Сколько звуков в слове заявить
Обновлено: 30.06.2024
В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.
Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".
Что такое фонетический разбор?
Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.
Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией
Что включает в себя фонетический разбор?
Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:
- деление слова на слоги и определение их количества;
- простановку ударения в слове;
- транскрипцию слова на русском языке;
- определение количества букв в слове;
- определение количества звуков;
- определение позиции гласных и согласных звуков и их классификация;
- подсчет количества слогов, букв, звуков в слове.
Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:
- ребенок не усвоил правила фонетического разбора;
- у ребенка есть логопедические проблемы.
Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:
- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?
- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…
Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.
Буквы и звуки русского языка
Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.
Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.
Гласные звуки и буквы
В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.
Гласные буквы и звуки
Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].
Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:
- в начале слова ( Ю ля, Я на, Е меля, Е лисей)
- после гласной (красива Я , мо Ю )
- после ь, ъ (съ Е м, разъ Я ренный)
В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).
Буква
В начале слова, после гласной
После Ь,Ъ
После согласной
Я
Ю
Е
Ё
И
Согласные звуки и буквы
Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.
Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.
Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.
Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.
Согласные буквы и звуки
Классификация согласных звуков
Согласные звонкие непарные (сонорные)
Согласные глухие непарные
Согласные звонкие парные
Согласные глухие парные
Согласные всегда твердые
Согласные всегда мягкие
Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.
Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".
Порядок фонетического разбора слова в начальной школе
Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).
- начинать анализ нужно с произнесения слова и его записи;
- деления слова на слоги и простановки ударения;
- записи возможных вариантов переноса слов;
- записи транскрипции в квадратных скобках.
Примеры транскрипции фонетического разбора: [щ’ино́к], [кат’о́нак], [й’а́сный’], [кап’э́л’], [атэ́л’й’э́];
- рядом с транскрипцией следует указать количество слогов;
- ниже в столбик записываются буквы и звуки;
- после каждого звука, обозначенного квадратными скобками, приводится характеристика (ударный-безударный, глухой - звонкий, твердый - мягкий, парный-непарный);
- завершать разбор слова необходимо проведением горизонтальной линии и подсчетом числа букв, звуков.
Образец фонетического разбора
Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.
Лента букв и звуков
Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.
Примеры фонетического разбора
Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.
Пример фонетического разбора слова "Очки"
Пример фонетического разбора слова "яма"
яма [й’а́ма], я-ма, 2 слога
я - [й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а́] – гласный, ударный
м - [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука
Пример фонетического разбора слова "кукла"
кукла [ку́кла], кук-ла, 2 слога
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
у - [у́] – гласный, ударный
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
л - [л] – согласный, звонкий парный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков
Пример фонетического разбора слова "взгляд"
Взгляд [взгл’а́т], 1 слог
в - [в] - согласный, звонкий парный, твердый парный
з - [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный
г - [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный
л - [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
а - [а́] – гласный, ударный
д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
6 букв, 6 звуков
Пример фонетического разбора слова "отъезд"
Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков
Задания в начальной школе на звуко-буквенный разбор
Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.
Это могут быть такие упражнения:
- найдите в предложении/тексте слова, в которых: число букв больше, чем звуков; число букв меньше, чем звуков; одинаковое количество букв и звуков;
- найдите в предложении слова, где все согласные звуки звонкие или глухие, твердые, мягкие;
- назовите звуки, которые различают данные слова (пыл - пыль, круг - крюк, лед - льет, род - рот, лук - люк, плот - плод, лимон - лиман);
- придумать слова, отличающиеся ударением (кружки - кружки, замок - замок, атлас-атлас).
- Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков. (Лес - сель, лыжи - жилы, лиса - сила, ром - мор, луг - лук)
- Поставь знак ударения в словах: начала, понял, портфель, хвоя.
Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.
Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?
Читайте также: