Смерть во имя аллаха что полагается

Обновлено: 04.07.2024

Всевышний Аллах иногда дает победу неверующим, чтобы испытать верующих и очистить их через это испытание от грехов. Также иногда Он дает им победу, чтобы уничтожить определенное количество неверующих.

أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَعْلَمِ اللَّهُ الَّذِينَ جَاهَدُوا مِنْكُمْ وَيَعْلَمَ الصَّابِرِينَ

ПЕРЕВОД:

142. Или вы считали, что (без испытаний) войдете в Рай до того, как Аллах выявит тех, кто сражался, и выявит терпеливых?

ТАФСИР (Толкование):

وَلَقَدْ كُنْتُمْ تَمَنَّوْنَ الْمَوْتَ مِنْ قَبْلِ أَنْ تَلْقَوْهُ فَقَدْ رَأَيْتُمُوهُ وَأَنْتُمْ تَنْظُرُونَ

ПЕРЕВОД:

143. Вы желали смерти (в бою), пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее своими глазами.

ТАФСИР (Толкование):

Вы, верующие, действительно желали сразиться с вашими врагами, чтобы умереть мучениками за веру. Теперь вы увидели смерть перед собой и увидели ваших братьев, павших за веру.

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِنْ قَبْلِهِ الرُّسُلُ ۚ أَفَإِنْ مَاتَ أَوْ قُتِلَ انْقَلَبْتُمْ عَلَىٰ أَعْقَابِكُمْ ۚ وَمَنْ يَنْقَلِبْ عَلَىٰ عَقِبَيْهِ فَلَنْ يَضُرَّ اللَّهَ شَيْئًا ۗ وَسَيَجْزِي اللَّهُ الشَّاكِرِينَ

ПЕРЕВОД:

144. Мухаммад — только Посланник. Были посланники и до него. Неужели, если он умрет или будет убит, вы двинетесь назад (отречетесь от Ислама)? Кто двинется назад, тот ничем не навредит Аллаху. И Аллах вознаградит благодарных.

ТАФСИР (Толкование):

وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ كِتَابًا مُؤَجَّلًا ۗ وَمَنْ يُرِدْ ثَوَابَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَنْ يُرِدْ ثَوَابَ الْآخِرَةِ نُؤْتِهِ مِنْهَا ۚ وَسَنَجْزِي الشَّاكِرِينَ

ПЕРЕВОД:

145. Но ни один человек не умирает без дозволения Аллаха и (человек умирает) в предписанный (ему) час. Тому, кто желает награды в этом мире, Мы дадим ее. И тому, кто желает награды в вечной жизни, Мы дадим ее. И Мы вознаградим благодарных.

ТАФСИР (Толкование):

«Кто совершает благие дела ради земных благ, тот получит то, что Всевышний Аллах предопределил ему из них, но он не получит ничего из благ в следующей жизни. А кто стремится в своих поступках к вечной жизни, тому Аллах даст вместе с вечными благами и то, что ему предопределено из благ этого мира.

مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الْآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ ۖ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ

مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاءُ لِمَن نُّرِيدُ ثُمَّ جَعَلْنَا لَهُ جَهَنَّمَ يَصْلَاهَا مَذْمُومًا مَّدْحُورًا وَمَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَـٰئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا

وَكَأَيِّنْ مِنْ نَبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُوا لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَمَا ضَعُفُوا وَمَا اسْتَكَانُوا ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ

ПЕРЕВОД:

146. Сколько было пророков, рядом с которыми сражались войска верующих! Они не испугались того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не склонились (перед врагом). И Аллах любит терпеливых.

ТАФСИР (Толкование):

وَمَا كَانَ قَوْلَهُمْ إِلَّا أَنْ قَالُوا رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

ПЕРЕВОД:

ТАФСИР (Толкование):

Предлагаем читателю самому подумать над тем, почему праведные верующие просят у Аллаха указанные вещи именно в таком порядке.

ПЕРЕВОД:

148. Аллах даровал им награду в этом мире и лучшую награду в вечной жизни. И Аллах любит делающих добро.

ТАФСИР (Толкование):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ تُطِيعُوا الَّذِينَ كَفَرُوا يَرُدُّوكُمْ عَلَىٰ أَعْقَابِكُمْ فَتَنْقَلِبُوا خَاسِرِينَ

ПЕРЕВОД:

149. О верующие! Если вы подчинитесь неверующим, они вернут вас назад (в неверие), и вы понесете урон.

ТАФСИР (Толкование):

ПЕРЕВОД:

150. Нет же! Аллах — ваш Покровитель. Он — Наилучший из помощников.

ТАФСИР (Толкование):

Эта мысль проходит через весь Коран: как только мусульмане начнут считать, что безбожники — их союзники и друзья, они потерпят поражение.

Мы уже приводили слова имама аль-Куртуби о падении Андалусии[1] и о том, что причиной этого стал отказ мусульман от джихада и дружба с неверующими, которые тут же воспользовались шансом, в итоге мусульмане в этом регионе были уничтожены.

سَنُلْقِي فِي قُلُوبِ الَّذِينَ كَفَرُوا الرُّعْبَ بِمَا أَشْرَكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا ۖ وَمَأْوَاهُمُ النَّارُ ۚ وَبِئْسَ مَثْوَى الظَّالِمِينَ

ПЕРЕВОД:

151. Мы вселим ужас в сердца неверующих за то, что они придавали Аллаху равных, на что Он не ниспосылал никакого довода. Убежищем их станет Ад. Как же плоха обитель несправедливых!

ТАФСИР (Толкование):

وَلَقَدْ صَدَقَكُمُ اللَّهُ وَعْدَهُ إِذْ تَحُسُّونَهُمْ بِإِذْنِهِ ۖ حَتَّىٰ إِذَا فَشِلْتُمْ وَتَنَازَعْتُمْ فِي الْأَمْرِ وَعَصَيْتُمْ مِنْ بَعْدِ مَا أَرَاكُمْ مَا تُحِبُّونَ ۚ مِنْكُمْ مَنْ يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنْكُمْ مَنْ يُرِيدُ الْآخِرَةَ ۚ ثُمَّ صَرَفَكُمْ عَنْهُمْ لِيَبْتَلِيَكُمْ ۖ وَلَقَدْ عَفَا عَنْكُمْ ۗ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

152. И выполнил Аллах данное вам обещание, когда вы (верующие) убивали их (неверующих) с Его позволения. Но вы пали духом, оспорили приказ и ослушались (Пророка) после того, как (Аллах) показал вам желанное (победа была близка). Среди вас есть те, кто стремится к земным благам, а есть те, кто стремится к вечному. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Но Он уже простил вас, ведь Аллах — обладатель милости для верующих.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний продолжает говорить о событиях сражения при Ухуде. Когда верующие уже почти победили, часть из них ослушались приказа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стоять на горе. Лучники покинули свои позиции и побежали за трофеями. В результате конница мекканцев перешла в наступление, и мусульмане потерпели поражение.

إِذْ تُصْعِدُونَ وَلَا تَلْوُونَ عَلَىٰ أَحَدٍ وَالرَّسُولُ يَدْعُوكُمْ فِي أُخْرَاكُمْ فَأَثَابَكُمْ غَمًّا بِغَمٍّ لِكَيْلَا تَحْزَنُوا عَلَىٰ مَا فَاتَكُمْ وَلَا مَا أَصَابَكُمْ ۗ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

ПЕРЕВОД:

153. И (вспомните, как) вы бросились бежать, не оборачиваясь ни на кого, а Посланник звал вас сзади. Аллах воздал вам (вашей) печалью за печаль (Пророка), чтобы вы не переживали об упущенном вами (о трофеях) и о произошедшем с вами (о поражении). И Аллаху ведомо обо всем, что вы делаете.

ТАФСИР (Толкование):

ثُمَّ أَنْزَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ بَعْدِ الْغَمِّ أَمَنَةً نُعَاسًا يَغْشَىٰ طَائِفَةً مِنْكُمْ ۖ وَطَائِفَةٌ قَدْ أَهَمَّتْهُمْ أَنْفُسُهُمْ يَظُنُّونَ بِاللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ ظَنَّ الْجَاهِلِيَّةِ ۖ يَقُولُونَ هَلْ لَنَا مِنَ الْأَمْرِ مِنْ شَيْءٍ ۗ قُلْ إِنَّ الْأَمْرَ كُلَّهُ لِلَّهِ ۗ يُخْفُونَ فِي أَنْفُسِهِمْ مَا لَا يُبْدُونَ لَكَ ۖ يَقُولُونَ لَوْ كَانَ لَنَا مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ مَا قُتِلْنَا هَاهُنَا ۗ قُلْ لَوْ كُنْتُمْ فِي بُيُوتِكُمْ لَبَرَزَ الَّذِينَ كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقَتْلُ إِلَىٰ مَضَاجِعِهِمْ ۖ وَلِيَبْتَلِيَ اللَّهُ مَا فِي صُدُورِكُمْ وَلِيُمَحِّصَ مَا فِي قُلُوبِكُمْ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ

ПЕРЕВОД:

ТАФСИР (Толкование):

Это один из аятов Священного Корана, где говорится о предопределении. Лицемеры хотели сказать, что, если бы Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) послушался их совета и остался бы в Медине, поражения можно было бы избежать. На это Всевышний ответил им, что все события — только в Его власти, а люди и их поступки сотворены Им[4].

Поскольку никто и ничто не может изменить то, что Всевышний предопределил, невозможно избежать смерти, если она предначертана тебе.

إِنَّ الَّذِينَ تَوَلَّوْا مِنْكُمْ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ إِنَّمَا اسْتَزَلَّهُمُ الشَّيْطَانُ بِبَعْضِ مَا كَسَبُوا ۖ وَلَقَدْ عَفَا اللَّهُ عَنْهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ حَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

155. Тех из вас, кто повернул назад (покинул поле боя) в день, когда встретились два войска (в битве при Ухуде), просто заставил ошибиться шайтан из-за некоторых их поступков. Но Аллах уже простил их. Поистине, Аллах — Прощающий, Отменяющий наказание.

ТАФСИР (Толкование):

Как следует из этого аята, причиной того, что некоторые мусульмане ослушались приказа Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) и покинули свои позиции, кинувшись собирать трофеи, стали наущения шайтана. Как один вид поклонения направляет к другому, так и один грех становится причиной другого[1].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ كَفَرُوا وَقَالُوا لِإِخْوَانِهِمْ إِذَا ضَرَبُوا فِي الْأَرْضِ أَوْ كَانُوا غُزًّى لَوْ كَانُوا عِنْدَنَا مَا مَاتُوا وَمَا قُتِلُوا لِيَجْعَلَ اللَّهُ ذَٰلِكَ حَسْرَةً فِي قُلُوبِهِمْ ۗ وَاللَّهُ يُحْيِي وَيُمِيتُ ۗ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

ПЕРЕВОД:

ТАФСИР (Толкование):

Эти слова можно понять как то, что их ложные убеждения станут для неверующих причиной скорби в Судный день, когда они увидят, какое наказание им уготовано за отрицание предопределения. Но также может иметься в виду, что те, кто не верит в предопределение, считают, что любое трагическое событие можно было бы предотвратить, а они не предотвратили, например, гибель близкого человека. Это вызывает у них чувство вины и тяжелую скорбь. Верующий же, глубоко убежденный в предопределении всех событий Всевышним, понимает, что любая смерть и т. п. всегда происходит по Воле Господа, и это убеждение дает ему утешение[1].

«Всевышний Аллах запрещает Своим верующим рабам уподобляться неверующим в их порочных убеждениях. Они проявились в их словах об убитых братьях: если бы они не участвовали в сражении, то остались бы живы…

Все на протяжении своей жизни ищут надежную опору, того, кто в любое время может помочь, обладателя богатства, власти и силы. Однако в действительности настоящим другом является Тот, Кто сотворил человека и дарует ему жизнь, Обладатель бескрайней силы и могущества – Всевышний Аллах.

Аллах создает все милости для своих рабов

Аллах – Обладатель бесконечной силы, бесконечных знаний и Творец бесконечного разнообразия вещей. Кому Он дарует силу и поддержку, тот будет самым сильным на земле и иметь самую крепкую опору. Человек очень слабое, зависимое существо и нет у него никакой силы кроме той, которой пожелает наделить его Аллах.

Тело человека двигается по воле Аллаха. Мышечная система, нервная система, все процессы в организме человека работают только согласно воле Аллаха. Человек не способен сделать и того, что делает один из ферментов в его теле для обеспечения жизнедеятельности организма. И это показывает, что в каждом действии, при каждом вдохе и выходе мы полностью зависимы от Всевышнего Господа.

Аллах объемлет все и вся: вселенную, землю, атомы. Он - Создатель миров, Обладатель бесконечной силы, не имеющий никакого недостатка, способный на всякую вещь. Любовь Аллаха и близость к Нему, несомненно, важнее любви и расположения к другим. Человек, получивший помощь и силу от Аллаха, взял для себя самую большую поддержку. Слабый и немощный человек с поддержкой и помощью от Аллаха способен на очень многое, если Аллах откроет ему на это путь.

Аллах создал мирскую жизнь как испытание и приготовил для Своих рабов множество милостей. До того, как человек был создан, Аллах сотворил для него все, в чем он нуждается и что любит: чистый воздух, прекрасные птицы, парящие в небе, множество прекрасных растений, изумительной красоты цветы, несравненные блага, любимые люди, милые и очаровательные животные, гармония и соразмерность во всем и множество других деталей - все это Аллах особо приготовил для людей.

Dost1

Аллах сотворил для Своих рабов Коран в виде руководства

Аллах через Посланников ниспослал для Своих рабов Писания, не имеющие никаких недостатков, в виде руководства в этой полной испытаний жизни. Священное Писание содержит в себе все необходимые ответы в жизни человека и ясно разъясняет, какими путями можно достичь довольства Аллаха.

Коран был ниспослан в виде путеводителя прямого пути, различающий истину от заблуждения, разъясняющий, какие деяния и поступки угодны Аллаху, а какие нет, содержащий мудрые и совершенные ответы на все вопросы:

Человек приготавливает в жизни для себя все до мельчайших деталей, и тем более ему надлежит исполнять повеления и предложения Аллаха, руководствоваться моралью Корана. Следует быть рабом, обращающимся только к Аллаху, посвятив свою жизнь довольству истинному Другу и Покровителю – Аллаху, сотворившему по Своей мудрости все до каждой детали. Только Аллах достоин, чтобы Его любили, поминали, восхваляли, доверяли и обращались к Нему. Аллах даровал людям множество из Своих милостей, о которых они до этого не знали.

Аллах любит Своих рабов, желает им лучшего, прощает, проявляет к ним милость, помогает и совершает добро, ничего не прося за это. Однако неверующие и многобожники лишены милостей Аллаха. Наш Господь, обладатель бесконечной справедливости, вознаградит искренне уверовавших в Него в этой жизни и в будущей, а тех, кто упорствует в неверии, Он подвергнет тяжким мучениям в Аду.

dost2

Аллах - Единственный Покровитель для человека

Для человека, знающего, что единственным его другом является Аллах, положившегося на Его силу и могущество и доверившегося на Его милость и знания, покровителем будет только Всевышний Аллах. Если человек будет знать это, то, конечно же, полностью доверится своему Господу и положится на Него. Верующий знает, что жизнь создана как испытание, и поэтому во всем полагается на Аллаха. Человек, полагаясь на Аллаха, тем самым получает Его покровительство. Каждый миг жизни, каждое событие создает Аллах, и Мусульманин, зная об этом, на протяжении всей жизни полностью полагается на Аллаха и всецело доверяет Ему, тем самым достойно исполняя требования веры.

Аллах создал человека из ничего и наделил его всевозможными милостями. Поэтому надлежащая покорность Аллаху является одной из основ веры. Упование на Аллаха – одно из свойств верующих, которые способны признать мощь Аллаха и близки к Нему. Мусульманин знает, что каждое событие было предопределено Аллахом еще до того, как он появился на свет, и все созданное несет в себе высшую мудрость и испытание. Верующие знают, чтобы не случилось - не изменить, и во всем заключено лучшее для них. И на протяжении всей жизни, до смерти, живут в спокойствии, уповая на Аллаха. Ведь Аллах любит тех, кто уповает на Него.

У человека нет иного Покровителя кроме Аллаха. По Своему безграничному благому нраву Аллах создает для своих рабов множество милостей. Для мусульманина, живущего согласно морали Корана, единственным, на кого можно во всем положиться, является Всевышний Аллах. Аллах так повелевает в Коране:

Однако следует не забывать, что, несомненно, дружба Аллаха не похожа на дружбу людей. Если Он возьмет кого-то другом, то этот человек получит наивысшие блага в этой жизни и будущей. Быть другом Господа, Создателя всякой вещи, конечно же, очень большая милость. В одном из аятов сказано:

dost2a

Имя Аллаха: аль-Мевля

(Друг, Покровитель верующих, открывающий им благие пути и делающий их успешными в делах)

Поступок и упование

Следующий аят продолжает излагать истину таваккула на Аллах а :

По исламскому представлению все происходит согласно воле Аллаха и Его предустановлению. Это предустановление воплощается на земле посредством деятельности человека.

Всевышний Аллах сотворил каждое дело вместе с его причиной. Если осуществится причина, то будет достигнут результат.

Так как это все время повторяется, люди стали считать, что основным фактором достижения результата является осуществление его причины. Но они позабыли, что создателем и их самих, и причин является Всевышний Аллах.

В действительности же все происходит по воле и желанию Всевышнего Аллаха. В аяте эта истина разъясняется на примере сражения:

Да сбережет нас Сам Аллах от такого исхода!

И только тогда они избавятся от недуга ожидать чего-либо от кого-либо, кроме как от Аллаха.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

Следовательно, дабы отличить, выявить верующего следует помянуть Всевышнего Аллаха. Те люди, сердца которых при упоминании Аллаха пребывают в трепете, в страхе перед Ним, являются истинными муминами — верующими. То есть, к примеру, если скажут, что некое деяние является повелением Аллаха и его следует выполнять, то человек, принявшийся за совершение этого деяния, страшась Аллаха, и есть верующий.

То есть человек, у которого укрепляется и увеличивается вера, когда читаются аяты Аллаха, является верующим. Человек, на сердце которого воздействует чтение Куръана, чья вера усиливается при чтении Куръана, является верующим.

То есть те, которые возвра щ аются только к Аллаху, только на Его довольство нацеливаются, молят о защите только Его, только Его просят об удовлетворении потребностей, только к Нему испытывают склонность и придерживаются твердого убеждения, что если Он пожелает, то случится, если не соизволит — нет, они являются истинными верующими — муминами.

Однако это не значит, что нужно бездействовать, сторонясь мирских дел и не изыскивая, не изучая их причин. Истинный верующий совершает свои поступки, предварительно запланировав их, детально продумав и подготовив различные образующие причины. Но в то же время он не полагается лишь на предпринятые меры. И он не станет считать результат следствием идеи, плана и предпринятых мер. Напротив, при любых обстоятельствах он полагается только на Аллаха. Считает, что результат — от Аллаха.

Всевышний Аллах в Своем аяте сказал:

То есть что бы ни настигло нас, настигнет от Аллаха. Что предустановил и предписал для нас Всевышний Аллах, то нам и суждено увидеть. Но ясно одно — Всевышний Аллах предписал нам победу, наш исход будет благополучным. Трудности и страдания, встречающиеся нам на пути достижения этой самой победы, являются средствами, ведущими нас к победе. Подобным образом Всевышний Аллах испытывает нас.

Он всегда помогает нам. Он всегда охраняет, оберегает нас.

Да, пусть они полагаются только на Всевышнего Аллаха. Верование в предопределение и предустановление Аллаха и совершение Ему таваккула не противоречат приготовлениям и стараниям. Напротив, они являются исполнением повелений Аллаха. Те, которые не исполняли повелений Аллаха и не прилагали своих усилий, никогда не совершали таваккул — не полагались на Аллаха.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

Это неизменная истина. Во все времена, во всех местах верующие полагаются только на Аллаха. Никому другому! И да пусть их сердца не повернутся к другому, помимо Него. Пусть они не просят ни помощи, ни защиты ни у кого другого, помимо Всевышнего Аллаха.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

В этом священном аяте нашл а свое отражение главная причина совершения таваккула на Аллах а , упования на Него в каждом случае, прошения Его позволения во всем, мольбы к Нему и ожидания от Него помощи и поддержки.

В то же время, этот смысл излагается в удивительном стиле — в виде отрицающего вопроса.

Эй вы, неверные, скажите-ка, и почему бы нам не полагаться на Господа своего?!

Разве не является целью жизни в этом мире обретение счастья в обоих мирах?!

Разве не нужно было находить путь достижения этого счастья? Всевышний Аллах указал нам этот путь.

По Его милости мы нашли свой путь к счастью. И теперь ничто не воздействует на нас. И мы с твердостью пойдем по этому пути.

В этом отношении мы не станем колебаться, и не станем расслабляться.

Всевышний Аллах в нижеследующем аяте сказал:

Сколько бы ни старался шайтан, сколько бы ни наущал он, никогда не сможет сбить с праведного пути человека, имеющего веру в Аллаха. Ибо душа верующего привязана к Аллаху. А привязанная к Аллаху душа не подвергнется ни наущению, ни смятению.

Верующие, совершающие таваккул на Аллаха, полагающиеся только на Него, никогда не станут оборачиваться в другую сторону. Именно поэтому шайтан не властен над теми, кто верует в Аллаха и полагается только на Него.

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

Вечно живым и бессмертным является только Единый Аллах! Раб Аллаха должен уповать только на Него Одного, опираться на Него. Это и есть самое надежное упование. Ибо все, кроме Аллаха, умрет, исчезнет. Опирающийся и полагающийся на другого, кроме Аллаха, станет полагаться на непостоянное и ненадежное. Но это еще не все. Также Единственным достойным восхвалений за наделение рабов благами является только Сам Всевышний Аллах. Ибо нет другого наделяющего благами, кроме Него. Проявляющие неблагодарность к Нему и воздающие хвалу кому-либо другому, помимо Него, совершают великий грех. Именно поэтому верующий раб должен всегда поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всех недостатков. Не делающие этого неверные совершают великую ошибку. Все, что они делают, делают себе во вред. В конечном итоге они непременно ответят за совершенные ими грехи перед Всемогущим Всевышним Аллахом. Потому что:

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

Для достижения прекрасных, ценный и вечных благ, уготовленных при Аллахе, необходимо быть представителем общины, вобравшей в себя следующие качества.

Вера является сутью и основой вышеупомянутых качеств, присущих верующему. И вообще, вера является основой всех прекрасных качеств в мире.

При отсутствии веры не будет ни малейшего прока от всех других положительных качеств.

Если нет веры, то мир и все, что есть в нем, невозможно воспринимать правильно.

Если нет веры, то представление о мире и все действия в нем будут абсолютно неверными.

Поэтому невозможно совершать благие деяния без веры, даже если они совершатся, то ввиду того, что они были совершены без какой-либо основы, ради корыстных целей, они не будут включены в книгу благих деяний.

Представления человека о жизни, о мире, и то, как он распоряжается вещами в этой жизни, могут быть правильными только при наличии веры. По этой самой причине, для того чтобы все было по-настоящему прекрасным, необходима вера.

И по этой же самой причине в качестве главного качества общины, достойной овладеть прекрасными и вечными благами при Аллахе, упоминается вера.

Наличие таваккула на Аллаха.

После наличия веры, вторым качеством общества, достойного обладать прекрасными и вечными благами при Аллахе, является таваккул на Аллах а . Во всем полагаться только на Всевышнего Аллаха.

А это есть истинное единобожие — тавхид. Верующий мусульманин и в своих мыслях, и в упоминаниях, и в своих представлениях уповает только на Самого Аллаха, полагается на Него. И нет у него другой опоры, помимо Всевышнего Аллаха.

Полагаться в чем-либо на другого, помимо Аллаха — значит наносить ущерб тавхиду, что ведет к ширку. Именно поэтому полагаться во всем только на Аллаха, опираться на Него считается самым важным качеством после иймана — веры.

Однако некоторые люди недостаточно хорошо осознают смысл таваккула и неправильно интерпретируют упоминающие о нем аяты и хадисы. Можем привести пару примеров.

Передается от Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Тирмизи, Ахмад и Хаким.

Исходя из содержания этого хадиса некоторые люди приходят к мнению, дескать, наделивший уделом птицу Всевышний Аллах наделит уделом и нас, нужно всего лишь пребывать в состоянии таваккула на Него. В действительности же, данный благородный хадис подразумевает совершенно противоположный смысл.

В этом благородном хадисе речь идет о том, что если рабы Аллаха станут совершать истинный таваккул Всевышнему Аллаху, станут искренне полагаться на Него, то непременно Он наделит их уделом, подобно тому, как наделяет не имеющих при себе каких-либо припасов птиц, которым удел дается по необходимости.

Если подумать, каждая просыпающаяся утром птица испытывает голод, ее брюшко совершенно пустое. И при этом у нее нет никаких запасов пищи, и нет у нее на примете никаких источников удела.

Однако каждый день она вылетает из своего гнезда в поисках удела. И через определенное время можно увидеть, как она летит обратно с наполненным брюшком.

Положение всех животных в мире точно такое же. И если люди будут по-настоящему совершать таваккул Всевышнему Аллаху, то Он непременно наделит их уделом из Своего сокровенного. Только для этого нужно, чтобы люди прилагали необходимые старания-усилия, подобно птице, покидающей свое гнездо и прилагающей старания-усилия ради поиска своего удела.

Всевышний Аллах не преподносит готовый удел даже птицам и насекомым, если они, сидя на месте, сами не прилагают нужных усилий, чтобы найти его.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали два шейха и Тирмизи.

Пояснение. Значит, чтобы быть в числе тех, кто водворится в рай без расчета, необходимо обладать четырьмя качествами.

То есть тот, кто не требует совершения в отношении кого-либо рукйа времен джахилии, состоящей из приравненных к ширку деяний, и кто не придерживается убеждения, что разрешенная Исламом рукйа дает исцеление сама по себе, а верует, что исцеление приходит только от Всевышнего Аллаха.

Здесь также подразумевается одно из убеждений времен джахилии, согласно которому люди в целях исцеления некоторые раны на теле прижигали раскаленными предметами, в том числе и раскаленным клеймом. При этом люди верили, что прижигание клеймом исцеляет от недугов и тем самым допускали ширк в отношении Всевышнего Аллаха. Тот, кто относится к умме Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, должен непоколебимо верить, что исцеление недуга, как и само его появление, — от Аллаха.

Тот, который во всем полагается только на Всевышнего Аллаха.

Человек, вобравший в себя все вышеупомянутые четыре качества, окажется в числе семидесяти тысяч, которые войдут в рай без произведения расчета за деяния.


26B175D6-19C9-4D27-A66D-A021EEA2B4F4

Упование на Аллаха (таваккуль) является важным принципом в жизни каждого мусульманина, однако немногие обладают правильным пониманием данного принципа.

Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) на различный этапах его пророческой миссии Всевышний Господь ниспосылал аяты, в которых повелевал уповать на Него. Всего таких аятов было девять:

Эти аяты были ниспосланы Пророку (мир ему и благословение), когда он жил в Мекке. Далее мы процитируем аяты из сур Мединского периода:

А в следующих аятах Пророку (мир ему и благословение) повелевается уповать на Аллаха, но в косвенной, непрямой форме:

Безусловно, в вопросе упования на Аллаха, наилучшим примером для нас является сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Испытывая множество трудностей и лишений на пути призыва к вере в Единого Бога, он не терял целеустремленности. Открытая неприязнь со стороны неверующих, а также различные козни, которые строили ему многобожники и лицемеры не умаляли в нем уверенности в то, что помощь от Аллаха неизбежно придет. Посланник (мир ему и благословение) твердо следовал причинам, которые обуславливали достижение успеха и победы; полагался на Всевышнего, будучи убежденным в правдивости данного Им обещания. И в конечном итоге желаемый успех воплотился в реальность — люди стали принимать ислам толпами и мусульмане вышли на передовые позиции в своем обществе и в мире в целом.

В конце сражения при Ухуде Посланник произнес такие слова:

И тогда, как говорится в Коране,

Пережить все трудности на пути призыва к исламу и в конечном итоге выполнить эту миссию могло быть под силу только тому, кто искренне уповал на Аллаха и во всем полагался на Него. Благодаря этому Всевышний Господь предоставил Пророку (мир ему и благословение) Свою помощь и довел его дело до успеха – люди в буквальном смысле стали принимать ислам толпами. И в Судный день Мухаммад станет первым пророком по числу своих последователей.

Следование причинам

Некоторые мусульмане считают, что упование на Аллаха означает оставить без внимания причины, посредством которых Господь дает человеку возможности достичь того, чего он хочет. Такое убеждение является ошибочным. Оно проистекает от незнания аятов Корана и высказываний пророка Мухаммада, а также простой человеческой лени, которая не одобрялась ни Аллахом, ни Его Посланником (мир ему и благословение).

Упование на Всевышнего является главнейшей причиной, посредством которой человек осуществляет или получает то, что просит у Аллаха. Таким образом, тот, кто не принимает в расчет причины или возможности, которые выпадают ему на протяжении его жизни, не уповает на Господа в полной мере. Тот, кто оставляет без внимания причины, тот идет навстречу безысходности и бессилия. Пророк (мир ему и благословение) в одном из своих высказываний сказал следующие:

С другой стороны следование причинам не должно принимать форму упования на эти причины. Сердце верующего человека не должно привязываться к причинам, а должно быть связано с Тем, Кто эти причины предоставляет, с Тем, Кто управляет всем — Аллахом.

Нежелание человека использовать имеющиеся в его жизни возможности или, другими словами, следовать причинам не имеет ничего общего с упованием на Аллаха. Это — проявление пассивности и безделье, от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Известно, что Посланник Аллаха опасался того, что принявший ислам человек станет проявлять пассивность в жизни, придя к мысли, что, мол, мне достаточно того, что я произнес слова единобожия и мне больше ничего не надо от этой жизни.

Ответ: данный хадис не указывает на то, что эти вещи не несут никакой пользы. Это высказывание Пророка побуждает к тому, чтобы оставлять вещи, которые считаются нежелательными с точки зрения мусульманского права. То есть верующие, стремясь полагаться на Аллаха, не просят какого-то человека, каким бы ни было его положение в обществе, чтобы он читал им рукыя для получения исцеления, наоборот, они обращаются за исцелением напрямую ко Всевышнему и используют для этого молитвенные формулы, которые содержаться в Коране и хадисах Пророка. Они также не используют прижигание, ибо известно, что пророк Мухаммад запрещал это, не прибегают к гаданию и не верят в дурные предзнаменования и приметы, будучи убежденными, что все происходит по воле Аллаха.

Следование причинам может проявляться тогда, когда мусульманин стремится получить какое-нибудь благо, которого у него нет, к примеру, заработать себе на жизнь, или совершать благие поступки из-за осознания, что он мало делает добра. Либо же, когда он стремится сохранить благо уже имеющееся у него – следить за состоянием своего здоровья или же предотвращать надвигающиеся неприятности, к примеру, надеть теплую одежду, чтобы не замерзнуть, или избежать болезни путем ухода от причин ее приобретения или путем использования причин ее предотвращения – прививание, принятия медикаментов и т.д.

Группы причин

Причины можно разделить на три группы. В первую группу входят причины абсолютные, которые проистекают из законов бытия, утвержденных самим Творцом. Например: пища, посредством которой устраняется голод; или растения, для которых нужно создать специальные условия, чтобы они произросли и т.п. То есть это причины, которые нельзя не принимать в расчёт и которые не дают человеку, игнорирующему их, права утверждать, что он полагается на Аллаха.

Ко второй группе относятся причины теоретические, создаваемые самим человеком, посредством которых человек может достичь желаемого, но только в том случае, если этого пожелает Всевышний Господь. Как, к примеру, использование лекарств для устранения болезни или укрепления организма, при этом лекарства не всегда могут помочь. В мире есть множество случаев, когда выписанные доктором медикаменты, не вызывали желаемого эффекта. При этом мусульманин должен принимать во внимание то, что нельзя лечиться запрещенными вещами, такими, к примеру, как алкоголь и нежелательными, как прижигание.

К третьей группе принадлежат причины мнимые, надуманные, которые, по мнению человека, приносят пользу, либо отражают зло. В действительности эти причины не имеют никакого влияния, и поэтому они запрещены шариатом, как, к примеру, гадание, вера в дурные предзнаменования, использование амулетов и обращение с мольбой о помощи к кому- или чему-либо, помимо Аллаха.

Эти вещи не являются дозволенными для верующего человека, даже если человеческий опыт показывал, что порой они работают, ибо это является ни чем иным, кроме как испытанием от Господа. И в данном случае как раз отказ от этих вещей и будет настоящим упованием на Аллаха.

Смысл слов Ибн Масуда заключается в том, что, порой, в сердце человека, под влиянием общества и бытующих в нем традиций, может проникать чувство, что он как будто соглашается с существованием дурных предзнаменований, однако, как сказал Ибн Масуд, если в такой ситуации, верующий вспомнит о важности полагаться на одного лишь Всевышнего, Аллах удалит от него это чувство.

Сферы таваккуля

Упование на Всевышнего в деле приобретения материальных благ (ризк)

Вопрос приобретения материальных благ, как и вопрос смерти, беспокоит всех людей. Однако человеку верующему, во всем полагающемуся на Всевышнего, чрезмерное беспокойство по этим двум вещам не свойственно, ибо он уверен в том, что материальные блага разделены Аллахом по Его предопределению, а, что касается смерти, то только Ему одному известно, когда человек умрет. Никто из живущих на земле не может лишить человека и части из определенного ему Всевышним удела (ризка), как никто не может ускорить либо отсрочить дату его смерти.

Однако это не означает, что тот, кто полается на Господа в деле приобретения материальных благ, пренебрегает самим процессом их приобретения. Такой человек действует, не беспокоясь при этом, что кто-то может лишить его части этих благ, ведь, как говорится в одном из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то благо, которое приобрел человек, не могло обойти его стороной, а то, что, обошло стороной, не должно было стать частью его удела. Поэтому такой человек не боится заводить детей или пополнять свою семью новыми из-за бедности или страха оказаться в нищете, не говоря уже о том, чтобы их убивать, как это делали немусульмане до ислама, или, выражаясь современным языком, прибегать к аборту. Верующий мусульманин не беспокоится о таких вещах, он смотрит на своих детей, как на благо, которым наделил его Всевышний, и за которое он в ответе перед Ним. Мусульманин полагается на Всевышнего и следует причинам, чтобы дать своим детям хорошее воспитание и образование, которое поможет им достичь блага, как в мирской, так и в вечной жизни.

Это вопрос ответственности. Мужчина несет ответственность за свой дом и свою семью, женщина – за домашние дела и детей, учитель – за своих учеников, правитель – за общество и т.д. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Несмотря на важность материальных благ, мирской удел человека не ограничивается лишь деньгами и имуществом. Поэтому верующий человек, испрашивая у Всевышнего удела, просит Его даровать ему жену, которая будет вести праведный образ жизни и тем самым будет помогать ему в достижении блага, как мирского, так и вечного. Как говорится в одном из высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал мужчинам при выборе будущей супруги обращать особое внимание на ее религиозность:

Верующий человек также просит у Аллаха наделить его праведными потомками, которые будут поклоняться Всевышнему, и хорошие дела которых, а также их мольбы за него, принесут ему много блага в жизни вечной. Сами пророки обращались ко Всевышнему с мольбами одарить их детьми, которые будут вести богоугодный образ жизни. Вот с какими словами обращался к Аллаху пророк Ибрахим (мир ему):

А вот слова мольбы пророка Закарии:

Поистине, великой милостью от Аллаха является то, что в Судный день на чаше весов добрых дел родителей окажутся дела и мольбы их праведных детей. Господь в Коране говорит:

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) однажды сказал:

Второй по важности заботой для мусульманина (после веры) является его здоровье. Вот, что по этому поводу говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

Упование на Аллаха в вопросах религии

Самой главной целью верующего является обретение довольства Всевышнего, наградой за которое будет получение райской обители. Поэтому он обращается за помощью к Аллаху и уповает на него, чтобы идти по пути ислама твердой поступью, не сворачивая с него. О таких верующих Всевышний Господь говорит так:

Также верующий человек полагается на Всевышнего в деле распространения ислама и защиты этой религии от попыток ее дискредитации со стороны недоброжелателей. Таковой была позиция всех посланников Аллаха:

И за это – за искреннее упование на Него – Всевышний Господь обещает предоставить Свою помощь и избавить человека от проблем:

Другие сферы таваккуля:

Это лишь несколько примеров того, в каких ситуациях применяется упование на Аллаха. Однако читателю необходимо понимать, что принцип упования на Всевышнего невозможно свести к каким-то определенным сферам – этот принцип всеобъемлющий, охватывает все области жизнедеятельности человека и применим как к мирской, так и к вечной жизни.

Читайте также: