Следуя и канту б а кистяковский утверждал что в основе права лежит

Обновлено: 30.06.2024

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из создателей концепции "возрожденного" естественного права в России, исследователь истории политических учений Нового времени. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" и "Об общественном идеале".

Философско-методологической основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новгородцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX в.

Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно которой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области права и в области морали — стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новгородцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер. Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного — общественного").

Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной субстанции.

Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пределы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился соединить с этической теорией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея "естественного права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если "право — минимум нравственности" (как утверждали Г. Еллинек, В. Соловьев и др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий.

Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и общественной среды, которая может всецело поглотить личность. Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в качестве орудия или средства" своего существования. С этих позиций Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революционного синдикализма.

Общественно-политический идеал (относительный — по терминологии Новгородцева) в конце XIX — начале XX в. выражался, согласно его учению, в требовании социально-правового государства.

В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права". Новгородцев обосновывал необходимость "обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно". Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права.

В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета, а также председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгородцева усилились религиозные настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии; связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе религиозного закона.

Философ и теоретик права и государства Богдан Александрович Кистяковский (1868—1920) в своем основном произведении "Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти, проблемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности перехода к социально-справедливому государству.

Гуманитарные науки, в том числе наука о праве, подобно естественным наукам, должны строиться, по учению Кистяковского, на основе множественности понятий. Коль скоро "право входит в различные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук", то понятие права сводится к четырем основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяковский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению и разработке.

Государственно-организационное, или государственно-повелительное, понятие права состоит в "совокупности норм, исполнение которых вынуждается, защищается и гарантируется государством". Право, согласно этому подходу, "есть то, что государство приказывает считать правом". Большое значение этого понимания права несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит "государственно-организационный элемент в праве", но и крайне ограниченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право, часть государственного права и международное право.

Социологическое понятие права обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, развивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме. К недостаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия — что именно считать правом — социологи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным определениям типа "социальная солидарность", "замиренная среда" и т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе "чисто этическое содержание".

Психологическое понятие права, выдвинутое Л. И, Петражицким, представляет собой "совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право, а правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонима-ния осталось содержание объективного права.

Нормативное понятие права признает право как "совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой". Это понятие права обладает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, поскольку указывает на устойчивый характер права (долженствование), который не определяется исчерпывающим образом ни одним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопо-нимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет реальное, действующее право, поскольку характер долженствования распространяется на то право, которое было бы желательно с точки зрения современного правосознания.

Кроме этих четырех "теоретических понятий" права Кистяковский определил "технические понятия", к которым относил юриди-ко-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих понятий, по его мнению, заключается в определении и систематизации правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.

"С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе", — писал Кистяковский. Кроме того, с помощью различных приемов юридической догматики нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему.

Юридико-политическое понятие права, или политику права, Кистяковский определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым закрепляя за ними правовой характер. Политика права — это раздел, наименее разработанный из всех способов научного изучения права, поскольку для построения научной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промышленной, аграрной, торговой и др.

Все эти понятия права (четыре теоретических и два технических) не должны быть сводимы друг к другу. Между ними нет логической подчиненности и поэтому они должны изучаться параллельно. Но, несмотря на множественность научных понятий права, утверждал Кистяковский, право как явление едино. Применяя различные методы изучения одного явления социальной жизни — права, в правоведении нельзя создать единого научного понятия права, таких понятий будет несколько. Разработкой этих понятий должна заняться, по мнению Кистяковского, общая теория права. Нельзя довольствоваться только перечислением разных правопониманий, необходимо, считал ученый, "найти такие логические формы, которые объединили бы различные научные понятия явлений, лежащих в основании культурных благ".

Концепция Кистяковского была ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т. е. на исследование права в сфере оценок и целей. Он различал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, ученый утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования, предполагающий построение мира ценностей. Понятие "ценность" (право как порядок, свобода, личная безопасность и т. п.) находится в сознании человека, но значение этого понятия проявляется в действиях людей. Ценности составляют, по Кистяковскому, особый вид бытия, а именно — "культурную общественность". Это — особый мир, мир ценностей, который возникает из духовных потребностей человека. Он существует параллельно с миром природы и должен так же глубоко исследоваться человеком. Объектом подобного изучения для юриста должно быть признано правосознание людей, понимание ими значения права для регулирования социальных отношений и поддержания общественного порядка.

Кистяковский критически исследовал современное ему российское правосознание и отмечал, что в России, в первую очередь со стороны интеллигенции, нет интереса к правовым идеям. Кистяковский в работе "В защиту права" приводит стихотворные строки поэта-юмориста Б. Н. Алмазова (вложенные в уста К. С. Аксакова взгляды славянофилов): "По причинам органическим мы совсем не снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал".

Как ориентир для развития государства Кистяковский предлагал идею правового и социально-справедливого государства. Право, по глубокому убеждению Кистяковского, должно быть "совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и правительстве. Право, по самому своему существу, стоит над партиями. " "Наши юристы прежде всего должны настаивать на признании за правом самостоятельного значения, так как право должно быть правом, а не каким-то придатком к экономической, политической и другим сторонам общественно-государственной жизни", — писал Кистяковский. Долг российских юристов — "способствовать всеми силами повышению авторитета права, а это повышение возможно только при неуклонном осуществлении правовых норм". Высшее благо для России, заявлял ученый о современном ему праве, — это "определенность, прочность и устойчивость права".

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. Исследование вопросов об отношении между правом и государством, правом и хозяйством, правом и обществом, правом и нравственностью, правом и религией и т. д. требует методологии, способной изучать это социальное явление с нормативной, социологической, государственно-организационной, психологической сторон.

Различные понятия права, по убеждению Кистяковского, дол-ясны быть не только ориентированы на изучение культурных благ, но и объединены с помощью каких-либо синтетических форм в новый вид познавательной деятельности человека. Эта проблема нищего учения о праве остается актуальной и в настоящее время.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем выражается правовой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приведите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, назовите документ, в котором провозглашенные права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.

\u0412 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0432\u0435\u0440\u0445\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043d\u0435 \u0430\u0431\u0441\u043e\u043b\u044e\u0442\u043d\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u00ab\u0441\u0430\u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u043d\u0430\u00bb.\u00a0
\u041f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044b \u0438\u043b\u0438 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f\u00a0 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430\u043c\u0438 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442.\u00a0\u041e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e, \u044d\u0442\u0438 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u043e\u043f\u044f\u0442\u044c \u0436\u0435, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f, \u043d\u0435 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0445\u043e\u0442\u044f \u0431\u044b \u043d\u0435\u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e, \u0430 \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438 \u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d.

2 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441:
\u0421\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u043f\u0440\u044f\u043c\u0443\u044e. \u0418\u0431\u043e \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0443, \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0438 \u043b\u0438\u0447\u043d\u0443\u044e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0443 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0432\u044b\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u043e\u0432 \u0438 \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u043e\u0432 \u0443\u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u0430 \u043d\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.

3 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441:
\u042d\u0442\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u043a\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043e\u0442\u043c\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438 \u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u043c \u0442\u043e\u0440\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0433\u043b\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438\u0445 \u0432 \u0434\u0435\u043a\u043b\u0430\u0440\u0430\u0446\u0438\u044f\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0438 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u043c \u043e\u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043a\u043e\u0434\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0438\u0445 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044f\u0445

4 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441:
\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432. ">]" data-test="answer-box-list">

ArcherAlone

2 вопрос:
Связаны на прямую. Ибо если обращаться к тексту, можно понять, что государство не может нарушить прав и личную свободу своих граждан, которая вытекает от принципов и взглядов уже самих людей, а не государственной власти.

3 вопрос:
Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях

1. Концепция правового государства С. Котляревского. 7. Какое влияние имела доктрина В.И. Ленина на правопонима 2. Концепция власти и государства Г. Шершеневича. ние советского времени?

3. Учение о правовом социалистическом государстве Б. Кистя- 8. Каковы особенности подхода И.А. Ильина к праву?

ковского. 9. Что значит первичные и вторичные юридические правила по Г.

4. Психологическая теория права Л. Петражицкого. Харту?

5. Политико-правовая доктрина большевизма. В.И. Ленин. 10. Назовите особенности подхода Л.Д. Троцкого к государству и праву ЛИТЕРАТУРА: 11. Кратко охарактеризуйте суть теории институционализма М.

1. История политических и правовых учений. / Под ред.В.С. Нерсе 12. Как характеризует справедливость Дж. Роулс в своей теории сянца. – М., 1998. – Гл. 20–22.

2. История русской правовой мысли. – М., 1998.

13. Каковы истоки и основные идеи политико-правовой идеоло 3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства. – М., 1997.

4. Ленин В.И. О государстве. // Полное собрание сочинений. Т. 39.

5. Ильин И.А. Общее учение о государстве и праве. // Собрание со чинений. – М., 1994. – Т.4.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) 6. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – №4–5.

1. Предмет истории политических и правовых учений.

7. Арутюнов А. Феномен В. Ульянова (Ленина). – М., 1992.

2. Понятие и структура политико-правового учения.

8. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых 3. Методология истории политических и правовых учений. Пе учений России XI – XX вв. – М., 1995. риодизация курса.

9. Тонких В.А., Ярецкий Ю.А. История политической и правовой 4. Становление и развитие политико-правовой идеологии как мысли России. – М., 1999. специфической формы общественного сознания.

5. Зарождение политико-правовой мысли. Разрушение мифо Темы контрольных работ и рефератов логических представлений об устройстве общества в пе 1. Идеи Е. Трубецкого о внутренней связи права, морали и рели- риод разложения родового строя.

гиозности. 6. Политические и правовые учения древнейших государств 2. Правопонимание советского времени. мира (Древний Египет, Древний Вавилон).

3. Политико-правовые идеи И.А. Ильина. 7. Политико-правовые учения Древней Индии.

113 8. Политико-правовые учения Древнего Китая. 38. Политические концепции С. Полоцкого и Ю. Крижанича.

9. Учение софистов и Сократа о праве и государстве. 39. Учения о государстве и праве Ф. Прокоповича и В. Татищева.

10. Учение Платона о государстве и законах. 40. Политическая концепция И.Т. Посошкова.

11. Политико-правовое учение Аристотеля. 41. Естественно-правовые теории Пуфендорфа и Томазия.

12. Политико-правовые учения в период упадка древнегреческих 42. Правовая теория Ч. Беккариа.

государств. Эпикур. Стоицизм. Полибий о естественном 43. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.

круговороте политических форм. 44. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо.

13. Политико-правовые воззрения Цицерона. 45. Политико-правовые взгляды французских материалистов 14. Правовые воззрения римских юристов. (Дидро, Гольбах, Гельвеций) и социалистов (Морелли, Ме 15. Политико-правовая идеология раннего христианства. Теокра- лье).

тическая теория Иоанна Златоуста. 46. Политико-правовые идеи Великой Французской революции.

16. Учение Августина Аврелия о двух градах. 47. Политико-правовая мысль США периода борьбы за незави 17. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве. симость (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон).

18. Политико-правовые идеи в идеологии средневековых ересей. 48. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.

19. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве. 49. Основные политико-правовые положения буржуазного либе 20. Политико-правовая концепция ислама в странах Арабского рализма в учении С. Десницкого.

Востока. 50. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о го 21. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов сударстве и праве.

Средневековья. Ибн-Хальдун. 51. Историческая школа права.

22. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском 52. Учение И. Канта о праве и государстве.

государстве. 53. Консервативные политико-правовые учения в Европе конца 23. Политические и правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. XVIII – начала XIX вв. Ж. де Местр. Э. Берк.

Мюнцер, Ж. Кальвин). 54. Политико-правовые представления европейских социалистов 24. Политические идеи тираноборцев (монархомахов). Э. де Ла первой половины XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Боэси о добровольном рабстве. 55. Политико-правовое учение Г. Гегеля.

25. Политическое учение Н. Макиавелли. 56. Либеральные концепции первой половины XIX в. Б. Кон 26. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. стан, И. Бентам.

27. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампа- 57. Возникновение юридического позитивизма в правоведении неллы. ХIХ в. Дж. Остин.

28. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. 58. Учение О. Конта о государстве и праве.

30. Политическая программа И. Пересветова. 60. Политические и правовые идеи декабристов.

31. Политические взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского. 61. Политические и правовые взгляды западников и славянофи 32. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева. лов. П.Я. Чаадаев.

33. Теории естественного права и договорного происхождения 62. Политико-правовая доктрина марксизма.

государства Г. Гроция 63. Русская либеральная политико-правовая мысль второй полови 34. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о праве и го- ны XIX в.

сударстве. 64. Политико-правовая идеология русского народничества.

35. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конститу- 65. Учение Р. Йеринга о государстве и праве.

ционной монархии. 66. Политико-правовая идеология анархизма. Прудон.

36. Т. Гоббс о праве и государстве. 67. Политико-правовые учения и программа социал 37. Основные политико-правовые учения в годы Английской демократии. Ф. Лассаль.

буржуазной революции. 68. Органическая теория государства Г. Спенсера.

71. Политико-правовое учение Ф. Ницше. а) Конфуций;

72. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в. б) Лао-цзы;

73. Психологическая теория права Петражицкого. в) Мо-цзы;

74. Учение Л. Дюги о государстве и праве. Солидаризм. г) Шан Ян.

75. Нормативистская теория права Кельзена.

софисты делали выводы о правомерности и справедливости 77. Современные теории естественного права.

демократического строя, принадлежит:

78. Теория государства всеобщего благоденствия.

79. Теория плюралистической демократии.

80. Политико-правовая доктрина большевизма. Правопонимание в) Протагору;

г) Аристотелю, Итоговое тестирование 7. Положение о тождестве разумного, справедливого и за конного впервые сформулировал:

1. Предметом истории политических и правовых учений яв а) Протагор;

а) история искусства управления государством;

б) законы приведения воли многих к единой цели;

в) теоретически оформленные в доктрину взгляды на госу дарство, право, политику;

2. Объект правового учения:

б) римские юристы;

а) правовые убеждения граждан;

в) представители средневековой схоластики;

б) мировоззрение правоведа;

г) представители средневековой патристики.

в) правоотношения и правовые обычаи;

3. Политико-правовая идеология тоталитаризма не допус б) Горгию;

а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;

б) догматизма ни в каких областях знания;

в) отторжение человеческого разума, ограничение мышле- 10. Платон считал, что идеальное государство как правле ния;

ние лучших – это:

г) господство политических лозунгов и изречений вождей. а) олигархия;

4. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных в) демократия;

течений древнекитайской общественно-политической мысли, г) аристократия.

11. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма го б) Лао-цзы;

сударства соединяет в себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании;

г) Шан Ян. б) олигархии и демократии;

117 в) демократии и тирании;

г) демократии и аристократии.

19. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико 12. Право Аристотель называл: теоретиче-ского знания является:

а) демократическим правом;

а) формирование теории естественного права;

б) политическим правом;

б) развитие идеологии Реформации;

в) аристократическим правом;

в) разработка проблемы суверенитета государства;

13. Государство как дело, достояние народа определял:

а) Тит Лукреций Кар;

а) Иван IV (Грозный);

г) Цицерон в) Нил Сорский;

а) Фома Аквинский;

21. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем б) Марсилий Падуанский;

Курбским преобладали политико-правовые аргументы:

в) Аврелий Августин;

б) централизма и местничества;

15. Четыре вида законов: вечный, естественный, человече г) упреков и обид.

ский и божественный в своем учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

22. Мнение о том, что война совершенно не совместима с б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий. б) Никколо Макиавелли;

16. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

23. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

17. Идея государства, построенного не по божественному в) Гуго Гроций;

промыслу или естественному закону, а по предначертаниям ра- г) Никколо Макиавелли.

зума, была сформулирована: 24. Автором известного произведения «Об общественном а) в ренессансных утопиях;

б) в раннехристианских ересях;

в) в ведической традиции;

г) в Конституции СССР 1936 года. в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

б) Никколо Макиавелли;

119 г) федеративной. г) Г.В. Плеханов.

а) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;

б) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;

в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;

г) А. Курбский. г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

27. Известный мыслитель эпохи европейского Просвеще- 33. Классовый характер государства и права во второй по ния, утверждающий соответствие законов и организации госу- ловине XIX в. в Западной Европе обосновывают:

дарственной власти географическим факторам и физическим а) А. де Токвиль и О. Конт;

свойствам страны, ее положению и размерам, климату и т.п.: б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Дж. Остин и Г. Спенсер.

34. Возникновение юридического позитивизма обычно от г) Шарль Монтескье.

носят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

28. «Правление отеческое, при котором подданные, как несо- а) Б. Констана;

вершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действи- б) Дж. Остина;

тельно полезно или вредно. такое правление есть величайший г) Р. Моля.

35. «Если бы потребовалось истинное определение парла б) Г. Гегель;

мента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, в) И. Кант;

29. Подчеркивая своеобразие своего подхода к исследова а) П.А. Сорокин;

нию сущности права, Гегель писал: «Наука о праве есть б) П.И. Новгородцев;

г) К.П. Победоносцев.

36. В отечественной политико-правовой мысли инициати в) философии;

ва теоретической постановки вопроса о возможной перспективе г) антропологии.

правового социалистического государства принадлежит:

30. «Никакая сила в обществе не может родить в государ а) К.П.Победоносцеву;

стве свободы гражданской, не установив свободы политиче б) К.Н. Леонтьеву;

а) М.М. Сперанский;

г) Н.Я. Данилевскому.

б) Иван IV Грозный;

37. «Мы представляем себе общество в виде организма, в кото в) Николай I;

ром отношения между отдельными его членами определяются не г) монах Филофей.

России считался: а) консерватизма;

а) Г.Ф. Шершеневич;

б) Б.А. Кистяковский;

в) П.И. Новгородцев;

39. Исконное славянское общество и государство, считая по 45. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непо следнее вторичным по отношению к жизни народа в России про средственной демократии:

а) в Новгородской республике;

б) в Московском царстве;

в) в Киевской Руси;

г) в Галицко-Волынском княжестве.

а) М.М. Сперанский;

а) юридического позитивизма;

б) юридического позитивизма;

б) теологической доктрины;

в) классовой теории;

г) социологической юриспруденции.

г) исторической школы права.

48. Следуя И. Канту, Б.А. Кистяковский утверждал, что в 42. «Правовые отношения. коренятся в материальных основе права лежит:

жизненных отношениях, анатомию этих отношений следует ис а) абстрактное право;

г) принцип этического долженствования.

43. «Право–это совокупность условий, при которых произ утверждал:

г) О. Конт. 50. Автором психологической теории права и государства 123 является:

а) П.И. Новгородцев;

б) Г.Ф. Шершеневич;

в) Л.И. Петражицкий;

ДЛЯ ЗАМЕТОК 125 Учебно-методическое пособие Доржиев Жан Будаевич Хлыстов Евгений Афанасьевич Мадаев Евгений Олегович Ускеев Сергей Шенаевич ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Редактор Корректор Верстка У. Жалсанов Подписано в печать 14.03.2004. Формат 60х84 1/ Бумага писчая. Усл.печ.л. 7,21. Уч.изд.л. 7,00.

В статье анализируются работы Богдана Кистяковского, в которых исследуются различные подходы в определении сущности права. Выделено утверждение философа об автономности права и особенности его философского осмысления. Освещен философский подход – как синтез правопонимания – в основу которого положен принцип свободы. Философско-правовой дискурс должен сочетать множественность знаний, то есть синтез единого и плюрального в правоведении.

Ключевые слова: философия права, правоведение, дискурс, право, синтез, свобода.

The article analyzes the works of Bogdan Kistiakowsky, which examines different approaches to determining the nature of law. Highlighted philosopher approval of the autonomy law and especially his philosophical understanding. Philosophical approach – as a synthesis of law – which is based on the principle of freedom is Illuminated. Legal and philosophical discourse must combine the plurality of knowledge, that is, the synthesis of single and plural in jurisprudence.

Keywords: philosophy of law, jurisprudence, discourse, law, synthesis, freedom.

Современные украинские ученые, которые исследуют проблемы философии права – М. Альчук, В. Бабкин, В. Бачинин, В. Бегун, А. Бандура, М. Братасюк, А. Грищук, М. Дамирли, А. Козловский, В. Кузнецов, С. Максимов, Л. Петрова, П. Рабинович, С. Сливка, В. Шкода – рассматривают право как многообразное, полифоническое явление, существующее в различных формах и видах. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Право понимается как целостное явление, возникающее в форме непрерывной социальной коммуникации, и имеет текстуальную (семиотическую), аксиологическую, психическую и функционально-поведенческую составляющие. Следовательно, нужно обосновать синтез правопонимания; исследовать историю украинской философско-правовой мысли; раскрыть онтологические, аксиологические, гносеологические принципы права. Сущность права необходимо проанализировать через раскрытие проблемы справедливости, ответственности, солидарности. В этом помогают философско-правовые идеи Б. Кистяковского [1, с. 5-10].

Сегодня актуальным является раскрытие различных подходов в исследовании сущности права , синтеза правопонимания , как и в начале XX века. Для освещения такой точки зрения используется метод аналитической реконструкции основных направлений исследования права, раскрывается их гуманитарное содержание и способы осуществления .

- строго разграничить юридически догматическое и научно-теоретическое изучение права;

- объяснить право в причинной и телеологической зависимости;

- исследовать трансцендентальные и эмпирические цели;

- проанализировать разумность как интеллектуальную цель, нравственность как этическую цель;

- раскрыть этические цели – свободу и справедливость.

По убеждению Б. Кистяковского, исследовать право как причинно-обусловленное явление можно в двух аспектах: социальном и психологическом. Общая теория права исследует причинную обусловленность права как социального явления. Изучаются причинные социальные отношения между индивидами и социальными группами, их интересы, борьба, компромиссы, примирения, чтобы проанализировать и установить те элементы, которые связаны с императивно - атрибутивной природой правовых переживаний [6, c. 674]. Исследовать их нужно в динамике, т.е. в причинно - обусловленных действиях. Только так будет познана психическая природа права. Благодаря социальным и психологическим методам исследования право познается как психическое социальное явление. Достаточно сложно исследовать право как явление телеологическое. Именно оценка человеком целей осложняется многообразием и разносторонностью права. Выделяют следующие цели для определения сути права:

- эмпирические (гетерогенные) цели, которые организуют совместную жизнь людей;

- трансцендентальные цели, принадлежащие разуму (интеллектуальному сознанию);

- р ациональные цели, которые обусловливают суть права, потому что в нем воплощается все разумное в совместной жизни людей;

Как отмечал Б. Кистяковский, важное значение придается единой этической цели – свободе, которая предопределяет природу права. Такая этическая суть права не сводится к одной или многим этическим целям. В частности философы XVIII века считали, что в праве осуществляется одна цель – свобода. Также и в XIX веке ее признавали Б. Чичерин, Е. Трубецкой, Р. Штаммлер.

Социально-научное, психологически-научное понятие дает знания о праве как причинно обусловленом явлении. Нормативное понятие определяет знания о праве как телеологическом явлении (обусловленного трансцендентальными целями), то есть разумное и этически ценностное. Такие знания о праве научно систематизируются и определяются понятийно. Б. Кистяковский отмечал, что в социально-научном, психологическом и нормативном понятиях родовые признаки и видовые различия утверждаются в качестве необходимо надлежащих праву не как формально-логические обобщения, а как причинная и как телеологическая закономерности [6, c. 681]. Такое надлежащее знание является научным, так как основывается на конститутивных категориях мышления.

Философ права отмечал, что общая теория права не соглашается с таким сведением различных результатов, получаемых различными способами в объединенное понятие. Такие результаты получаются искусственным разделением права в действительности. Право как реальное явление никогда не бывает только социальным явлением, или только психологическим, или только организационным [6, c. 682-683].

Б. Кистяковский отмечал, что науки об обществе, а также философия должны способствовать совершенствованию и развитию правоведения, но они не должны поглощать или занимать место юриспруденции. Философский подход раскрывает теоретическую и практическую цель правоведения, средства ее достижения и ожидаемые результаты. Итак, философия права как специфическая сфера, помогает осмысливать, а в чем-то и решать познавательные и этические проблемы юриспруденции, не подменяя последней. Нужно отметить о взаимосвязи философии права, теории права, юриспруденции, социологии права, психологии права, антропологии права, политики права. Эти гуманитарные науки, как писал Б. Кистяковский, должны выработать целостное и синтетическое знание о праве.

Учение Б. Кистяковского о сущности права повлекло научные обсуждения, которые не прекращаются до сих пор. Так, в начале XXI века также происходят дискуссии о проблеме сущности и объективности права, которые считаются весьма сложными. В частности, Е. Булыгин рассматривает объективность права с позиции правового позитивизма (как Г. Кельзен, А. Росс, Х. Харт). В исследованиях украинских философов права В. Бачинина, С. Максимова выделяется принципиальная важность проблемы объективности как реальности на методологическом уровне. Проблемы сущности и реальности права анализируется с философских и специально-научных позиций. Также различные аспекты реальности исследуются зарубежными философами и социологами – представителями феноменологической герменевтики (П. Рикер), социологии (П. Бергер, Т. Лукман), а также украинскими философами (Е. Быстрицкий, В. Козловский, В. Мазепа, В. Малахов, С. Пролеев, Л. Ситниченко, Л. Шкляр).

1. Альчук М. П. Філософія права Богдана Кістяківського: монографія / М. П. Альчук. – Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2010. – 300 с.

2. Кант И. Метафизика нравов в двух частях 1797 / И. Кант // Сочинения в 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4, ч. 1. – С. 107-304.

3. Кант І. Критика чистого розуму / І. Кант; [пер. з нім. та приміт. І. Бурковського]. – К.: Юніверс, 2000. – 504 с.

4. Кистяковскій Б. А. Наши задачи / Б. А. Кистяковскій // Юридическій Вестникь. – М., 1913. – Кн. I. – С. 3-17.

5. Кистяковскій Б. А. Кризись юриспруденціи и диллетантизмь вь философіи / Б. А. Кистяковскій // Юридическій Вестникь. – 1914. – Кн.VІ. – С. 70-106.

6. Кистяковскій Б. А. Соціальныя науки и право. Очерки по методологіи соціальных наукь и общей теоріи права / Б. А. Кистяковскій. – М.: Изд-е М. и С. Сабашниковыхь, 1916. – 704 с.

7. Кистяковскій Б. А. Диспуть Б. А. Кистяковскаго вь Харьковскомь Университете / Б. А. Кистяковскій // Право: еженедельная юридическая газета. – 1917. – № 13. – С. 786-798.

9. Радбрухъ Г. Введеніе въ науку права / Г. Радбрухъ; [пер. М. Островской]. – М.: Труд, 1915. – 140 с.

10. Jhering R. Der Zweck im Recht / R. Jhering. – 3 Aufl. Leipzig, 1893. – 540 s.

Поступила в редакцию 17.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/po. yakovskij.html
Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из создателей концепции "возрожденного" естественного пра*ва в России, исследователь истории политических учений Нового времени. Он был профессором Московского университета, основа*телем и первым деканом Русского юридического факультета в Пра*ге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопро*сам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосозна*ния" и "Об общественном идеале".

Философско-методологической основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новго*родцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX в.

Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсо*лютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требо*вания нравственного поведения индивида, бесконечного совершен*ствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно кото*рой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей — в области права и в области морали — стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новго*родцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общест

венного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, соб*ственность, солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, кото*рый имеет безусловное значение, относительный идеал носит ус*ловный характер. Проблема соотношения абсолютного и относи*тельного элементов в общественном идеале, по существу, есть про*блема связи "индивидуального — коллективного" ("личностного — общественного").

Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внима*ние проблеме соотношения права и нравственности. На этом бази*руется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной суб*станции.

Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рас*суждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть эти*чески безразличным для другого. Право же (и правосознание) под*вижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пре*делы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в дру*гом.

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкрет*ных условиях Новгородцев стремился соединить с этической тео*рией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея "естественного права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогрес*са в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нрав*ственности, основанных на признании ценности и достоинства лич*ности всех времен и народов. Иными словами, если "право — мини*мум нравственности" (как утверждали Г. Еллинек, В. Соловьев и др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий.

Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и общественной среды, которая может всецело поглотить личность. Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в каче*стве орудия или средства" своего существования. С этих позиций Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революци*онного синдикализма.

Общественно-политический идеал (относительный — по тер*минологии Новгородцева) в конце XIX — начале XX в. выражался, согласно его учению, в требовании социально-правового государ*ства.

В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание тре*бований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу раз*личных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материаль*ных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал уче*ный, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человечес*кое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессив*ное развитие права". Новгородцев обосновывал необходимость "обес*печить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают чело*века физически и нравственно". Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных ин*ститутов этого понятия в рамках позитивного права.

В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основа*телем и первым деканом Русского юридического факультета, а так*же председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Со*ловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгород-цева усилились религиозные настроения: все движение человече*ства представлялось ему по пути к теократии; связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе религиозного закона.

Философ и теоретик права и государства Богдан Александрович Кистяковский (1868—1920) в своем основном произведении "Со*циальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916 г.) глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти, про*блемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности перехода к социально-справедливому государству.

Гуманитарные науки, в том числе наука о праве, подобно есте*ственным наукам, должны строиться, по учению Кистяковского, на основе множественности понятий. Коль скоро "право входит в раз*личные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук", то понятие права сводится к четырем основным определениям: госу*дарственно-организационному, социологическому, психологическо*му, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяков-ский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению и разработке.

Государственно-организационное, Или Государственно-повели*тельное, Понятие права состоит в "совокупности норм, исполнение которых вынуждается, защищается и гарантируется государством". Право, согласно этому подходу, "есть то, что государство приказы*вает считать правом". Большое значение этого понимания права несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит "государ*ственно-организационный элемент в праве", но и крайне ограни*ченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право, часть государственного права и международное право.

Социологическое Понятие права обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в ж:изни правовых отноше*ний. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, пред*ставляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, раз*вивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме. К не*достаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия — что именно считать правом — социо*логи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным опре*делениям типа "социальная солидарность", "замиренная среда" и т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе "чисто эти*ческое содержание".

Психологическое Понятие права, выдвинутое Л. И, Петражиц-ким, представляет собой "совокупность тех психических пережива*ний долга или обязанности, которые обладают императивно-атри*бутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право, а правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонима-ния осталось содержание объективного права.

Нормативное Понятие права признает право как "совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой". Это понятие права обла*дает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, поскольку указывает на устойчивый характер права (долженство*вание), который не определяется исчерпывающим образом ни од*ним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопо-нимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет реальное, действующее право, поскольку характер долженствова*ния распространяется на то право, которое было бы желательно с точки зрения современного правосознания.

Кроме этих четырех "теоретических понятий" права Кистяков-ский определил "технические понятия", к которым относил юриди-ко-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих понятий, по его мнению, заключается в определении и системати*зации правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.

"С точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действу*ющих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе", — писал Кистяковский. Кроме того, с помощью различных приемов юридической догматики нормы действующего права перерабатыва*ются в юридические понятия, категории и приводятся, таким обра*зом, в логичную правовую систему.

Юридико-политическое понятие права, или политику права, Кистяковский определял как совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие-либо устойчивые нормы в обще*ственной жизни, тем самым закрепляя за ними правовой характер. Политика права — это раздел, наименее разработанный из всех способов научного изучения права, поскольку для построения науч*ной политики права, по его убеждению, необходима не только разработанная система социальных наук, но и этика, которая могла бы дать ориентир для всех других отделов политики — промыш*ленной, аграрной, торговой и др.

Все эти понятия права (четыре теоретических и два техничес*ких) не должны быть сводимы друг к другу. Между ними нет логической подчиненности и поэтому они должны изучаться парал*лельно. Но, несмотря на множественность научных понятий права, утверждал Кистяковский, право как явление едино. Применяя раз*личные методы изучения одного явления социальной жизни — пра*ва, в правоведении нельзя создать единого научного понятия права, таких понятий будет несколько. Разработкой этих понятий должна заняться, по мнению Кистяковского, общая теория права. Нельзя довольствоваться только перечислением разных правопониманий, необходимо, считал ученый, "найти такие логические формы, кото*рые объединили бы различные научные понятия явлений, лежа*щих в основании культурных благ".

Концепция Кистяковского была ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т. е. на исследование пра*ва в сфере оценок и целей. Он различал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, ученый утверждал, что в основе права как проявления нравственности ле*жит принцип этического долженствования, предполагающий пост*роение мира ценностей. Понятие "ценность" (право как порядок, свобода, личная безопасность и т. п.) находится в сознании чело*века, но значение этого понятия проявляется в действиях людей. Ценности составляют, по Кистяковскому, особый вид бытия, а имен*но — "культурную общественность". Это — особый мир, мир ценно*стей, который возникает из духовных потребностей человека. Он существует параллельно с миром природы и должен так же глубо*ко исследоваться человеком. Объектом подобного изучения для юри*ста должно быть признано правосознание людей, понимание ими значения права для регулирования социальных отношений и под*держания общественного порядка.

Кистяковский критически исследовал современное ему россий*ское правосознание и отмечал, что в России, в первую очередь со стороны интеллигенции, нет интереса к правовым идеям. Кистяков-ский в работе "В защиту права" приводит стихотворные строки поэта-юмориста Б. Н. Алмазова (вложенные в уста К. С. Аксакова взгляды славянофилов): "По причинам органическим мы совсем не снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал".

Как ориентир для развития государства Кистяковский пред*лагал идею правового и социально-справедливого государства. Право, по глубокому убеждению Кистяковского, должно быть "совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и правительстве. Право, по самому своему существу, стоит над партиями. " "Наши юристы прежде всего должны настаивать на признании за правом самостоятельного значения, так как право должно быть правом, а не каким-то придатком к экономической, политической и другим сторонам общественно-государственной жизни", — писал Кистяковский. Долг российских юристов — "спо*собствовать всеми силами повышению авторитета права, а это по*вышение возможно только при неуклонном осуществлении право*вых норм*. Высшее благо для России, заявлял ученый о современ*ном ему праве, — это "определенность, прочность и устойчивость права".

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множе*ственности методов в изучении права. Исследование вопросов об отношении между правом и государством, правом и хозяйством, правом и обществом, правом и нравственностью, правом и религией и т. д. требует методологии, способной изучать это социальное явле*ние с нормативной, социологической, государственно-организацион*ной, психологической сторон.

Различные понятия права, по убеждению Кистяковского, дол*жны быть не только ориентированы на изучение культурных благ, но и объединены с помощью каких-либо синтетических форм в новый вид познавательной деятельности человека. Эта проблема нищего учения о праве остается актуальной и в настоящее время.

Читайте также: