Служба внешней разведки рф кто осуществляет руководство

Обновлено: 17.05.2024

О внешней разведке

(с изменениями на 9 ноября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 14 февраля 2007 года N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 19.02.2007);

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.

Статья 2. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

1) разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

3) уважения прав и свобод человека и гражданина;

4) подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;

5) сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 5. Цели разведывательной деятельности

Целями разведывательной деятельности являются:

1) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих сведения о сотрудниках кадрового состава, ведомственной принадлежности подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации, и обработка указанных сведений, содержащихся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.

(Часть дополнительно включена с 20 июля 2016 года Федеральным законом от 6 июля 2016 года N 374-ФЗ)

Служба внешней разведки Российской Федерации вправе пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над территориями ее объектов в целях защиты своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц Службы внешней разведки Российской Федерации, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем Службы внешней разведки Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 404-ФЗ)

Статья 7. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации

Обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки Российской Федерации рассматриваются на закрытых заседаниях соответствующих комитетов (подкомитетов) палат Федерального Собрания и утверждаются на закрытых заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации, а также путем приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций.

Органы внешней разведки Российской Федерации могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Защита сведений об органах внешней разведки Российской Федерации

Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки Российской Федерации, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.

Документы архивов органов внешней разведки Российской Федерации, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в федеральные государственные учреждения, создаваемые Российской Федерацией, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации.

Статья 9. Связь органов внешней разведки Российской Федерации с общественностью Российской Федерации

Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки Российской Федерации, их сотрудники осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами Российской Федерации через создаваемые в этих целях в структуре указанных органов соответствующие службы.

Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.

Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки Российской Федерации, составляющих государственную тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке Российской Федерации или редакции средств массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующий орган внешней разведки Российской Федерации, который должен в этом случае установить наличие либо отсутствие в данных материалах указанных сведений и представить такое заключение автору или в редакцию средства массовой информации.

Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке Российской Федерации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, приведшее к ее разглашению, либо опубликование не соответствующих действительности сведений, нанесшее органам внешней разведки Российской Федерации, их сотрудникам моральный или материальный ущерб, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 10. Создание органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.

Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Положения об органах внешней разведки Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ. - См. предыдущую редакцию;

4) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности" (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 12. Руководство органами внешней разведки Российской Федерации

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Никто не будет спорить с тем, что работа разведчика - почётная и опасная. Для службы в разведке необходимо владеть разными видами оружия, иностранными языками в совершенстве, иметь множество профильных знаний, отличную физическую и психологическую подготовку и главное – быть готовым служить Родине. И быть готовым к тому, что об этом никто не узнает.

Сегодня Служба внешней разведки России подчёркивает свою историческую связь с КГБ СССР – спецслужбой, которую боялись, пожалуй, почти во всем мире. Однако задачи сегодняшней разведки уже иные, так как мы живём в другой стране, изменился и мир, технологии, изменилась политика.

На службе России

Служба внешней разведки России (СВР) была образована 18 декабря 1991 года указом президента Бориса Ельцина. При этом произошло своего рода переформатирование службы, а не создание принципиально новой. Прямой предшественницей СВР была Центральная служба разведки (ЦСР), которая, впрочем, просуществовала всего две недели, а затем была переименована в Службу внешней разведки России. Службу возглавил директор ЦСР Евгений Примаков.

13 января 1992 года был утверждён состав службы, а все заместители директора ЦСР сохранили свои посты и в СВР, структура которой в итоге практически не отличалась от первоначального устройства ведомства. Первым главой нового ведомства стал Евгений Примаков, с 2016 года СВР возглавляет Сергей Нарышкин.

Своей целью СВР провозглашает служение Родине в самом широком смысле этого слова:

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

Ведомство занимается разведкой для обеспечения государства информацией, которая может оказывать влияние на политику страны и решения, принимаемые её руководством. Спектр вопросов при этом крайне широк – речь идёт о разведывательной информации в военно-стратегической области, в экономической, политической, научно-технической.

Таким образом, СВР способствует развитию России в этих областях, а также внимательно следит за тем, что происходит за рубежом, где научный и технический прогресс тоже не стоит на месте. Одна из самых важных задач внешней разведки – получение оперативной информации о военных разработках других стран, что способствует защите интересов безопасности России.

Такая работа не может всегда проходить открыто, поэтому у внешней разведки есть право на использование негласных методов. Впрочем, есть оговорки – такая деятельность не должна угрожать жизни и здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Особая роль разведки также стоит не только в том, чтобы снабжать руководство страны разведывательной информацией о том, что есть, но и предвосхищать события, стараться быть на шаг впереди. Именно поэтому работу внешней разведки сложно чётко охарактеризовать или совершенно точно сказать, из каких компонентов она состоит. Это добавляет сложности работе разведчика, но повышает её эффективность и универсальность.

Преемственность

Конечно, СВР является преемницей всех служб и органов внешней разведки, которые существовали в СССР. Дело тут ни в коем случае не в идеологической составляющей, а в самом виде деятельности – разведке за рубежом или на территории врага.

Ценность переданной Зорге информации сложно переоценить. Это как раз и была та информация, которая влияет на решения руководства страны, добывается и передаётся в интересах безопасности, как сказали бы сейчас. В реальности же Зорге внёс огромный вклад в успех битвы под Москвой.

Мы можем вспомнить и Николая Кузнецова, который, в совершенстве владея немецким языком, успешно выдавал себя на офицера Вермахта и в 1942-1944 годах вёл подрывную работу в тылу врага в украинском Ровно. Кузнецов передал секретные сведения о планах немецкого наступления на Курской дуге. А затем погиб от рук украинских националистов из УПА, так и не сдавшись немцам.

Известным разведчиком-нелегалом был и Рудольф Абель (Вильям Фишер), происходивший из семьи русских немцев. С 1948 года Абель работал в США и передавал в Москву американские ядерные секреты. Этого разведчика хорошо знают ещё и потому, что именно на него Москва обменяла сбитого американского лётчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса.

После возвращения Абель работал в аппарате разведки и готовил молодых разведчиков-нелегалов.

Нужно понимать, что эти примеры – наиболее громкие, речь идёт об известных разведчиках. Между тем у внешней разведки ведь была и сеть агентов за рубежом. И агенты эти, нередко из числа иностранных граждан, также передавали очень ценную информацию в период холодной войны.

СВР сегодня

Как рассказал в интервью Царьграду ветеран Великой Отечественной войны, разведчик, полковник Виталий Коротков, разведка внесла огромный вклад в победу над фашистской Германией. Однако на этом трудные и опасные задачи для разведчиков не прекратились – впереди была холодная война с Западом.

В послевоенное время, когда резко обострилась международная обстановка, и наши союзники стали нашими противниками, разведка обеспечивала руководство страны актуальной информацией об агрессивных планах и намерениях западных держав. Советская внешняя разведка внесла значительный вклад в урегулирование конфликта между Пакистаном и Индией, тем самым способствуя восстановлению мира в этом регионе. В период Карибского кризиса советские разведчики нашли пути для предотвращения ядерной катастрофы,

– сказал ветеран разведки.

По словам полковника в отставке, разведка на всех этапах истории государства решала очень сложный комплекс задач в интересах благополучия страны и мира в целом. Основную задачу СВР сегодня Коротков выразил наиболее точно:

Полковник рассказал также о требованиях к кандидатам на службу в разведке. Служба эта непростая, поэтому одного желания быть разведчиком, конечно, недостаточно. Все кандидаты проходят длительный и тщательный отбор, выбирают только лучших из лучших.

Коротков

В. Коротков. Фото предоставлено В. Коротковым

При этом профиль вуза не имеет такого большого значения, как уровень интеллектуального развития кандидата, уровень его культуры и способность учиться новому, в том числе изучать иностранные языки. Ветеран разведки особенно отметил, что самым главным качеством должен быть патриотизм:

И это не высокие слова, а необходимость. Он должен свято верить в правоту своего дела, понимая, что, подчас рискуя своей жизнью, он действует во благо Отечества, защищая спокойную и мирную жизнь своих сограждан.

Служба внешней разведки сегодня играет важную роль в борьбе с новым и опасным злом XXI века – международным терроризмом. Для борьбы с этим злом СВР сотрудничает с разведками других стран мира, поддерживает отношения с зарубежными коллегами. Однако все контакты имеют основную цель – защиту интересов России.

Подводя итог рассказу о внешней разведке, нельзя также не отметить главное. Уникальность этой службы, работы разведчика состоит не только в том, что он должен добывать для своего государства важнейшие сведения. Уникальность разведки в её востребованности, которая с годами не становится меньше.

Мировые войны ушли в прошлое вместе с их ужасами и вместе с героическими подвигами наших разведчиков. Сегодня перед Россией стоят новые вызовы, существуют новые угрозы, включая гибридные, военно-технический прогресс серьёзно продвинулся вперёд. Именно поэтому разведка, как и прежде, стоит на страже России, совершает незаметные подвиги, ценность которых, возможно, тем более высока, чем менее о них будет известно.

Виталий Викторович Коротков родился 20 декабря 1927 года в городе Полтаве в семье военнослужащего. В 1943 году, в возрасте 16 лет, пошёл добровольцем в Красную Армию. Воевал на Центральном и 1-ом Белорусском фронтах в танковых войсках, участвовал в сражении на Курской дуге.

В марте 1945 года окончил Киевское танково-техническое училище и был направлен заместителем командира танковой роты в войска 2-го Дальневосточного фронта. После окончания войны с Японией служил в Центральной группе войск в Австрии в разведывательном батальоне 13-ой гвардейской механизированной дивизии. В конце 1946 года демобилизовался и в 1947 году поступил на учёбу в Московский юридический институт, после окончания которого в 1951 году был направлен во внешнюю разведку.

По линии разведки четыре раза находился в длительных загранкомандировках в Австрии и Германии. Работал с ценной агентурой, в том числе — с одним из руководящих сотрудников западногерманской разведки Хайнцем Фёльфе. С 1980 по 1991 год находился на руководящих постах в центральном аппарате внешней разведки. В 1991 году вышел в отставку.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ГРУ — это Главное разведывательное управление, подчиняющееся министерству обороны. И его вообще-то формально не существует.
Эта аббревиатура сейчас постоянно используется и журналистами, и в официальных документах, — например, в американских обвинительных заключениях и в заявлениях правительства Нидерландов.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — спецслужба, разведывательный орган, находящийся в подчинении президента, призванный защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
• обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
• обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
• содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Кому предоставляется разведывательная информация?
Разведывательная информация, собранная сотрудниками СВР, предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.

Осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

Использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

Организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами России, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

Обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами её территории, и членов их семей в государстве пребывания;

Взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Для осуществления своей деятельности Служба может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.


Где и как готовят разведчиков?
Кадры сотрудников для Службы внешней разведки Российской Федерации готовит Академия внешней разведки (АВР).
АВР — это высшее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку и повышение квалификации офицеров СВР России и других специальных служб, научно-педагогических кадров, ведущее научно-исследовательскую и методическую работу по профильной тематике.
На учёбу в академию, по направлению подразделений СВР, принимаются лица, граждане России, готовые служить своему Отечеству, имеющие высшее образование, в возрасте до 30 лет, физически здоровые, обладающие способностями к изучению иностранных языков и достаточным уровнем общеобразовательной, политической, научно-технической подготовки и общей культуры.

В октябре 2000 года Третьяков обратился к американским властям с просьбой о политическом убежище.

Кроме того, сотрудников военной разведки обучают в Череповецком высшем военном училище радиоэлектроники — там учат в том числе специалистов по кибербезопасности. Еще одно учебное заведение, где готовят разведчиков, — Военно-космическая академия имени Можайского.

Новых студентов обычно набирают преподаватели академии, которые для этого приезжают в военные части по всей стране. Там они проверяют личные дела молодых офицеров; если какие-то из них подходят, с ними встречаются у них дома — а потом приглашают на испытания в Москву.

В Москве испытания продолжаются в течение недели с утра до вечера. Претенденты проходят сотни тестов: на знание иностранных языков, на внимание, запоминание, сообразительность, помехоустойчивость, информационную выносливость. В рамках одного из тестов могут попросить повторить фразу на незнакомом языке, в рамках другого — показать десятки фотопортретов, называя фамилии людей, после чего претендент должен вспомнить, как зовут каждого. Есть и собеседование с комиссией — могут спросить о любимых алкогольных напитках, решении пойти в разведку, отношении к женщинам.

Каждому из студентов выделяют сектор Москвы, за который он отвечает: там он должен проработать маршруты для встречи с агентами, места для закладок(да, да), засекать за собой наружное наблюдение (его обычно изображают сотрудники ФСБ). Одним из важных занятий является проникновение на режимный объект — будущий разведчик должен попасть туда легально: например, получить пропуск через заведенных с этой целью знакомых.

При подготовке будущие спецназовцы ГРУ проходят психофизические тренировки: например, их готовят к тому, что они будут видеть много крови и сами наносить ранения. Есть упражнение, в котором нужно поймать живого зайца, убить его ударом головы о дерево, быстро отрезать голову и, задержав дыхание, выпить кровь.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — спецслужба, разведывательный орган, находящийся в подчинении президента, призванный защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Кому предоставляется разведывательная информация?

Разведывательная информация, собранная сотрудниками СВР, предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.


Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.

Каковы полномочия Службы внешней разведки?

  1. становление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  2. осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  3. использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  4. организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами России, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  5. обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами её территории, и членов их семей в государстве пребывания;
  6. взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  7. для осуществления своей деятельности Служба может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Где и как готовят разведчиков?

Кадры сотрудников для Службы внешней разведки Российской Федерации готовит Академия внешней разведки (АВР).

АВР — это высшее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку и повышение квалификации офицеров СВР России и других специальных служб, научно-педагогических кадров, ведущее научно-исследовательскую и методическую работу по профильной тематике.

На учёбу в академию, по направлению подразделений СВР, принимаются лица, граждане России, готовые служить своему Отечеству, имеющие высшее образование, в возрасте до 30 лет, физически здоровые, обладающие способностями к изучению иностранных языков и достаточным уровнем общеобразовательной, политической, научно-технической подготовки и общей культуры.


Как стать сотрудником СВР России?

Кандидатом на службу в СВР России на должностях оперативного состава может стать гражданин Российской Федерации в возрасте от 22 до 30 лет, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

К кандидатам на военную службу (работу) в СВР России предъявляются достаточно жёсткие требования, что обусловлено спецификой работы, наличием доступа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Кто возглавляет СВР России?

Директор Службы внешней разведки назначается Президентом Российской Федерации. С 5 октября 2016 года пост главы СВР займёт Сергей Евгеньевич Нарышкин.

Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации.Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;

– обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;

– обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:

– СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;




– органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:

– определяет задачи разведывательной деятельности;

– контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

– принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– назначает руководителей органов внешней разведки РФ. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Кадры внешней разведки.Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу органов внешней разведки РФ относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

Читайте также: