Социально ответственная компания как правило делает следующее

Обновлено: 03.05.2024

Ключевые слова: социальная ответственность, государство, бизнес, общество, социальная политика.

BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY

Fedorova Veronika Mikhailovna

Belgorod National Research University

Abstract: the article reveals the concept of "social responsibility of business", examines its directions, concepts, features of social responsibility of business in Russia.

Key words: social responsibility, state, business, society, social policy.

Актуальность проблемы. На сегодняшний день тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Успешные бизнесмены стараются не только развивать свое дело, но и оказывать помощь обществу в решении различных проблем, что не только говорит о благополучии их деятельности, но и об их человеческих качествах, что является немаловажным фактором в успехе компании среди конкурентов. Многообразие форм, методов и моделей социальной ответственности бизнеса, знание которых необходимо для наиболее эффективного ее осуществления, делает вопрос изучения социальной ответственности бизнеса особенно актуальным.

В современном мире наметилась тенденция по сближению бизнеса и общества, и это, оправданно. Предприятия взаимодействуют с обществом в самых различных сферах – политической, экономической, духовной, социальной. В настоящее время цель деятельности большинства предприятий сводится не только к тому, чтобы получить максимальную прибыль, но и чтобы выполнить какие-нибудь социальные функции, решить социальные проблемы, тем самым не только улучшить жизнь людей, но и обеспечить себе конкурентные преимущества, наиболее благоприятно выглядеть в глазах того же общества. К тому же партнерами, конкурентами, работниками предприятия являются представители общества, поэтому сближение общества и бизнеса является обоснованным и продуманным шагом последнего. Социальная направленность бизнеса, которая ранее трактовалась как выполнение обязательств перед работниками предприятия, сегодня превращается в стратегию деятельности многих хозяйствующих субъектов, решающих комплекс общественно важных задач.

Социальную ответственность бизнеса можно определить как долгосрочную добровольную гласную стратегию предприятия, предполагающую не только соблюдение формальных правил и норм, но и реализация материальных и нематериальных социально направленных мероприятий. Долгосрочность в данном определении означает, что бизнес будет социально ответственным в далекой перспективе, весь период своего функционирования, чего нельзя сказать и единовременных акциях и мероприятиях, носящих социальный характер. Ключевой характеристикой социально ответственного бизнеса является его добровольность, т.е. это добровольное стремление бизнесменов принимать такие решения, проводить такую политику и следовать таким направлениям деятельности, которые напрямую связаны с основной деятельностью компании, но выходят за рамки минимума, установленного законом. Другими словами социальную ответственность можно определить как общественный договор между бизнесом, властью и потребителями, целью которого является обеспечения благами всего общества.

Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса является отчасти обязательной, поскольку ее базовый уровень основывается на соблюдении работодателями требований российского законодательства.

Социальная ответственность бизнеса имеет два направления – внутренне и внешнее. Внутреннее – это все усилия в социальной сфере компании, которые направлены непосредственно на ее работников, а именно обеспечение безопасности труда, стабильную выплату заработной платы, оказание помощи работникам в сложной ситуации, обучение и повышение квалификации работников, медицинское и социальное страхование персонала. Внешнее направление социальной ответственности бизнеса направлено во внешнюю среду компании и связано с такими видами деятельности как благотворительность и спонсорство, взаимодействие с органами власти, охрана окружающей среды. Можно сказать, что данные уровни дополняют друг друга, социальная ответственность бизнеса не может быть основана на каком-то одном, они взаимозависимы и взаимодействуют.

В изучении социальной ответственности бизнеса возникает вопрос - а кому же выгодно тратить большие средства на социальные цели? Одно дело, когда речь идет о минимальном соблюдении требований законодательства – выплата заработной платы, оплата больничных листов – проигнорировав данное требование можно поплатиться всем бизнесом. Другое дело, когда речь идет о проведении благотворительных акций, программах по охране окружающей среды – это ведь очень затратные мероприятия, так кому и зачем они нужны?

Существуют определенные заинтересованные группы, которые различными способами взаимодействуют с бизнесом: государство, акционеры, общественные организации, инвесторы, покупатели, местное сообщество. На основании взаимодействия с каждой из этих групп компании способны достичь значительных успехов в своей деятельности. К примеру, социальная ответственность для потребителей означает безопасность продукции и ее качество, учет нужд и потребностей покупателей, защиту информации, готовность к диалогу, разрешение возникающих споров и возмещение ущерба. Установление социально ответственных, партнерских отношений с потребителями расширяет возможности по привлечению новых потребителей и повышает их лояльность в конкурентной среде.

Взаимодействие с общественными организациями также является выгодным направлением сотрудничества для обеих сторон. Общественные организации в данном случае получают помощь и поддержку, а компания – повышение своего имиджа, который пригодится им как в борьбе за потребителей, так и в борьбе за инвесторов, а это уже будет способствовать развитию бизнеса, его расширению.

Однако необходимо сказать, что социальная модель бизнеса в России имеет свои особенности. Для компании, действующих в нашей стране, наблюдается некоторое сокращение групп, с которыми бизнес строит партнерские отношения, в частности, это касается местных сообществ. В России основными движущими силами выступает сам российский бизнес и местные власти, что зачастую приводит к их сращению, а не добросовестному и открытому партнерству.

В западной модели социальной ответственности бизнеса существует три игрока – государство, бизнес, общество, каждый из которых нацелен на достижение благосостояния общества, учет интересов и удовлетворение потребностей всех его членов. А в нашей стране социальная ответственность бизнеса развивалась в условиях не до конца сформированного гражданского общества, поэтому оно не способно информировать бизнес о своих потребностях. И сегодня, согласно исследованиям, россияне попросту не верят, что как-то могут повлиять на решение социальных или экологических проблем.

Развитие социальной ответственности бизнеса в России затруднено недоверием общества к власти и к бизнесу. Если, как уже было отмечено выше, на западе существуют три игрока – бизнес, общество им власть, но в нашей стране люди ассоциируют власть с бизнесом и бизнес с властью, противопоставляют себя им, скорее не стремятся защититься, чем идти на установление взаимовыгодных отношений. Это и понятно. Ведь бизнес в России зачастую вступает в сговор с властью, ведет нечестную борьбу, использую властных покровителей. Стоит взглянут на состав представителей органов различной власти любого города – и мы убедимся, что больше половины из них занимают представители бизнеса данного региона, или из родственники, что, по сути, одно и то же.

На сегодняшний день российские компании стремятся к охране окружающей среды, стремятся сделать своей производство максимально безвредным. Компании проводят природоохранные мероприятия, создают экологические фонды, понимая, что охрана окружающей среды – вклад в будущее для всего человечества. На мой взгляд, именно забота об окружающей среде является перспективным направлением развития социальной ответственности, глобальной и всеобъемлющей целью бизнеса в целом.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса является фактором обеспечения его успеха и процветания и одновременно важным направлением его деятельности, поскольку сегодня бизнес не может являться успешным, если преследует только цель получения прибыли. Сегодня успешное предприятие уделяет должное внимание не только заботе о своих работниках, но и обществе в целом, об его развитии, обеспечении всеми необходимыми благами. Таким образом, бизнес постепенно переходит из стадии самообеспечения и достижения своих целей в стадию социального обеспечения населения и развития общества.

1. Бойцова, В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость [Текст] / В. А. Бойцова // Проблемы современной экономики. – 2015. – №14. – С. 81-86.

3. Сланченко, Л. И. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы [Текст] / Л. И. Сланченко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – №2. – С. 15-19.

4. Судова, Т. Л. Социальная ответственность бизнеса: уровни, выгоды, издержки [Текст] / Т. Л. Судова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. –№82. – С. 65-68.

5. Фролова, Т. А. Социальная ответственность бизнеса в России [Текст] / Т. А. Фролова // Вестник ТГПУ. – 2015. – №5. – С. 56-58.

Фото из архива Social Wekeend

Фото из архива Social Wekeend

Спикеры конференций, соцсети, рекламные каналы и традиционные СМИ сегодня много говорят про социальную ответственность бизнеса. Дескать, быть соцответственными — надо, модно, полезно и т.д.

— Практики, о которых я расскажу, были частично озвучены на ежегодных Публичных слушаниях социально ответственных компаний. Следующие слушания пройдут 28 ноября в Минске, участие в них бесплатное. Уже несколько лет мы приглашаем на слушания всех — представителей государства, медиа, бизнес… И все приходят.

Максим Подберезкин. Фото из личного архива

Максим Подберезкин. Фото из личного архива

Какая цель? Заразиться от тех, кто уже в теме: кто в свои стратегии внедряет полезности и для планеты и общества, и для собственной финансовой устойчивости.

Поделимся несколькими кейсами подробнее.

Практика 1. Помощь своими же услугами или продукцией

Для кого актуально: для брендов, которые только появляются на рынке, или компаний, которые внедряют новый продукт.

Спонсорская помощь или благотворительность — одна из самых распространенных практик сегодня. К ней, как известно, прибегают все, от ИП до крупных торговых сетей и корпораций.

  • Плюс — быстрота реализации. Бизнес-польза: возможность продвижения собственной продукции (не требует дополнительной юридической проработки, часто можно использовать бюджет на рекламу — в рамках законодательства, конечно).
  • Минус — практика не решает проблему в комплексе.

Минский завод безалкогольных напитков предоставляет свою продукцию на крупные ивенты — например, полумарафон, в котором участвуют тысячи человек. Конечно, одновременно возникает эффект большого рекламного охвата, повышается лояльность.

Особенно такая практика полезна, когда у завода появляется новая продукция.

  • Это способ получить обратную связь от потенциальных клиентов
  • Есть возможность сформировать портрет первых последователей, что поможет в дальнейшем построить грамотную маркетинговую стратегию.

Конечно, польза от таких кампаний сильно зависит от продукции, вернее, от долговременности ее использования. Например, Microsoft дает свой продукт некоммерческой организации, которая обучает людей с ограниченными возможностями новой профессии. Таким образом разработчик повышает устойчивость некоммерческой организации. Польза от такого вложения просматривается в перспективе нескольких лет. Даже в возможностях трудоустройства.

Фото с сайта sputnik.by

Фото с сайта sputnik.by

В результате все это ведет и к развитию в обществе инклюзии, и к другим положительным изменениям.

Практика 2. Уменьшение количества отходов

Для кого актуально: для компаний, которые хотели бы сэкономить на ресурсах (в первую очередь для тех, у кого большой документооборот и большое количество посетителей).

Тренд — отказ от пластиковой посуды и уменьшение количества отходов — празднует не первый день рождения. Однако он все еще жив, цел и молод.

В чем он проявляется? В магазинах и кафе вводят практику продажи в свою тару, появляется альтернатива пластиковых пакетов. HoReCA переходит на многоразовую посуду. Вариантов уменьшить количество отходов много: от закупки керамической тары (согласитесь, обсуждать деловые вопросы за чашкой не из пластика гораздо приятнее) до введения электронного документооборота. Крупные компании — мобильные операторы, банки — переходят от физической печати документов на электронный документооборот.

  • Плюс практики — масштабность результата в разрезе нескольких лет (представьте, на сколько уменьшится количество отходов, если напиток нельзя будет унести в пластмассовой кружке, да еще с трубочкой? Или сколько ресурсов можно сэкономить, если весь документооборот вести в формате А5, да еще на двух сторонах или в электронном виде?).
  • Минус — бывает нелегко переучить и приучить персонал и клиентов.

В нашей практике в Светлогорске была СТО, которая после перехода на двустороннюю печать и А5 для базовых документов сократила затраты в несколько раз. Более того, предприниматель стал собирать макулатуру, а на вырученные деньги покупать саженцы и озеленять офис.

Практика способна привести к серьезной экономии и изменению поведения в обществе в сторону рационального потребления, что минимизирует негативный экологический след.

Практика 3. Создание новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, пенсионеров

Для кого актуально: у кого большая текучка кадров, а еще для тех, кто хотел бы расширить клиентскую базу. Профессионализм не зависит от физических возможностей. Кто будет спорить? Особенно, если учесть скорость появления новых технологий.

Фото с сайта social.by

Фото с сайта social.by

Развитие в Беларуси культуры предпринимательства, внесение ряда изменений в Налоговый кодекс позволяют становиться обществу более инклюзивным:

1. Удаленная работа для людей с инвалидностью. В стране уже существуют практики работы парализованных людей в сфере ИT — управляя компьютером только с помощью голоса.

3. Есть практика трудоустройства людей с ментальными нарушениями в пекарню и в отель в качестве служащего.

Считается, что люди, которые менее конкурентоспособны на рынке труда, более мотивированы работать в одной компании долгие годы. В нашей стране количество людей с теми или иными видами ограничения возможностей — порядка 500 тысяч. Это, с одной стороны, потенциальные клиенты, с другой — соискатели.

  • Плюс практики — устойчивость. Создавая новые возможности для людей с инвалидностью и других менее востребованных на рынке категорий, бизнес включает их в активную жизнь общества.
  • Минус — первоначальная инвестиция времени и, возможно, средств, на адаптацию рабочего места и обучение персонала.

Практика 4. Корпоративное волонтерство

А еще партнерство с благой целью.

Для кого актуально: для больших компаний, заинтересованных в том, чтобы сотрудники становились более инициативными, а в перспективе — превращались в инфлюенсеров бренда. Новогодние корпоративы (и не только новогодние) пока еще никто не отменял (и надеемся, не отменят). И если участвует в них не сто, не двести и даже не триста человек и вообще компания международная — привет, практика корпоративного волонтерства! Например, управление корпорацией принимает решение — когда мы производим продукцию, в той или иной степени загрязняем природу. И вот все дочерние компании по миру придумывают разные проекты по улучшению. Как вариант — вместо танцев под елочкой привлечь всех сотрудников к высаживанию тех самых елочек. А уже потом — танцы.

Практика может быть реализована абсолютно по-разному. Допустим, в фонд компании предлагается внести 1 рубль на новогодние подарки. А в компании — 3 тысячи сотрудников. В итоге мы получаем 3000 рублей, из них можно потратить 2 тысячи на подарки, а оставшиеся — отдать хоспису. Здесь очень важно, чтобы сотрудники компаний участвовали в проектах добровольно и не только деньгами.

Кроме того, в ИT-компаниях существует практика, когда сотрудник сам придумывает, кому он хочет помочь к празднику, а бизнес удваивает эту сумму — из выручки. То есть руководство стимулирует сотрудников быть инициативными, а еще показывает свою заинтересованность и солидарность с идеями сотрудников.

Логичный вопрос, который возникает: а если мы не корпорация? Объединяйтесь с другим малым бизнесом.

Существует практика, когда разные маникюрные салоны и парикмахерские устраивают час бесплатного обслуживания пожилых людей, людей с инвалидностью или тех, кто по объективным причинам не может заплатить — они могут сделать прическу, брови, маникюр благодаря добрым сердцам сотрудников.

  • Плюс — тимбилдинг с пользой.
  • Минус — мы не нашли.

Практика 5. Менторство

Для кого актуально: компания, которая в качестве УТП предлагает опыт своих сотрудников.

Практика показывает, что в бизнесе придумать идею и воплотить ее в жизнь — две разные задачи. И так как конкуренция на рынке только растет, выходить с новым продуктом становится все труднее. Делиться опытом по реализации новых проектов — что может быть проще?

Фото с сайта prowomen.by

Фото с сайта prowomen.by

Например, приглашать на стажировки студентов, выступать с лекциями в университетах, делиться экспертизой, создавая новые медиа в соцсетях, консультировать полезные для общества стартапы.

Менторство, с одной стороны, — возможность самореализации для рядовых сотрудников компании, а с другой — пиар. Так как люди, как правило, практические навыки получают не в университетах, а на работе.

  • Плюсы — взращивание специалистов себе в штат или зарождение долгосрочного партнерства.
  • Минусы: можно разочароваться, если не считать запуск даже одного успешного стартапа большим шагом и удачей.
  • Нужны ли льготы за добрые дела со стороны законодательства?
  • Станут ли все больше журналистов и блогеров писать о полезных для общества проектах не на правах рекламы?

Мы также присоединилась к инициативам по социальной ответственности и приглашаем компании, предпринимателей со всех уголков Беларуси поделиться своим опытом в теме социальной ответственности.

Вот что мы предлагаем:

Ключевые слова: социальная ответственность, государство, бизнес, общество, социальная политика.

BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY

Fedorova Veronika Mikhailovna

Belgorod National Research University

Abstract: the article reveals the concept of "social responsibility of business", examines its directions, concepts, features of social responsibility of business in Russia.

Key words: social responsibility, state, business, society, social policy.

Актуальность проблемы. На сегодняшний день тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Успешные бизнесмены стараются не только развивать свое дело, но и оказывать помощь обществу в решении различных проблем, что не только говорит о благополучии их деятельности, но и об их человеческих качествах, что является немаловажным фактором в успехе компании среди конкурентов. Многообразие форм, методов и моделей социальной ответственности бизнеса, знание которых необходимо для наиболее эффективного ее осуществления, делает вопрос изучения социальной ответственности бизнеса особенно актуальным.

В современном мире наметилась тенденция по сближению бизнеса и общества, и это, оправданно. Предприятия взаимодействуют с обществом в самых различных сферах – политической, экономической, духовной, социальной. В настоящее время цель деятельности большинства предприятий сводится не только к тому, чтобы получить максимальную прибыль, но и чтобы выполнить какие-нибудь социальные функции, решить социальные проблемы, тем самым не только улучшить жизнь людей, но и обеспечить себе конкурентные преимущества, наиболее благоприятно выглядеть в глазах того же общества. К тому же партнерами, конкурентами, работниками предприятия являются представители общества, поэтому сближение общества и бизнеса является обоснованным и продуманным шагом последнего. Социальная направленность бизнеса, которая ранее трактовалась как выполнение обязательств перед работниками предприятия, сегодня превращается в стратегию деятельности многих хозяйствующих субъектов, решающих комплекс общественно важных задач.

Социальную ответственность бизнеса можно определить как долгосрочную добровольную гласную стратегию предприятия, предполагающую не только соблюдение формальных правил и норм, но и реализация материальных и нематериальных социально направленных мероприятий. Долгосрочность в данном определении означает, что бизнес будет социально ответственным в далекой перспективе, весь период своего функционирования, чего нельзя сказать и единовременных акциях и мероприятиях, носящих социальный характер. Ключевой характеристикой социально ответственного бизнеса является его добровольность, т.е. это добровольное стремление бизнесменов принимать такие решения, проводить такую политику и следовать таким направлениям деятельности, которые напрямую связаны с основной деятельностью компании, но выходят за рамки минимума, установленного законом. Другими словами социальную ответственность можно определить как общественный договор между бизнесом, властью и потребителями, целью которого является обеспечения благами всего общества.

Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса является отчасти обязательной, поскольку ее базовый уровень основывается на соблюдении работодателями требований российского законодательства.

Социальная ответственность бизнеса имеет два направления – внутренне и внешнее. Внутреннее – это все усилия в социальной сфере компании, которые направлены непосредственно на ее работников, а именно обеспечение безопасности труда, стабильную выплату заработной платы, оказание помощи работникам в сложной ситуации, обучение и повышение квалификации работников, медицинское и социальное страхование персонала. Внешнее направление социальной ответственности бизнеса направлено во внешнюю среду компании и связано с такими видами деятельности как благотворительность и спонсорство, взаимодействие с органами власти, охрана окружающей среды. Можно сказать, что данные уровни дополняют друг друга, социальная ответственность бизнеса не может быть основана на каком-то одном, они взаимозависимы и взаимодействуют.

В изучении социальной ответственности бизнеса возникает вопрос - а кому же выгодно тратить большие средства на социальные цели? Одно дело, когда речь идет о минимальном соблюдении требований законодательства – выплата заработной платы, оплата больничных листов – проигнорировав данное требование можно поплатиться всем бизнесом. Другое дело, когда речь идет о проведении благотворительных акций, программах по охране окружающей среды – это ведь очень затратные мероприятия, так кому и зачем они нужны?

Существуют определенные заинтересованные группы, которые различными способами взаимодействуют с бизнесом: государство, акционеры, общественные организации, инвесторы, покупатели, местное сообщество. На основании взаимодействия с каждой из этих групп компании способны достичь значительных успехов в своей деятельности. К примеру, социальная ответственность для потребителей означает безопасность продукции и ее качество, учет нужд и потребностей покупателей, защиту информации, готовность к диалогу, разрешение возникающих споров и возмещение ущерба. Установление социально ответственных, партнерских отношений с потребителями расширяет возможности по привлечению новых потребителей и повышает их лояльность в конкурентной среде.

Взаимодействие с общественными организациями также является выгодным направлением сотрудничества для обеих сторон. Общественные организации в данном случае получают помощь и поддержку, а компания – повышение своего имиджа, который пригодится им как в борьбе за потребителей, так и в борьбе за инвесторов, а это уже будет способствовать развитию бизнеса, его расширению.

Однако необходимо сказать, что социальная модель бизнеса в России имеет свои особенности. Для компании, действующих в нашей стране, наблюдается некоторое сокращение групп, с которыми бизнес строит партнерские отношения, в частности, это касается местных сообществ. В России основными движущими силами выступает сам российский бизнес и местные власти, что зачастую приводит к их сращению, а не добросовестному и открытому партнерству.

В западной модели социальной ответственности бизнеса существует три игрока – государство, бизнес, общество, каждый из которых нацелен на достижение благосостояния общества, учет интересов и удовлетворение потребностей всех его членов. А в нашей стране социальная ответственность бизнеса развивалась в условиях не до конца сформированного гражданского общества, поэтому оно не способно информировать бизнес о своих потребностях. И сегодня, согласно исследованиям, россияне попросту не верят, что как-то могут повлиять на решение социальных или экологических проблем.

Развитие социальной ответственности бизнеса в России затруднено недоверием общества к власти и к бизнесу. Если, как уже было отмечено выше, на западе существуют три игрока – бизнес, общество им власть, но в нашей стране люди ассоциируют власть с бизнесом и бизнес с властью, противопоставляют себя им, скорее не стремятся защититься, чем идти на установление взаимовыгодных отношений. Это и понятно. Ведь бизнес в России зачастую вступает в сговор с властью, ведет нечестную борьбу, использую властных покровителей. Стоит взглянут на состав представителей органов различной власти любого города – и мы убедимся, что больше половины из них занимают представители бизнеса данного региона, или из родственники, что, по сути, одно и то же.

На сегодняшний день российские компании стремятся к охране окружающей среды, стремятся сделать своей производство максимально безвредным. Компании проводят природоохранные мероприятия, создают экологические фонды, понимая, что охрана окружающей среды – вклад в будущее для всего человечества. На мой взгляд, именно забота об окружающей среде является перспективным направлением развития социальной ответственности, глобальной и всеобъемлющей целью бизнеса в целом.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса является фактором обеспечения его успеха и процветания и одновременно важным направлением его деятельности, поскольку сегодня бизнес не может являться успешным, если преследует только цель получения прибыли. Сегодня успешное предприятие уделяет должное внимание не только заботе о своих работниках, но и обществе в целом, об его развитии, обеспечении всеми необходимыми благами. Таким образом, бизнес постепенно переходит из стадии самообеспечения и достижения своих целей в стадию социального обеспечения населения и развития общества.

1. Бойцова, В. А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость [Текст] / В. А. Бойцова // Проблемы современной экономики. – 2015. – №14. – С. 81-86.

3. Сланченко, Л. И. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы [Текст] / Л. И. Сланченко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – №2. – С. 15-19.

4. Судова, Т. Л. Социальная ответственность бизнеса: уровни, выгоды, издержки [Текст] / Т. Л. Судова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. –№82. – С. 65-68.

5. Фролова, Т. А. Социальная ответственность бизнеса в России [Текст] / Т. А. Фролова // Вестник ТГПУ. – 2015. – №5. – С. 56-58.

Социальная ответственность бизнеса

СОБ: понятие, определение термина

Термин СОБ (КСО, корпоративная социальная ответственность), появился в конце ХХ века. В мире, где много острых соцпроблем, социальная ответственность бизнеса вполне может стать действенным инструментом устойчивого развития.


У термина ряд определений. В общем, они сводятся к тому, что СОБ — это концепция, предусматривающая изготовление качественного продукта (предоставление качественной услуги) и ответственное выполнение своих обязательств компанией перед обществом. Имеются в виду не только потребители, но и персонал, партнёры, поставщики, акционеры, другие люди, которые связаны с компанией. То есть это вклад, который бизнес вносит в развитие социальной, экономической жизни общества, экосферы.

Социальная ответственность бизнеса может проявляться путём:

  • решения вопросов корпоративного управления;
  • сокращения безработицы за счёт найма персонала;
  • регулирования отношений между работодателем и сотрудником;
  • организации охраны труда;
  • реализации соцпрограмм, экопрограмм;
  • создания надлежащих условий для персонала;
  • соблюдения налогового, экологического, других законодательств, а также этических норм и др.

СОБ и её виды

СОБ и её виды

В Организации Объединённых Наций СОБ делят на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя касается, прежде всего, ответственности перед персоналом и создания надлежащих условий работы в компании. Это:

  • безопасность;
  • регулярная выплата зарплаты;
  • соцстрахование;
  • обучение персонала;
  • материальная помощь в экстренных ситуациях.

Внешняя отображает взаимодействие с клиентами, властями, партнёрами и т. д. Сюда относятся также благотворительность, забота об экологии.

Существуют и уровни социальной ответственности бизнеса.

  • Первый — это следование закону и регулярная выплата налогов, зарплаты. Сюда же относится расширение штата.
  • Второй сводится к желанию действовать в более широком смысле, чем требует закон: создать отличные условия труда для коллектива, повышать его квалификацию, обеспечить жильём, предоставить профилактическое лечение и т. д.
  • Третий, самый высокий, предусматривает меры, направленные на улучшение окружающей среды — благотворительность, меценатство, участие в соцпрограммах.

Модели СОБ в разных странах

В 2002 г. Кофи Аннан, генсек ООН, в одном из докладов упомянул, что КСО является обязательным условием эффективной корпоративной коммуникации. В разных странах она реализуется по-разному, но при детальном рассмотрении можно выделить характерные модели социально ответственного бизнеса.

  • В англо-американской модели в рамках социальной политики бизнес создаёт рабочие места и надлежащие условия труда, разрабатывает гибкую систему заработной платы, оплачивает высокие налоги. Трудовые отношения регулируются преимущественно двусторонним договором между работодателем и сотрудником. Более того, в Америке популярны корпоративные фонды, через которые решаются социальные проблемы. Бизнес вносит свой вклад в бюджеты этих фондов, что поощряется государством (предоставляются налоговые льготы и т. д.)
  • В европейской модели социально ответственный бизнес платит огромные налоги, за счёт которых финансируются социальные программы.
  • В скандинавской модели бизнес также должен регулярно платить большие налоги, которые затем идут на удовлетворение социальных нужд. Стоит отметить и то, что политика скандинавских стран нацелена на устранение безработицы, предоставление права на базовые социальные гарантии (благодаря помощи от государства люди с низкими доходами могут рассчитывать на нормальный уровень жизни).

СОБ и её компоненты

Социальная ответственность бизнеса может включать:

  • предоставление качественного продукта для удовлетворения нужд потребителей;
  • управление персоналом, его развитие;
  • социальные инвестиции, благотворительность, меценатство, волонтёрство;
  • здравоохранение, безопасность на производстве;
  • корпоративную соцполитику;
  • взаимодействие с правительством и влияние на общество через СМИ;
  • ответственность перед партнёрами, поставщиками и т. д.

В зависимости от величины компании (большая или маленькая), а также сферы, в которой она задействована, могут использоваться те или иные компоненты. В то же время в каждой будет выполняться минимум, который закреплён законодательно: оплата труда персонала, налогов.

СОБ и её компоненты

По мере роста компания меняется, стейкхолдеры (организации или люди, на которых она влияет), возлагают на неё большие ожидания. Чтобы удовлетворить их, руководство использует разные механизмы (вводит корпоративную этику для персонала, систему выплаты дивидендов для акционеров). То есть компания прописывает правила и информирует о них всех стейкхолдеров.

Параллельно расширяются масштабы её деятельности. Ведь основная цель бизнеса — не в прибыли, хотя деньги и помогают быстрее достигать других целей. Бизнес создаётся для того, чтобы принести пользу как можно большему количеству людей. Именно это даёт энергию идти вперёд впоследствии.

СОБ и устойчивый рост: есть ли связь

Согласно принципам устойчивого развития, принимая важные решения, компании должны учитывать не только экономические выгоды, возможную прибыль, но и последствия своей деятельности в перспективе. То есть социальная ответственность бизнеса в этом случае — это действенный инструмент управления устойчивым развитием.

Более того, сейчас ООН заявляет об ограниченности природных ресурсов и необходимости их беречь. Пока же человечество этого не делает. Если так будет и дальше, через какое-то время ресурсов для роста не хватит. В таких условиях говорить об устойчивом развитии не приходится.

Есть и другие мнения экспертов. Согласно им:

  • компании, применяющие концепцию устойчивого развития, эффективнее управляют бизнес-рисками, касающимися социальных, экологических проблем, а от этих рисков напрямую зависят показатели корпоративного роста;
  • в литературе описываются исследования, показывающие, что КСО даёт возможность компаниям быстрее развиваться и влияет на динамику курсов (так, отмечается прямая зависимость между ростом курса акций и результатами реализации программ КСО на фондовых рынках США и Великобритании; если у корпораций разработаны хорошие программы, результаты более высокие; наблюдается такая зависимость как в отношении индекса FTSE, так и в отношении Dow Jones).

Правда, исследования касались не рынка акций в целом, а материалов определённых компаний. К тому же нет статистики, показывающей эту зависимость. Тем не менее сама зависимость есть, и это заставляет задуматься.

Почему СОБ настолько важна?

Также такой бизнес помогает решать существующие проблемы общества, а в ответ получает массу преимуществ.

Проблемы СОБ в России

Проблемы СОБ в России

Поскольку в России культура социальной ответственности бизнеса ещё не настолько распространена, как в США, европейских странах, ещё не все трудности, связанные с ней, решены.

  • Заинтересованы в разработке программ КСО преимущественно большие корпорации. Во-первых, у них достаточно ресурсов для финансирования таких проектов, во-вторых — они стремятся сформировать положительный имидж, чтобы привлечь больше западных покупателей, партнёров.
  • Руководители компаний не спешат разглашать информацию о спонсорской и благотворительной деятельности, которую они ведут.
  • Не хватает законодательных актов, которые бы способствовали развитию СОБ.

СОБ: примеры российских компаний

Летом 2015 г. в АПЭК опубликовали рейтинг отечественных предприятий по уровню КСО.

Читайте также: