Смеяться право не грешно над всем что кажется смешно

Обновлено: 02.07.2024

Юмор в жизни и в текстах

Это не первая статья, в которой я обращаюсь к проблеме комического в текстах и, думаю, не последняя. Почитать другие можно по ссылкам в конце. Хорошая шутка, уместный гротеск или сатира очень оживляют текст и привлекают читателей, так как поднимают настроение, наполняют позитивом, позволяют заглянуть за изнанку жизни и хороши в любом произведении.

В жизни юмор тоже ценится, так как смех благотворно влияет на здоровье, а сатира позволяет не только высмеять недостатки, но и сделать проблемы менее тяжкими. Да и, вообще, без комического жизнь пресна и уныла. А в книгах хороший юмор, думаю, ценится больше, чем экшен или саспенс.

С юмором может писать не каждый, но каждому хочется. А для этого нужен особый тип мышления и умение увидеть удивительное в обыденных вещах, посмотреть на мир под необычным углом зрения. Ну, вот не дано человеку, но вместо того,чтобы учиться, развивать воображение и способности к нестандартному мышлению, автор либо подражает юмору известных писателей или сценаристов (часто неумело), либо пишет то, что, как ему кажется, должно быть смешно.

И к сожалению, это не всегда смешно, а иногда и даже грустно и неприятно. Над чем же не стоит смеяться в своей книге?

Хочу предупредить, что в статье именно советы, а не жёсткие правила или нормы. Это выводы на основе моих многолетних наблюдений и, если так можно выразиться, общения с самыми разными художественными текстами. Поэтому, если вы с чем-то не согласны – это ваше право, но кидаться переубеждать меня тоже не стоит. В моём возрасте убеждения уже не меняют. А вот за дополнения и примеры заранее спасибо.

Смеяться не над героем, а вместе с ним

Этот совет не новый и, уж точно, не мной изобретённый. Случается, авторы в стремлении добавить юмора в свою книгу начинают осмеивать буквально всё, в том числе, а иногда и в первую очередь, главного героя/героиню.

Опытные писатели советуют этого не делать. И я их поддерживаю. Осмеянный, выставленный на посмешище герой не вызывают ни уважения, ни симпатии, ни сочувствия. И уж точно читателю не захочется себя с ним ассоциировать.

Например, оказавшись в другом мире, героиня постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых выглядит неуклюжей, смешной и просто глупой. И какой будет реакция читателя на такую героиню? Ну, что за дурочка? А если в неё ещё и влюбляется красивый принц, так и вовсе автор может утратить всякое доверие читателей. Как так можно? Что он в этой косорукой козе нашёл?

Есть и другая крайность, когда герой выглядит чрезмерно крутым, всё умеющим и знающим, и в любой компании становится вожаком. А девушка собирает вокруг себя толпу поклонников, несмотря на то, что унижает и оскорбляет их. Но об этом я писала в другой статье, посвящённой феномену Мэри Сью.

Смешной герой неспособен на геройские поступки и сильные переживания. И даже если автор заставит его совершить подвиг или пережить глубокое чувство, то читатель не поверит. Да, можно написать так, что герой под влиянием каких-то событий изменится, переродится, станет другим. Но это ещё надо уметь так написать!

На чем же или кем же тогда смеяться? Можно смеяться над ситуацией, в которую попадает герой и из которой с честью выходит, можно смеяться над результатом неосторожных или неумелых действий героя. Например, в одной книге я прочитала, как студентка перед экзаменом призывала халяву (Помните такое?). И вызвала. Явившееся лохматое прожорливое существо сначала съело все её конфеты и пельмени, устроило настоящий бедлам в комнате, а потом смешило читателей всю оставшуюся книгу.

Не стоит смеяться над чувствами

В желании поюморить лучше стараться обходить чувства стороной. Не все, конечно, а те, что в XIX веке называли высокими: горе, душевные страдания, переживания за близких людей и, несомненно, любовь. Над этими сильными чувствами не стоит смеяться, даже если их испытывает злодей-антагонист. Осмеянные, они утрачивают свою ценность, становятся мелкими и жалкими. Тогда и герои, испытывая эти чувства, кажутся смешными, а их переживания недостойными сочувствия.

Но есть чувства, над которыми не грешно посмеяться: зависть, жадность, самолюбование, гордыня, мания величия, трусость. Это так называемые низкие чувства, унижающие человека, в отличие от высоких, его возвышающих.


Чувство юмора помогает в земном странствовании, в том числе и в семье. В жизни столько проблем, забот, не всегда легко достичь консенсуса в решении разных вопросов семейной жизни: финансовых, воспитания детей, взаимоотношений с родственниками мужа и жены. И в трудные минуты юмор позволяет снять напряжение и разрядить обстановку. Только уместный юмор и во время, иначе будет еще хуже.

К сожалению, в нашей культуре люди мало улыбаются, особенно если сравнить с Америкой. Вокруг много хмурых людей. Что, нет повода для радости? Разве не обновилась сегодня Божья милость?

Прочитаем несколько текстов из Ветхого и Нового Заветов, которые представляют смех и бурное веселье в негативном и положительном свете.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Сказал я в сердце моем: `дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром'; но и это - суета!

О смехе сказал я: `глупость!', а о веселье: `что оно делает?'

Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.

Вышеприведенные тексты говорят о веселье и смехе в отрицательном смысле, но есть и другая сторона:

Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.

Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:

тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: `великое сотворил Господь над ними!'

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Однако кроме смеха есть и смехотворство.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;

Смехотворство отличается от здорового смеха. Это смех беспричинный, глупый, пошлый. В начале этого смеха – непристойности, грубость, безнравственность. Хотя не обязательно неприличие. Ненормально, когда человек вообще постоянно шутит и смеется, когда с ним нельзя серьезно поговорить. Это значит, что он не понимает сущности и смысла жизни. Ведь в мире много того, что совершенно не смешно. Например, грех. Или смерть. Или война. Не смешно, когда люди убивают друг друга. Совсем не смешно, когда умирают люди, не слышавшие Евангелия.

Еще одна проблема – неправильное или даже разрушительное использование юмора в отношении церкви, веры в Бога. Когда юмор использует в качестве объекта религию с целью высмеять ее, это уже не смешно.

Итак, смеяться, право не грешно. Но есть неприемлемый или не самый лучший юмор. К нежелательным можно отнести:

1) Этнические шутки, недоброе высмеивание других наций. Конечно, в общении с иностранцами, если есть взаимопонимание, можно посмеяться и друг над другом, особенно, если шутка может чему-то научить, раскрыть какое-то качество определенного народа. Плохо, если она обижает и оскорбляет, выставляет других людей в неприглядном свете.

3) Нехорошо в шутках высмеивать отношения, ранить разных людей. Например, шутки об отношениях тещи и зятя представляют мам в неприличном свете и не способствуют улучшению семейных отношений.

4) Неприемлем оскорбительный юмор вообще. Шутка может быть грустной, может быть добродушной, но что, если она злая? Такой смех убивает. В нашем смехе не должно быть места оскорблениям и грубости.

5) Избитых шуток, которые повторяет день за днем, надо избегать. Слушать ту же шутку десятый и даже третий раз – оскорбление для слуха. Придумайте что-то новое, доброе и поучительное.

7) Смеха над текстами Библии, над святыми вещами, как мы уже говорили, надо избегать, чтобы великое не стало банальным.

Над чем или над кем вы смеетесь? Что является темой вашего смеха? Ответ на эти вопросы много говорит о самом человеке.

Читайте также: