Сколько в россии детей без попечения родителей

Обновлено: 02.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июня 2020 года N ДГ-812/07

В Минпросвещения России участились обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением мероприятий по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительно информируем, что в настоящее время Минпросвещения России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 397", который проходит согласование в установленном порядке.

Разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397

Далее соответственно - Правила формирования списка, Постановление Правительства Российской Федерации N 397, дети-сироты и лица из их числа, Список.

Правила формирования списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 397, были разработаны и приняты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих единый порядок формирования Списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список, а также порядка исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - Федеральный закон N 159-ФЗ, уполномоченный орган) формирует Список, в который включаются дети-сироты и лица из их числа, достигшие возраста 14 лет.

Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в Список, примерный перечень документов, необходимых для включения в Список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в Список, а также сроки включения в Список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время обозначенные вопросы регламентированы Правилами формирования списка.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Федеральный закон N 159-ФЗ и Правила формирования списка не содержат определение понятия "лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей".

По мнению Минпросвещения России, понятие лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.

Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка. К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.

При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.

Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления.

Полагаем, что в этих ситуациях гражданам, достигшим возраста 23 лет, за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы.

Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.

Согласно пункту 2 Правил формирования списка, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и лиц из их числа, либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации осуществляется формирование Списка.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в сроки, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется в уполномоченный орган, который формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил формирования списка регламентировано, что ведение Списка осуществляется в бумажном и электронном виде, без оговорки "или".

Таким образом, в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации должны быть указаны:

порядок направления Списка;

периодичность получения уполномоченным органом Списков от органов местного самоуправления (например, по состоянию на 1 июля и на 31 декабря).

Соответственно уполномоченным органом должен быть сформирован сводный Список по субъекту Российской Федерации и формироваться он должен с периодичностью, указанной в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. По мнению Минпросвещения России, целесообразно утверждать сводный Список руководителем уполномоченного органа.

Учитывая, что сводный Список по субъекту Российской Федерации формирует уполномоченный орган, Минпросвещения России полагает, что форму Списка должен утверждать также уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.

При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее - ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.

Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.

Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.

Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.

Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.

При реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 397 и Правил формирования списка возникают вопросы, касающиеся места жительства граждан.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Пунктами 23-29 Правил формирования списка определен порядок включения детей-сирот в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства и об исключении их из Списка по прежнему месту жительства.

Согласно пункту 23 Правил формирования Списка при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из Списка по прежнему месту жительства и включении их в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из Списка в уполномоченный орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

С заявлением об исключении из Списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот.

Прием заявления об исключении из Списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

Соответственно, Минпросвещения России отмечает, что новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с пунктом 38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия.

Принимая во внимание изложенное, Минпросвещения России отмечает, что при перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель.

Самостоятельно обратиться гражданин, приобретший полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лицо из числа детей-сирот, имеет право только в случае, если его законный представитель не обратился с таким заявлением до приобретения гражданином полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Право на обеспечение по новому месту жительства соответственно должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия.

Исходя из норм Правил формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением.

Кроме того, Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с Правилами формирования списка прием заявлений о включении в Список осуществляется уполномоченным органом или органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, прием заявлений о включении в Список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Какое лицо считается сиротой

Сиротами являются несовершеннолетние дети, у которых умерли родители или единственный родитель. Государство берет на себя задачу по поддержке таких детей и обеспечивает им социальные пособия и пенсии.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние, родители которых:

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Выплаты и льготы положены также молодым людям от 18 до 23 лет, которые потеряли своих родителей в детстве. В материале мы расскажем о выплатах, которые положены сиротам, детям без попечения родителей и молодым людям до 23 лет из данной категории.



Какие законы регулируют выплаты сиротам и детям без попечения родителей

Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.



Какие пенсионные выплаты положены сиротам

Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.



Какие федеральные и региональные выплаты положены сиротам

  1. Сирота, выпускаясь из спецучреждения, может выбрать для себя помощь в виде комплекта одежды, обуви и прочих вещей или в форме денежной компенсации. Размер выплаты определяет регион.
  2. Единовременная выплата при трудоустройстве. Размер помощи зависит от субъекта РФ. В Санкт-Петербурга такая выплата составит 96 040 рублей, а в Москве 82 355 рублей.
  3. Единовременная выплата в связи с зачислением сироты в профессиональное учебное заведение. Также зависит от решения субъекта РФ. В столице размер выплат составляет 21 403 рубля. . Положена детям по окончании пребывания в организациях для сирот, семье попечителей, опекунов или усыновителей из-за достижения восемнадцатилетнего возраста. Размер выплат регулирует субъект РФ. В Москве выплата составит 24 888 рублей.
  4. Выплата при выпуске из вуза или Ссуза. Зависит от региона.
  5. Ежемесячная выплата супругам-сиротам, которые являются очными студентами. В столице размер выплаты составит 3 286 рублей.
  6. Социальная стипендия и дополнительная материальная помощь студентам-сиротам раз в полгода. Размер выплат зависит от учебного заведения.



Какие требования необходимо соблюсти для получения выплат

Как оформить выплаты, полагающиеся сиротам

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Порядок обращения за выплатами следует искать в специальном региональном нормативном акте.

Решение о назначении выплат принимается в течение десяти рабочих дней. в течение пяти дней после заявителя уведомляют о принятом решении.

Пособия выплачиваются на весь период до совершеннолетия ребенка. При поступлении в учебное заведение выплаты положены с 18 до 23 лет или на весь период обучения сироты.



Какие выплаты положены опекунам и усыновителям

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

При усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в 2021 году пособие составит 144 306,88 рубля.

Опекуны также имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% от среднего заработка. Оформить выплаты можно в органах соцзащиты или МФЦ. Решение о выплатах принимают в течение десяти рабочих дней с момента заявления.

О льготах, которые положены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мы расскажем в наших следующих материалах.


Мы имеем дело с так называемым скрытым сиротством

Александр Гезалов, директор социального Центра Святителя Тихона


Таким образом, мы имеем дело с так называемым скрытым сиротством. Учреждения не занимаются профилактикой сиротства, потому что, во-первых, нет профессиональных кадров по этой проблеме, во-вторых, нет самой задачи, а в-третьих, учреждения просто не хотят сами себе обрубать сук, на котором они сидят. У нас система работает на благо ребенка, а не семьи в целом. Нужно помогать семье, а не одному ребенку.

Когда я работал в Финляндии, я увидел, какие механизмы есть там. Ребенок не живет где-то отдельно, он находится в ближнем окружении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Никто его никуда не помещает. Он находится либо в семье родственников, либо в социальной гостинице, и каждую субботу специалисты собираются на конференцию, где обсуждают, как помочь этой семье.

Ни органы опеки, ни комиссия по делам несовершеннолетних там не следят за этой семьей. С ней работают только социальные работники. На них лежит основная нагрузка, они являются проводниками информации. Уровень профессионализма этих специалистов очень высокий, уровень доверия к ним также очень высокий. Кроме того, часть функций на себя там берут общественные организации. Наши общественные организации чаще занимаются либо праздниками в детских домах, либо помогают детям в больницах.

Что касается озвученных цифр по поводу детей-инвалидов, то тут могу сказать следующее. Действительно, детей-инвалидов стали гораздо чаще брать в семьи, чем раньше, так как улучшили меры поддержки для приемных родителей. Но этих мер по-прежнему недостаточно.

У нас сейчас вот история была – девочка из ПНИ попала в семью. И родители поняли, что, помимо любви, которую они, безусловно, хотят дать этой девочке, ей требуется пандус, подъемник и другие дорогостоящие приспособления. Поэтому у таких семей должно быть дополнительное сопровождение, а не только материальная поддержка в виде фиксированных выплат.

Новые проблемы говорят о том, что мы стали лучше


За этими цифрами стоит действительно достаточно большой путь по активизации семейного устройства, который Россия прошла за последние 10-15 лет. Это путь от ситуации, когда у нас очень мало устраивалось детей в семью и, более того, усыновление было в основном иностранное, за границу, до ситуации, когда у нас сколько выявляется сирот, столько и (даже больше иногда) устраивается в течение года.

Но нужно понимать, что это снижение – не только история про то, что детей очень хорошо стали брать в семьи, а намного более сложная и комплексная. Бессмысленно отрицать, что ситуация семейного устройства изменилась с 2006 года к лучшему. Кроме того, можно сказать, что у нас появились в регионах отдельные (к сожалению, не на территории всей страны) инициативы – либо на уровне государства, либо на уровне НКО – по работе с кровной семьей. Поэтому частично количество сирот уменьшилось из-за того, что где-то начали усердно работать, но не везде.

Но это не только и не столько увеличение семейного устройства, которое у нас с 2016 года не растет на самом деле по абсолютным цифрам, а уменьшение количества детей, которых выявляют вновь и помещают в детские дома. Где-то за этим стоит работа с семьей, а где-то полное отсутствие работы с семьей, поэтому однозначно оценить это явление как позитивное сложно.

Но позитивное в этом, конечно, одно – то, что госорганы отвыкают воспринимать детский дом как единственное решение проблем семейного благополучия. Мы видим своими глазами, что во многих регионах произошло замещение и одновременно со снижением количества детей в банке данных растет количество детей, которые находятся в данных учреждениях, а также других социально-реабилитационных организациях по заявлению родителей. То есть происходит такое перетекание из одного сосуда в другой. И это говорит о том, что у нас пока еще не везде перестали воспринимать размещение детей как решение семейных проблем. Только теперь это в основном размещение по заявлению. И это тоже проблема, потому что они там годами находятся.

Мы можем сказать, что у нас одни проблемы заменили другими. И уже эти проблемы говорят о том, что мы стали лучше. Окуляр улучшился, мы стали видеть большее количество проблемных ситуаций, которые раньше вообще никто не видел. Размещение детей по заявлению родителей наконец-то стало рассматриваться в качестве проблемы, что это плохая мера помощи семье, она не работает на сохранение ребенка в семье. Она в редких случаях действительно является необходимой, например, в больнице кто-то и родственников у него нет, не с кем ребенка оставить. Но в большинстве случаев она абсолютно бессмысленна и работает на разлучение семьи с ребенком, при этом ребенка в другую семью никто тоже не устраивает. Поэтому то, что мы начали видеть такие тонкие проблемы, говорит о том, что мы сделали шаг вперед, но до решения проблемы еще очень далеко.

Постепенно мы начали думать не только о количестве семейного устройства, но и о качестве семейного устройства. Да, у нас возникли школы приемных родителей обязательные с 2012 года. То есть постепенно меняется окуляр, сдвигается видение, мы начинаем видеть индивидуальные конкретные проблемы, это хорошо. Но говорить, что эта цифра значит, что все у нас уже прекрасно, я бы не стала. Сменился вектор понимания некоторых проблем. Мы наконец-то стали говорить в последние годы, что самая главная проблема – это профилактика сиротства и удержание детей от попадания в учреждения.

Как только мы начнем заниматься этой проблемой, в поле нашего зрения попадет и тема насилия в семьях, и она станет более видимой. Это постепенный путь к тому, чтобы тоньше настраивались государственные инструменты помощи детям и семьям. Потому что сегодня это заслуга большого количества приемных семей, которые в последние годы начали брать детей, и отдельных регионов, которые начали устраивать у себя некоторую систему профилактики. Это пока еще не заслуга хорошо выстроенной и хорошо работающей государственной модели помощи.

Что касается детей с синдромом Дауна, по крайней мере, если несколько лет назад такие дети редко устраивались в семьи, и в основном это были зарубежные, то сегодня уже дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, которые не предполагают очень тяжелого состояния ребенка, начали активнее устраиваться в семьи.

Еще раз говорю, нам нужно сейчас обратить внимание не на то, что их нужно куда-то формально перевести, нет такой задачи – просто сменить дислокацию. А на то, что должна быть система, которая направлена в первую очередь на профилактику, на сохранение семьи и во вторую очередь уже на качественное семейное устройство.

То, что в детских домах почти нет детей с синдромом Дауна – вранье

Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка Владимирской области


Было сказано, что у нас в детских домах нет практически ни одного ребенка с синдромом Дауна – это вранье.

На самом деле дети с синдромом Дауна в детских домах есть. Да, есть тенденция, что детей с заболеванием стали забирать, но это не является повсеместным. Мы работаем во Владимирской области в этом направлении, и сейчас у нас, по-моему, 8 детей, но пока еще мы не решили эту проблему, и я уверен, что в других субъектах такая же ситуация. Да, стали брать. Потому что стали рассказывать много об этих детишках, о том, что возможно их воспитывать в семье.

48 тысяч – это цифра честная. Это дети, которые находятся в банке и требуют участия людей для нахождения родителей, усыновления и получения замещающей семьи. Эти дети находятся в детских домах, но здесь есть лукавство.

48 тысяч – это дети со статусом сироты. Если мы сделаем 30 – это будет победа, но я не верю в это, надо быть реалистом. Потому что остались дети какие? Это дети с инвалидностью, с тяжелой инвалидностью, они у нас в интернатах для детей-инвалидов, это сиблинги, большое количество братьев и сестер. Сейчас все-таки законодательство решили изменить, разрешат усыновление и передачу в приемную семью в интересах детей – то есть разделять.

Детей с инвалидностью, сиблингов и детей-мигрантов – их тяжело берут. Дети, у которых родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав – это сложная история. И еще последнее – это подростки, возвращенные из приемных и замещающих семей. И тут 50% возвращенных детей – увеличение есть, потому что они переходят в подростковый возраст, а бабушки/дедушки – это опека, это не приемная семья.

Когда ребенок переходит в подростковый возраст и бабушки/дедушки просто не справляются, они отдают детей в детские дома. Эта категория будет всегда, и мне кажется, что все детские дома не закроются никогда в нашей действительности, потому что будут дети, которые не смогут жить в приемной семье.

Cработала совокупность усилий общества и государства


Это количество – 48000 – это, конечно, усилие общества, и в первую очередь родителей, которые созрели к принятию детей-сирот в свои семьи. Это и усилие средств массовой информации, когда у нас, начиная с 2012 года, пошло такое активное внимание к теме сиротства. Об этом заговорили, стали открываться двери детских домов, волонтеры начали приезжать, и многие через помощь детям пришли в родительство. Сначала просто приехали в детский дом, что-то делали, как-то помогали, но потом поняли, что самая важная помощь для ребенка – это семья, и усыновили. То есть детский дом стал открытой системой. Ну и, конечно, появился посыл государства в том, что стали готовить родителей, открылись школы приемных родителей, людям стали объяснять, что это такое. Информация стала появляться. В качестве поддерживающих мер выплачиваются некие пособия, но хочу подчеркнуть, что это вообще не главное. Это стало поддержкой, но не мотивацией. То есть, конечно, сработала совокупность усилий общества и государства.

Принимать особых детей стали больше – по той же причине: больше информации, больше знаний, больше прокачки родителей. И идет такое обучение друг друга – одна мама приняла ребенка, какое-то время прошло, она начинает уже другим объяснять, что это такое, какие будут особенности жизни в семье, как ребенка развивать, как быть с его образованием. Общество в этом смысле начинает оживать.

У нас в конце концов созрели люди, которые готовы принимать детей на время, пока у них вот такой неясный статус, для того, чтобы им хоть как-то помочь. У меня лично была такая ситуация со средней дочкой. У нее мама в тюрьме сидела, и мы не знали, принимаем мы ее на всю оставшуюся жизнь или только на те два года, которые маме осталось сидеть до завершения срока. В итоге она вышла из тюрьмы, мы поговорили, и она сама сказала, что не потянет, не сможет. И ребенок остался с нами, хотя мы ее принимали, зная, что, возможно, это будет временно. Поэтому не нужно держать детей в домах ребенка, в детских домах, понимая, что они теряют в развитии, теряют в своем росте – всестороннем, моральном, личностном, психологическом, интеллектуальном. Нужно все-таки опираться на семьи, которые могут ребенка пусть временно, но воспитывать. Это, скорее, история для профессиональных приемных родителей.

Статистика детей сирот

В России свыше пятидесяти тысяч детей нуждаются в защите. Они осиротели или лишились попечения родителей. Проблемы детей сирот остаются актуальными независимо от сокращения их численности. Статистика детей сирот позволяет определить их количество и оценить масштабы необходимой государственной поддержки.

Кто такие дети сироты

  1. Несовершеннолетние лица, чьи родители умерли.
  2. Дети, оставшиеся без попечения отца и/или матери. Например, если суд ограничил их права или лишил вовсе. Также если родители объявлены умершими, признаны недееспособными, пропали без вести, отбывают тюремное заключение или отстранились от воспитания отпрысков. Сюда относится более 80% детей.

Дети сироты

Банк данных

В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2018 год демонстрирует сокращение их количества в БД. В марте их было 56 994 человек.


Как оформляется статус ребенка без опеки

Процедура регламентируется приказом Минобразования РФ №101. Такими детьми занимаются органы опеки. Малышу присваивается статус оставшегося без попечения после выявления данного факта. Дальнейшие действия:

  • он временно определяется в приют или больницу;
  • в течение трех дней проводится расследование данного факта;
  • сведения заносятся в банк данных;
  • в течение месяца осуществляется окончательное устройство несовершеннолетнего гражданина.

Данные ребенка заносятся в журнал учета. Кандидаты в усыновители могут пользоваться информацией бесплатно. Статистика детей сирот охватывает:

  • воспитанников образовательных учреждений;
  • совершеннолетних лиц, чьи родители лишились своих прав по решению суда;
  • малышей устроенных в семьи.

Органы опеки осуществляют учет детей сирот, оформляют попечительство, контролируют исполнение обязанностей приемными семьями. С ним сотрудничает соцзащита, управление образования и здравоохранения. Форма устройства детей – разная.

Стационарные учреждения

В системе здравоохранения к учреждениям для детей сирот относятся дома малюток. Здесь находятся малыши в возрасте 1,5–3 лет. После достижения трехлетнего возраста малыш переводится в учреждение дошкольного/школьного образования для детей сирот.

Детские дома-школы и школы-интернаты относятся к образовательным учреждениям. Сироты с ограниченными возможностями передаются в организации временного пребывания. Статистика детей сирот в России составляет почти 2% от общей численности лиц в возрасте до 18 лет.

Дома для детей сирот – самая распространенная форма социальных учреждений. В их составе имеются жилые, медицинские, учебные заведения.

Иногда осиротевшие дети обучаются в обычной школе, а остаток времени проводят в детском доме.

Детские дома интернаты

Статистика детей сирот за 2017 год отмечает уменьшение количества стационарных учреждений на 41% по отношению к 2011. Причина – увеличение количества малышей, которые обрели семью.

Детские дома интернаты также подвергаются реорганизации. Одни учреждения закрывают, другие увеличивают. В конце 2017 года функционировало всего 779 заведений.

Количество подопечных сократилось почти на 56% по сравнению с 2011 годом. Статистика детей сирот в РФ по видам стационарных учреждений (2017 год):

Виды учреждений Количество госучреждений Количество воспитанников
Общее число организаций Минобразования 779 34604
Детские дома 602 22000
Школы-интернаты 44 3509
Коррекционные школы-интернаты 118 8836
Иные организации 15 259

Помещение в семью

Устройство детей сирот в семью является приоритетным направлением работы органа опеки. Оптимальным вариантом для малыша является забота близких людей. Формы устройства:

  1. Усыновление /удочерение.
  2. Опека детейсирот (0–14 лет).
  3. Попечительство сирот (14–18 лет).
  4. Приемная семья . Способ подразумевает заключение договора с опекунской службой. Такой семье от государства полагается денежное вознаграждение и выплаты.
  5. Патронажная семья. Такая модель используется временно, т. е. пока ребенок не вернется в семью.
  6. Деревня SOS . Представляет собой объединение из 10–15 семей. В каждой живет от 5 до 7 малышей. В штате – SOS-мамы и папы и те, кто им помогает (педагоги, специалисты, обеспечивающие работу коммуникаций, бухгалтерия, охрана). На территории РФ всего шесть таких деревень.

Опека и попечительство применяется в отношении родственников, которые готовы взять на себя воспитание детей сирот. Опекуны обретают родительские права и становятся распорядителями имущества подопечных. Их обязанности – защита жизни и здоровья сирот, обеспечение их безопасности.

Статистика детей сирот в России демонстрирует ежегодное увеличение доли малышей, которые нашли новую семью. В 2017 году показатель достиг 88,6% от общего количества подопечных.

Статистика детей сирот

Сегодня в стране около 180 тыс. приемных родителей и усыновителей, столько же – кровных опекунов.

Усыновителям полагаются те же выплаты, что получает любая другая семья, в которой родился малыш.

Размер пособия на ребенка в 2018 году в среднем составляет 10 523 руб. Семье полагаются выплаты пока малыш не достигнет полутора лет.

Защита прав ребенка

  • жилье;
  • медицинское обслуживание;
  • трудоустройство;
  • судебная защита.

Контроль над полнотой реализации прав детей сирот осуществляет прокуратура. Нарушение их прав предусматривает административную или уголовную ответственность.

Права детей сирот

Помимо вышеупомянутых гарантий детям сиротам полагаются финансовые выплаты. Их оформлением занимаются органы соцзащиты. Опекун должен представить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении подопечного, СНИЛС;
  • информацию о счете для перечисления средств;
  • доказательства о наличии льготы.

Льготы детям сиротам предоставляются за счет бюджета. Региональные органы власти вправе расширить перечень льгот.

Пенсионные выплаты

Детям сиротам полагается два вида пенсий:

  1. Страховая. Ее назначают с учетом рабочего стажа одного из родителей.
  2. Социальная. Определяется региональными органами власти, если родители малыша не были официально трудоустроены.


Суд вправе взыскать алименты с родителей, которые были лишены родительских прав. Денежные отчисления делаются на счет ребенка. За неработающего родителя платит государство.

Льготы на образование

Дополнительные возможности детям сиротам предоставляются при поступлении в Вуз, техникум и во время обучения. Им проще стать слушателями подготовительных курсов. Чтобы стать первокурсником, достаточно сдать вступительные экзамены.

Закон предполагает государственное обеспечение детей сирот. Обучение, питание, проживание и выплата стипендии осуществляется из регионального бюджета. Размер стипендии у сирот в 1,5 раза больше, чем у обычных студентов. Причем на ее выплату не влияют оценки на сессии.

Раз в год детям сиротам выплачивается пособие на покупку книг и иных расходных материалов. Его размер равен трем стипендиям учебного заведения. Студенты вправе получить деньги наличными на покупку обуви или одежды. Детям сиротам полагается:

  • оплачиваемая производственная практика (100% заработка);
  • материальная помощь после окончания учебы;
  • бесплатное высшее образование;
  • бесплатный проезд до места обучения и обратно 1 раз в год.

Обеспечение жильем

Способы реализации гражданских прав:

  1. Сохранение за несовершеннолетним наследником родительской квартиры (при наличии);
  2. Обеспечение квартирой после достижения 18 лет.

В первом случае на время пребывания в детдоме, получения образования, армейской службы или тюремного заключения – за сиротами сохраняется жилье.


Предоставлением жилья детям сиротам вне очереди занимаются местные администрации. Ребенок без квартиры включается в соответствующую очередь. Если подросток воспитывался в интернате для детей сирот, то на квартирный учет его ставит администрация.

Компенсация детям сиротам из регионального бюджета полагается даже за съем жилья. Например, в Уфе несколько лет детей сирот обеспечивают квартирами из спецжилфонда. Часть жилья выкупается городской администрацией и по договору социального найма передается сиротам.

Обеспечение сирот жильем

Статистика жилья детям сиротам в РФ показывает, что с 2015 года ежегодно на жилье перечисляется из федерального бюджета по 6,9 млрд. руб. Однако денег явно недостаточно. Субъектам требуется не менее 140 млрд. руб.

  • они являются собственниками унаследованного жилья и квартиросъемщиками по договору социального найма;
  • имеется постоянная регистрация в квартире.

Льготы по оплате коммунальных услуг полагаются лицам, которые оформили опеку над сиротами. Им возмещается 50% от суммы, уплаченной за свет, газ или воду. Полный перечень льгот можно уточнить в администрации.

Поддержка в сфере медицины

Медицинские услуги предоставляются сиротам бесплатно. В отдельных областях лекарственные препараты выдаются за счет бюджета.

Решение о лечение детей в федеральной клинике принимает Минздрав. Опекуну нужно подготовить документы на ребенка и передать их на рассмотрение в министерство.


В регионах сиротам часто выдают путевки в лагеря отдыха на льготной основе. Порядок диспансеризации детей сирот закреплен приказом Минздрава РФ от 11.04. 2013 № 216н. Действие документа распространяется также на усыновленных детей и принятых в семью под опеку.

Право на трудоустройство

При обращении граждан в возрасте 14–18 лет в службу занятости населения, изначально выясняется их профпригодность и рассматриваются варианты трудоустройства. Пособие по безработице выплачивается несовершеннолетним лицам на протяжении полугода в размере среднего заработка.

Иные преференции

Дополнительные виды поддержки детей-сирот:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте, кроме, такси и частных перевозчиков;
  • разовая выплата и ежемесячное пособие семье, принявшей сироту.

Профилактика сиротства

Государство призвано защищать права несовершеннолетних граждан. Наиболее действенный инструмент – профилактика появления социальных сирот. Она включает предоставление семьям разнообразно помощи, устранение риска неблагополучия. Виды профилактики:

  1. Популяризация семейных ценностей.
  2. Меры по раннему выявлению проблем в семьях.
  3. Системная работа с сиротами по их социальной адаптации.

1. Популяризация семейных ценностей
Фильмы про детей сирот

Художественные фильмы про детей сирот:

  1. Мужики (1981).
  2. Пацаны (1983).
  3. Марш-бросок (2003).
  4. Итальянец (2005).
  5. Свои дети (2007).
  6. Ярик (2007).
  7. Волчок (2009).
  8. Джейн Эйр (2011).
  9. Мальчик с велосипедом (2011).
  10. Деточки (2012).

Книги о сиротах

Популярные книги о детях сиротах:

Заключение

Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно. При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества. Только 10% выходцев из детских домов способно самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей. Поэтому меры господдержки нацелены на повышение социализации детей сирот.

С 2005 года количество записей в базе данных уменьшилось в 3,7 раза. Количество детей сирот по статистике на 01.09.2018 года составляет менее 47,8 тыс. Причина – усыновление/удочерение и разные формы устройства малышей в семьи.

Читайте также: