в результате организующей деятельности государства.

4. Государственная гарантированность – обеспечивается государством.

5. Устойчивость правопорядка – правопорядок единый на всей территории страны.

Правопорядок и общественный порядок

Общественный порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общественных отношений. Общественные отношения – это отношения урегулированные социальными нормами.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для Г. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Соотношение законности, правопорядка и демократии

Законность в теории права определяется в разных дефинициях, но в основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами, общественными организациями. Правопорядок определяется как итог, результат законности, т.е. соблюдения в обществе всех правовых требований. И законность и правопорядок характеризуют состояние общества, отношения между личностью и Г. Без законности не может быть демократии, свободы личности. Законность служит утверждению демократии, она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должностных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности Г. Единство демократии и законности возникает лишь в правовом гражданском обществе. В демократическом Г все равны перед законом и, следовательноб несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа и проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Понятие и виды дисциплины

Различают: государственную, воинскую, исполнительную, договорную, финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы дисциплины.

Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма Г невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм Г, обеспечивает его целостность и работоспособность.

Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которая получает выражение в законе.

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка.

Общественный порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общественных отношений. Общественные отношения – это отношения урегулированные социальными нормами.

Актуальность исследования рассматриваемой темы усиливается тем, что фактическое состояние законности, правопорядка и демократии на современном этапе нельзя признать удовлетворительным, так как несовершенно само законодательство, которому присущи элементы бессистемности, противоречивости, несоответствия потребностям общественного развития. Нередко в системе федеральных и региональных нормативных актов имеются противоречия и пробелы. Так же есть случаи принятия законов, не обеспеченных ресурсами, не содержащих процедур и механизмов реализации их предписаний, внешне и внутренне противоречивых. Не устранены и такие недостатки законодательства, как несогласованность и дублирование нормативного материала.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика правового государства: понятие, признаки, принципы ……………………………………………………………………….…5
Глава 2 . Роль демократии в правовом государстве ………………………..…13
2.1. Понятие демократии …………………………………………………….….13
2.2. Признаки демократии …………………………………………………. …15
2.3. Функции демократии ………………………………………………………17
Глава 3. Законность, правопорядок, демократия: соотношение и тенденции развития ………………………………………………………………………….19
3.1 Принципы правопорядка, их взаимосвязь с законностью и демократией.19
3.2. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства …………………………………………………………25
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованной литературы …………………………………………..32

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

К И Р О В С К И Й Ф И Л И А Л

студентки группы ЮЗ-4В

I курса юридического факультета

Кротких Екатерина Сергеевна

Глава 1. Характеристика правового государства: понятие, признаки, принципы ……………………………………………………………………….…5

Глава 2 . Роль демократии в правовом государстве ………………………..…13

2.2. Признаки демократии ………………………………………………… . …15

Глава 3. Законность, правопорядок, демократия: соотношение и тенденции развития …………………………………………………………………………. 19

3.1 Принципы правопорядка, их взаимосвязь с законностью и демократией.19

3.2. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства …………………………………………………………25

Список использованной литературы …………………………………………..32

Проблема обеспечения законности и правопорядка в России не давно приобрела особую значимость. Это, в первую очередь, связано с характером проводимых реформ, которые затронули по существу всей общественной жизни. Ни одна ее сфера, ни одна социальная группа не остались в стороне от преобразований.

Реформы перевернули привычные представления людей, подвели к коренному пересмотру системы взаимоотношений в ходе производства, распределения материальных благ, духовных и культурных ценностей. В условиях столь значительных перемен кризис общества стал неминуемым. Российскому обществу, которое пытается преодолеть последствия затянувшегося кризиса, необходимо взглянуть на вопросы законности и правопорядка, что в свою очередь станет стабилизирующим фактором развития политико-правовых, социально-экономических, культурных и иных общественных процессов.

Проблема обеспечения должного уровня законности и правопорядка, как свидетельствует практика, носит комплексный характер. Это предполагает необходимость согласования усилий различных институтов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и граждан.

Целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических основ обеспечения должного уровня законности и правопорядка в РФ.

Законность и правопорядок - фундаментальная категория юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Актуальность исследования рассматриваемой темы усиливается тем, что фактическое состояние законности, правопорядка и демократии на современном этапе нельзя признать удовлетворительным, так как несовершенно само законодательство, которому присущи элементы бессистемности, противоречивости, несоответствия потребностям общественного развития. Нередко в системе федеральных и региональных нормативных актов имеются противоречия и пробелы. Так же есть случаи принятия законов, не обеспеченных ресурсами, не содержащих процедур и механизмов реализации их предписаний, внешне и внутренне противоречивых. Не устранены и такие недостатки законодательства, как несогласованность и дублирование нормативного материала.

Цель работы - проанализировать значение и роль в правовом государстве таких базовых его категорий как законность и демократия.

Теоретическую основу данной работы составили: специальная юридическая литература, работы по философии, труды ряда зарубежных ученых, в той или иной мере относящихся к рассматриваемой теме (А.Б. Венгеров, Р.В. Енгибарян, А.В. Мелехин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.Н. Хропанюк).

В работе использованы публицистические материалы о вкладе русских и зарубежных ученых в разработку идей правовой государственности с позиций общей теории права (А.И. Бутенко, В.В. Ершов, Э.В. Кузнецов, Л.С. Мамут, О.В. Мартышин, А.И. Умиев).

Глава 1. Характеристика правового государства: понятие, признаки, принципы.

Формирование правового российского государства идет по пути неуклонного роста материального и культурного уровня жизни людей, создания условий для всестороннего, гармоничного развития личности на основе повышения эффективности экономики. Строительство правового государства объективно предполагает постепенное и динамичное развертывание демократии во всех областях жизнедеятельности общества.

Диалектика взаимодействия демократии и законности заключается в том, что происходит двуединый процесс: расширение демократии в обществе означает укрепление законности и правопорядка, представление гражданам все более широких прав и свобод. Известно, что немаловажными факторами, способствующими достижению идеала демократического и правового государства, являются оптимальное государственно-правовое регулирование, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство - это государство, связанное правом, а это предполагает, что государство берет на себя обязанность обеспечивать и защищать права человека и гражданина. Проблема демократии, прав человека и граждан актуальна на современном этапе преобразований общественной, экономической и политической жизни Российской Федерации, когда осуществляются преобразования, главной целью которых является обеспечение свободной безопасности, достойной и благоустроенной жизни человека.

Автор Абдулаев М.И. пишет, что понятие правовое государство 1 - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

    • приоритет права во всех сферах общественной жизни;
    • гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;
    • взаимную ответственность государства и личности;
    • осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
    • осуществление конституционного надзора только судом.

    Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.

    Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.

    Принцип - исходное положение, фундамент любой идеи, который определяет ее содержание, направление 2 . Основными принципами правового государства являются: принцип верховенства правового закона, взаимная ответственность государства и личности, принцип разделения властей, принцип приоритета естественных прав, принцип справедливого правосудия. Рассматривая их с точки зрения внешнего проявления мы увидим признаки правового государства, которые я привела выше.

    Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

    Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.

    Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти. Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени. Права человека - это неотъемлемые права и свободы личности, принадлежащие человеку от рождения, а права гражданина устанавливаются государством.

    Права и свободы личности можно классифицировать по двум основаниям: по времени формирования и содержанию принято различать права и свободы первого, второго и третьего поколений. Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций. К ним относятся свобода слова и совести, равенство всех перед законом, право на жизнь и безопасность, право на участие в государственных делах, право на защиту от произвольного ареста и изгнания из страны, право на беспристрастный суд. Сущность этих прав заключается в защите от государственного произвола.

    Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально - экономического положения и представляют собой выражение социальных притязаний граждан. Это право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и т.д. Осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства.

    Третье поколение прав и свобод сформировалось после второй мировой войны. К ним относятся: право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на социальное развитие. С одной стороны эти права принадлежат одному человеку, с другой – человечеству в целом. Самой распространенной является классификация прав и свобод по их социальному назначению. Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство основывается на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших международных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации 4 , однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.

    Читайте также: