Кто первым в древней греции предложил возрастную периодизацию в основу которой была положена цифра 7

Обновлено: 19.05.2024

Тараканова Анастасия Андреевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 5 курса историко-филологического факультета


Аннотация
Античная эпоха внесла большой вклад в становление педагогической науки. Концепции воспитания, разработанные в Древней Греции, не теряют своей актуальности и по сей день. Поскольку конкретные вопросы развития личности ребенка непосредственно вытекают из общих положений о закономерностях психического развития и понимания личности, учения античных философов могут оказать незаменимую помощь в педагогической деятельности. В статье рассматривается вклад античных ученых в развитие педагогической науки.

Tarakanova Anastasiia Andreevna
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty


Abstract
Ancient Greece has had an enormous amount of impact on the formation of pedagogical thinking. The ancient Greeks made profound contributions to the theory of education, developing its basic concepts. Surely these concepts are still relevant. The issues of children's cognitive development follow directly from the understanding of the child's personality. Hence the ancient Greeks' legacy may assist greatly in matters of teaching practice. This article deals with significant contributions the ancient Greeks had made to the development of pedagogical thinking.

Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.

Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.

В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.

В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д. [1, 119]

С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения [2, 39].

Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее [3, 79].

Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.

Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой [3, 82].

Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека [3, 84].

В предыдущем параграфе отмечалось, что древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства [4, 60].

Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести [4, 64]:

- высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;

- необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;

- необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.

Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине [5, 39].

Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека [5, 42].

В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.

В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.

Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.

  1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
  2. Никитюк, Е.В. Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. – СПб, 2005.
  3. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. — М., 1963.
  4. Мазалова, М.А., Уракова Т.В. История зарубежной педагогики. Пособие для сдачи экзамена. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
  5. Модзалевский, JI.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. — СПб., 2000.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики. Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, тем самым воспитывалось чувство ответственности перед свершениями предков. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай – криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30 – 40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика). Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.



Первые античные олимпийские игры Олимпийские игры проводились в Олимпии, расположенной в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Происхождение олимпийских и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни общества, его политическим, культурным, военным развитием. Одна из главных причин возникновения игр – потребность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки.

Афинская система воспитания является одной из наиболее известных и общепризнанных систем воспитания и обучения. Элементы афинской системы используются в ряде современных образовательных систем и технологий. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

3.Вклад античных философов в развитие педагогической теории

Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.

Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.

В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.

В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д.

С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения .



Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее .

Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.

Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой .

Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека.



Древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства .

Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести :

- высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;

- необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;

- необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.



Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине .

Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека .

В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.

В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.

Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.

Семинарское занятие 2


  1. Общая характеристика социально-экономического и культурного развития зарубежных стран в конце ХIХ – начале ХХ вв.

  2. Кризис традиционной педагогики и основные направления реформаторской педагогики.

  3. Идея трудовой школы, принципы организации Г. Кершенштейнера.

  4. Представители экспериментальной педагогики: В.А. Лай и С. Холл.

  5. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

  6. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.

  7. Концепция свободного воспитания Э. Кей.

  8. Метод научной педагогики М. Монтессори.

  9. Педагогические течения начала ХХ в.

Учебно-исследовательские задания


  1. Сделайте выписки из произведений реформаторов:

1)В традиционной школьной комнате очень мало места для самого ребенка, для его самостоятельной работы. Мастерская, лаборатория, материалы, инструменты, при помощи которых ребенок мог бы строить, творить и самостоятельно исследовать, даже необходимое место для этого - все это в большинстве случаев отсутствует. Предметы обучения, которые имели бы дело с этими процессами, не имеют даже точно признанного места в образовании. Они являются только тем, что авторитеты в деле образования, которые пишут передовые статьи в ежедневных газетах, обыкновенно определяют словами: "прихоти" и "причуды".

2) Я, возможно, допускаю некоторое преувеличение, чтобы сделать более ясными типичные черты старого образования: его пассивность, его механическое скучивание детей, его однообразие программы и метода. Оно может быть суммировано в том положении, что центр тяжести его лежит вне ребенка. Он лежит на учителях, на учебнике, везде, где угодно, но только не в непосредственных инстинктах и активной работе самого ребенка. На этом базисе многого не скажешь о жизни ребенка. Много можно сказать о занятиях ребенка, но школа ни в коем случае не есть то место, где ребенок живет. В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещений центра тяжести. Это перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с земли на солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого они организуются.

Мы все знаем, в чем она состояла - ребенок перед учителем и прочими детьми отдавал отчет в сведениях, которые он почерпнул из учебника. При новой постановке дела в школе отчет в приобретенных сведениях становится самой важной общественной функцией для детей; для школы это то же, что непринужденная беседа у себя, в доме, но только более организованная и носящая более определенный характер. Отчет становится общественным делом, где происходит обмен опытами и взглядами, которые подвергаются критике, где неправильные мнения исправляются и где возникают новые течения мысли и новые вопросы.

1) Идею, что жизнь идет сама собою, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо ее наблюдать и понимать, не вмешиваясь, - эту идею, говорю я, очень трудно усвоить и провести на практике.Учительницу слишком долго учили быть единственно активным, свободно действующим лицом в школе; слишком долго ее задача заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях.

2) Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, но требующего их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреет и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть свою самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил.

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

image


Статуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

image


Статуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

image


Жертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

image


Ахилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

image


Гиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

image


Алкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философия Древней Греции — это интересное и обширное направление. Иногда его называют античным, что тоже является верным.

Люди давно начали задумываться о смысле бытия и человеческой природе. Всё это нашло отражение в философских идеях. Иногда, в самых различных ситуациях, человек обращается к ним.

Философия Древней Греции — кратко о самом главном

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Некоторые спрашивают, почему философия зародилась именно в Древней Греции? Ошибочно так полагать, так как это произошло немного раньше. Еще в Индии и Китае существовали мудрецы, в высказываниях которых прослеживались черты, присущие данной науке.

Но именно в Древней Греции философия достигла периода расцвета.

Особенности древнегреческой философии

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философы считали, что природа являлась абсолютом и не была божьим творением. Боги сами выступали частью природы, каждый из которых олицетворял своё явление. Человек жил не только по природным законам, но и по велению разума.

Боги не влияли на человеческий разум. Человек их уважал, но жил своим умом и разумом, опирался только на себя. Существовал принцип, что не потому боги любят человека и он счастлив, а что человек счастлив и потому любим богами.

В Древней Греции очень уважали закон, как великое разумное проявление. Закон принимали все жители города и все были перед ним равны.

Отличительные черты

Демифологизация была одной из отличительных черт, которая отличала древнегреческую философию от древневосточной. Одним из главных принципов было построение теории и логическое её доказательство.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Так же мыслители старались постичь сущность устройства бытия. Они же часто занимались изучением конфликтов. Примерно в те же времена произошло возникновение философских школ, каждая из которых считала свой подход наиболее верным.

Этапы развития древнегреческой философии

Периодизация, в свою очередь, делилась на три этапа.

Досократовский период

Считается самым ранним периодом. Известные представители — Фалес, Зенон, Пифагор и Демокрит. Классический период, в котором проявит себя Сократ, появился немного позже.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Если имена Демокрита и Пифагора (теорема Пифагора) более или менее знакомы обычным людям, то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто не изучал философию основательно.

Фалес объяснял сложные процессы, разложив их на простые составляющие. Таким образом сложные явления можно было легко понять, если знать простые законы, благодаря которым они случаются. Так получил своё становление один из методов изучения мира — редукционизм.

Демокрит — основатель теории атомизма, которая подразумевает, что всё в мире состоит из атомов.

Классический период

Произошел плавный переход и в нём в полной мере проявили себя Сократ, Аристотель, Платон (политический мыслитель) и Ксенофонт. Последние были учениками Сократа.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Эллинистический период

Самый длительный период. В нём берут свои истоки течения эпикуреизма, кинизма и стоицизма, которые характерны для этой эпохи.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Таблица их отличий выглядела бы примерно так: для эпикуреизма характерно признание вечности окружающего мира, получение удовольствий. Его последовали отказывались верить в судьбу.

Для стоицизма характерно было следовать судьбе и жить в гармонии. Последователи считали, что человек — дитя космоса и его судьба уже давно предопределена. В отличие от эпикурейцев, от удовольствий следовало отказываться.

Киники считали, что человек, подобно собаке, может довольствоваться малым. Основоположником этого философского течения (кинизм) стал Антисфен. Считалось, что в жизни человека много лишнего, без чего он вполне мог бы обойтись. После смерти одного из самых заметных учеников, на могиле умершего была установлена скульптура собаки.

Философские школы Древней Греции

В Древней Греции существовало несколько сотен философских школ, в каждой из которых были свои учителя мудрости. Первая в мире раннегреческая философская школа (так считают многие источники), считается Милетская.

Натурфилософия была основана Фалесом, который так же является основателем школы. Существовали так же школа Сократа, стоиков, эпикурейцев и др. Каждой из этих школ свойственен свой список имен.

Закат древнегреческой философии

Закат пришёлся на эллинистический период. Общая характеристика выглядит так: духовная и политическая жизнь начала угасать. Философия начала сосредотачиваться на жизни отдельного человека.

Философия стала учением о мудрости. А мудрость, по представлениям школ, была скорее нравственным образом жизни.

Читайте также: