Сообщают ли в школу об административном правонарушении

Обновлено: 30.06.2024

Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома. Безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

Предоставленный сам себе ребенок может попасть под опасное влияние или втянут в преступные, антиобщественные (аморальные) действия, но самая главная опасность, что ребенок может стать жертвой преступления. Но большинство детей, в силу возраста, не понимают, какими тяжелыми могут быть последствия.

Некоторые родители не осознают, какой опасности подвергают жизнь и здоровье своего ребенка, НЕСВОЕВРЕМЕННО обращаясь в полицию о розыске. Кто-то думает, что заявление в полицию можно подать только через 3 дня, кто-то пытается искать своими силами, боясь огласки внутрисемейных проблем, кто-то вообще решил, что ребенок погуляет и вернется сам.

Что делать родителям, если ребенок потерялся:

1. В случае исчезновения ребенка следует незамедлительно обратиться в отдел полиции.

2. Чем меньше прошло времени с момента его исчезновения, тем быстрее ребенок будет разыскан.

3. При обращении в отдел полиции возьмите с собой документы, содержащие сведения о пропавшем ребенке с его фотографией.

4. При описании пропавшего ребенка обязательно укажите его основные приметы, опишите его одежду.

5. Дежурный по отделу полиции не имеет права отказывать в приеме заявлений о пропаже несовершеннолетних, и обязан принять их незамедлительно. При обращении в отдел полиции гражданин лишь констатирует факт исчезновения несовершеннолетнего

Если родитель не обратился, либо обратился несвоевременно в полицию с заявлением о его розыске, то существуют все основания привлечь родителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, так как бездействие родителя подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по каждому факту самовольного ухода проводятся проверки, с целью выяснения причин и условий уходов, а также предотвращения повторных инцидентов. Бывают случаи, когда несовершеннолетний просто загулялся, телефон разрядился или были другие причины, когда родители не могли установить, где же находится их ребенок, и обращались в полицию. По результатам проверки устанавливается, что подобные случаи не являются самовольным уходом. Если же факт самовольного ухода ребенка подтвержден, дети и их родители приглашаются на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. И хотя самовольный уход сам по себе не квалифицируется как противоправный поступок, он является основанием постановки ребенка, а иногда и семьи, на профилактический учет, для проведения различных мер с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности ребенка.

Каковы же причины ухода детей из дома?

* В большинстве случаев - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. Ребенок стремится уйти от проблем, поддаваясь эмоциям и не осознавая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.

* Другой распространенной причиной является семейное неблагополучие, злоупотребление родителями спиртными напитками. Отрицательное поведение родителей порождает нежелание ребенка возвращаться в семью. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.

* Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с занятостью родителей на работе. Подросток предоставлен в течение дня сам себе, что способствует его привыканию к бродяжничеству на улицах города, общению детьми, ведущий подобный образ жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был занят организованной формой досуга во внеурочное время.

* Есть случаи ухода подростков из семей, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, в этом случае побег вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.

* Проявления девиантных форм поведения: некоторые подростки не любят учиться, не хотят работать или заниматься чем-либо полезным, хотя в настоящее время существуют и возможности, и ресурсы для их трудоустройства или продолжения обучения в самых доступных формах в целях получения полного среднего образования. В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

Первый самовольный уход прорывает психологический барьер ребенка и нарушает его связь с семьей. Поведение ребенка является зеркальным отражением ситуации в семье. Не пытайтесь просто навязывать детям свою волю, свой контроль, детей нужно понять и принять. Будьте мудрее!

В случае ухода вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время. Обзвоните друзей и знакомых подростка, учителей. Проверьте, вел ли он дневник (в письменном или в электронном варианте). Проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден, незамедлительно сообщите об этом

в дежурную часть, ОДН и ОУУП ОМВД России по месту жительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в образовательное учреждение, где обучается ребенок.​

Полномочиями по работе с детьми, совершившими правонарушения или преступления, обладают не только органы полиции, но и КДН и ЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района или города Нижнего Новгорода, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ, соц. педагоги и др.

Стоит помнить, что на учет можно попасть только после повторных или серьезных нарушений!

Кстати, контролировать детей могут не только из-за их проступков, но и из-за действий их родителей (статья 5.35 КоАП РФ).

Выявленный факт или заявление с просьбой провести проверку о совершении подростком правонарушения или преступления поступает в отдел полиции УМВД России по Нижнему Новгороду. Инспектор ПДН составляет протокол, берет объяснения с подростка и его законного представителя, объяснения с потерпевшего и свидетелей, запрашивает характеристики по месту учебы и жительства ребенка, а также при необходимости проводится судебно-медицинское освидетельствование. По фактам проверки инспектор ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду выносит определение об отказе или о возбуждении дела об административном правонарушении, либо постановление об отказе или о возбуждении уголовного дела.

Важно, что решения КДН в большинстве случаев справедливы!

На профилактический учет комиссия ставит лишь после неоднократных и серьезных общественно опасных деяний в отсутствии взрослого контроля над ребенком. При единичном же правонарушении дело завершится профилактической беседой с несовершеннолетним и его родителями. Однако, бывают случаи, когда родители не согласны с постановлением КДН о постановке их ребенка на профилактический учет в ПДН. В этом случае нужно обжаловать решение КДН в суде. На это по закону отводится 10 дней. Но даже если в суде к родительским доводам не прислушались и оставили решение (постановление) комиссии по делам несовершеннолетних в силе, то можно через полгода подать заявление о снятии ребенка с профилактического учета. Заявление пишется в свободной форме с указанием фактов исправления ребенка, не нуждающегося больше в дополнительном контроле со стороны инспекторов ПДН. Если у подростка действительно все наладилось, то его снимают с учета окончательно. Кстати, инспекторы могут и сами заметить изменения, а значит, снять подростка с профилактического учета и без родительского заявления. Для этого им достаточно получить согласие начальника отделения полиции. Автоматически же с учета в ПДН снимаются: лица, достигшие совершеннолетия (18 лет); по истечении условного срока наказания; при отпадении юридических оснований для подобного учета.

При постановке несовершеннолетнего на профилактический учет ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду руководствуется Приказом № 845 МВД РФ п.49.1.6 (совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

Решение КДН о постановке на профилактический учет направляется начальнику ОП УМВД России по Нижнему Новгороду. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, то заключение о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки направляется в ПДН (копия – в КДН). В карточку учета вносятся данные о ребенке, его родителях, о его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе, кружках и т.д., составляется план индивидуальной профилактической работы и лист учета профилактических мероприятий на шесть месяцев. Затем с подростком проводится воспитательная и профилактическая работа инспектором ПДН и социальным педагогом в образовательном учреждении.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

- постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, в секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеристиками как в письменной, так и в устной форме.

- составление акта обследования бытовых условий для детей по месту жительства на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха и учебы.

Родителям подростков нужно быть очень внимательными и осторожными - в результате даже любой школьной драки или потасовки пострадавшая сторона в лице законных представителей может предъявить вам свои претензии, угрожая судом. Более того, если несовершеннолетний уже был единожды поставлен на учет в ПДН, то повторная драка в возрасте 16-18 лет может обернуться для него уже реальным сроком по статье 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).

Именно поэтому как можно раньше нужно позаботиться о защите прав своих детей, прибегнув к квалифицированной профессиональной помощи юриста по семейному и ювенальному праву. Ведь предупредить беду гораздо проще, чем анализировать ее последствия.

Идеальных детей, как известно, не бывает. Но от того, в какой семье, в какой среде воспитывается ребенок, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ч. 4 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Таким образом, новый закон об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных организаций применимы меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных организаций несут следующие виды ответственности:

материальную ответственность за причинение по вине работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

При этом следует иметь в виду, что лишение премии, иной стимулирующей выплаты не относится ни к мерам дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности и в качестве меры ответственности за нарушения применяться не может. В выплате премии или иной стимулирующей выплаты может быть отказано лишь при недостижении установленных для таких выплат показателей в работе либо в связи с наличием в положении о стимулировании такого условия о выплате, как отсутствие дисциплинарных взысканий или фактов привлечения к материальной ответственности в определенный премиальный период.

Работники образовательных организаций несут в общем порядке также административную и уголовную ответственность в случаях, прямо предусмотренных в КоАП и в Уголовном кодексе РФ.

КоАП РФ содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования: ст. 5.57 (Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций) и 19.30 (Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) Таблица 8.

Административная ответственность должностных лиц и граждан за правонарушения в сфере образования

Норма КоАП РФ

Описание административного правонарушения

Наказание за его совершение

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей;

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

Административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 тысяч рублей

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей

Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации

Административный штраф на должностных лиц в размере 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;

на должностных лиц - от 20000 до 40000 рублей.

Нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 19.30 , должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Как видно из Таблицы к административной ответственности по эти составам в основном могут быть привлечены лишь должностные лица (т.е. руководители, их заместители и другие работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями). И только за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены граждане, т.е. рядовые работники образовательной организации и другие лица.

Вопросом, требующим особого рассмотрения в данном контексте, является вопрос о том, кто считается должностным лицом в рассматриваемых случаях.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Такие функции характерны для руководителя образовательной организации, который бесспорно является должностным лицом в силу своей должности и вытекающих из нее прав и обязанностей.

Должностным лицом в рассматриваемой ситуации может быть и учитель, но только если он наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

Вместе с тем, в тех случаях, когда соответствующая норма КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, учитель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. Как отмечалось выше, в сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. За совершение данного правонарушения к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда учитель являлся должностным лицом, то он подлежит административной ответственности как должностное лицо.

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.


Мне часто задают вопросы, касающиеся применения норм КоАП РФ как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и на других стадиях административного производства в отношении несовершеннолетних . В данной статье я постараюсь осветить наиболее проблемные моменты.

В соответствии с требованиями КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних правонарушителей должен составляться в присутствии их законных представителей.

Возможны ситуации, когда сотрудники ГИБДД задерживают транспортное средство под управлением пьяного подростка, родители которого уехали за пределы Тверской области, Российской федерации (например, уехали на отдых) или подросток из неблагополучной семьи и где находятся его родители не известно. В этом случае составление административного протокола становиться невозможно и правонарушитель может уйти от административной ответственности.

Статьей 2.3 КоАП РФ установлен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - шестнадцать лет к моменту совершения административного правонарушения.

Согласно ст.25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители), которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.

Таким образом, законные представители несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении имеют право присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении.

В то же время нормы КоАП РФ не содержат императивных норм , устанавливающих обязательное присутствие законных представителей несовершеннолетнего при составлении протокола об административном правонарушении.

Так, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ закреплена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае их неявки, если они извещены в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о законном представителе несовершеннолетнего правонарушителя, не присутствовавшем при составлении протокола, и не извещенного о дате и времени его составления, является существенным недостатком , влекущим возвращение материалов дела в орган, составивший протокол.

Учитывая изложенное, для того, чтобы требования КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении были соблюдены, должностными лицами, их составляющими должны быть предприняты меры к надлежащему извещению несовершеннолетнего и его законных представителей о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении .

Для этого несовершеннолетний может быть сначала доставлен в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, то есть принудительно препровожден для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения, например участковый пункт полиции или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

КоАП РФ также предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов , а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). При этом законодатель не указывает срок, в течение которого или не позднее которого должен быть уведомлен родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего.

Таким ообразом, предоставленная КоАП РФ возможность доставления несовершеннолетнего или его административного задержания позволят компетентным органам предпринять всевозможные меры для поиска родителей подростка и их извещении. В противном случае протокол не будет отвечать требованиям КоАП РФ , что повлечет его возвращение.

В случаях, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу (участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания, помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

  • если их личность не установлена;
  • если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение;
  • если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления в подразделения органов внутренних дел.

В данном случае на срок до 48 часов вышеуказанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел.

На срок более чем 48 часов несовершеннолетний может быть помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел только на основании постановления судьи .

Читайте также: