Социально правовой подход рассматривает поведенческие девиации как

Обновлено: 28.06.2024

Социальные отклонения

Рекомендуемая литература
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - M.J 1978.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - СПб.,] 1998.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - М., 1964.
5. ГшшнскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. - М., 1995.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.
9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.
10. Ю.ЛичкоА.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. -Л., 1991. И. Ольков С.Г. Общественные болезни. -Тюмень, 1996.
11. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. - М., 1979.
12. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1990.
13. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.
15. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. - М., 1999.
16. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
19. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.
20. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
21. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.
22. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. - М., 1996.
23. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979.

Проблема классификации поведенческих отклонений

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.
Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин "деви-антное (отклоняющееся) поведение" используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.
Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия "норма". Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.
В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.
В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяются социологическое и правовое направления.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям: а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения; б) по значению последствий - негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные; в) по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм); г) по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие; д) по длительности - единовременные и длительные; е) по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы [1, 13].
В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки [5].
Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести - с наказанием до двух лет; средней тяжести - с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления - до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие - свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.
По характеру действий преступления также делятся на: преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения.
Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.
Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие "отклоняющееся поведение" зачастую отождествляется с понятием "дезадаптация". В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.
В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость,нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.
Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.
Признаками более масштабной - социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.
Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о деви-антном поведении на этом "несамостоятельном" этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение.
К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выраженными формами, люди стараются прежде всего получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.
В научной литературе по вопросам девиантного поведения также господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности целесообразно психологически - воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений - психологический и клинический.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
– вид нарушаемой нормы;
– психологические цели поведения и его мотивация;
– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
– индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [3, с. 50].
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А.Донских [6]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на ад-диктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарухпающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного подведения.
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарцисси-ческое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, по-груженности в мир собственных фантазий.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни,_снижение. критичности. к_своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к. состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.
В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.
В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых норм.

Специалисты считают, что девиантное поведение не является болезнью, и человек в любой момент может измениться.

Девиантное поведение, основываясь на знаниях медицины, психологии, социологии, может трактоваться по-разному. С точки зрения социологии девиантность рассматривается, как нарушение личностью социальных норм и нравственных ценностей. Психологи рассматривают данное поведение как отклонение от нравственных и общепринятых норм, в результате чего наносится вред окружающим и себе. Медицина считает, что девиантное поведение является нарушением морально-нравственного поведения при наличии нервно-психического заболевания.

Девиации могут быть первичными и вторичными. К первичной девиации относится группа отклонений не одобряемая, но и не особо осуждаемая обществом. При наличии отличий в своем поведении, человек не считает себя нарушителем общепринятых правил. Вторичная девиация признается обществом недопустимой, человек осуждается и признается нарушителем общественного устоя. В этом случае отклоняющееся поведение проявляется тогда, когда цели не совпадают с возможностями и человек прибегает к незаконным и аморальным поступкам.

Нежелание или неумение индивида адаптироваться к общепринятым правилам и требованиям приводит к девиантности. Девиантность считается промежуточным звеном между нормой и патологией.

Рассматривая причины девиаций, значительная часть исследователей называет следующие:

  • психологические причины, к которым относятся наследственные заболевания, возрастные кризисы, пол, психодинамические особенности, неосознанные влечения;
  • социальными причинами являются особенности семейного воспитания, материальная обеспеченность, традиции и ценности семьи, стиль родительского воспитания, отношение членов семьи к отклоняющемуся поведению, окружающий социум, влияние средств массовой информации;
  • личностные причины, среди которых выделяют повышенную тревожность, сниженную эмпатию, внутреннюю конфликтность, депрессивность, искажение Я-концепции и искривленность когнитивной сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

Девиантное поведение чаще всего характерно для незрелых личностей, которые не имеют необходимого опыта общения и положительных оценок со стороны окружающих. Подростки находятся в этой группе, и их поведение является своеобразным сигналом о наличии каких-то особенностей, которые могут развиться в неблагоприятную сторону.

Виды девиантного поведения

Специалисты условно выделяют четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений – социально-правовой, педагогический, клинический, психологический.

В рамках социально-правового подхода выделяется социологическое и правовое направление.

Поведенческие девиации социология рассматривает как социальные явления, которые регулируются по нескольким основаниям: в зависимости от масштаба, по значению последствий, по субъекту, по объекту, по длительности, по типу нарушенной нормы, преступления, административные и гражданско-правовые нарушения, дисциплинарные проступки.

В основе психологического подхода лежат социально-психологические различия между разными видами отклоняющегося поведения. Критериями психологической классификации отклоняющегося поведения являются вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты поведения и ущерб, причиненный этим поведением, индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В отклоняющемся поведении Е.В. Змановская выделяет три группы – аморальное, антисоциальное, аутодеструктивное поведение. Эта классификация относительна и условна, потому что в реальности формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются и в каждом конкретном случае это поведение будет индивидуальным и неповторимым.

С медицинской точки зрения некоторые виды отклоняющегося поведения могут перейти в болезнь. В основе медицинской классификации девиантного поведения лежат два критерия – психопатологический и возрастной. Диагностируется поведенческое расстройство, если налицо несколько неоднократно повторяющихся характерных диагностических критериев, которые сохраняются не менее 6 месяцев.

Если говорить в общем, то на сегодняшний день единой классификации девиантного поведения не существует и выбор опорной классификации зависит от сферы, в которой происходит анализ девиантного поведения.

Основной первичной классификацией была классификация Н.В. Барановского, выделившего социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.Если первое обеспечивает прогресс общества и является продуктивным типом отклоняющегося поведения, то второе носит деструктивный характер и ведет к регрессу общества – это преступники, зависимые личности, террористы.

Формы девиантного поведения

Систематизация форм девиантного поведения исходит из социальных проявлений. К основным формам отклоняющегося поведения относятся преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бродяжничество, побеги из дома, вандализм.

Истоками девиантного поведения в отечественной психологии принято считать трудновоспитуемость, педагогическую или социально-культурную запущенность.

В этих вопросах роль психологии заключается в том, чтобы раскрыть психологические механизмы совершения преступления.

Одной из форм девиантного поведения является наркомания, связанная с употреблением наркотических веществ. Эти вещества, среди которых наиболее известными являются опий, морфий, гашиш, вызывают особое состояние нервной системы – наркотическое опьянение. Одной из общих причин употребления наркотиков является свободное время, не задействованное продуктивной работой.

Алкоголизм – вторая форма отклоняющегося поведения. Его потребление относится к очень острой социальной и педагогической проблеме, а наиболее распространенной формой борьбы с алкоголизмом являются просветительные запрещающие меры.

Подростковый возраст – это период подростково-юношеской гиперсексуальности, отсюда многие девушки рано вступают в половые контакты и часто без разбора. Однако те меры, которые сегодня предпринимает государство против проституции, не решают эту проблему.

Такая форма как суицид, представляет собой умышленное лишение себя жизни. Это вполне осознанные действия индивида. На особенности суицидального поведения возраст оказывает существенное влияние. Например, кризисы подросткового возраста и попытки самоубийства у подростков встречаются значительно чаще, чем у детей в младшем возрасте. Одной из причин суицидов подростков выступает влияние подростковой субкультуры, когда они следуют примеру своих кумиров.

Крайней формой аутсайдерства является бродяжничество. Это отклоняющееся поведение, сопряженное с наркоманией, алкоголизмом, преступностью, наносит морально-психологический ущерб, прежде всего, самой личности. Часто такие подростки попадают в криминальную или асоциальную компанию и становятся на путь преступления.

Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный.

Социальный подходбазируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспособленность к самому себе, принятие себя и отсутствие т.н. психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные(например, социальное творчество) и социально-нейтральные(например, попрошайничество).

Один из наиболее полных и интересных вариантов принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивное поведение, во втором случае – внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Так Е.В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное; асоциальное; аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

Асоциальное– это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Аутодеструктивное – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его основные формы: пищевая и химическая зависимость, суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

В рамках психиатрического подходадевиантные формы поведения рассматриваются как доболезненные особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям диагностики симптомов или синдромов.

Этнокультурный подходподразумевает тот факт, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп.

Возрастной подходрассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные отклонения, отставание или опережение возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.

Гендерный подходисходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. К гендерным могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций.

Медицинский подход основан на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними, выделяются различные поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни.

Профессиональный подходв оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям, в соответствии с которым отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения: дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное, агрессивное, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной – социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Феноменологический подходк оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, в отличие от социального, психологического или психиатрического, позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (например, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм).


Девиантное поведение среди подростков и его формы.

В системе образования Республики Казахстан все большую роль в развитии личностно ориентированного подхода, направленного на соблюдение прав ребенка, играют психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы и социальные работники. Уважение ребенка, повышенное внимание к подготовке детей к социальной жизни повышает эффективность реализации всех государственных программ в отношении детства, которые действуют сегодня в стране.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в отклонений от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. — отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. [1]

Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения — наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

б) отклонение в сфере общественной морали:

1. Пьянство и алкоголизм. Пьянство — злоупотребление алкоголем. Алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) — заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности.

2. Наркомания (греч. nark — отклонение; mania — безумие). Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.

3. Проституция (лат. — выставлять публично) — вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии.

4. Бродяжничество — систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы.

5. Попрошайничество или нищенство — систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).

6. Самоубийство (суицид) — сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство для достижения чего-либо другого кроме нее самой.

Следует заметить, что это не идеальная классификация, т. к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации — корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации — насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).

Иногда в особую категорию выделяют т. н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction — пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения — уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т. ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т. д.)

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.

Существует 3 основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение, в частности, преступное, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом.

Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации.

Существуют и иные классификации отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:

1) реактивно обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе психотравмирующую ситуацию;

2) вызванное низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного воспитания;

3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах.

Другие рассматривают девиации в двух основных направлениях:

1) по форме проявления нарушения — делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение;

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе, — биологические факторы, а также социально-психологические основы: социальная среда и психологические особенности возраста. Третьи авторы все нарушения поведения подростков и юношей подразделяют на девиантное поведение и нарушения при психических заболеваниях [2].

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант —любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

1. Агафонов А. Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. — Петропавловск, 2000.

2. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи./ Юридическая литература. М., 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, норма, отклонение, отклоняющееся поведение, общество, заметный ущерб, поведение, социальная норма, социальное неравенство, физическая зависимость.

Похожие статьи

девиантное поведение , норма , отклонение , отклоняющееся.

Основные подходы к объяснению девиантногоповедения. девиантное поведение , норма , отклонение , отклоняющееся поведение , общество , физическая зависимость, социальное неравенство, социальная норма , заметный ущерб, поведение .

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного.

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки. Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Экстремистское движение как тип девиантного поведения

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека.

Социальные отклонения, влияющие на формирование.

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальное поведение, подросток, образ жизни, трансформация менталитета, Эстония, ребенок, проблема, молодое поколение.

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали.

Ключевые слова: социальная работа, девиантное поведение, подростки. Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Психологическая оценка склонности воспитанников.

Так, согласно взглядам Е. В. Змановской, девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от норм [1]. В более узком смысле дает определение девиантного поведения И. С. Кон.

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Под девиантностью подразумевают отклонение от принятых в обществе норм без правонарушений.

Читайте также: