Социальное обеспечение и здравоохранение как комплекс

Обновлено: 30.06.2024

Составной частью экономического пространства социальной работы является здравоохранение . Статья 41 конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказываются гражданам бесплатно за счёт соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость его от общественно-экономических отношений и структур, характера общественного развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья. Для этого нужны новые подходы к организации всей работы в деле охраны здоровья народа, одним из которых может явиться создание в нашей стране медико-социальной помощи населению.

Переход к рынку потребовал реформы в экономике системы здравоохранения, поиска дополнительных источников её финансирования. Одним из основных направлений стало введение обязательного медицинского страхования для всего населения России. Оно гарантирует получение необходимого минимума бесплатной медицинской помощи. Государством финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Принимаются меры по сохранению и развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Вместе с тем процессы разгосударствления и сужение в связи с этим ресурсных и финансовых возможностей государства привели к резкому сокращению средств на нужды социальной сферы.

Совершенствование системы финансирования должно быть направлено прежде всего на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов и их соответствие предоставляемому объёму медицинской помощи. Это предполагает постепенный отказ от принципа содержания медицинских учреждений независимо от объёма оказываемых услуг. При этом система финансирования здравоохранения должна основываться на использовании финансовых ресурсов в качестве экономического инструмента повышения социальной и медицинской помощи. В соответствии с концепцией развития здравоохранения и развития медицинской науки РФ возможны две схемы финансирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Первая схема: финансирование через страховые медицинские организации, выполняющие функции страховщиков. Вторая схема: финансирование медицинских организаций напрямую филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимо введение в законодательство мер, обеспечивающих более эффективный контроль за расходованием средства обязательного медицинского страхования, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения. В целях финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования концепции предусматривает закрепление источника финансирования в федеральном бюджете как долю поступлений от налога на добавленную стоимость и её перечисление в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Важнейшим элементом проведения государственной и муниципальной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных условиях. Широкое использование современных методов целевого планирования и программирования в социально ориентированной отрасли, имеющей для выполнения конституционных гарантий ограниченные средства, позволит повысить эффективность использования ресурсов и лучше обеспечить потребности населения в медицинской помощи. Планирование предполагает установление чётких целей и финансового обеспечения обязательства государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения.

Совершенствованию системы управления и повышению её эффективности должно способствовать также введение системы контрактных отношений для руководителей органов и учреждений здравоохранения.

Целями здравоохранения являются стабилизация медико-демографической ситуации, связанной с заболеваниями населения, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности и качества жизни больных с патологией. Этому способствует создание условий для оказания приемлемого уровня медицинской помощи населению на основе обеспечения доступности и повышения качества медицинского обслуживания, направленного на сохранение и укрепление здоровья населения.


Понятие

Социальное обеспечение – важнейшая отрасль права, в котором определенные нормы выступают регуляторами отношений между гражданами государства и различными подведомственными организациями.


При помощи органов соцобеспечения происходит адекватное перераспределение различных благ между всеми нуждающимися, а также структурами, работающими в данной сфере.

История

История соцзащиты на территории Российской Федерации началась еще в древности, когда племена славян заботились о своих стариках несколькими способами. Это могло быть дарение более простых для пахоты земель и поддержание жизни людей, которым требуется помощь. Подтверждение можно найти в различных преданиях, баснях и исторических записях.

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы.

Со временем данная практика развивалась. Постепенно начали появляться различные структуры, которые выполняли социальную роль. У представителей низшего сословия появился доступ к образованию (обычно дело касалось обучению грамоте) и бесплатной медицине. После распада Российской Империи на территории РСФР появился Народный комиссариат государственного призрения, которой продолжил работы по социальному обеспечению.

На данный момент контролирует соцполитику Министерство труда и соцзащиты. Орган имеет достаточно разветвленную структуру для грамотной и эффективной работы в каждом из регионов. Работы достаточно много, так как функционал у данной организации очень широкий. Ежегодно происходит модернизация имеющейся системы и постепенное ее улучшение.

Функции

Функции соцобеспечения в целом остаются неизменно, однако некоторые изменения периодически происходят. Обусловлено это конкретным направлением, в котором движется данная структура. Немаловажное влияние оказывает общество на государство и отдельные его элементы.


Основная функция заключается в поддержке тех категорий населения, которые в этом нуждаются.

Структура

Структура организации очень разветвлена и выполняет большое число разнообразных задач. Среди них – обеспечение минимального размера оплаты труда, выплаты различных пособий, страхование здоровья и жизни и разнообразная мощь всем нуждающимся. Основной особенностью является то, что для эффективной работы всех органов данной системы необходима совместная деятельность государства, различных компания и каждого гражданина в отдельности.

Большая часть финансов тратится на выплату пенсий. Свое начало данная система берет с 1980-х годов. Пенсионная система достаточно сложная и состоит из нескольких ступеней. Важной составляющей также является государственное страхование, речь о котором пойдет несколько позже.


Общественная помощь касается тех, кто не способен сам поддерживать минимально комфортный уровень жизни. Речь идет о минимальном размере оплаты труда. Эти деньги тратятся на необходимые каждому гражданину нужды и касаются не только заработной платы, но и возможности бесплатно получиться образование и медицинскую помощь, а также различные выплаты с связи беременностью и материнством, болезнью, инвалидностью и так далее.

Подведомственные учреждения

Без грамотного управления и контроля над всеми организациями, входящими в состав структуры, вся деятельность потеряет свою эффективность. Основной контроль остается за Правительством Российской Федерации, которое разрабатывает особую политику по контролю за благосостоянием граждан в различных сферах. Также Правительство следит за выполнением задач, поставленных перед нижестоящими организациями.

Контролем на региональном уровне занимаются органы государственной исполнительной власти. Среди них – Министерство труда, здравоохранения, образования и науки и многие другие. В зависимости от поставленных задач выполнение может быть передано подведомственным органам.

Формы

Социальная поддержка стоит из трех форм:

  • Соцобеспечение.
  • Соцстрахование.
  • Соцпомощь.


Первая из них является только типом господдержки, которая создана Правительством для того, чтобы каждому гражданину была доступна комфортная жизнь. Однако просто так выплаты получить не получится, должны быть определенные причины. Среди них могут быть:

  • Появление на свет малыша.
  • Наступление пенсионного возраста.
  • Болезнь или инвалидность.
  • Потеря работы.
  • Потеря кормильца.

Если одна из вышеперечисленных ситуаций случилась, а гражданин может подтвердить ее соответствующими документами, он может получить следующее:

  • Финансовые выплаты.
  • Натуральные блага.
  • Получение услуг в различных социальных учреждениях.

Государственное страхование

Социальное страхование необходимо для того, чтобы у граждан имелась возможность компенсировать различные проблемы. Среди них может быть потеря работы по различным причинам. Бюджет для этих целей формируется из выплат, которые добровольно перечисляют работодатели или индивидуальные предприниматели. По этим причинам соответствующие выплаты могут получить только те граждане, которые трудоустроены официально или имеют статус самозанятого.

Соцобеспечение из ФБ

Для соцобеспечения отдельных групп населения из федерального бюджета существуют разнообразные фонды, ведущие свою деятельность на определенном уровне. Среди них выделяют следующие:

  • Пенсионный.
  • Соцстраховка.
  • Медицинский.

Ряд экспертов говорит о том, что соцобеспечение – один из способов перераспределения ВВП. Выплаты подчиняются строгим законам и нормам, указанным в определенных документах. Это позволяет всем гражданам не переживать касательно своего статуса при возникновении проблем. Имеется еще ряд систем, которые касаются всех граждан страны:

  • Страхование моряков.
  • Страхование наемных сотрудников.
  • Организация взаимной помощи по страхованию сотрудников госпредприятий.
  • Аналогичные компании по страхованию преподавателей.
  • Нацстрахование граждан, работающих индивидуально.

Помощь маломущим

Если у жителей государства отсутствует возможность получать достаточное количество денежных средств для поддержания комфортного существования, государство оказывает дополнительную поддержку. Возможно это только после сбора гражданином особого списка документов. В таком случае могут быть положены:

  • Финансовые выплаты.
  • Бесплатные медицинские препараты.
  • Горячее питание.

Особенность данного типа поддержки не требуется осуществлять дополнительные социальные взносы. Бюджет для ведения данной деятельности формируется отдельно Правительством. Существует он специально для решения внезапных проблем, которые могут появиться у граждан. Также помощью могут заниматься:

Читайте также: