Сколько терапевтов положено на 10000 населения

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с подпунктом 68) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить государственный норматив сети организаций здравоохранения (далее - государственный норматив) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан по перечню согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Департаменту инвестиционной политики Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Министра здравоохранения Республики Казахстан
М. Шоранов

Приложение 1 к приказу
Исполняющего обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 15 октября 2020 года
№ ҚР ДСМ - 133/2020

Государственный норматив сети организаций здравоохранения

1. На районном уровне:

1) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь:

медицинский пункт, создаваемый в каждом населенном пункте (сельском округе) с численностью среднегодового населения от 50 (пятьдесят) до 800 (восемьсот) человек*;

фельдшерско-акушерский пункт, создаваемый в каждом населенном пункте (сельском округе) с количеством населения от 800 (восемьсот) до 1500 (одна тысяча пятьсот) человек;

врачебная амбулатория, создаваемая в населенном пункте (сельском округе) с количеством прикрепленного населения от 1500 (одна тысяча пятьсот) до 10000 (десять тысяч) человек;

центр первичной медико-санитарной помощи, создаваемый в населенном пункте (сельском округе) с количеством прикрепленного населения от 10000 (десять тысяч) до 30000 (тридцать тысяч) человек;

районная поликлиника, создаваемая в районном центре в составе районной больницы или межрайонной больницы;

номерная районная поликлиника, создаваемая при районной больнице в районе, имеющем сельские населенные пункты с численностью населения от 30 000 (тридцать тысяч) и выше;

2) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие стационарную помощь:

районная больница, создаваемая в районном центре и городах районного значения**;

номерная районная больница, создаваемая в районе, имеющем сельские населенные пункты с численностью населения от 30000 (тридцать тысяч) и выше;

многопрофильная межрайонная больница, создаваемая на базе существующей районной больницы для обслуживания населения нескольких близлежащих районов с численностью обслуживаемого населения от 50000 (пятьдесят тысяч) и выше**;

реабилитационная, паллиативная помощь, сестринский уход организуются в форме структурного подразделения (койки) районной или межрайонной больницы;

3) в районах организация, осуществляющая деятельность в сфере патологической анатомии (цитопатологии), создается как централизованное патологоанатомическое отделение в структуре районной или межрайонной больницы;

4) скорая медицинская помощь организовывается в форме структурного подразделения областной станции скорой медицинской помощи;

5) республиканские организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

структурные подразделения национального центра экспертизы, создаваемые на районном уровне;

отделения противочумных учреждений, создаваемые в природных очагах инфекционных заболеваний.

2. На городском уровне:

1) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь:

врачебная амбулатория, создаваемая в городах в пределах зоны территориального обслуживания с численностью прикрепленного населения от 1500 (одна тысяча пятьсот) до 10000 (десять тысяч) человек;

центр первичной медико-санитарной помощи, создаваемый в городах в пределах зоны территориального обслуживания с численностью прикрепленного населения от 10000 (десять тысяч) до 30000 (тридцать тысяч) человек;

городская поликлиника (далее - ГП), создаваемая в городах с численностью прикрепленного населения в пределах зоны территориального обслуживания более 30000 (тридцать тысяч) человек, но не менее одной ГП;

первичный центр психического здоровья создается в составе ГП с численностью прикрепленного населения от 60000 (шестьдесят тысяч) человек и выше, в том числе для обслуживания населения одной или нескольких близлежащих амбулаторно-поликлинических организаций;

стоматологическая поликлиника, создаваемая в городах республиканского значения и столице;

консультативно-диагностический центр как структурное подразделение многопрофильной больницы в городах республиканского значения и столице;

молодежный центр здоровья;

2) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие стационарную помощь:

городская больница, создаваемая в городах с населением менее 100000 (сто тысяч) человек;

многопрофильная городская больница, создаваемая в городах республиканского значения, столице и в городах, для обслуживания населения близлежащих районов с численностью обслуживаемого населения более 100000 (сто тысяч);

многопрофильная городская детская больница, создаваемая в городах с населением более 300000 (триста тысяч) человек, в городах республиканского значения и столице;

центр психического здоровья, создаваемый в городах республиканского значения и столице;

центр фтизиопульмонологии, создаваемый в городах республиканского значения и столице;

перинатальный (родильное отделение), онкологический, инфекционный, кожно-венерологический, травматологический, инсультный, ревматологический, офтальмологический, кардиологический и кардиохирургический центры создаются как структурные подразделения многопрофильных больниц;

3) станция скорой медицинской помощи, создаваемая в городах республиканского значения и столице. В городах, кроме городов республиканского значения и столицы, создается как структурное подразделение областной станции скорой медицинской помощи;

4) организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации – санаторий, специализированный санаторий, профилакторий, реабилитационный центр или отделение (койки) реабилитации, организуемые при многопрофильной больнице;

5) организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход – хоспис, больница сестринского ухода или отделение, койки, организуемые при многопрофильной больнице, центре фтизиопульмонологии;

6) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, создаются в городах с населением более 300000 (триста тысяч) человек, в городах республиканского значения и столице, при отсутствии в них республиканских организаций здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови;

7) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере патологической анатомии (цитопатологии), создаваемые в городах республиканского значения и столице, а также в городах с численностью населения более 300000 (триста тысяч) человек. В городах с численностью населения менее 300000 (триста тысяч) создается как централизованное патологоанатомическое отделение в структуре городской или межрайонной больницы;

8) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД, создаваемые в городах республиканского значения и столице;

9) организации здравоохранения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, от рождения до трех лет, детей с дефектами психического и физического развития от рождения до четырех лет, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение семей с риском отказа от ребенка, создаваемые в городах республиканского значения и столицы;

10) организации технического и профессионального, послесреднего образования в области здравоохранения, создаваемые в городах, в городах республиканского значения и столице;

11) республиканские организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

национальный центр экспертизы, создаваемый в столице, со структурными подразделениями в столице, городах республиканского значения;

научные организации, создаваемые в городах республиканского значения;

противочумные учреждения, создаваемые в природных очагах инфекционных заболеваний;

12) национальный холдинг в области здравоохранения, создаваемый на республиканском уровне в столице в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. На областном уровне:

1) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь:

консультативно-диагностический центр как структурное подразделение многопрофильной областной больницы;

молодежный центр здоровья;

2) организации здравоохранения и (или) их структурные подразделения, оказывающие стационарную помощь:

многопрофильная областная больница, создаваемая в областном центре;

многопрофильная областная детская больница, создаваемая в областном центре;

областной центр психического здоровья, создаваемый в областном центре;

областной центр фтизиопульмонологии, создаваемый в областном центре;

перинатальный (родильное отделение), онкологический, инфекционный, кожно-венерологический, травматологический, инсультный, ревматологический, офтальмологический, кардиологический и кардиохирургический центры создаются как структурные подразделения многопрофильных больниц;

3) областная станция скорой медицинской помощи, включающая отделение санитарной авиации;

4) организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации – санаторий, специализированный санаторий, профилакторий, реабилитационный центр, или отделение (койки) реабилитации, организуемые при многопрофильной больнице;

5) организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход – хоспис, больница сестринского ухода или отделение, койки, организуемые при многопрофильной больнице, центре фтизиопульмонологии;

6) организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови;

7) организации, осуществляющие деятельность патологической анатомии (цитопатологии);

8) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД;

9) организации здравоохранения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, от рождения до трех лет, детей с дефектами психического и физического развития от рождения до четырех лет, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение семей с риском отказа от ребенка, создаваемые на областном уровне;

10) организации технического и профессионального, послесреднего образования в области здравоохранения, создаваемые на областном уровне.

* медицинский пункт создается в населенном пункте с численностью населения менее 50 (пятидесяти) человек, при отсутствии медицинской организации в радиусе более 5 километров в соответствии с подпунктом 15) пункта 2 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс).

** отделения районной больницы или межрайонной больницы создаются в отдаленных сельских населенных пунктах (округах) с численностью обслуживаемого населения не менее 5000 (пять тысяч) человек в соответствии с подпунктом 15) пункта 2 статьи 12 Кодекса.

Настоящий государственный норматив сети организаций здравоохранения Республики Казахстан устанавливает норматив сети организаций здравоохранения Республики Казахстан, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, а также медицинскую помощь в рамках системы обязательного социального медицинского страхования и обеспечивает минимальный социальный стандарт "Обеспечение доступности услуг здравоохранения населению" в соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан от 19 мая 2015 года "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях".

Приложение 2 к приказу
Исполняющего обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 15 октября 2020 года
№ ҚР ДСМ - 133/2020

Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан

В Москве и Санкт-Петербурге ввели дополнительные выплаты за работу с ковидными пациентами

Работники медицинских организаций Санкт-Петербурга, оказывающие помощь пациентам с COVID-19, в 2021 году получат компенсационные доплаты к федеральным социальным выплатам. Губернатор Александр Беглов подписал соответствующее постановление. Пока дополнительные выплаты медикам введены на шесть месяцев — с 01.01.2021 по 31.07.2021, но городские власти при необходимости и в зависимости от ситуации с заболеваемостью коронавирусом обещают их продлить до конца 2021 года.

Минтруд и Минздрав проанализируют порядок формирования заработной платы медицинских работников, а затем утвердят размеры окладов для врачей, младшего и среднего медперсонала. Новые правила начисления зарплат заработают уже в 2022 году.

Дополнительные компенсации получат все сотрудники медучреждений, подведомственных городской администрации. Размер зависит от места работы и квалификации и составляет за одну нормативную смену (руб.):

  • врачам скорой помощи — 1730;
  • фельдшерам скорой помощи — 865;
  • младшему медперсоналу скорой помощи — 660;
  • водителям машин скорой помощи, в том числе занятых в организациях, предоставляющих транспортные услуги работающим с ковидными пациентами, — 395;
  • прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания скорой медицинской помощи, — 93;
  • врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную помощь в стационарных условиях, — 2115;
  • фельдшерам и медсестрам в стационарах — 1020;
  • младшему медицинскому персоналу в стационарах — 630.

Отдельно установлены доплаты для лиц, работающих в лабораториях диагностики COVID-19 и проводящих судебно-медицинские исследования тел умерших, инфицированных SARS-CoV-19. Им положено за одну нормативную смену (руб.):

  • врачам — 3376;
  • среднему медицинскому персоналу — 2114;
  • младшему медицинскому персоналу — 1057;
  • прочему персоналу — 522.

Водителям неотложной помощи, а также водителям, осуществляющим транспортировку пациентов, у которых выявлен COVID-19, и прочим медработникам и персоналу, в том числе осуществляющим дезинфекцию, положено дополнительно 522 руб. за одну нормативную смену.

В Москве тоже ввели дополнительные выплаты медработникам, работающим в стационарах, на станциях скорой помощи имени А.С. Пучкова, Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Постановлением мэрии Москвы эти цели из городского бюджета выделено 3 млрд рублей.

Московским медикам власти намерены доплачивать не за отработанные нормативные смены, а за месяц. Выплаты установлены в таких размерах:

  • врачам в стационарах — 70 000 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу в стационарах — 50 000 руб.;
  • младшему медицинскому персоналу и прочим работникам стационаров — 30 000 руб.;
  • врачам Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, осуществляющим оказание экстренной помощи и медицинскую эвакуацию, — 50 000 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу скорой помощи — 30 000 руб.;
  • врачам амбулаторных КТ-центров и городских поликлиник, выявившим COVID-19 и ведущим медицинское наблюдение на дому, — 70 000 руб.;
  • среднему амбулаторному медицинскому персоналу — 50 000 руб.;
  • врачам, выполняющим исследования грудной клетки методом КТ, — 30 000 руб.;
  • среднему медперсоналу, занятому на проведении КТ, — 25 000 руб.

Новый размер выплат за работу с больными COVID-19 до конца 2021 года

Правительство РФ официально опубликовало постановление №1762 от 30.10.2020, которым установлена социальная выплата медработникам в 2021 году и порядок ее выплаты медицинским и иным работникам организаций, оказывающих медицинскую помощь в диагностике и лечении коронавирусной инфекции. Доплаты медикам продлены на период с 01.11.2020 до 31.12.2021. Теперь их размер зависит от:

  • должности медработника;
  • характера его работы;
  • количества отработанных в месяц нормативных смен, которые определены как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленного для соответствующей категории работника.

Новые специальные социальные выплаты заменят стимулирование, действовавшее до 31.10.2020.

Новый размер выплат врачам, фельдшерам и медсестрам

Постановлением кабмина установлено, что доплата назначается за одну нормативную смену. Вот какие выплаты положены медицинским работникам согласно постановлению правительства №1762:

  • врачам скорой помощи — 2430 руб.;
  • среднему медперсоналу скорой помощи — 1215 руб.;
  • младшему медперсоналу скорой помощи — 950 руб.;
  • фельдшерам по приему вызовов скорой помощи — 600 руб.;
  • водителям машин выездных бригад скорой помощи — 1215 руб.;
  • врачам стационаров — 3880 руб.;
  • врачам, оказывающим помощь в амбулаторных условиях, — 2430 руб.;
  • среднему медицинскому персоналу — 2430 руб.;
  • младшему медперсоналу стационаров и среднему медперсоналу, оказывающему медпомощь в амбулаторных условиях, — 1215 руб.;
  • младшему амбулаторному медперсоналу — 600 руб.

Отдельно установлены размеры доплат сотрудникам патолого-анатомических бюро.

В постановлении правительства №1762 разъясняется, будут ли доплаты медикам, не работающим с коронавирусом, — да, но не социальное стимулирование. Такие медработники получат все выплаты, которые причитаются им согласно положению об оплате труда медорганизации. Социальная поддержка по постановлению №1762 положена тем врачам и медицинским работникам, которые оказывают помощь в диагностике и лечении пациентов с COVID-19 или участвуют в оказании медпомощи коронавирусным больным, и специалистам, контактирующим с ковидными пациентами.

Новый порядок перечисления денег медикам

Все меры поддержки медиков из-за коронавируса

Следите за изменениями, связанными с выплатами и льготами из-за коронавируса, с помощью обзора КонсультантПлюс. Переходите по ссылке ниже, чтобы получить бесплатный доступ к системе.

Мобилизация медработников

В условиях вспышки и массового распространения заражения коронавирусом на плечи медицинских работников легла огромная нагрузка. Премьер-министр поручил правительству разработать механизм расчета стимулирования медиков, задействованных в эпидемиологических мероприятиях. Минздрав РФ в приказе №198н от 19.03.2020 утвердил временный порядок работы медучреждений в период эпидемии (аналогичный приказ №171 не применяется!). Приказом №246 от 27.03.2020 документ расширен. Информация о медработниках в Единой информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ) была срочно актуализирована. Пока срочная мобилизация медперсонала не требуется, но сценарий зависит от масштаба распространения инфекции.

Особые выплаты на время карантина: федеральные и региональные

Федеральные меры поддержки определены поручением президента и постановлением правительства №484 от 12.04.2020, в п. 11 которого перечислены выплаты медикам:

  • 80 000 руб. — врачам стационаров;
  • 50 000 руб. — врачам скорой помощи и среднему медперсоналу стационаров;
  • 25 000 руб. — среднему и младшему медперсоналу скорой помощи, водителям скорой помощи, младшему медперсоналу стационаров.

Распоряжением правительства №976-р от 12.04.2020 определены суммы бюджетной поддержки для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.

Помимо федеральных, действуют и региональные выплаты медикам, работающим с коронавирусом, — за особые условия труда и дополнительную нагрузку (предусмотрена постановлением правительства №415 от 02.04.2020). Она рассчитывается в процентах от среднемесячного дохода в субъекте РФ за 9 месяцев 2019 года и составляет:

  • 100% — врачам-специалистам, работающим в стационарах;
  • 80% — врачам первичной медико-санитарной помощи, врачам скорой;
  • 50% — среднему медперсоналу специализированных стационаров;
  • 40% — среднему медперсоналу скорых, первичной медико-санитарной помощи;
  • 20% — доплаты медикам первичного звена.

Аналогичные требования и правила начисления дополнительных выплат содержит приказ ФМБА №106 от 13.04.2020.

Федеральным законом №121-ФЗ от 22.04.2020 внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Материальное стимулирование медиков, оказывающих помощь гражданам, зараженным коронавирусной инфекцией, и лиц из групп риска заражения не облагается НДФЛ.

Условия получения

Доплаты предназначены медицинскому персоналу, оказывающему помощь больным COVID-19, тем, кто внесен в специальный информационный ресурс, созданный в соответствии с правилами учета информации о заболевших, утвержденными постановлением правительства №373 от 31.03.2020.

Определяет перечень должностей, которым устанавливается президентская доплата, региональный Минздрав или руководство клиники, издавая локальный нормативный акт (так требует письмо Минздрава №16-3/И/2-5951 от 06.05.2020).

При окончательном расчете сумм, подлежащих выплате, используют районные коэффициенты.

Оплата дней, объявленных нерабочими

В указе президента отмечено, что нерабочий период не распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности. Это значит, что и частные, и бюджетные больницы и поликлиники продолжат работать. На период карантина и самоизоляции лечебные учреждения поменяли режим работы. Отменены плановые приемы, выдача справок (например, для бассейна), диспансеризации, проф- и медосмотры. Возможны телефонные консультации при заболеваниях, не несущих вред жизни. Планово принимают хронических больных и беременных женщин, работают узкие специалисты. Стоматологии принимают только экстренные обращения. Расписание работы разное и зависит от эпидситуации в регионе. Несмотря на это, допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений, других специалистов остается без изменений.

Если медицинского работника отправили на карантин с подозрением на коронавирусную инфекцию, он оформляет больничный лист по новым правилам, вступившим в силу 20 марта.

Возможно, некоторые частные больницы, стоматологии закроются на время, объявленное нерабочим. В этих случаях целесообразно объявить простой и оплачивать его исходя из 2/3 должностного оклада.

Доплаты, не связанные с карантином

Цель стимулирующих выплат — повысить качество работы, привлечь высококвалифицированных врачей и средний персонал. К примеру, оплата по дорожной карте медработников предусматривает поэтапное улучшение качества медицинских услуг и параллельное повышение зарплаты.

Кто вправе рассчитывать на стимулирование:

  • медицинские специалисты разного звена;
  • специалисты, выполняющие немедицинскую работу, т. е. вспомогательный персонал.

Административные сотрудники получают доплаты, если сочетают с основной деятельностью прием больных.

Виды надбавок медикам

ТК установлены обязательные надбавки, которые регулируются федеральными и региональными нормативными документами. Это базовые, компенсационные и социальные выплаты. Кроме того, медикам положены стимулирующие надбавки, правила назначения которых устанавливаются в локальных актах медучреждения. Руководство обязано ознакомить с этими документами всех сотрудников. Критерии стимулирования следующие:

  • отработанное время;
  • объем и эффективность работы;
  • размер выслуги лет;
  • другие.

Министерство здравоохранения разрабатывает методику начисления выплат — приказ Минздравсоцразвития №818. На его основе создаются соответствующие локальные положения о стимулирующих выплатах в медицинских организациях на местах. В конце каждого месяца, руководствуясь этими документами, администрация назначает и выплачивает надбавку сотрудникам.

Кроме стимулирующих, есть дополнительные мероприятия:

Критерии эффективности медперсонала

Оценку эффективности персонала проводит администрация комиссионно — с учетом мнения профсоюза и работников. Основой для расчета являются рекомендации Минздрава. Это приказ №421 от 28.06.2013 и приказ Минздрава №30н от 08.08.2014. Результат заседания комиссии — оценочный акт, на его основании издается приказ о выплате. Основные критерии, как начисляются выплаты медработникам, следующие:

  • процент выполненного госзаказа;
  • процент посещений с профилактической целью;
  • наличие жалоб и общая удовлетворенность качеством помощи;
  • отсутствие запущенных форм онкологических заболеваний, декомпенсаций СД;
  • процент охвата диспансеризацией.

Это требования к работе участкового терапевта. Аналогичные способы оценки установлены для других категорий: участкового педиатра, врачей скорой помощи, врачей стационаров и т. д., включая оценку деятельности младшего и среднего медицинского звена. В 2020 году введена дополнительная плата за раннее выявление онкологического заболевания.

Правила расчета доплат

Методика расчета тоже описывается в положении об оплате труда — каждая организация разрабатывает ее самостоятельно (за основу возьмите предложенную приказом Министерства здравоохранения №696н от 31.10.2014).

Положение об оплате труда

За эффективность труда начисляются баллы или процент от оклада, фиксированные значения (в каждом учреждении собственная методика). Доплата за категорию медработникам в 2020 году и за стаж тоже относится к стимулирующим.

Случаи лишения доплат

Этот вид выплат распространяется только на медицинских работников. Исключения составят:

В локальном положении указывается, предполагают ли стимулирующие выплаты медработникам депремирование, аналогично критериям оценки эффективности, утвержденным приказом №421. Доплаты не производятся при наличии дисциплинарных взысканий, при обнаружении фактов платного лечения в рамках программы государственных гарантий. Дополнительно включены варианты лишения выплат руководителей взрослого и детского учреждений, стационара.

Минтруд и Минздрав РФ представили проект правительственного постановления об утверждении параметров отраслевой системы оплаты труда медицинских работников в госучреждениях здравоохранения. Оклад будет формироваться исходя из трех параметров: расчетной величины, установленной на уровне 13 617 рублей, коэффициента сложности выполняемой работы по должностям и коэффициента региональной экономической дифференциации. Запустить пилотный проект планируют в 440 медорганизациях в семи регионах страны в декабре 2021 года.

Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:

1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.

2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.

3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.

4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.

5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.

6. Медицинская сестра участковая – 1,44.

7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.

8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.

9. Врач-стажер – 1,77.

10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.

11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.

12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.

13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.

14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.

15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.

16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.

Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.

Стимулирующие выплаты

Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.

Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.

Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.

Компенсационные выплаты

На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).

О пилотном проекте

Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2021 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.

В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2021 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2021 года.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Читайте также: