Соотношение права и государства как проблема философии права

Обновлено: 04.07.2024

Теория государства и права является далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, имеющей объектом исследования государство и право. Изучением последних занимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, социология права.

В процессе исследования государства и права вполне естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а также с теорией государства и права.

Как соотносится, например, теория государства и права с философией,имеющей также отчасти дело с государственно-правовой материей? Отвечая на данный вопрос, следует прежде всего сказать, что философия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям.

Теория государства и права широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И тем, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.

Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.

С теоретической точки зрения весьма важное значение имеет использование в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии права.Особую значимость при этом приобретают даже те весьма спорные и противоречивые суждения и понятия, которым за пределами социологии, вне социологического контекста и фона уделялось бы гораздо меньше внимания. В качестве примера можно сослаться на довольно спорное и одностороннее рассмотрение (в социологическом плане) государства и права как исключительно силовых, принудительных институтов.

Подход к государству, а соответственно и к исходящему от него позитивному праву как к институтам (средствам) господства и подчинения, насилия и принуждения в определенной мере адекватно отражает реальную действительность.

Рассмотрение государства и права с социологических позиций помогает глубже и разностороннее понять его и с других позиций, в частности с точки зрения теории государства и права.

Теория государства и права является далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, имеющей объектом исследования государство и право. Изучением последних занимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как философия, социология права.

В процессе исследования государства и права вполне естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а также с теорией государства и права.

Как соотносится, например, теория государства и права с философией,имеющей также отчасти дело с государственно-правовой материей? Отвечая на данный вопрос, следует прежде всего сказать, что философия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям.

Теория государства и права широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И тем, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.

Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.

С теоретической точки зрения весьма важное значение имеет использование в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии права.Особую значимость при этом приобретают даже те весьма спорные и противоречивые суждения и понятия, которым за пределами социологии, вне социологического контекста и фона уделялось бы гораздо меньше внимания. В качестве примера можно сослаться на довольно спорное и одностороннее рассмотрение (в социологическом плане) государства и права как исключительно силовых, принудительных институтов.

Подход к государству, а соответственно и к исходящему от него позитивному праву как к институтам (средствам) господства и подчинения, насилия и принуждения в определенной мере адекватно отражает реальную действительность.

Рассмотрение государства и права с социологических позиций помогает глубже и разностороннее понять его и с других позиций, в частности с точки зрения теории государства и права.

По вопросу о соотношении теории права и философии права нет единого мнения.

1. Одни говорят о том, что философия права – часть теории государства и права.

2. Другие настаивают на том, что философия права отлична от теории государства и права, от истории политических и правовых учений.

Франк – выделял два типа философско-правовых построений. Один – в духе политических учений. Здесь философия права построена как взгляды ученых мыслителей. Другой – это произведения, где общественный идеал философии обосновывается.

По мнению Гегеля, философией права должна заниматься философия. С ним соглашается Шершеневич, говоря, что только сапожник знает, как сделать так, чтобы сапоги были в пору.

Керимов, говорил, что философия права должна заниматься изучением идеального права, сущностью права, природой права.

Можно сделать вывод о том, что философия права ориентирована на ценностный подход, на изучение идеального права, а теория государства и права занимается изучением реальности .

Следует заметить, что теория государства и права и философия права органически сочетаются друг с другом взаимно дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.

Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права.

Философия же права занимается познанием, объяснением сути правовой материи, изучением правового бытия.

Ершов предлагает рассматривать философию права как науку о познавательных, ценностных и социальных основах права.

По мнению Алексеева философия права призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и назначения, обосновать право под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей.

Единство или дуализм предмета ТГиП.

1.Бабаев: гос-во и право следует изучать в рамках разных юридических наук: выделят теорию права и теорию гос-ва.

2.Нерсесянц, Матузов, Малько государство и право следует изучать в рамках единой юридической науки ТГиП.

Нерсесянц: несмотря на то, что юридическая наука изучает 2 объекта она изучает и может изучать лишь 1 предмет. Объектом юр. науки является гос-во и право, а предметом – их основные сущностные свойства. Понятие гос-ва и понятие права принципиально едины и совместимы. Признание юр. науки как единой науки о праве и государстве предполагент преодоление дуализма ее объектов.

Матузов, Малько гос-во и право не может изучаться обособленно, т.к. они тесно взаимосвязаны:

1. так, гос-во и право возникают вследсвии одинаковых причин

2. гос-во осуществляет управление обществом в тот числе с помощью права

3. гос-во связано правом

4. право же, регулируя общественные отношения наделены силой государственного принуждения

5. право закрепляет основы государственного строя , форму правления, права и свободы человека

6. право определяет статус гос. органов

Проблемы соотношения теории права и философии права.

По вопросу о соотношении теории права и философии права нет единого мнения.

1. Одни говорят о том, что философия права – часть теории государства и права.

2. Другие настаивают на том, что философия права отлична от теории государства и права, от истории политических и правовых учений.

Франк – выделял два типа философско-правовых построений. Один – в духе политических учений. Здесь философия права построена как взгляды ученых мыслителей. Другой – это произведения, где общественный идеал философии обосновывается.

По мнению Гегеля, философией права должна заниматься философия. С ним соглашается Шершеневич, говоря, что только сапожник знает, как сделать так, чтобы сапоги были в пору.

Керимов, говорил, что философия права должна заниматься изучением идеального права, сущностью права, природой права.

Можно сделать вывод о том, что философия права ориентирована на ценностный подход, на изучение идеального права, а теория государства и права занимается изучением реальности .

Следует заметить, что теория государства и права и философия права органически сочетаются друг с другом взаимно дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.

Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права.

Философия же права занимается познанием, объяснением сути правовой материи, изучением правового бытия.

Ершов предлагает рассматривать философию права как науку о познавательных, ценностных и социальных основах права.

По мнению Алексеева философия права призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и назначения, обосновать право под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей.

5 в. Проблемы соотношения закономерного и случайного в гос. правовых явлениях.

Поляков-доминанты, тенденции; Честков- парадигмы.

Предметом ТгиП являются закономерности и случайности возникновения, функционирования, развитии ГиП, а также некоторые общественные явления. (Венгеров).

Изучение закономерностей необходимо. Каждая наука должна представлять об0ву систематизированные знания о явлениях и процессах, о причинно-следственных связях, а также свои соображения по вопросам возможного использования добытых знаний в прикладных целях.

Правда, всегда существовал вопрос о том, реально ли существуют эти закономерности или же они являются порождением разуме или полит. процессов. На этот вопрос следует ответить следующим образом: закономерности действительно существуют и каждая наука стремится их отыскать, а затем найти им практическое применение.

Познанные закономерности ТгиП находят свое отражение в понятиях, категориях, юридических конструкциях. В рамках ТгиП происходит обсуждение того или иного понятия, определения его содержания, его практическое значение, варианты дальнейшего использования в законодательных актах, судебной практике. Это касается таких понятий, как правовое гос-во, гражданское об-во, презумпция невиновности.

Необходимость изучения случайности была признана под влиянием синергетики (науки о самоорганизующихся, случайностных процессах). ТгиП должна изучать не только объективное (закономерное), но и случайное (субъективное).

В советском праве утверждали, что законы общественного развития познаны. Этим исключалось изучение случайного, оно не признавалось научной ценностью. Это не удивительно, т.к. случайное могло бы нести иное знание, которое не соответствовало господствующей идеологии.

Этим объясняется необходимость выделения в гос-правовых явлениях и закономерностей, и случайностей.

Пример с Наполеоном: он проиграл сражение из-за насморка (это случайность или закономерность?).

Поцелуев Е.Л.: мы должны изучать не столько случайное, сколько нетипичное.+ догмы права, принципы.

Противники изучения случайностей аргументируют свою позицию тем, что предметом ТгиП являются закономерности - - случайное, нетипичное не является предметом ТгиП, в лучшем случае находится на переферии.

Ветютнев - Случайность отлична от закономерности:

непредсказуемый характер (которая не м.б. спрогнозирована заранее)

нечто необычное, нетипичное, уникальное

Случайность- непредвиденное, нетипичное стечение обстоятельств, происходящее с малой степенью вероятности и не вытекающее из сущности права.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

Естественно-правовой подход (с разными вариантами различения естественного и позитивного права), в той или иной мере присущий рассмотренным философско-правовым учениям, является лишь одним из видов юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания. Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарно-юридической концепции права, согласно которой право (в его различении с законом) – это не естественное право, а принцип формального равенства.

Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между формальным и фактическим и т.д.). Данное понятие права (как более развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие естественного права (как менее развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его собственно правовой смысл (т.е. все то, что в естественном праве соответствует принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного права, а права как формального равенства. Имея в виду данное более развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права – это право в его различении и соотношении с законом.

Предмет философии права охватывает (в русле определенного варианта различия и соотношения права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д.

Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного и непротиворечивого философско-правового учения.

Приведенное определение предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и соответствующие концепции философии права – независимо от того, как в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как идея права, как сущность права или иначе). Это обусловлено тем, что любая философская рефлексия по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также и при определении предмета философии права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение этой идеи (или сущности) права с законом как формой ее эмпирического проявления. Так, с позиций понимания права как формального равенства предмет философии права можно определить как принцип формального равенства, подразумевая при этом, что содержательное раскрытие понятийно-правового смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как соответствующее различение и соотношение права и закона.

Определение предметной сферы философско-правовых исследований в виде различения и соотношения права и закона адекватно отражает специфику взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного в философии права практического разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности.

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19–20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву – независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права независимо от того, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к проблемам права.

Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету, методу и т.д.) – сфера всеобщего, право и правоведение – сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, – конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права – это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и существование философии права как особой философской науки в системе философских наук оправданы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и т.д.) – это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое и разумное, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия истории, философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии.

В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, напр., как понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, система права и система законодательства, право как система норм, воля и интерес в праве, правосознание, правоотношение, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т.д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) зависят во многом от уровня правовой (и государственно-правовой) культуры общества, от общего состояния философских и юридических исследований в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит т.о., что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права и государства в качестве ее составной части, постепенно оформляется как самостоятельная юридическая дисциплина общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве философия права выполняет ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997;

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990;

3. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972;

4. Керимов Д.А., Кудрявцев В.Н. Право и государство (опыт философско-правового анализа). М., 1993;

5. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989;

6. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997;

7. Он же. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974;

8. Он же. Право и закон. М., 1983;

9. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992;

10. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971;

11. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988;

12. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900;

13. Он же. Избр. труды, 1998;

14. Batiffol H. Problèmes de base de philosophie du droit. P., 1979;

15. Hugo G. Beiträge zur zivilistischen Bucherkenntnis, Bd. 1. В., 1788;

16. Maihofer W. Naturrecht als Existenzrecht. Fr./M., 1963;

17. Marcic R. Rechtsphilosophie. Freiburg, 1969;

18. Naucke W. Rechtsphilosophische Grundbegriffe. Fr./M., 1982;

19. Radbruch G. Rechtsphilosophie. Hdeb., 1983;

20. Smid S. Einführung in die Philosophie des Rechts. Münch., 1991;

Читайте также: