Социальная выплата 1552 за что

Обновлено: 04.07.2024

С 1 января 2022 года в России повышаются минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум — до 13 890 и 12 654 рублей соответственно. По поручению Владимира Путина показатели были увеличены на уровень выше инфляции. Предполагается, что инициатива приведёт к росту зарплат и социальных пособий для 19 млн россиян. Кроме того, в 2022 году планируется проиндексировать пенсии и материнский капитал.

С 1 января 2022 года в России вступает в силу закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соответствующая сумма выросла на 8,6% — с 12 792 до 13 890 рублей в месяц.

Напомним, что МРОТ устанавливает минимальную планку заработной платы, которую может получать сотрудник, работающий на полную ставку. Кроме того, показатель используют для расчёта пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.

Владимир Путин заявил о необходимости защитить россиян от резких ценовых колебаний. По его словам, повышение реальных доходов граждан.

Изначально предполагалось, что с 2022 года МРОТ проиндексируют на 6,4% — до 13 617 рублей. Между тем на фоне роста инфляции президент Владимир Путин предложил дополнительно увеличить сумму. Как ожидают власти, инициатива обеспечит повышение заработной платы около 2,7 млн работников.

Помимо этого, в соответствии с поручением главы государства с 2022 года в России опережающими темпами увеличен размер прожиточного минимума — тоже на 8,6% вместо запланированных ранее 2,5%. Таким образом, в целом по стране сумма на душу населения выросла с 11 653 до 12 654 рублей.

Отметим, что для трудоспособного населения прожиточный минимум теперь составляет 13 793 рубля, для пенсионеров — 10 882 рубля, а для детей — 12 274 рубля. Об этом говорится в материалах Министерства труда и социальной защиты.

Согласно оценке Минтруда, за счёт повышения прожиточного минимума должны увеличиться доходы 16 млн граждан. Как отметили в ведомстве, всего на выполнение инициатив президента из бюджета направят 30 млрд рублей.

По данным Росстата, в ноябре 2021-го годовая инфляция в России ускорилась до 8,4%. Показатель более чем в два раза превысил целевую отметку Банка России (4%) и оказался максимальным за последние шесть лет. В этих условиях дополнительное повышение МРОТ и прожиточного минимума должно защитить доходы россиян от роста цен. Таким мнением в беседе с RT поделилась член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

Социальный бонус

С 1 января в России также увеличился размер страховой пенсии — на 5,9%. Как ранее отмечали в правительстве, средняя сумма выплаты по старости неработающим гражданам теперь должна составить 18 521 рубль. При этом фиксированная выплата к страховой пенсии с учётом индексации на 5,9% установлена на уровне 6401 рубля.

Отметим, что выплаты проиндексированы в соответствии с принятым ранее законом о бюджете Пенсионного фонда. Между тем в правительстве сейчас готовят дополнительные предложения по увеличению пенсий с учётом фактической инфляции. О необходимости такой меры неоднократно заявлял Владимир Путин.

Кроме того, с 1 января вступают в силу нормы, согласно которым материнский капитал должен индексироваться по фактической, а не по прогнозной инфляции. Соответствующий закон глава государства подписал в декабре. Согласно документу, повысить размер выплаты планируется 1 февраля.

Сейчас в рамках госпрограммы маткапитала на первого ребёнка выделяют 483 882 рубля, а на второго — 639 432 рубля. Если семье уже были выплачены деньги за первенца, при появлении второго ребёнка начисляют 155 550 рублей.

Как предполагалось ранее, с 1 февраля 2022 года размер выплаты на первого ребёнка должен был увеличиться до 503 237 рублей, а на второго — до 665 009 рублей. Впрочем, с учётом изменений в законодательстве значения будут заметно выше, отметила Светлана Бессараб.

Как отметила депутат, инициативы по дополнительной индексации социальных выплат не окажут серьёзной нагрузки на федеральный бюджет. Так, высокие цены на энергоносители должны обеспечить дополнительные поступления в казну, что позволит государству в полной мере выполнять обязательства перед гражданами, добавила депутат.

Расчет заработка для пособия по безработице: что изменилось для работодателя

Расчет заработка для пособия по безработице: что изменилось для работодателя

В конце сентября 2021 года вступили в силу обновленные правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). В большинстве случаев средний заработок рассчитывает орган службы занятости населения, но есть исключения, когда расчет должен сделать работодатель. Эксперты 1С рассказывают об особенностях исчисления среднего заработка для целей пособия по безработице по новым правилам. В учетных решениях "1С:Предприятие" поддерживается порядок исчисления среднего заработка в соответствии с законодательством РФ. О сроках реализации изменений можно узнать в "Мониторинге законодательства" в разделе "Оплата труда" .

Граждане, которые после увольнения находятся в поиске работы, имеют право (при соблюдении определенных требований) на пособие по безработице. Для этого нужно встать на учет в органе службы занятости в качестве безработного. Орган занятости назначит пособие в процентном отношении к такому заработку (ст.ст. 3, 30, 31, 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Ранее средний заработок работодатели определяли в соответствии с Порядком, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62. С 25.09.2021 действуют новые Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552. Они предусматривают некоторые новшества.

Изменение порядка расчета заработка для выплаты пособия по безработице

Законодатель изменил принцип расчета заработка для выплаты пособия по безработице.

Если раньше заработок во всех случаях рассчитывал последний работодатель, то при постановке на учет в качестве безработного с 25.09.2021 этот заработок считает служба занятости на основе выплат, с которых исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС). В качестве расчетного периода берутся 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу обращения физлица в службу занятости за пособием, а для недавно уволенных с военной службы - 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу призыва (пп. "а" п. 2 Правил № 1552).

За работодателем обязанность по исчислению заработка сохраняется в следующих случаях (п. 3 Правил № 1552):

весь расчетный период гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком;

в расчетный период гражданин получал выплаты, которые не облагались страховыми взносами по подпункту 14 пункта 1, подпункту 1 пункта 3 статьи 422 НК РФ (выплаты следователям, прокурорам, судьям, военнослужащим и пр.);

в расчетном периоде сотрудник был занят не у последнего работодателя;

по последнему месту работы у физлица отсутствовал доход в течение расчетного периода, а также предшествующего периода, равного расчетному.

Рассмотрим особенности нового порядка расчета среднего заработка для целей исчисления пособия по безработице по новым правилам на примерах.

Пример 1

Гражданин уволился по соглашению сторон в сентябре 2021 года. В этом же месяце он встал на учет в центре занятости в качестве безработного. При этом вплоть до июня 2021 года гражданин работал в организации "Альфа". С июля по август он был занят по срочному трудовому договору в организации "Бета". Кто рассчитывает средний заработок для исчисления пособия?

Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель - июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь - март 2021 года. Это расчетный период по Правилам № 1552.

Поскольку последним работодателем является "Бета", но в расчетном периоде гражданин работал в иной организации, средний заработок должен рассчитать работодатель. В данном случае это организация "Бета".



Пример 2

Работник по собственному желанию уволился в августе 2021 года. До сих пор он находится в поиске работы и решил встать на учет в службе занятости как безработный и получать пособие. Гражданин обратился в службу занятости в сентябре 2021 года. Какие особенности учитываются при определении среднего заработка для исчисления пособия по безработице?

Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель - июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь - март 2021 года.

Заработок за этот период будет использовать служба занятости для расчета пособия по безработице.

Как работодателю исчислить средний заработок

В части расчета среднего заработка для работодателей с 25.09.2021 ничего не изменилось. Средний заработок необходимо рассчитывать по тем же правилам, что и до указанной даты. Так, не изменился (п.п. 5-15 Правил № 1552, п.п. 4-11 Порядка № 62):

состав выплат и дней, учитываемых и не учитываемых;

особенности учета премий и вознаграждений, повышения размера надбавок, тарифных ставок, окладов;

порядок определения среднего дневного заработка.

Средний заработок нужно исчислить за 3 месяца перед увольнением: с 1-го по 1-е число (п. 6 Правил № 1552, п. 3 Порядка № 62). Исчисленную сумму необходимо отразить в справке о среднем заработке. Эту справку гражданин представляет в орган службы занятости (п. 4 Правил № 1552). На дату подписания номера в печать форма справки не утверждена. Работодатель может составить ее в произвольной форме либо по форме, рекомендуемой в письме Минтруда России от 10.01.2019 № 16-5/B-5.

1С:ИТС
Как в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" редакции 3 сформировать справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии), см. в разделе "Инструкции по учету в программах "1С" .

Как служба занятости рассчитывает средний заработок

Если средний заработок исчисляет служба занятости, расчетным периодом выступают 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу (п. 2 Правил № 1552): призыва на военную службу - если гражданин признан безработным в течение 12 месяцев после увольнения с военной службы по призыву; обращения гражданина в службу занятости за пособием - во всех остальных случаях. Служба занятости использует в подсчетах данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены взносы на ОПС (п. 2 Правил № 1552). Средний заработок она рассчитывает путем деления дохода физлица, на который были начислены взносы на ОПС, на количество месяцев в расчетном периоде (пп. "в" п. 2 Правил № 1552). При этом:

если в каком-либо месяце расчетного периода у физлица не было дохода, этот месяц не учитывается при расчете (пп. "б" п. 3 Правил № 1552);

если в течение всего расчетного периода у физлица отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.

Отметим, что с апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса центры занятости в целях назначения пособий по безработице самостоятельно запрашивают у ПФР сведения о выплатах и о взносах на ОПС в рамках межведомственного взаимодействия. Эти данные приравниваются к информации, указанной в справке работодателя о среднем заработке (п. 4 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460). Таким образом, у работодателя не возникает обязанности представлять в службу занятости какие-либо сведения, если на него не возложена обязанность по расчету среднего заработка. Как мы отметили выше, если средний заработок исчисляет работодатель, необходимо выдать бывшему сотруднику справку о сумме такого заработка. Справка выдается только после получения письменного заявления от физлица не позднее 3 рабочих дней со дня подачи такого заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). При этом даже если по Правилам № 1552 средний заработок должна определить служба занятости, но бывший сотрудник обратился к работодателю за справкой о заработке, целесообразнее рассчитать средний заработок и выдать физлицу справку.

Около 20% бедных семей в России не получали ни одной социальной выплаты в 2014–2018 годы, сообщила Счетная палата. В 2020 году охват господдержки увеличился, но временные меры не обеспечат долгосрочный эффект

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Каждая пятая нуждающаяся семья в России не получала никаких социальных выплат от государства за период с 2014 по 2018 год, следует из отчета Счетной палаты по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности (есть у РБК). Такой вывод аудиторы сделали на основании данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Росстата, проводившихся в указанный период.

На российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22–26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19–20% малоимущих домохозяйств за все эти годы не получали вообще никаких социальных выплат, следует из выводов контрольного ведомства.

Фото:Алексей Мальгавко / Reuters

В целом нацпроекты и госпрограммы правительства, даже без учета последствий пандемии COVID-19, не обеспечивали достижение поставленных президентом национальных целей по росту реальных доходов россиян и двукратному снижению уровня бедности к 2024 году, отмечает Счетная палата в обзоре, анализирующем социальную политику до июля 2020 года включительно. Российская система соцподдержки нуждается в модификации: каждое пособие должно в значительной мере повышать уровень доходов его получателей, а в противном случае должно быть заменено, полагают аудиторы. При разработке новых мер и при совершенствовании уже имеющихся их адресатами должны становиться в первую очередь уязвимые категории населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности.

Пандемия COVID-19 и вызванные ею шоки окажут долгосрочное негативное влияние на достижение национальных целей по устойчивому росту доходов и снижению уровня бедности в стране, предупреждают аудиторы.

Из-за пандемии уровень бедности по итогам 2020 года, согласно оценкам правительства, вырастет до 13,1% от общей численности россиян после 12,3% по итогам докризисного 2019 года. В следующем году уровень бедности должен опуститься до 12,8% и ежегодно снижаться до 10,7% к 2024 году и до целевого значения (6,5%) к 2030 году, следует из октябрьской версии правительственного плана по достижению национальных целей развития России.

Снижение уровня бедности вдвое к 2024 году было предусмотрено в майском указе президента от 2018 года. В конце июля Владимир Путин подписал новый указ о национальных целях развития России до 2030 года. Пандемия COVID-19 заставила сдвинуть горизонт планирования и реализации национальных целей и проектов, объяснял Путин. Задача сократить бедность в России в два раза сохранилась, но теперь достижение целевого показателя бедности (6,5% от общей численности населения) отложено до 2030 года.

Почему часть бедных остаются без поддержки

В целом расходы госбюджета на социальную помощь в России составляют около 2,8% ВВП в год (более 3 трлн руб. исходя из ВВП 2019 года), оценивал Всемирный банк.

Существенная доля среди малоимущих действительно не получает социальных пособий, подтверждает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Это связано с целым рядом проблем, среди которых недостаточная информированность населения о мерах поддержки, а также сложная процедура получения госпомощи — сбор и оформление документов, подтверждающих справок требуют времени и денег, объяснила она РБК.

Фото:Максим Шеметов / Reuters

Если же человек, например, проживает в отдаленном населенном пункте, то иногда для того, чтобы доехать до регионального центра и подать необходимые документы, нужно потратить больше денег, чем сам номинальный размер пособия, указала Гришина.

По последним данным Росстата за третий квартал 2020 года, в стране насчитывалось около 14,6 млн неформальных работников, что составляет 20,7% от общей численности занятых.

Как изменилась адресность пособий во время пандемии

В 2020 году антикризисные социальные выплаты (включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми) составили более 0,7 трлн руб., сообщал Минфин. Но если прямые разовые выплаты на детей в размере 10 тыс. руб. получили практически все, кому они были положены (получить их было очень просто — никаких условий и минимум документов), то весенние выплаты на детей от 3 до 7 лет уже достались не всем малоимущим, имеющим на них право, сообщила Гришина со ссылкой на социологические обследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Для получения этих выплат нужно было подтвердить среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума.

Можно ожидать, что в 2020 году охват социальной поддержки увеличился, поскольку был существенно расширен список категорий населения, получающих социальную помощь, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Но временные меры социальной поддержки (такие как разовые выплаты семьям с детьми или надбавка к пособию для безработных с детьми) не могут повлечь существенных долгосрочных последствий, отмечает ведомство. Зато новые постоянные адресные меры поддержки семей с детьми до трех лет и от трех до семи лет направлены преимущественно на малоимущие домохозяйства, и, по расчетам Счетной палаты, их вклад в снижение уровня бедности составляет около 2 п.п.

В зоне риска также находятся семьи, у которых подушевой доход немного превышает величину прожиточного минимума, что формально позволяет не относить их к категории бедных, отмечают госаудиторы. Эти семьи все равно не имеют достаточно средств для сбережений и при любом негативном шоке (болезни, увольнении и др.), а также при рождении ребенка могут оказаться за чертой бедности.

Согласно обследованию за 2014–2018 годы, люди с доходом ниже двух прожиточных минимумов (тогда составлял от 8 тыс. до 10 тыс. руб.) в среднем получили 58,3% общей суммы социальных выплат, говорится в отчете Счетной палаты. Из этого следует, что более 40% всех выплат досталось более обеспеченным людям.

На кого должна быть направлена социальная господдержка

Трудности в оценке эффективности

Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности большинства реализуемых мер, направленных на рост благосостояния населения, и их вклада в достижение национальных целей, сетуют аудиторы. Они оценили влияние шести мер госполитики (11,3% от всех мер), для которых оказалось возможно количественно оценить такой вклад.

Среди поддающихся оценке мер господдержки — денежные выплаты семьям с детьми, повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, социальные надбавки к пенсиям, повышение зарплат работникам бюджетного сектора, надбавка классным руководителям и ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям населения.

Указанные меры приводят к снижению уровня бедности на 2,32 п.п. и росту реальных располагаемых доходов на 1,04 п.п. соответственно от уровня бедности и доходов населения до введения этих мер. Дополнительные пособия семьям с детьми, введенные в 2019–2020 годах, снижают бедность еще на 1,99 п.п. и повышают реальные располагаемые доходы на 0,82 п.п.

С 1 апреля условия предоставления ежемесячной денежной выплаты детям от 3 до 7 лет - изменились. В этом году 50% регионального прожиточного минимума на ребенка принимается за базовый размер пособия (5038,5 руб.), и он будет варьироваться в зависимости от доходов семьи. Учитывая новые правила предоставления ЕДВ, ГКУ РЦСПН подготовил Инструкцию по заполнению заявления на предоставление выплаты на ребенка на Едином портале государственных услуг.

Ежемесячная денежная выплата на ребенка: актуальные вопросы и ответы

С 1 апреля условия предоставления ежемесячной денежной выплаты детям от 3 до 7 лет - изменились. В этом году 50% регионального прожиточного минимума на ребенка принимается за базовый размер пособия (5038,5 руб.), и он будет варьироваться в зависимости от доходов семьи.
Учитывая новые правила предоставления ЕДВ, ГКУ РЦСПН подготовил Инструкцию по заполнению заявления на предоставление выплаты на ребенка на Едином портале государственных услуг.

При помощи интерактивного консультанта вы можете проверить, имеет ли ваша семья право на получение ЕДВ в новых размерах с учетом изменений условий её предоставления.

Для этого вам нужно будет подготовить сведения о доходах семьи за расчетный период для определения уровня среднедушевого дохода. Отметим, что с 1 апреля условия расчета среднедушевого дохода для определения права на выплату, изменились:

2) Из подсчета доходов заявителя и членов его семьи дополнительно к прежним выплатам исключаются:
- ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
- ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
- суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет – в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации), то есть данные выплаты он уже не получает в настоящее время;
- единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
- государственная социальная помощь на основании социального контракта;

3) В состав семьи при определении среднедушевого дохода теперь входят не только супруг родителя ребенка и несовершеннолетние дети заявителя, но и дети заявителя в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся на момент подачи заявления в профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения.

Еще одно важное условие для получения ЕДВ в новом размере - наличие доходов от трудовой деятельности, пенсии или стипендии для всех членов семьи старше 18 лет. При отсутствии таких доходов право на выплату в новом размере определяться не будет. Но из этого правила, при отсутствии таких доходов за расчетный период, для заявителя и членов его семьи есть ряд существенных исключений, а именно:
- заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
- заявитель или члены его семьи находились в отпуске по уходу
за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались
в образовательном учреждении среднего общего или профессионального
и высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
- заявитель или члены его семьи ухаживали за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, который нуждается в постоянном уходе либо достиг возраста 80 лет;
- заявитель или члены его семьи проходили лечение больше 3 месяцев, из-за чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
- заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
- заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
- заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
- заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.

При использовании интерактивного консультанта в разделе "Интервью о доходах" важно помнить, что исключительные обстоятельства, которые являются причинами отсутствия дохода от трудовой деятельности, должны приходиться на расчетный период. Обращаем ваше внимание, что в случае пересечения разных периодов в один и тот же месяц, при прохождении интервью, сведения о количестве месяцев одного из периодов по выбору должны быть уменьшены на период, в котором имели место два или более обстоятельств, являвшихся объективными причинами отсутствия доходов.

Добавим, что приём документов начался с 1 апреля через Единый портал государственных услуг. Заявление также можно будет подать в отделениях РГАУ МФЦ либо в филиалах ГКУ РЦСПН до 31 декабря 2021 г.

Читайте также: