Социальная ипотека или субсидия очереднику что лучше

Обновлено: 02.07.2024

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства людям с инвалидностью, сиротам и ветеранам.

Как получить квартиру от государства: варианты

  1. Получить от государства субсидию на строительство или приобретение жилья по программе улучшения жилищных условий. Возможно, субсидии не хватит и придется доплатить.
  2. Снять квартиру у государства. Арендной платы не будет, только коммуналка.
  3. Арендовать квартиру по договору социального найма. Потом такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать.
  4. Получить новую квартиру по программе расселения аварийного жилья. Но могут расселить в коммуналку.
  5. Получить новую квартиру по программе расселения коммунальных квартир.
  6. Получить компенсацию по программе расселения коммунальных квартир. Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой.

Программа улучшения жилищных условий

Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.

В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норматив — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

Форма № 9: справка о регистрации. В ней можно узнать метраж и количество прописанных человек. Кроме того, этот документ необходим, чтобы попасть в очередь на квартиру. Справку получают в отделении вселения и регистрационного учета граждан (бывший паспортный стол). Для получения достаточно паспорта

Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, люди с инвалидностью и семьи с детьми с инвалидностью, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

Государство предлагает таким гражданам несколько вариантов.

Взять субсидию на строительство или приобретение жилья. Государство дает немного денег. Вариант не подойдет, если вы не готовы брать ипотеку или у вас нет накоплений.

Субсидия рассчитывается по специальной формуле. Ее размер зависит от норматива площади на человека, стоимости квадратного метра, количества членов семьи и размера оплачиваемой доли.

Размер оплачиваемой доли — это часть стоимости квартиры, которую оплачивает государство. В Санкт-Петербурге она составляет 30%.

Например, в Санкт-Петербурге одиноко проживающий гражданин получит 1 100 000 Р , семья из двух человек или более — 616 000 Р на каждого. А скромная однушка в апреле 2021 года стоит примерно от 2,7 млн рублей.

Снять квартиру у государства. Жилец не получит такую квартиру в собственность, продать и сдать ее тоже будет нельзя. Но зато жилец не платит за аренду и оплачивает только коммуналку.

Такой договор заключают на определенный срок, после чего пересматривают и продлевают либо переоформляют в договор социального найма. Если у жильца появится другое жилье, из арендованной квартиры придется съехать. Обычно такой вариант предлагают сиротам, чтобы их никто не обманул и не лишил дома.

Арендовать квартиру по договору социального найма. Такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать. Подробнее об этом можно узнать в жилищном кодексе — в статьях 72, 74, 76 и 77. Сдать можно, сделав регистрацию человеку, который хочет взять квартиру в аренду. Продать можно либо через приватизацию жилья, либо прописав покупателя в квартире и сделав переоформление. Обменять квартиру при этом проще, чем продать или сдать.

Документы

Чтобы улучшить жилищные условия, нужно собрать большой пакет документов: справки о доходах членов семьи и об их имуществе, все документы о льготах и наградах. После в жилищном комитете поставят в очередь на субсидию или аренду.

При этом надо учитывать, что суммарный доход членов семьи не должен быть выше дозволенного региональными актами. То есть семья должна считаться малоимущей. В каждом регионе свой прожиточный минимум. Сумма дохода всей семьи должна быть поделена на количество членов семьи, прописанной и проживающей в квартире. Доход на члена семьи не должен быть выше минимального прожиточного минимума.

Например, отец семьи в Санкт-Петербурге получает 40 000 Р , его жена не работает, мать получает пенсию 10 000 Р , а еще у него трое детей. Суммарный доход — 50 000 Р . Делим его на количество всех членов семьи — 6 человек.

Получается, что на каждого члена семьи приходится 8300 Р . А это меньше прожиточного минимума: в 2021 году прожиточный минимум в Санкт-Петербурге по итогам четвертого квартала 2020 года составляет 11 910,4 Р . Эту сумму пересматривают после каждого квартала.

Сроки

Очередь на социальный наем (читай: квартиру в собственность) ползет медленно: свою квартиру можно ждать десятилетиями. Вне очереди выдают квартиры сиротам, ветеранам, людям с хроническими заболеваниями и людям с инвалидностью. Чтобы получить квартиру быстрее, важно обновлять документы: приносить в администрацию свежие справки о доходах, если они уменьшаются. Еще очередь двигают важные для государства события: рождение детей, инвалидность, болезнь, смерть родственников.

Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

Тамара Павловна — ветеран труда, блокадница. Она живет в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире по договору социального найма, в которой кроме нее прописано еще трое: дочь и внук с внучкой. Квартира площадью 37,7 м², на каждого члена семьи приходится по 9,3 м². Это больше учетной нормы в Петербурге, а значит, новое жилье ей не положено.

Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

  1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ , который заново обмерит квартиру;
  2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
  3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

Форма № 7: справка о характеристике жилого помещения. Тут указаны все сведения, которые вы должны знать о своей квартире

В двухкомнатной квартире, оформленной по договору социального найма, площадью 48 м² живут пятеро: Константин Сергеевич с мамой и его сестра с двумя детьми. У Константина Сергеевича тяжелая эпилепсия, а еще он передвигается на инвалидном кресле.

Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города человека с инвалидностью и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре.

Скорее всего, он получит двушку площадью не менее 42 м², так как переезжают двое людей разного пола. В каждом регионе свои метражи. В Петербурге региональный стандарт составляет 36 м² для одиноких людей, а дальше число меняется.

Ване 22 года, он живет в двухкомнатной квартире социального найма с бабушкой, мамой, братом. Площадь квартиры — 44 м². На каждого приходится по 11 м², это больше нормы. Мама Вани лишена родительских прав. По закону лишенная родительских прав мать не может жить со своим ребенком, но идти ей некуда. Поэтому Ваня имеет право на новую квартиру.

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна — самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством

Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве. Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье. Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

Договор найма жилого помещения. Это самый настоящий договор, в котором прописаны все условия предоставления жилого помещения государством

Программа расселения

Кому. Расселение бывает двух типов — аварийного жилья и коммуналок. Коммуналки расселяют по желанию владельцев, если они предоставят документы и встанут в очередь. Но это регламентируют специальные жилищные программы региона. В вашем регионе могут быть немного иные требования к расселению коммунальной квартиры. Это необходимо учитывать.

Аварийное жилье идет под снос по списку. Списки составляют чиновники. Если дом разваливается, а в списке его нет, то придется ждать дальше или пытаться встать в другую очередь.

Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру. Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию. Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

Как. Для расселения аварийного жилья не нужно собирать документы: власти сами свяжутся и предложат новую квартиру. Для коммуналок нужно подавать документы в жилищный комитет города или заменяющий его орган.

Расселение коммуналок

Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

Компенсация выдается на количество членов семьи. К примеру, если семья состоит из одного человека, в Москве в третьем квартале выплатят 4 414 896 Р , если из двух — 6 131 800 Р . В регионах цифры будут иными: они зависят от расчетных показателей — таких как норматив площади, стоимость квадратного метра, количество членов семьи и размер оплачиваемой доли.

Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

Расселение аварийного жилья

В каждом городе есть список аварийного жилья — государство обязано его расселить. Список обновляется ежегодно, занимается этим администрация.

Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.

Однако власти могут переселить не в отдельную квартиру, а в коммуналку. Обычно в коммуналки расселяют одиноких граждан. Можно отказаться от коммуналки и потребовать отдельное жилье, но если договориться с администрацией о другом варианте не получится, то переселят насильно. Зато потом можно встать в очередь на расселение коммуналки.

Вручение медработникам свидетельств на получение жилья по программе

Кто имеет право на участие в подпрограмме


Социальную ипотеку могут получить учителя, врачи, молодые ученые и уникальные специалисты, а с 2017 года и фельдшеры скорой медицинской помощи.

Расчетная норма общей жилплощади при выборе квартиры должна быть не меньше учетной нормы общей площади жилья. Один человек может получить квартиру площадью 33 кв. метра, семья из двух человек – 42 кв. метра, а семья, состоящая из трех и более человек, получит 18 кв. метров на каждого члена семьи.

Потенциальный участник программы должен иметь российское гражданство, у него и у членов его семьи не должно быть в собственности жилья в Московской области. Также он должен иметь положительную кредитную историю и возможность получения ипотечного кредитования.

Необходимые документы

Документы

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Как оформить социальную ипотеку учителю


Участие в программе могут принять учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики и английского языка, имеющие трудовой стаж не менее 5 лет, а также первую или высшую квалификационную категорию или ученую степень. Возраст участников – до 45 лет. Кандидат должен быть готов заключить трудовое соглашение на работу в подмосковной школе на срок не менее 10 лет.

– общие для всех документы, необходимые для участия в программе;

– копия диплома о высшем образовании;

– копия документов о дополнительной профессиональной подготовке (переподготовке, тематическом усовершенствовании знаний).

Как оформить социальную ипотеку медицинскому работнику

Врач терапевт

Участниками программы могут стать врачи следующих специальностей: врач-психиатр, гастроэнтеролог, пульмонолог, ЛОР-врач, офтальмолог, хирург, травматолог-ортопед, рентгенолог, эндоскопист, врач клинико-лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, кардиолог, невролог, фтизиатр, радиолог, онколог, радиотерапевт, врач ультразвуковой диагностики, нейрохирург, эндоваскулярный диагност, акушер-гинеколог, неонатолог, гематолог, дерматовенеролог, колопроктолог, нефролог, патологоанатом, ревматолог, сердечно-сосудистый хирург, торакальный хирург, трансфузиолог, уролог, эндокринолог, имеющие стаж работы не менее 3 лет, а также первую или высшую квалификационную категорию или ученую степень.

Также претендовать на социальную ипотеку могут педиатры, участковые терапевты, анестезиологи-реаниматологи, врачи скорой помощи и фельдшеры скорой помощи со стажем работы не менее 3 лет, для них наличие первой или высшей категории или ученой степени необязательно.

Возраст участников: женщины до 45 лет, мужчины до 50 лет. Кандидат должен быть готов заключить трудовое соглашение на работу в подмосковном учреждении здравоохранения на срок не менее 10 лет.

Медработнику, желающему принять участие в программе соципотеки, потребуется обратиться в Министерство здравоохранения Московской области со следующими документами:

– общие для всех документы, необходимые для участия в программе;

– копия диплома о высшем образовании (для фельдшера – о среднем профессиональном образовании);

– копии документов о получении послевузовской подготовки (интернатуре, ординатуре);

– копии документов о дополнительной профессиональной подготовке (переподготовке, тематическом усовершенствовании знаний);

– копия удостоверения о наличии квалификационной категории;

– сведения о научных и практических публикациях в медицинских изданиях, иные сведения, связанные с трудовой деятельностью (сведения о внедрении специалистом или при его непосредственном участии новых технологий профилактики, диагностики и лечения, рационализаторских предложениях, участии в конкурсах профессионального мастерства и т.д.).

Как оформить социальную ипотеку молодому ученому и специалисту

Стартовал конкурс на президентский грант для молодых ученых

Стартовал конкурс на президентский грант для молодых ученых

Тематика работ научных исследований должна соответствовать приоритетным для Московской области направлениям развития науки, технологии и техники (обновленный перечень приоритетных для Московской области направлений развития науки, технологий и техники утвержден распоряжением правительства Московской области от 26.12.2016 № 446-РП). Результаты проводимых научных исследований должны обладать научной и социально-экономической значимостью для Московской области, отличаться новизной и актуальностью, иметь возможность практического применения.

Молодые ученые должны иметь профессиональные достижения: ученую степень; премии, призы, награды; гранты; участие в программах в сфере развития научной и научно-технической деятельности; печатные публикации по заявленной научной тематике за последние 5 лет; опубликованные монографии по заявленным проводимым научным исследованиям за последний 5 лет; патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, свидетельства о регистрации программ на ЭВМ.

Молодые ученые и специалисты, желающие принять участие в программе, должны обратиться в Министерство инвестиций и инноваций Московской области со следующими документами:

– общие для всех документы, необходимые для участия в программе;

– документ, подтверждающий место работы, должность, стаж работы, подписанный руководителем организации и заверенный печатью организации, и копию трудовой книжки, подписанную уполномоченным лицом и заверенную печатью организации;

– копию документа, содержащего реквизиты организации и сведения о видах экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (код по ОКВЭД), в которой молодой специалист осуществляет свою деятельность;

– резюме об основных научных разработках молодого ученого и специалиста с указанием принадлежности научных разработок приоритетным для Московской области направлениям развития науки, технологий и техники;

– документы и материалы, подтверждающие значимость, новизну и актуальность научных достижений молодого ученого и специалиста: протоколы (выписки из протоколов) заседаний научно-технических (ученых) советов организаций или обособленных подразделений организаций; экспертные заключения о научных достижениях молодого ученого и специалиста; представления организации, в которой молодой ученый и специалист осуществляет трудовую деятельность;

– копии патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, копии свидетельств о регистрации программ ЭВМ (при наличии);

– копии документов, подтверждающих наличие у молодого ученого и специалиста премий, призов и иных наград, свидетельствующих о признании его научных или иных творческих достижений;

– копии документов, подтверждающих получение и реализацию молодым ученым и специалистом грантов, участие в программах в сфере развития научной и научно-технической деятельности;

– перечень опубликованных научных работ молодого ученого и специалиста за период, не превышающий пять лет до момента подачи заявления;

– копию диплома о присуждении молодому ученому и специалисту ученой степени (при наличии).

Как оформить социальную ипотеку молодому уникальному специалисту

девушка смотрит в микроскоп

девушка смотрит в микроскоп

Молодые уникальные специалисты должны обладать профессиональными навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих высокой квалификации и являющихся значимыми в производственном процессе, участвовать в реализации программ импортозамещения и развития организации, в опытно-конструкторских и технологических работах, в результате которых созданы технологии или новые материалы для разработки новых видов изделий с улучшенными характеристиками за последние 5 лет. Также уникальный специалист должен принимать участие в опытно-конструкторских и технологических работах, результаты которых получили практическое применение за последние 5 лет, в проектах по внедрению новых технологий, в работах по выполнению организацией государственного оборонного заказа за последние 5 лет.

Профессия должна входить в Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Участнику необходимо иметь профессиональные достижения в производственной деятельности организации: повышение квалификации или получение дополнительного профессионального образования; премии, призы, награды; стипендии работникам оборонно-промышленного комплекса Российский Федерации; патенты на изобретения; печатные публикации в научно-технических сборниках за последние 5 лет; участие в конференциях и семинарах за последние 5 лет.

Молодые уникальные специалисты, желающие принять участие в программе, должны обратиться в Министерство инвестиций и инноваций Московской области со следующими документами:

– общие для всех документы, необходимые для участия в программе;

– документ, подтверждающий место работы, должность, стаж работы, подписанный руководителем организации и заверенный печатью организации, и копию трудовой книжки, подписанную уполномоченным лицом и заверенную печатью организации;

– копию документа, содержащего реквизиты организации и сведения о видах экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (код по ОКВЭД), в которой молодой специалист осуществляет свою деятельность;

– справка организации, в которой молодой уникальный специалист осуществляет свою деятельность, с описанием значимости молодого уникального специалиста в производственном процессе организации, наличии уникальных профессиональных качеств с подтверждением соответствия производственной деятельности молодого уникального специалиста критическим технологиям Российской Федерации;

– документы и материалы, подтверждающие значимость и актуальность достижений молодого уникального специалиста, в производственном процессе организации; протоколы (выписки из протоколов) решений научно-технических советов организаций; отзывы профессиональных сообществ о деятельности молодого уникального специалиста (при наличии); решения об оценке профессиональных и личностных качеств молодого уникального специалиста, принимаемые аттестационными комиссиями (при наличии);

– копии патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, копии свидетельств о регистрации программ ЭВМ, топологии интегральных микросхем (при наличии);

– копии документов, подтверждающих наличие у молодого уникального специалиста премий, призов и иных наград, свидетельствующих о признании его профессиональных достижений;

– копии документов, подтверждающих получение молодым уникальным специалистом стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

– перечень опубликованных работ в научно-технических сборниках за период, не превышающий пять лет до момента подачи заявления;

– копии документов о повышении квалификации и дополнительном профессиональном образовании (при наличии).

Рассмотрение заявок


Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Сначала заявки рассматриваются профильными министерствами. Участники, прошедшие отбор, заключают трудовой договор на 10 лет. После того, как участник получил свидетельство об участии в программе, он выбирает квартиру, банк и покупает квартиру.


Жилищные вопросы

Оглавление:

Купить собственное жилье может далеко не каждый гражданин нашей страны в силу высокой стоимости квадратного метра. Особенно в крупных городах. Эта проблема очень остро стоит перед некоторыми категориями граждан, которые наименее защищены и обеспечены социально – молодежь, работники бюджетной сферы, молодые семьи, военные, молодые ученые, многодетные семьи и т.д. Свою помощь в данной ситуации предлагает государство, которое реализует специальные социальные программы, направленные на улучшение жилищных условий нуждающихся людей.

Социальная ипотека

Социальная ипотека

Виды и формы

  • Дотирование процентной ставки по ипотечному кредиту. Наиболее распространенный способ поддержки граждан льготных категорий при оформлении ипотеки — снижение процентной ставки. Эта схема может быть реализована как за счет государственной поддержки, так и через специальные предложения кредитных организаций. В частности, некоторые банки предлагают социальные условия оформления ипотеки для бюджетников.
  • Субсидия на оплату части стоимости объекта недвижимости. В этом случае государство оплачивает определенную часть приобретаемого в ипотеку жилья. Обычно эта часть составляет от 30% до 40%, которые переводятся на счет банка в безналичной форме и учитываются в счет уплаты основной суммы долга и процентов по нему. Наиболее актуален данный вариант социальной ипотеки для малоимущих семей.
  • Продажа недвижимости из социального жилищного фонда по льготной цене. В этом случае стоимость жилья будет в несколько раз ниже рыночной. Реализуются такие программы чаще всего в отношении служащих определенных государственных структур.

Принимать решение о том, каким именно образом будет реализована социальная программа кредитования, сам гражданин не может. Это прерогатива местных органов власти.

Требования к заемщику: кто может рассчитывать на получение социальной ипотеки?

Требования к участникам социальных ипотечных программ кардинально отличаются от тех условий, которые предъявляются к клиентам банка, которые кредитуются по стандартной схеме. Это объясняется тем, что часть обязательств заемщика берет на себя государство. Именно поэтому, несмотря на сложные социальные условия граждан льготных категорий, банки охотно работают по соц. программам и нередко даже возлагают на себя все хлопоты по оформлению необходимых документов в местных органах власти.

Социальная ипотека

Право на получение социальной ипотеки имеют в первую очередь граждане, соответствующие следующим требованиям:

  • Работники бюджетной сферы – к этой категории относят граждан, не менее трех лет работающих в лечебных и образовательных учреждениях, государственных или муниципальных органах власти, а также проходящих службу в Вооруженных силах, спасательных структурах или в органах полиции.
  • Малоимущие граждане – государственная помощь предоставляется в первую очередь тем, чьи жилищные условия не соответствуют санитарным нормам или по площади составляют меньше 14 кв.м. на человека.
  • Молодые семьи – семьи, в которых хотя бы один из супругов моложе 35 лет.
  • Семьи, имеющие двух и более детей – в данном случае речь идет о получении сертификата на материнский капитал, который может быть использован для улучшения жилищных условий семьи.

В каждом регионе требования к участникам социальных программ различны, а также могут действовать собственные предложения. Так, например, в республике Татарстан действует социальная ипотека при президенте республики. Для уточнения условий и получения точных расчетов следует обратиться непосредственно в местные органы власти за соответствующими разъяснениями.

Приобрести квартиру по социальной ипотеке могут граждане, участвующие в следующих государственных программах:

Преимущества социальной ипотеки

  • Более высокая вероятность принятия банком положительного решения – кредитные организации быстро рассматривают подобные заявки и охотно соглашаются на сотрудничество с клиентами, часть кредита которых гарантировано погасит государство.
  • Упрощенная схема оформления – в борьбе за клиентов, многие банки готовы помочь гражданам, имеющим право на социальную ипотеку, в процессе оформления всех документов, в том числе и самой субсидии в органах местного самоуправления.
  • Снижение процента по ипотеке – даже в том случае, когда реализация социальной ипотеки производится посредством субсидирования определённой части стоимости жилья, банки дополнительно предлагают снижение процентной ставки. Это облегчает ежемесячную кредитную нагрузку на бюджет семьи.

Как оформить?

Каждая социальная программа имеет индивидуальную схему оформления. Чаще всего первый шаг – обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Обращаются чаще всего молодые семьи и малоимущие граждане, остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Решение по каждой конкретной заявке принимается в течение трех дней с момента подачи заявления. После получения одобрения в органах власти потенциальный заемщик может обратиться в банк и предоставлять все необходимые документы. При этом, кроме подтверждения своего права на участие в социальной ипотечной программе, клиенту придется предоставить также пакет документов, отражающих его финансовое положение и платежеспособность.

Льготные программы, рассчитанные на кредитование молодых специалистов, военнослужащих и ученых в качестве первого шага предполагают написание заявления непосредственному руководству по месту работы. Далее решение принимается на более высоком уровне (министерство, военное руководство, Академия наук и т.д.), после чего следует классическая схема обращения в банк-кредитор. Если социальные условия реализуются посредством использования материнского капитала, первое обращение должно быть в территориальное отделение Пенсионного фонда.

Нюансы в 2021 году

  • В 2021 году субсидия на приобретение жилья по социальным программам не может составлять менее 30% от общей стоимости приобретаемой недвижимости. Для семей, имеющих детей, этот процент не может быть меньше 35%, а в большинстве случаев устанавливается на уровне 40%. Окончательное решение по сумме принимается местными органами власти на основании стоимости квадратного метра жилья в конкретном регионе, количества детей и социального положения семьи.
  • Минимальная процентная ставка по социальной ипотеке в 2021 году составляет 9,9%, однако на практике эта цифра обычно составляет не менее 11,5%.
  • Сумма первого взноса по социальным ипотечным программам может стартовать от 10% – это предложение действительно для Агентства ипотечного кредитования (АИЖК).
  • Законом устанавливается минимальный уровень площади жилья на одного человека. Этот показатель в 2021 году составляет 14 кв.м. При этом получить ипотеку на льготных условиях можно только на недвижимость, обеспечивающую 18 кв. м. на каждого члена семьи. Квартиры и дома большей площади приобретаются из расчета доплаты за дополнительные квадратные метры.

Каждый год государством разрабатываются все новые социальные программы, направленные на поддержку социально незащищенных граждан нашей страны. На сегодняшний день реализуется более десяти выгодных льготных предложений от государства, в том числе и социальная ипотека в Москве для очередников в 2021 году.

Процентные ставки крупных банков России

Социальная ипотека для молодой семьи на выгодных условиях может быть реализована в разных банках, условия которых представлены в таблице.

Банк Процентная ставка Размер первого взноса Сумма ипотеки Срок кредитования
Россельхозбанк 11,9-14,5% От 10% стоимости жилья От 100 тысяч до 20 миллионов рублей До 25 лет
АК Барс 14,5% От 10% стоимости жилья От 100 тысяч рублей без ограничений по верхней границе От 1 года до 20 лет
ВТБ 24 От 11% От 10% стоимости жилья Без ограничений От 5 до 50 лет

Социальная ипотека для военнослужащих также реализуется многими банками на следующих условиях:

Социальная ипотека для молодых специалистов реализуется каждым банком на индивидуальных условиях, однако процентная ставка обычно не превышает 12%, в то время как первоначальный взнос составляет от 10 до 20% от стоимости приобретаемой недвижимости.

Социальная ипотека в Сбербанке в 2021 году

Наиболее востребованные социальные программы ипотечного кредитования Сбербанка в 2021 году представлены в таблице.

Социальная ипотечная программа Процентная ставка Размер первого взноса Сумма ипотеки Срок кредитования
Ипотека для молодой семьи От 10,75% От 20% стоимости жилья От 300 тысяч до 15 миллионов рублей От 1 года до 30 лет
Военная ипотека От 10,9% От 20% стоимости жилья До 2 220 000 рублей До 20 лет (до достижения заемщика возраста 45 лет)
Приобретение строящегося жилья От 10,4 до 10,9% От 15% стоимости жилья От 45 тысяч до 15 миллионов рублей До 30 лет
Ипотека для молодых учителей От 8,5 до 10,5% От 10 до 30% стоимости жилья Без ограничений До 30 лет

Документы, необходимые для оформления социальной ипотеки

Для оформления ипотеки на льготных условиях, потенциальному заемщику в первую очередь следует обратиться в органы местного самоуправления, где придется подтвердить свое право на участие в социальной программе. Перечень необходимых документов рознится для каждой программы, региона и категории льготников. Уточнить этот вопрос, можно только обратившись в местные органы власти. Решение по каждой заявке обычно принимается очень быстро – в течение трех дней. Если решение положительное, гражданину выдается соответствующее свидетельство.

Следующий шаг – обращение в банк. Здесь потенциальному заемщику предстоит предъявить следующий пакет документов:

  • Заявление на оформление ипотеки по социальной программе (по форме банка).
  • Паспорта всех членов семьи.
  • Свидетельства о рождении детей, если в семье есть дети.
  • Свидетельство от местных органов власти об участии гражданина в социальной программе или сертификат на материнский капитал или военную ипотеку.
  • Документы из налоговой инспекции о взятии гражданина на налоговый учет.
  • Справка о составе семьи.
  • Документы, подтверждающие платежеспособность заемщика – копия трудовой книжки, справка о доходах с места работы.
  • Правоустанавливающие документы на квартиру – выписка из домовой книги, выписка из ЕГРП на приобретаемое жилье, свидетельство о регистрации права собственности на недвижимость.
  • Реквизиты банковского счета заемщика.

Социальная ипотека – важнейший инструмент поддержки граждан, жилищные условия которых не соответствуют установленным нормам, а также оказавшихся в тяжелых социальных условиях. Благодаря государственной поддержке тысячи семей ежегодно становятся обладателями собственного жилья. Помощь в оформлении ипотеки вам могут оказать по ссылке.

Социальная ипотека

Собственное жилье – актуальный вопрос, чаще всего он остро стоит перед молодыми семьями, категориями военнослужащих, которые по долгу службы не могли осесть в одном месте и приобрести себе недвижимость.

Каждый второй гражданин приобретает жилое помещение с использованием ипотечного кредитования. Но для определенных категорий граждан существуют льготные программы покупки недвижимости.

Кто относится к этой категории, и что понимается под социальной ипотекой?

Описание государственной программы

Под социальной ипотекой понимается комплекс государственных программ, которые предоставляют льготы по ипотечным кредитам, для малоимущих категорий граждан.

Кредиты на льготных условиях для приобретения недвижимости могут быть предоставлены людям, которые признаны нуждающимися в жилом помещении. Кроме того, в Российской Федерации работает несколько программ, позволяющих на особых условиях купить квартиру молодым семьям, военнослужащим, молодым специалистам, работникам социальных сфер.

Описание государственной программы Социальной ипотеки

Программы предусматривают несколько вариантов помощи:

  1. Оплата части жилого помещения. В этом случае выдается сертификат на определенную сумму, который можно потратить на покупку жилья.
  2. Участие в программах приобретения квартиры по сниженным процентным ставкам.
  3. Дотация процентных ставок.

Социальная ипотека отличается от обычной банковской следующими пунктами:

  1. В отличии от обычного ипотечного кредитования социальная ипотека выдается под льготный более сниженный процент.
  2. Выдвигаются требования к приобретаемому жилью. Оно должно быть эконом-класса.
  3. Небольшой размер первоначального взноса.

Правила предоставления социальной ипотеки

Льготные программы по социальной ипотеке помогают гражданам, у которых невысокий уровень дохода, оформить кредит и купить жилье.

Базовые условия

В 2017 году размер социальной ипотеки должен составлять не менее 30% от стоимости жилья, для семей с детьми размер должен быть не меньше, чем 35%.

Минимальный процент по льготной ипотеке составляет 9,9%. Размер первоначального взноса от 10%.

В законодательстве прописаны определенные условия для получения социальной ипотеки.

Государственная поддержка может быть выдана следующим категориям граждан:

Условия социальной ипотеки

  • многодетным семьям;
  • инвалидам и семьям, в которых есть дети инвалиды;
  • молодые семьи до 35 лет, независимо от наличия детей;
  • определенные группы врачей, учителей, социальных работников;
  • научные работники, трудоустроенные в муниципальных и государственных учреждениях;
  • военные;
  • молодые специалисты;
  • малоимущие.

Банки предъявляют определенные требования к потенциальным заемщикам. Эти требования необходимо подтвердить при подаче документов. К ним относятся:

  1. Гражданин должен быть платежеспособным и иметь возможность подтвердить свой доход.
  2. У потенциального заемщика должны быть средства для осуществления первоначального взноса.
  3. У заявителя должна быть положительная кредитная история.
  4. В обязательном порядке граждане должны стоять в очереди на улучшение жилищных условий.
  5. Для бюджетников существует требование к стажу. Он должен быть не менее трех лет в государственном учреждении.
  6. Для военных срок службы должен составлять не менее десяти лет.

По отдельным программам могут быть предъявлены дополнительные требования.

Общий порядок оформления

Чтобы оформить социальную ипотеку, граждане должны в первую очередь встать на учет, как нуждающиеся в жилищных условиях.

Для этого подается заявление в отдел по жилищным вопросам районных или областных Администраций. После того, как будет принято положительное решение, работники государственных учреждений, бюджетники могут написать заявление своему руководителю: директору школы, командиру военной части, главному врачу больницы. Малоимущие граждане, многодетные и молодые семьи обращаются с заявлением в органы местного самоуправления.

Рассмотрением заявок по социальным ипотекам занимается фонд АИЖК. Он помогает не только взять заем, но и реализовать программу безвозмездных субсидий, сертификатов.

Чтобы оформить льготную ипотеку, заемщику потребуется предоставить следующий пакет документов:

Правила оформления социальной ипотеки

  1. Заявление и документы, удостоверяющие личности всех членов семьи.
  2. Свидетельства о рождении детей.
  3. Справку о составе семьи из паспортного стола, либо выписку из домовой книги, если заявители проживают в частном секторе.
  4. ИНН заявителя.
  5. Справку с места работы о стаже и заработной плате.
  6. Копию трудовой книжки, заверенную в отделе кадров.
  7. Выписку из ЕГРН о приобретаемом жилье.
  8. Документы, подтверждающие право собственности на квартиру.
  9. Реквизиты банковского счета.

Льготный ипотечный кредит предоставляется только на норму квадратных метров. Нормой считается 18 квадратных метров на человека. Можно приобрести жилье большей площади, но на дополнительные квадраты не будет предоставлена льгота.

Виды государственной помощи для приобретения жилья

Социальные программы ипотечного кредитования подразделяются на виды, в зависимости от категории граждан, для которых они предназначены.

Молодые семьи

Кому положена социальная ипотека: молодым семьям, военнослужащим и др

Для молодых семей предусмотрена государственная льгота в виде предоставления субсидии равной не менее 30% от рыночной стоимости жилья из расчета нормы квадратных метров. Если в семье есть ребенок, то государство выделяет 35% от стоимости.

Денежные средства не выдаются семьям в наличной форме. Льгота предоставляется в виде сертификата, который используется при оформлении купли-продажи. Сертификат предоставляется в банк, где на имя членов семьи открывается счет. На этот счет перечисляются денежные средства, которые идут на оплату стоимости жилья.

Военнослужащие

Особенностью социальной ипотеки для военнослужащих является обязательное условие участия в Накопительной ипотечной системе. Данная система начала работать с 2004 года. После того, как военнослужащий состоит не менее трех лет в системе, он получает право на приобретение жилья за счет средств государства.

Возврату данные средства не подлежат. Военнослужащий получает субсидию на безвозмездной основе. Жилье может быть приобретено в любом регионе Российской Федерации, на усмотрение граждан. Кроме того, можно приобрести как квартиру, так и дом. Есть один важный нюанс, ипотека не распространяется на земельные участки.

Малообеспеченные

Статус малообеспеченных не может стать препятствием для приобретения жилья.

Для данной категории предусмотрены жилищные субсидии, компенсации части процентов за счет государства.

Молодые специалисты

Данная категория граждан имеет право на получение сертификата. Списки кандидатов составляются в региональных Администрациях.

Социальная ипотека для молодых специалистов

Чтобы стать участником программы, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. Быть моложе 35 лет.
  2. Иметь стаж работы не менее трех лет.
  3. Работать в государственном учреждении.

Если в семье два молодых специалиста, на участие в программе имеет право только один. Для этой категории предоставляются сниженные процентные ставки и небольшой первоначальный взнос.

Региональные программы

Социальная ипотека в регионах РФ

Каждый регион в праве на местном уровне разрабатывать дополнительные программы поддержки и вводить региональные социальные ипотечные займы. Особенностями региональных ипотек является то, что приобрести жилье будет возможным только в том регионе, где прописан гражданин.

Особенно актуальны региональные программы поддержки молодых специалистов на селе. Не во всех регионах они требуются, но для тех субъектов, которые испытывают большую нехватку квалифицированных специалистов в сельской местности, это большая возможность за счет мер социальной поддержки привлечь людей.

В Новгородской области действует социальная программа для нуждающихся в улучшении жилищных условий и многодетным семьям. По условиям программы предоставляются субсидии в размере 30% от стоимости жилья. Недостаток этой программы в том, что граждане долго ждут своей очереди, в отличии от программ федерального уровня.

В Москве и Московской области существуют два варианта решения вопроса. Здесь программы рассчитаны на очередников. По первой схеме для льготной категории строиться жилье, которое они могут приобрести по себестоимости. Вторая схема предполагает предоставление безвозмездной субсидии в размере 30% от стоимости жилья. Остальные средства граждане могут взять в ипотеку.

Социальная ипотека дает большие возможности для граждан, которые в силу жизненных обстоятельств не могут самостоятельно приобрести жилье и выплачивать проценты банку. Это программы, которые стали большой поддержкой для молодых и многодетных семей. Это стимул для молодых специалистов, работать на государственных предприятиях, осваивать сельские местности.

О предоставлении данного вида помощи от государства рассказано в следующем видеосюжете:

Читайте также: