Сми как источник правовой информации

Обновлено: 30.06.2024

Деятельность средств массовой информации, на сегодняшний день, является одним из наиболее весомых факторов, который непосредственным образом влияет на стабильность межнациональных и федеративных отношений современной России. Степень качества информационных технологий и их использование становятся определяющими для характеристики жизни общества, вопроса о взаимоотношении общества и средств массовой информации, степени свободы средств массовой информации от общества, власти и государства. Исходя из данных посылов, считаем целесообразным конституционно-правовой анализ регулирования деятельности средств массовой информации в России и мире.

Анализируя Конституции зарубежных стран, принятых в довоенный период, мы пришли к выводу о том, что в них нет прямого закрепления норм, регулирующих деятельность средств массовой информации (Конституция Австрии т 10 ноября 1920 г., Основной закон Федеративной республики Германии 23 мая 1949 г., Основной закон Королевства Нидерланды от 17 мая 1814 г.). Более того, в конституциях, принятых и в поствоенный период, мы также не выявили специализированных норм, регламентирующих правовой статус института средств массовой информации. В качестве примера может послужить Конституция Франции 1958 г. Однако, после принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 г. (далее – Декларация)[1] и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) [2] , которые содержали нормы, закрепляющие право на свободу выражения мысли, стало необходимым приведение в соответствие европейским стандартам национальных стран. (Декларация: ст., ст. 18, 19; Конвенция: ст. 10.)

Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, в целях обеспечения им возможности играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию[3]. Письменно в конституциях таких стран, как Австрия (ч. 5 ст.29), Германия (ч. 1 ст. 5), Нидерланды (ст.7), Норвегия (ст.100), Франция (III,13,ст.118) закреплена свобода мнений. Очевидно, что возможна и другая ситуация в сфере гарантий свободы мнения. В качестве примера можно привести Великобританию и Австралию, в которых законодатели утверждают о правовом закреплении гарантий в неписанных конституциях.

На наш взгляд, одним из важнейших аспектов данного медиазакона является положение о том, что пакет поправок в австрийском законе дифференцирует сетевые информационные объекты согласно критерию их публичности.

Относительно судебной практики также следует указать, что поправки внесли изменения в положения, регламентирующие исполнения решений суда. В качестве примера можно привести меры по изъятие и конфискацию продукции СМИ, которые могут быть реализованы австрийскими судами посредством закрытия любых сайтов, которые содержат любые материалы незаконного характера[7].

Представляется целесообразным, опираясь на мнением В.Н. Монахова, указать тот факт, что своеобразным лейтмотивом процессов обсуждения форм законов, конкретных норм и правомочий может и должна стать следующая интерпретация знаменитого кантовского категорического императива: новое онлайн-право в ходе неизбежной модификации его нормативной составляющей ни в коем случае не должно отказываться от тех системообразующих принципов, что дарованы нам предшествующим тысячелетним опытом его офлайн-развития[8].

Очевидно, что на сегодняшний день свобода массовой информации гарантируется нормами Конституций, как зарубежных стран, так и Российской Федерации. Кроме того, производные от конституций законы более детально описывают осуществление деятельности средств массовой информации. Таким образом, институт массовой информации, выступая в качестве института интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте, так и на основной информационной конституционной норме.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что Российская Федерация не отстает от зарубежных стран в сфере конституционно-правового регулирования деятельности средств массовой информации. Так, например, основополагающим в данной сфере стал Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации[9], в котором нашли отражение правовые нормы, регламентирующие организацию деятельности средств массовой информации (Глава II), распространение информации (Глава III), отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (Глава IV) и т.д.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации от государства и произвола его чиновников, можно перечислить большое количество различных норм – об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств. (ч. 3 ст. 41), об открытости заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100) и открытости судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и т.д.

Одна из особенностей российского законодательства о СМИ заключается в том, что он был написан в другую политическую и социально-экономическую эпоху, для совершенно другого общества, - то есть еще в СССР. Основная цель этого Закона – обеспечение абсолютной свободы СМИ от государства и его политической цензуры. Эту задачу закон выполнил, однако его авторы просто не увидели многих социальных проблем, связанных с реализацией принципа свободы СМИ – отсюда и многочисленные пробелы в функционировании закона сегодня.

[1] Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: БЕК, 1996.

[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

[4] См.: Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Издательство Юрайт, 2009. – С. 340.

[7] См.: Информация о законах Франции, Финляндии и Австрии представлена с использованием материалов, опубликованных на страницах ЗИП №10 за 2000 г., а также №3 и 9 за 2004 г.

[8] См.: Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / под общ. Ред. И.Л. Бачило. – М.: Издательство Юрайт, 2009. – С. 351.

Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения : на материалах федеральных общественно-политических газет

Мартынкина, Дарья Юрьевна. Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения : на материалах федеральных общественно-политических газет : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.10 / Мартынкина Дарья Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/848

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Воздействие СМИ на правосознание граждан 12

1.1. Роль СМИ в правовом воспитании граждан 12

1.2. СМИ как инструмент правового просвещения населения 34

1.3. Влияние правового просвещения населения через СМИ на формирование гражданского общества в РФ 51

ГЛАВА 2, Правовое информирование населения через печатные СМИ в условиях тоталитарного и демократического государств 68

2.1. Правовая пропаганда в СССР в 1970-1980-х годах 68

2.2. Правовое просвещение на этапе становления демократического государства в РФ 86

2.3. Материалы печати как источник правовой информации на современном этапе . 108

2.4. Проблема эффективности правовой пропаганды и правового просвещения населения 152

Введение к работе

Роль закона в жизни общества огромна: зародившись одновременно с государством, он позволил человечеству встать на путь прогресса. На современном этапе общественного развития знание правовых норм необходимо человеку и гражданину для полноценной реализации его прав и свобод. Вместе с тем только информированный в юридическом отношении гражданин может стать единицей гражданского общества, которое в состоянии удерживать государство в рамках закона, трансформируя его в истинно правовое. Повышение уровня правовой культуры является необходимым условием развития России как государства и дальнейшей модернизации страны.

В наши дни правовое просвещение населения может осуществляться разными субъектами (государством в лице органов государственной власти, средствами массовой информации, общественными и коммерческими организациями и т.д.). Эти субъекты пользуются различными инструментами правового просвещения населения —- печатью, телевидением, радио, Интернетом, литературой и т.д. В диссертационном исследовании мы стремились показать соотношение правового просвещения и правового воспитания, обучения, образования, высветив особую роль журналистов и журналистики в процессе повышения правовой культуры россиян, проанализировать субъекты и инструменты правового просвещения населения (СМИ относятся, по нашему мнеї іию, и к тем, и к другим),

В историческом плане предшественницей правового просвещения населения в РФ является советская правовая пропаганда, причем в 1970-1930 годах правовая пропаганда через СМИ в Советском Союзе была серьезно реорганизована. С конца 1980-х годов в РФ правовому просвещению населения через СМИ на государственном уровне не уделялось должного внимания. Скромные попытки общественных организаций, федеральных, региональных и муниципальш.гх властей переломить ситуацию оказались безуспешны: уровень правовой культуры населения в РФ остается низким. Проведенное нами исследование показывает, что количество материалов в СМИ, способствующих правовому просвещению населения, является небольшим, многие журналистские тексты воспитывают у граждан неуважение к закону, способствуют развитию правового нигилизма, тематический состав публикаций едва ли отвечает потребностям аудитории.

Наиболее полное изучение правового просвещения населения невозможно без анализа эффективности правовой пропаганды и правового просвещения населения через печатные СМИ, выработки рекомендаций по повышению эффективности этого процесса па современном этапе развития страны.

Актуальность исследования определяет то, что вопросы правового просвещения населения России сегодня стоят на повестке дня. В частности, необходимо реформировать государственную политику в об л асі и повышения правовой культуры населения, что неоднократно отмечалось руководством страны.

Более того, для некоторых категорий населения знание законов является буквально вопросом физического выживания. Одна из таких 1 ТиляеЛА. Презумпция знания законов // Правоведсішс. — 1969. -№3.-С. 37. категорий — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями (в соответствии с постановлением Правительства РФ 1 , к социально значимым отнесены туберкулез, сахарный диабет, гепатиты и некоторые другие заболевания). Как правило, лечение этих болезней связано со значительными финансовыми затратами. Некоторым категориям лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, государство гарантирует бесплатную медико-социальную помощь. По откуда гражданин может узнать о характере и объеме помощи, которая должна предоставляться ему безвозмездно? Необходимо констатировать, что единственным общественным институтом, способным своевременно и в доступной форме донести до граждан, страдающих такими заболеваниями, информацию об их правах, являются средства массовой информации.

Соответственно, информирование граждан о правовых установлениях и об изменениях в законодательстве является важнейшей задачей, решить которую можно лишь путем правового просвещения населения через СМИ. Это еще одна причина, объясняющая, почему изучение правового просвещения населения через СМИ на современном этапе представляется актуальным.

Кратко охарактеризуем историографическую базу. Поскольку правовое просвещение населения через СМИ на современном этапе мало изучено, мы опирались на исследования, в той или иной степени затрагивающие просветительскую функцию журналистики. Речь идет о трудах Е.Л. Вартановой, Я.К Засурского, К,А. Кирилина, СВ. Коновченко, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного, И.Д. Фомичевой и других. Кроме того, мы использовали работы ученых 1970-1980-х годов, в которых глубоко изучаются проблемы правовой пропаганды. Среди таковых следует отметить исследования Ю.А. Are шина, А. А. Иванова, Н,Н. Кондрашкова, А. С.

Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12,2004 №7И/Ш"-- 2004, 7 дек.

Павлова, Н,Я. Соколова, Г.М. Яроша и других. Также следует отметить посвященные правовой культуре работы юристов С.С. Алексеева, В.М. Боера, BJ3. Лазарева, Е,А. Певцовой, А.С, Пиголкина, Н.Ю. Рашевой и других.

Новизна диссертации состоит в следующем:

1) в данной работе выявлена и охарактеризована совокупность функций журналистики как субъекта правового просвещения населения, а также как его инструмента;

2) в диссертационном исследовании определен и проанализирован характер целостности правового просвещения населения в журналистике, впервые сформулировано определение правового просвещения населения через СМИ, установлена его взаимосвязь с правовым образованием, обучением, воспитанием; в диссертационном исследовании анализируются труды советских ученых, касающиеся правовой пропаганды, которые долгое время не были востребованы — хотя в них, на наш взгляд, содержится немало ценной информации для организации правового просвещения населения через СМИ сегодня; в данной работе рассматриваю гея тексты современных ежедневных общественно-политических газет, ранее не изученные с точки зрения организации правового просвещения населения через СМИ.

Объектом исследования являются материалы но правовой тематике в печатных СМИ. Предмет данного исследования — правовое просвещение населения через печатные СМИ.

Целью исследования является описание роли печати как инструмента и субъекта правового просвещения.

В рамки исследования вписывается исторический период с 1970-х годов, когда правовая пропаганда в СССР вышла на качественно новый уровень, вплоть до наших дней, В работе изучались материалы по правовой тематике, опубликованные только на территорин СССР и РФ*

Рабочая гипотеза исследовании так Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения : на материалах федеральных общественно-политических газет

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
"О средствах массовой информации"

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня, 2, 27 декабря 2019 г., 1 марта, 30 декабря 2020 г., 11, 28 июня, 1 июля 2021 г.

ГАРАНТ:

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации"

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

О признании не соответствующими Конституции РФ отдельных норм настоящего Федерального закона см:

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г., за исключением абзаца третьего статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 октября 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. и с 1 марта 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта "б" пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Контрольная работа - Средства массовой информации как источник правовой информации

УрГЮА, 3 курс заочного отделения, 2011 год сдачи работы, 9 листов. В работе был раскрыт
ответ на теоретический вопрос: Средства массовой информации – источник правовой информации. И решены практические задания:
Найти Федеральный закон № 16-ФЗ принятый в 1996 году.
Найти источник первой публикации текста Воздушного кодекса РФ.
Найти документ, определяющий порядок строительства бензозаправочных станций
Найти в законе и составить перечень обязанностей судебного пристава исполнителя.

Васильев А.Н., Маматов В.М. Интернет-технологии в системе отношений. Прокуратура - СМИ

  • формат docx
  • размер 29.97 КБ
  • добавлен 05 апреля 2011 г.

Статья. "Законность", 2010, N 8 Васильев Александр Николаевич, начальник отдела управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Маматов Максим Владимирович, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Контрольная работа - Информационные технологии в ОВД

  • формат doc
  • размер 201 КБ
  • добавлен 30 мая 2011 г.

Новосибирская школа милиции, 2010 г. ; 28 с. Оглавление. Введение. Основные направления использования информационных технологий в деятельности овд. Информационно-телекоммуникационные технологии экспертной деятельности и экспертные правовые системы. Особенности защиты звуковой информации и информации, обрабатываемой на пэвм в органах внутренних дел. Заключение. Список литературы.

Копылов В.А. Информационное право

  • формат pdf
  • размер 2.03 МБ
  • добавлен 05 октября 2010 г.

Содержание: Предисловие ко второму изданию Глава 1 Информационное общество и право Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления Хартия Глобального информационного общества (Окинава) Государственная политика в области формирования информационного общества Цель настоящего учебника Глава 2 Информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования Информация как ос.

Курсовая работа - Правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации

  • формат doc
  • размер 45.38 КБ
  • добавлен 22 ноября 2009 г.

Конституционные гарантии свободы массовой информации. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации. Государственная поддержка средств массовой информации. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов. Реклама. Особенности р.

Ответы на экзамен

  • формат doc
  • размер 85.04 КБ
  • добавлен 02 марта 2011 г.

Реферат - Правовые режимы информационных ресурсов

  • формат doc
  • размер 97.5 КБ
  • добавлен 23 января 2012 г.

СГЮА (СГАП), Саратов, 2011, 16 стр. Введение. Понятие правового режима информационных ресурсов. Понятие и виды охраноспособной информации. Режимы защиты информации. Правовой режим информационных технологий, информационных систем и сетей. Применение института правового режима к информационно-коммуникационным технологиям и сетям. Заключение. Список литературы.

Семашко А.В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 151 КБ
  • добавлен 05 ноября 2011 г.

Шпаргалки по информационному праву

  • формат doc
  • размер 208.5 КБ
  • добавлен 17 сентября 2011 г.

ННГУ имени Лобачевского, юридический факультет, 2011 год Понятие информационного права. Понятие информации, ее юридические особенности и свойства. Информационное общество. Основания для классификации информации, виды информации. Система информационного права, место и роль информационного права. Понятие, структура и виды информационно-правовых норм. Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений. Источники.

Шпоры по правовой информатике. МГЮА. 2009

  • формат doc
  • размер 306.5 КБ
  • добавлен 09 июня 2011 г.

Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде: Сборник статей международной научно-практической конференции

  • формат pdf
  • размер 3.85 МБ
  • добавлен 25 сентября 2011 г.

Науч. ред. Н.А. Шевелева, д-р юрид. наук, проф. - СПб.: ФГБУ "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина", 2011. - 306 с. В сборнике опубликованы материалы международной научно-практической конференции "Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде", прошедшей 14 апреля 2011 года в ФГБУ "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина". Соорганизаторами конференции выступили Президентская библиотека и ФСО.

Если, например, юридическое лицо по своей форме является акционерным обществом (ЗАО или ООО), то в соответствии с гражданским законодательством оно обязано иметь устав, который определяет:

• количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, размещаемых обществом;

• права акционеров – владельцев акций каждой категории;

• размер уставного капитала общества;

• структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

• порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

• сведения о филиалах и представительствах общества.

Что же касается устава редакции, то в соответствии со статьёй 20 Закона о СМИ в нём обязательно должны быть определены:

• взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

• полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

• порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

• основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

• передача и/или сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;

• порядок утверждения и изменения устава.

БИЛЕТ №4

1. Международные договоры как источник законодательства о СМИ. Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека.

Таким образом, даже если законы государства ограничивают эти свободы, власти должны доказать, что сделано это в интересах демократии. Нормы Европейской конвенции трактуются решениями Европейского Суда по правам человека, которые создают базу прецедентов для всех государств-участников. Разумеется, решение Суда обязаны выполнять только стороны по спору. Но и для других государств-участников подход в правоприменении и выводы по применению и толкованию норм Конвенции должны служить ориентиром в основных принципах разрешения споров в аналогичных правоотношениях. Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека.Европейский Суд по правам человека – главный орган по контролю за исполнением положений Европейской конвенции и осуществлению надзора за соблюдением её норм посредством рассмотрения жалоб конкретных лиц против государств-участников. Задача Суда – не заменять компетентных национальных судей, но проверять, соответствуют ли выносимые ими решения статьям Конвенции (в том числе ст. 10).В своих решениях Европейский Суд по правам человека (находится в г.Страсбурге) может обязать конкретное государство – члена Совета Европы либо пересмотреть то или иное судебное решение, либо изменить ту или иную норму национального законодательства. И это не существующая только на словах возможность, а реальная практика. Европейский Суд многократно заставлял пересматривать судебные решения и изменять закон, если они противоречили Европейской конвенции о защите прав человека.Практика Европейского Суда по правам человека в применении и толковании статьи 10 Европейской конвенции уникальна с точки зрения многогранности правоотношений, которые были предметом его рассмотрения в последние десятилетия, последовательностью и принципиальностью его позиций. Жалобы в ЕСПЧ подаются, если все возможности защиты в своей стране исчерпаны. Для России это означает, что в Европейский Суд можно обращаться уже после рассмотрения дела во второй инстанции. Право на подачу жалоб в ЕСПЧ гарантировано статьей 46 (ч. 3) Конституции РФ: использовав все внутригосударственные средства правовой защиты, каждый вправе обратиться в соответствующие межгосударственные инстанции по защите прав и свобод человека, созданные в соответствии с международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией. К ним относится и Европейский Суд по правам человека.

2. Трудовые отношения в редакции. Трудовой договор в редакции российского средства массовой информации можно представить как соглашение между работником и редакцией, по которому работник обязуется выполнять работу по определённой специальности или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку редакции, за которую администрация редакции обязуется выплачивать ему заработную плату (и/или гонорар) и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и самим трудовым договором.

Необходимо чётко разделять трудовой договор и смежные гражданско-правовые соглашения, такие, как договор личного подряда, договор подряда или оказания услуг или авторский договор, которые также могут быть применены в редакциях при привлечении разных специалистов к процессу организации выпуска продукции СМИ. С помощью таких договоров редакции обычно привлекают внештатных авторов для выполнения определённой работы. Известно, что деятельность редакции СМИ в целом носит постоянный характер (если верить учредительным документам, то такую задачу ставят перед собой многие учредители). Тем не менее, распространённой практикой является заключение с журналистом срочного трудового договора, т.е. договора на ограниченный срок. В настоящее время по трудовому законодательству срочный договор заключается в определённых случаях. В редакционной работе такой договор используется: • для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы; • с лицами, поступающими на работу в организации – субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников, а также к работодателям – физическим лицам; • с лицами, направляемыми на работу за границу; • для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объёма оказываемых услуг; • для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника; • с лицами, обучающимися по дневным формам обучения; • с лицами, работающими в данной организации по совместительству; • с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера; • с творческими работниками средств массовой информации, участвующими в создании произведений; • в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Журналист должен осознавать, что по срочному договору на временную работу его могут принять только тогда, когда его работа, действительно, имеет временный характер. Поэтому если его нанимают на временную работу в отдел спорта газеты для освещения Олимпийских игр в Пекине, то это, конечно, может носить временный характер. Но журналиста не должны нанимать в отдел спорта по срочному договору на рутинную работу, ведь очевидно, что спорт не закончится через несколько месяцев, и спортивную жизнь надо будет освещать и дальше. Инициатором заключения срочного трудового договора без достаточных на то оснований обычно выступает администрация редакции. Журналисты в условиях жесткой конкуренции на рынке труда вынуждены с ней соглашаться. Однако судебная практика, предшествующая принятию в 2001 году Трудового кодекса РФ, показала, что в случае возникновения конфликта между работником и редакцией по причине расторжения договора на основании истечения срока суды часто решали спор в пользу работников, поскольку, как выяснялось в ходе судебного разбирательства, многие договоры являлись срочными безосновательно. Такой договор, например, могут заключить с временным работником, принятым для замещения сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск (данное обстоятельство обязательно должно быть зафиксировано в трудовом договоре). По возвращении постоянной сотрудницы договор редакции с временным работником расторгается.

Между тем надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда придан государственный характер. Охрана трудовых прав работников редакций также находится под контролем соответствующих государственных органов: федерального органа надзора и контроля за охраной труда и соответствующих органов субъектов Российской Федерации, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятия и вышестоящих органов управления и действующих в установленном порядке (Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ, Гострудинспекция и межведомственные государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации). К числу основных задач этих органов отнесены такие, как защита трудовых прав работников от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, ущемляющих трудовые права. Они вправе контролировать деятельность редакций независимо от форм их собственности и организационных особенностей.

Читайте также: